Известные клоуны мира. Самые известные клоуны ссср и россии. Михаил Румянцев — Карандаш

Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

Цирк без клоуна – не цирк. 10 декабря, в день рождения легендарного Карандаша, вспомним о семи самых ярких представителях солнечной профессии, своим мастерством создававших эмоции и настроение.

Михаил Румянцев

Знаменитый советский клоун, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР родился в Петербурге в далеком 1901 году. В 13 лет Миша поступил в школу Общества поощрения художеств, но учился без интереса. Зато проявил талант в рисовании и с 1922 по 1926 год писал плакаты для городского театра, афиши для кинотеатров, а затем и цирка. В очередных гастролях Михаил знакомится с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, повлиявшим на дальнейшую судьбу артиста – будущий Карандаш поступает в школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Так началась карьера звезды. С 1928 Карандаш начал появляться на публике в образе Чарли Чаплина, а с 1936 года работал в Московском цирке. Его выступления отличались сатирой и динамичностью, обязательным использованием тематики актуальных событий. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

Казимир Плучс

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Рудольф Славский

Родившийся 21 декабря 1912 года в Царицыне (Сталинград - Волгоград) артист цирка и эстрады, режиссер и литератор, по заверению историка цирка Ю. Дмитриева, стал основоположником сюжетных номеров в театральном искусстве. Началось всё с номера для цирка "Эквелибр на свободной проволоке" - лирико-комедийной сценки "Свидание у яхт-клуба". Рудольф, человек с праздничной профессией, был участником Великой Отечественной войны с самого ее начала, а в 1945 вернулся к артистической деятельности, занявшись, кроме прочего, режиссурой и постановкой детских представлений. В 1961-80 годах был режиссером-педагогом Всесоюзной творческой мастерской искусства эстрады Маслюкова, а с 1950 года начал писать. Славский - автор-составитель 2-го издания энциклопедии "Цирк" (1979), один из учредителей Академии циркового искусства.

Леонид Енгибаров

Грустный шут, клоун-философ и поэт, Леонид Георгиевич обладал яркой индивидуальностью и создал собственный образ. Он окончил Государственное училище циркового искусства и выбрал не проторенную дорогу, а свою, совершенно особенную – смесь пантомимы и поэтической клоунады. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Многие зрители, привыкшие в цирке отдыхать, были разочарованы увиденным, большинство коллег советовали сменить флегматичное амплуа, клоун был непреклонен. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «…увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

Олег Попов

«Солнечный клоун» родился в 1930 году и, как и большинство соратников, окончил Государственное училище циркового искусства, дебютировав на арене в качестве эквилибриста. В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Олег Константинович вляется Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.). Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа.

Леонид Куксо

Человек-оркестр! Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов! Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. "Здравствуй, Ле-е-еня!" – сказал на весь зал один из них, и вместо снимаемой «шляпы» в руке у клоуна остался диск с полями, а на голове сверкающая лысина. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров – песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование! Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью.

Юрий Никулин

Дебютировавший в кино в 36 лет артист и преданный ассистент именинника Карандаша был поклонником циркового искусства. Любимый комик нескольких поколений зрителей, Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву. По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Забавно, что при попытках поступить в знаменитые театральные институты и училища, Никулин получал отказы с обоснованием «Отсутствие актерского таланта». Как же заблуждались в приемных комиссиях! Юрий поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, а в дальнейшем остался там работать. Никулин трудился с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году творческий тандем развалился из-за рабочего конфликта, а Никулин с Шуйдиным создали собственный клоунский дуэт. В 1981 году 60-летний Юрий Владимирович перешел на административную должность директора цирка, которому отдал 50 лет своей жизни.

Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

Его выступлениям было свойственно смешение жанров: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада - все это включалось в номера Олега Константиновича.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.).

Куклачев - кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: "Золотая корона" в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, "Золотой Оскар" в Японии (1981), приз "Серебряный клоун" в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников - "Уроки доброты". А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) - клоун, дрессировщик . Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские - были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе "Беспокойные сердца". В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием "Ой-ой-ой!". Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле "Бумбараш" (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле "Самый радостный день" по мотивам рассказа Антона Чехова "Каштанка" он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский - основатель семейного цирка "Май", в котором сегодня выступает вся его семья - жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис - сценический псевдоним Бобо, дочь Елена - Лулу, внучка Наташа - Нюся.

Во всех программах цирка "Май" всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Советские клоуны считались одними из лучших на планете. Цирк в Советском Союзе был отдельным видом искусства, который пользовался огромной популярностью. Многих клоунов и сейчас вспоминают те, кто лично застал их на первых выступлениях. О самых известных из них расскажем в этой статье.

Среди советских клоунов один из самых известных - народный артист СССР, кумир нескольких поколений советских любителей юмора и смеха Юрий Никулин. Он родился еще в Смоленской губернии в 1921 году. Его родители были артистами, так что судьба Юрия оказалось во многом предопределена.

В 1939 году сразу после окончания школы его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом. В 1943-м подхватил воспаление легких, долго лежал в госпитале, после выписки практически сразу получил контузию во время одного из авианалетов на Ленинград.

После войны пытался поступить во ВГИК, но его не приняли, не обнаружив в нем актерских способностей. Поэтому Никулин отправился в школу-студию клоунады, которая работала при столичном цирке на Цветном бульваре. Это стало его пристанищем на несколько десятилетий.

В 1948 году знаменитый советский клоун дебютировал в паре с Борисом Романовым в номере под названием "Натурщик и халтурщик", которым сразу покорил зрителей. Какое-то время работал ассистентом у Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которыми отправился в гастроли по всей стране набираться опыта работы в цирке.

С Карандашом Никулин проработал два с половиной года, после этого ушел вместе с Шуйдиным из-за конфликта. Начав выступать самостоятельно, они составили знаменитый на всю страну дуэт, хотя были совершенно разными по типу и характеру артистами.

Среди клоунов Советского Союза Никулин был одним из самых популярных. В родном цирке он проработал полвека, став его символом, сейчас на Цветном бульваре даже установлен памятник знаменитому артисту.

При этом блестящую карьеру он параллельно сделал в кино, сыграв в популярных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

В цирке он перестал выступать, только когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году он официально ушел со сцены, начав работать главным режиссером цирка на Цветном бульваре. В 1982 году занял пост директора цирка. При этом известном советском клоуне цирк расцвел, было построено новое здание, открытие которого состоялось в 1989 году.

Юрий Никулин был популярен не только в большом кино, но и на отечественном телевидении. В 90-е годы выходила его передача под названием "Белый попугай". Она собирала вместе известных и заслуженных артистов, которые рассказывали свои самые любимые анекдоты и забавные истории из собственной карьеры. Коронными всегда были анекдоты, которые травил сам Юрий Никулин.

Никулин умер в 1997 году в возрасте 76 лет после осложнений, возникших из-за операции на сердце.

Михаил Шуйдин

Михаил Шуйдин - клоун из советского комедийного трио. Он выступал с Никулиным и Карандашом, нисколько не теряясь на фоне знаменитых коллег по сцене. Шуйдин родился в Тульской губернии в 1922 году. Был акробатом-эксцентриком.

Как и Никулин, прошел Великую Отечественную войну, они были практически ровесниками. Шуйдин участвовал в Сталинградской и Курской битвах, отличился в боях на Украине, получив орден Красной звезды. Был даже приставлен к званию Героя Советского Союза, которое затем было заменено командованием на орден Красного Знамени.

Сразу после войны поступил в училище циркового искусства. Вместе с Никулиным работал помощником у Карандаша. Удачным вышел его дебют, когда знаменитый советский клоун изображал важного директора, будучи сам полным и небольшого роста. Его появление неизменно вызывало смех в зале.

Уйдя с Никулиным от Карандаша, они проработали вместе до 1983 года, практически до смерти советского клоуна после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 60 лет. Его - это рубаха-парень, который все знает и умеет, в отличие от Никулина, который играл меланхоличного неумеху. Свою совместную работу эти советские клоуны построили на противоречии характеров.

Интересно, что в обычной жизни Шуйдин и Никулин практически не общались между собой. Они сильно отличались характерами и образом жизни, но как партнеры на сцене были неподражаемы. Зрители специально приходили в цирк на Цветном бульваре, чтобы увидеть эту удивительную пару артистов.

Известный советский клоун Шуйдин блистал в сатирических скетчах и пантомимах "Маленький Пьер", "Трубка мира", "Карнавал на Кубе", "Розы и шипы".

Михаил Румянцев

Михаила Румянцева большинство знает как Карандаша. Это одно из самых известных сценических имен клоунов СССР. Он родился в Санкт-Петербурге в 1901 году. Румянцев решил стать артистом, когда встретился в Москве с легендарными артистами американского немого кино Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд.

Румянцев отправляется на курсы сценического мастерства, а потом в школу циркового искусства, учится у главного режиссера цирка на Цветном бульваре Марка Местечкина.

В 1928 году он начинает появляться на публике в образе легендарного в то время Чарли Чаплина. Окончив школу циркового искусства, работает в Казани, Смоленске и Сталинграде. В 1932 году один из самых известных в будущем советских клоунов, список которых он возглавляет по праву, решает отказаться от образа заокеанского артиста. В 1935 году он начинает работать в цирке Ленинграда под псевдонимом Каран Д’Аш. Постепенно он формирует свой собственный уникальный сценический образ, определяется с костюмом и программой выступления.

В 1936 году он перебирается в Москву, где берет в себе напарники небольшого скотч-терьера по кличке Клякса, так начинается карьера советского клоуна Карандаша. Столичная публика была в восторге от нового артиста.

Уникальной особенностью Карандаша были шутки на политические мотивы. К примеру, во времена брежневского застоя он выходил на сцену с большой авоськой, набитой муляжами дефицитных продуктов: красной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой. Оказавшись на сцене, он застывал перед зрителями в молчании. Зрители в нетерпении ждали, что же скажет клоун. Через какое-то время он громко объявлял: "Я молчу потому, что у меня все есть. А вы почему?!" При этом сам Румянцев отмечал, что его сценический персонаж никогда не позволял себе ничего лишнего.

На протяжении своей карьеры он выступал не только сольно, но и был клоуном из советского комедийного трио вместе с Никулиным и Шуйдиновым. Его известность была такова, что считалось, что своим появлением на сцене он способен спасти любой спектакль. Гарантированно собирался полный зал. Советский клоун, фото которого можно найти в этой статье, очень добросовестно относился к своей работе, всегда требовал полной самоотдачи от всех помощников, униформистов, осветителей.

Он проработал в цирке практически всю свою сознательную жизнь, целых 55 лет. В последний раз он появился на сцене всего за две недели до своей смерти. В марте 1983 года его не стало. Михаилу Румянцеву был 81 год.

Пожалуй, его знают все. Советский клоун Олег Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Карьеру он начал в качестве эквилибриста, выступая на проволоке. В 1951 году он впервые появился на сцене в амплуа коверного клоуна в цирке Саратова, затем перебрался в Ригу. Окончательно он закрепился в этом амплуа, работая под руководством легендарного Карандаша в начале 50-х годов.

Советский клоун Попов создал знаменитый образ Солнечного клоуна. Это был не унывающий ни в каких ситуациях молодой паренек с яркой копной соломенных волос, который появлялся на сцене в клетчатой кепке и полосатых штанах. В своих номерах он часто использовал разнообразные цирковые приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии, но ключевое место в его выступлениях занимали антре, которые он ставил средствами классической буффонады и эксцентрики. Среди его самых знаменитых номеров "Свисток", "Повар", "Луч".

Отечественные зрители сразу запомнили фамилию знаменитого советского клоуна в клетчатой фуражке. Он выступал не только на сцене, часто появлялся в телевизионных передачах, например, в детской утренней программе "Будильник", часто снимался в кино, обычно в камео, ставил цирковые спектакли в качестве режиссера.

Артист часто отправлялся на гастроли по странам Западной Европы, они в результате принесли ему мировую славу. Советского клоуна в клетчатой фуражке знали во всех странах мира.

После распада Советского Союза Попов отправился в Германию. В 1991 году он поселился в небольшом городке Эглофштайне, начал выступать в собственной цирковой программе под новым сценическим именем Счастливый Ганс.

В Россию он вернулся только в 2015 году, проведя в Германии 24 года. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер".

В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. В октябре он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал выступить н е менее 15 раз. После этого он собирался отправиться с гастролями в Самару и Екатеринбург.

Его знакомые вспоминают, что еще 2 ноября он был весел, сходил на центральный рынок, планировал отправиться на рыбалку, на местную речку Маныч, чтобы поймать окуней. Вечером он смотрел в гостиничном номере телевизор. Около 23.20 ему стало плохо, сотрудники гостиницы вызвали скорую помощь, но спасти актера не удалось. Как стало известно, он заснул в своем гостиничном номере в глубоком кресле и больше не проснулся.

По решению его жены и дочери он был похоронен в немецком Эглофштайне, где живет его семья. Причем, согласно завещанию артиста, его положили в гроб в клоунском костюме.

Асисяй

Вспоминая знаменитых советских клоунов, фото которых можно обнаружить в этой статье, обязательно необходимо рассказать о Вячеславе Полунине, больше известном по сценическому имени Асисяй.

Этот народный родился в Орловской области в 1950 году. Высшее образование получил в институте культуры в Ленинграде, потом окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Это был знаменитый на всю страну советский клоун Асисяй, актер-мим, автор и постановщик клоунских номеров, масок, реприз и спектаклей.

Именно он стал основоположников известного который с успехом выступал по всей стране. На пик популярности "Лицедеи" вышли в 80-е годы. Асисяй был главным героем этого театра. Самыми популярными стали номера "Асисяй", "Грустная канарейка", "Низзя".

С 1989 году Полунин инициировал в Москве караван бродячих комедиантов, который, выступив из Москвы, с выступлениями прошел по всей Европе, объединив множество сценических площадок в разных странах в единое театральное пространство. С 1989 году фестиваль "Караван мира" проводится ежегодно.

Примечательно, что с 1988 года Полунин живет и работает преимущественно за границей. В 1993 году собрал новую труппу, с которой поставил десяток премьерных спектаклей.

Рассказывая о принципах своей работы, Полунин всегда отмечал, что для него клоунада - новый способ мировидения, это особое восприятие действительности, в рамках которого клоун лечит души зрителей.

Дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров родился в Москве в 1863 году. Еще в молодости он бросил военную гимназию, потому что увлекся цирком. Выступать начал с 1879 года.

В 1883-м обосновался в цирке-зверинце Винклера в Москве. Свою артистическую карьеру начал в качестве силача, затем опробовал амплуа иллюзиониста, звукоподражателя, клоуна, куплетиста. С 1887 году начал специализироваться исключительно как сатирик и клоун-дрессировщик.

Обучение животных целиком построил на принципе кормления, вырабатывая у них условные рефлексы при помощи поощрения, за каждый успешно выполненный трюк животное получало лакомство. Дуров изучал труды Сеченова и Павлова, положив в основу своего метода дрессировки научные достижения.

В собственном доме в Москве он проводил психологические эксперименты над животными, привлекая знаменитых психиатров и психологов, например, Павлова и Бехтерева. Чтобы начать зарабатывать деньги, открыл прямо в своем доме живой уголок, который со временем стали называть Уголком Дурова". В нем он давал платные представления вместе с животными. Например, придумал уникальный знаменитый номер под названием "Мышиная железная дорога".

Эта работа была приостановлена Октябрьской революцией и последовавшей за ней разрухой. Вновь двери "Уголка Дурова" открылись в 1919 году, но уже как не частный, а государственный театр. Самому Дурову разрешили проживать в его бывшем доме, который к тому времени был национализирован.

Уже в Советском Союзе Дуров продолжил опыты по телепатии вместе с известным советским биофизиком Бернардом Кажинским. В 1927 году, уже в статусе советского клоуна, Дуров издал книгу "Мои звери", которые со временем неоднократно переиздавалась и пользовалась большой популярностью.

В 1934 году Владимир Дуров умер в возрасте 71 года. После его смерти дело продолжила дочь Анна, в 1977 году "Уголок Дурова" перешел к ее племяннику Юрию. Сейчас им заведует правнук Владимира Леонидовича - Юрий Юрьевич, продолжая традицию советских и российских клоунов, работающих с животными.

Вспоминая имена клоунов СССР, фото которых представлены в этой статье, обязательно нужно вспомнить про Леонида Енгибарова. который практически всю карьеру выступал в образе "грустного клоуна".

Он родился в Москве в 1935 году. В 20 лет поступил в цирковое училище на отделение клоунады. С 1959 года начал выступать на манеже Новосибирского цирка. Затем появлялся на сцене цирков Тбилиси, Харькова, Минска, Воронежа. Собирая полные залы в Советском Союзе, отправился на заграничные гастроли в Польшу, где его тоже ждал успех.

В 1962 году Енгибарову вручили медаль в Ленинграде за лучший номер, там же он познакомился с Роланом Быковым и Марселем Марсо. Эти встречи сыграли важную роль в его карьере, с Быковым они остались друзьями до конца жизни.

В 1963 году Енгибаров стал известен и как киноартист. Он снялся в кинокомедии Левона Исаакяна и Генриха Маляна "Путь на арену" - в главной роли клоуна Лени, который решает работать в цирке, несмотря на протесты родителей, которые желают ему другого будущего.

Через год Енгибаров появляется в классической исторической мелодраме Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он играет роль немого пастуха, доказав, что способен не только на юмористические, но и на трагические роли.

В 1964 году "грустный клоун" уезжает в Прагу, где побеждает на профессиональном конкурсе. Там же впервые публикуются его новеллы, оказывается, Енгибаров еще и талантливый писатель. В Праге у него рождается дочь Барбара, ее мать - чешская журналистка и художница, которую зовут Ярмила Галамкова.

В 1966 году на советские экраны выходит документальный фильм, посвященный артисту, "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!".

К концу 70-х он объезжает с гастролями весь Советский Союз, больше всего его ценят зрители в Киеве, Одессе, Ленинграде и Ереване. В 1971 году Енгибаров в соавторстве с коллегой Беловым выпускает спектакль под названием "Звездный дождь". Его демонстрируют в столичном театре эстрады. После Енгибаров покидает цирк, чтобы основать свой собственный театр с моноспектаклями, наполненными клоунадами, репризами и разнообразными трюками. Так появляется постановка "Причуды клоуна".

В Ереване издается книга новелл Енгибарова "Первый раунд". Тогда же он снимается у Тенгиза Абуладзе в комедии-притче "Ожерелье для моей любимой" в образе клоуна Сугури. В начале 70-х он гастролирует со своим театром по всей стране, сыграв за 240 дней 210 спектаклей.

Закончилась яркая карьера Енгибарова внезапно и трагически. Летом 1972 года он приезжает в отпуск в Москву. Начинает работать над новым спектаклем. Июль в том году выдался невероятно жарким и сухим. К тому же под Москвой горят торфяные болота, в отдельные дни в столице смог такой, что человека нельзя разглядеть с расстояния в несколько метров.

24 июля Енгибаров возвращается домой после концерта в Он плохо себя чувствует из-за подхваченной ангины, которую переносит на ногах. Его мать Антонина Андриановна готовит ужин и уходит к подруге ночевать. Наутро она обнаруживает, что Леонид еще не вставал.

К вечеру ему становится плохо, он просит вызвать ему бригаду скорой помощи. Когда врачи приезжают, артисту становится лучше, он даже начинает отпускать комплименты в адрес медсестры. Но еще через два часа его состояние снова ухудшается. Мать снова вызывает скорую. Енгибаров просит бокал холодного шампанского, от которого у него сужаются сосуды, состояние только ухудшается. Прибывшие во второй раз врачи не в силах ему помочь, клоун умирает от хронической ишемической болезни сердца.

По мнению докторов, причиной стал тромб, который образовался из-за того, что сын вернулся уже больным с гастролей и репетировал спектакли с ангиной. В момент смерти Енгибарову было только 37 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Многие восприняли его гибель как личную трагедию.

Народный артист РСФСР получил известность как дрессировщик кошек. Он родился в Подмосковье в 1949 году. Стать клоуном мечтал с самого детства. Но в цирковое училище его не брали семь лет подряд.

Наконец, в 1963 году он поступает в профессионально-техническое училище на печатника, но в свое месте не отчаивается. Работая в типографии "Молодая гвардия", вечерами занимается в народном цирке при ДК "Красный Октябрь". В 1967 году становится лауреатом конкурса художественной самодеятельности.

На заключительном концерте конкурса его замечают артисты цирка на Цветном бульваре, Куклачева все-таки приглашают в цирковое училище. В 1971 году он становится дипломированным артистом Союзгосцирка, в котором работает до 1990 года. Его образ - это простодушный, но в тоже время немного лукавый скоморох из народа в стилизованной русской рубахе. Изначально работает под псевдонимом Василек.

В поисках своей собственной изюминки Куклачев еще в середине 70-х решает, что в его выступлениях должна появиться кошка. Считается, что они сложно поддаются дрессировке, но Куклачеву удается успешно с ними работать. Со временем труппа животных стала пополняться все новыми хвостатыми артистами, это позволило сделать уже несколько номеров с животными.

Именно номера с кошками принесли Куклачеву всесоюзную популярность, он имел успех и на зарубежных гастролях.

В 1990 году артист цирка получает в свое распоряжение здание бывшего театра "Призыв", расположенного на Кутузовском проспекте. Вскоре на его базе он открывает один из первых частных театров в стране, который со временем получает названием "Театр кошек Куклачева". Оказывается, что это первый кошачий театр в мире, немедленно он становится известным далеко за пределами России.

В 2005 году театр получает статус государственного, а помимо кошек в репризах появляются собаки.

Сейчас Куклачеву 69 лет, он продолжает свою работу в кошачьем театре.

Эвелина Бледанс

Российская актриса латышского происхождения начинала в качестве клоунессы. Она родилась в Ялте в 1969 году. Окончила актерский факультет института сценических искусств в Ленинграде.

Первая известность к ней пришла в 1999 года, когда она засветилась в составе комик-труппы "Маски", выпускавшей популярные телешоу, основанные на клоунаде, пантомиме и эксцентрике. Артисты выделялись тем, что работали в жанре немого кино. Придумывал и реализовывал все проекты художественный руководитель Георгий Делиев, который сам был одним из артистов комик-труппы.

В 90-е годы на экраны выходил знаменитый телесериал "Маски-шоу", всего удалось отснять пять сезонов, которые насчитывают практически двести эпизодов.

После этого Эвелина Бледанс получила известность как телевизионная и киноактриса.

Клоун стал настолько популярным образом в Советском Союзе, что его можно часто встретить и за пределами цирковой арены. Например, большим спросом в СССР пользовалась советская игрушка клоун, которая считалась особенным подарком на любой праздник, а особенно на день рождения.

В юмористической программе эстрадного артиста Евгения Петросяна, которая была популярна в 90-е годы, игрушка клоуна стала символом, ее можно всегда увидеть на заставке проекта.

Советский мультик про клоуна "Кот и клоун" тоже демонстрирует, насколько эти артисты были популярны. Он вышел на экраны в 1988 году, режиссер - Наталия Голованова.

Мультфильм снят в духе классической буффонады, в которой рассказывается история старого клоуна, который много лет посвятил работе в цирке. На своем веку он повидал многое, его уже сложно чем-то удивить. Но это удается волшебному коту, который способен превращаться во всевозможные предметы.

В этом 10-минутном мультфильме демонстрируется напряженная и непримиримая борьба между героями, каждый из которых обладает сильным и непокладистым характером. С одной стороны оказывается пожилой клоун, а с другой - задиристый, наивный и временами откровенно грубоватый кот. Заканчивается это необычное произведение очень неожиданно: кот в самом конце превращается в мальчика.