Изобразительное искусство. Выставка «125 картин художников Оренбуржья Оренбургские художники

Выставка «125 картин художников Оренбуржья» организована Правительством Оренбургской области, Оренбургской организацией ВТОО «Союз художников России».

Организаторы выставки надеются, что знакомство с лучшими произведениями художников позволит больше узнать об Оренбуржье, по достоинству оценить его красоту и убедиться в том, что традиции, заложенные знаменитыми художниками Лукианом Поповым и Филиппом Малявиным, находят достойное продолжение в творчестве современных живописцев.

Выставка «125 картин художников Оренбуржья» демонстрировалась в Москве, в Галерее искусств Зураба Церетели, в Нижнем Новгороде. Знакомство московских и нижегородских зрителей с работами оренбургских авторов стало возможным благодаря гранту Губернатора Оренбургской области. Произведениям оренбургских художников присущ интерес к невидимым, скрытым сторонам природы и человеческого бытия. Обладая особым, глубоко индивидуальным взглядом на мир, они наделяют природу изначально присущей ей одушевленностью и одухотворенностью.

История развития изобразительного искусства Оренбуржья насчитывает не одно десятилетие. В русском искусстве конца XIX - начала XX веков значительным явлением стало творчество Лукиана Васильевича Попова, академика живописи, позднего передвижника, художника, чья жизнь была неразрывно связана с оренбургским краем. Творческое наследие Л. В. Попова стало основой создания Оренбургского музея изобразительных искусств. Оренбуржцами по рождению были художники А. Чернышев, П. Шмельков, имена которых прочно вошли в историю русского искусства.

В 1918 году в свой родной город приезжает С. Карпов. Он способствует созданию в Оренбурге организации Союза художников РСФСР, а в 1926 году – Ассоциации художников революционной России.

Художественная жизнь Оренбуржья 20-х годов была насыщена событиями. Именно в это время сюда приезжает ученик К. Малевича, автор проекта супрематической росписи Оренбургского театра Красной Армии И. Кудряшов.

Оренбуржье 20-30-х годов предстает перед нами в графических сериях талантливого рисовальщика С. Калмыкова.

В 1935 году в Оренбург возвращается художник-график Н. Д. Прохоров. Оригинальное графическое чувствование этого художника дает право поставить его работы в один ряд с лучшими рисовальщиками и графиками 20-30-х годов.

Многие оренбургские художники 30-50-х годов внесли свою лепту в становление и развитие живописи края. Художники Н. М. Ледяев, А. Ф. Степанов соединили историю предреволюционную с советским периодом. На протяжении нескольких десятилетий основным жанром в коллективе оренбургских художников остается пейзаж. Именно в этом жанре наиболее заметны творческие удачи живописцев Ф. Козелкова, А. Лященко, Ш. Мухамедзянова, А. Овчинникова.

Новый виток в изобразительном искусстве Оренбуржья происходит в 60-е годы, когда приезжают Н. Ерышев, Ю. Григорьев, Г. Глахтеев, В. Ни, В. Просвирин, Р. Яблоков. Именно эти художники дали мощный импульс творческой жизни города. За несколько десятилетий в Оренбурге сформировался уникальный Союз художников.

«Патриарх» оренбургского искусства, народный художник России Николай Ерышев в своих полотнах как бы поверяет алгеброй гармонию мира. Вселенная, понимаемая им как дело рук, как создание мастера, разворачивается в его работах, выверенных и точных, как гимн труду, созиданию, духовной силе.

Вячеслав Просвирин – художник, для которого нет понятия «муки творчества», а есть радость творчества, и это для него – самое главное в искусстве. Взгляд художника, плененного женской красотой, его кисть останавливают для нас на холсте удивительные моменты, полные восхищения жизнью.

Заклинателем природных стихий, внимательным наблюдателем выступает в своих пейзажах-картинах Юрий Григорьев. В напряженности природных сил мы узнаем страсти и драматизм нашего времени.
Мощное воздействие на все творчество Юрия Рысухина оказали освоение им сложной, но удивительно звонкой и яркой техники темпераментной живописи по левкасному грунту.

Каждая работа Геннадия Глахтеева, лидера и основателя «Академия Садки», - маленькая вселенная. Модель мира создается в его произведениях на пересечении нескольких пространств, перетекающих одно в другое.

«Академия Садки» - единственное сложившееся в Оренбуржье объединение художников, возникшее в начале 70-х годов. Художники, выезжавшие на протяжении нескольких лет на побережье Азовского моря в поселок Садки, постигали таинства природы, писали обнаженную натуру на плэнере, спорили о творчестве великих. Состав участников поездок всегда обновлялся, но основной «костяк» оставался неизменным – Г. Глахтеев и И. Макарова, В. Газукин, А. Власенко и В. Еременко, Г. Резанова и А. Ханин. Продолжателями традиций «Академии Садки» стали молодые члены объединения М. Бусалаева, И. Смекалов.

Творчество А. Ескина, М. Борисовой, А. Романюка, О. Кошелевой, В. Монахова, С. Фазутова представляет сегодня одну из интереснейших страниц в развитии оренбургской живописи, так же, как и творческие искания молодых художников Я. Ческидовой, В. Бартнева, Э. Гафиятуллина.

Из скульпторов, работающих в Оренбурге, - три члена Союза художников: Н. Ишмухаметов, П. Сурначев, народный художник России Н. Петина.

Монументальные росписи и мозаики общественных зданий города выполнены художниками Р. Асаевым, Ю. Гилевым, А. Масловским.

Не меньший интерес представляет творчество оренбургских графиков: акварели и карандашные рисунки В. Боброва, гравюры А. Преснова и Ю. Крикунова, офорты О. Окуневой.

Новую страницу в развитии декоративно-прикладного искусства открыла А. Васильченко, взяв за основу своих декоративных панно технику вязания оренбургских «паутинок».

Нетрадиционная для Оренбурга техника росписи по шелку воплотилась в произведениях Ирины и Марии Ескиных, Светланы и Анатолия Шлеюк.

Союз оренбургских художников живет и работает творчески с полной отдачей. Выставки наших художников проходят не только в Оренбурге, но и далеко за его пределами.

Оренбургских живописцев, графиков, скульпторов, художников монументального и декоративно-прикладного искусства отличает высокий профессионализм, глубокое знание истории искусств, философская глубина творческих поисков. Именно они творят в Оренбуржье собственную художественную систему, являясь зачастую теоретиками своего же творчества. Каждый из художников обладает яркой индивидуальностью, имеет свой характерный почерк, легко узнаваемый и отличный от других, свое творческое «я».

Содержание проекта: Цель: Узнать о художниках родного края и познакомиться с их творчеством. 1. Сведения о художникахСОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
ЦЕЛЬ: УЗНАТЬ О ХУДОЖНИКАХ РОДНОГО КРАЯ И
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИХ ТВОРЧЕСТВОМ.
1. СВЕДЕНИЯ О ХУДОЖНИКАХ ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ
2. ЛУКИАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОПОВ
2(1). РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
3. МАЛЯВИН ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ
3(1). РАБОТЫ МАЛЯВИНА
4.ОВЧИННИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
4(1) РАБОТЫ ОВЧИННИКОВА
5. АДОЛЬФ ПРОСКУРОВСКИЙ
5(1). РАБОТЫ АДОЛЬФА
6.ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ.
7. ЭПИГРАФ

Сведения о художниках Оренбуржья появляются с
ХIХ века. Самое значительное явление - творчество
Лукиана Попова, академика живописи,
передвижника, его жизнь неразрывно связана с
Оренбургским краем, коллекция его работ
занимает ведущее место в Областном музее
изобразительных искусств. Оренбуржцами по
рождению были художники Алексей Чернышёв (в
2008 году музей ИЗО приобрёл его работу), П.
Шмельков, Филипп Малявин, их имена прочно
связаны с изобразительным искусством России. До
сих пор не иссякает интерес к творчеству Сергея
Калмыкова, Сергея Шаршуна (уроженец
Бугуруслана), видного художника русского
зарубежья. Известны различные сообщества и
коллективы оренбургских художников - «Союз
художников и живописцев», «Ассоциация
художников революционной России», созданию
которой способствовали художники С. М. Карпов и
С. В. Рянгина.

Попов Лукиан
Васильевич
родился в селе
Архангеловка,
Оренбургского
уезда,
Оренбургской
губернии в семье
крестьянина. В
1876 году, после
введения всеобще
й воинской
личной
повинности, отца
будущего
художника
призывают на
службу в армию и
семья переезжает
в Оренбург.
Учился в
приходской
школе, затем в
городском
училище в
Оренбурге.

«Портрет жены в пестром платке» «Девочка в красном сарафане»

«ПОРТРЕТ ЖЕНЫ В ПЕСТРОМ ПЛАТКЕ»
«ДЕВОЧКА В КРАСНОМ САРАФАНЕ»

Филипп Малявин
родился 11 октября
1869 г. в Самарской
губернии (ныне -
Оренбургская область)
в многодетной семье
государственных
крестьян. Рисовать
начал рано, с четырехпяти лет. Копировал
иконописные образа,
писал портреты
односельчан. В 1885г.
вместе с афонским
монахом отправился в
монастысрь, где, по его
представлениям, он
сможет обучаться
«церковной живописи».
Прибывший в декабре
1891 г. на Святую гору
скульптор В.
Беклемишев заинтерес
овался работами
молодого послушника и
предложил тому
поступать в
Императорскую
Академию художеств.

«Вихрь»

«ВИХРЬ»

Родился 24 октября 1928 года в селе Балейка Новосергиевского района
Оренбургской области.
С 1952 года работал в художественном фонде РСФСР.
В 1964 переехал в Оренбург, где учился в студии у А. Ф. Степанова.
Первая работа художника «Натюрморт с чёрным хлебом» датирована 1946 годом.
Впервые участвует в художественной выставке Оренбургского отделения Союза
художников РСФСР в 1948 году.
«Тема человека труда, темы земли, хлеба были и остались для меня самыми
главными, самыми волнующими»
пишет о себе в автобиографии.
Провёл 16 персональных выставок.
В 1985 году - участвовал в зональной выставке «Урал социалистический» и
республиканской «Мир отстояли - мир сохраним», посвящённой 40-летию
Великой Победы. В их каталоги вошли большие многофигурные композиции
«Проводы» и «День Победы». Двенадцать работ отправлены на зарубежные
выставки, организованные Международным салоном по экспорту.
Участник выставок «Индия глазами российских художников» в Третьяковской
галерее Москвы и «Вокруг Индии» Оренбурга (1997-1998).
В 2002 году Александр Овчинников вошёл в персоналии книги «Самые знаменитые
живописцы России» - рассказа о магистральных путях отечественной живописи.
Её составитель и автор К. А. Кокшенева пишет об Александре Овчинникове:
«Он - певец родного края. Его работы „Оренбургский хлеб“, „День Победы“,
„Проводы на фронт“, „Цветы моей родины“, пейзажи Балейки занимают особое
место в школе оренбургской живописи, позволяя считать автора настоящим
народным художником»

Работы Овчинникова

РАБОТЫ ОВЧИННИКОВА

Адольф Александрович Проскуровский – удивительный художник и замечательный человек. Он родился на Украине, но вырос в

АДОЛЬФ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРОСКУРОВСКИЙ –
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
ОН РОДИЛСЯ НА УКРАИНЕ, НО ВЫРОС В НОВОТРОИЦКЕ.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ЖИВОПИСИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ДОМА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Г. МОСКВЫ, РАБОТАЕТ
ХУДОЖНИКОМ-ОФОРМИТЕЛЕМ. ЕГО ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНО
МНОГИМ НОВОТРОЙЧАНАМ.

Работы Новотроицкого художника.

РАБОТЫ НОВОТРОИЦКОГО ХУДОЖНИКА.

Вывод: познакомившись с художниками нашего края,мы сделали вывод, что наши земляки ничуть не уступают столичным мастерам.

ВЫВОД: ПОЗНАКОМИВШИСЬ С
ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО КРАЯ,МЫ
СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО НАШИ
ЗЕМЛЯКИ НИЧУТЬ НЕ УСТУПАЮТ
СТОЛИЧНЫМ МАСТЕРАМ.
Спасибо за внимание!

Оренбургский художник.

Лукиан Васильевич

Попов

Подготовила учитель ИЗО

МБОУ «Каликинскаяя ООШ»

Ковыльникова Елена Владимировна


Попов Лукиан Васильевич родился в селе Архангеловка, Оренбургского уезда, Оренбургской губернии в семье крестьянина. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности , отца будущего художника призывают на службу в армию и семья переезжает в Оренбург. Учился в приходской школе, затем в городском училище в Оренбурге.


Первоначальное художественное образование получил в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств . С 1896 по 1902 год учился в Императорской Академии художеств в мастерской Владимира Егоровича Маковского , оказавшего значительное влияние на всё творчество художника. По окончанию Академии, получив право на пенсионерство , посещает Германию, Францию.

По возвращению из заграничной поездки в 1903 году, возвращается в Оренбург, где живёт до конца жизни. С 1900 года экспонент, с 1903 года член Товарищества передвижных художественных выставок . С 1909 года член Общества художников имени А. И. Куинджи . В 1912 году Императорская Академия художеств присвоила Попову звание академика живописи.



« Крепкий сон»










- Я. Д. Минченков «Воспоминания о передвижниках».