Интриги против валентины левко. О галине вишневской. Галина Вишневская, самозваная примадонна

«За 50 лет моей работы с артистами я редко слышал такой голос—полный, молодой звук необыкновенного тембра, удивительной теплоты, какая-то особенная красота исполнения, очень русский голос, очень русское исполнение, берущее за душу». Эти слова принадлежат всемирно известному импресарио Солу Юроку и сказаны они о Валентине Левко.
Да, огромную радость доставляет любителям пения красота и тембровое богатство ее пленительного голоса, глубочайшая музыкальность интерпретации, но в не меньшей степени — стилистическая чуткость, благородство исполнительской манеры, высокий профессионализм мастера. И это во многом объясняется не только природными данными, но и отличной подготовкой, полученной певицей еще в юные годы.

Петь она любила с детства, но становиться певицей не собиралась. В детской музыкальной школе Валентина Левко училась игре на скрипке, затем окончила Институт имени Гнесиных по классу альта. Еще в студенческие годы она играла в разных оркестрах и затем стала артисткой оркестра Театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако друзья советовали ей всерьез заняться вокалом: для всех были очевидны ее отличные голосовые данные; только сначала думали, что у нее сопрано, а затем стало ясно, что это—глубокое и красивое меццо-сопрано.
Занимаясь большей частью самостоятельно, Левко подготовила довольно обширный репертуар и все же еще не верила, что ее призвание—пение. Но тут подоспел случай. Она увидела в театре объявление о конкурсе певцов и решилась принять в нем участие. Так в 1957 году она «перешагнула» из оркестра на сцену—стала солисткой театра, где дебютировала ролью Элен Безуховой в «Войне и мире» Прокофьева. С музыкой великого советского композитора была связана и другая работа начинающей артистки— партия Дуэньи в опере «Обручение в монастыре».

Значительную роль в творческом становлении Левко сыграли занятия под руководством выдающейся певицы М. Максаковой, которая подготовила ее к дебюту в Большом театре. Уже во время пробы Левко произвела яркое впечатление на всех: оркестранты, что случается крайне редко, устроили ей бурную овацию. Уже будучи солисткой Большого театра, в 1962 году она окончила Московскую консерваторию.
В лучшем театре страны Левко начала с двух глинкинских партий — Ратмира и Вани. С каждым годом ее репертуар рос, расширялся творческий диапазон. Очень скоро она заняла одно из ведущих мест среди солистов театра и сохраняет его поныне. К числу бесспорных достижений певицы относятся партии в операх русских классиков—Графиня в «Пиковой даме», Любаша в «Царской невесте», Кончаковна в «Князе Игоре», Княгиня в «Русалке», и быть может, особенно незабываемая для всех слышавших ее на сцене Марфа в «Хованщине». Но наряду с этим Левко также -великолепная Кармен, Амнерис, Принцесса Эболи. Всего же в ее распоряжении несколько десятков партий.

В РОЛИ ЭЛЕН БЕЗУХОВОЙ

В чем секрет сценического обаяния певицы? Однозначно ответить на этот вопрос едва ли возможно. Вероятно, дело в том, что в ее искусстве вокальное совершенство органично соединяется с актерским мастерством, и оттого образы, созданные ею, запечатлеваются в памяти надолго. Но помимо этого Валентина Левко счастливо сочетает в себе и артистическую легкость, свободу пения, естественность вокальной фразы, и глубину чувства, проявляющегося всегда сдержанно, но сильно, и умение органически слить слово и музыку, так что каждая фраза наполнена у нее эмоциональным содержанием.

Все эти качества не менее ярко выступают и в концертных программах артистки. С первозданной чистотой и силой чувства исполняет она и романсы классиков— Глинки, Чайковского, Рахманинова, Кюи, и музыку старых русских авторов — Верстовского, Гурилева, Варламова, Булахова. И тут творческая палитра певицы весьма широка. В ее исполнении можно услышать и произведения итальянских мастеров XVII—XIX веков, и классические арии Баха и Генделя, и вокальные миниатюры современных композиторов, а наряду с ними — народные песни и песни советских авторов. Немного найдется артистов— и не только оперных, которые могли бы соперничать с Левко в передаче неповторимой красоты народных мелодий. Недаром с неизменным успехом проходят ее выступления с оркестрами русских народных инструментов. При всем этом разнообразии, быть может, особые симпатии исполнительницы отданы музыке Чайковского. «Это особая область вокальной лирики,— говорит исполнительница.— Его романсы настолько изящны и в то же время глубоки, что не так-то просто проникнуть в их тончайший, полный неожиданностей и очарования мир. Трудно преодолеть волнение, которое охватывает тебя, когда поешь их. Нет, оно нужно, это волнение, но нельзя, чтобы оно захлестнуло тебя, вот что важно. Эти романсы заставляют обо многом задуматься».
С искусством Валентины Левко знакомы ныне слушатели многих стран Европы, Азии, Америки. Она выступала и на концертных эстрадах, и на оперных подмостках лучших театров. И отклик всегда был восторженным. После выступлений советской певицы в Италии один из критиков писал: «Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко. Она изумительная певица и великолепная актриса».

1969 г. - удостоена звания Народной артистки РСФСР.
1976 г. – Орден Трудового Красного знамени.
2002 г. – Орден почета.

Биография

Родилась в Москве 13 августа 1926 г.
В 1948 г. окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу альта. Будучи студенткой, работала в оркестре Театра миниатюр. В 1953 г. окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных - также по классу альта. В 1963 г. экстерном окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
В 1957-60 гг. была солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1959 г. была приглашена в Большой театр на партию Ратмира («Руслан и Людмила» М. Глинки).
В 1960 г. стала солисткой Большого театра, в оперной труппе которого прослужила до 1982 г. Оставив театр, продолжила карьеру певицы в качестве солистки Московской государственной филармонии.

Репертуар

Ее репертуар в Большом театре включал партии:

1959
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)

1960
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1961
Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Разведенка Катерина («Не только любовь» Р. Щедрина)

1962
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Куикли («Фальстаф» Дж. Верди)

1963
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Ахросимова («Война и мир» С. Прокофьева)

1964
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1965
Любаша («Царская невеста Н. Римского-Корсакова)

1966
Ипполита («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского)

1967
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)

1968
Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского)

1974
Уважаемая Дама («Игрок» С. Прокофьева)

1975
Княжна Марья («Война и мир» С. Прокофьева)

1979
Марта («Иоланта» П. Чайковского)

1981
Бабуленька («Игрок» С. Прокофьева)

Участвовала в гастролях Большого театра в Италии, США, Канаде, Японии.
Много выступала с концертами в СССР и за рубежом. Выступала в крупнейших концертных залах, среди которых Карнеги-холл, Мюзикферрайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. М.И.Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии.
В концертном репертуаре - произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, Г. Малера, Ф. Шуберта, И. Брамса, М. Де Фальи, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Бортнянского и дрв.

С 1974 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте/ Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1985 г. заведовала кафедрой сольного пения (профессор).

В 2009 г. был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, художественным руководителем которого она и стала.

Среди аудиозаписей: оперы «Фальстаф» (дирижер Александр Мелик-Пашаев), «Пиковая дама» (дирижер Марк Эрмлер), «Иван Сусанин» (дирижер Марк Эрмлер), арии из опер, ораторий и кантат, русские народные песни и романсы.

Фильмография: «Простая история», «Свадьба в Малиновке», «Чайковский»; «Арии Баха и Генделя», фильм-концерт «Элегия», «Валентина Левко на оперной сцене» и др.

Распечатать

Это не случайно, что в начале поста стоит ролик с фрагментами из фильма "Простая история".

Можно не быть знакомым с творчеством Валентины Николаевны Левко , Народной артистки РСФСР, солистки Большого театра, но голос замечательной певицы, украсившей своим проникновенным исполнением начало и финал картины, конечно же, узнают все, кому этот фильм пришелся по сердцу.

Известный дирижер, народный артист России Фуат Мансуров так писал о певице:

«Валентина Левко пела в оперном театре весь репертуар Надежды Обуховой, и все романсы, которые исполняла она. У певиц были похожи тембры. И мне, несмотря на свой музыкальный слух, порой бывает нелегко понять, чей это голос звучит…

У Валентины Левко был обширный русский репертуар, она великолепно пела партию Любаши в «Царской невесте», Марфу в «Хованщине»… Русский репертуар ей давался очень легко.


Получив фундаментальное музыкальное образование, она всегда очень трепетно относилась - и относится! - к партитуре. По первому образованию Валентина Левко - оркестровый музыкант, скрипачка. Она играла на скрипке, а затем на альте - это более глубокий по тембру инструмент, более содержательный, что ли… Она даже выиграла конкурс и была принята в оркестр Большого театра.

Валентина Левко очень органична и в классическом репертуаре, и в исполнении романсов и народных песен. Народные песни требуют от певца особой внутренней культуры и тактичности: велик соблазн исполнять их разухабисто, пользуясь той свободой, которую этот жанр предполагает. Валентину Левко упрекнуть в этом нельзя: она пела очень разборчиво - именно то, что ей подходило и по голосу, и по темпераменту, и по актерскому амплуа.

Русская народная песня "Матушка, что во поле пыльно..."


Русская народная песня "Колокольчик"


Также избирательно она исполняла и романсы. Пение романсов - это особая сфера музицирования, театр одного актера: самое главное здесь - даже не вокальная техника, а верно найденная человеческая интонация.

М.Яковлев, А.Дельвиг "Элегия"


М.Шишкин, М.Языков "Ночь светла"



Многогранность таланта Валентины Левко сейчас проявляется в педагогической деятельности. Наверное, она счастливый человек: по крайней мере у человека, слушающего ее искрящийся голос, создается именно такое ощущение».