Идоменей царь критский. Идоменей, царь критский, или илия и идамант. Илия и Идамант

Идоменей, греч. - сын и преемник критского царя , внук Миноса.

Участвовал в троянской войне, привел под Трою третий по численности флот: 80 кораблей. Несмотря на седину в волосах, принадлежал к числу лучших ахейских бойцов, особенно был силен в бою копьями. Убил тринадцать троянских воинов, не побоялся выступить против самого . Не меньший вес имело и его слово на военном совете ахейцев. Идоменей был одним из отборных воинов, спрятанных в «троянском коне» и взявших штурмом дворец царя Приама в центре Трои. По окончании войны Идоменей благополучно вернулся на Крит вместе со всем своим войском.


На фото: Идоменей» в Мариинском театре. На верхнем фото — в театре Покровского.

По Гомеру, Идоменей правил всем Критом; в «Илиаде» говорится, что под ним было сто городов, в «Одиссее» - уже только девяносто: десять городов разрушил в его отсутствие царь Навплий, который к тому же своими интригами разрушил семейную жизнь Идоменея. Согласно послегомеровской традиции, Идоменей умер на Крите через 10 лет после своего возвращения и был погребен в Кноссе. Однако некоторые авторы утверждают, что критяне его изгнали. Причиной послужил данный им обет Посейдону: в случае благополучного возвращения на родину принести в жертву богу морей первого, кто выйдет ему навстречу. Первым вышел его сын. По одной из версий, Идоменей сдержал свое обещание, и критяне изгнали его за жестокость; по другой же, Идоменей не выполнил свой обет - и они изгнали царя, как клятво-преступника. Вергилий рассказывает, что Идоменей перебрался в Калабрию (юг Италии) и основал у подножия Саллентинских гор могучий укрепленный город.

Поздняя традиция умаляла Идоменея, но на Крите он остался в памяти людей таким, каким изобразил его Гомер. Еще Диодор (1 в. до н. э.) вспоминает, что критяне чтили Идоменея как героя и воздавали ему божеские почести. Его именем названа одна из центральных улиц Ираклиона - главного города сегодняшнего Крита. «Идоменей» - название опер Кампры (1712) и Моцарта (1781).

Итак, премьера «Идоменея» состоялась. Почему-то хотелось верить в то, что зритель увидит на сцене древних греков (можем же мы, зрители, хотя бы помечтать?). Но их мы не увидели. Когда поднялся занавес, на сцене была декорация, изображающая зал ожидания в каком-то морском вокзале. На заднем плане с помощью анимации плескалось бушующее море...

Дирижировал В.Гергиев. Сразу скажу - оркестр звучал бесподобно. Я сидела в боковой ложе 2 яруса, из которой очень хорошо видела оркестр и дирижёра.

Придя в театр почти за час до начала спектакля, я слышала, как в зале шла последняя репетиция. Перед началом спектакля в оркестровой яме происходили торопливые приготовления к премьере. Сам Гергиев в какой-то «несерьёзной» голубой рубашке что-то говорил нескольким музыкантам; Павел Смелков (наверное, дублёр маэстро), находясь в зрительном зале, через бортик передавал Гергиеву какие-то листки. В общем - полное впечатление аврала. В итоге спектакль «опоздал» на 15-20 минут.

Пели: Идоменей - Е.Акимов, Идамант - Н.Евстафьева, Илия - А.Калагина, Электра - Ж.Домбровская, Арбас - Ю.Алексеев, Жрец Нептуна - М.Макаров (Михайловский театр), Голос оракула Нептуна - Ю.Воробьёв.

Режиссер спектакля - М.Штурмингер, художники-постановщики - Р.Мартин и А.Донхаузер.

По сюжету, сын Идоменея Идамант спас дочь Приама Илию в шторм. Спас он не только её, но и других троянских пленников, а потом и освободил их. Спектакль начинается с того, что пассажиры в оранжевых жилетах, усталые и продрогшие, бредут в здание вокзала. Когда запела Калагина - Илия, мне показалось, что сижу я неудачно. Элементарно не хватало звука, хотя оркестр никоим образом не мешал певцам. Да и как он мог мешать, когда во время речитативов звучал клавесин. В общем, пой себе «по-моцартовски» в своё удовольствие! Потом запела Евстафьева - тот же эффект «нехватки звука»… И только когда на сцене появилась Электра - Домбровская, стало как-то веселее. Её голос звучал уверенно. Я всего во второй раз слышала Домбровскую, и во второй раз получила удовольствие от её пения. Не могу сказать, что она пела безупречно; но пела она интересно. В отличие от Евстафьевой и Калагиной, Домбровская хотя бы владеет колоратурой. Её героиня влюблена в Идаманта и мечтает стать его женой; а Идамант любит Илию (взаимно). Естественно, что Электра волей сюжета превращается в «злодейку».

На героях были современные костюмы. Дорожные чемоданы на колёсиках - так те вообще прямо из сегодняшнего дня… Электра, распевая свою «воинственную» арию, доставала из кармана пистолет. Шикарен был её выход на сцену, когда Электра готовится отплыть вместе с Идамантом домой, в Аргос. Одетая с иголочки, она выкатывает поочереди четыре чемодана (когда Домбровская пошла за четвёртым, в зале раздались аплодисменты), а потом надевает огромную белую шляпу с полями.

Меня до конца спектакля мучил вопрос: если все эти персонажи такие современные, то что же они так боятся богов? Ответа я так и не получила.

Заглавный герой Идоменей появляется на сцене тоже в оранжевом жилете. Плыл-плыл, плыл-плыл и, наконец, доплыл… Поскольку Нептун пощадил Идоменея и оставил ему жизнь, критский царь поклялся принести в жертву богу первого человека, которого он встретит на берегу. Встречает он сына - Идаманта. Папа и сын друг друга сначала не узнают (троянская война была длинной, и мальчик рос без отца). Приставив автомат к виску незнакомца, Идоменей было уже пристрелил его (в жертву Нептуну, естественно), но парень упомянул имя Идоменея. В итоге выясняется, что встретились отец и сын. Естественно, что отец ужаснулся такому обстоятельству. Сын всё никак не мог понять, почему отец не радуется, а отсылает его вместе с Электрой в Аргос - подальше от глаз Нептуна. Вдруг Нептун забудет про клятву Идоменея, а Идаманта тем временем возьмёт под крыло какой-нибудь другой бог? Эту мысль подал Идоменею его друг - Арбас.

Да, чуть не забыла - Идоменей имел виды на Илию, но девица всё никак не могла понять, чего он хочет. Или она просто делала вид, что не понимает? Постоянно называла Идоменея отцом. Это царю не понравилось… Он-то думал, что ещё «хоть куда», и девушку можно прельстить перспективой стать критской царицей.

Акимов мне сначала тоже не понравился. Чего-то не хватало - то ли мощи звука, то ли моцартовской лёгкости… Наверное, и того, и другого. Впервые его голос «лёг на ухо», когда четыре героя - Идоменей, Идамант, Илия и Электра запели квартетом. Вот этот ансамбль прозвучал уже очень даже неплохо. Переменила я своё мнение и об Евстафьевой. В третьем акте её дуэт с Калагиной произвёл впечатление. Мне очень понравилось, как она выглядела. Мальчики-юноши в исполнений женщин-певиц частенько вызывают недоумение и насмешку, если поющие их тётеньки имеют солидные габариты. Евстафьева - певица стройная; но, будучи стройной, надо ещё и двигаться по-мужски, а это не всем удаётся. Не знаю, работал ли кто-нибудь с певицей над сценическим движением, или это - её самостоятельная проработка роли. В любом случае - она молодец!

Блестяще сыграла и очень хорошо спела Домбровская свою последнюю сцену. Когда молодые влюблённые соединились и получили корону, Электра поняла, что битву за любимого проиграла. Что тут началось! Сначала она просто возмущалась и проклинала судьбу; потом вообще пришла в бешенство и схватила жертвенный нож, который лежал на алтаре. Этим ножом Идоменей должен был убить сына, но, как известно, голос оракула Нептуна провозгласил, что любовь победила, и жертвы не нужны. Про ножик все на радостях позабыли. В общем, Электра сначала якобы хотела заколоться сама, а потом передумала и, схватив кроткую Илию, приставила нож к её горлу. Ну, прямо захват заложников какой-то! Идамант смотрел на всё это с большой задумчивостью - меня это изрядно позабавило… Когда Идоменей попытался приструнить царевну, она выхватила тот самый пистолет и выстрелила! Идоменей упал навзничь. Тут я судорожно стала вспоминать сюжет: вроде бы все должны остаться живы, кроме Электры, которая «в отчаянии падает ниц». Но это - тоже, вроде бы, не совсем чтобы смерть…

А потом вспомнилось, что, одеваясь, Идоменей под рубашку не забыл поддеть бронежилет (так, на всякий случай). Какой молодец! Это спасло ему жизнь. Царь немножко полежал на спине, а потом поднялся, расстегнул рубашку и достал пулю (под хохот зала, естественно). Электра сразу как-то сникла…

Подвожу резюме. Деньги потрачены немалые. На сцене - масса народу, одетая в чёрные одежды, в белые «матросские» костюмы, в спасательные жилеты… С помощью анимации на весь задник проецируется бушующее море, потом - скульптура Нептуна. В общем, на эти средства можно было бы обрядить действующих лиц в греческие одежды, сделать действительно впечатляющую бурю…

Понравилась Домбровская, очень неплохо пела и играла Евстафьева. Прекрасно пел хор. Поскольку сравнивать мне эту постановку не с чем, то впечатления остаются незамутнёнными никакими сравнениями. В театре давно поют Моцарта. Но у меня сложилось мнение, что Моцарта всё же надо петь по-другому. Как? Да как поют его по всему миру.

Идоменей (Ίδομενεύς), в греческой мифологии внук Миноса, сын Девкалиона, царь критский. Будучи одним из числа множества женихов Елены, Идоменей участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на семидесяти кораблях (Гомер, Илиада, II 645-652) В Илиаде он, с своим спутником Мерионом, упоминается весьма часто, как один из царей, принимающих наиболее живое участие в битвах и выше всех других почитаемый Агамемноном. Вместе с товарищем Мерионом Идоменей отличился в битве с троянцами за корабли, участвовал в погребальных играх в честь Патрокла и вместе с другими ахейцами проник в Трою в чреве деревянного коня. Некоторым историческим исследователям хроник Троянской войны, историкам 19 века удалось довольно убедительно доказать, что Идоменей фигурирует в местах, вставленных в гомеровскую поэму сравнительно поздно и что древняя Илиада не знала Идоменея. По Гомеру (Одиссея, III, 191) Идоменей счастливо возвратился домой. Согласно одной версии мифа, затем Идоменея с Крита изгнал Левк, воспитанный в его доме и соблазнивший его жену Меду (Аполлодор, VI 9-10). По другим мифотворческим источникам Меда, жена Идоменея, подстрекаемая Навплием, взяла себе в любовники Левка. Через некоторое время Левк изгнал Меду и ее дочь Клиситиру из дворца и убил их в храме, где они пытались найти убежище. Ему удалось убедить десять критских городов выйти из-под власти законного царя и он не пустил Идоменея на Крит.

Согласно другой версии мифа, во время морского похода из-под Трои флот Идоменея попал в бурю и он дал обет Посейдону в случае спасения принести в жертву богу первого, кто выйдет навстречу Идоменею на родине. Этим человеком оказался сын (или дочь) Идоменея. Либо Идоменей принес его в жертву, но жертва была неугодной богам, либо жертвоприношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Избавиться от нее критяне могли только изгнав Идоменея. По этим поздним сказаниям судьба приводит Идоменея в Калабрию, в землю Саллентинскую, где он строит храм Афины, и затем в Колофон, где он доживает свою старость близ святилища Аполлона Кларосского (Вергилий, Энеида, III 121). Там на горе Керкафе показывали и его могилу.

Но критяне уверяли, что Идоменей умер на их острове и тоже показывали его могилу. Могущественный флот Идоменея и перечень критских городов в "Илиаде", включающий Кнос и Фест, отражают воспоминания о былом величии Крита в 16-14 столетиях до нашей эры, в то время как миф о жертвоприношении сына Идоменея, находящий параллель в библейском сказании о дочери Иеффая (Книга Судей, 11, 30-40), восходит к распространенному фольклорному мотиву о роковом обете, данном божеству или чудовищу. Идоменей является одним из главных героев в позднеантичной переписанной версии "Дневника Троянской войны" Диктиса Критского. По греческому сказанию, Диктис был спутником критского царя Идоменея в Троянской войне; описал события этой войны в форме дневника (у греков дневники имели название эфемериды), который был найден в его гробу во времена римского императора Нерона.

Опера-сериа в трех действиях; либретто Дж. Вареско по либретто А. Дешана.
Первая постановка: Мюнхен, 29 января 1781 года, под управлением автора.

Действующие лица:

  • Идоменей, царь Крита (тенор)
  • Идамант, его сын (кастрат-альт)
  • Илия, троянская царевна, дочь Приама (сопрано)
  • Электра, греческая царевна, дочь царя Аргоса Агамемнона (сопрано)
  • Арбак, наперсник Идоменея (тенор)
  • Верховный жрец Нептуна (тенор)
  • Голос Нептуна (бас)
  • Жители Крита, пленные троянцы, воины Крита и Аргоса, матросы, царская свита

Действие происходит в столице Крита Кидонии по окончании Троянской войны (1208 год до н. э.).

История создания

В январе 1779 года 23-летний Моцарт, европейски известный композитор и исполнитель, только что вернувшийся в Зальцбург после девятимесячного пребывания в Париже, был назначен придворным органистом архиепископа Зальцбургского. Это лишало его права отлучаться из города. Однако когда в следующем году он получил заказ на постановку оперы-seria при дворе баварского курфюрста в Мюнхене в новогодний карнавальный сезон, суровый хозяин, считавший Моцарта простым слугой, не смог отказать ему в отпуске.

В основу сюжета положен древнегреческий миф о царе Крита Идоменее, участнике Троянской войны, на которую он отправился во главе могущественного флота. В одной из версий повествования о возвращении Идоменея на родину используется распространенный фольклорный мотив рокового обета: принести в жертву богу или чудовищу первое встреченное существо, которым оказывается сын или дочь. То ли Идоменей испугался такого жертвоприношения, то ли жертва оказалась неугодной богам, но они наслали на Крит моровую язву. Чтобы смягчить гнев богов, критяне изгнали царя, и он умер далеко от родины, на юге Италии.

Миф об Идоменее уже использовался в музыкальном театре. В 1712 году в Париже была представлена пятиактная опера известного композитора А. Кампра на либретто Антуана Данше (1671-1748), поэта и драматурга, автора трагедий и 12 оперных либретто, преимущественно на античные сюжеты. Его «Идоменей» насыщен трагическими событиями и заканчивается кровавой развязкой. Любовный треугольник образуют царь Идоменей и его сын Идамант, влюбленные в пленную троянскую царевну Илию. Богиня мести Немезида поражает царя безумием, в припадке которого он убивает сына, выполняя таким образом обет, хотя прежде пытался заменить его отречением от престола. Аббат Джамбаттиста Вареско (1735-1805), капеллан зальцбургского архиепископа, перевел текст этого либретто на итальянский язык и приспособил его к особенностям оперы-seria. Из пяти актов он сделал три, завершив их благополучной развязкой, напоминающей финалы реформаторских опер Глюка (с ними Моцарт впервые познакомился во время пребывания в Париже в 1778 году): божество отказывается от жертвы, на которую герой или героиня идут добровольно, движимые любовью к отцу, супругу, сестре, жениху. Трагическое соперничество сына и отца было заменено Вареско на традиционное соперничество двух женщин, оспаривающих любовь царевича Идаманта. Одной из соперниц либреттист дал имя Электры, введя тем самым мотивы цикла об Атридах, изначально с мифом об Идоменее не связанного (отец Электры царь Аргоса Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, которую, мстя за отца, убивает сын Орест - см. «Орестею»). О связи с французским либретто свидетельствуют сохранившиеся большие массовые сцены, хоровые и балетные. Впрочем, первые, тесно связанные с драматическими событиями, прямо перекликаются с реформаторскими свершениями Глюка.

Моцарт начал работать над «Идоменеем» в октябре 1780 года в Зальцбурге, а в декабре приехал в Мюнхен с целью оценить возможности исполнителей, ибо любил, по собственному выражению, «чтобы ария подходила певцу, как хорошо сшитое платье». Но возможности солистов были весьма ограниченны. От голоса 67-летнего немецкого тенора, исполнителя заглавной партии, мало что осталось, к тому же он признавал только рутинные арии и как актер, по словам Моцарта, был подобен статуе. Молодой итальянский кастрат был совершенно безграмотен, и Моцарт целыми днями разучивал с ним партию Идаманта с голоса. Композитор вмешивался в работу либреттиста, требуя сокращений, а потом, не добившись его согласия, сам вычеркивал целые куски текста, исключая на репетициях уже подготовленные певцами арии. Так продолжалось до января 1781 года. Репетиции возбудили всеобщий интерес, о музыке после первого прослушивания с похвалой отозвался баварский курфюрст. Слухи дошли до Зальцбурга, и многие земляки Моцарта посетили премьеру, состоявшуюся в Новом придворном театре Мюнхена 29 января 1781 года. Театр был переполнен, представление сопровождалось овациями. В марте 1786 года состоялась еще одна постановка, последняя при жизни Моцарта, - в Вене, во дворце принца Ауэрсперга. Для нее композитор внес в оперу ряд новых поправок, заменил в партии Идаманта кастрата тенором, для которого специально написал арию (рондо), открывающую II акт. Ныне, при отсутствии в труппе контртенора, партия Идаманта исполняется как меццо-сопрано, так и тенором.

Сюжет

Покои Илии во дворце Идоменея. Троянская пленница в смятении. Дочь царя Приама, оплакивающая гибель отца и братьев, она отдала свое сердце греку Идаманту, спасшему ее во время бури. Больше всего ее мучает ревность: быть может, Идамант любит не ее, а царевну Электру, несчастную сестру Ореста, изгнанную вместе с братом из родного Аргоса? Скрывая свои чувства, она с насмешкой встречает Идаманта, который пришел с радостной вестью: богиня Минерва, покровительница Греции, смирила гневные волны, и корабли отца приближаются к Криту. Идамант велит созвать пленных троянцев и освободить их от оков. Теперь на Крите остался один пленник - царевич Идамант, покоренный красотой Илии. Все славят мир и победу Амура. Лишь Электра упрекает Идаманта в покровительстве врагам. Входит опечаленный Арбак, посланный навстречу царю: Идоменей, сохраненный богом войны Марсом, пал жертвой Нептуна. Это повергает в отчаяние не только Идаманта, но и Электру: ведь царь обещал ее в жены сыну. Теперь же Идамант отдаст и царство, и сердце троянской рабыне, презрев ее, греческую царевну. В сердце Электры царят фурии, жестокие богини мести, пред которыми бессильны любовь и жалость.

Обрывистый берег еще бушующего моря, усеянного обломками кораблей. Народ, против которого ополчились небеса, море и ветер, взывает к богам. Из волн поднимается Нептун, усмиряет бурю трезубцем, и море постепенно успокаивается. Идоменей, увидев бога моря, склоняется перед его мощью. Нептун окидывает его угрожающим взглядом, опускается в волны и исчезает. Отослав свиту, царь в одиночестве размышляет о страшной цене спасения: он дал клятву Нептуну принести в жертву первого, кто встретит его на берегу, и теперь скорбная тень будет постоянно преследовать его. Идамант, в отчаянии блуждающий среди обломков, приближается к Идоменею. Отец и сын не узнают друг друга, а когда Идамант называет себя, Идоменей отталкивает его и поспешно удаляется. Недоумевающий Идамант приходит в отчаяние: он нашел обожаемого отца и тут же потерял его; он думал, что умрет от счастья, а погибает от скорби. Тем временем море окончательно успокаивается. На берег сходят возвратившиеся с Идоменеем воины. Их радостно встречают критянки. Все прославляют Нептуна песнями и плясками.

Царские покои. Идоменей рассказывает верному Арбаку о данном Нептуну обете и просит помочь избавить сына от страшной участи. Арбак советует немедленно отослать Идаманта в чужие земли, где он найдет покровительство другого бога. Идоменей решает, что предлогом станет возвращение в Аргос Электры, которую Идамант будет сопровождать. Приходит Илия поздравить Идоменея с избавлением и называет его своим отцом, а Крит - новой родиной. Идоменей догадывается о ее любви и страшится, что в жертву Нептуну будут принесены три жертвы: одна падет под жертвенным ножом, две других умрут от горя. Хотя он спасся от морской бури, в душе его бушует буря еще более ужасная. Зато Электра счастлива: она отправится в путь с единственным, кто ей дорог в этом мире, пусть он и любит другую - соперница будет далеко, а она рядом и сумеет завоевать его сердце. Доносятся звуки марша. Корабли ждут Электру.

Пристань в Кидонии. Электра и аргосские воины готовятся к отплытию. Идоменей прощается с сыном и Электрой; все сулит счастливое плавание. Внезапно начинается гроза, море бушует, небо грохочет, непрерывно сверкающие молнии зажигают корабли. Громадное чудовище поднимается из волн, вызывая всеобщий ужас: бог шлет его на погибель виновному. Идоменей взывает к жестокому Нептуну - пусть он покарает его одного и не требует другой жертвы. Критяне бегут, спасаясь от неистовства бури.

Царский сад. Илия обращает жалобы к цветам, а клятвы к ветеркам: зефиры отнесут их вдаль, и любимый узнает, что его ждет верное сердце. Появляется Идамант. Он хочет проститься с Илией, прежде чем припять смерть. Он идет сражаться с морским чудовищем, чтобы положить конец своим страданиям. Ничто теперь не привязывает Идаманта к жизни - отец его сторонится, Илия не любит. Она не в силах более скрывать свои чувства: если Идамант хочет умереть, она тоже умрет - от горя. Влюбленные счастливы: нет больше печали и страданий, все победит любовь. Вошедший Идоменей и Электра потрясены. Идоменей умоляет сына бежать. Илия готова следовать за любимым или умереть. Электра жаждет мести. Вбегает Арбак: огромная толпа окружила дворец, ее ведет Верховный жрец Нептуна. Арбак оплакивает судьбу Крита.

Площадь перед дворцом, украшенная статуями. Идоменей, сопровождаемый Арбаком и свитой, восходит на трон. Верховный жрец Нептуна обращается к царю: страну постигло страшное бедствие, жестокое чудовище проливает реки крови, пожирает тысячи людей, и, чтобы спасти народ, царь должен перестать медлить с жертвой. Идоменей открывает потрясенному народу, кто должен стать жертвой.Величественный храм Нептуна; вдали видно море. Двор и галерея заполнены народом, жрецы готовятся к жертвоприношению. Выходит Идоменей с пышной свитой и обращается к богу моря с молением умерить гнев и вернуть свое благоволение. Издалека доносятся радостные клики: народ славит победителя. Арбак сообщает, что Идамант поразил чудовище. Но Идоменей скорбит о неминуемой смерти сына, которого в венке и белых одеждах вводят стража и жрецы. Их окружает мрачная толпа. Идамант падает в ноги отцу, тот просит у сына прощения. Идамант поручает отцу Илию: пусть она станет дочерью Идоме- нею, а он с радостью примет смерть за родину и отца, которым боги вернут мир. Идоменей заносит жертвенный нож, но вбежавшая Илия останавливает его - она станет жертвой вместо Идаманта; смерть дочери врага Греции будет угодна богам. Когда Илия склоняется перед верховным жрецом, начинается сильное землетрясение, статуя Нептуна колеблется. Жрец застывает перед алтарем, все цепенеют от ужаса. Таинственный голос провозглашает волю неба: Идоменей должен отречься от власти, царем станет Идамант, а Илия будет его женой. Среди всеобщего ликования лишь Электра охвачена яростью. Она готова отправиться вслед за братом Орестом и другими греческими героями в ад, где вечный плач; грудь ее терзают змеи ревности, и горе наносит последний удар. Идоменей возвещает народу волю Нептуна и всех богов. В его сердце возвращается мир. Песни и пляски, прославление Амура, Гименея и царственной Юноны сопровождают коронацию Идаманта.

Музыка

«Идоменей» - опера-seria с типичным для этого жанра преобладанием больших виртуозных арий. Однако здесь ощутимо возрастает как значение речитатива в драматических эпизодах, так и роль оркестра в целом, в частности роль солирующих инструментов в сопровождении арий. Моцарт использует такие, не свойственные жанру оперы-seria формы, как терцет и квартет, большие массовые сцены и балетные сюиты.

I акт начинается скорбной арией Илии «Братья, отец мой, прощайте!» Она насыщена краткими взволнованными возгласами, разделенными паузами. Завершает 1-ю картину мрачная и неистовая ария мести Электры «В сердце моем вас чую, фурии злого ада». В 1-й картине II акта находится один из самых виртуозных номеров оперы - ария Идоменея «Море здесь, в душе, бушует», типичный образец блестящей бравурной арии оперы-seria. Финал 2-й картины - красочная сцена бури; два тревожных хора разделены драматическим речитативом Идоменея «Я пред тобой, бог беспощадный, виновен!» III акт открывает грациозная лирическая ария Илии «О зефиры, вы воздушны, так летите к милу другу», украшенная легкими колоратурами. Квартет в той же 1-й картине «Иду искать я смерти» объединяет более протяженные мелодии вторящих друг другу Идаманта и Илии и краткие реплики Идоменея и Электры. 3-я картина включает вычеркнутые Моцартом последние арии героев, нередко исполняемые в современных постановках. Ария Идаманта «Нет, не смерти мне бояться» - героическая, насыщенная виртуозными пассажами. Предсмертная ария Электры «Ореста, в груди моей муки», окрашенная в демонические тона, близка традиционным ариям ревности.

А. Кенигсберг

Это сочинение Моцарта написано в жанре опера-сериа и несет в себе ряд переходных черт, связанных, с одной стороны, со старыми традициями, с другой, с попыткой Моцарта переосмыслить их. В частности, первоначально партия Идаманта была написана для кастрата, однако затем Моцарт в своей новой (венской) редакции передал эту партию тенору. Опера подвергалась неоднократным изменениям, как авторским, так и более поздним (в т. ч. Р. Штраусом). В настоящее время преимущественно исполняется в авторской версии, партию Идаманта поручают тенорам и меццо-сопрано. Полное название оперы: "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант".

Дискография: CD - Decca. Дирижёр Притчард, Идоменей (Паваротти), Идамант (Бальтса), Илия (Попп), Электра (Груберова), Арбас (Нуччи), Верховный жрец (Дженкинс) - Deutsche Grammophon. Дирижёр Бём, Идоменей (Охман), Идамант (Шрайер), Илия (Матис), Электра (Варади), Арбас (Винклер), Верховный жрец (Бюхнер).

Героическая опера в 3 действиях. Либретто написано Г. Вареско.
Первое представление состоялось 29 января 1781 года в Мюнхене.

Действующие лица:
Идоменей, царь Крита, тенор
Идамант, его сын, меццо-сопрано
Электра, дочь Агамемнона, сопрано
Илия, дочь Приама, сопрано
Арбас, друг Идоменея, баритон
Верховный жрец, бас

Первое действие. Первая картина. Илия, дочь троянского царя Приама, находится в плену на острове Крите. Критский царь Идоменей милостив к пленнице - она живет в великолепном дворце, среди роскоши и довольства. Но Илия не может забыть своей родины. Девушка горюет об отце и братьях, погибших во время троянской войны. Илию мучат угрызения совести - она, троянка, полюбила юного Идаманта, сына Идоменея. Идамант тоже любит Илию. Ради нее он хочет предоставить свободу всем пленным троянцам. Это решение вызывает бурный протест Электры, дочери Агамемнона, нашедшей убежище на Крите. Электра любит Идаманта и ревнует его к троянской пленнице. Неожиданное появление приближенного царя - Арбаса прерывает объяснение Электры и Идаманта. Арбас принес тревожную весть: на море поднялся сильный шторм, и корабль, на котором плывет Идоменей, тонет вблизи берегов Крита.

Вторая картина. Идоменей избежал гибели. Он умилостивил бога Посейдона, пообещав принести ему в жертву первого человека, которого увидит, ступив на землю. К своему ужасу, царь, высадившись на берег, сталкивается с Идамантом, поспешившим встретить вернувшегося отца.

Второе действие. Первая картина. Идоменей в отчаянии. Он не может обречь на гибель любимого сына. Верный Арбас советует царю отправить Идаманта в чужую страну, тогда он избежит смерти. Идоменей согласен - по его приказу сын отправится вместе с Электрой в Грецию. Вызвав Илию, царь сообщает пленнице, что, по просьбе сына, дарует ей свободу. Но эта весть не радует, а печалит девушку. Она просит Идоменея предоставить ей приют на Крите. Царь огорчен, он начинает понимать, что любовь к Идаманту заставляет Илию пожертвовать своей свободой.

Электра ликует. Наконец-то Идамант будет принадлежать лишь ей одной.

Вторая картина. Повинуясь воле отца, Идамант вместе с Электрой всходит на корабль. И в тот же миг разыгрывается страшная буря. Из морской пучины, преграждая кораблю путь, всплывает огромное чудовище. Его послал Посейдон, разгневанный обманом Идоменея.

Третье действие. Идамант безутешен. По приказу отца он должен расстаться с Илией. Юноша решает умереть в бою с морским чудовищем. Однако желанная смерть не приходит к Идаманту - в борьбе он убивает чудовище. Неумолимый Посейдон требует, чтобы Идоменей сам принес в жертву своего сына. Илия, не колеблясь, готова отдать свою жизнь за жизнь любимого. Самоотверженность девушки потрясла Посейдона, и он смилостивился. Растроганный беззаветной любовью Илии, Посейдон сохраняет Идаманту жизнь и возвещает свою волю: Илия должна стать женой Идаманта.

Идоменей и народ благодарят и славят милостивое божество.