Храм воскресения христова сретенский. От рынка к храму: Александр Можаев о новострое на Рождественском бульваре. Возможные стили постройки будущего храма

В праздник Вознесения Господня, отмечавшийся в 2017 году 25 мая, духовные центры столицы пополнились новым храмом Сретенского монастыря (адрес: Москва, ул. Большая, 19, корпус 1). Возведён он был в честь служителей Божьих, ставших жертвами гонения на Церковь, осуществлявшегося долгие годы большевистской властью. Это отразилось в его названии ─ храм Новомучеников и Исповедников российских.

Конкурс на создание храма-памятника

В течение двух месяцев (с октября по ноябрь 2012 года) продолжался объявленный Московской патриархией конкурс на создание проекта нового храма Сретенского монастыря на Лубянке. По замыслу создателей, он должен был явиться памятником всем новомученикам российским, ставшим жертвами террора в отношении служителей церкви, развязанного большевиками после их прихода к власти в результате вооружённого переворота 1917 года, а также в течение всего последующего исторического периода. Именно потому изначально предполагалось назвать его храмом Новомучеников и Исповедников российских.

Необходимость расширения пространства для богослужений

Кроме духовной потребности увековечить память этих людей, одной из причин, побудивших братию монастыря обратиться к предстоятелю РПЦ за благословением в столь благочестивом начинании, были причины чисто практического характера.

Дело в том, что после десятилетий коммунистического правления единственным действующим храмом на территории обители оставался собор Сретения иконы Божьей Матери, не вмещавший всех желающих присутствовать на богослужениях. В результате многие прихожане были вынуждены, оставаясь снаружи, слушать трансляцию службы, звучавшую в репродукторах. Эту проблему в полной мере должно было решить создание в Сретенском монастыре нового храма.

Основное требования к проектам

После получения патриаршего благословения был определён состав жюри предстоящего конкурса, в который вошли, кроме представителей монастыря, многие известные столичные искусствоведы и архитекторы. Заранее было объявлено, что принимаемые к их рассмотрению проекты должны отвечать целому ряду строго определённых требований.

Прежде всего, его облик должен соответствовать идеи Дома Божьего, являющейся тем фундаментом, на котором зиждется вся православная храмовая архитектура. Кроме того, он обязан отражать духовное величие подвига, свершённого российскими новомучениками во имя торжества веры.

Возможные стили постройки будущего храма

Участникам конкурса предлагалось спроектировать здание Сретенского монастыря в традициях русского церковного зодчества. Возможными стилями в данном случае являлись: московский, новгородский, владимиро-суздальский, псковский и ново-византийский. Однако допускалось и включение в проект некоторых современных элементов.

Именно эти пункты были заложены в основу предъявляемых требований, но перечень задач, поставленных перед участниками конкурса, этим не ограничился, поскольку в их число входило решение ряда чисто технических вопросов. Одним из главных среди них являлось требование о том, что проектная вместительность будущего собора должна быть не менее 2 тыс. человек.

Дополнительные требования

Ещё одним требованием являлось обеспечение возможности в летнее время проводить богослужения под открытым небом, как это принято делать, например, в Псково-Печерском монастыре, и устраивать вокруг собора крестный ходы. Учитывая стеснённость монастырской территории, решение этих задач представляло собой определённую сложность.

И наконец, в проекте нового храма Сретенского монастыря должно быть предусмотрено максимально большее количество различных подсобных помещений, таких как ризницы, технические службы, аудитории катехизического образовательного центра, воскресной школы и созданного в обители православного издательства. В подземном же этаже должна была размещаться стоянка машин, составляющих многочисленный монастырский автопарк.

Такая плотность подсобных помещений была вызвана тем, что при своей весьма небольшой площади, является самым населённым в столице. Кроме 45 иноков, его постоянными насельниками являются около 200 учащихся духовной семинарии. Однако в задании особо подчёркивалось, что выполнение всех технических требований не должно идти в ущерб общему облику собора.

Начало творческого состязания

Для участия в конкурсе по созданию нового храма Сретенского монастыря на Лубянке было подано 48 работ, многие из которых можно было по праву назвать талантливыми и самобытными. При их рассмотрении члены комиссии приложили максимум усилий для наиболее объективного определения победителя.

Ещё задолго до оглашения его имени наместник монастыря ─ епископ Тихон (Шевкунов) - разослал всем архитекторам, приславшим свои работы, письма с выражением благодарности за их участие в этом творческом состязании. Согласно условиям конкурса, несмотря на то, что в жизнь должен был воплотиться лишь один проект, признанный лучшим, награды ожидали первых трёх лауреатов.

Объявление победителя конкурса

После внимательного рассмотрения и всестороннего обсуждения поступивших работ был определён победитель конкурса. Им стал проект, разработанный архитектурной мастерской, руководимой Д. Смирновым. Определились также имена и двух остальных лауреатов. После этого решение комиссии было утверждено Патриархом Кириллом.

Что же заставило членов жюри отдать предпочтение именно этой работе? Отвечая на вопросы журналистов, епископ Тихон, в частности, подчеркнул, что архитектор Д. Смирнов и его коллеги наиболее полно сумели воплотить в своём проекте черты собора, являющегося памятником торжеству победы Христа и его верных последователей, коими являются святые новомученики российские. Предложенный ими образ храма необычайно величественен и светел. В то же время его установка на постаменте-стилобате придаёт ему черты памятника.

Дискуссии и споры

Особенно удачным, по мнению членов жюри, стало оформление главного фасада здания с расположенными над входом живописными изображениями Спасителя и Его святых угодников. Это в полной мере можно назвать эсхатологическим (вероучительным) выражением победы Церкви, в котором посреди Небесного Града Иерусалима представлен образ Агнца Божьего ─ Иисуса Христа. Тем не менее среди посетителей выставки работ, представленных для участия в конкурсе, именно эта архитектурная находка вызвала наиболее жаркие дискуссии.

Нашлось немало скептиков, усмотревших в ней некое уклонение в сторону модернизма. Едва ли подобная точка зрения имеет под собой серьёзные основания, поскольку подобным же образом оформлен фасад главного храма знаменитой Псково-Печерской обители, и никогда его не подвергалась критике. В то же время художественная параллель между новым храмом и тем, что расположен в городе Печоры, подчёркивает духовную связь, давно установленную между этими обителями. В данном случае немаловажную роль сыграл тот факт, что сам епископ Тихон начинал свой иноческий путь именно в Псково-Печерском монастыре.

При всей оригинальности конструкции облик нового храма достаточно традиционен. Если внешнее архитектурное убранство в полной мере соответствует русскому стилю, что становится очевидным даже при беглом взгляде, то для внутреннего оформления помещений использованы элементы византийского искусства.

Решение технических проблем

Существенная заслуга архитекторов состоит также в том, что новый храм Сретенского монастыря обладает и рядом конструктивных достоинств. Прежде всего, его вместимость составляет 2 тыс. человек, что в полной мере соответствует техническому заданию. Кроме того, проектировщики расположили его таким образом, что при весьма плотной застройке окружающего его района здание собора хорошо просматривается с весьма значительного расстояния. Это достигнуто за счёт того, что оно расположено на одной линии с уличными домами и не выходит на Рождественский бульвар. Кстати, этим проект Д. Смирнова и его коллег выгодно отличается от работ большинства конкурсантов.

Неожиданные проблемы

Однако возведение храма не обошлось без серьёзных конфликтов с защитниками архитектурного наследия Москвы и жителями близлежащих районов. Дело в том, что для реализации проекта необходимо было снести шесть монастырских строений, являющихся историческими памятниками, входящими в городскую охранную зону. Кроме того, вызывало опасение, что здание собора, высота которого 61 метр, став высотной доминантой всего района, исказит облик Рождественского бульвара. Тем не менее министерство культуры изменило границы охранной зоны и одобрило снос намеченных зданий.

В связи с этим пять архитектурных и градозащитных организаций направили обращение к президенту страны с просьбой не допустить уничтожения исторических построек и инициировать создание комиссии для проведения полноценной экспертизы по данному вопросу. Однако их труды оказались бесплодны, и в декабре 2013 года все намеченные монастырские постройки были снесены.

Открытие собора

Вскоре после этого началось строительство, а уже в сентябре 2016 года был установлен главный купол нового храма Сретенского монастыря. Открытие его и торжественное освящение состоялось годом позже. В праздник Вознесения Господня, который отмечался 25 мая, святейший Патриарх Кирилл освятил новый собор, и тогда же в нём была совершена первая литургия.

После того, как богослужения в новом храме Сретенского монастыря вошли в соответствие с порядком, установленным Церковным уставом, в него были торжественно перенесены мощи святого новомученика российского Иллариона Троицкого ─ выдающегося церковного деятеля, ставшего жертвой красного террора. Кроме того, придя в храм, верующие могут поклониться частицам мощей многих угодников Божьих, хранящихся там и являющихся его святынями.

Расписание богослужений в новом храме Сретенского монастыря

Несмотря на то, что собор возведён на территории обители и является монастырским храмом, деятельность клира направлена в равной степени и на духовное окормление прихожан, для которых его двери всегда открыты. Более того, как было сказано выше, при составлении проекта собора была учтена возможность проведения богослужений не только внутри помещений, но и при большом скоплении народа, под открытым небом возле нового храма Сретенского монастыря.

Расписание богослужений при этом составлено таким образом, чтобы удовлетворить духовные запросы как братии, так и мирян. В будние дни специально для насельников обители в 6:45 проводится братский молебен, а затем в 8:00 Божественная литургия, на которую собираются все желающие. Вечерняя служба также общая и начинается в 18:00. В праздничные же дни график несколько меняется. Проводятся две литургии ─ ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Вечерняя служба начинается так же, как и обычно - в 18:00.

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Десятилетие восстановления единства Русской православной церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской.

Русская зарубежная церковь возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Москве Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, сделавший РПЦЗ самоуправляемой частью Русской церкви.

Освящение собора

Специально на торжества в российскую столицу приехала делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Посетил их и президент России Владимир Путин.

Величественный собор на территории Сретенского монастыря был построен на пожертвования за три с небольшим года, к 100-летней годовщине трагических событий 1917 года. Великое освящение собора и первую в нем Божественную литургию совершил в четверг, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм, рассчитанный на 2 тысячи человек, не смог вместить всех молящихся — сотни человек следили за трансляцией богослужения на большом экране на монастырской площади. В руках люди держали фотографии и портреты священнослужителей и мирян, погибших в результате гонений на Церковь в XX веке. Всего на данный момент в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру.

После освящения храма патриарх с духовенством — все в белом, праздничном облачении — прошли крестным ходом в древний собор обители в честь Владимирской иконы Божией Матери, откуда перенесли в новый храм мощи небесного покровителя обители и его настоятеля в 1920-е годы, священномученика Илариона (Троицкого). Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где настоятель Сретенского монастыря с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Сама обитель была основана в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а после 1925 года был закрыт и разорен, в сохранившихся зданиях находилась тюрьма для священников и тех, кто не отрекся от веры.

Примирение нации

Тема примирения и сохранения единства российской нации на торжествах была главной — говорилось ли о воссоединении двух частей Русской церкви, или же о новомучениках и исповедниках XX века, в память о которых был выстроен храм. Этот собор, посвященный одновременно и Воскресению Христову, и новомученикам, и олицетворяет собой примирение.

"Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов, и поэтому наша общая обязанность делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации", — сказал глава государства по завершении богослужения в Сретенском монастыре.

Ключ, который помогает преодолевать разногласия, — это сознание общности целей, сказал президент. По его словам, главная из которых есть "благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом". Восстановление единства Русской церкви, десятилетие которого отмечается в эти дни, — яркое подтверждение этого, продолжил Путин. Путь к возрождению церковной целостности был непростым, за долгие годы разобщенности накопилось слишком много противоречий, однако обе церкви сумели пройти этот путь. отметил глава государства.

"Восстановление единства… стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом примирения, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас", — отметил президент России.

С 10-летней годовщиной воссоединения РПЦ и РПЦЗ поздравил паству и патриарх, выразивший надежду, что результаты этого события станут со временем "еще более явственными и значительными для всей Церкви". Предстоятель призвал углублять единство и делать его еще более прочным, тем самым служа "восстановлению благочестия и веры в народе".

Новомученики и РПЦЗ

Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал священник.

То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: "ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству".

Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев. Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской православной церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского собора — собора "мужественного стояния за святое православие и единство Церкви", как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий.

"Торжествующий собор"

Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора, в центре которого находится большой баптистерий — купель для крещения, посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. Именно икону Иоанна Крестителя XIX века передал в дар храму Владимир Путин, подробно ознакомившийся со всеми достопримечательностями обители.

Как сообщили в патриархии, на двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. Здесь также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Советник мэра Москвы и патриарха по вопросам строительства храмов, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин назвал "настоящим подвижничеством" тот факт, что подобное храмовое сооружение в небольшом по площади месте и в уже сложившейся застройке возвели за столь короткие сроки. Сам наместник Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) назвал новоосвященный собор "очень светлым, радостным, торжествующим".

"Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, его святых новомучеников и исповедников, — говорит епископ Тихон. — Господь исполнил желание нашего сердца… Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все — только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников".

25 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской в Сретенском монастыре, названный в честь новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в годы советской власти.

После освящения предстоятель Русской православной церкви вместе с духовенством перенесли в освященный собор ковчег с мощами священномученика Илариона (Троицкого), бывшего настоятелем Сретенского монастыря в 1920-е годы.

Это знаменательное в церковной и общественной жизни страны событие специально для FederalCity прокомментировал политолог и публицист Виктор Милитарев :

– В Сретенском монастыре когда-то был наместником патриарха Тихона епископ Иларион (Троицкий). Он был викарным епископом Верейским, то есть московским епископом. В предреволюционные годы он стал очень известен как богослов и церковный публицист.

Иларион придерживался очень строгих взглядов, которые я, кстати, не разделяю: что церковь одна в том смысле, что католики – это еретики, раскольники – вне церкви, но так или иначе из-за его довольно резких взглядов он и с коммунистами не поладил очень резко. Он резко высказывался, в конце концов, его посадили. В Соловках он был одним из основных авторов письма епископов. Письмо было написано, когда патриарх Тихон умер, и местоблюстителем не вполне основательно объявил себя митрополит Сергий Страгородский, который в 1927 году подписал некий конкордат, так скажем, с советской властью, что очень многих ревнителей того времени задело и показалось предательством. Особенно всех задела фраза, по которой уже почти сто лет эту бумагу и вспоминают: «Ваши радости – наши радости». В частности, Сергий негодовал вместе с советской властью по поводу убийства Войкова в Варшаве.

Иларион умер в лагерях, был признан зарубежной церковью, а потом и нашей еще до объединения святым, исповедником, но не мучеником, потому что его не расстреляли, а он умер в тюрьме. Исповедником - то есть претерпевшим страдание за свою веру.

Монастырь, конечно, давно был закрыт. Ранее там был чуть ли не музей морского флота. Я ребенком жил в том районе, ходил туда. Лет 15-20 назад монастырь открыли. Наместником его довольно скоро стал Тихон Шевкунов, близкий к патриарху монах, недавно назначенный епископом. И тоже викарным, московской епархии. Он занимается в патриархии связями с искусством, автор нашумевшего фильма о Византии, где было сказано том, что империя погибла из-за подъема греческого национализма, перестав быть многонациональным государством.

Сретенский монастырь – это крупный монастырь Москвы, хотя из-за забора это не очень видно. Там есть своя семинария, знаменитый хор. Сегодня был освящен вновь построенный большой собор. Службу отслужил сам патриарх вместе с наместником епископом Тихоном.

Вся эта история является символическим подтверждением верности патриарха духу новомучеников и критике всего, что происходило у нас в 20 веке. Хотя это и не отменяет того, что патриарх всегда выступал сторонником социальной справедливости.

– Это уникальный случай – никогда католики не приносили в Россию христианские святыни. У нас есть маленькие частицы мощей из Венеции, но в принципе такую большую частицу принести в Россию ранее они никогда не разрешали. Можно сказать, что мощи в России первый раз. Патриарх Кирилл даже заявил, что это чудо и что мы вознесем молитвы, чтобы когда-нибудь раскол между нами прекратился. Эти слова вызвали бешенство у наших нынешних ревнителей, недовольных таким согласием с католической церковью. В этом смысле внимание патриарха к памяти святителя Илариона как бы подчеркивает, что патриарх с ревнительским направлением в церкви вполне сам связан, – считает Виктор Милитарев.

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в четверг, в праздник Вознесения Господня, великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской в Сретенском монастыре. В торжественной церемонии примет участие президент России Владимир Путин.

Как сообщила пресс-служба Кремля, президент осмотрит новый храмовый комплекс, здание Сретенской духовной семинарии, а также встретится с представителями Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), ставшей десять лет назад неотъемлемой самоуправляемой частью РПЦ.

Торжества, посвященные празднованию десятилетия восстановления единства Русской православной церкви, состоятся в этот же день: после освящения храма патриарх Кирилл совершит в нем праздничную Божественную литургию вместе с предстоятелем РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом.

Собор Новомученников на Лубянке

Собор Новомучеников и исповедников Российских на Лубянке, на территории Сретенского мужского монастыря, возводился на протяжении более трех лет на пожертвования, и был построен к 100-летней годовщине трагических революционных событий 1917 года.

По словам наместника Сретенского монастыря, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), этот храм призван прославить память православных христиан — мучеников и исповедников ХХ века. На сегодняшний день в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру. "Строительство именно такого храма, именно на этом месте, и освященного именно в 2017 году — важное событие не только для Сретенского монастыря, не только для Москвы, но и для всей России", — отметил Шевкунов.

В день освящения собора на монастырской площади будет организована трансляция богослужения, а по его окончании всем желающим будет предоставлена возможность осмотреть новый храм.

"Во время великого освящения мощи священномученика Илариона (Троицкого), духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в 1920-е, послереволюционные годы, будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм — в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где священномученик Иларион с 1924 по 1929 год провел в заключении", — сообщили в обители.

Высота храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий — купель для крещения, украшенная мозаиками по образцу древних византийских храмов.

На двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Десятилетие восстановления единства

Ровно десять лет назад произошло воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. РПЦЗ возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. Семнадцатого мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в российской столице Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, который установил, что "Русская православная церковь заграницей … пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви".

По словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, десять лет, прошедшие после объединения, показали, что это было правильное решение.

"В подавляющем большинстве верующие Русской Зарубежной церкви восприняли объединение очень положительно. И десять лет совместной жизни показали, что это было абсолютно правильное решение, которое сейчас позволяет нам ощущать себя членами единой церкви. … Самое главное заключается в том, что у нас теперь единая церковь, мы вместе причащаемся, вместе служим, и это историческое событие, значение которого переоценить невозможно", — сказал митрополит Иларион РИА Новости.

Делегацию РПЦЗ на торжествах в Москве возглавляет ее первоиерарх митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Представители русского зарубежья, помимо совместных богослужений, примут участие в конференции "К десятилетию воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. Владыка Иоанн-объединитель", которая состоится 26 мая также в Сретенском монастыре. Форум будет посвящен архиепископу Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому (Максимовичу) — первому святому русского зарубежья.

На конференции выступят епископ Тихон (Шевкунов), архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков), архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков), настоятель собора Иоанна Предтечи в Вашингтоне (США) протоиерей Виктор Потапов, представитель русской эмиграции (Брюссель) Елизавета Апраксина, а также историки, богословы, общественные деятели.

Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган считает символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день, такое мнение он высказал РИА Новости.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты. Но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским Патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал Ган.

November 26th, 2017 , 10:05 pm

За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей - Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.

Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор. По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.

После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов - храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.

В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.

При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.

Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.

В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.

Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.

6. В духовной семинарии

Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах - лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.

7. В духовной семинарии


8.


9.


10.


11.


12.


13.

14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.

Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.

Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний - в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.

Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» [Мф. 22, 1-14]
23.


24.

Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» [Лк. 10, 25-37]
25.

Притча о сеятеле :
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 13, 1-9]
<...> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. [Мф. 13, 19-32]»
26.

О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18, 10-14]
27.


28.

Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга - такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.


30.


31.


32.


33.

34.


35.


36.

27. Святой благоверный князь Александр Невский

Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.

28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.

В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 - 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.

В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.

В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.

30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».

В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.

Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.

Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению - обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.

В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.

Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.

Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными, несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо - глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами - ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», - говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места - отслужить в лагере Пасхальное богослужение.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.

Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.