Гипербола. Что такое гипербола? Значение слова гипербола

15 октября 2017

Литература богата средствами художественной выразительности, которые помогают авторам наилучшим образом донести до читателя свою мысль. Так, при изучении произведений классиков ученики ищут в них эпитеты, сравнение, олицетворения и пытаются разобраться, зачем писатель использовал тот или иной прием. К числу художественных средств относится также и гипербола, которую мы и рассмотрим.

Определение

Рассмотрим, что такое гипербола, примеры которой будут приведены ниже. Это особый художественный прием, намеренное преувеличение, позволяющее добиться необходимого автору эффекта. Термин является очень древним, прием начал использоваться в эпоху античности. Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Самые простые примеры

Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» - это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

  • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
  • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
  • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
  • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
  • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

Видео по теме

Разновидности

Есть несколько типов гипербол в русском языке:

  • Лексические. Преувеличение достигается путем использования слов «совершенно», «все», «абсолютно». Например, совершенно бесполезный человек, это всем давно известно.
  • Метафорические. Это запоминающееся сравнение. Например, лес рук, золотые горы.
  • Фразеологические. Использование устойчивых сочетаний слов. Например, козе понятно.
  • Количественные. Использование числительных: миллион дел, тысячи идей.

Все эти типы преувеличений могут использоваться носителями языка неосознанно, не воспринимаясь как художественно-стилистический прием.

Современные варианты


Молодежь нередко употребляет в речи гиперболу. В русском языке примеров можно привести множество:

  • «Мы это уже 100500 раз проходили! Неужели трудно запомнить?»
  • «У нас еще вагон и маленькая тележка времени, все сделаем».

Такие высказывания позволяют сделать речь боле образной и выразительной.

Из художественных произведений

Нередко писатели используют гиперболу. Примеры из литературы довольно разнообразны. Так, очень часто к этому приему обращался Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам».

Есенин при создании образа Руси использовал преувеличение: «Не видать конца и края, только синь сосет глаза».

Есть гиперболы в лирике Маяковского:

  • «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою».
  • Поэма «Облако в штанах» завершается очень интересным образом, основанном на приеме преувеличения: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Это помогает поэту выразить силу и мощь человеческой личности.
  • Нередко поэт преувеличивает и размеры человеческого тела, создавая емкий и острый сатирический образ: «Два аршина безлицевого розового теста, голова в Казбек, желудок в ров».

Можно привести несколько интересных примеров гиперболы в русском языке, когда преувеличение касается неодушевленных предметов: до небес баобабы, жало в километр.

Нередко для эффекта преувеличения поэт использует слова в переносном смысле: глыба, туша. Или же сочетания слов, которые по отдельности не обладают подобным свойством, но поставленные вместе создают гиперболизацию: очки-велосипеды, глаза два луга.

Пример гиперболы из литературы можно найти и в творчестве других писателей: «шаровары, шириной с Черное море» (Гоголь), «четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили» (Высоцкий).

Мы рассмотрели, что такое гипербола, и примеры ее употребления мастерами слова. Этот прием дает возможность делать речь писателей образной и более выразительной, привлечь внимание читателя к какому-либо свойству или особенности описываемого предмета или лица. Также именно намеренное преувеличение нередко помогало автору выразить свое отношение к происходящему.

История происхождения гиперболы

Одним из первых, кто начал изучать конические сечения - эллипс, парабола, гипербола, был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик Менехм (IV в. до н.э.). Решая задачу об удвоении куба, Менехм задумался: «А что случится, если разрезать конус плоскостью, перпендикулярной его образующей?». Так, изменяя угол при вершине прямого кругового конуса, Менехм получил три вида кривых: эллипс - если угол при вершине конуса острый; парабола - если угол прямой; одну ветвь гиперболы - если угол тупой.

Название этих кривых придумал не Менехм. Их предложил один из крупнейших геометров древности Аполлоний Пергский, посвятивший замечательным кривым трактат из восьми книг «Конические сечения» («О кониках»). Семь книг сохранились, три из них - в арабском переводе. Первые четыре книги содержат начало теории и основные свойства конических сечений. Это - трактат об эллипсе, параболе и гиперболе, определяемых как сечения кругового конуса, где изложение доведено до исследования эволют конического сечения. Аполлоний показал, что кривые можно получить, проводя различные сечения одного и того же кругового конуса, причем любого.

При надлежащем наклоне секущей плоскости удается получить все типы конических сечений. Если считать, что конус не заканчивается в вершине, а проектируется на нее, тогда у некоторых сечений образуется две ветви.

Описывая кривые языком алгебры, математик выберет в плоскости сечения такую прямоугольную систему координат, в которой уравнения кривых имеют наиболее простой вид. Если направить ось абсцисс по оси симметрии конического сечения и поместить начало координат на саму кривую.

Происхождение названия объясняется следующим рисунком.

Построим в вершине любой прямоугольник. К нему приставим квадрат, касающийся вертикальной кривой, а стороной - оси симметрии. Тогда в гиперболе площадь квадрата больше, чем прямоугольника.

Математическая гипербола

Определение

Обратной пропорциональностью называют функцию, заданную формулой y = k/x где k неравно 0. Число k называется коэффициентом обратной пропорциональности.

Гипербола имеет две ветви, которые расположены в первом и третьем квадратах, если k > 0, и во втором и четвертом квадрантах, если k > 0.

Функция y = k/x , где k > 0 обладает следующими свойствами:

Область определения функции - множество всех действительных чисел, за исключением числа 0

Множество значений функции, все числа кроме числа 0

Y = k/x - нечетная

Принимает положительные значения при х > 0 и отрицательные - при x < 0

Убывает на промежутках х < 0 и х > 0.

Если k < 0, то функция y = k/x обладает свойствами 1-3, а свойства 4-5 формулируются так: принимает положительные значения при х < 0 и отрицательные при х > 0

Возрастает на промежутках х < 0 и х > 0.

Строение графика если K>0

Построим график функции y = 1/x

ООФ: х неравен 0 МЗФ: у неравен 0 y = k/x - нечетная

Строение графика ели К<0

Построим график функции y = k/x

При k = 2 y = -2/x ООФ: х неравен 0 МЗФ: у неравен 0 y = k/x - нечетная

Вот мы и узнали, что называют гиперболой в математике

А где же еще применяют гиперболу?

Примеры стилистической гиперболы

Толковый словарь русского языка гиперболу математическую и стилистическую практикует, как слова - амонимы, но исходя из выше приведенных фактов мы можем говорить о сходстве понятий гиперболы в математике и литературе.

Например, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя основным художественным средством выразительности служит гипербола, использование которой придает сатирический эффект всему произведению. Например, «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того. Шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями».

У Гоголя гипербола вообще является излюбленным средством выразительности. Например, в повести «Тарас Бульба» автор использует следующие гиперболы: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «Он веял холодными веками и расстилался ближе, ближе и, наконец, охватил половину всей поверхности земли…»; «…запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли».

В комедии «Ревизор», усиливая эффект вранья Хлестакова, Гоголь вкладывает в его уста следующую фразу: «Курьезы, курьезы … тридцать пять … тысяч курьезов». Автор прибегает к гиперболе для усиления впечатления, для заострения образа важный способ передачи авторской мысли построение сюжета образной системы

Литературная гипербола

Гипербола - образное выражение, содержащие непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например: «В сто сорок солнца закат пылал» (Маяковский). Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов). Или у Н. В. Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море»; «Рот величиной в арку Главного штаба». Наибольшую роль гипербола приобретает в сатире. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.

Гипербола в математике – это кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе – это фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается нечасто, гораздо чаще можно встретить её собратьев: параболу и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола – это точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы) представляет собой постоянную величину.

Такую величину обозначают через , а расстояние между фокусами – через .

В составе гиперболы две совершенно одинаковые части. Это её характерная черта. Также у неё присутствуют прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые называются асимптотами.

Точно так же, как эллипс, гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин «гипербола» люди знали ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский, живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Типы гипербол

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, напрямую связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека является кривой, которая изогонально сопряжена прямой Эйлера, а гипербола Киперта – это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе представляет собой стилистическую фигуру, которая является образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет или действие. В художественных произведениях гипербола используется для усиления художественного впечатления.

Поскольку гипербола – это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гиперболу используют в русской народной поэзии. Так, песня “Дуня-тонкопряха” полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались “потоньше полена, потолще колена”. Потом она эти нитки “в огород вдевала, колом притыкала”.

Нередко гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гипербола использовалась и древнерусскими авторами, имена которых до нас не дошли. Например, в “Слове о полку Игореве” читаем:

«Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», «Редкая птица долетит до середины Днепра», шаровары у казаков «шириною с Чёрное море».

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении «6 монахинь» можно прочитать следующее:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура – литота, обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Вместе со статьёй «Что такое гипербола?» читают:

Гипербола?

В современной литературе, как и в искусстве вцелом, существует огромное количество приемов и способов выразительности языка, которые используются авторами в различной степени. Всем понятны такие понятия, как сравнение, олицетворение, а вот что такое гипербола знает не каждый. Так вот, гипербола - это популярное в литературе языка. Оно применяется в тех случаях, когда автору необходимо создать преувеличенное представление о какой-либо ситуации и каком-то предмете. Также гипербола применяется тогда, когда автору требуется обратить особое внимание на какое-либо явление и его свойства в произведении. Гипербола, как правило, содержится в каком-то высказывании. Оно само по себе гипорбелическим не является и на самом деле может передавать реальное положение дел. В этом вся гипербола. Примеры данного тропа достаточно типичны и известны, некоторые даже используются повседневно. Вот один из них: "Нет ни крошки хлеба". Данное высказывание в целом не имеет преувеличенного окраса, но тем не менне здесь использовано данное средство выразительности.

Это важно!

Позиция говорящего и высказываемая им оценка фактов очень существенны при испоользовании гиперболы. Преувеличение - отсутствие или наличие каких-то свойств, предметов, явлений. Ученые уже неоднакратно указывали на то, что гипербола является одним из самых распространенных средств выразительности в нашей повседневной разговорной речи. Есть два главных фактора этого замечательного тропа. Первый - соотнесение выражения с ситуацией, второй - ее оценка. Гипербола не порождает контраст, она описывает или констатирует реальные события, но в увеличенном размере, создавая некоторый дисбаланс между реальностью и гиперболическим выражением!

Основа гиперболы

Помогает подробнее раскрыть вопрос о том, что такое гипербола, рассмотрение ее содержания и структуры. В основании гиперболы всегда находится какое-то сравнение, а точнее образ. Но обыденное преувеличенее отличается от художественного выражения. В повседневной речи нами часто используются уже готовые модели, например, "слон в посудной лавке". Подобных примеров очень-очень много, ведь язык живет и развивается. В литературе же писатели и поэты уделяют особое пристальное внимание гиперболическим высказыванием. С помощью данного тропа они пытаются подчеркнуть особенность и неповторимость того или иного героя или события. Особенно часто использовали гиперболу такие поэты, как Маяковский, Лермонтов. Их языку присуща масштабность.

Многозначность слова

Но это неполный ответ на вопрос о том, что такое гипербола. Само слово имеет два значения. Второе, кстати, далеко от литературы и искусства, оно используется в математике. Хотя тут тоже с ним связаны интересные выражения, такие, как геометрическое место в Евклидовой плоскости, каноническое уравнение гиперболы и многие другие. В общем, можно сказать только одно: гипербола важное понятие, значение которого необходимо знать не только профессиональному литератору, но и каждому грамотному человеку.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гипербола

гипербола в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гипербола

ж. математ. кривая линия, которая бы обозначилась на поверхности сахарной головы (конуса), если ее рассечь с боку, отвесно вдоль.

Ритор. преувеличенье, всякое выражение впадающее в какую-либо крайность, напр. у меня нет ни копейки; он взором объемлет все. Гиперболический, принадлежащий к гиперболе, к ней относящийся. Гиперболоид математ. геометрическое тело, образуемое вращением гиперболы. Гиперстен м. черный камень с бронзовым отливом; павлит.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гипербола

гиперболы, ж. (греч. hyperbole).

    Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.

    Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.

    Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-н. (книжн.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гипербола

Ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение.

гипербола

Ы, ж. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.

прил. гиперболический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гипербола

    1. Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления.

      разг. Любое чрезмерное преувеличение.

  1. ж. Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гипербола

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота.

Гипербола (математика)

2a,$ причём ∣F F ∣ > 2a  > 0.

Наряду с эллипсом и параболой, гипербола является коническим сечением и квадрикой. Гипербола может быть определена как коническое сечение с эксцентриситетом, бо́льшим единицы.

Гипербола

Гипербола :

  • Гипербола - плоская кривая второго порядка.
  • Гипербола - троп, преувеличение.

Гипербола (риторика)

Гипе́рбола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительность выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гиперjj часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. д. . Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов - Маяковский

Примеры употребления слова гипербола в литературе.

В таком случае, твои слова должно рассматривать как гиперболу , Автолик, - заявил Данай, - ибо эти два прекрасных маленьких создания вряд ли выскочили в полном вооружении из твоего лба, подобно Афине из головы Зевса.

И так как было совершенно ясно, что кара падет на одного из этих троих, Алкивиад с Никием сговорились и, объединив силы своих сторонников, обратили остракизм против самого Гипербола .

Кое-кто, правда, утверждает, будто Алкивиад договорился не с Никием, а с Феаком и Феаково содружество привлек на свою сторону, чтобы изгнать Гипербола , который отнюдь не ждал такой беды: ведь люди порочные и ничтожные никогда не подпадали этому наказанию, как совершенно справедливо заметил и комик Платон, говоря о Гиперболе: Хоть поделом он принял наказание, С его клеймом никак не совместить его: Суд черепков не для таких был выдуман.

Гипербола , градация, оксюморон, перифраз, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, но прежде всего - сравнение и метафора стали здесь объектом исследования.

Наряду с гиперболой и карикатурой Доманович часто обращается к приему контраста.

Еще и сейчас титулы их государей такие же фантастические гиперболы и преувеличения, как те титулы, которыми сыздавна религиозная лесть пыталась прославить богов.

Это оказалась система координат, в левом верхнем углу которой весьма аккуратно изображена была гипербола , прилегающая к горизонтальной и вертикальной осям.

Начиная с шестнадцатого века наша с вами гипербола начинает вдруг резко подниматься вверх.

Все это означает, что наша гипербола пересекла свою симметрическую ось, и по вертикальной ветви резко уходит вверх.

Это, конечно, преувеличение, гипербола -- то есть, инструмент, который, естественно, больше подходит разрушителю-цивилизатору, чем культурному консерватору, каким был Тургенев.

Это означало, что ему придется почти в буквальном смысле выныривать из-за солнца по строгому курсу в виде гиперболы или параболы, проходящему в непосредственной близости от солнца, и прикрываться его блеском и шумом вспышек.

Значит, нам не страшны ни гиперболы , ни параболы, никакие другие незамкнутые кривые?

В данном случае нас интересует тот факт, что на вертикальной оси гиперболы безусловно существует точка, в которой количество людей, единовременно находящихся на Земле, совпадет с количеством, жившем на ней за всю мировую историю.

Сроки на вертикальной ветви нашей гиперболы сжимаются настолько, что ошибка в разы будет означать ошибку всего лишь в одно-другое десятилетие.

И удачные гиперболы - метафоры, например, о избитом лице можно сказать: его можно принять за корзину тутовых ягод, так под глазами сине.