Есть понятие "язык пчел". Что это за язык? Развивается ли пчелиный язык? О чем говорит телодвижение пчел


Информация у пчел передается в основном с помощью запахов. Если пчелиная матка умирает или ее забирают из улья, рабочие пчелы узнают об этом в течение получаса благодаря отсутствию особого “маточного вещества”, выделяемого в нормальных услови-


ях маткой. Это пахучее вещество не только сигнализирует о присутствии матки, то также тормозит развитие яичников у рабочих пчел и служит приманкой для спаривания. В первые часы после исчезновения матки в улье начинается паника, а пчелы издают непривычно резкие звуки. Потом они расширяют некоторые ячейки для расплода, предварительно убив находившихся рядом личинок, и начинают кормить молодь в этих расширенных ячейках “маточным молочком”. Первая вылупившаяся матка убивает соперниц, все еще находящихся в ячейках. Если одновременно появляются две матки, они сражаются до тех пор, пока одна из них не гибнет, так что во всех случаях в улье остается только одна матка.
Еще один обонятельный сигнал, издаваемый пчелой, означает опасность; существует и немало других сигналов.
Пчелы обладают также своеобразным “языком” - весьма специфическим методом передачи сообщений о местонахождении пищи или о подходящем месте для устройства нового гнезда. Отчасти именно благодаря этой уникальной особенности пчел не без основания считают вершиной эволюции насекомых.
Открытие языка пчел - главным образом заслуга немецкого зоолога Карла фон Фриша и его коллег, потративших долгие годы на изучение пчел и разгадавших тайны их коммуникации в годы
Рис. 19-6. Пчелиный язык тайцев. Л. Круговой танец означает, что пчела нашла пищу вблизи улья. Она движется по небольшому кругу, обычно вокруг одной ячейки сотов, то в одну, в то в другую сторону. Танец не указывает, в каком направлении следует искать пищу, но исходящий от танцовщицы запах говорит другим пчелам, что именно они могут найти. Б. Виляющий танец исполняется в тех случаях, когда нища обнаружена далеко от улья, и указывает как направление, так и расстояние. Пчела делает короткую пробежку по прямой, виляя при этом брюшком, затем поворачивает направо, возвращается в исходную точку, делает еще одну прямую пробежку, поворачивает налево, опять повторяет пробежку и т. д. В. Танцующая пчела запоминает, под каким углом относительно солнца она летела к источнику пищи. Г. Если танец исполняется на горизонтальной поверхности, направление прямого пробега непосредственно указывает, в какую сторону нужно лететь к пище, ориентируясь по солнцу. Если же танец исполняется на вертикальной поверхности (как это обычно бывает), тогда направление к источнику пищи относительно солнца соответствует направлению прямого пробега относительно вертикали. Расстояние до источника нищи можно определить по частоте поворотов (скажем, по числу кругов, сделанных за 15 секунд). За пчелой-танцовщицей наблюдают и следуют по пятам другие пчелы (Л, Б), которые понимают смысл передаваемой информации.
15* второй мировой войны и сразу после нее. Полученные результаты были столь необычны, что долгое время вызывали недоверие, хотя теперь, конечно, они полностью подтвердились. В 1973 г. Карл фон Фриш получил за эти исследования Нобелевскую премию.
Пчелы могут сообщать другим пчелам о местонахождении пищи с помощью своеобразного поведения - так называемых танцев. Если пчела-разведчица находит обильный источник корма, расположенный не далее 80 метров от улья, она забирает нектар и возвращается в улей. Отдав взяток одной из пчел, занятых “домашними” обязанностями, она исполняет “круговой” танец, двигаясь по кругу то в одном, то в другом направлении (рис. 19-6,А). Ее движения повторяют другие пчелы-сборщицы. Круговой танец показывает им" что пища близко, а исходящий от танцовщицы запах говорит о том, на каких цветках ее следует искать. Затем сборщицы покидают улей и отправляются на розыск этих цветков поблизости. По возвращении они в свою очередь тоже исполняют круговой танец, так что пчелы из одного улья часто концентрируют все внимание в тот или иной момент на цветках одного-двух видов. Круговой танец - простая форма коммуникации, не указывающая ни направления, ни расстояния, но и этого достаточно, чтобы пчелы начали поиск в непосредственной близости от улья.
Если источник корма находится дальше, пчела-сборщица по возвращении в улей исполняет так называемый виляющий танец, который позволяет определить, в каком направлении и на каком расстоянии следует искать пищу. Элементы этого танца изображены на рис. 19-6,5: это пробежка по прямой, полукруг налево, опять пробежка по прямой, полукруг направо и т. д. Прямые пробежки сопровождаются виляющими движениями брюшка и характерным шуршащим звуком.
Этот танец обычно исполняется в глубине улья на вертикальной стенке, но иногда и на открытой горизонтальной поверхности. Его легче понять, если рассмотреть сначала второй, более редкий случай.
На горизонтальной поверхности направление прямого пробега указывает направление к источнику пищи по отношению к солнцу. Если, например солнце находится на юге, а источник пищи на юго-западе, то линия пробежки будет отклоняться на 45° вправо от линии, направленной прямо на солнце (см. рис. 19-6,7). Расстояние до пищи закодировано в быстроте танца, которую удобно оценивать по числу пробежек, совершаемых за 15 секунд. Чем ближе пища, тем быстрее танец, но, как видно из рис. 19-7, эта зависимость нелинейна и для больших расстояний весьма приблизительна. Как и в случае кругового танца, другие пчелы следуют


Рис. 19-7. Соотношение между темпом танца (числом кругов за 15 секунд) и расстоянием до источника пищи. График отражает усредненные результаты; в каждом отдельном случае совпадение может быть менее точным, чем на этой кривой.

за движениями танцовщицы, а затем улетают в том направлении и на то расстояние, которые им были указаны. Если источник пищи оказывается хорошим, то после возвращения они тоже повторяют танец.
В глубине улья и на вертикальной поверхности пчела трансформирует горизонтальную карту в вертикальную. Направление “вверх” теперь означает направление к солнцу, а угол между прямым пробегом и вертикалью соответствует углу между направлениями к пище и к солнцу. Пчелы, следующие за танцовщицей, понимают это и улетают затем в нужную сторону. Если танцует несколько пчел, следующие за ними “зрители” усредняют угол, тем самым уменьшая ошибку, вносимую индивидуальными вариациями танца.
Этот же танец используется для указания пути к воде и к местам, подходящим для устройства нового гнезда. Такой способ передачи информации хотя и несовершенен, но весьма эффективен. Стоит одной пчеле найти хороший источник пищи, как число пчел, летящих туда, может вскоре увеличиться десятикратно. Поразительно не столько то, что пчелы “танцуют”, сколько то, что другие особи способны понимать смысл танца и руководствоваться им в своем собственном поведении.

У пчелы есть, как и у всех насекомых, хорошо развитая нервная система и связанные с ней органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус, которые позволяют ей ориентироваться в пространстве, поддерживать связь внутри семьи, работать в улье, летать за взятком. Многие действия пчелы можно отнести к врожденным, наследственным инстинктам: кормление личинок, постройка сотов и т. д. (см. ст. «»). Некоторые ее действия так сложны, что их нужно считать условными рефлексами, например узнавание места, где находятся улей и источник корма.

Наиболее сложно поведение у пчелы, когда она сигнализирует другим пчелам об источнике корма. Такая сигнализация носит название «вербовочного танца». Найдя хороший источник корма, пчела возвращается в улей и особыми движениями - «танцем» на сотах - привлекает внимание других пчел. Характер танца указывает им, куда и как далеко надо лететь, чтобы найти этот источник.

При «круговом» танце пчела быстрыми прыгающими шагами описывает круг. Затем резко поворачивается и пробегает круг в обратном направлении. Круговой танец продолжается от нескольких секунд до минуты. Он указывает на то, что источник корма надо искать вокруг улья не дальше 100 м.

Если источник корма дальше чем в 100 м. от улья, пчела-танцовщица пробегает половину круга, затем - по прямой линии 2-3 ячейки, возвращается обратно, поворачивается в другую сторону и пробегает вторую половину полного круга. По круговым линиям пчела пробегает спокойно, а в прямолинейном беге виляет телом и особенно брюшком; такой танец называется «виляющим». Танец указывает расстояние до источника корма: чем дальше этот источник от улья, тем меньше делает пчела круговых и прямолинейных пробегов, и меньше виляет брюшком. Так, при расстоянии от улья до источника корма в 200 м брюшко делает 8-9 колебаний, при 300, и - 6-7 колебаний, при 590 м - 5 колебаний и т. д. Виляющий танец указывает и направление полета к источнику корма. Легко расшифровать направление виляющего танца, если мысленно представить соты в горизонтальном положении так, чтобы верхняя планка их рамки была обращена к солнцу. Тогда направление прямолинейного пробега пчелы-разведчицы непосредственно укажет на источник корма. Например, если ее голова обращена к нижней планке, лететь надо в сторону, противоположную солнцу. Если же голова обращена к верхней планке рамки, лететь надо на солнце. В том случае, когда прямолинейный бег направлен вправо под углом в 30°, надо лететь под этим же углом, имея солнце слева.

Танцуя, пчела-разведчица как бы говорит: «Внимание! Я нашла новый источник корма, к нему надо лететь прямо по солнцу на 300 м от улья. Он пахнет так, как пахну я». При первых же движениях танцовщицы, окружающие ее пчелы приходят в сильное возбуждение. Некоторые из пчел следуют за ней, стараясь держать свои усики около брюшка танцующей пчелы. Они повторяют ее движения и воспринимают запах цветов, к которым она летала. Завербованные пчелы тотчас после танца вылетают из улья и самостоятельно ищут источник корма. Куда была обращена в прямолинейном беге голова танцовщицы, туда и полетят завербованные ею пчелы.

Язык пчел

  • Перейти в оглавление раздела: Пчелы
  • Язык пчел ; ; ;

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык. Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии- пчелы-разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift fur vergleichende Physiologie) .

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста... Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, Ярове" ренных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift fur vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фрища получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

Первый опыт, в котором участвует передача информации

Установим на лугу застекленный улей того типа, который был введен Фришем (в таком улье гораздо легче метить, пчел и наблюдать за ними), поставим на известное число пчел разноцветные метки. Делается это сравнительно просто, причем с помощью разных красок можно Снабдить индивидуальными метками многие сотни пчел, условившись, например, что метки на груди справа и слева будут обозначать единицы и десятки, а на брюшке - сотни.

Расставим затем в направлении четырех стран света четыре мисочки с медом, каждую на расстоянии 800 метров от улья; если угодно, у каждой мисочки может дежурить наблюдатель. Пройдет некоторое время, и одна из разведчиц откроет, скажем, северную мисочку; допустим, что это разведчица, помеченная на груди бедой краской. Она возвращается в улей, и через несколько минут какое-то количество пчел вылетает по направлению к северной мисочке, именно к северной, а не к какой-либо другой. Однако нашей Белогрудки с ними нет. Вывод может быть только один: разведчица тем или иным способом дала знать своим подругам по улью, где находится источник продовольствия. Расположив все мисочки в одном направлении, по на разных расстояниях, мы без труда убедимся, что пчелы будут посещать лишь одну из них, именно ту, которую открыла разведчица; ясно, что информация может касаться не только направления, но и расстояния.....

P. ШОВЕН. ОТ ПЧЕЛЫ ДО ГОРИЛЛЫ. ИЗД-ВО «МИР», Москва 1965.

Догадки, что в улье есть пчёлы-разведчицы, были давно. Например, у А. С. Пушкина есть такие строки:

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать. Впервые танцы пчёл описаны в 1688 году садовником английского короля Карла II Д. Эвелином. В дневнике он писал: "Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений"Более 20 лет изучал поведение пчёл австрийский учёный Карл Фриш. Он пришёл к выводу, что пчёлы, нашедшие источник взятка, своеобразными движениями, сигналами могут о нём сообщить другим пчёлам. Фриш обнаружил у них две разновидности движений, которые назвал круговыми и виляющими танцами. Делая пробежки за танцующей пчелой, повторяя её движения, улавливая запахи принесённого корма, пчёлы лучше усваивают информацию, чтобы тут же использовать в деле. Так устроена память у пчёл. При круговом танце пчела в возбуждённом состоянии входит в леток, бежит по сотам в самую гущу пчёл. Передав нескольким пчёлам-приёмщицам принесённый нектар, сборщица начинает круговой танец буквально вокруг одной ячейки и, развернувшись на 180 градусов, бежит в обратном направлении. Так она описывает несколько кругов. Таким своим поведением она привлекает окружающих её пчёл. "Танец" продолжается 15-30 секунд. Затем танцовщица переходит на другие соты и снова повторяет подобные движения. После этого она улетает за взятком, и другие пчёлы летят за ней. Это был вербовочный танец пчелы, зовущей своих подруг за добычей. Во время танца пчёлы своими усиками ощупывали танцовщицу и повторяли за ней её движения. Вот в этом и вся разгадка. Ведь танцовщица пропитана ароматом какого-то одного видацветка, на котором она работала. И другим пчёлам надо найти именно такой же. Вот поэтому иногда пчёлы пролетают мимо буйного цветения других растений и летят дальше туда, куда их позвала танцовщица. Усики хорошо "запоминают" предложенный запах, так как в этих своеобразных антеннах находятся тысячи обонятельных пор. Теперь пчёлы найдут в воздухе среди множества других запахов и ароматов именно тот, который сообщила вербовщица. Круговые танцы направляют пчёл на работу вблизи улья, в пределах 100 метров. Уникальная особенность пчёл заключается ещё и в том, что они оставляют запахи, выделяемые особой железой, на тех цветах, которые обильно дают нектар. Эти цветы служат своеобразным душистым маяком. По мере того, как успешный взяток иссякает, пчёлы всё меньше выделяют запахов своими железами. А это ведёт к тому, что отцветающий массив привлекает всё меньше пчёл и, наконец, их прилёт за добычей сюда прекращается полностью. К этому времени пчёлами уже найдены другие медоносы. Виляющий танец изображает пчела, нашедшая взяток дальше 100 метров. Она описывает полукруг влево, затем резко поворачивает и резво бежит к исходной точке, изображая восьмёрку. Таким образом, она делает повороты несколько минут. Когда пчела пробегает по прямой линии, то делает быстрые, виляющие движения брюшком. К. Фриш утверждал, что при этом слышен шорох. Любопытно, что виляющий танец с пробежкой, пчела делает на соте в сторону солнца. Это значит, что взяток находится в той стороне, где светит солнце. А если голова пчелы при пробежке направлена в нижнюю часть сота, то взяток находится в обратной стороне от солнца. Когда взяток вправо или влево от солнца, то и пчела показывает это с помощью своей пробежки. Направление полёта пчелы к источнику взятка определяется углом, который образуется между двумя прямыми, проходящими от улья к солнцу и от улья к тому месту, где обнаружен корм. Чем дальше найден корм, тем медленнее движения пчёл, тем больше времени занимает прямой пробег, и пчела делает больше виляющих движений брюшком. К. Фриш и другие учёные многократно убеждались в этом, наблюдая за танцами пчёл в стеклянном улье на одну рамку. Напитавшись информацией в улье, сборщица, вылетая за добычей, выбирает нужный курс по солнечному компасу и на самой высокой скорости летит к намеченной цели. Характерно, что сборщица, прилетевшая со скудной поляны, не танцует. Интересно и то, что солнечный компас действует по-разному в течение дня. По мере движения солнца танцовщица даёт поправки в танце, смещая пробежки по часовой стрелке.

Нобелевская премия по физиологии и медицине 1973 года, без сомнения, самая уникальная в истории этой дисциплины. Даже премия хирургу Кохеру, о которой я писал , не столь уникальна, была еще премия Алексису Каррелю за сосудистый шов. Как ни крути, премия Карлу фон Фришу, Конраду Лоренцу и Николасу Тинбергену «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных» не лезет ни в какие ворота. Этология? Не было такого в истории. Зоология? Тоже не было до Лоренца с утятами и Фриша с . Нет, конечно, могло случиться сопоставимое в интервале с 1915 по 1938 годы, когда на премию 32 раза номинировали Зигмунда Фрейда (кстати, еще один раз старик Фрейд был номинирован на литературного «нобеля» в 1936 году, Роменом Ролланом, но тогда не срослось).

Ещё один важный момент. Не так много есть лауреатов нобелевской премии, которые предопределили мою дальнейшую жизнь (еще об одном, Роберте Вудворде , я уже писал). А вот книга нашего сегодняшнего героя, Карла фон Фриша, «Из жизни пчёл», изданная в СССР тогда, когда мне было всего пять лет, стала одной из тех немногих, которые подтолкнули меня к науке. Кстати, издание 1980 года вышло еще при жизни Фриша. А первое издание на немецком появилось за пятьдесят три года до этого, в 1927 году в Гейдельберге. Поистине, книга века!

« Жизнь пчел подобна волшебному колодцу. Чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется» – это из седьмого издания. Но обо всём по порядку.

Карл фон Фриш (Karl von Frisch) родился в Вене, в научной среде. Его отец, Антон фон Фриш (часто можно встретить полное имя Антон Риттер фон Фриш, но «риттер» – это аналог английского knight, то есть «рыцарь», что говорит о благородном титуле) был урологом и профессором венского университета. Антон фон Фриш считался заметной величиной в науке и прославился тем, что идентифицировал возбудителя риносклеромы – гранулематозного заболевания носа. Мама ученого, Мария Экснер, была дочкой известнейшего австрийского философа и реформатора тогдашнего школьного образования, Франца Серафина Экснера. Бабушка Карла, Шарлотта Дузензи, принадлежала к одной из самых влиятельных семей Австро-Венгрии. У Марии было четверо братьев – и все тоже стали известными людьми. Об одном из них чуть ниже, а вот самый младший брат, Франц Серафин Экснер, стал известным австрийским физиком, спектроскопистом и ректором Венского университета.

В семье фон Фришей было четыре сына (Карл был младшим), и, что интересно, все они, в итоге, стали профессорами. Карл с детства любил возиться со всякими букашками и травинками, благо жил профессор фон Фриш за городом, на озере Вольфганг. Пишут, что будущий нобелиат даже печатался в различных натуралистских журналах.

Учился мальчик в «Шоттенгимназиуме» – некоем подобии средней школы при бенедиктинском монастыре в Вене. У Карла была мечта – закончить школу и удрать куда-то с научной экспедицией, исследовать животных, открывать новые виды. Но, разумеется, папа был против. Папа хотел, чтобы все дети стали профессорами-медиками, а как стать профессором в экспедиции? Пришлось идти в медицинскую школу Венского университета (по-нашему – медицинский факультет). Тем более, что там тоже были свои люди – дядя Зигмунд Экснер, брат мамы Карла. Известный физиолог, ученик Гельмгольца, между прочим, автор одного из первых руководств по микроскопии.

Фото: derstandard.at.

Так что Карлу пришлось заняться изучением распределением пигмента в зрительных клетках – жуков, бабочек и креветок. Впрочем, юный Фриш всё равно сбежал – в Зоологический институт Мюнхенского университета, где занялся этологией, наукой о поведении.

Введение в этологию за 10 минут.

Поработав под началом известного зоолога Рихарда фон Гертвига, он вернулся в Венский университет, где защитил степень доктора философии. Работа, ставшая его диссертацией, оказалась очень любопытной.

В начале XX века считалось, что ни рыбы, ни беспозвоночные цвета не различают. Экспериментируя на рыбах, Фриш сумел натренировать разные особи гольяна по-разному реагировать на разные цвета. На этой почве случилась научная ссора Фриша со старым и авторитетеным офтальмологом Карлом фон Гессом, который придерживался другого мнения и пытался дискредитировать работу Фриша. Впрочем, потом Фриш решил, что нападки Гесса – это благо, так больше учёных узнают о его работе.

Но рыбы – это рыбы. Как говорится, с ними не всё однозначно на первый взгляд. Будучи дарвинистом, Фриш понимал – у точно должно быть цветное зрение, всё-таки их пища – в цветках. С 1912 года Фриш переходит обратно в Мюнхен и начинает экспериментировать с пчёлами. Доказать, что пчелы различают цвета оказалось достаточно просто – сначала еду помещали на квадрат определенного цвета, и весьма быстро на этот квадрат и без пищи, даже если этот квадрат поменять местами с квадратами других цветов…

Дальше была война. Всем стало не до пчёл. У Фриша было слабое зрение, потому фронт его миновал. Однако медицинское образование было никуда не деть, и Фриш до 1919 года работал в военном госпитале около Вены. В январе 1919 он вернулся в институт, и именно в этом году он сделал главное свое открытие, принесшее ему Нобелевскую премию через 54 года.

Документальный фильм о танце пчёл.

Он пометил краской несколько рабочих пчел и изучал поведение пчелы, которая нашла пищу и вернулась в улей.

Предоставим слово самому Фришу: «Я едва мог поверить своим глазам, когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в находящихся рядом с ней пчёл, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормёжки… Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия».

Фриш изучал танец пчёл всю свою жизнь. Он узнал, что различается – если пища близко, то танец круговой, если далеко (дальше 85 м) – «вихляющий», в виде восьмерки. Узнал, что танцем пчелы указывают угол между местонахождением пищи и солнцем, и что при переменной облачности по плоскости поляризации света от просветов чистого неба…

Иллюстрация: fu-berlin.de.

Фриш прожил достаточно долгую жизнь для того, чтобы дожить до своей Нобелевской премии. Правда, сам он уже не присутствовал на церемонии. Ученому было 87 лет и награду принимал его сын Отто.

Представлявший лауреатов профессор Берг Кронхольм из Каролинского медико-хирургического института, сказал: «Поведение животных очаровывало человека с незапамятных времен, об этом свидетельствуют животные в мифах, сказках и баснях. Однако для слишком долго человека пытался понять его на основе его собственных представлений, на основе его собственного образа мыслей, чувств и действий. Описание по этому принципу может быть довольно поэтичным, но не приводит ни к какому увеличению нашего знания о животных».

Закончить свой рассказ о великом Фрише мне тоже хотелось бы цитатой из предисловия к первому изданию его книжки «Из жизни пчёл». Мне кажется, эти слова должны быть в памяти каждого исследователя: «Если естествоиспытатель будет пользоваться слишком сильными увеличительными стеклами, рассматривая простые вещи, то может случиться так, что за оптическими приборами он не увидит самой природы. Нечто подобное произошло лет двадцать назад с одним почтенным ученым, когда он, изучая в лаборатории способность животных воспринимать цвета, пришел к твердому и, казалось бы, хорошо обоснованному убеждению, что пчелы цветов не различают. Это натолкнуло меня на мысль ближе заняться изучением их жизни. Ведь всякий, кому приходилось в природных условиях наблюдать биологическую взаимосвязь между пчелами и цветами с их великолепно окрашенными венчиками, подумает, что скорее ученый мог допустить ошибку в своих выводах, чем природа – подобную несообразность».