Что говорит о вас любовь к одиночеству. Самодостаточность — это стремление к одиночеству или бегство от реальности

Поколение молодых более инфантильно, им нравится оставаться в детской до зрелого возраста. Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству - это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь, считает ученый Сандомирский. Однако есть... Эрик Кляйненберг утверждает, что в настоящее время происходит переход от парного существования в рамках семьи к стремлению человека жить в одиночестве . Эти перемены не только неизбежны, но более того - они свидетельствуют о новом витке развития...

https://www.сайт/journal/139506

С сердцем, а может из-за того, что все таки каждый человек индивидуален, и природой дано ему быть одиноким. Одиночество испытывают в разных возрастных категориях: от юных лет и аж до конца своих дней. Всё зависит от состояния души, от накопленных... либо искать альтернативу в сложившейся ситуации. Иногда у людей возникает страх перед тем, что они не в состоянии в одиночестве преодолеть что-либо. Они нуждаются в помощи, в подсказке, в покровительстве, как дети, которые не имеют опыта и...

https://www..html

Очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством . * Но Фрида Фромм-Рейхман, конечно же, не виновата, когда она отрицает то, что называет «дезинтегрирующим одиночеством ». «Стремление к взаимной близости,- отмечает Ф. Фромм-Рейхман,- сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни; и нет ни одного...

https://www.сайт/psychology/15860

... стремление человека уйти от одиночества . По природе своей человек не должен быть одинок. Но в семье моряка, в силу его профессиональной деятельности, вероятность одиночества возрастает. И особенно остро это ощущает женщина. Однако одиночество ... были счастливы и хороши собой, не стыдитесь порой быть отъявленной эгоисткой: воспользуйтесь своим временным одиночеством и совершите увлекательное путешествие к самой себе. Позитивному и рациональному использованию времени наедине с собой...

https://www.сайт/psychology/11092

Времени. И именно поэтому люди так часто испытывают разочарование, когда входят в отношения, ведомые желанием уйти от внутреннего одиночества , натыкаясь на холодное или неуважительное отношение к себе со стороны партнера. Он, партнер, просто отражает то, что... минимальное, по мере возможности. Что будет дальше, ощутите сами, если последуете этой рекомендации. Итог Одиночество – это состояние, переживаемое внутри себя, часто ощущаемое как пустота, но по факту являющееся скорее разрывом...

Не каждый из нас способен с легкостью переносить уединение. Среди нескончаемых телефонных звонков, электронных сообщений и социальных сетей американцы все чаще находятся в состоянии общения. «Уединение» – по мнению ученых – это состояние физического одиночества, когда рядом нет никого, чтобы поговорить. В этом его принципиальное отличие от «одиночества» – состояния психологической оторванности от общества и нехватки общения. Другими словами, в комнате можно запросто сидеть одному и при этом не чувствовать себя одиноким. В идеале, время, проведенное в уединении от других людей должно располагать к самопознанию, поиску внутренней гармонии и развитию духовности.

Особенно полезно уединение в работе. Некоторые эксперты критикуют сессии «мозгового штурма», а также открытую планировку офисного пространства, сомневаясь в том, что группа способна на создание хороших идей. Напротив, они считают, что люди работают намного продуктивней в одиночестве.

Однако, положительные свойства уединения отмечаются не только на рабочем месте – многие эксперты в области межличностных отношений сходятся во мнении, что один или даже оба партнера периодически нуждаются в уединении друг от друга ради сохранения здоровых романтических отношений. И если раньше считалось, что только мужчины хотят «побыть одни», теперь эта тенденция все чаще прослеживается у женщин.

Некоторые люди не готовы даже делить с кем-либо свою кровать: последняя перепись населения показала, что около 28% американцев живут одни (а в крупных городах, таких как Атланта, Вашингтон, Сиэтл и Нью-Йорк их число достигает 40-50%!), при том что в 1950-х годах одиноким был лишь каждый десятый житель США.

Американцы, живущие одни, называют наличие личного пространства причиной повышенной социальной активности, продуктивности на работе, да и вообще считают себя более счастливыми. Но даже при всех положительных аспектах, перебарщивать с уединением все же не стоит.

Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.

Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.

Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.

Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.

С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А) твердость, упрямство, самонадеянность

В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.

Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:

1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;

2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;

3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);

4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;

5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.