Поколение молодых более инфантильно, им нравится оставаться в детской до зрелого возраста. Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству - это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь, считает ученый Сандомирский. Однако есть... Эрик Кляйненберг утверждает, что в настоящее время происходит переход от парного существования в рамках семьи к стремлению человека жить в одиночестве . Эти перемены не только неизбежны, но более того - они свидетельствуют о новом витке развития...
https://www.сайт/journal/139506
С сердцем, а может из-за того, что все таки каждый человек индивидуален, и природой дано ему быть одиноким. Одиночество испытывают в разных возрастных категориях: от юных лет и аж до конца своих дней. Всё зависит от состояния души, от накопленных... либо искать альтернативу в сложившейся ситуации. Иногда у людей возникает страх перед тем, что они не в состоянии в одиночестве преодолеть что-либо. Они нуждаются в помощи, в подсказке, в покровительстве, как дети, которые не имеют опыта и...
https://www..html
Очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством . * Но Фрида Фромм-Рейхман, конечно же, не виновата, когда она отрицает то, что называет «дезинтегрирующим одиночеством ». «Стремление к взаимной близости,- отмечает Ф. Фромм-Рейхман,- сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни; и нет ни одного...
https://www.сайт/psychology/15860
... стремление человека уйти от одиночества . По природе своей человек не должен быть одинок. Но в семье моряка, в силу его профессиональной деятельности, вероятность одиночества возрастает. И особенно остро это ощущает женщина. Однако одиночество ... были счастливы и хороши собой, не стыдитесь порой быть отъявленной эгоисткой: воспользуйтесь своим временным одиночеством и совершите увлекательное путешествие к самой себе. Позитивному и рациональному использованию времени наедине с собой...
https://www.сайт/psychology/11092
Времени. И именно поэтому люди так часто испытывают разочарование, когда входят в отношения, ведомые желанием уйти от внутреннего одиночества , натыкаясь на холодное или неуважительное отношение к себе со стороны партнера. Он, партнер, просто отражает то, что... минимальное, по мере возможности. Что будет дальше, ощутите сами, если последуете этой рекомендации. Итог Одиночество – это состояние, переживаемое внутри себя, часто ощущаемое как пустота, но по факту являющееся скорее разрывом...
Не каждый из нас способен с легкостью переносить уединение. Среди нескончаемых телефонных звонков, электронных сообщений и социальных сетей американцы все чаще находятся в состоянии общения. «Уединение» – по мнению ученых – это состояние физического одиночества, когда рядом нет никого, чтобы поговорить. В этом его принципиальное отличие от «одиночества» – состояния психологической оторванности от общества и нехватки общения. Другими словами, в комнате можно запросто сидеть одному и при этом не чувствовать себя одиноким. В идеале, время, проведенное в уединении от других людей должно располагать к самопознанию, поиску внутренней гармонии и развитию духовности.
Особенно полезно уединение в работе. Некоторые эксперты критикуют сессии «мозгового штурма», а также открытую планировку офисного пространства, сомневаясь в том, что группа способна на создание хороших идей. Напротив, они считают, что люди работают намного продуктивней в одиночестве.
Однако, положительные свойства уединения отмечаются не только на рабочем месте – многие эксперты в области межличностных отношений сходятся во мнении, что один или даже оба партнера периодически нуждаются в уединении друг от друга ради сохранения здоровых романтических отношений. И если раньше считалось, что только мужчины хотят «побыть одни», теперь эта тенденция все чаще прослеживается у женщин.
Некоторые люди не готовы даже делить с кем-либо свою кровать: последняя перепись населения показала, что около 28% американцев живут одни (а в крупных городах, таких как Атланта, Вашингтон, Сиэтл и Нью-Йорк их число достигает 40-50%!), при том что в 1950-х годах одиноким был лишь каждый десятый житель США.
Американцы, живущие одни, называют наличие личного пространства причиной повышенной социальной активности, продуктивности на работе, да и вообще считают себя более счастливыми. Но даже при всех положительных аспектах, перебарщивать с уединением все же не стоит.
Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.
Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.
Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.
Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.
На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.
Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.
С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Не желаемое одиночество |
Желаемое |
1. При неудовлетворенности количеством оценки |
|
А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах В) невысокая коммуникативность |
А) заниженная ожидаемая оценка Б) низкий уровень притязаний В) коммуникабельность Г) демонстративность |
2. При неудовлетворенности качеством оценки |
|
А) завышенная самооценка Б) повышенная тревожность В) неуверенность, мнительность, подозрительность Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический |
А) заниженная самооценка Б) высокий интеллектуальный уровень |
3. При неудовлетворенности значимостью оценки |
|
А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений |
А) твердость, упрямство, самонадеянность |
В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.
Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:
1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;
2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;
3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);
4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;
5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.