Босановы происхождение. Музыка и танец босанова - это что за феномен? Другое название: Джаз-Самба

Босса-нова вызывает достаточно споров относительно того, где зародился этот вид латиноамериканского джаза. Точно известно только одно – свои истоки босса берет в ритмах самбы, но покачивающие движения телом – это еще не все, чем может гордиться этот подвид латиноамериканского джаза. Не менее прекрасные вокальные и инструментальные босса-нова альбомы явили миру выдающиеся джазовые исполнители. Шесть из них мы представляем вам как самые знаменитые и обязательные к прослушиванию.

Лучшие босса-нова альбомы

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto (1960)

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto

Альбом в стиле босса-нова O Amor, o Sorriso e a Flor бразильского гитариста, композитора и поэта-песенника Жуана Жилберту вышел в 1960 году. По-русски название звучит как «Любовь, улыбка и цветок».

Обозреватель портала AllMusic Ричард Гинелль так описал пластинку Жилберту: «Это жизненно важная запись в стиле босса-нова, сделанная Жуаном Жилберту и Антонио Карлосом Жобимом. Некоторые стандарты – One Note Samba, Corcovado или Meditation – впервые услышали в Северной Америке именно на этом альбоме».

Quincy Jones – Big Band Bossa Nova (1962)


Quincy Jones – Big Band Bossa Nova

Альбом Big Band Bossa Nova является признанным шедевром в дискографии Куинси Джонса. Композиция Soul Bossa Nova американского джазового импресарио стала хитом и заглавным саундтреком ко многим фильмам и телепередачам, включая современные программы.

Пластинка увидела свет вслед за популярной Desafinado, на волне успеха к которой подогрела увлеченность публики босса-новой. При этом распространено мнение, что альбом получился танцевальным и больше подходит для американских коктейльных вечеринок, чем для прогулки по бразильскому побережью.

Soul Samba – Ike Quebec (1962)


Soul Samba – Ike Quebec

Американский саксофонист Айк Квебек записал альбом Soul Samba в 1962 году и выпустил его на лейбле Blue Note. Этот релиз стал последним с дискографии Квебека до его смерти в январе 1963-го.

Историк джаза Скотт Яноу назвал этот альбом «тонким сочетанием мягких джазовых оттенков и ненавязчивых ритмов, характерных для босса-новы». Альбом записан в период, когда музыканты сами начинают проявлять интерес к боссе. Речи о том, чтобы эта музыка звучала в каждом баре, пока даже не шло.

Примечательно, что все исполнители 1960-х годов, записывавших босса-нова альбомы, участвовали в популяризации жанра. Легкая музыка, интересная молодым людям, распахнула дверь в большой мир направлениям латиноамериканского джаза.

Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor (1963)


Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor

Альбом Samba Esquema Novo – это дебют бразильского гитариста Жоржи Бен Жора, сочетающего самбу, босса-нову и фанк-рок в своем творчестве. В эту пластинку вошла оригинальная запись всемирно известного хита Mas, que Nada. По версии Rolling Stone в Бразилии, Samba Esquema Novo вошел в список 100 лучших альбомов в истории бразильской музыки.

Альбом Бен Жора изобилует латиноамериканскими ритмами и захватывает слушателя своим ритмом элементов рока и мелодий на перкуссии. Слушание этого релиза 1963 года напоминает музыкальное приключение, в котором каждая композиция – это остановка с новым настроением и событиями.

Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz (1964)


Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz

Лучшие босса-нова альбомы представляет также, пожалуй, самая знаменитая пластинка бразильского гитариста Антонио Карлоса Жобима и американского саксофониста Стэна Гетца Getz/Gilberto, записанная в 1964 году. Союз этих двух музыкантов уже сам по себе заставляет мурашки пробежать по телу. Джазовые критики называют альбом Getz/Gilberto символом возрождения интереса к босса-нове в США.

Кроме того, этот релиз стал первым, завоевавшим «Грэмми», с исполнении не-американских музыкантов. Большинство песен на альбоме написал Жобим. Пластинка Getz/Gilberto стала самой продаваемой в истории жанра, а Аструд Жилберту, которая спела знаменитую «Девушку из Ипанемы» (The Girl from Ipanema) – прославленной певицей бразильского джаза.


Herb Alpert Presents Sergio Mendes & Brasil ’66

Бразильский пианист Сержио Мендес экспериментирует с фанком, джазом и босса-новой на пластинке 1966 года. Этот релиз был введен в Зал славы «Грэмми» в 2011 году как значимое культурное наследие бразильского джаза.

Сержио Мендес представляет на этом альбоме удивительно мелодичную «музыкальную формулу». Дуэт женских голосов, поющих на английском и португальском языках, и мужское вокальное трио сочетаются с джазовыми аранжировками бережно отобранных лирических мелодий.

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) - стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим

Исполнители

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим. В качестве первой босса-новы обычно называют пьесу «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, которая была сочинена Жобимом и исполнена Жуаном Жилберту. Наиболее известна босса-нова «Девушка из Ипанемы», которую впервые исполнили Жуан (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), А. К. Жобим (фортепиано) и Стэн Гетц (саксофон).

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись: Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл. Они быстро добились всеобщего признания.

Босса нова Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova».

Босса-нова
Направление: латиноамериканская музыка
Истоки: самба , прохладный джаз
Место и время возникновения: Бразилия
1950-е
Годы расцвета: 1960-е
Поджанры:

тропикалисмо

Родственные:
Производные:

босса-электрика, техно-босса

См. также:

Бо́сса-но́ва (также босано́ва , порт. bossa nova ) - стиль бразильской музыки , представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых - байау и, в первую очередь, самба . Босса-нову часто ошибочно считают афро -бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами - последователями идей хиппи . Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим . Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade ») , сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту .

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро , в районе Ипанема - месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза , исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним - «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais» ), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы » («Garota de Ipanema» ) Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша . Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez» ) и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл ; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе . К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки , и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России . На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Многие современные почитатели музыки и танцев слышали о таком понятии, как «босанова». Это происходит из солнечной Бразилии, где ежегодно проводятся карнавалы. Однако свое развитие этот музыкальный стиль, в отличие от традиционной самбы, получил относительно недавно. И далеко не каждый знает, на какой именно основе этот стиль в свое время был создан.

Босанова - это что за стиль музыки?

Вообще, равно как и все остальные латиноамериканские направления музыки, босанова, именно как стиль музыки, предполагает сочетание джазовых гармоник с национальными ритмами.

Неудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8.

Если взглянуть шире, босанова - это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце.

Музыка и танец - единое неразделимое

Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем.

Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно.

В этом смысле босанова тесно переплетается с другими латиноамериканскими танцевальными направлениями, однако наиболее популярной она стала в Бразилии и на Кубе.

История возникновения

Некоторые ошибочно считают, что босанова - это стиль, появившийся исключительно под влиянием африканских переселенцев в Южную и Центральную Америку. Отнюдь!

Сам стиль музыки босанова возник только в 50-х годах прошлого столетия, на стыке джаза и национальных традиций. Тогда он назывался bossa nova, что можно было трактовать как «новый стиль» или «новая фишка». Правда, сначала такая музыка звучала только на домашних концертах, проводимых в Рио-де-Жанейро, когда музыканты пытались совместить традиционную бразильскую самбу с американским джазом. Собственно, джаз и дал босанове те самые нестандартные музыкальные размерности.

Бразильская босанова

Теперь немного о родине этого направления. Наибольшее развитие с момента возникновения стиль босанова получил в 60-х годах, когда многие исполнители взяли за приоритет каноны нового направления.

Однако не стоит забывать, что даже мировые фестивали бальных танцев сегодня включают в обязательную программу и танго, и сальсу, и ча-ча-ча, и босанову. Бразильская техника исполнения танца доступна не каждому. Как утверждают сами жители этой страны, нужно родиться бразильцем, чтобы с детства иметь склонность к исполнению всех движений.

Даже ежегодные карнавалы, несмотря на то что в них преимущественно представлены школы самбы, не обходятся без босановы. Она как бы органично вписывается в основное направление, а иногда даже превалирует. И вообще, в этих танцах и музыке провести какую-то четкую грань очень сложно, ведь национальный колорит зачастую предполагает использование совершенно разных элементов из таких же разных танцевальных школ и музыкальных направлений.

Самые известные исполнители

В 50-х годах никого не оставил равнодушным новым стиль. Это была босанова. Исполнители пытались (как на то время казалось) совместить несовместимое. Тем не менее точкой отсчета принято считать выход пьесы «Довольно грустить» (Chega de Saudade), а затем и композиции «Девушка из Ипанемы». Крестными отцами нового направления стали Жуан Жильберт и Антониу Карлос Жобим.

В 1958 году, развивая успех нового стиля, Жобим совместно с Элизет Кардозо записал альбом «Песня слишком сильной любви», где было представлено достаточно много хитов. Не считая «Девушки из Ипанемы», отдельно можно отметить песню «Безрассудство» («Insensatez»), с которой в 1962 году Жобим и В. ди Морайс покорили знаменитый «Карнеги-холл» в США. К 70-м годам босанова прочно заняла место визитной карточки бразильской музыки.

Современность

К сожалению, сегодня босанова как стиль музыки используется только в танцевальных школах, а современных исполнителей можно найти разве что в латиноамериканских кафешках. Профессиональная сцена, как и популярность, остаются только в воспоминаниях. А жаль. Ведь босанова - это очень светлая музыка, передающая тонкие оттенки души и человеческих переживаний, порой захлестывающих эмоций, радости и печали, любви и ревности. А если все это происходит в тандеме с танцем, градус напряжения вообще зашкаливает.

Но вот что интересно. Даже производители музыкальных инструментов вроде Yamaha или Casio, которые выпускают клавишные синтезаторы с автоаккомпанементом, в обязательном порядке включают в набор стилей босанову в разных ее интерпретациях.

И все это говорит только о том, что босанова стала своего рода классикой в музыке, без изучения и понимания которой в современном искусстве не обойтись.

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Что такое босанова?

  • Стиль бразильской лёгкой музыки спокойного характера . Возник в конце 1950-х годов на основе ритмов Самбы, и позднее подвергся воздействию американского джаза. Характеризуется музыкальной равноправностью мелодии, гармонии и ритма.
  • Латиноамериканский бальный танец 1960-х годов . Музыкальный размер – 2/4 и 4/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в характере Твиста, но при этом напоминает медленную Самбуи Меренгу. Движения сопровождаются покачиванием бёдер. Характерными танцевальным элементом является особый затянуто-скользящий шаг. Другое название: Джаз-Самба.

Музыка босанова

Это музыкальное направление происходит из солнечной Бразилии, где ежегодно проводятся карнавалы. Однако свое развитие этот музыкальный стиль, в отличие от традиционной самбы, получил относительно недавно. И далеко не каждый знает, на какой именно основе этот стиль в свое время был создан. Босанова - это что за стиль музыки? Вообще, равно как и все остальные латиноамериканские направления музыки, босанова, именно как стиль музыки, предполагает сочетание джазовых гармоник с национальными ритмами.

Неудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8.

Если взглянуть шире, босанова – это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце.


Танец босанова

Как танец Босса-Нова известна с 1960 года, а в 1962-м получила мировое распространение. Слияние с Джазом породило особый тип шагов. Основное движения танцуются в ритме «медленно – быстро – быстро», как в любой другой Самбе, но при этом после шага на счет «раз» выдерживается пауза на счет «два». Получается необычный по характеру, затянутый скользящий шаг, выполняемый на месте или в продвижении по залу.

Позиция в паре обычно идентична Позиции Румбы , но может быть и иной. Движения ног сопровождаются раскачиванием рук, при противоположном покачивании бедрами, – как в Меренге. Характерным элементом является Кубинское Движение [англ. Cuban Motion] – характерное покачивание бёдрами. Босса-Нова поражает разнообразием интересных фигур, из которых можно отметить: Боковое Основное Движение [англ. Side Basic], Основное Движение Вперёд [англ. ForwardBasic], Отдельно-и-Вместе [англ. Away and Together], Самба-Адаптация [англ. The Samba Adaptation], Танго-Адаптация [англ. The Tango Adaptation].

Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем.

Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно.

Видео - танец босанова

В этом смысле босанова тесно переплетается с другими латиноамериканскими танцевальными направлениями, однако наиболее популярной она стала в Бразилии и на Кубе.

История возникновения

Некоторые ошибочно считают, что босанова – это стиль, появившийся исключительно под влиянием африканских переселенцев в Южную и Центральную Америку. Отнюдь! Сам стиль музыки босанова возник только в 50-х годах прошлого столетия, на стыке джаза и национальных традиций. Тогда он назывался bossa nova, что можно было трактовать как «новый стиль» или «новая фишка». Правда, сначала такая музыка звучала только на домашних концертах, проводимых в Рио-де-Жанейро, когда музыканты пытались совместить традиционную бразильскую самбу с американским джазом. Собственно, джаз и дал босанове те самые нестандартные музыкальные размерности.

Бразильская босанова

Теперь немного о родине этого направления. Наибольшее развитие с момента возникновения стиль босанова получил в 60-х годах, когда многие исполнители взяли за приоритет каноны нового направления.

Однако не стоит забывать, что даже мировые фестивали бальных танцев сегодня включают в обязательную программу и танго, и сальсу, и ча-ча-ча, и босанову. Бразильская техника исполнения танца доступна не каждому. Как утверждают сами жители этой страны, нужно родиться бразильцем, чтобы с детства иметь склонность к исполнению всех движений.

Даже ежегодные карнавалы, несмотря на то что в них преимущественно представлены школы самбы, не обходятся без босановы. Она как бы органично вписывается в основное направление, а иногда даже превалирует. И вообще, в этих танцах и музыке провести какую-то четкую грань очень сложно, ведь национальный колорит зачастую предполагает использование совершенно разных элементов из таких же разных танцевальных школ и музыкальных направлений.


Самые известные исполнители

В 50-х годах никого не оставил равнодушным новым стиль. Это была босанова. Исполнители пытались (как на то время казалось) совместить несовместимое. Тем не менее точкой отсчета принято считать выход пьесы «Довольно грустить» (Chega de Saudade), а затем и композиции «Девушка из Ипанемы». Крестными отцами нового направления стали Жуан Жильберт и Антониу Карлос Жобим.

В 1958 году, развивая успех нового стиля, Жобим совместно с Элизет Кардозо записал альбом «Песня слишком сильной любви», где было представлено достаточно много хитов. Не считая «Девушки из Ипанемы», отдельно можно отметить песню «Безрассудство» («Insensatez»), с которой в 1962 году Жобим и В. ди Морайс покорили знаменитый «Карнеги-холл» в США. К 70-м годам босанова прочно заняла место визитной карточки бразильской музыки.


Босанова сегодня

К сожалению, сегодня босанова как стиль музыки используется только в танцевальных школах, а современных исполнителей можно найти разве что в латиноамериканских кафешках. Профессиональная сцена, как и популярность, остаются только в воспоминаниях. А жаль. Ведь босанова – это очень светлая музыка, передающая тонкие оттенки души и человеческих переживаний, порой захлестывающих эмоций, радости и печали, любви и ревности. А если все это происходит в тандеме с танцем, градус напряжения вообще зашкаливает. Но вот что интересно. Даже производители музыкальных инструментов вроде Yamaha или Casio, которые выпускают клавишные синтезаторы с автоаккомпанементом, в обязательном порядке включают в набор стилей босанову в разных ее интерпретациях. И все это говорит только о том, что босанова стала своего рода классикой в музыке, без изучения и понимания которой в современном искусстве не обойтись.