Борис пастернак февраль достать чернил

Поэтический талант Б. Пастернака признавали и его соратники по литературному творчеству. Например, Марина Цветаева относила его к чистым лирикам, говоря, что его произведениям характерна проницательность и неусыпное ощущение «судьбы, то есть себя».

Что же становится объектом вдохновения для Пастернака? Что наделяет его стихотворения силой?

Ответ на эти вопросы один - это природа.

«Его грудь заполнена природой до предела,

Писала о Пастернаке Марина Цветаева. -

Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым вздохом вдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Лирика, особенно раннего периода творчества, отмечается восхищением перед природой. Даже не восхищением, а преклонением перед ее силой, мощью и красотой. Каждое его стихотворение - это внутренний монолог поэта, наполненным слезами восторга и внутренним трепетом.

Февраль. Достань чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

В стихотворении «Февраль. Достань чернил и плакать!», написанном в 1912 году, Пастернак передает свое отношение к концу зимы, когда еще чуть-чуть и улицы станут черными от грязи, это проявляется в переживаниях лирического героя.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Человек, привыкший к благовесту, клику колес, наблюдая необычную красоту природы, может расплакаться, потому что слезы иногда выражают восторг и внутренний трепет.

Природа рождает вдохновение, а вдохновение - стихи. Если не будет природы, не будет и стихов, которые бьют прямо в сердце.

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха - ямб.

Февраль. Достать чернил и плакать!

— / — / — / — / —

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Уже с первой строки мы можем прочувствовать отношение автора к природе: он влюблен и восхищен так, что хочет от этого плакать. Это душевное состояние передается при помощи восклицательного предложения.

Подчеркнуть выражения, которые придают стихотворению наибольшую точность, выразительность, помогает инверсия: обрушат грусть, слагают стихи. Синтетический параллелизм усиливает значимость фразы «чрез благовест, чрез клик колес».

Усилить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автору помогают изобразительно-выразительные средства языка - тропы. Эпитеты: грохочущая слякоть, черная весна, ливень шумный - подчеркивают состояние природы, когда вот-вот начнется весна и станут цвести цветы. За счет употребления олицетворения: слякоть горит - автор создает яркую картину происходящего. Чтобы показать, как необычна природа в предвесенний период, Б. Пастернак использует сравнение: грачи, как обугленные груши.

Мне кажется, что творчество Бориса Пастернака оказалось близким и понятным читателям, потому что в его поэзии отразилось время. Даже в стихотворениях, принадлежащих к жанру пейзажной лирики, мы невольно ощущаем те годы, в которые жил и творил поэт. К творчеству Пастернака без всякого сомнения можно отнести слова А. Пушкина: в его произведениях «отразился век, и современный человек изображен довольно верно».

Б. Пастернак, "Февраль. Достать чернил и плакать."


Февраль. Достать чернил и плакать.
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.


Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.


Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.


Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее,
Слагаются стихи навзрыд.
***


Кажется, совсем недавно поэты писали чернилами.
*
В этом стихотворении потрясающая метафора: грачи - обугленные души. Почему души обугленные? Они обожженные испытаниями, которые преподносит судьба. Испытания, как огонь. Души не могут уберечься от него, от этого судьбоносного огня.
*
Ветер изрыт криками. Нет тишины, нет покоя для души поэта.


И стихи у Бориса Пастернака слагаются случайно: "И чем слушайней, тем вернее..."


"Стихи слагаются навзрыд."



На сайте "графоманов.нет" проводятся интереснейшие конкурсы на форуме "Посиделки с классиками"
Иногда я принимала участие в этих конкурсах, когда у меня было больше свободного времени.
Однажды авторам сайта предложили написать на конкурс стихотворение по первой строчке стихотворения Бориса Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать".
И я написала совершенно не задумываясь, "чем случайней, тем вернее..."
Что получилось?
Читайте. Сегодня размещаю на прозе.ру


Знаю, что здесь много строгих судей, но в том и смелость авторов - не бояться, что скажут, как укорят... пусть будет, "чем случайней, тем вернее"...
Пусть будут навзрыд,от души


Для вас, мои дорогие читатели.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.02.2010. День доброты
  • 14.02.2010. Новый рассказ
  • 09.02.2010. Стихи и музыка, плюс красивое фото
  • 07.02.2010. Ответ Жанне Тигрицкой
  • 06.02.2010. Блаженный
  • 02.02.2010. Февраль. Достать чернил и плакать.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им. Темой стихотворения является скорый приход весны. Поэт начинает произведение со слова «Февраль», что сразу же заставляет человека подумать о слякотной и чуть холодной погоде. Холод и снег – союзники февраля. Читатель должен прочувствовать всю атмосферу данного месяца.
Дальнейшие слова поэта гласят о том, что вскоре наступит весна. Ветреная погода, слякоть и прочие атрибуты весны будто встают перед глазами.

В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года – весны и зимы.

Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят.

В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения.

Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания.

Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией.

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака

Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи».

Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую ("грохочущая слякоть"), видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен ("весною черною горит").

Во второй строфе использована метонимия - сопоставление быстроты движения пролетки "чрез благовест..., клики колес" и полета мысли лирического героя («перенестись туда, где ливень…»).

Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение.

Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами:

… Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд.

Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли.

Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами (груши–обрушат, гривен-ливень).

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

    Творчество М.Ю.Лермонтова - постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

  • Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

    Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

    В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

  • Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

  • Анализ стихотворения Вор Некрасова

    Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Достать чернил и плакать». позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк.

Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать». Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой.

«Февраль. Достать чернил и плакать»: анализ

Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы.

Композиция

Очень красивое стихотворение - «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием.

Потому лирическому герою что восторг охватывает душу и становится невозможным не «писать о феврале навзрыд». Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным. В заключительной строфе мы видим, как происходит зарождение творчества: на свет появляются стихи, окутанные пережитым чувством упоения и радости, которыми поэт щедро делится с читателями.

Состояние природы

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего. В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни.

Состояние лирического героя

Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак («Февраль. Достать чернил и плакать»). Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным.

Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца. Лирический герой как будто находится близко к разгадке, но так и не может создать цельную картину благостного величия.

Создается впечатление, что полная суть постоянно ускользает от него, сколько бы много усилий он ни прилагал. Лирический герой только ощущает приближение весны, преображение природы, ее готовность стать опять новой и удивительной. Поистине красочным и оригинальным является стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его подчеркивает красоту и многообразие природы, а также глубину внутреннего мира творческой личности.

Образы и символы

Средства художественной выразительности помогают глубже понять лирическое произведение, проникнуться его сутью. Например, «грохочущая слякоть» означает потрясающие воображение изменения в природе, а «ливень» подчеркивает волну эмоционального обновления.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» анализировать одно удовольствие: оно позволяет взглянуть на мир другими глазами и увидеть в нем нечто ценное.

Вместо заключения

В стихотворении звучит гимн природе, ее Щемящие строки Бориса Пастернака будут жить в веках, благословляя все живое, подчеркивая неоспоримую ценность человеческого существования. В этом лирическом произведении показан внутренний доверительный разговор природы с человеком, обращение внешнего мира к внутреннему.

Нашла разные переводы этого стихотворения Пастернака, а поводом для поиска послужил репост в журнале http://andpierrot.livejournal.com/ Февраль, lost in translation (там один перевод, а именно, A.S.Kline и обратный перевод Гугл-переводчиком, весьма тоже интересный в своем роде).

Борис Пастернак

Февраль, достать чернил и плакать! Oh February, to get ink and weep! February. Get ink, shed tears.
Писать о феврале навзрыд, And write about it mourning, Write of it, sob your heart out, sing.
Пока грохочущая слякоть While the uproaring, raging sleet While torrential slush that roars
Весною черною горит. Like in the spring, is burning Burns in the blackness of the spring.

Достать пролетку. За шесть гривен Go rent a buggy. For six grivnas, Go hire a buggy. For six grivnas,
Чрез благовест, чрез клик колес Race through the blare of bells and wheels Race through the noise of bells and wheels
Перенестись туда, где ливень To where the shower often drizzles To where the ink and all your grieving
Ещё шумней чернил и слез. Much louder than ink and tears. Are muffled when the rain shower falls.

Где, как обугленные груши, Where, like the charcoal pears, the crows To where, like pears burnt black as charcoal,
С деревьев тысячи грачей From trees, by thousands, will rise, A myriad rooks, plucked from the trees,
Сорвутся в лужи и обрушат Crash into puddles, and then toss Fall down into the puddles, hurl
Сухую грусть на дно очей. Dry sadness deep into your eyes. Dry sadness deep into the eyes.

Под ней проталины чернеют, Below, thawed patch is shooing through Below. The wet black earth shows through,
И ветер криками изрыт, With loud cries, the wind is grubbed With sudden cries the wind is pitted.
И чем случайней, тем вернее The more haphazard the more true - The more haphazard, the more true
Слагаются стихи навзрыд. The poems are composed and sobbed. The poetry that sobs its heart out.

Перевод Andrey Kneller Перевод Alex Miller


February. Take ink and weep,
write February as you"re sobbing,
while black spring burns deep
through the slush and throbbing.

Take a cab. For a clutch of copecks,
through bell-towers" and wheel noise,
go where the rain-storm"s din breaks,
greater than crying or ink employs.

Where rooks in thousands falling,
like charred pears from the skies,
drop down into puddles, bringing
cold grief to the depths of eyes.

Below, the black shows through,
and the wind furrowed with cries:
the more freely, the more truly
then, sobbing verse is realized.

Перевод A.S. Kline

(Некоторые слова: mourn - оплакивать, скорбеть; sleet - мокрый снег, дождь со снегом; blare - рёв, drizzle - брызгать, моросить;
crows - вороны, а rooks - грачи; puddle - лужа, toss - швыряться, носиться; grub - вскапывать; shed - проливать; slush - слякоть; grieve - горевать; buggy - легкий экипаж; muffle - приглушать звук, бормотать; hurl - бросок, водоворот, pitted - покрыт следами, отметинами; haphazard - случайный, sob - рыдать, говорить сквозь рыдания; din - грохот; throb - колыхаться, биться)