Базаров верность самому себе. Евгений базаров, герой или антигерой. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и конфликт его героев

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу, как великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов Х1Х века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. И выразителем этой борьбы в романе является именно Евгений Базаров, разночинец-демократ. Так что же отличает его от других? Что в нем привлекает наше внимание, а что отталкивает?

Сначала давайте рассмотрим положительные качества «молодого нигилиста»... Во-первых, как только в романе появляется Евгений Базаров, мое внимание сразу же привлекает его простота и искренность. Посмотрим на его одежду - она представляет собой простой, «длинный балахон, с кистями», и в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты?! А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать. тургенев базаров нигилист

К тому же Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, ... за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.

Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом я, считаю, Базаров прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много «аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами. Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений.

Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он - яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко всему неизвестному. И это заставляет преклониться перед этой личностью.

Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж».

Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания.

Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Ведь как Евгений относится к помощи простым мужикам? Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» - ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» - каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность - ощущение»?! К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что нив коей мере отрицать нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина - просто «ерунда». Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу?! Человечество деградирует и превратится в примитивных обезьян.

Да и отношение к природе у Базарова не из лучших: для него «природа - не храм, а мастерская и человек в ней - работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает то, что любовь - это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс.

В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Не знаю, прав ли он, но живым Базаров не смог остаться. Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». И поэтому, я считаю, он не смог стать практически полезным человеком, который бы яростно боролся за свободу крепостных и «шел на пролом» несправедливости и предрассудкам общественного строя. Он «расчищал место», а строить еще, увы, не получалось...

Базаров - очень спорный персонаж, поэтому одинакового отношения к нему нет и не может быть. С одной стороны, это человек не просто идеи, но и действий. Он благоразумен и честен, но с другой стороны, он слишком самолюбив и предан своим идеям. У меня даже «изменщица» - Катерина вызывает большее сочувствие, чем Базаров, потому что смерть Катерины не была бесплодной: она как «луч» на мгновенье развеяла темноту царства Диких и Кабаних, а Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.

50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев - которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотверженно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других.

Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей.

Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на . Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок.

Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в «нигилистические воззрения», но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова «эмансипе» Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы?

Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, - главное, что его заметят.

Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, - нет, но появление таких «личностей» неизбежно... Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз «веет романтизмом»; в глубине души Аркадий Кирсанов - фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий «отец»-либерал, которому нигилистическая «пыль», несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые «последователи», но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди.

Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения - они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться.

В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой «первый сорт», но и умом, «мозгом», которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется «глупо, безумно», влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, «сумрачная и дикая», оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов.

Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но «испытание любовью» не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в верности своих убеждений.

Нет, в прямом смысле слова Базаров не сомневается: для него все еще непоколебимо верно то, что искусство, природа,

Любовь, романтизм - все это «чепуха» и гниль; но страсть, испытываемая им к Одинцовой, заставляет героя поступать вопреки всему ранее сказанному. Его чувство, как бы Базаров, ни старался, не походит на циничное увлечение уездной кокеткой; он не получил взаимности от Одинцовой, но от этого его любовь не исчезла и хваленый принцип не сработал.

Базаров ищет утешения в природе, которая так недавно была лишь «мастерской» для человека-»работника»; не случайно при описании чувств своего героя Тургенев вводит романтический пейзаж, такой несвойственный Базарову-нигилисту.

Базаров бежит от своей любви, романтического чувства, но не находит спасения; он злится, бесится, но он бессилен. Любовная интрига становится неким переломным моментом в романе, после которого скепсис и цинизм героя теряют свой максимализм; его поступки уже не соответствуют в полной мере его идеям; Базарову уже не так чужд и смешон рыцарский запал Павла Петровича, и дуэль с ним обретает некий, пусть пространный, смысл. После объяснения Базарова с Одинцовой вся его жизнь ознаменовалась трагическим несоответствием действий и ощущений с идейными воззрениями и мыслями.

Но Тургенев развенчал лишь максималистские утверждения нигилизма, не свойственные истинным демократам-революционерам, те взгляды, которые, пожалуй, и обусловили неоднозначность героя, вызвавшую столько споров и дискуссий, - Базаров до конца остается верен нигилистической теории даже перед лицом смерти.

Базаров ясно осознает неотвратимость и близость гибели, трагического исхода, ставшего итогом его внутреннего конфликта, который еще раз подчеркнул невозможность однозначного выбора в пользу нигилизма для такой сильной личности, подчеркнул ее спорность и многогранность. Но и умирая, Базаров не отступается от своей теории. Тургенев вкладывает в его уста слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении неимоверной силы и тем не менее неумолимости смерти тургеневский герой остается тверд духом. Действительно, основной смысл романа, как считал Писарев, заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил или раскаялся в своих убеждениях, то перед читателем возник бы образ фальшивого фразера, недостойного уважения, но он остался тверд.

Базаров погибает, но все же финал романа не столь трагичен: последний пейзаж в произведении, посвященный описанию могилы героя, истинно романтичен и светел; несмотря на смерть Базарова, жизнь продолжается и все проблемы и идеи ничто перед вечностью красоты и гармонии.

«Отцы и дети» - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из «Современника». Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.

Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары «отцов и детей», соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому Пример сочинения наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.

Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.

Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по «штатскому делу». Пришло время - Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, «едва вынес этот удар», за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом «сером, пухленьком» человечке, что вызывает к нему уважение. Это «.что-то» - верность жизненным принципам, которые отличаются от «принсипов» старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург , как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.

Николай Петрович - отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной «проказой» барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.

Казалось бы, Аркадий - достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.

Ползикова Алина

сочинение по роману Тургенева И.С.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В центре романа «Отцы и дети» - образ нового общественного деятеля – впервые активного русского общественного деятеля. Базаров – «переходной» тип новых людей, он не живет еще сам для великого дела, он только подготавливает его. Для Тургенева главное – проверка сил Базарова. Она – во многих ситуациях романа и даже в самой смерти героя. Трагедия его в том, что герой «рано родился».

Базаров был задуман как лицо трагическое, фигура обреченная в конечном счете. В письме К. Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…». В этом же письме Тургенев еще два раза акцентирует эту мысль: «Приданные ему (Базарову) качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей». «Смерть Базарова должна была, по-моему, наложить последнюю черту на трагическую фигуру» (Пустовойт 1991: 31).

Итак, трагизм, пессимизм, обреченность Базарова в результате его столкновения с действительностью – все это входило в авторский замысел, хотя далеко не охватывало его целиком. Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. Смертью Базарова Тургенев хотел поведать читателю о многом. Характерен настойчивый интерес Тургенева к концовкам своих романов: это для писателя не просто литературная техника, прием, а разговор о главном – о судьбах русского классического романа.

Следственно, у грустного финала «Отцов и детей», как и у финалов других романов Тургенева, имеется своя творческая «сверхзадача», свое место в тургеневской прозе: он явственно перекликается и с повестями и с позднейшими стихотворениями в прозе. А это, в свою очередь, указывает на характерные особенности построения тургеневского романа, существенно отличающегося от романов Льва Толстого, Достоевского и Гончарова.

В тургеневских романах мы встречаемся с новыми принципами организации художественного целого. Сам Тургенев указал на это, начал свою работу над романом «Отцы и дети» с финала - смерти Базарова.

Пафос трагизма, которым овеяна сцена смерти Базарова, основан на невозможности реализации идеала Базарова не только из-за трагически сложившихся обстоятельств его жизни, но и по причине нежизнеспособности его идеи.

Для Базарова неразрешимость конфликта проявляется в стремлении сохранить верность своим принципам и невозможности заглушить голос «бунтующего сердца». И вот теперь отпала необходимость скрывать истинные свои чувства, «великое сердце», в котором есть любовь и к России, и к родителям, и к женщине.

Тургенев предоставляет Базарову возможность осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти, чтобы выявить в нем всю силу, всю мощь и величие личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен.

Тургенев дает Базарову время осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти. Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нем всю силу, всю мощь его личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. В своей неудавшейся жизни Базаров во многом неповинен: он и сам понимает, что пришел в мир раньше времени, то есть раньше, чем его силы и ум могли бы послужить не разрушению, а созиданию.

Могила Базарова описана торжественно, грустно и величественно; Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к отношение к ним, которое точно описал критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения» .

И Базаров мужественно взглянул в лицо смерти, которая во все времена одинакова. Мы слышим три монолога-исповеди, и в каждом из них поднимаются глубокие философские вопросы: назначение человека в жизни, тема будущего России, вопросы любви, жизни и смерти. В каждом монологе звучит ирония Базарова над самим собой, выраженная в народных поговорках, что помогает герою не потерять самообладание и свидетельствует о силе его характера («попал под колесо», «старая штука смерть», «обломаю дел много», «вилять хвостом не стану», «мертвый живому не товарищ», «днем с огнем не сыскать»).

Перед лицом смерти Базаров искренен и честен перед собою. Отпала необходимость скрывать свои чувства по отношению к родителям, любимой женщине. Не случайно автор здесь предоставляет слово самому герою. Форма исповеди придает повествованию исключительный драматизм и напряженность. Автору нет необходимости комментировать эмоциональное состояние героя, так как оно передано с помощью особенностей построения его речи (неровности, паузы, выраженные многоточиями, быстрые и несвязные переходы от одних мыслей к другим).

Речь Базарова образна, поэтична там, где раскрываются лучшие стороны его души и сердца, - способность любить, глубоко чувствовать: «Какая вы славная! И теперь вот вы стоите… такая красивая!» «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Это ритмическая проза, близкая повествовательной манере стихотворений в прозе. Гибелью Базарова роман не кончается. Автор показывает, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. И, какими бы люди ни приходили в мир, как бы страстно ни желали они перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало, они уходят, исчезают, а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо и безутешные двое у могилы сына. Цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о «великом спокойствии» равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении сиюминутной жизни на земле и бесконечной жизни.

Треть эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в нравственно-психологической ситуации, в которой оказываются герои в эпилоге.

Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

«Заслуга Тургенева состоит в создании образа гениального художника, создавшего музыкальное произведение, раскрывающее всю глубину мира как торжествующей гармонии» - писала критик Г.Б. Курляндская. Всемирная гармония – это одна из открытых тайн, которые мы все видим и не видим. Гармония вселенская возникает, потому что, по Тургеневу, каждая точка в природе связана с другими, хотя и стремится жить для себя.

Искания Тургенева-романиста в сфере поэтики, его многосмысленные открытые финалы и сегодня сохраняют значение живой классической традиции и потому многое определяют в движении русского романа, всей литературы XX века. Очевидна важность романов И.С. Тургенева для всей последующей русской литературы. Чеховские знаменитые «открытые» финалы пьес и бунинское элегическое начало ведут свою родословную от элегических концовок тургеневских романов и в свою очередь оказывают воздействие на советскую драматургию, прежде всего на театр А. Вампилова.