Абсентеизм как тип политического поведения. Абсентеизм: понятие и определение

АБСЕНТЕИЗМ избирателей АБСЕНТЕИЗМ избирателей

АБСЕНТЕИ́ЗМ (от лат. absentia - отсутствие), в конституционном праве неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов (см. ПАРЛАМЕНТ) , главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении (см. ОТЧУЖДЕНИЕ (социальный процесс)) граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "АБСЕНТЕИЗМ избирателей" в других словарях:

    - (от лат. absens отсутствующий). Страсть к путешествиям или к проживанию вне своей родной страны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСЕНТЕИЗМ 1) проживание землевладельцев вне своих поместий; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. absentis отсутствующий) одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них; пассив­ный протест населения против существующей фор­мы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению … Политология. Словарь.

    Абсентеизм (от латинского absentia ‒ отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц. А. ‒ явление, широко распространённое в буржуазных государствах (например, в США в выборах… … Большая советская энциклопедия

    - [сэнтэ], абсентеизма, мн. нет, муж. (от лат. absens отсутствующий) (книжн.). Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких нибудь общественных обязанностей. На последних выборах не замечалось абсентеизма избирателей. Проявлять абсентеизм… … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. absens отсутствующий) в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме … Юридический словарь

    - (от латинского absentia отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах президента, парламента и др. Обычно составляет около 15% избирательного корпуса … Современная энциклопедия

    - (от лат. absentia отсутствие) уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства и т. д … Большой Энциклопедический словарь

    - [сэнтэ ], а, муж. (книжн.). Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы. | прил. абсентеистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Абсентеизм - (от лат. absent /absentis/ отсутствующий; англ. absenteeism) 1) уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы; 2) А. земледельческий форма землевладения, при которой собственник земли, не принимая непосредственного участия в … Энциклопедия права

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот - формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов.

Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение;

2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные.

К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики.

К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социально - психологическое состояние на момент выборов.

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социально-экономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает.

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании - частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным формам политической активности.

Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма - недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме. Несомненно, абсентеизм - естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы.

Сегодня абсентеизм - неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Среди других причин абсентеизма, приводящих к электоральному конфликту можно выделить:

1. Низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.

2. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения).

3. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.

4. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.

5. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя.

Стоит отметить, что абсентеизм является формой электорального конфликта. Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм как электоральный конфликт:

1. Абсентеизм является видом электорального конфликта, который весьма многообразен. Последний проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей.

2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом. Из-за чего и возникает электоральный конфликт.

4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей.

5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».

6. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие или конфликт.

7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

9. Трактовка электорального конфликта (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным конфликтом и политическим конфликтом. Между тем, электоральный конфликт - это лишь одна из форм политического конфликта. Электоральный конфликт ценностно-ориентационные противоречия по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика.

10. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Таким образом, абсентеизм в современном обществе просматривается на протяжении долгого времени, носит устойчивый характер. Пока еще нет явных признаков сужения его рамок. Вместе с тем политическая элита, партии, общество в целом не могут проявлять безразличие к этому явлению, которое не вписывается в контур демократического процесса. Поскольку абсентеизм - явление многофакторное по своей природе и обусловленности, его учет позволит сконцентрировать усилия на ликвидации проблемных точек в политическом пространстве. Абсентеизм негативно сказывается на развитии избирательного процесса. Кроме того, он демонстрирует неудовлетворенность населения возможностями политического выбора. Дальнейшее изучение содержания, факторов, причин, влияющих на возникновение и распространение абсентеизма, представляется важным условием расширения пространства политической активности масс в российском обществе.

Термин "абсентеизм" происходит от латинского слова. В переводе он означает "отсутствующий". Понятие используется в разных сферах жизни. Рассмотрим его подробнее.

Абсентеизм - это…

Декан любого факультета социологии сможет объяснить этот термин вполне доступным языком. Однако не все люди в обществе имеют возможность посещать лекции. Существует такое определение, как политический абсентеизм. Это понятие подразумевает бездействие, уклонение от участия в государственном управлении. Речь, в частности, идет о партийной деятельности, организации демонстраций и митингов, электоральное поведение. Абсентеизм избирателей - это фактически неучастие в голосовании. Во многих странах считается, что электоральное поведение - это право граждан, которым они могут не пользоваться. В некоторых государствах голосование является обязанностью населения. В таких странах абсентеизм на выборах - это неприемлемое поведение. При этом установлена ответственность уклоняющихся от обязанности граждан. Например, в Италии на таких граждан могут налагаться моральные санкции. По законодательству Мексики, политический абсентеизм - это уголовно наказуемое преступление. Правовая система страны предусматривает штрафы либо тюремное заключение.

Причины абсентеизма

Несомненно, это явление имеет негативный характер как для общества, так и для государственной системы. Возникать такой феномен может в связи с различными обстоятельствами. Причины абсентеизма могут быть связаны:


  1. Чертой характера, выбранной жизненной позицией, которая проявляется в отсутствии привычки, потребности и желания осуществлять какие-либо управленческие действия или принимать в них участие.
  2. Мировоззрением, направленным, к примеру, на внутреннее совершенствование.

Абсентеизм - это характеристика низкого уровня осведомленности во властных вопросах, инфантильности либо осознания собственного управленческого бессилия. Граждане, проявляющие такое бездействие, признают свою неспособность воздействовать на принятие административных решений. При этом имеет место отчуждение собственных политических потребностей и ценностей от существующих возможностей их удовлетворения. Кроме этого, сохраняется и высокая степень недоверия электората к государственным институтам и кандидатам.

Специфика

Абсентеизм - это определенная модель поведения населения. Оно отражает стремление простых людей отстраниться от государственных дел. Обуславливается такое желание тем, что многие граждане видят в амбициозное и тщеславное соревнование во властных структурах. В рамках института, по мнению таких людей, в борьбу вступают эгоистические и групповые интересы, никак не связанные с нуждами населения. В современном мире влияние религии намного слабее, чем это было в прежнее время. В этой связи все священное либо трагическое, как правило, связывают с политикой. Если же она не оправдывает ожиданий, граждане в ней разочаровываются. Как следствие начинает проявляться абсентеизм. Это явление тем ярче, чем хуже результаты тех или иных действий представителей власти. Некоторые исследователи связывают феномен с менталитетом безразличия. Он характерен для многих народов бывшего Союза ССР. Кроме этого, имеет место и "психология конформизма". Ее господство в гражданском обществе вывело некомпетентных деятелей в управленческую государственную сферу. Это, в свою очередь, повлияло на снижение авторитета представительных органов и власти в целом.

Профессиональная сфера

В этой области также имеет место такое явление, как абсентеизм. Это поведение характерно для работников, систематически отсутствующих на своих местах и избегающих исполнения своих обязанностей. Такое явление - главная проблема менеджмента. По традиции данный феномен рассматривается в качестве индикатора недостаточной индивидуальной производительности. Последние проведенные исследования этой сферы были сосредоточены на рассмотрении и оценки абсентеизма в качестве показателя социальной, психологической и медицинской адаптации к работе.

Модель "ухода"

Последствия абсентеизма выражаются в текучке кадров на предприятии. Согласно психологической модели "ухода", индивид начинает уклоняться от посещения работы, реагируя, таким образом, на неудовлетворительные условия труда. При этом начинаются сначала невинные опоздания, затем появляются прогулы, что в конечном итоге завершается увольнением. Результаты ряда психологических исследований указывают также на предрасположенность работников к абсентеизму. В качестве показателя, как правило, выступает общее число пропущенных дней либо часов или же частота отсутствия служащих на месте. При этом учитываются пропуски и по неуважительным, и по уважительным причинам. Опасность абсентеизма состоит в том, что своей незаинтересованностью и бездействием индивид причиняет ущерб в первую очередь себе. Вследствие его такого поведения существенно ухудшается его финансовое состояние. Вместе с этим, значительный экономический ущерб причиняется и самому предприятию. Наряду с кадровой текучкой, абсентеизм рассматривается в качестве реакции работников на трудовые условия. Это, в свою очередь, отражает эффективность работы с персоналом, направленной на формирование успешного индивидуально-организационного соответствия.

Современное использование термина

Абсентеизм противоположен презентеизму. В области трудовых отношений понятие используется для характеристики частого отсутствия сотрудников на своих местах, зачастую без уважительных причин. К примеру, день непосещения работы из-за плохого самочувствия, но без обращения к врачу. Частое отсутствие служащих может выступать как индикатор слабой морали либо синдром больного здания. Коэффициент абсентеизма - это соотношение количества пропущенных дней к общему числу дней работы в месяц, год.

Исследование проблемы

Организационными психологами ведется изучение абсентеизма уже на протяжении продолжительного времени. Долгие годы общепринятым считалось мнение о том, что этот феномен выступает как реакция на неудовлетворенность работой. Данное предположение основывается на результатах многочисленных исследований. В рамках изучения была выявлена отрицательная зависимость в умеренной степени между удовлетворенностью условиями работы и показателями абсентеизма. Чем ниже первое, тем выше второе. Некоторые исследователи предполагают, что, возможно, причину и следствие стоит поменять местами. Альтернативная теория говорит о том, что некоторые индивиды выражают неудовлетворенность работой для того, чтобы найти оправдание имеющейся у них склонности к прогулам.

Другие факторы

В течение нескольких последних лет исследовалась связи абсентеизма с иными переменными. В частности, в число характеристик, которые изучаются в связи с этим феноменом, входят: раса, пол, образование, семейное положение, возраст, доход. По мнению ряда исследователей, следует также обратить внимание на стаж работы в конкретной должности, местоположение ее в иерархической структуре предприятия. В результате проведенных анализов между абсентеизмом и каждой переменной была установлена зависимость.

Пол

С ним абсентеизм имеет наиболее устойчивую связь. Как показали исследования, женщины больше подвержены этому явлению, чем мужчины. Объясняется это разными гипотезами. В большинстве случаев повышенный уровень абсентеизма у женщин объясняется тем, что у них, помимо работы, есть еще и семейные обязанности. Кроме этого, значение имеет и тот факт, что, как правило, женщины находятся на должностях более низкого уровня.

Возраст

Выводы о том, что абсентеизм у женщин имеет более сложные причины, чем у мужчин, дополнительно подтверждается результатами других исследований. В частности, при изучении связи с возрастом. Чем старше становится мужчина, тем меньше проявляется абсентеизм. При исследовании женщин такой связи выявлено не было. Тот факт, что с возрастом степень проявления абсентеизма у них не снижается, объясняется, как правило, наличием домашних обязанностей. Но ряд исследователей считают эту точку зрения сомнительной.

Абсентеизм - это уклонение от участия в политической жизни, бездействие народа, уклонение от своих электоральных функций.

Симптомами такой ситуации в обществе является низкая явка на выборах, низкая партийная активность.

Мне кажется это очень характерно для современной России. Я постоянно слышу от людей такие мнения о политике: "мне это не интересно", "политика - грязное дело", "все равно ничего не изменишь", "там все воры, какая разница кто там у власти, все хороши".

Это вместе с низкой явкой на выборах, вместе с низким уровнем участия нашего общества в политических партиях и политических акциях говорит о том, что в нашей стране наблюдается классический случай абсентеизма.

Причиной абсентеизма в нашей стране можно считать: разочарованность народа во власти и в политике, постоянной пропагандой в различных СМИ и ограничения в свободе слова, общее снижение уровня культуры и образованности общества, конформизм людей, малое количество независимых СМИ, отток (эмиграция) политически активного населения за границу.

Все это ведет к тому, что власть пользуется пассивностью общества и управляет страной без учета мнения народа, часто фальсифицируя различные выборы или манипулирует сознанием через подконтрольные СМИ.

Подобная ситуация наблюдается в некоторых бывших республиках Советского Союза. В-первую очередь это: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Турменистан, Казахстан, Молдова, Беларусь.

История человечества говорит о том, что власть всегда стремилась уменьшить, ограничить права общества на участие в политической жизни. Как мне кажется, исходя из самого определения абсентеизма как о добровольном уклонении от участия в политической жизни можно говорить только в последние 100 лет мировой истории. До этого тоталитарные, абсолютистские, авторитарные режимы всячески ограничивали возможности общества например участвовать в выборах власти. А обществе все эти века боролись за такие права. И только в последние годы у людей появилась сама возможность избирать власть (когда появились демократии) и соответственно уклоняться по собственному желанию от этого права.

Историки говорят, что в Древнем Риме в 3 веке наблюдался абсентеизм. Но вряд ли можно говорить, что у всех римлян были права участвовать в выборах, голосовать. Но многих даже демократических странах был имущественный ценз. Не любой гражданин могу участвовать в выборах, голосовать.

Поэтому если говорить про примеры абсентеизма в мировой литературе следует в первую очередь рассматривать современную литературу.
Из современных писателей на тему политики в современной России много пишет Захар Прилепин. Например, его книга "Санькя" может отчасти служить таким примером. Конечно, там главный герой принимает очень активное участие в политике, но вместе с тем показано общество довольно аполитичное, равнодушное в выборах и политической жизни страны.
Пример из классической литературы - это произведение Салтыкова-Щедрина "История одного города". Там не только показано абсолютно податливое, пассивное и легкоуправляемое общество без всяких политических амбиций, но и показаны истоки этого общества. Очень интересно произведение для любого человека, который хотел бы понять истоки современного российского абсентеизма.
Пример из зарубежной литературы - произведение Оруэлла "Скотный двор". После того, как случается на ферме революции, власть захватывают свинье, которые постепенно убеждают остальных животных фермы отказаться от своих политических прав. Общество "Скотного двора" проявляет абсолютную пассивность в отношении политики. Такое же поведение демонстрируют жители страны Океания в другой книге Оруэлла "1984".

Абсентеизм - крайне опасное для любого общества ситуация. Пассивное, равнодушное общество, уклоняющееся от участия в политической жизни страны - это прямая дорога к тоталитаризму и автократии.

В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Одним из наиболее важных типов такого участия является формирование выборных органов государственной власти. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах нехарактерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие.

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот – формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов. Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение, и

2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики. К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социальнопсихологическое состояние на момент выборов.

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социальноэкономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), всегда ходят на выборы только 23% молодёжи (18–35 лет), среди людей старшего поколения (от 55 и старше) этот показатель значительно выше – 60%. Из тех, кто имеет среднеобщее и среднеспециальное образование, регулярно участвуют в выборах 32% и 39% соответственно. Среди имеющих высшее образование доля таких граждан составляет 44% (I).

Динамика явки на федеральные выборы (по данным ЦИК (II))

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании – частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным фор- мам политической активности. Гозман и Шестопал выделяют четыре параметра фрустрации:

1) деиндивидуализацию как результат социализации,

2) размытость групповой принадлежности,

3) деперсонализацию,

4) ощущение зависимости от окружающих обстоятельств.

Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма – недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме.

Несомненно, абсентеизм – естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы. Сегодня абсентеизм – неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Проблема абсентеизма актуальна и для современной России. В советский период высокий уровень участия обеспечивался авторитарными методами, не последнюю роль в этом играли коллективистские ценности. Сращивание партийного и государственного аппаратов определило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. Транс- формировавшиеся в результате перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистриро- ванных избирателей (см. табл. 1).

Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления. Тот факт, что на вы

борах Государственной Думы явка всегда ниже по сравнению с президент- скими выборами, объясняется низким уровнем доверия к политическим партиям, неверием в возможность представительного органа власти решать какие-либо важные вопросы самостоятельно.

Показательны в этом отношении данные опросов ФОМ. На вопрос «А Вам хотелось или не хотелось бы состоять в какой-нибудь политической партии, организации?» ответили положительно 9% в 2005 г., 9% в 2006 г. и 5% в 2011 г. (III).

Таким образом, институт политических партий не вселяет веру в возможность изменить политическую ситуацию в стране или повлиять на неё. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2011 г. низкую эффективность Государственной Думы признали 40% россиян против 16%, считающих её эффективность высокой. В 1996 г. лишь 11% признали высокую эффективность Государственной Думы, более того – около 30% опрошенных считали, что работа законодательного органа негативно влияет на положение страны (IV).

Показатели явки на выборы не дают полной картины о доле действительных абсентеистов среди населения. Необходимо учитывать ситуативность принятого решения участвовать или не участвовать в голосовании. Среди абсентеистов, заранее принявших решение не участвовать в выборах, около 80% действительно не пришли на избирательный участок. Однако в общем числе не участвующих доля этой группы весьма невелика: на парламентских и президентских выборах она составила 20–22%, остальные же не пришедшие на голосование не заявляли о своём неучастии. На основе этих данных можно предположить, что среди абсентеистов немало тех, кто принял решение не участвовать в голосовании в последний момент под действием случайных обстоятельств и по причине отсутствия понимания значимости выборов, а значит, их выбор следует трактовать скорее как бездействие, нежели как действие.

Тем не менее в основе принятого решения как протестных, так и случайных абсентеистов лежат одни и те же причины. В последние годы наблюдается увеличение доли не заинтересованных политикой граждан. По сведениям ВЦИОМ, в 2013 г. 36% граждан избежали различных форм политического участия по причине низкой заинтересованности, в 2012 г. таковых было 30%, в 2007 г. – 20% (V). Низкая заинтересованность российских граждан в политике часто объясняется олигархизацией власти, коррумпированностью и закрытостью по- литических институтов, что лежит в основе главного фактора, влияющего на политическое участие, – недоверия к институтам и процессам политической системы. На вопрос «Иногда можно услышать, что политика – “грязное дело”. Вы лично согласны или не согласны с таким мнением?» только 22% опрошенных ответили, что не согласны. Среди тех, кто выразил своё согласие, 49% не интересуются политикой вообще (VI).

Недоверие формирует негативное отношение не только к отдельным политическим деятелям, но и к сфере политики в целом, что увеличивает степень политического отчуждения. Проводимые опросы подтверждают преобладание настроений недоверия к институтам политической системы. Количество тех, кто никому не доверяет, с 2004 по 2011 г. выросло с 23% до 37%. Доверие к президенту России в этот же промежуток времени снизилось с 59% до 20%, к правительству РФ – с 14% до 11%, к Совету Федерации – с 4% до 2%, только доверие к Государственной Думе осталось неизменным – 6%, что, однако, ситуацию никак не меняет (VII).

Стоит заметить, что среди граждан старшего поколения наблюдается более высокий уровень электоральной активности по сравнению с молодёжью. Грядущее на смену поколение если и заинтересовано в политике, то выбирает неформальные виды участия в политической жизни. Объясняется это разным характером политической социализации в советский и современный периоды.

Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.

Немаловажным фактором, влияющим на участие в выборах, является наличие действительной конкуренции политических сил. Когда выбор предопределён или не из кого выбирать, то логично, что явка снижается, так как смысл волеизъявления теряется. Когда же существует реальная конкуренция между кандидатами, партиями, то внимание повышается как к предвыборной борьбе, так и к её исходу. В ходе опроса ФОМ, проведённого накануне выборов 2004 года, более половины респондентов высказали мнение, что реальной конкуренции на президентских выборах они не ждут (66% против 18%). Однако ситуация меняется в 2012 г.: ожидания респондентов относительно серьёзной предвыборной борьбы между кандидатами на выборах 2012 года разделились примерно пополам. Это связано с повышенным вниманием к политическим событиям, вызванным реакцией населения на результаты думских выборов 2011 года (VIII).

Однако явка на президентских выборах была немногим больше, чем в 2004 г., и связано это было, возможно, с отношением граждан к честности проводимых выборов. По данным холдинга «Ромир», только 20% опрошенных сочли, что выборы 2011–2012 гг. прошли без нарушений, 62% признают наличие как малозначительных, так и массовых нарушений (IX). Выборы в сознании граждан не представляются инструментом серьёзного влияния на политическую жизнь страны. Согласно опросу 2011 года, 40% граждан считают, что их участие в выборах совсем не влияет на принятие решений в жизни страны, 22% считают, что их участие влияет немного, 26% – незначительно (X). Таким образом, выборы в сознании россиян приобрели ритуализированный, формальный характер: бытует мнение, что они нужны в первую очередь власти, а не избирателям. Потеряна вера в возможность этой процедуры както изменить жизнь страны. Перманентная неудовлетворённость качеством реализации своего избирательного права, наслаивающаяся на множество других актуальных проблем, неминуемо будет порождать отчуждение от сферы политического, которое проявляется в росте количества абсентеистов.

Выборы – важнейший процесс в демократическом государстве, посредством которого формируются представительные органы власти, предопределяется вектор политического развития. Распространяющееся явление абсентеизма может привести в итоге к установлению нелегитимной власти, выбираемой меньшей частью граждан. Незаинтересованность граждан в политике, их низкая активность ослабляет позиции гражданского общества, стремящегося власть контролировать. Следствием может стать закрытость политической элиты, её безответственное отношение к политическим решениям, что порождает опасность замены демократических политических механизмов на авторитарные.

Абсентеисты – самоотчуждающаяся от политики часть населения, как правило, мало заинтересованная в политике, слабо в ней разбирающаяся. Их объединяет низкий уровень доверия к политическим институтам и процессам, сильные сомнения в возможности повлиять на ход политического развития государства. Большинство абсентеистов отличаются социальной пассивностью, но есть среди них и те, кто, игнорируя законные формы участия, выбирает неконвенциональные. Эта часть абсентеистов представляет собой протестную силу и в случае социальных кризисов и конфликтов может приобрести черты политического экстремизма.

Явление абсентеизма демократическими методами искоренить невозможно, да и не нужно, так как, не имея массового характера, он не представляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда будет существовать категория лиц, не участвующих в голосовании по неполитическим причинам. Всегда будет существовать доля людей, не заинтересованных в политике. К негативным последствиям для политической системы абсентеизм может привести в случае его масштабности в государстве, так как он парализует важнейшие демократические процессы. При этом размывается смысл демократии как формы государства, в которой народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.

Абсентеизм, имея распространение во всех странах развитой демократии, имеет несколько другую природу в современной России, где неучастие порождено в большей степени недоверием к политической системе. В советский период имело место отчуждение от народа со стороны самой власти, которое трансформировалось в самоотчуждение граждан по причине неэффективности демократических механизмов. Именно такое самоотчуждение порождает постоянный рост числа абсентеистов, не верящих в возможность изменить политическую ситуацию существующими законными способами, и политическое бездействие именно таких абсентеистов может превратиться в политическое действие протестного радикального характера.

К.И. Аринина