Японский драматург симидзу кунио биография. "гримерная" кунио симидзу, режиссер алексей блохин. Гримерная. мхат им.а.п.чехова. пресса о спектакле

Проект «Верхнее фойе» включает в себя спектакли малых форм, творческие встречи, музыкально-поэтические композиции. Цель проекта - знакомство и общение со зрителями в особом пространстве, где отсутствует грань между сценой и зрительным залом.

Спектакль «Актёрская гримёрная» по пьесе японского драматурга Кунио Симидзу - это закулисная история о двух призраках, одном убийстве и множестве не сыгранных ролей, рассказанная четырьмя актрисами.

Все события пьесы разворачиваются в обычной актерской гримерке, хотя и не ограничиваются отношениями за театральными кулисами.

Четыре актрисы мечтают о невоплощенных ролях, а кто-то и вообще о сцене. Они ссорятся и выясняют отношения, репетируют и готовятся к выходу. Из-за безумной любви к театру даже призраки не находят себе покоя. И если уж привидениям никак нельзя на сцену, то что делать, как не куролесить в гримерке.

В ролях: Ирина Абросимова, Оксана Сизова, Юлия Власова, Марина Рангаева.

Судьба актрисы – отдельная тема для целой книги. Помимо мемуаров, которых написано великое множество, в художественной литературе существует немало историй, где главная героиня именно актриса: «Театр» С. Моэма, «Актриса Фостен» Э. Гонкура, «Нана» Э.Золя, «Чайка» А.П. Чехова и мн.др. Пьеса «Гримёрная» японского драматурга К. Симидзу в их числе. Опыт её постановки в нашей стране очень богатый, хотя в целом его творчество мало кому знакомо. Русские театры любят эту пьесу, и зрителям она нравится. Так, несмотря на то что премьера спектакля по драме Симидзу во МХАТе имени А.П. Чехова состоялась двенадцать лет назад и получила мало хороших отзывов от театральной критики, постановка существует в репертуаре театра по сей день.

С чем это связано, сложно сказать. Сюжет очень прост и даже примитивен: четыре женщины повествуют зрителям о своей нелегкой судьбе и страсти к театру. Две из них, Актриса А и Актриса В, – приведения. Они ссорятся между собой, мирятся, рассказывают разные истории о своей прошлой жизни и разыгрывают сцены из разных спектаклей. Третью, Актрису D (впоследствии также ставшей призраком)в порыве злости убивает Актриса С, которая, уже несмотря на свой далеко не юный возраст, играет в театре Нину Заречную и ни за что не желает отдавать свою роль кому бы то ни было. Три приведения, которые так и не смогли выбиться из суфлёрш в ведущие актрисы, остаются навечно в актерской гримёрной, но продолжают репетировать, мечтая все же когда-нибудь выйти на сцену. Ничем не примечательная история. На сцене много мистики, но оригинальности пьесе она не добавляет: призраки нередко становились действующими лицами в пьесах, начиная с Тени отца Гамлета и заканчивая образами умерших героев произведений К. Чапека и К. Симонова.

Текст пьесы, с точки зрения его беспрецедентности, мало интересен; ко всему прочему он наполнен огромными цитатами из «Макбета» Шекспира, отрывками из оригинальной японской драмы, «Трёх сестер» Чехова, ну и, конечно, чеховской «Чайки». В общем, Чехова в этой пьесе так много, что создается впечатление, будто вся пьеса – это некий сборник цитат из драматургического наследия Антона Павловича. Возможно, это и есть та причина, по которой «Гримерная» стала так популярна в нашей стране. Думаю, в Рязанском областном театре драмы спектакль по этой пьесе также ждет длинное репертуарное будущее.

Премьера «Актёрской гримерной» состоялась в ноябре этого года. Режиссер Урсула Макарова и художник-постановщик Татьяна Виданова попытались наполнить спектакль восточным колоритом. Оформление сцены (японские перегородки – сёдзи, фонарики с бумажным абажуром), выбор костюмов (традиционные кимоно и прически), обыгрывание приёмов театра Кабуки (танец с веерами, пластические этюды в масках) должны были перенести воображение публики в страну восходящего солнца. Но сам текст и игра актрис настолько интернациональны, что почти полностью стирают элементы национальной самобытности. А музыкальное оформление (Сергей Потапов), хорошо знакомое зрителю своей широкой популярностью, только иной раз доказывало, что действие на сцене происходит не в Японии.

Возможно, для режиссера это и не было важным. Основная идея этого спектакля имеет большее значение, чем его колорит. Судьба людей театра, которые всю свою жизнь посвящают этому тяжелому и часто крайне неблагодарному труду, – только верхний смысловой слой пьесы. Главная мысль в том, что любой человек (неважно, актер он или маляр) делает целью своей жизни. Достойна ли эта цель того, чтобы идти к ней, преодолевая всю боль, душевную и физическую, принося в жертву семью и дружбу? Стоит ли она обычного человеческого счастья? Этот вопрос задает себе Нина Заречная в чеховской «Чайке». И вслух говорит «да», и убеждает себя в этом. Но думает ли она так на самом деле? Открытый вопрос в пьесе. Видимо, он так и останется открытым для всех, кто живет только страстью к кому-либо или чему-либо.

А страсть к игре на сцене – одна из сильнейших. Это убедительно показывают героини пьесы. Монолог Актрисы С (Наталья Моргуненко) состоит из череды оправданий, полных искренней веры в то, что на своём пути нужно устранять все препятствия, всех, кто может посягнуть на добытое непосильным трудом. Даже совершенное ей убийство соперницы, молодой, подающей большие надежды, Актрисы D (Анна Дёмочкина), якобы можно простить. В финале она спрашивает двух приведений, как бы желая удостовериться, убедила она их или нет: «Я Чайка?» – «Нет, не то», – отвечают они. Не убедила. Бездарная актриса. И даже сочувствия к себе не вызывает.

Чего не скажешь об Актрисе А и Актрисе В. Эти призраки выглядят существами довольно обаятельными, милыми, открытыми, никому не навредившими. Их жаль. В то же время они очень талантливы, хотя и немного самодовольны. По тому, как они исполняют полюбившиеся им в прошлой жизни роли, можно сделать вывод, что при других обстоятельствах эти суфлёрши смогли бы стать хорошими актрисами. Но причина их жизненной неудачи кроется не только в роковых обстоятельствах (Вторая мировая война, несчастная любовь), но и в их узком амплуа. Не зря в финале пьесы актрисы, цитируя Машу из «Трех сестёр»: «а пока надо жить… надо работать, только работать!», имеют в виду, что надо учиться, чтобы стать настоящей актрисой, надо играть роли разноплановые. У Актрисы В (Наталья Паламожных) замечательно получается исполнять роль Леди Макбет, но Заречную она играет крайне неестественно. Актриса А сама признается, что хорошо играла только мужские роли. Но сила таланта самой Татьяны Петровой, а не ее героини, переломила задуманный автором и режиссером образ. Играть у нее получается не «хорошо», а великолепно.

Для меня это тот случай, когда на спектакль стоит идти ради того, чтобы посмотреть на актрису в одном единственном эпизоде, но зато каком! Татьяна Петрова переодевается в костюм Тригорина, Наталья Паламожных входит в образ Нины, и они разыгрывают финал второго действия «Чайки». Мне приходилось видеть нескольких Тригориных на разных сценах, и ни один, по моему мнению, полностью не соответствовал чеховскому герою. И вот впервые на сцене в исполнении Татьяны Петровой настоящий Тригорин, без примеси режиссёрских интерпретаций, без попыток оригинальных трактовок этого образа. Не зазнавшийся, ироничный и самолюбивый литератор, не молчаливый и безвольный подкаблучник, не искусный и бездушный любовник, не демон и не ангел, а обычный мужчина, который влюбился в молодую девушку, а потом бросил ее – «сюжет для небольшого рассказа». В смешном парике и нелепом костюме Татьяна Петрова сыграла так натурально и жизненно, так правдиво, что только один этот эпизод можно уже рассматривать как маленький спектакль в спектакле. Этот отрывок не имеет никакого отношения к общему действию, но именно он перенес весь акцент с более насыщенной событиями второй половины спектакля на первую… и даже эффектное убийство не помогло. Как чеховский текст затмил текст Симидзу, так и игра актрисы в начале спектакля сконцентрировала все внимание зрителей на себе. Непроизвольно нарушена композиционная стройность, нарушена логика, кульминация (монолог Актрисы С) не получила того накала, который должен бы быть. Но ради того, чтобы увидеть Татьяну Петрову в образе Тригорина ещё раз, стоит прийти на эту постановку снова.

Бывают такие спектакли, где всё держится только на игре актёров. Так и в этом случае: дальнейшая жизнь «Актёрской гримёрной» зависит в первую очередь от её исполнителей. Малый зал, никаких спецэффектов и впечатляющих декораций, никакого интригующего сюжета и глубоко философских, оригинальных идей. Только четыре актрисы, их мастерство и талант.

Фотографии взяты с официальной страницы Рязанского театра драмы в «ВК»: http://vk.com/teatr_dramy

Спектакль 4-го курса Алексея Бородина (РАТИ), идет на маленькой сцене РАМТа

Пьеса японского драматурга рассказывает нам об одной гримерной и четырех женщинах. Мистическая трагикомедия. Две актрисы из четырех (а потом и три) присутствуют в гримерке в качестве призраков. Они наблюдают, как хозяйка гримерки повторяет роль, переодевается и уходит на сцену. Тогда они поправляют свой мрачный грим, рассказывают о жизни в театре, подтрунивают ("Скажи свою реплику! Это уже твоя реплика?") Они обе мечтали о главных ролях, но на деле только суфлировали и выходили в эпизодах. Неприкаянные театральные души.
В пьесе много вкраплений Чехова. Главная живая актриса уже 20 лет играет Нину Заречную. Кусочки Чайки звучат постоянно. А в финале, когда еще одна суфлерша перекочует в загробный мир, они поправят шляпки, возьмут пустые бокалы и на троих станут читать "Трех Сестер". Бесконечная репетиция...

Актрисы: Валерия Лямец, Наталья Левина, Анна Антосик, Натали Старынкевич

Фотографии by 3akoulok

Понравилась Натали Старынкевич. Хорошо двигается, хорошо говорит. К тому же, у нее один из самых трогательных монологов о том, что в жизни она была хорошим добрым человеком, которого не замечали, как не замечают воздух:

Спектакль неплох, хоть и не идеален. Точно можно сказать одно – он не пыльный; и они, эти четыре молодые девушки, не пыльные.
Мы привыкли, что если в театре хлопают по дивану или шмякают халат, летит пыль. А здесь "молодая суфлерша" выносит подушку, с силой кидает на лавку, и... никакой пыли.

Случился вчера и забавный эпизод с участием зала.
Затеяв очередную потасовку, призраки обозвали друг друга крысами (водяной и игольчатой) и отбежали каждая к своему гримировальному столику.
А в зале на коленях у мамы сидела девочка лет пяти, которая сказала в эту паузу: "Глупые тёти". Зал раскололся!:

Поначалу выбор пьесы может показаться незамысловатым. В материале нет особой глубины, да и недавно Гримерку играли в Камергерском переулке.
Но здесь включается понимание того, что перед нами уже актрисы, но еще студентки. Весь театр еще впереди. А они уже говорят о выстраданных ролях, о боли и радости, об усталости и окрылении, они говорят о театре словами тех, кто по 20 лет играет Нину Заречную.
Получается, это их посвящение в актрисы. Бесконечная репетиция, которая их ждет:)