Владислав Городецкий: биография. Как архитектор городецкий изменил лицо киева Ненужность дома. Несостоятельность владельца

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на армянском кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Дом национального художественного музея Украины, Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая, Киев , ул. Красноармейская, 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Красноармейская, 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая, 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .
  • Гимназии в Умани и Черкассах .
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с.

Одним из первых купить автомобиль и заработать состояние на африканское сафари, построить великолепный дом над обрывом и завести обезьяну — все это больше похоже на выходки эпатажного миллионера, чем на историю жизни уважаемого архитектора. Однако именно таким был всемирноизвестный архитектор Владислав Городецкий.

Первое, о чем любой из нас подумает, услышав имя Городецкого - это знаменитый Дом с Химерами. Однако киевский Гауди украсил наш город множеством своих шедевров, посвятив Киеву 30 лет своей жизни. На центральных улицах он спроектировал доходные дома, украсил фасад художественного музея и возвел в столице римско-католический костел.

Дом с Химерами

Работу в Киеве Владислав Городецкий начинал с мелких проектов: усыпальница, деревянный тир, канализационные сети. Лишь потом предприимчивый архитектор открыл собственный цементный завод и смог заявить о себе. Городецкий решает, что пора строить дом для себя. Он приобретает два участка в центре Киева, на Банковой. Именно на одном из них и был возведен в 1903 году знаменитый «Дом с химерами». В распространенной легенде про Дом с химерами говорится, что архитектор построил его на спор. Когда Городецкий приобрел участок на отвесном склоне, его назвали сумасшедшим. Тем не менее, строительство дома заняло 2 года.

Cо стороны Банковой у дома всего три этажа, а со стороны площади Франко - шесть! На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже - две небольшие. Дом действительно «залит» бетонными рельефами и скульптурами: увидишь на нем и носорогов, и гигантских лягушек, и мифических тритонов.

Костел Святого Николая

Римско-католический собор Святого Николая построенный Городецким в 1909 году. К этому времени старый Александровский костел в Киеве уже не мог вместить всех прихожан, потому было принято решение о строительстве нового костела в память пребывания в Киеве царя Николая II.

В конкурсе проектов победил молодой архитектор С.Воловский, предложивший постройку в стиле средневековой европейской готики. Руководство проектом взял на себя опытный мастер своего дела Городецкий, значительно изменивший первоначальный проект. Для доработки проекта архитектор совершил путешествие в Вену, в результате чего прообразом многих элементов киевского костела стал Вотивкирхе - храм середины 19 века, расположенный возле Венского университета.

В постройке киевского костела Городецкий впервые использовал закладку фундамента на бетонных сваях (в виду того, что грунт был неустойчив из-за протекающей там речки Лыбедь), в конструкции использовался железобетон. Храм богато украшен лепниной, имеет традиционное круглое окно-розетку.

Караимская кенасса

В прошлом - это молитвенный дом для общины караимов (Караимская кенасса), а нынче - Дом актера, который находится я в центре Киева, около Золотых ворот. Для ее возведения использовался дорогой бетон, ведь заказчиком был состоятельный владелец табачной фабрики. Он щедро оплатил и проект, и работу, а Владислав Городецкий, в свою очередь, не пожалел фантазии. Здание выполнено в мавританском стиле - черные стены внизу имеют толщину около полутора метра.

Нашей столице Владислав Городецкий подарил свое видение модерна. Его здания казались эпатажными для современников. Столетие спустя - они по-прежнему остаются таковыми, придавая нашему городу особый шарм и уникальность.

Первое, что любой киевлянин вспоминает, услышав имя Владислава Городецкого, — это знаменитый Дом с Химерами — одиозное сооружение правительственного квартала города. А между тем, каждый житель столицы прекрасно знаком со многими другими творениями известного архитектора: это и “музей со львами”, и знаменитый готический костел, и искусная караимская кенасса. Но обо всем по порядку.

Киев времен Городецкого

Портрет Городецкого, которого иногда называют «киевским Гауди»

Лешек Владислав Городецкий — поляк по происхождению, родившийся в 1863 году в Подольской губернии Российской империи, ныне — Винницкая область Украины. Получив образование в одесском реальном училище и закончив императорскую академию искусств в Петербурге, приехал в Киев в 1890 году и осел здесь на плодотворные 30 лет , оставив ярчайший след в истории архитектуры города.

Рубеж веков в истории Киева ознаменовался экономическим подъемом и, как следствие, началась “строительная лихорадка” — возводились гостиницы, банки, строились учебные заведения, библиотеки и читальные залы, театры, фабрики и заводы, а особенно массово начали возводить многоэтажные доходные дома.

Прогуляйтесь центральными улицами города — Крещатик, Городецкого, Большая Житомирская, Прорезная, Институтская и многие другие — они до сих пор сохранили разнообразие архитектурных находок строителей города того времени. Здесь, как и в начале прошлого века, сдаются квартиры, обустраиваются офисы, пестреют вывески магазинов.

Уже через несколько лет своего пребывания в Киеве, архитектор, художник, ювелир, предприниматель и охотник Городецкий получает статус главного архитектора города. Он умело прибегает к архитектурным стилям разных эпох и одним из первых начинает использовать в своей инженерной практике новый строительный материал — железобетон .

За свою многолетнюю карьеру Владислав Городецкий построил в Киеве и в целом по Украине более 30 сооружений — фабрики, заводы, религиозные сооружения, мавзолеи, музей, больницу и другие. К сожалению, некоторые из его творений до наших дней не дошли. Мы же прогуляемся сегодня по сохранившимся “визитным карточкам” нашей столицы — 3 самых популярных сооружения архитектора Городецкого.

Национальный художественный музей Украины, или “музей со львами”


Здание Национального художественного музея сегодня

Многие постройки архитектора Городецкого были выполнены в стиле историзм . Таким было и здание Музея древности и искусств (официальное название — Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича, ныне Национальный художественный музей Украины). Это был первый музей Киева, построенный при содействии интеллигенции и промышленной элиты города — Ханенко, Терещенко, Хвойки и других известных меценатов, которые не только финансировали строительство здания, но и подарили новому музею первые коллекции предметов искусства. Официальное открытие музея состоялось 23 декабря 1904 года .

Здание построено в неоклассическом стиле, в нем ясно видны элементы античного храма с дорическими колоннами и портиком, скульптурные композиции выполнил известный итальянский скульптор Элио Саля . Это первая совместная работа двух мастеров, положившая начало созданию серии самых известных зданий нашей столицы. Для Музея древностей и искусств итальянец выполнил композицию фронтона здания, двух львов у лестницы парадного входа и грифонов по бокам здания.

Фонды музея содержат шедевры украинской и мировой живописи, крупное собрание украинских икон, скульптуры и графики, охватывают период от времен Киевской Руси до современности. В музее часто проходят выставки современного искусства.

Адрес: Киев, ул. Грушевского, 6

Караимская кенасса


В январе 1902 года в Киеве была освящена Караимская кенасса , построенная Городецким при содействии караимского мецената и табачного фабриканта Соломона Когена , фабрики которого “окуривали” весь Киев. Со времени своего появления в Киеве караимская община вынуждена была снимать дом для молитв. Соломон Аронович, будучи одним из самых богатых киевлян, имел возможности исправить это положение.

Сооружение было построено в мавританском стиле и напоминает элементы дворцового комплекса Альгамбра с резными каменными стенами в виде арабесок. Купол кенассы, оцинкованный железом и увенчанный шпилем, не сохранился до наших дней, однако мы и теперь можем любоваться великолепной лепниной, выполненной уже известным нам скульптором Элио Салем с использованием дорогого и нового для тех времен материала — цемента .

Сейчас в здании находится Дом Актера , куда вы можете сходить на концерт камерной музыки или посмотреть театральное представление. Репертуар на ближайший месяц вы можете найти по ссылке http://actorhall.com.ua/

Адрес: Киев, ул. Ярославов Вал, 7

Костел Святого Николая

Отдаляясь от центра по Большой Васильковской, вы непременно остановитесь возле неоготического сооружения, устремляющегося вверх своими острыми башнями. Это римско-католический собор Святого Николая , построенный Городецким в 1909 году. К этому времени старый Александровский костел в Киеве уже не мог вместить всех прихожан, потому было принято решение о строительстве нового костела в память пребывания в Киеве царя Николая II .

В конкурсе проектов победил молодой архитектор С.Воловский , предложивший постройку в стиле средневековой европейской готики. Руководство проектом взял на себя опытный мастер своего дела В. Городецкий, значительно изменивший первоначальный проект. Для доработки проекта архитектор совершил путешествие в Вену , в результате чего прообразом многих элементов киевского костела стал Вотивкирхе — храм середины 19 века, расположенный возле Венского университета.


Глядя на Костел святого Николая архитектора Городецкого, можно вообразить, что находишься в Вене

В постройке киевского костела Городецкий впервые использовал закладку фундамента на бетонных сваях (в виду того, что грунт был неустойчив из-за протекающей там речки Лыбедь ), в конструкции использовался железобетон. Храм богато украшен лепниной, имеет традиционное круглое окно-розетку. Скульптурные работы были выполнены в мастерских Э.Саля . К огромному сожалению, росписи и витражи храма не сохранились. В центре главного портала расположена Богоматерь с Младенцем, над розеткой — фигура Христа-Спасителя, у его ног Богоматерь, Мария Магдалина и Иоанн, еще выше — скульптура архистратига Михаила, поднявшего меч во знаменование убийства крылатого дракона. Слева и справа от входа в храм — фигуры Святого Петра и Святого Николая. Обратите внимание также на интересные скульптурные композиции боковых порталов и богатый цветочный орнамент костела.

Сейчас в здании костела помимо богослужений проводятся концерты органной музыки . Орган современный, был специально для костела изготовлен фирмой «Rieger-Kloss» , Чехословакия, в 1980 году. Познакомиться с репертуаром Национального дома органной и камерной музыки Украины можно на сайте http://www.organhall.kiev.ua/

Адрес: Киев, ул. Большая Васильковская, 77

О других зданиях, построенных творцом современного облика нашей столицы Владиславом Городецким, мы обязательно напишем в будущем. В заключение лишь добавим, что в 1920-м году в связи с революцией Городецкий вынужден был покинуть Киев, обосновавшись сначала в Польше, потом в Иране, которым подарил также ряд замечательных архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней.

Три киевских шедевра архитектора Городецкого обновлено: Май 7, 2015 автором: Id-UA

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х — 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» — так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Интерьеры «Дома с химерами»

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго — на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь — Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже — за 420 рублей в год, трехкомнатная — за 540, 6-комнатная на втором этаже — за 1 200, 8-комнатная на третьем — за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом — за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом — за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

По первоначальному проекту дом имел две шатровые крыши и обходился без скульптурного декорирования. Решение обильно украсить фасад пришло, когда в 1901 году ударил строительный кризис, и спрос на недвижимость резко упал. Многочисленные скульптуры из бетона должны были выделить дом среди ряда новостроек и привлечь жильцов, а также загрузить мощности завода «Фор» — напомним, Городецкий владел его акциями.

Скульптор Элио Саль не поставил на «Дом с химерами» ни единой фигуры химеры. Зато там есть олени, антилопы, слоны, питон, носороги, крокодил, карпы, жабы, пантера, орел и варан. Рекламный ход, выданный за художественный прием, современники не оценили. «Отвратительное уродство», «наглое творение», «неудачное наследие средневековых готических зданий», — писали киевские газеты.

Тем более оценить здание не могли советские критики. «Яркий образец претенциозного декаданса, упадка буржуазных вкусов», «чрезмерно экстравагантный особняк, перегруженный фантастическими скульптурными изображениями», — писали они спустя 30-40 лет.

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году — опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты — участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

Жертвой увлечения Городецкого стали 104 животных, включая льва, крокодила и двух носорогов, а также его особняк.

На устроенном кредиторами аукционе дом выкупил сотрудник французского консульства. Потом — Первая мировая, революция, национализация. В советское время в доме жили актеры соседнего Театра имени Франко и размещалась поликлиника для руководства ЦК КП(б)У. После реконструкции 2003 года, когда по чертежам и рисункам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах, «Дом с химерами» стал использоваться для протокольных мероприятий президента Украины.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(Все фото, кроме подписанных иначе, — Валентин Бо)

Слева — единственное дошедшее до нашего времени фото Владислава Городецкого. Справа — памятник Городецкому в киевском Пассаже. Фото Сергея Супинского / AFP / East News

, Иран

Владисла́в Владисла́вович Городе́цкий (настоящее имя - Лешек Дезидерий Владислав Городе́цкий , польск. Leszek Władysław Horodecki ; 23 мая [4 июня ] -3 января ) - архитектор , работавший преимущественно в Киеве , после эмиграции в 1920 году - в Тегеране .

Биография

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге . В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Городской музей древностей и искусств по проекту П. С. Бойцова (Киев, улица Михаила Грушевского , 6) . Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своём роде.
  • 1898 - зрительный зал театра Соловцова , Киев, площадь И. Франко, 3. Оформленный в стиле рококо , по своему удобству этот театральный зал в начале XX века был признан одним из лучших в Европе.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая , Киев , ул. Большая Васильковская , 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера , Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Большая Васильковская , 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн , Киев, ул. Банковая , 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .

Память

Именем Городецкого в Киеве названа улица , ведущая от площади Независимости к дому с химерами, бывшая Николаевская, в советское время - Карла Маркса.

Напишите отзыв о статье "Городецкий, Владислав Владиславович"

Примечания

Литература

  • Малаков, Дмитро. Архітектор Городецький . Киев: Кий, 1999.
  • A. Macлюкoв М. Ганцева «Киев в стиле модерн»

Ссылки

  • Алексей Браславец; Дмитрий Шленский. . Проверено 4 октября 2010. .

Отрывок, характеризующий Городецкий, Владислав Владиславович

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.
– Mais ecoutez moi, au nom de Dieu. [Но выслушайте меня, ради бога.]
– Epousez moi, et je serai votre esclave. [Женитесь на мне, и я буду вашею рабою.]
– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.