Виды гобеленов. Гобелен: каковы состав и свойства такой ткани, где используется этот материал и как за ним ухаживать? Ткань гобелен: плюсы и минусы

Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.

Историческая часть

История гобелена

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

Гобелен представляет собой ткань, выполненную перекрестным переплетением нитей с одномоментным созданием сюжетной или орнаментальной композиции. Это довольно добротный материал, который из-за своей двух- или трехслойной структуры кажется несколько тяжеловатым. Переплетенное особым способом большое количество разноцветных нитей порождает изумительные картины, впечатляющие тончайшими цветовыми нюансами.

История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках стало все больше расширять свои горизонты. Известное нашим современникам название материал получил в 17 веке, когда братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.

Со времен возникновения гобеленового искусства менялись только внешний вид и конструкция ткацких станков, сама же технология производства материала осталась прежней. При современном процессе изготовления декоративной ткани используется технически более совершенное оборудование.

В производство гобеленов, отличающихся сложным многоцветным рисунком, применяется метод жаккардового плетения. Оптимальный цветовой эффект достигается за счет переплетения нескольких основ разнообразных оттенков и стандартного утка, где первый тип нитей выполняет решающую роль в создании сюжетной композиции. Применение различной по толщине пряжи способствует структурности узора.

Для изготовления гобелена используются как натуральные, так и синтетические волокна:

  • шерсть;
  • шелк;
  • хлопок;
  • акрил
  • полиэстер;
  • вискоза.

Свойства гобелена

Плотность

Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:

  • прочность;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • сминаемость.

Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.

Сминаемость

Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.

Цветоустойчивость

Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.

Усадка и растяжение

При правильном уходе гобелен никаким образом не деформируется – не тянется и не садится.

Разновидности ткани

В зависимости от структуры гобелен может быть:

  • однослойный;
  • двухслойный.

Плотность определяется вес ткани, в зависимости от чего она делится на следующие разновидности:

  • легкая;
  • тяжелая;
  • среднетяжелая.

По способу воплощения дизайнерских и цветовых решений гобелен бывает:

  • с крупными орнаментами;
  • с мелким рисунком;
  • с напоминающими вышивку узорами;
  • меланжевый;
  • гладкокрашенный.

Метод переплетения основы и утка влияет на то, что гобеленовая ткань определяется как:

  • односторонняя;
  • двусторонняя.

Область применения

Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:

  • производство кресел, диванов и прочих видов мягкой мебели;
  • изготовление интерьерных аксессуаров (шторы, покрывала, подушки, картины, ковры, декоративные панно);
  • пошив одежды.

Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.

Плюсы и минусы гобеленовой ткани

Универсальность применения гобелена обусловлена целым рядом его достоинств. В одном из любимых материалов декораторов удобно сочетаются следующие качества:

  • многообразие оттенков и цветоустойчивость;
  • красота узоров и прочность;
  • уникальная фактурность и долговечность;
  • внешняя привлекательность и практичность;
  • высокие тактильные свойства и функциональность.

Не лишен гобелен и некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • тяжеловесность определенных видов ткани;
  • жесткость, из-за которой материал практически не поддается драпировке.

Кроме того, гобелен нежелательно стирать в домашних условиях, а также гладить или поддавать другим способам ВТО. Все это не следует делать, чтобы не допустить возникновение на ткани складок или заломов.

Как уже сказано выше, гобелен лучше не стирать и не гладить. Несмотря на высокую степень практичности материала, уход ему все-таки нужен. Для его очистки можно воспользоваться пылесосом или мягкой щеткой. Если же появились пятна, которые нужно экстренно вывести, следует обратиться к услугам специалистов.

Если предполагается размещать изделия из гобелена на длительное хранение, для этого следует выбрать хорошо проветриваемое место. Чтобы на материале не случилось складок и заломов, следует намотать его лицевой стороной, например, на дренажную трубу как можно большего диаметра.

Если в доме есть кошка – большая любительница точить когти о плотную поверхность, при размещении изделий из гобелена в интерьере нужно учесть и этот факт.

Отзывы покупателей

В целом гобелен вызывает у владельцев изделий, изготовленных из него, только положительные эмоции. Они отмечают особый стиль и выразительность внешней составляющей такой продукции. Изысканная красота ткани, отличающейся множественными переплетениями складывающихся в рисунки цветных нитей, не остается без внимания ценителей старинного искусства.

При всем наличии преимуществ, отзывы покупателей затрагивают и некоторые недостатки гобелена. Особенно, что касается правил ухода за изделиями из него. В то же время им сразу приходят на ум мысли о возможности прибегнуть к услугам химчистки.

Фотогалерея

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Gobelin (по-французски) - это декоративная шпалера, то есть ковер без ворса, тканая картина. На гобеленах изображали витиеватые орнаменты, библейские и античные сюжеты. Все произведения выполняли вручную, и стоили они очень дорого.

Тканое полотно и рисунок создавались одновременно переплетением вертикальных нитей основы и горизонтальных – утка. Гобелены изготавливали из натуральной шерсти, украшали полотно золотом и серебром. Шпалеры создавали целыми комплектами, сюжетно связанными сериями.

Изготовление гобеленов – это декоративно-прикладное искусство. Машинная гобеленовая ткань воспринимается в настоящее время как материал для изготовления мебели и называется жаккардовым плетением.

История гобелена: узор, вплетенный в века

История этого вида искусства очень длинная и сложная. В гробницах египетских царей археологи находили предметы одежды, выполненные в технике «гобелен» - перчатки, платье. Древние греки и римляне также украшали свои дома ткаными полотнами с мифологическими сюжетами. Процессы узорного ткачества нашли отражение в «Одиссее» Гомера и в «Метаморфозах» Овидия. Подобные произведения искусства создавались даже в Америке до того, как она была открыта Колумбом. В VII веке перуанские мастера ткали роскошные погребальные саваны.


Гобелены - произведения искусства

Гобелены изготавливали в Китае (там шпалеры называли словом «кэсы») и в Японии. Во времена Крестовых походов тамплиеры завезли экзотические гладкие ковры с невиданными узорами. Гобелены стали изготавливать во Франции, Германии и Фландрии. В то время в распоряжении мастеров было всего лишь шесть цветов, но они создавали полотна удивительной красоты, с необычайной художественной выразительностью.

Гобеленовое ткачество развивалось во времена Возрождения, Барокко и Рококо. При Петре I открылась первая в России шпалерная мануфактура – мастера в ней были только французы. Чтобы русский ученик смог превратиться в подмастерье, требовалось учиться 12 лет.

Гобелен в литературе

Гобелены упоминаются в исторических романах, в художественных произведениях как богатая, часто сделанная вручную ткань. Вот и в павильоне, который построен для торжественной передачи Марии Антуанетты французскому дофину, стены украшены этой тканью.

«Ценнейшие гобелены архиепископского дворца скрывают наскоро возведенные деревянные стены, университет Страсбурга дал балдахин,богатые страссбургские горожане прекрасно обставили павильон,» - пишет Стефан Цвейг. Правда, неудачно выбран сюжет: миф о Ясоне и Медее. Иоганн Вольфганг Гете, бывший при этом событии, это заметил: гобелены будто предсказывают трагическую развязку этой свадьбы.


Гобеленовая ткань в современности: изготовление и применение

В 1804 году француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей. Теперь можно было избежать кропотливого ручного труда и создавать полотна быстрее.


Станок Жаккарда

В XIX веке развивается машинное ткачество – появляются новые ткани, переплетения, волокна, способы окрашивания. Гобелены, изготовленные традиционными способами, становятся недостижимым предметом роскоши – ручной труд очень дорог. Теперь шпалеры стали изготавливать машины – полотна стали тоньше и намного дешевле, а, значит, доступнее.

В настоящее время изобретены способы промышленного изготовления гобеленовой ткани. Полотна, выполненные в этой технике, теперь украшают не только стены дворцов и замков. При помощи гобеленовой техники ткачества производят:

  • для кресел, диванов, пуфов, стульев;
  • декоративные подушки и валики;
  • шторы (портьеры, гардины);
  • покрывала;
  • декоративные панно;
  • сумки, косметички, пояса.

Существует несколько техник производства шпалер:

  • на специальную раму натягивают нити основы и прокладывают уточные нити, образуя ткань и рисунок одновременно;
  • также ткут гобеленовую ткань на станках, переплетая нити перекрестно;
  • шпалеры создают при помощи машин, соблюдая традиции ручного ткачества.

Получается сложный рельефный орнамент, который также называют жаккардовым плетением в честь создателя ткацкого станка для узорных тканей. Готовое полотно выходит прочным и плотным, потому что используется большое количество нитей.

Характеристика материала

Гобеленовые ткани требовательны к качеству нитей утка и основы. Уток должен быть мягким и эластичным, а основа – прочной. Самые плотные и толстые варианты ткани выглядят наиболее роскошно из-за сложного переплетения нитей. Материалы, подходящие для изготовления ткани:

  • натуральная шерсть (традиционно используется овечья) – это прочные волокна, которые легко окрашиваются;
  • и – натуральные растительные нити, облегчающие вес материи;
  • шелк – волокна из коконов бабочки шелкопряда, нить оттеняет шерсть и хлопок, придает полотну нарядность;
  • синтетические волокна;
  • золотые и серебряные нити, или люрекс (металлизированные декоративные нити).

Достоинства ткани:

  • износостойкость, формоустойчивость и высокая плотность;
  • простота в уходе;
  • многообразие текстур, расцветок, орнаментов, сюжетов;
  • широкое применение;
  • цветоустойчивость;
  • антистатические свойства – ткань не собирает пыль.

Недостатки:

  • тяжесть и жесткость, что не позволяет использовать гобелены для создания одежды;
  • домашняя стирка противопоказана;
  • также нежелательно гобелены гладить – волокна могут образовывать заломы и загибаться.

Несмотря на недостатки, гобелен – это востребованная мебельная ткань. Выпускают материю с классическим дизайном – растительные и цветочные орнаменты, ориентальные (восточные) узоры, а также современные рисунки – карты, геометрические изображения.

Уход за гобеленовой тканью


Современные ткани пропитывают специальными защитными растворами. Мебельную обивку и аксессуары стараются чистить сухими методами, потому что вода и растворители только распространяют загрязнения по материи.

Синтетически окрашенные изделия, которые могут линять, или прихотливые шелковые и шерстяные гобелены очищают тампонами из ваты или даже кистями.

Допускается отдавать гобеленовые ткани в химчистку. При самостоятельной стирке в домашних условиях ткань может полинять, сесть или деформироваться. Гобелены берегут от влаги (воду следует тут же промокнуть впитывающей гигроскопичной тканью) и от постоянного воздействия прямых солнечных лучей.

Гобеленовые ткани – это плотный, тяжелый, богатый материал, который выглядит очень привлекательно и сложно. Шпалеры украшают интерьер, из них выполняют различные аксессуары, дополняющие одежду. Современные обработанные гобелены прекрасно защищены от грязи, но все же требуют деликатного ухода и внимательного отношения, для того чтобы можно было сохранить их красоту надолго.

Использование гобеленовой ткани в декоре помещения придает интерьеру стилизованную, аристократическую атмосферу, роскошь.