Тема урока — исследования : «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».
Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
Оборудование урока:
текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,
портрет А.М. Горького; иллюстрации, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.
Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.
Л.Н. Толстой “Детство”
И.А. Бунин “Цифры”
В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”
В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.
В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.
2 .Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)
«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»
Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.
3 .Словарная работа .
Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.
Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.
Конфликт — это схватка между персонажами художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами.
Пороки — 1) безнравственные черты характера 2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
Кластер — элементы со схожими характеристиками, собранные в одну группу.
4.Проверка на знание текста. В викторину можно включить такие вопросы и задания: Кто и по какому поводу кричал: «По миру пущу!..»? Как вы понимаете это выражение? На кого смотрел дедушка искоса и говорил: «Экой подхалим!»? Кто произносил следующие слова: «Отдай им все, отец, — спокойней тебе будет, отдай!»? О ком идет речь «Схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгая, кричал – чье дело, басурмане»? О ком идет речь «Мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать»? Кто, страшно визжа, тонко и противно кричал: «Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть…»? Перечислите домочадцев семьи Кашириных.
5 . Анализ повести А.М. Горького “Детство”.
А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.
К акие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?
Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?
Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?
Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.
Р асскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Каширины х (Ссора дядьев с дедом) . Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта . На что обращает внимание читателя автор?
Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, показывает, как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.
История с наперстком.
Порка детей.
Донос Саши на Алешу.
Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.
Отношение к женщинам и детям?
Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности — с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным сын дяди Михаила.
Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)
Что же ожесточило деда?
На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака, испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям. Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда.(Желательно зачитать отдельные строки из тринадцатой главы , рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки человеческого облика.)
Отношение к Цыганку?
Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени» ?
В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».
Как Алеша относитс я к уличным забавам мальчишек?
Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства ж естокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.
Жизнь «неумного племени»
(Раздел имущества)
«Горячий туман взаимной вражды всех со всеми»
(Драка между дядьями, ссора деда с сыновьями)
«Душный круг жутких впечатлений»
(Порка детей, история с наперстком)
Отсутствие бережного отношения к человеку
(История с Цыганком)
Жестокость уличных забав
«В семье Кашириных Алеша чувствовал себя чужим»
«Свинцовые мерзости» жизни
Мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни , которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.
А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?
Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.
Что по этому поводу думаете вы?
Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?
Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.
П рогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
Что в его характере для этого есть?
В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.
6. Готовимся к ГИА по литературе
Ссора дядьев с дедом .
Охарактеризуйте сущность конфликта, возникшего в данном эпизоде. Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей?
Типичные сцены каширинской жизни.
Семейная драка из-за собственности.
Звероподобный облик дерущихся братьев.
Одержимы духом стяжательства (страсть к приобретательству, жадность к деньгам).
Характеристика каждого из участников ссоры.
Домашнее задание:
Ответ на поставленный вопрос.
Прокомментировать кластер.
Свинцовые мерзости
Свинцовые мерзости
Из автобиографической повести (гл. 2) «Детство» (1913-1914) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936), который так назвал «тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек».
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Свинцовые мерзости" в других словарях:
Сущ., кол во синонимов: 1 неприглядные стороны жизни (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /i> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438 …
Свинцовые мерзости. Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /i> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438. Мерзость запустения. Книжн. Неодобр. Полное разорение, опустошение, разложение, грязь. БМС 1998, 372 … Большой словарь русских поговорок
Максим (1868) псевдоним современного русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Р. в мещанской семье нижегородского обойщика. Четырех лет от роду потерял отца. «Семи лет (читаем мы в автобиографии Г.) меня отдали в школу, где я учился пять… … Литературная энциклопедия
- «МАТЬ», СССР Италия, ЧИНЕФИН ЛТД. (Италия)/МОСФИЛЬМ, 1990, цв., 200 мин. Драма. По мотивам одноименного романа М.Горького. Весть о том, что после «Вассы» Глеб Панфилов приступает к экранизации горьковской «Матери», была воспринята нашей… … Энциклопедия кино
Сущ., кол во синонимов: 1 свинцовые мерзости (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Нижний Новгород - древний рус. город, ныне 3 й по величине в России. Расположен на правом бер. Волги при устье Оки, к рой делится на древнюю нагорную часть по правому ее берегу, и заречную. Осн. в 1221 вел. кн. владимирским Юрием Всеволодовичем. Известно, что еще… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ГОРЬКИЙ - Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца… … Православная энциклопедия
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».
Данный материал полезен учащимся
- 8 класса (в процессе изучения темы - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
- 9 класса (для подготовки к ГИА)
- 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)
В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал - предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.
Прочитайте теорию.
ТЕОРИЯ
1.Обстоятельство - второстепенный член предложения, который
· обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.
· выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.
2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.
3. Различайте!
Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженный одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте фрагменты из художественных произведений.
Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.
Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.
Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.
Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.М.Горького «Детство».
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»
Алёша Пешков - центральный герой повести.
Василий Васильевич Каширин - дед Алёши Пешкова, владелец красильной мастерской
Акулина Ивановна - бабушка Алёши Пешкова.
Варвара - мать Алёши Пешкова.
Дядья Михаил и Яков, тётка Наталья
Двоюродные братья Алёши: Саша дяди Якова и Саша дяди Михаила
Григорий Иванович - мастер в красильном заведении деда Каширина.
Иван Цыганок - подкидыш, работник в мастерской деда Каширина.
Хорошее Дело - постоялец.
Постоялец - жилец, квартирант. Квартировать - занимать жильё в чужом доме, квартире.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глава 1
У могилы - я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает тёплый дождь, мелкий, как бисер.
- Зарывай,- СКАЗАЛ будочник, ОТХОДЯ прочь.
Бабушка ЗАПЛАКАЛА, СПРЯТАВ лицо в конец головного платка.
ПРИМОСТИВШИСЬ на узлах и сундуках
, я СМОТРЮ в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льётся мутная, пенная вода. Порою она, ВСКИДЫВАЯСЬ,
ЛИЖЕТ стекло. Я невольно прыгаю на пол.
- Не бойся,- ГОВОРИТ бабушка и, легко ПРИПОДНЯВ меня мягкими руками
, снова ставит на узлы.
Над нами загудело, завыло. Я уже знал, что это - пароход, и не испугался, а матрос торопливо опустил меня на пол и БРОСИЛСЯ вон, ГОВОРЯ
:
- Надо бежать!
И мне тоже захотелось убежать. Я вышел за дверь. В полутёмной узкой щели было пусто. Недалеко от двери блестела медь на ступенях лестницы. ВЗГЛЯНУВ наверх
, я УВИДАЛ людей с котомками и узлами в руках. Было ясно, что все уходят с парохода,- значит и мне нужно уходить.
ГОВОРИЛА она [бабушка], как-то особенно ВЫПЕВАЯ слова , и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ невыразимо приятным светом , улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая, такая же, как этот ласковый зверь.
До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру ОБОГАТИЛА меня, НАСЫТИВ крепкой силой для трудной жизни.
Сорок лет назад пароходы плавали медленно; мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.
Установилась хорошая погода; с утра до вечера я с бабушкой на палубе… НЕ ТОРОПЯСЬ, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде
, ТЯНЕТСЯ вверх по течению светло-рыжий пароход, с баржой на длинном буксире… Незаметно плывёт над Волгой солнце; каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы - как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и сёла, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывёт по воде.
Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно ГОВОРИТ бабушка, ПЕРЕХОДЯ от борта к борту
, и вся сияет, а глаза у неё радостно расширены.
Часто она, ЗАГЛЯДЕВШИСЬ на берег
, ЗАБЫВАЛА обо мне: стоит у борта, СЛОЖИВ руки на груди
, УЛЫБАЕТСЯ и МОЛЧИТ, а на глазах слёзы. Я дёргаю её за тёмную, с набойкой цветами, юбку.
- Ась? - встрепенётся она. - А я будто задремала да сон вижу.
- А о чём плачешь?
- Это, милый, от радости да от старости,- ГОВОРИТ она, УЛЫБАЯСЬ. - Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.
И… начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.
Сказки она СКАЗЫВАЕТ тихо, таинственно, НАКЛОНЯСЬ к моему лицу, ЗАГЛЯДЫВАЯ в глаза мне расширенными зрачками
, точно ВЛИВАЯ в сердце моё силу
, приподнимающую меня. Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать её невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:
- Ещё!
Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. ДЁРГАЯ за руку
, она ТОЛКАЛА меня к борту и кричала:
- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!
Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро, а она, ГЛЯДЯ на него сверху вниз , точно по воздуху ПЛЫЛА.
Глава 2
Теперь, ОЖИВЛЯЯ прошлое,
я сам порою с трудом ВЕРЮ, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь "неумного племени".
Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - да и по сей день живёт - простой русский человек.
Уже вскоре после приезда, в кухне, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, ПЕРЕГИБАЯСЬ через стол
, СТАЛИ ВЫТЬ и РЫЧАТЬ на дедушку, жалобно СКАЛЯ зубы и ВСТРЯХИВАЯСЬ
, как собаки, а дед, СТУЧА ложкой по столу
, ПОКРАСНЕЛ весь и звонко - петухом - закричал:
- По миру пущу!
Болезненно ИСКРИВИВ лицо
, бабушка ГОВОРИЛА:
- Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!
- Цыц, потатчица! - КРИЧАЛ дед, СВЕРКАЯ глазами
, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно.
Я еще в начале ссоры, ИСПУГАВШИСЬ
, ВСКОЧИЛ на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжёлым голосом:
- Окаянные, дикое племя, опомнитесь!
Дед, НАТЯГИВАЯ на плечо изорванную рубаху
, КРИЧАЛ ей:
- Что, ведьма, народила зверья?
Когда дядя Яков ушел, бабушка СУНУЛАСЬ в угол, потрясающе ВОЯ
:
- Пресвятая мати божия, верни разум детям моим!
Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы. Все другие дети были старше и уже учились грамоте у дьячка Успенской церкви; золотые главы её были видны из окон дома.
Меня учила тихонькая, пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади её головы.
Я любил СМОТРЕТЬ в глаза ей подолгу, НЕ ОТРЫВАЯСЬ, НЕ МИГАЯ
; она щурилась, вертела головою и просила тихонько, почти шёпотом:
- Ну, говори, пожалуйста: "Отче наш, иже еси..."
И если я спрашивал: "Что такое - яко же?" - она, пугливо ОГЛЯНУВШИСЬ
, СОВЕТОВАЛА:
- Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: "Отче наш..." Ну?
Шумную историю с напёрстком я знал. Вечером, от чая до ужина, дядья и мастер сшивали куски окрашенной материи в одну "штуку" и пристёгивали к ней картонные ярлыки. ЖЕЛАЯ пошутить над полуслепым Григорием
, дядя Михаил ВЕЛЕЛ девятилетнему племяннику НАКАЛИТЬ на огне свечи напёрсток мастера. Саша зажал напёрсток щипцами для снимания нагара со свеч, сильно накалил его И, незаметно ПОДЛОЖИВ под руку Григория,
СПРЯТАЛСЯ за печку, но как раз в этот момент пришёл дедушка, сел за работу и сам сунул палец в калёный напёрсток.
Помню, когда я прибежал в кухню на шум, дед, СХВАТИВШИСЬ за ухо обожженными пальцами
, смешно ПРЫГАЛ и КРИЧАЛ:
- Чьё дело, басурмане?
Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, Саша Яковов ГОВОРИЛ торопливо, тихо, ЗАХЛЁБЫВАЯСЬ словами , и всегда таинственно ОГЛЯДЫВАЛСЯ, точно СОБИРАЯСЬ бежать куда-то, спрятаться… Он был неприятен мне. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов, мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать.
С ним хорошо было МОЛЧАТЬ-СИДЕТЬ у окна, тесно ПРИЖАВШИСЬ к нему , и МОЛЧАТЬ целый час, ГЛЯДЯ , как в красном вечернем небе вокруг золотых луковиц Успенского храма вьются - мечутся черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и, вдруг ПОКРЫВ угасающее небо черною сетью , ИСЧЕЗАЮТ куда-то, ОСТАВИВ за собой пустоту . Когда смотришь на это, говорить ни о чем не хочется и приятная скука наполняет грудь.
А Саша дяди Якова мог обо всём говорить много и солидно, как взрослый. УЗНАВ
, что я желаю заняться ремеслом красильщика, он ПОСОВЕТОВАЛ мне взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить её в синий цвет.
- Белое всегда легче красить, уж я знаю! - сказал он очень серьёзно.
Я вытащил тяжёлую скатерть, выбежал с нею во двор, но когда опустил край её в чан с "кубовой", на меня налетел откуда-то Цыганок, вырвал скатерть и, ОТЖИМАЯ её широкими лапами
, КРИКНУЛ брату, следившему из сеней за моей работой:
- Зови бабушку скорее!
И, зловеще КАЧАЯ чёрной, лохматой головой
, СКАЗАЛ мне:
- Ну и попадет же тебе за это!
Как-то вдруг, точно с потолка СПРЫГНУВ
, ЯВИЛСЯ дедушка, сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лёд, рукою:
- Здравствуй, сударь... Да ты ответь, не сердись!.. Ну, что ли?..
Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться. Он казался еще более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. ВЫНУВ из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма
, он ПОЛОЖИЛ всё это на подушку, к носу моему.
- Вот, видишь, я тебе гостинца принес!
НАГНУВШИСЬ
, ПОЦЕЛОВАЛ меня в лоб; потом заговорил…
- Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел - взачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет - это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олёша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел - плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошёл до своего места, - старшиной цеховым сделан, начальник людям.
ПРИВАЛИВШИСЬ ко мне сухим, складным телом
, он СТАЛ РАССКАЗЫВАТЬ о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко
.
Его зеленые глаза ярко разгорелись, и, весело ОЩЕТИНИВШИСЬ золотым волосом , СГУСТИВ высокий свой голос , он ТРУБИЛ в лицо мне:
Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в молодости сам своей силой супротив Волги баржи тянул. Баржа - по воде, я по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, СОГНУВШИСЬ в три погибели , - косточки скрипят, - ИДЁШЬ да ИДЁШЬ, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, - эх-ма, Олеша, помалкивай!..
Говорил он и - быстро, как облако, РОС передо мною, ПРЕВРАЩАЯСЬ из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной , - он один ведет против реки огромную серую баржу...
Чаще других бывала у меня бабушка; она и спала на одной кровати со мной; но самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок…
Ты глянь-ка, - СКАЗАЛ он, ПРИПОДНЯВ рукав, ПОКАЗЫВАЯ мне голую руку , до локтя в красных рубцах, - вон как разнесло! Да ещё хуже было, зажило много!
Чуешь ли: как вошёл дед в ярость, и вижу, запорет он тебя, так начал я руку эту подставлять, ждал - переломится прут, дедушка-то отойдет за другим, а тебя и утащат бабаня али мать! Ну, прут не переломился, гибок, моченый! А все-таки тебе меньше попало,- видишь, насколько? Я, брат, жуликоватый!..
Он ЗАСМЕЯЛСЯ шелковым, ласковым смехом, снова РАЗГЛЯДЫВАЯ вспухшую руку, и, смеясь , ГОВОРИЛ:
Так жаль стало мне тебя, аж горло перехватывает, чую! Беда! А он хлещет...
ФЫРКАЯ по-лошадиному, МОТАЯ головой , он СТАЛ ГОВОРИТЬ что-то про деда, сразу близкий мне, детски простой.
Я сказал ему, что очень люблю его, - он незабвенно просто ответил:
Так ведь и я тебя тоже люблю, - за то и боль принял, за любовь! Али я стал бы за другого за кого? Наплевать мне...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
продолжение следует