Сюжетный план рассказа после бала. Нужен план рассказа " после бала " Л.Н.Толстой

Инструкция

Произведение относится к последнему периоду творчества писателя, и на этот факт следует обратить внимание школьников, приступая к изучению рассказа. Перед чтением текста познакомьте учащихся с основными фактами биографии Л.Н. Толстого, сведениями о его личности и о последних годах жизни великого русского классика.

История создания произведения многое раскрывает в авторском замысле. Подводя итог начальному этапу урока, поставьте перед учащимися вопрос: «Почему писатель, находясь в преклонном возрасте, обратился к воспоминаниям своей молодости?» Обратите внимание школьников на то, что история несостоявшейся женитьбы главного героя случилась с братом писателя – Сергеем Николаевичем.

Проведите комментированное чтение рассказа. После ознакомления с текстом предложите учащимся систему вопросов, направленных на выявление умения школьников правильно понимать сюжет художественного произведения.
Почему рассказ называется «После бала»?
Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
Почему бал выглядит для него «чудесным»?
Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
Что рассказчик ?
Почему так подробно описана сцена экзекуции?
Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на ?

Предложите школьникам подобрать цитатный материал, подводящий к выявлению проблемы рассказа. Этот материал должен соответствовать основным микротемам произведения: «прекрасное чувство» героя к дочери полковника, портреты Вареньки и ее отца, обстановка на балу, состояние рассказчика после бала, унылый пейзаж утра, страшная картина экзекуции, поведение полковника на плацу, описание чувства, охватившего Ивана Васильевича после увиденного.

Познакомьте учащихся с понятием антитезы. Предложите им, обратившись к художественному материалу, найти сцены, в которых Толстой использует прием противопоставления. Обратите внимание школьников на то, что контрастности автор достигает средствами языка, которые следует выписать в тетрадь. Итогом этой работы должно стать заключение о том, что прием контраста помогает сорвать маску добродушия с лица полковника и выявить его подлинную сущность.

Итоговый этап работы над анализом рассказа «После бала» должен привести к главным выводам, формулировки которых учащиеся записывают в тетрадь. Связаны эти выводы прежде всего с образом Ивана Васильевича – повествователя.
Рассказчик – добрый и человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
«Любовь на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
Он не пошел служить в , как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.

План

1. Вступление

2. Восторг

3. Смятение

4. Заключение

Рассказ "После бала" описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя - Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.

Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся - Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.

Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с "елисаветинским бюстом", лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.

Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы "Ребятушки, помилосердствуйте" и гневное "Я тебе помажу"занимают мысли Петра.

Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.

"После бала" заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.

Рассказ “После бала” небольшой, но рассказано в нем много, особенно о том как поражает главного героя резкая метаморфоза Ивана Васильевича.

План составить можно такой:

  1. Иван Васильевич разговаривает со своими друзьями и гостями.
  2. Главный герой описывает прекрасную и юную Вареньку, которой был очарован с первых минут.
  3. Иван Васильевич танцует с Варенькой, потом она танцует с отцом полковником.
  4. Герой возвращается домой, но после танцев с Варенькой он не может уснуть, он мечтает о встрече.
  5. Рассказчик решает прогуляться, чтобы немного охладить свои чувства.
  6. На улице он видит страшную картину, бравый отец полковник приказывает высечь солдата.
  7. После этой жестокой сцены, чувства героя постепенно сходят на нет.

Давайте составим небольшой план рассказа Толстого “После бала”, который может пригодится для последующего пересказа в учебном заведении:

  1. Разговор Ивана Васильевича с его собеседниками (друзья или гости).
  2. Иван Васильевич начинает свой рассказ.
  3. Молодость, любовь к Вареньке.
  4. Бал, танцы с Варенькой.
  5. Танец Вареньки со своим отцом полковником.
  6. Ужин, последний танец.
  7. Возвращение домой, не спится.
  8. Прогулка по улице, поле.
  9. Барабаны и флейта – мрачная музыка.
  10. Солдаты и офицер (отец Вареньки).
  11. Жестокое наказание беглого татарина – битье палками.
  12. Полковник бьет молодого солдата по лицу.
  13. Перемены в жизни Ивана Васильевича – отказ от службы, угасание любви к Вареньке.

Попробуем составить примерный план рассказа Л.Толского “После бала” для пересказа:

  1. Воспоминания о прошлом в кругу друзей Ивана Васильевича.
  2. Описание Вареньки и чувств главного героя во время бала.
  3. Танец Ивана Васильевича с Варенькой и танец девушки с отцом полковником.
  4. Переживания Ивана Васильевича, которые не дают ему уснуть и прогулка.
  5. Ужасная сцена наказания солдата с участием отца Вареньки.
  6. Буря чувств в душе Ивана Васильевича и разочарование в девушке и ее жестоком отце.

Касаемо плана к расказу Льва Николаевича Толстого- После бала, то лично я составил бы следующий план.

  • Общество друзей и интересные рассказы из жизни.Иван Васильевия начинает свой рассказ.
  • Описание бала и описание Вареньки, прекрасной девушки, дочери полковника. Иван Васильевич явно слегка увлечён Варенькой.
  • Танец Ивана Васильевича с Варенькой и танец Вареньки с отцом. Восхищения окружающих от гармоничности танца старого полковника с его юной дочерью.
  • После бала Ивана Васильевича переполняют эмоции, он не в силах совладать с наплывом чувств, ему не спится и он отправляется прогуляться.
  • Иван Васильевич невольно становится свидетелем ужасной сцены телесного наказания, когда солдата избивают до полусмерти целый строй других солдат.
  • Внезапно рассказчик узнаёт в офицере, который командует этой экзекуцией, полковника, отца Вареньки, танцевавшего с ней только-что на балу.
  • Иван Васильевич потрясён, он прерывает всякие отношения с Варенькой и решает, что никогда не будет служить в армии. Иван Васильевич- достойный человек.

План рассказа (для пересказа) “После бала” Толстого сделаем так: разделим произведение на части и озаглавим каждую часть:

1). Разговор о том, что влияет на человека.

2). Иван Васильевич о воле случая.

План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
2. Описание бала. Влюбленность героя.
3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

МБОУ «Большеберезниковская общеобразовательная школа»

Провела: Зевайкина Н.М.

2015 год

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

  • Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация
  • Ход урока:
  • 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)
  • - Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Николаем Ге

"Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника"

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец ее распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс.
На фоне мелодии
учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой мспользует приём «рассказ в рассказе» с плмлщию этого

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей : торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.
У
читель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Таким образом, в реплике героя как будто определена тема: «А я думаю, что все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой прием?
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
Весь рассказ построен на контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

Для чего здесь используется этот прием?
- Что помог передать контраст?
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).
– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках ?
(Он счастлив, влюблен).
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.
– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
– Что они ему несут?
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами?
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.
- За что полковник Б. бил солдата по лицу?
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?
– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события?
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье?
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым?
(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе?
(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
IV. Подведение итогов урока.
Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша¬ется в мире)
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы.

5.4. Обобщение.

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест.

6 . Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.