Святые отцы о помыслах. Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей о болезни, о смерти? Что об этом говорит Православная Церковь

«Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос », - говорит преподобный авва Исаия. Но именно эта борьба оказывается для человека самой трудной духовной бранью. О том, что такое помыслы и мысли, откуда они приходят и как с ними бороться, рассказывает игумен Ватопедского монастыря святой горы Афон АРХИМАНДРИТ ЕФРЕМ.

- Геронда Ефрем, расскажите, пожалуйста, что такое греховные помыслы и какова их духовная природа?

Греховные помыслы - это мысли, которые противостоят божественной воле и вращаются в области человеческого мышления, независимо от того, хочет человек того или нет. Ум человека постоянно находится в движении. Он может и сам производить помыслы, но также они могут приходить извне. Как говорит преподобный авва Моисей, есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Но различать помыслы могут только люди высокой духовной жизни.

Некоторые из святых отцов Церкви сравнивали помыслы с паутиной, то есть считали их чем-то незначительным, бес-сильным, не имеющим силы до тех пор, пока они остаются помыслами и не осуществляются на деле. Но такого отношения к помыслам (не осуществлять их на деле) достигают духовно развитые люди, которые после многолетнего опыта борьбы с помыслами стали искусными в этой брани. Для всех остальных, согласно отцам Церкви, эта духовная брань очень трудна.

- Как возникают греховные помыслы?

Источники греховных помыслов - или страстное сердце человека, или демоны. Сам Христос открыл нам, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 1 5, 19). Душевные страсти человека рождают греховные помыслы и питаются ими. Бесы - это конкретные существа, злые духи, которые ненавидят людей и всячески препятствуют их спасению. Главное их занятие - сеять плохие, лукавые, срамные, греховные, богохульные помыслы в уме человека.

Существуют, конечно же, и божественные помыслы, источниками которых являются или Сам Бог, или Ангелы, или святые, подвигающие грешника к покаянию, утешающие разнообразно скорбящих, просвещающие добродетельных людей, чтобы они проницали глубины Божии (см. 1 Кор. 2, 10).

Показатель духовного преуспеяния человека - «качество» его помыслов. Мы должны возделывать в себе чистые, святые, божественные помыслы; должны сделать свой ум «заводом по производству добрых помыслов», как выражался блаженный старец Паисий Святогорец.

Отец Ефрем, как вовремя распознать «свои» и «не свои» помыслы, и чем естественные человеческие помыслы отличаются от греховных мыслей?

Только с помощью духовного трезвения мы можем хранить ум чистым, замечать и фиксировать возникающие помыслы. Трезвение - это воздержание и внимание, которые мы должны «навязывать» своему уму. А само трезвение достигается в основ¬ном призыванием честнейшего, святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Молитва Иисусова - «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» - является самым сильным оружием против диавола и греховных страстей; она сдерживает наш ум, контролирует помыслы.

Мысли же - это помыслы, которые совершаются нашим произволением, по нашему желанию. «Обработав, возделав» помысл в области своего мышления, мы можем превратить его в мысль. Но существуют и такие помыслы, которые не являются нашими, как об этом говорилось выше. Эти помыслы могут происходить от Ангелов или от злых духов. От нас зависит, примем мы их, сделав свои-ми, или изгоним прочь. Но при этом мы не несем ответственность за то, что нам приходят разные помыслы. Помыслы - как летящие в воздухе самолеты. Не от нас зависит, будут они постоянно летать над нами или нет. Но от нас зависит - не позволять помыслам «приземляться» в нашем уме, то есть не принимать их, не соглашаться с ними.

- В чем разница между вожделением и помыслами?

Вожделение, желание, расположение иметь какую-то вещь, взыскать что-нибудь, совершить какой-то поступок - все это движения сердца. А помысел вращается в области мышления. Сперва приходит желание, которое затем выражается внутренне посредством помысла; затем - внешне посредством слова и, наконец, воплощается посредством конкретного действия. Но все начинается с вожделения, оно является корнем. Отсекая греховные вожделения, мы существенно освобождаемся от влияния греховных помыслов. Поэтому и Господь говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28), - этим Он советует в корне отсекать греховную страсть.

Святитель Григорий Палама говорит, что мышление верующего человека, который старается молиться, легко очищается от помыслов, но не так обстоит дело с его сердцем: оно, как сила, рождающая помыслы, не может очиститься, если заодно не очистятся все остальные силы души - желательная и раздражительная.

- Геронда, нас посещает великое множество помыслов - во всех ли надо исповедоваться?

Помыслы, которые приходят нам на ум ежедневно, не сосчитать - их тысячи. Большинство из них лишены сути, они суетные, скверные, грешные. Тангалашка (так называл диавола старец Паисий Святогорец - пер.) хорошо знает свою работу и сеет подобные помыслы. Мы же несем ответственность только тогда, когда соглашаемся с этими помыслами, принимаем их, когда превращаем их в дело.

Человек будет судиться за свое отношение к помыслам в зависимости от того, какое у него духовное состояние. Для тех, кто достиг совершенного духовного знания и наблюдения за помыслами, соглашение с каким-нибудь греховным помыслом считается грехом. В то время как для того, кто только что начал духовную жизнь, оно грехом может не считаться.

Правильно подвизающийся человек исповедует только те помыслы, которые настойчивы, которые давят, с которыми он сам, молитвой и иными духовными средствами, не может справиться. Невозможно исповедоваться во всех помыслах. Иногда люди приходят на исповедь с целой тетрадью, в которой записывают свои помыслы: не один и два, а тысячи, которые проходят через их ум каждый день. Это неправильно. Так человек и духовника-исповедника утомляет, и для него самого от этого мало толка. Такой подробный перечень - не контроль помыслов, плод трезвения и духовного преуспевания, а болезненное психическое состояние.

Отец Ефрем, нередко бывает, что уже после исповеди, перед самым Причастием, возникают греховные помыслы. Можно ли в таком случае подходить к Святой Чаше?

Обязательно надо подходить. Что мы читаем в молитве святого Иоанна Дамаскина перед Святым Причастием? «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю». Брань с помыслами, как мы уже сказали, святые отцы называли очень тяжелой. В данной ситуации нужно сразу пренебречь помыслом, отсечь его, не обратить на него никакого внимания, потому что в этот момент его нам приносит диавол, чтобы лишить нас благословения Святого Причастия. Конечно, это не касается случаев, когда человек вспомнил какой-нибудь смертный грех, в котором еще не исповедовался, но, думаю, такое маловероятно - подобные грехи обличают нашу совесть гораздо раньше.

Впрочем, каждый человек должен знать: как только он решит подвизаться духовно, решит вести более стабильную духовную жизнь, как раз тогда враг и начнет бороть его помыслами. Попробуйте установить для себя ежедневный распорядок молитвы. Увидите, что, как только приблизится час молитвы, или как только начнете молиться, начнется и брань, прилетит целая стая помыслов! Все проблемы всплывут со дна и будут требовать незамедлительно¬го решения. Страстные, греховные и просто бессмысленные помыслы будут стараться завладеть вашим умом. Для этого и нужен подвиг, то есть усиленные старания, настойчивость, постоянство в молитве. Будьте постоянны в молитве (Кол. 4:2) - говорит апостол Павел. Мир помыслов, то есть мирное, невозмутимое состояние ума, приходит со временем, посредством духовного труда, духовных подвигов. Только те, которые достигают душевного бесстрастия, имеют плодом своих подвигов мир помыслов.

- Есть ли особо пагубные для души помыслы, ведущие к духовной смерти?

Да, это помыслы отчаяния, безнадежности. Такие помыслы, говорят святые отцы, как бы обезглавливают подвижника благочестия. В таком состоянии он ни бороться не может, ни пред-принять что-либо, ни подвизаться. Верующий человек никогда не должен забывать любовь и милость нашего Бога и Отца; в какую бы глубину греховности человек ни впал, он не должен терять надежду на покаяние, исправление. Христос не для того пришел в мир, чтобы судить мир, а чтобы его спасти. Христос принял покаяние распятого на кресте разбойника, злодея, стоявшего на пороге смерти, и спас его, ввел его в рай.

- Геронда, нужно ли супругам раскрывать помыслы относительно друг друга?

Думаю, не нужно. Лучше раскрывать свои помыслы перед общим духовником. Тут важно не перепутать две разные вещи: я не говорю, чтобы супруги не разговаривали, не договари¬вались, не объяснялись - наоборот: все это необходимо для единства и любви. Но нельзя говорить друг другу греховные помыслы, которые к ним приходят от диавола.

Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань. И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»… Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это - духовная брань, невидимая духовная война. Как только в отношениях супружеской пары начнутся подобные проблемы, лучше всего возложить их на общего духовника, который просвещением Святого Духа найдет верные решения и своей молитвой отгонит диавольские напасти, которые воз¬никли в семейной жизни супругов с целью разъединить их.

- Отец Ефрем, как следует бороться с помыслами?

Трезвением, молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Святой Иоанн Синаит в своей «Лествице» пишет: «Иисуса именем бичуй супостатов», а супостаты-враги - это наши страсти, наши греховные помыслы, демоны. Не существует более эффективного способа борьбы с греховными помыслами, чем Иисусова молитва, когда она творится с самоукорением и сердечной болью.

Если видим, что какой-нибудь помысел настойчив и, несмотря на все наши старания, на молитву, не оставляет нас в покое, тогда надо его исповедовать. Такая исповедь - практическое, на деле выраженное смиренномудрие, а смиренным Бог дает благодать (см. Иак. 4:6). Стыд, который мы будем испытывать перед духовником, исповедуясь в этом греховном помысле, станет для нас оправданием перед Богом, Бог нас избавит от влияния этой страсти, этого греховного помысла.

Также очень полезно возделывать добрые помыслы и пренебрегать греховными, дурными помыслами. Но для этого делания нужно много прилежности и старания. Пренебрежение греховными помыслами, которые приходят к нам от диавола, обратит его самого в бегство, заставит его «лопнуть от злости», потому что диавол надменный, самолюбивый, хочет, чтобы на него обращали внимание, занимались им, не терпит к себе пренебрежения. Если можете, возделывайте именно этот способ борьбы с помыслами, который, как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, является самым бескровным способом. Будем искать мир, радость, любовь Христову и не будем обращать внимание на наши плохие стороны, на страсти, греховные помыслы. А обратим все наше естество ко Христу и взыщем Его благость, Его милость, Его свет. Так, мало-помалу, сам этого не замечая, человек освящается, и из ветхого человека, с его греховными вожделениями и помыслами, преображается в нового, созданного по Богу (Еф. 4:24).

Беседовал Сергей Тимченко
Журнал Славянка № 2(50)2014 г.

Просмотрено (4037) раз

Здравствуйте! Мне 15 лет. Я девушка. Когда мне было 12, я читала Библию. В ней я впервые
прочитала Отче Наш. Тогда мой дедушка серьезно болел, в одну из ночей его забрали в больницу.
Мама сказала мне об этом, и я начала искать Отче Наш в книге, чтобы прочитать и попросить помощи.
Но не нашла, хотя пролистала тогда буквально каждую страницу, не нашла! Дед умер тогда! И это был
ад! С тех пор я начала верить в Бога(хотя я и раньше верила), но теперь выучила много молитв.
Все бы хорошо, но это настоящая паранойя. Я молюсь, когда иду в школу, перед сном, не могу выйти
из дома, не посмотрев на иконы, и тд. Мне кажется, если я не помолюсь, то все будет плохо, с
близкими случится что-то плохое, или со мной! Я уговариваю себя, что все будет хорошо и не могу
не помолится. Я хочу, чтобы Бог для меня был в сердце, а не на небе. Мне мешает это! Я хочу
измениться, но не получается! А еще меня периодически посещают плохие мысли. Это не мои мысли в
моем подсознании. Я не хочу думать об этом, я понимаю, что это грешные злые мыли. Однако чем
больше я хочу изгнать от себя эти мысли, тем плотнее они заселяются в меня! Во мне постоянно
воюют два мира: богохульный и верующий! Что мне делать? P.S. Я обычная девушка: добрая, милая,
скромная. Стараюсь, учусь. У меня есть цели: поступить в институт, помогать больным детям,
излучать добро! Не пью, не курю, не ругаюсь матом, спортсменка. Вообще со мной все хорошо. А о
том, о чем написано выше, я никому никогда не рассказывала. Это мешает мне жить и
самосовершенствоваться. Помогите!
Оцените:

Рапунцель, возраст: 15 / 19.02.2013

Отклики:

Привет. Сходи на исповедь и покайся в этих мыслях, можно даже не рассказывать батюшке какие именно
мысли приходят в голову, просто скажи словами "хульные помыслы". Меня тоже они мучают, да по-моему все
с этими мыслями сталкиваются. Пройдёт время и будешь не так сильно реагировать на такие мысли. Я тоже
тяжело переживала хульные помыслы. Говорят, что когда исповедуешься в них, то бес бывает попран и ему
становится плохо, поэтому постоянно исповедуй этот грех, и со временем хульный бес от тебя отбежит. А
то что молишься часто, так это хорошо, не переживай об этом. Ты пишешь, что думаешь не параноя ли, нет
поверь мне, у тебя всё в порядке, пройдёт время и всё устаканиться.

Ирина, возраст: 23 / 20.02.2013

Попробуй найти себе духовного отца,наставника в православной церкви.Ищи терпеливо (по монастырям в том
числе) и может не сразу,но найдешь.В начале своего пути каждому человеку это необходимо жизненно.Это
должен быть человек смиренный,он не должен тебе навязывать,но и не должен потакать.Он же тебе должен
объяснить,как много любит тебя Бог и тебе нечего бояться,когда ты ходишь по воле Божьей,и что тебе,как
и каждому человеку на земле надо пройти этот путь,поборов внутри себя все греховное и научиться
любить.А как это делать,испрашивай совета у наставника,у духовно-опытных православных людей,читай
писания святых отцов.Там ты найдешь и о молитве,о православном отношении к смерти(от твоей молитвы за
деда очень зависит его "самочувствие" там),и о борьбе с тем,что внутри тебя "плохое",о любви к людям,и
о великой радости,которая есть в этом Божьем мире,но которую нас никто не учил видеть,и потому мы
проходим мимо нее.Проси у Бога не избавления от чего-то страшного,что может случиться,так как Он итак
бережет,а о том,чтобы Он дал тебе наставника,и о вразумлении тебя,чтобы тебе увидеть всю силу и любовь
Божью к нам,и как надо жить,чтобы не огорчать Его.Дерзай,девочка,будь мудрой.

оля, возраст: 40 / 20.02.2013

От таких мыслей отдыхай: я имею ввиду плохое. просто отдыхай.
молиться утром и вечером это вполне нормально.
Поменьше смотри телевизор и всякие фильмы с плохим содержанием!
и развиваться тебе мешают именно твои плохие мысли да-да именно это, а не что-то другое. но ты себя
сильно не ругай, ты Не святая, святых на земле нет, но и всё правильно надо стремиться к тому, чтобы
было меньше грехов!)
и если ты молишься каждый день это вполне нормально! ты же молишься не только для того, чтобы с твоими
близкими было всё в порядке, но и для того, чтобы быть ближе к Богу...как ты написала:"Я хочу, чтобы
Бог для меня был в сердце, а не на небе"
Так что всё ок!

м, возраст: ! / 21.02.2013

Привет))). Ты не думай, что твой дедушка умер только потому, что ты вовремя не нашла молитву. И не
вини себя за это! Господь нас всех призывает и призовет в определенный момент, это зависит только от
ЕГО ВОЛИ, а не нашего желания, якобы каких-то "ошибок", "просчетов". Все только в его в руках...
А что касается хульных мыслей, внутренней борьбы, "паранойи" - это и есть начало исполнения твоего
желания - чтобы Господь был в твоем сердце. Дело в том, что Господь может жить только в чистом сердце.
Но тут встречаются две силы: бесовская, она-то и навязывает тебе хульные мысли, страхи, ложные
беспокойства и представления, и наша, увы, собственная человеческая греховность. И бороться с этими
придется не год, не два, а ВСЮ ЖИЗНЬ. Как это сделать? Стать православным христианином, жить по
заповедям Божиим, узнавать Божий мир: какой он разный, прекрасный, ходить в храм.
Не бойся, не торопись, не расстраивайся, если что-то сразу не будет получаться. Господь видит твое
искреннее желание и намерение и поможет тебе!

Александра, возраст: 31 / 21.02.2013

Когда придут хульные, богохульные помыслы, скажи им: "нет, это не мои мысли, я их не желаю, отойдите от меня!" Еще хорошо помогает сосредоточить мысли задерживание дыхание на несколько секунд, попробуй.
Тоже с хульными мыслями мучалась (да и сейчас бывают), я считаю, что если ты против таких мыслей, боишься их, боишься оскорбить Бога, то наличие таких мыслей не грех. Они даются для смирения
Хорошо, что ты молишься. Читаешь ли ты духовные книги? Святых Отцов? Причащаешься ли?
Вижу, тебе много уже советов дали)
Святые отцы учили о непрестанной молитве. Но если это у тебя, как навязчивая мысль, то это плохо. Представляй себя перед Господом стоящей, может поможет. И думай о смерти.
Главное - это иметь ревность. Любовь к Богу. Проси у Господа, чтобы Он тебя научил, вразумил, и всё будет хорошо.
"Случайностей не бывает. Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу."(http://www.pobedish.ru/main/depress?id=104)
Спаси тебя Господь.

Анастасия, возраст: 16 / 22.02.2013

Я тоже верующая. И у меня любящий муж, чудесная дочка, второго ношу. И Бог- это не каратель и не
надзиратель. Я молюсь не потому,что я должна,а потому что черпаю в молитве силу,чтобы прожить каждый
день. Чтобы не обидеть никого,чтобы больно не сделать. Чтобы любить. Бог это только любовь. А то,что
вы описываете- это навязчивое состояние. В нем нет Бога. Вы не знакомы с Богом,раз так говорите.
Очевидно,смерть близкого человека разбудила в вас религиозный инстинкт,но этого мало. С Богом так не
разговаривают,как вы молитесь. Он добрее матери, Он добрее всех самых добрых старичков,о которых мы
читаем в житиях святых. Он согревает душу и отгоняет страх. Вам нужно сходить в храм и мужественно
рассказать всю правду священнику. Иначе у вас как-бы секта получается,в которой вы сами и вербовщик и
завербованный. Кто верит в Бога,тот ходит в Церковь.

Анна, возраст: 25 / 25.02.2013

Привет.Прочитала твою просьбу о помоще. У меня во многом похожая ситуация с твоей. То что
касается злых помыслов тоже очень знакомо. Мне очень помогает статья Михаила Хасминского "Кто нам
навязывает навязчивые мысли?". Уж очень там все правдоподобно, как мне кажется.Смотри ее
здесь:http://www.pobedish.ru/main/who?id=38. И еще как говорит мне мама "Помни всегда слова царя
Соломона"Все пройдет-и это тоже". И у тебя все наладится, обязательно.

Наталия, возраст: 32 / 27.02.2013

Здравствуйте. Не отчаивайтесь, такие мысли нападают на многих. Святые Отцы учат нас, как противостоять таким мыслям. Нужно понимать, что такие мысли от лукавого и одолевают того, кто их боится. Почитайте здесь об этом подробнее: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Hulmznye_pomysly_-_alfavit

Приведу одно высказывание.
"Старец Паисий Святогорец объясняет, откуда происходят хульные помыслы:

«Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

…Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок".

"Святые отцы учат не беседовать с такими помыслами, не противоречить им, не пугаться их и не приписывать их себе, - но отворачиваться от них с презрением, как от вражеского прилога, не обращать на них никакого внимания".

Божией вам помощи!

Мария, возраст: 27 / 09.03.2013

Дорогая, Ранцепуль! Все, что с вами происходит - это обычное дело - борьба бесовских помыслов, если вы не забыли в нашем мире помимо Бога существует и дьявол, который всеми силами хочет погубить наши души. Мы ведь грешим не только поступками, но и в сердце тоже. Все ваши "мысли", как правило внушают нам демоны. Богохульный помысел не может прийти человеку сам, его приносит демон, но не просто так. Богохульные помыслы к нам приходят, когда в нас слишком много гордости. Это звоночек нам от Бога - пора задуматься. Но Бог нам оставил второе крещение (или прощение грехов) - исповедь. Это наше мощнейшее оружие против беса. И больше всего бесы ненавидят, когда их обличают - Они бегут, как существа гордые. О важности исповедания помыслов говорит Игнатий Брянчанинов, а также Авва Дорофей, да и все святые. Все это мне сказал, очень опытный духовный наставник. Именно он мне посоветовал начать борьбу с духовной болезнью с помощью исповеди помыслов. И через три месяца меня оставили мучительные страхи, навящевые мысли. Бог подал мне руку. И до сих пор помогает. Я стараюсь ежедневно исповедывать помыслы - это мое лекарство и я чувствую, как каждый раз камень с души спадает. Но важно иметь духовника, которому наша исповедь не повредит. Об этом и молитесь Богу, чтобы он дал вам мудрого руководителя и помиловал Вас. За терпеливую и искреннюю молитву Бог всегда подает. Слава Богу! Бог всегда знает, что нам нужнее на данном этапе, а потому и посылает порой что-то, что нам на первый взгляд кажется худым. Со временем вы поймете, почему с Вами так все происходило. Главное искренне возопить Богу, о своем спасении, и сказать, что Вы не знаете куда иди, как жить - и он Вам откроет. Бог благославит!
P.S. Читайте также И.Брянчанинова и Авву Дорофея и умудряйтесь духовно.

Калиса, возраст: 21 / 21.06.2013

Доброго дня, Рапунцель

Тем не менее, поскольку сам боролся с подобным недугом, поделюсь своим видением и опытом решения проблемы:

1. В библейских текстах можно заметить идею о том, что земля окружена миром духов, которые, мягко говоря, что не слишком симпатизируют человеку. Этот мир зла, мир этих духов, Библией помещается не под землей, а над землей. Таким образом, получается, что мы, - люди окружены духами, которых не можем ни видеть, ни осязать. И их воздействие на людей в целом весьма ограничено, у людей есть как бы некая естественная защита от этого мира духов.

Думаю, что сильный стресс в определенных ситуациях может частично разрушать эту естественную защиту. В моем случае проблема начала проявляется в раннем детстве, и тоже из-за сильного страха потери близкого человека - мамы. Стали появляться навязчивые состояния, что если я что-то не сделаю, то обязательно нечто плохое (смерть) произойдет. Иногда не спал всю ночь. И на этом фоне стали появляться хульные мысли.

2. Как можно бороться с «плохими» мыслями. Первое и самое главное - это осознать, что мысль не твоя, что мысль со стороны. Обычно это сделать несложно, подобные мысли отличаются особой мерзостью, и совершенно неожиданным возникновением. После этого проще – человеку дано такое чувство, как ненависть, вот именно здесь ее и нужно применить. Возненавидеть эту мысль, и того кто ее нашептал. Дальше, когда мысль пройдет и внутри все успокоится, нужно эту мысль заменить противоположной, если, например, в отношении другого человека представилась какая-то мерзость, можно представить этого человека купающегося в солнечном свете, или умывающегося святой водой. Следующий шаг, помолиться Богу об объекте хульного помысла, если это был человек, помолитесь об благополучии этого человека, главное искренне, от всего сердца. Как лечиться обычная болезнь – сначала снимается острая фаза, а потом делается профилактика. Так и здесь – усилием воли откидываем дурную мысль, а потом делаем профилактику. Чем чаще так будешь делать, чем чище и святее будешь – тем меньше желания будет у «автора» мыслей к тебе подходить.

3. Насчет навязчивых состояний. Поскольку основой этих состояний является страх смерти, нужно попытаться этот страх если не убрать, то, по крайней мере, ослабить. В христианстве смерть – это дверь в новую, лучшую жизнь и всем нам через эту дверь рано или поздно придется пройти. Многие святые люди с радостью ожидали, когда же придет время этого перехода. Наверно знаешь, что каждую службу в храме читаются записки с именами умерших людей, о том чтобы Господь помянул их во царствии своем. Поэтому боятся своей смерти или смерти близкого человека не нужно.

Ну и самое главное, - посещай утренние воскресные службы, и молись немного с утра, и на ночь. Думаю больше пока не нужно, добавлять будешь, когда начнет появляться радость от молитвы

Всего доброго, Рапунцель, уверен с Божьей помощью, ты сможешь решить все свои проблемы!

Александр, возраст: 29 / 22.06.2013

Это просто мысли... Не акцентируйтесь на них. пришли - и ушли.
Много молитв в Вашем возрасте не обязательно. Господь поможет, даже если Вы не знаете ни одной, а просто обращаетесь к нему движением души:)
Я бы посоветовала так бороться с этими мыслями - они к Вам приходят, а Вы сразу читаете Иисусову молитву. Она коротенькая, и поможет в такой ситуации наверняка:)
Мне кажется, чтобы совершенствоваться, было бы неплохо пообщаться с людьми, которые совмещают веру и стремление к Богу с душевностью, добротой, открытостью. Может быть, пожить некоторое время в хорошем монастыре? Сейчас как раз каникулы.

Юлали, возраст: 38 / 27.06.2013

Не печалься, я с тобой за компанию, я парень, мне тоже 15 лет и у меня всё тоже самое что и у тебя, не переживай, живи себе с Богом, Бог Всемогущий, Всесильный, Всемудрый, и Вседобрый, всё видит, только с его помощью мы спасёмся от сатаны, и жить будем, верить Богу, и всё будет отлично.
Храни тебя Господь.

Дмитрий, возраст: 15 / 07.08.2013

В случае навязчивых мыслей, страхов или чувства вины можно обратиться к психологу или психотерапевту, эти специалисты как раз работают с психически здоровыми людьми, у которых бывают подобные состояния.

Почему человек может быть обуреваем дурным мыслями? Как от них защититься? Ведь самый страшный ад - это тот, что человек сам для себя строит в собственной голове.

Дурные мысли могут иметь самое страшное и трагическое значение для человека, ведь намерение - уже очень много.

Самыми различными причинами может быть вызвана та или иная мысль, не так ли? В любом случае (верим мы или нет, хотим или не желаем) на наш грубый, телесный мир, воздействуют в огромном количестве духи, обитатели мира тонкого.

Всякая навязчивая негативная, тяжелая дума может быть плодом внушения, полученного от лукавого.

Уныние, по слову святого преподобного батюшки Серафима Саровского - самый страшный грех, ибо оно - корень остальных грехов, каждого в отдельности и всех вместе. Действительно, чего не совершит человек в состоянии депрессии?

Сила веры - спасение души

Тот, кто искренне верит в Господа и уповает на Его святую помощь, и может искренне читать молитву для защиты от дурных мыслей, надежно защищен от всякого зла. Бог видит искреннее усердие Своих чад, и избавляет от коварного уныния и внутреннего озлобления. Есть множество молитв, которые помогают именно от этого незначительного на первый взгляд греха - ну бывает у всех плохое настроение, казалось бы, ничего греховного тут нет.

Но невнимательное отношение к своей душе не проходит бесследно - если Вы почувствовали первые признаки посещения Вас дурными мыслями - просите Бога защитить Вас от них прежде даже, чем от прочих бед. Если Вы остаетесь в таком состоянии, случиться может все, что угодно - самые страшные и нереалистичные сценарии станут явью так, что Вы даже и не заметите произошедших перемен в себе самом.

Соблюдайте душу свою в чистоте, бегите всякого зла и греха, но особое внимание уделяйте, особые усилия прикладывайте для избавления от плохих, навязчивых, негативных мыслей. Ведь именно от духовная чистота защищает истинно верующего от происков зла.

Спасительные молитвы

Православные христиане для спасения от навязчивых, плохих мыслей, используют, по совету батюшки Серафима, Саровского Чудотворца, две молитвы - самых простых, понятных и доступных каждому. Ими легко заменить любую нехорошую мысль, мучающую Вас, они дисциплинируют ум, помогают лучше концентрироваться.

Называется она «Иисусова молитва», и может быть, кроме полного варианта, выражена лишь двумя словами: «Господи, помилуй!». Если молитву читать постоянно, то молиться Вы начинаете даже на уровне подсознания, а значит, Вы защищены от негативных навязчивых мыслей на всех уровнях, и кроме того - выполняете завет апостола Павла, который сказал: «Непрестанно молитесь!».

Молитва «Иисусова»

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!»
словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Кроме того, старец Серафим советовал читать молитву от всякой скверны, называемая также молитвой Святой Троице . Самого Бога мы приглашаем под сень нашего сердца, чтобы Он очистил жилище нашего духа от всякой скверны - как порчи, так и просто негативных, навязчивых и дурных мыслей.

Молитва Пресвятой Троице

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.»
дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Как защищаться от дурных мыслей?

Есть огромное количество нехристианских (откровенно языческих, колдовских, сатанинских) обрядов и заговоров. Не всякая молитва от плохих мыслей полезна нашей душе. Молитва Богу - общение с самим Создателем, а не заговор и не заклинание, важно не смешивать понятия, и всегда их различать.

Нельзя в ритуалах и обрядах, направленных на защиту от негативных навязчивых мыслей и дурных стремлений, применять церковные атрибуты: крещенскую воду, восковые свечи, просфору.

Нужно использовать данные нам от Господа средства достойно, и не совершать новых грехов, пытаясь избавиться от груза грехов былых.

Крещенская вода спасает от уныния, будучи выпита с верой и благоговением, а не из-за особых слов, сказанных над ней. Свечу можно возжечь, если Вы хотите поговорить с Богом, помолиться Ему, попросить о помощи и содействии в борьбе с грехами и невеселыми мыслями. Просфору можно есть натощак для просвещения ума и очищения помыслов.

Каждое средство, предлагаемое Святой Матерью Церковью - хорошо и актуально, может и должно быть применено, но не стоит относиться к нему, как к панацее или магическому амулету. Каждое обращение к Богу должно быть искренне и чутко, в иных случаях эти обращения не подействуют, а только погрузят Вас глубже в Ваши негативные, дурные и навязчивые мысли.

А давайте разберём в этой статье, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Известно, что феномен навязчивости является появляющимся в сознании представлением, мыслью либо каким-либо явлением, не связанным в данное мгновение с содержимым рассудка. Больные воспринимают данный феномен как эмоционально неприятный.

Навязчивые мысли «господствуют» в уме, вызывают пафосный драматизм, дезадаптируют человека в окружающей его среде. Они существуют помимо желания и воли индивидуума. Вообще, конечно, еще наличествуют и определённые воспоминания, помыслы, сомнения, представления, и действия.

Именуют обсессиями, навязчивые страхи - фобиями, а навязчивые действия - компульсиями.

Фобия

Как избавиться от и страхов и фобий? Многие задают этот вопрос. Сперва выясним, что такое фобический синдром. Данное явление весьма распространённое, а с греческого переводится как «страх».

Существует масса фобических настроений: мизофобия (страх марания), клаустрофобия (боязнь закрытых мест), нозофобия (страх недуга), эрейтрофобия (страх багровости), агорафобия (опасение открытых зон) и другие. Это приведены прототипы противоестественных, не имеющих отношения к реальной угрозе тревог.

Существуют паники от трусости, малодушия. К сожалению, трусость можно и привить. Если, к примеру, малышу каждые десять минут повторять следующие указания: «не залезай», «не подходи», «не трогай» и так далее.

Конечно же, очень интересно знать, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Психологи классифицируют родительские страхи, которые «мигрируют» от отца с матерью к детям. К примеру, это боязнь высоты, собак, мышей, тараканов и тому подобное. Список этот можно продолжать бесконечно. Интересно, что данные устойчивые страхи очень часто обнаруживаются у малышей.

Ситуативный страх

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, знают психологи. Они различают страх ситуативный, возникающий в момент опасности, угрозы, и индивидуальный, появление которого связывают с особенностями страха. Например, те, у кого появилась мизофобия (страх заражения, загрязнения), характеризуют его как весьма тяжкое страдание. Эти люди говорят, что у них появилась настолько сильная мания чистоты, что она не поддаётся никакому контролю.

Они утверждают, что на улицах избегают каких-либо контактов с людьми, нечистых районов. Им думается, что везде грязно и везде можно запачкаться. Они уверяют, что, придя домой после прогулки, начинают стирать всю одежду, моются под душем 3-4 часа. Они говорят, что у них появилась внутренняя грубая истерика, что всё их окружение состоит из компьютера и едва ли не стерильной постели.

Демоническое влияние

Так как избавиться от страхов и навязчивых мыслей? Сперва нужно выяснить первопричину. Весьма часто назойливости являются результатом демонических действий. рассказывает: «Духи злобы с большими ухищрениями ведут битву против людей. Они приносят душе помыслы и мечтания, которые представляются так, что как бы родились внутри неё, а не от злого чуждого ей духа, активного и пытающегося укрыться».

О, нам очень интересно выяснить, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь? Архипастырь Варнава (Беляев) написал: «Ошибка наших современников состоит в том, что они думают, что страдают лишь «от помыслов», а в действительности ещё и от сатаны. Когда человек пытается победить мысль мыслью, он видит, что противными мыслями являются не обычные помыслы, а идеи «назойливые», строптивые. Перед ними люди бессильны, ведь эти мысли не связаны никакой логикой, являются чуждыми для человека, ненавистными и посторонними. Если же разум человеческий не признаёт Церкви, святых Таинств, благодати и жемчужины праведности, то чем он защитится? Конечно же, ничем. Когда сердце свободно от совершенной кротости, появляются бесы и делают с телом и умом человеческим что пожелают (МФ. 12, 43-45)».

Данное изречение владыки Варнавы в точности подтверждается клинически. Неврозы назойливых состояний врачуются намного труднее всех иных невротических форм. Очень часто ни одна терапия не может с ними совладать, и они изнуряют своих хозяев ужаснейшими мучениями. В случае неизменных назойливостей люди стойко лишаются трудоспособности и превращаются в инвалидов. Опыт показывает, что настоящее исцеление может наступить лишь по благодати Божией.

Наиболее уязвимая форма

Тем, кто не знает, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие советует поступать так. Православные врачи именуют невроз навязчивых состояний самым дьявольски уязвимым видом невротических нарушений. Ведь как можно, к примеру, расценить стойкое желание мыть руки перед едой несколько десятков раз либо пересчитывать у встречающихся прохожих пуговицы на пальто? При этом больные испытывают страшные мучения от своих состояний, но ничего не могут поделать с собой.

Кстати, сам термин «обессия» означает навязчивые состояния и переводится как бесноватость. Епископ Варнава (Беляев) написал следующее: "Мудрецы Земли сей, отрицающие бесовское бытие, не могут объяснить действие и происхождение навязчивых идей. Но христианин, который столкнулся с тёмными силами непосредственно и начал вести с ними беспрестанную борьбу, иногда даже видимую, может им предоставить явные доказательства бытия бесов".

Внезапно возникшие помыслы, как ураган, налетают на уберегающегося и не дают ему отдохнуть ни минуты. Но представим, что мы общаемся с искусным монахом. Он оснащается прочной и сильной И начинается и идёт война, которой конца не видно.

Человек ясно осознаёт, где его личные мысли, а где чужие, в него всеваемые. Но весь эффект следует далее. Помыслы неприятеля часто внушают, что если смертный не покорится им, то они не отвяжутся. Он не уступает и продолжает молить Всевышнего о поддержке. И в то мгновение, когда мужу кажется, что война никогда не завершится, когда он прекращает верить, что существует состояние, когда миряне спокойны и живут без мысленных мучений, в данный момент помыслы моментально исчезают, внезапно. Это значит, что пожаловала благодать и бесы отступили. В человеческую душу проливаются свет, тишина, мир, чистота, ясность (ср. Мк. 4, 37-40)».

Эволюция

Согласитесь, многим интересно знать, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь продолжаем выяснять далее. Священники сравнивают развитие навязчивости с эволюцией греховных влечений. Этапы почти такие же. Пролог похож на появление в сознании навязчивого помысла. И затем следует весьма важный момент. Индивидуум его либо отсекает, либо затевает с ним сочетание (рассматривает его).

Затем следует этап сосложения. Когда появившаяся идея кажется достойной более полного изучения и собеседования с ней. Следующим этапом является пленение. В этом случае человек управляет развившимся в разуме помыслом, а помысел управляет им. И, наконец, навязчивая идея. Уже порядочно сформированная и зафиксированная сознанием. Очень плохо, когда индивидуум начинает доверять этой идее, а ведь она появилась от демона. Несчастный мученик стремится рационально победить данную «умственную жвачку». И множество раз просматривает в уме этот «назойливый» сюжет.

Вроде бы решение близко, ещё немного… Однако мысль снова и снова пленяет разум. Индивидуум не может сообразить, что для навязчивости решения не существует. Это не трудноразрешимая проблема, а бесовские козни, с которыми нельзя беседовать и которым нельзя верить.

Правила борьбы

Тем, кому интересно, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие рекомендует делать так. Если появились навязчивые идеи, с ними не нужно «собеседовать». Они потому и именуются навязчивыми, что логически их осмыслить невозможно. Вернее, их можно понять, но в дальнейшем эти же идеи снова всплывают в сознании. И этот процесс бесконечен.

Природу таких состояний именуют демонической. Поэтому следует молиться Господу о прощении и не сослагаться с подобными помыслами. Фактически лишь по Божией благодати и при личном усердии навязчивости (бесы) уходят.

Священники предлагают выполнять следующие правила, воюя с навязчивыми состояниями:

  • Не сослагаться с навязчивыми мыслями.
  • Не верить содержанию навязчивости.
  • Призывать Благодать Божию (Таинства Церкви, молитва).

А сейчас рассмотрим более подробно, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Допустим, поверил человек назойливой идее, которая произошла от лукавого. Далее возникает внутренний конфликт, появляется печаль. Личность деморализуется, её охватывает паралич. «Какой же я паршивец, - говорит человек себе - я недостоин причащаться и мне нет места в Церкви». А враг веселится.

С такими мыслями нельзя сослагаться. Некоторые стараются доказать что-то бесу и в своём сознании выстраивают различные аргументы. Они начинают думать, что решили свою задачу. Но лишь мысленный спор завершился, всё начинается сначала, будто бы человек и не выдвигал никаких аргументов. Таким образом победить врага не удастся.

В данном случае без господа и Его помощи, благодати не справиться.

Следствие недуга

Многие спрашивают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов медикаментозно. Известно, что навязчивые мысли существуют и у К примеру, при заболевании шизофренией. В этом случае навязчивости являются следствием недуга. И их необходимо лечить медикаментами. Конечно же, нужно здесь применять и препараты, и молитву. Если заболевший не в силах творить молитву, его близкие должны на себя взять молельную работу.

Страх смерти

Весьма интересен вопрос, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти. Есть люди, которые испытывают явный после перенесённого инфаркта. Врачи их могут излечить. С Божией помощью такие люди поправляются, сердце их крепнет, но их разум не отпускает этот мучительный страх. Говорят, что он усиливается и в трамваях, и в троллейбусах, и в любых замкнутых зонах.

Верующие пациенты считают, что без попущения либо соизволения Господа с ними что-либо не может произойти. Врачи рекомендуют таким людям снять с себя непосильную ношу и прекратить бояться. Они убеждают пациентов, что те «могут умереть», если так будет угодно Всевышнему. Как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти знают многие верующие. Когда страх появляется, они внутренне говорят себе: «Моя жизнь в Божиих руках. Всевышний! Буди воля Твоя!», и страхи исчезают, растворяются, как в стакане горячего чая сахар, и больше не появляются.

Невротические страхи

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей о болезни, может рассказать лишь сведущий человек. Фактически невротические страхи не вызваны никакими реальными угрозами либо угрозы надуманы и сомнительны. Православный доктор В. К. Невярович свидетельствует: «Назойливые идеи часто возникают с вопроса: «А вдруг?» Затем они укореняются в сознании, автоматизируются и, постоянно повторяясь, создают существенные трудности в жизни. Чем сильнее человек воюет, пытаясь их прогнать, тем более они подчиняют его себе.

Кроме всего прочего, в таких состояниях психическая защита (цензура) отличается внушительной слабостью, появляющейся благодаря греховному разрушению души людей и их природных качеств. Всем известно, что у алкоголиков имеется повышенная внушаемость. Значительно истощают духовную крепость блудные прегрешения. Отражается также недостаток внутренней работы по духовному трезвению, самоконтролю и сознательному руководству своими помыслами.

Самое мощное оружие

А как избавиться от навязчивых мыслей и страхов самостоятельно? Самым страшным оружием против назойливых идей является молитва. Знаменитый доктор, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии за работу по трансплантации органов и кровеносных сосудов и сосудистому шву Алексис Каррель рассказывал: «Молитва является самой сильной формой энергии, которая излучается человеком. Она такая же реальная сила, как и земное притяжение. Я следил за пациентами, которым никакое терапевтическое лечение не помогало. Им посчастливилось излечиться от болезней и меланхолии лишь благодаря умиротворяющему влиянию молитвы. Когда человек молится, он связывает себя с безграничной жизненной силой, которая движет всей Вселенной. Мы молимся, чтобы перешло к нам хоть немного этой силы. Обращаясь к Господу в искренней молитве, мы врачуем и совершенствуем и душу, и плоть. Недопустимо, чтобы хоть одна секунда молитвы не принесла позитивного итога любому человеку».

Этот доктор доступно объясняет, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов за близких и иных фобий. Он говорит, что Господь крепче дьявола, и наша мольба к Нему о помощи прогоняет бесов. Убедиться в этом может любой. Для этого вовсе не обязательно быть отшельником.

Таинства Церкви

Таинства Церкви являются колоссальной помощью, даром от Всевышнего для избавления от страхов. Прежде всего это, конечно, исповедь. Собственно на исповеди человек сокрушённо кается в грехах, отстирывает от себя приставшие нечистоты, в том числе и назойливые идеи.

Немногие знают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов во время беременности. Лишь Господь может помочь в такой ситуации. Возьмём то же самое уныние, обиду на человека, ропот - всё это грехи, отравляющие нам душу.

Исповедуясь, мы совершаем для нашей души два очень благотворных дела. Во-первых, мы становимся ответственными за своё сегодняшнее состояние и говорим и себе, и Всевышнему, что попытаемся изменить положение дел.

Во-вторых, мы именуем лихо - лихом, а лихие духи более всего не любят обличения - они предпочитают исподтишка действовать. В ответ на наши дела, Господь во время чтения духовником молебна прощает нам наши грехи и прогоняет бесов, которые нам докучают.

Ещё одним сильнейшим средством в противоборстве за нашу душу считается причастие. Причащаясь Крови и тела Христова, мы приобретаем благотворную силу для борьбы со злом в себе. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Эта Кровь далеко отшвыривает от нас бесов и привлекает к нам Ангелов. Если бесы видят Владычнюю Кровь, они оттуда убегают, а Ангелы туда слетаются. Эта Кровь, пролитая на Кресте, омыла всю Вселенную. Она спасает души наши. Ею душа омывается».