Спектакли с юрием соломиным. Большой гений Малого театра: Юрий Соломин отмечает юбилей. Предложение Мединского было неожиданным для вас

Юрий Мефодьевич Соломин - народный артист СССР, обладатель премии «Человек года – 2008», премии ФСБ и других многочисленных наград и званий. Предмет воздыхания многих советских зрительниц, сумевший в свое время поразить королеву Англии , хранитель традиций Малого театра, именем которого в 1987 году был назван астероид. Актер, режиссер, талантливый педагог - все это о Юрии Соломине.

Детство и юность

Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. Мать Зинаида Ананьевна обладала абсолютным слухом и преподавала музыку в городском Доме пионеров. Отец Мефодий Викторович тоже был музыкальным педагогом. В раннем возрасте мальчик стал свидетелем ареста сотрудниками НКВД дедушки по материнской линии Анания Моисеевича, еврея по национальности. Только во второй половине 50-х годов семья получила документы о его реабилитации посмертно.

View this post on Instagram

Юрий Соломин и Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо»

В 80-е годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер становился директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальном фильме «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году артист исполнил роль Николая Миклухо-Маклая в биографическом фильме «Берег его жизни». В драме «Певучая Россия» Соломин примерил на себя роль основоположника старейшего хорового коллектива России Митрофана Пятницкого.

В 90-е годы актер снимается в основном в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992-м принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко.


С началом 2000-х годов ситуация меняется, Соломин получает роли в кинофильмах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». В драме «Московская сага» Юрий Соломин сыграл хирурга Градова, супругу которого исполнила Инна Чурикова . В экранизации 2005 года пьесы Антона Чехова «Чайка», которую сняла Маргарита Терехова, Юрию Соломону досталась роль брата Аркадиной - Петра Сорина.

Во второй половине 2000-х Юрий Соломин все реже появляется на экране. С его участием выходят сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году завершились съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись , . Для Юрия Мефодьевича эта работа стала последней в фильмографии. После этого сериала артист больше не появлялся на экране.

Личная жизнь

Юрий Соломин постоянен не только в работе, но и в личной жизни. Еще в детстве он сказал родителям, что женится раз и навсегда. Так и получилось. С женой Ольгой Николаевной актер прожил более 60 лет. Они познакомились, когда были студентами театрального училища. Ольга опоздала на урок хореографии и заняла единственное свободное место рядом с Соломиным. Как только он увидел ее, понял, что она - его судьба.

31.08.2012 | 13:09:22

Июньские гастроли Малого театра покорили курян. Встреча журналистов с Юрием Соломиным, художественным руководителем театра, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии надолго останется приятным воспоминанием.

Юрий Соломин - натура цельная, он не впадал в крайности при выборе профессии. Так и идет по жизни - всегда прямо. Родился Юрий Мефодьевич в Чите. Школьником увидел фильм «Малый театр и его мастера», посвященный 125-летию театра. Тогда же узнал о Щепкинском училище, после окончания школы приехал в столицу и стал его студентом.

Судьба преподнесла много подарков. Первый - учеба в классе великой русской актрисы Веры Пашенной. Блестящий знаток традиций Малого театра, устоев, сложившихся еще в те времена, когда он был частью Императорских театров, Вера Николаевна передала эту преданную любовь и знания любимому студенту. Дала не только путевку в театр, но и в кинематограф.

Любой папа узнает в Фамусове себя

Юрий Мефодьевич, вы покорили курян блестяще, с тонким юмором сыгранной ролью Фамусова в «Горе от ума».

Спектакль этот мы в который раз уже в театре обновляем. Мой Фамусов - беспокойный папа, дочка непослушная - ему приходится постоянно быть начеку. Любой папа-зритель узнает в нем себя. Я видел очень многих Фамусовых, один из них — мой учитель Михаил Царев, это была одна из последних его ролей. Время играет очень большую роль в трактовке того или иного образа на сцене. Говорят, что я Фамусова по-новому играю. Да нет, по-старому, так, как меня учили. У меня уже и дочка, и внучка выросли, и все то же самое, так же было с обеими, проблемы те же, что с Софьей происходят. Театр — вещь эмоциональная, очень сердечная, многое зависит от зрителя. Мы одеваемся, гримируемся, слышим включенное на сцене радио, и уже понимаем, кто в зрительный зал пришел.

Как? Занавес-то еще закрыт...

Чувствуем, как собаки чувствуют, что за человек пришел в их дом.

Нсмотря на солидный актерский стаж, вы волнуетесь перед выходом на сцену?

Конечно. Это кажется, что актер спокоен... А каждый раз - как первый. Целый день повторяю текст. Новое место, новый зритель, все новое. Это все действует...

Правду жизни зрители высоко ценят...

Эмоции актера иногда трудно объяснимы. Когда отмечалось 65-летие Победы, коллектив подготовил очень хорошую концертную программу. Мне надо было читать стихи, которые не читал уже лет 20, «Я убит подо Ржевом...». Вышел на сцену, стал читать. Две строчки прочитал, и ком к горлу подступил. Попробовал еще раз. То же самое. Тишина в зрительном зале. Даже не сказал «извините», не мог говорить... просто развел руками и ушел. Был гром аплодисментов. Они поняли. Почему так случилось? Потому что мне много лет, а я все это помню. Это все прожито, выстрадано. Поэтому не просто даются такие сильные вещи. С тех пор я его никогда не читаю.

Не могу предать своих педагогов

Во многих сферах сейчас идет реорганизация. В театре тоже?

Нахрапом, «сверху» ничего делать нельзя ни в одной сфере. Театр — живой организм. Реформу в театре сделать труднее, чем где-либо. С нами очень трудно, потому что мы можем высказать все как есть.

С 1988 года вы возглавляете Малый театр. Продолжаете традицию бережного отношения к пожилым актерам (они очень хорошо играли в спектаклях, показанных в Курске).

Создали фонд «Малый театр». Он появился в помощь нашим старикам, которым мы сами всегда помогали. Но когда пришли люди и предложили свою помощь, мы не отказались. Наши пенсионеры, ушедшие со сцены по состоянию здоровья, знают, что есть театр и он их никогда не бросит. Что касается художественных традиций, мы приверженцы классики. Я не могу предать своих педагогов, что-то в художественных традициях театра кардинально изменить, раздеваться до трусов и бегать по сцене за Лизой в «Горе от ума» на потребу зрителей, дабы громче смеялись. Смеяться надо над смыслом. А когда режиссеры начинают «ковырять» Грибоедова, Пушкина, Островского... Нетронутого мало осталось. Разве можно переделывать? Убирается история, самобытная эпоха. Все эти новые решения... У нас вы что-нибудь нового увидели? Разве что условные декорации. Они «ходят», двигаются. И тем не менее на зрителя большее впечатление производят сам автор, артисты, работа режиссера.

Костюмы выдержаны в стиле эпохи. Мы сохраняем время в спектакле. У нас есть своя колокольня с семью колоколами старинными, им лет по 200, а то и больше. У нас их просили, и церковь просила, но мы не можем с ними расстаться, их звук нужен спектаклю «Царь Федор Иоаннович». Само здание театра, наша сцена вызывают трепет у молодых актеров, ступающих на нее. Когда иностранцы приезжают, актеры других театров страны, они целуют нашу сцену. Я никому, конечно, не говорю, что пол на ней новый, настелен во время ремонта в 1993 году. Все думают, что 200 лет так оно и стоит. Думают - и хорошо! Мы ничего не изменили в цвете, у нас даже декорации в «Горе от ума» желтые, зеленые, синие - это цвета стен театра. Когда проводится ремонт, цвет подбирают в точности такой же. Мы сохранили рампу перед сценой, есть у нас суфлеры. Нам приятно, что театру иногда дарят уникальную антикварную мебель. Подаренный для моего кабинета стол, говорят, из аракчеевской приемной. В театре есть старинные напольные часы, за ними следит специальный мастер-часовщик. Есть и старинные красивые люстры.

Мы не подменяем слова автора более современными. Суть классического произведения, на мой взгляд, менять нельзя. Не может быть Раневская в «Вишневом саде» наркоманкой (не станем уточнять в каком театре). Потому что Чехов этого не писал, поскольку сам был доктор и толк в этом знал. Мы примерно через 10-15 лет обновляем интерпретацию, ведь зритель меняется, он по-другому мыслит. Например, в «Ревизоре» последний монолог Городничего со знаменитыми словами: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь» исполнители не грубо произносят, а со слезами - это страшнее.

По поводу кино вы сказали: «Кина нет», имея в виду, что нет достойного кино?

Достойного — крохи. Играть хочется. Вообще артисты становятся хорошими, если они продолжают учиться и трудиться каждый день. Но выбирать надо. Порой и «прокалываешься»... Предлагают роль в небольшом сериале. Ну, думаю, ладно. Тема пожилого человека, которого одолевает много житейских проблем. А что в результате из фильма получилось, мне даже стыдно сказать его название... Есть другие фильмы. «Тяжелый песок» - у меня там две сцены всего, но мне не стыдно об этом говорить, не стыдно за фильм, за свою работу. В свое время я тоже снимался во многих остросюжетных фильмах и мордобоем занимался...

Вы?...

В «Адъютанте его превосходительства» пятерых чемпионов Европы и одного мастера спорта раскидал легко. А в другом фильме — «ТАСС уполномочен заявить» - были кадры, где я одному «дал», второму, а третий... попал в больницу. Мне было его так жалко. Я бил непрофессионально, ногой, а он профессионально не увернулся.

Какие из театров России вы можете назвать традиционными и какие предпочитаете?

Мы в хороших отношениях с театром Татьяны Дорониной. Несмотря на ее мужественный характер, ей достается очень крепко за сохранение традиций.

Режиссеры Фоменко, Женовач используют новые формы, но в рамках разумного. Эти два замечательных театра живут, потому что есть у них два замечательных режиссера-педагога. Вообще режиссер должен быть не столько постановщиком, сколько педагогом, который помогает артистам «нащупать» роль. Мы все эти годы контактируем с ними. Когда у театра Фоменко не было здания, мы предоставляли ему наш филиал. На фестивале Островского, который мы проводим каждые два года, начиная с 1993-го, открыли для себя прекрасные театры из провинции. В прошлый раз у нас был маленький театрик из Вышнего Волочка. Играли они на камерной сцене, где зрителей всего 120 человек. Я с удовольствием посмотрел у них «Позднюю любовь», они так работали!.. Вот вам и маленький городок...

Мы в хороших отношениях с Японией. Уже в третий раз предоставляем им бесплатно нашу сцену. Японский театр (я не говорю о старейших - их надо смотреть там) тоже имеет свои интересные традиции, это экзотика.

Нас связывает имя великого Щепкина

На курской сцене начинал играть Михаил Щепкин, его именем названо театральное училище, выпускники которого — ваши артисты.

Да, у нас в театре почти все щепкинцы. Большая группа актеров отправилась на мемориал Прохоровское поле, заедут и на родину Щепкина. Отреставрировали в Москве дом Чехова, щепкинский дом.

- Сколько премьер у вас бывает в году?

Пять должно быть. Четыре точно бывают, однако и пятая в конце концов «с кровью» получается. В репертуаре у нас более 30 названий.

Вы чувствуете заботу по отношению к своему театру со стороны государства?

В свое первое президентство, в трудное время, Владимир Путин, я считаю, спас большие федеральные театры, назначив президентский грант, полагая, что губернаторы поступят также. Сложностей много. 83-й федеральный закон «связывает по рукам». Без аукциона разрешалось тратить по безналичному расчету только сумму до 100 тысяч рублей. А если срочно нужно платье актрисе сшить, обувь актеру новую купить к завтрашнему спектаклю... Хорошо хоть до 400 тысяч увеличили эту сумму, поняв наши проблемы.

Лето - пора волнений абитуриентов. Конкурс в Щепкинский вуз все такой же большой? Среди абитуриентов трудно угадать будущую «звезду»?

Более 120 человек на место. По пять тысяч человек каждый год приезжает. Угадать не трудно. Но в этом году нам пришлось полностью перестроить программу обучения первокурсников, уделив больше внимания их общему образованию, знанию литературы. У них кругозора нет. Они не умеют мыслить... Мы сначала с преподавателями все в ужас пришли. Год потратили на то, чтобы научить их мыслить, читая текст, играя отрывки из пьес. Вот почему я категорически против ЕГЭ.

В 1990 году вы были назначены на пост министра культуры в составе первого правительства РФ. За два года пребывания в этой должности что-то удалось сделать? Чем-нибудь культуре «бедной» помогли?

Удалось решить ряд вопросов, связанных с жизнью театральных коллективов, развитием детского творчества. Был отменен целый ряд устаревших постулатов, норм, правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров.

Пощаться с вами не хочется... Приезжайте к нам еще!

Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей в родном театре, столько же - в кинофильмах, сериалах в кино и на телевидении.

Ряда театральных наград удостоен за роль Фамусова в спектакле «Горе от ума».

С 1980 года начал работать как режиссер. Поставил в Малом театре «Ревизора», «Чайку», «Коварство и любовь», «Власть тьмы», «Три сестры» и другие. В кино и ТВ фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный «Берег его жизни», «В начале было слово».

Президент Ассоциации русских драматических театров.

Академик Международной академии творчества, почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии образования.

Возглавляет фонд «Покровский собор на Красной площади».

Премия «Человек года-2008» Русского биографического института.

В числе многочисленных наград - Орден святого благоверного князя Даниила Московского, медаль «Слава Читы» (№1), Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).

10054 Соломин — название астероида №10054, данное ему в честь Юрия Соломина.

Людмила КУТЫКИНА
ГОРОДСКИЕ ИЗВЕСТИЯ
№ 90 (3261), 28 июля 2012

Детство

Мальчик Юра появился на свет в семье музыкантов. Юрий имеет в роду сибирских предков, т.к. родители были родом оттуда. Мать Зинаида Ананьевна жила в Томске. Мефодий Викторович из Забайкальска. Мама Юрия имела исключительный слух, прекрасно пела. Отец владел всеми струнными инструментами. Его братом был Виталий Мефодьевич Соломин . Знаменитый актер советского кино. Все мы его помним по легендарной роли доктора Ватсона в картине «Шерлок Холмс».

Во дворце пионеров Юрий часто играл в спектаклях. В Чите юнец увидел картину «Малый театр и его мастера». Благодаря ему Юрий Мефодьевич узнает о Театральном институте имени Щепкина при малом театре. Тогда - то он и решил после окончания школы пойти в актеры в это училище.

Юрий поступил сразу же. Его преподавателем на курсе была знаменитая актриса Пашенная Вера Николаевна. После окончания училища он начинает свою актерскую карьеру в Малом театре.

Театр

Впервые Юрий Мефодьевич сыграл на сцене родного театра, когда был студентом второго курса. Он играл в спектакле «Иван Грозный» роль ремесленника. Малый театр стал Соломину родным домом. Он практически жил в его стенах. Ему предлагали роль за ролью. Были как большие, так и маленькие роли. Про это позже Соломин скажет: «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…». Сначала молодой актер снимается в эпизодах.

Юрий Соломин на видео

Так сказать, набивал себе опыт. Чтобы его талант, игру, артистизм заметили режиссеры. Слава, конечно, приходит к Соломину. Ему предлагают основные роли в спектаклях: роль Безайса в «Когда горит сердце», он был Славой и Гришей в «Неравном бое», «Перед ужином», Миши в «Палате». Также известны многие другие работы актера.

Юрий Соломин был очень обаятельным молодым человеком. Присущие ему лиризм и юмор, делали образы ярче и запоминающимися.

Замечена прекрасная игра Соломина в классических спектаклях: «Пучина» «Живой труп». Юрий все больше и больше начинает играть драматических героев. Насколько точно он разбирался в психологии характеров. В свою профессиональную игру он показывает в пьесе «И Аз воздам», где он в роли Николая II.


В театре Соломин Юрий играет разноплановые роли. Вот он молодой джентльмен в «Веер леди Уиндермиер», потом роль Сирано в «Сирано де Бержерак». Мы помним прекрасные спектакли с его участием: «Живой труп», «Леший», «Дядя Ваня», «Лес», «Таинственный ящик», «Мольер», «Любовь Яровая», «Целина». Это всего лишь малый перечень театральных работ. Где показал себя Соломин.

Соломин с особым уважением относился к советским классикам. Особенно он относился к А.П. Чехову. Возможно, поэтому много ролей Юрий сыграл в пьесах этого великого писателя. Позже Соломина назовут «чеховским актером Малого театра». Юрий считает своей лучшей работой роль, сыгранную в пьесе «Дядя Ваня».

Юрий Соломин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым

Юрий Мефодьевич также проявляет себя в роли режиссера постановок в театре. Его режиссерские работы: «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «власть тьмы», конечно же, «Бесприданница».

Юрий Соломин в кино

Соломин пробует сниматься также в фильмах. Именно его преподаватель на курсе Пашенная ненавязчиво рекомендовала Бондарчуку рассмотреть кандидатуру Юрия Соломина на роль князя в «Войне и мир». Но, на эту роль был утвержден прекрасный Вячеслав Тихонов , который справился со своей задачей блестяще. Соломин сыграл в огромном количестве фильмов, сериалов. Были роли на телевидении. Все герои не похожи друг на друга. Разные характеры, драмы. Соломин с каждой ролью справлялся блестяще, принося в каждый образ особую индивидуальность.

После выхода в прокат фильма «Адъютант его превосходительства» Соломин становится еще более известным. Далее следуют лучшие его роли: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…». Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». Каждый персонаж уникален по-своему. Его герои стали любимыми многими поколениями зрителей далеко за пределами СССР. Его знали в Германии, Японии, Чехословакии, Болгарии.


Лучшими и любимыми ролями в кино для Соломина являются фильмы «И был вечер, и было утро», где он сыграл Штубе, и «Сильные духом» персонаж Геттеля.

Благодаря работе в кино, Соломин знакомится с прекрасными режиссерами и актерами: Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади. Многие из них стали в последствии друзьями Юрия Мефодьевича.

Юрий Соломин пробует себя в роли режиссера кинематографа. Но, признаться, знаменитый актер никогда об этом не задумывался. Он тогда не предполагал, что это. Волею судьбы Юрий стал известным режиссером. Позже его назначили художественным руководителем Театрального училища имени Щепкина.

В режиссерской работе Соломину больше всего нравится процесс, возможность помочь актеру направить, наставить его на роль.

Личная жизнь Юрия Соломина

В своей жизни Соломин стал мужем один раз и на всю жизнь. Супруга Соломина Ольга Николаевна подарила Юрию дочь Соломину Дарью Юрьевну. В свою очередь. У Дарьи есть также дочь, которую зовут Александра. Дедушка очень гордится своей внучкой. Он ее обожает. Вся семья Соломиных живет в необычайной гармонии и любви. В их домашнем хозяйстве имеются: овчарка Маклай - любимая, и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка, и кошка Дуся. Даже в космосе его именем названа малая планета.


По настоящее время Соломин живет и работает в Москве.


Награды

Юрий Соломин за свою жизнь получил многие награды, звания. Он народный артист РСФСР, СССР, Кыргызстана. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых, имеет ордена почета за заслуги перед Отечеством, орден Почета, орден Дружбы народов, Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру». Премия «Человек года-2008» Русского биографического института присвоена Соломину. Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе так же нашла своего счастливчика в Соломине. Юрий Мефодьевич Почётный профессор МГУ, Почётный гражданин города Арсеньева.

Юрий Мефодьевич Соломин. Родился 18 июня 1935 года в Чите. Советский, российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный педагог, государственный и общественный деятель России. Народный артист СССР (1988). Министр культуры РСФСР (сентябрь 1990 - ноябрь 1991).

Юрий Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910-1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905-1960).

Мать Зинаида Ананьевна жила в Томске. Мефодий Викторович из Забайкальска. Мама Юрия имела исключительный слух, прекрасно пела. Отец владел всеми струнными инструментами.

Юрий Соломин - старший брат известного актера (умер в 2002 году).

С детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров.

Ещё в Чите он увидел фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию театра. Тогда же узнал и о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Малом театре и после окончания школы в 1953 году поступил в училище, на курс великой актрисы Веры Пашенной.

В 1957 году, по окончании училища, Соломин был принят в труппу Малого театра. Среди ролей, сыгранных актёром на прославленной сцене, - Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Федя Протасов в «Живом трупе», Войницкий в «Дяде Ване» Сирано де Бержерак в пьесе Э. Ростана и царь Фёдор в трагедии А. К. Толстого.

Свойственные ему лиризм и юмор, делали образы яркими, запоминающимися. Со временем Юрий всё больше и больше стал играть драматических героев. И то, как он точно умел разбираться в психологии героев, он великолепно показал в пьесе «И Аз воздам», где сыграл Николая II. Потом были «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Леший», «Дядя Ваня», «Лес», «Таинственный ящик», «Мольер», «Любовь Яровая», «Целина». Это лишь малая часть театральных работ, где с блеском показал себя Ю. Соломин. С особым уважением актёр относится к произведениям А. П. Чехова, в пьесах которого сыграл множество ролей. Много их было и в спектаклях по произведениям советских классиков. Юрий Мефодьевич замечательно проявил себя и в качестве режиссёра в таких театральных работах, как «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «Власть тьмы», «Бесприданница».

С 1980 года работает в театре и как режиссёр.

С 1961 года он также преподаёт в своём родном театральном училище, является профессором, проводит мастер-классы с иностранными студентами. С 1988 года является художественным руководителем Малого театра.

В кино Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь». Режиссёру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная.

А всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Этот замечательный советский фильм для многих наших граждан оказался настоящим открытием, так как до его появления наш кинематограф не осмеливался именно таким образом показывать гражданскую войну - всю её трагичную многообразность, где правда была не только на стороне красных. Затем были другие фильмы, где Ю. Соломин великолепно сыграл революционеров, офицеров Белой, Красной и Советской армий, разведчиков и контрразведчиков. В итоге, из галереи этих портретов, Юрий Мефодьевич создал некий собирательный образ русского офицера, который свою жизнь посвятил служению Отечеству.

Он сыграл главные роли во многих известных фильмах, в том числе «Дерсу Узала» А. Куросавы, «Блокада», «Летучая мышь» и «ТАСС уполномочен заявить...».

Юрий Соломин в фильме "Адъютант его превосходительства"

Юрий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Юрий Соломин в фильме "ТАСС уполномочен заявить..."

Своими любимыми своими киноролями называет Штубе в фильме Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро» и Геттеля в «Сильных духом» Виктора Георгиева.

В 1990-1991 годах Юрий Соломин был Министром культуры РСФСР.

Является членом Союза кинематографистов России, членом Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии», президентом Ассоциации русских драматических театров и президентом Фонда «Покровский собор на Красной площади». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в президенты РФ и действующего на тот момент председателя Правительства России Владимира Путина.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Юрий Соломин в программе "Судьба человека"

Рост Юрия Соломина: 178 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Соломина:

Женат на актрисе (1931 г.р.). Они познакомились, когда были студентами театрального училища. В этом браке имеет дочь (1965 г.р.), которая в 1990 году подарила ему внучку Александру.

"Да, я счастлив. И это заслуга моей жены – Ольги Николаевны. Она со мной с 4-го курса театрального училища, ей многое пришлось пройти, и никакие беды нас не разлучили", - говорил Юрий Соломин.

Фильмография Юрия Соломина:

1960 - Бессонная ночь - Павел Егорович Кауров, инженер (дебют)
1965 - Музыканты одного полка - Алексей Илютинский, валторнис
1965 - Сердце матери - Дмитрий Ульянов
1965 - Погоня - Николай Макарович, майор, охотник
1966 - Верность матери - Дмитрий Ульянов
1967 - Сильные духом - майор Геттель
1967 - Весна на Одере - Александр Мещерский, капитан
1969 - Красная палатка - Трояни, инженер
1969 - Адъютант его превосходительства - Павел Андреевич Кольцов, капитан, старший адъютант генерала Ковалевского
1971 - И был вечер, и было утро... - Штубе
1971 - Кочующий фронт - Алексей Шмаков, корнет
1971 - Инспектор уголовного розыска - Сергей Иванович Головко, майор милиции
1971 - Даурия - Семен Нагорный, кузнец, большевик
1971 - Море в огне - Петров, капитан
1972 - Право на прыжок - новый тренер Виктора Мотыля
1972 - Четвёртый - Чарльз Говард
1972 - Моя жизнь - Владимир Благово, доктор
1973 - Блокада - Алексей Звягинцев, майор
1975 - Соколово - генерал Шафаренко
1975 - Дерсу Узала - Владимир Арсеньев
1976 - Мелодии белой ночи - Илья, композитор-дирижёр
1976 - Преступление - Александр Владимирович Стрельцов, майор милиции, следователь
1977 - Хождение по мукам - Иван Ильич Телегин
1978 - Квартет Гварнери - Василий Игнатьевич Возницын, чекист
1978 - Школьный вальс - Павел Кнушевицкий, отец Зоси, главврач
1978 - Обыкновенное чудо - трактирщик Эмиль (вокал - Леонид Серебренников)
1979 - Летучая мышь - Генрих Айзенштайн (вокал - Владимир Барляев)
1980 - Свет в окне - Владимир Александрович Егоров
1980 - Скандальное происшествие в Брикмилле - Джордж Кэттл, управляющий банком
1981 - Крик тишины - Дронов
1983 - Клятвенная запись - царь Федор Иванович
1983 - Лунная радуга - Никольский
1983 - Тайна виллы «Грета» - Онорес, депутат от Национального фронта
1984 - Берег его жизни - Николай Миклухо-Маклай
1984 - ТАСС уполномочен заявить... - Виталий Всеволодович Славин, полковник КГБ
1985 - Утро без отметок - Славин, разведчик из сна Глеба
1985 - Софья Ковалевская - великий князь
1986 - Певучая Россия - Митрофан Пятницкий
1987 - Загадочный наследник - Олег Сергеевич Зыкин, посол
1989 - Сувенир для прокурора - Захар Петрович Измайлов, прокурор
1990 - ...И аз воздам - Николай II
1991 - Привал странников - Владлен Андреевич Греков
1991 - Анна Карамазофф - генерал-полковник
1992 - Сны о России - граф Александр Андреевич Безбородко, вице-канцлер Российской империи
1993 - В начале было слово - Святослав
2003 - Прощание в июне - Репников, ректор университета
2003 - Претендент - отставной адмирал
2003 - Родина ждёт - Владимир Тимофеевич Рокотов, генерал-лейтенант
2003 - Покаянная любовь
2004 - Московская сага - Борис Никитич Градов, доктор
2005 - Чайка - Пётр Николаевич Сорин, брат Аркадиной
2007 - Поцелуи падших ангелов
2008 - Мальтийский крест - Пётр Алексеевич Долматов
2008 - Непобедимый - Рокотов, генерал
2008 - Тяжёлый песок - Андрей Михайлович Дольский, адвокат
2009 - Исаев - Владимир Александрович Владимиров, отец Исаева
2009 - Кромовъ - Томилин, генерал
2010 - Точка кипения - Иван Матвеевич, охранник в больнице
2014 - Бульварное кольцо

Телеспектакли Юрия Соломина:

1963 - Собаки - Франсуа, охранник фермы, сын Питера Лабушана
1967 - Случай в гостинице - Марек, студент-медик
1968 - Барсуки - прапорщик
1968 - Грех - Пётр Букович
1989 - Тройка - Лобанов
1998 - Чайка - Борис Алексеевич Тригорин
2002 - Горе от ума - Фамусов

Режиссёрские работы Юрия Соломина:

1980 - «Скандальное происшествие в Брикмилле»
1984 - «Берег его жизни»
1993 - «В начале было слово»
2006 - «Оставайся со мной»

Театральные работы Юрия Соломина:

1957 - «Макбет» У. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов - Флинс;
1957 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Парень;
1957 - «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов - Мальчик;
1957 - «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков - Молодой солдат, Офицер;
1957 - «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков - 3-й корреспондент;
1957 - «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков - Газетчик;
1958 - «Когда горит сердце» В. Кина. Режиссёр: А. А. Гончаров - Безайс;
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик Л. А. Волков - Дворовый парень, Митюшка;
1959 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Джентльмен;
1959 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Молодой джентльмен;
1959 - «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Юрий;
1959 - «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос - Веселый сотрудник;
1959 - «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Тишка;
1960 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Петр, Гость;
1960 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Зритель в суде;
1960 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - 2-й конвойный;
1960 - «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос - Слава;
1961 - «Взрыв» И. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Лопатин;
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Аркадий;
1962 - «Коллеги» В. П. Аксёнова, Ю. М. Стабовой. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов - Сержант;
1962 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский - Танцующий;
1962 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Сесиль Грехем;
1962 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Исидор;
1962 - «Палата» С. Алешина. Режиссёр: Л. Верпаховский - Миша;
1963 - «Перед ужином» В. С. Розова. Режиссёр: В. Монахов - Гриша;
1963 - «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова. Режиссёр-постановщик Е. Р. Симонов - Федя;
1964 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино;
1966 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Игорь Ильинский - Хлестаков;
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки. Режиссёр-постановщик: Г. Аврамов (Болгария) - Ковачев;
1970 - «Твой дядя Миша» Г. Д. Мдивани. Режиссёр-постановщик: В. Б. Монахов - Валерий;
1973 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Кисельников;
1976 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Неизвестный;
1976 - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Иван Петрович (Ваня);
1976 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино;
1976 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр: Борис Равенских - царь Фёдор;
1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Михаил Яровой;
1978 - «Берег» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Княжко;
1981 - «Целина» Л. И. Брежнева, режиссёры-постановщики Б. А. Львов-Анохин и В. М. Бейлис - Ведущий;
1983 - «Картина» Д. А. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Е. Хейфец - Астахов;
1983 - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Режиссёр: Рачья Капланян - Сирано;
1984 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлопов;
1984 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: В. М. Соломин - Федя Протасов;
1985 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлестаков;
1987 - «Игра» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Крымов;
1988 - «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Б. Морозов - Войницкий;
1990 - «И Аз воздам» С. Кузнецова. Режиссёр-постановщик Б. А. Морозов - Николай II;
1993 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: С. А. Соловьёв - Войницкий;
1996 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Тригорин;
1999 - «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик Ю. М. Соломин - Карп;
2000 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: С. В. Женовач - Фамусов;
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина. Режиссёр-постановщик: Ю. М. Соломин - Сен-Феликс;
2009 - «Мольер» М. А. Булгакова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Жан-Батист Поклен де Мольер.

Завтра Малый театр открывает новый сезон. «Известия» встретились с художественным руководителем прославленной труппы народным артистом СССР Юрием Соломиным и расспросили его о творческих планах, отношении к современным пьесам и несостоявшихся проектах.

- Юрий Мефодьевич, каким спектаклем Малый театр откроет 262-й сезон?

Наш театр - это национальное достояние. Долгие годы у нас существует традиция - открывать сезон Островским, Гоголем или Грибоедовым. Это - классика русской драматургии. 17 лет назад на этой же исторической сцене мы представили зрителям премьеру «Горе от ума» Грибоедова. И с той поры мы каждый сезон открываем этой постановкой.

- Какие премьеры вы готовите к выпуску?

Народный артист России Вячеслав Езепов поставил «Маленькие трагедии» Пушкина, в которых еще и сыграл сам сразу три роли. А я готовлю к выпуску «Женитьбу» Гоголя.

- Расскажите поподробней о «Женитьбе».

Ну а что говорить о ребенке, который еще не родился? Я так не умею. Могу рассказать только, что заняты в нем будут наши ведущие артисты: Людмила Полякова, Борис Клюев, Ирина Муравьева, Александр Ермаков, Алексей Кудинович и много еще кто.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

- Вы будете верны традициям или удивите зрителей неожиданной интерпретацией Гоголя?

- Пьесу «Женитьба» знают все. Поэтому удивлять мы будем тем, что попытаемся показать Гоголя так, как он и задумал свое произведение. Мы как и прежде традиционны.

- Когда премьера?

В ноябре. А до этого, в октябре, выйдет «Царь Борис» по Алексею Константиновичу Толстому. В главной роли - народный артист России Валерий Афанасьев. Когда-то на исторической сцене шла вся драматическая трилогия Алексея Константиновича - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Этой осенью исполняется 200 лет со дня рождения писателя. И нам хотелось напомнить всем об этой большой дате.

Отметив переезд в историческое здание после ремонта, театр представил зрителю сразу две премьеры - «Таланты и поклонники» и «Король Лир». На них невозможно было достать билеты!

И мы радуемся такому вниманию зрителей. Как только историческая сцена начала работу, у нас в театре постоянно аншлаги на всех спектаклях. Осенью мы ждем зрителей на новые премьеры.

Кроме своих режиссеров, вы в этом сезоне начали работу с постановочной группой из Израиля. Почему вы пригласили зарубежных коллег?

Режиссер Илан Ронен, бывший художественный руководитель театра «Габима» из Тель-Авива, поставит трагикомедию Дюрренматта «Визит старой дамы». Почему я пригласил Илана ставить у нас? Я смотрел его спектакли и остался под большим впечатлением. Постановочная группа уже начала работать. Они приезжали во время нашего отпуска, пообщались с нашими артистами, художниками, сценографами. Сейчас в наших пошивочных цехах создают костюмы и обувь. В спектакле будет занята почти вся труппа Малого театра.

Вообще каждый сезон мы стараемся приглашать коллег из-за рубежа. С 2010 года мы сотрудничаем с режиссером из Италии Стефано ди Лука. Он поставил в Малом театре уже три спектакля: «Влюбленные», «Филумена Мортурано» и «Слуга двух господ». Пять лет назад мы сотрудничали с французским постановщиком Жоржем Лаводаном - сделали с ним пьесу «Сирано де Бержерак».

Министр культуры Владимир Мединский, побывав у вас на сборе труппы, посоветовал Малому театру ставить больше спектаклей о современной России, отметив, что и Чехов, и Островский писали о своих современниках.

- А кому не хочется ставить пьесы о современной России? Всем хочется. Но дело в том, что пьеса должна быть хорошо написана. Если бы вы каждый день читали то, что мне приносят, то попали бы в больницу. Когда появится достойная пьеса, тогда мы подумаем. А пока я люблю русскую литературу. Несколько лет назад у нас шли спектакли по Распутину, Шукшину. Я восхищен ими. А еще - Абрамовым, Беловым... Вот эта та компания из русской литературы второй половины XX века, про которую сейчас можно сказать: наши классики. Если будут такие авторы - будем ставить. Но пока второго Распутина не появилось.

Назовите мне, кто сейчас ставит пьесы о современной России? Всё больше переделывают классику под себя, под современность. Это всё равно что на меня надеть сейчас кожаный пиджак. Это - не мое.

- Среди современных драматургов вы не видите достойных Малого театра?

Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно. Мало кто сравнится с Островским, Чеховым, Гоголем, Шекспиром.

- Предложение Мединского было неожиданным для вас?

Нет, почему же. Я понимаю его как министра. Конечно же, современная драматургия нужна. А где ее взять? Есть достойные художественные произведения, хорошие книги, но это же не пьесы. По ним надо делать инсценировки. А это довольно-таки сложно. В принципе можно было бы поработать и написать инсценировку по хорошей прозе. В прошлом году мы чуть не выпустили пьесу под названием «Ялта». И я в ней даже должен был играть роль.

В основе постановки была книга шведского писателя Лукаса Свенссона.

- Это о Ялтинской конференции 1945 года?

Да. О дележе, о политике. Кстати, книга очень даже неплохая. Поэтому мы и согласились. Но когда мы начали работать, получались нестыковки. Это надо было залезать в какой-то исторический материал, что-то уточнять и доделывать. А у нас все-таки на это нет времени. Два-три месяца и мы должны выпустить спектакль.

- Для постановки «Ялты» требовалась большая дополнительная работа?

Конечно, но я не обвиняю режиссера Александра Нордштрема в этом. Кстати, он перевел книгу Свенссона со шведского на русский.

- Полагаю, в этом спектакле вы должны были играть президента США Рузвельта?

Не скажу. Не состоялся спектакль, так что чего зря трепаться... Ну а кто его знает, может, еще и вернемся к этому материалу.

В эти дни у вас двойной праздник: не только открытие сезона, но и 60 лет, как вы работаете в Малом театре. А как вас принимали старики, кумиры, когда вы только появились в этом коллективе?

Так же, как сегодня мы принимали выпускников Театрального училища имени Щепкина. Только я пришел в костюме и галстуке, а молодежь нынешняя приходит в свитерах и подтяжках. Поэтому я им и порекомендовал прямо со сцены: прежде чем идти в Малый театр, посмотрите на себя в зеркало. Дома так можно ходить, но театр - это святое для нас. Так я приучен. Я тоже не люблю ходить в костюме каждый день. Дураком выглядишь. Но в Малом театре все мужчины соблюдают этикет. А молодежь - обалдуи. Ну ничего, научатся.

Хотя молодежь молодежи рознь. Вы знаете, я тут недавно видел телепередачу, где мальчишка четырех лет пел песню «Священная война». «Пусть ярость благородная...» Он так пропел «благородная», что у меня ком в горле встал. Я своим студентам обязательно покажу эту запись. Пусть учатся. А мальчишка - гений. Он прочувствовал песню. Ему дан Богом актерский талант. Я был поражен его органикой. Ну а потом он еще и монолог Гамлета прочел, да так поразительно сердечно, что, извините, все Гамлеты, которых я видел, в сравнении с этим малышом не идут. Я не преувеличиваю. Ну а если и преувеличиваю, то самую малость.

- Не было у вас желания найти этого мальчика и позвать в Малый театр на небольшую роль?

Было. Вот поеду в Казань на гастроли и найду его. Он ведь живет там. Признаюсь вам, я бы его взял не в труппу, а в училище, - и сразу дал бы ему диплом. Чтобы он просто жил в Москве с папой и мамой и ходил в Малый театр, как в детский сад. Такого человека учить не надо.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Театральное училище имени Щепкина в 1957 году, после чего был зачислен в труппу Малого театра. С 1988 года - его художественный руководитель. С 1990 по 1991 год был министром культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».