«Сотников» главные герои. Можно ли простить предательство? По повести В. Быкова «Сотников» (Школьные сочинения) Кем был рыбак до войны сотников

Рыбак в повести Быкова , образ неоднозначный и можно сказать сложный. Мужчина сочетает в себе силу, аналитическое мышление, но в то же время весьма противоречивый характер. За это, говорят его воспоминания из детства. Рыбак вспоминает случай, когда по его вине пострадала соседская девочка и отцовская лошадь с телегой, а он сам, боясь наказания, отсиживался в лесу. Он посчитал, что его непременно должно ждать наказание.

Эта трусость со временем, конечно же, переросла в некую осторожность. Поэтому, когда мужчина, находясь в партизанском отряде, отправился с «приболевшим» Сотниковым в деревню, в какой-то мере предчувствовал надвигающуюся опасность.

В момент, когда оказался раненым, Рыбак не бросил его. Это доказывает его человечность по отношению к окружающим. Он до последнего пытался «спрятать» товарища, и поэтому сам оказался в плену.

Что же случилось с Рыбаком в темном подвале? Почему он предпочел предать родину, однополчан и сокамерников? Почему не пошел как Сотников, до конца? Ответы на поставленные вопросы не нужны. Сложно осуждать человека, когда у него есть хоть и маленький, но все же выбор, между жизнью и смертью. Ведь Рыбак до последнего не соглашался переходить на сторону полицаев. Он считал себя патриотом, и только страх перед неминуемой гибелью заставил его вступить в спор с совестью. И даже тогда, мужчина не собирался подчиняться фашистам, убивать мирных жителей и пытать «изменников». В его планах до последнего было сбежать обратно, к своим.

Но сбежать не получилось. И вот он теперь находился по другую сторону «баррикад». Но как с этим жить, ведь в Рыбаке нет этой черствости и жестокости присущие тому, кто добровольно вступил в ряды полицаев. Кто за сытую и «безоблачную» жизнь продал навеки душу и похоронил в себе все человеческое. Кто предал не только свою страну, родных и любящих людей, но и лишился возможности навсегда обрести душевный покой.

С такими «людьми» Рыбак не хотел продолжать «сотрудничать». Он понял, что отныне смыслом его жизни будет разрушать человеческие судьбы, а к этому он не был готов. До его сознания начало доходить то, что и он теперь мертв, так же как Сотников, Дьячиха и Староста. Только разница была в том, что они умерли физически, а духовно обрели свободу. А Рыбак умер именно духовно, а физически попал в рабство. На нем теперь до конца жизни будет клеймо позора, и это отметку не смыть даже собственной кровью. Он стал палачом и одновременно «марионеткой» в руках фашистов. Стоит ли этого «холеная» жизнь, да и существование в целом? Ведь не это являлось конечной целью Рыбака.

Так как Рыбак теперь был палачом, он решил приступить к своим непосредственным обязанностям, казнить того, кто больше всего в этом нуждался, а именно себя. Мужчина решил добровольно и теперь уже осознанно сдаться смерти. Только он не учел одного, что и на смерть, как и на жизнь, не всегда сразу дается второй шанс. Ремень, на котором он рассчитывал повеситься, при допросе был изъят и теперь, его никчемному существованию ничего не может угрожать…

Нравственный выбор героев. (По повести «Сотников»)

В каждой новой повести Быков ставит своих героев в еще более сложные ситуации, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир человека и определить их человеческие ценности. В повести «Сотников» партизан Рыбак и Сотников, выполнявшие задание отряда, оказались в руках полицаев. В произведении есть впечатляющая сцена допроса. Монотонно-одинаковые вопросы следователя: «Жить хочешь?» И ответы… Простые, ясные, исполненные достоинства - Сотникова, знающего, что никакая хитрость не поможет, если только не перепутать ее с подлостью. И подобострастные, виляющие, беспомощно путающие следы - Рыбака. И следователь-предатель, видно, почувствовал, что этот человек хочет жить во что бы то ни стало, и поэтому с ним можно договориться. И Рыбак уступает ему пусть медленно, явно выгадывая что-то, еще пытаясь сохранить верность чему-то прежнему, но шаги уже сделаны, и надо только помочь ему. Когда Рыбак услышал: «сохраним жизнь», он ясно ощутил свободу. То, что он должен вступить в полицию, служить великой Германии, воспринималось как второстепенное, это потом, а сейчас - свобода, жизнь. Чуть позже он крикнет, что готов служить в полиции. Этот крик - как заявление о приеме, а окончательное оформление - выбить чурбан из-под ног Сотникова. Выбор же им был сделан раньше, в кабинете Портного.

Рыбак думал перехитрить врага, спасти свою жизнь ценою мелких уступок мелких признаний, а затем продолжить борьбу с врагом. С потрясающей силой писатель показывает, как происходит падение Рыбака. Сдавая позиции, раз за разом уступая врагу, он, спасая свою шкуру, встает на путь предательства и из партизана превращается в пособника врага.

Почему же он встал на путь предательства? Ведь у Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, в бою ведет себя достойно. Но, мне кажется, что в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком.

Ему сохранили жизнь, но после предательства она потеряла для него всякую ценность. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что нашел еще одного предателя. Вряд ли он видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который остался кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил возможность другого пути: продолжение борьбы с врагом, возможность признания в своем падении товарищам, в конечном итоге, искупление вины.

Сотников открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится им, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанам. Долг перед родиной, перед людьми, как главнейшее проявление нравственности - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческого достоинства, солдатской чести, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я партизан, остальные тут ни при чем». Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - реальная единственная ценность.

Но надежда спасти кого-то призрачна, и ему ничего не осталось, как уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. «Иначе, зачем тогда жизнь? - думал Сотников. - Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Уже перед самым концом, едва держась на ногах, Сотников бредет к месту казни, и его мучает мысль о том, что множество человеческих жизней «со смерти Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества». Да многому ли они научили человечество? В его душе проснулось милосердие к оступившемуся. Он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который, как гражданин и человек чего-то не добрал.

Сотников, этот праведник и заступник, этот великомученик войны, несет свой крест до конца. В самые последние мгновения жизни он не был рабом обстоятельств, рабом неизбежности: сам оттолкнул чурбан, не дал себя вздернуть и даже нашел в себе мужество улыбнуться мальцу в буденовке и всему оставшемуся миру. Наверно, «жалкая», «вымученная» улыбка, думает он сам. Но улыбка все же, а не слезы, которые он себе не позволил.

Сотников проявляет такую силу духа, такую стойкость, преданность делу, что даже смерть в общей структуре произведения становится проявлением героизма.

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг всегда вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой был вручен приз автору, кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и всепрощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за самые тяжкие преступления.

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

    • Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров - нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священный круг», «песни пламенны и музам и свободе». В ночи поэт чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, влача сомнений груз, разочарованный душою...» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто […]
    • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
    • Вот, наконец-то, я снова здесь. Мой кусочек рая, мой любимый пляж. Каждое лето я приезжаю сюда, и как же здесь хорошо, как радостно снова сюда вернуться… Я сижу на берегу моря и не верю пока до конца, что впереди столько прекрасных летних дней, что не нужно никуда спешить, а можно просто так тихо сидеть, и любоваться морем, и слушать крики чаек. В голове крутится песенка Земфиры, что-то про «небо, море, облака»… Это и все, что я вижу сейчас, что мне так долго хотелось увидеть. Позади остался напряженный […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что‑то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского «Море». Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. […]
    • Имя Проспера Мериме по праву занимает свое место в блестящей плеяде французских реалистов второй половины XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака и их младшего современника Мериме стало вершиной французской национальной культуры послереволюционного периода. Писатель хотел дать представление о жестоких нравах XIV в., не нарушая исторической достоверности. В 1829 г. П. Мериме приступил к написанию новеллы «Маттео Фальконе». Новеллы Мериме поражают своей эмоциональной выразительностью и лаконичностью. В новеллах […]
    • Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
    • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
  • Василь Быков – военный писатель. В его книгах описываются повседневные военные события, жизнь и быт солдат, показывает все неприглядные стороны жестокой войны, ломающей судьбы людей.

    В книге «Сотников» - два главных героя, Сотников и Рыбак. В них много общего, они оба – храбрые и смелые войны, оба на фронте с первых дней войны. И Сотников, и Рыбак люто ненавидят фашистов и их прихвостней. Они надежные товарищи, готовые прийти на помощь, презирая опасность. На их счету убитые фрицы, подвиги, ранения. В этих двух героях имеются и различия, как внешние, так и внутренние.

    Сотников – интеллигент до мозга костей, до войны работал в школе учителем. У него слабое здоровье, с детства проблемы с легкими. Быть отличным воином и боевым товарищем ему помогает твердая сила духа, решительность и упорство. Его идейных соображений не сломить, он твердо уверен, что фашизм – это зло, которое необходимо уничтожить.

    В начале войны Сотников был командиром батареи, которая в первом же бою была полностью уничтожена. Сотников попал в плен, но ему повезло сбежать. Он присоединился к партизанскому отряду, и снова начал воевать.

    Рыбак – это здоровый деревенский парень, с детства он знает все «прелести» крестьянского труда. Быть хорошим бойцом ему помогает большая физическая сила и выносливость, а также отменное здоровье. Рыбак – предусмотрительный, хозяйственный мужик. Он был старшиной роты, потом получил ранение. После того, как он поправился, Рыбак ушел в партизанский отряд.

    Командир отряда дал задание бойцам раздобыть каких–нибудь продуктов для отряда, и выбор пал на Сотникова и Рыбака.

    Было предложено идти другим бойцам, но они отказались, и вызвался Сотников. Хотя он плохо себя чувствовал, но его высокие идейные принципы не позволили ему, как другие, отказаться, и Сотников пошел. Ему очень тяжело, постоянно бьет тяжелый кашель, да и одет он не по погоде. Рыбак всю дорогу заботится о товарище, он помогает ему идти. У старосты он дает возможность Сотникову согреться. Он выполняет всю работу, Сотников является для него просто обузой, особенно после ранения. Рыбак не упрекает его, даже сочувствует больному и раненому другу. Высокоморальный Сотников глубоко чувствует свою вину, так как понимает, что не в силах выполнить свой долг перед страной, перед людьми. Он мучительно страдает, что подвел Рыбака, ни в чем не повинную женщину Демчиху, винит себя в том, что к старосте отнеслись слишком мягко.

    Попав в плен к полицаям, эти чувства обостряются еще больше, и он в последний момент хочет все изменить. Сотников берет все на себя, выгораживая своих друзей по несчастью, но это не приносит никакого результата. Полицаи уже вынесли решение, и невинных людей ждет петля. Сотников, улыбнувшись мальчишке из толпы, спокойно принимает смерть.

    Рыбак же пытается до последнего найти какую-нибудь лазейку, в его душе происходит борьба. Рыбак ненавидит фашистов, но ему хочется спасти свою жизнь. Он думает, что если оказаться среди врагов, можно изнутри бороться с фашистской машиной, давящей сознание и жизни людей. Желание выжить любой ценой толкает его на предательство, и Рыбак в последний момент переходит на сторону врага. И все – таки Рыбак осознал, какую он совершил ошибку, что теперь у него нет выхода. Он остался жить физически, но умер духовно, и нет возврата.

    Несколько интересных сочинений

    • Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского (характеристика)

      Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» необычна своим повествованием, героями. Автор сумел соединить в единую связь реальность и фантастику происходящего. Мальчик, уснувший рядом с музыкальной табакеркой

    • Колобок - анализ русской народной сказки

      Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

    • Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль Фонвизина

      Крепостной Тришка, принадлежащий семье Простаковых выведен для демонстрации невежества дворян. Целью писателя было восславить разум и заклеймить невежество

    • Юность – самая лучшая пора. В это время ты полон сил и энергии. Твоё сердце полно радужных надежд и тебе кажется, что впереди только хорошее. Для молодых очень важно, чтобы их признавали в обществе

      Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий


    Можно ли простить предательство

    По повести Василя Быкова «Сотников»

    Военное прошлое не отпускало известного белорусского писателя Василя Быкова еще долгое время. Быков неоднократно возвращался в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны, создавая впечатляющие произведения, в которых не просто показывал истинное лицо войны, но и пытался решать множество философских вопросов, поднимая важные и глубокие проблемы нравственного выбора в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Самым значительным в идейном плане произведением Быкова стала небольшая повесть «Сотников», написанная в 1969 г.

    В повести оказываются вовлечены в общее дело два человека – Сотников и Рыбак. В военное время они смогли каждый по-своему показать свое истинное лицо, которое при обычной жизни, возможно так и не представился бы случай продемонстрировать. Война открывает души людей заставляя их вставать именно на тот путь, какой они выбирают самостоятельно. Сотников показал себя честным человеком, который с достоинством прошел через нечеловеческие испытания и даже перед лицом неминуемой смерти не отрекся от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь. Рыбак же, который вначале был показан знающим, опытным и сильным человеком, оказался слаб душой и предал Родину, боясь смерти. Он спасает свою жизнь ценой предательства и этим обесценил ее полностью. Он стал врагом, ушел в иную плоскость бытия, где ради собственной жизни можно встать на путь убийств и предательства. Быков изучает старую истину, гласящую, что на пороге смерти человек показывает себя таким, какой он есть в реальности, без лживых и удобных масок, которые он носил в обычной жизни. Только в ситуации тяжелого морального выбора можно увидеть, что есть у человека за душой, насколько крепки его убеждения и гражданская позиция.

    Когда герои пошли выполнять задание, то поначалу кажется, что более подготовленный и смекалистый Рыбак – образец настоящего советского солдата, способного на подвиг. Сотников показан хилым, болезненным, однако и их внутренний мир совершенно противоположен. Рыбак, который всегда мог отыскать выход из опасной ситуации, в моральном отношении может пойти на предательство, а Сотников до последнего вздоха стоит на своем, оставаясь верным высшему долгу – перед Родиной, своим народом, перед самим собой: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь?».

    Рыбак не хочет погибать и соглашается на условия полицаев, а Сотников, теряя сознание от изуверских пыток, не сказал ни слова. Он не просто не страшился смерти, он смирился с ней. Да, его гибель не будет смертью героя, но это будет честная смерть честного человека, который не сломался. Сотников понимает, что может хоть чем-то помочь и другим жертвам полицаев, поэтому перед казнью он сказал следователю: «Я - партизан, остальные тут ни при чем». Рыбак пошел на сделку с совестью, однако оставил небольшую лазейку, решив, что при первой же возможности сбежит.

    Что Сотников чувствует по отношению к своему бывшему боевому товарищу? Незадолго до смерти он понимает, что не может требовать от другого человека того, же, что требует от самого себя. Он переоценил мнение о Рыбаке, посчитав, что он - простой человек с недостатком важного в душу Однако он дал волю эмоциям, когда в ответ на неловкое извинение Рыбака не сдержался и послал его к черту.

    Рыбак не смог превозмочь себя, когда судьба поставила перед ним жесткий выбор. Да, в порыве отчаяния он был готов повеситься, но потом появился призрачная возможность выжить, чем Рыбак не преминул воспользоваться. Выбор Сотникова, которого он не очень-то сильно уважал за хилость и болезненность, буквально поразил его. Рыбак выбрал путь предателя, хотя и оправдывал себя перспективами сбежать при удобном случае.

    Можно ли простить предательство? Есть в мире вещи, которые прощать нельзя. Предательство Родины, своего народа, самого себя – это не просто тяжелый моральный выбор и вечный крест, это замаранная навсегда душа, исковерканная жизнь, в которой больше нет ничего от того человека, которым был предатель ранее. Понять можно, простить – нельзя.

    Повесть Быкова «Сотников» наполнена глубокими мыслями о вечных проблемах – жизнь, смерть, долг, гуманизм, верность, предательство. Автор мастерски рисует психологические портреты героев с помощью жестов, мимики, коротких реплик, создавая яркую, сильную и цельную картину, повествующую об общечеловеческих, нравственных и моральных темах. Это невероятно эмоциональное произведение заставляет нас задуматься о собственной жизни, дает толчок к переоценке своих ценностей и убеждений.