Сочинение на тему за что и против чего борется чацкий в комедии горе от ума грибоедов читать бесплатно. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.)

За что и против чего борется Чацкий.

«Горе от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»:

Простите, право, как Бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

К вам Александр Андреич Чацкий

Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней – этой борьбе?

Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного» господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха.

Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!». Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.

Невежество – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:

Теперь пуская из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-

Они тот час: разбой! пожар!

Итак «один в поле воин», - по словам Гончарова, но только если он Чацкий!

Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять «ничтожному» Молчалину.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.

Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…

В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков», потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не бы­ло бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

И. А. Гончаров

За что и против чего борется Чацкий? Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба но­вого мировоззрения со старым. Эту борьбу идей «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. В нем пи­сатель воплотил многие качества передового челове­ка своей эпохи. По своим убеждениям он близок к де­кабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея

Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Фамусо­ва. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, прове­денном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять «прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», а потом поехал «ума искать». Чацкий говорит, что «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли». Чац­кий был на военной службе, вероятно, с русской ар­мией за границей.

Молчалин напоминает ему, что в Москве много го­ворили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними.

О настоящих занятиях Чацкого говорит в комедии Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно пред­ставляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды.

Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочита­нию, к рабской морали косности, к идеалам «века ми­нувшего», невежеству.

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к прос­тому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к нацио­нальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы.

Его неприятие крепостного права звучит в воспоми­наниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знат­ных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.

Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Мак­симе Петровиче, Чацкий с презрением говорит о лю­дях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея», о тех, «чья чаще гнулась шея». Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит «век минувший»:

«Прямой был век покорности и страха».

Он одобряет тех молодых людей, которые не торо­пятся вписаться в полк шутов. Критически Чацкий относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выби­рать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искус­ствам творческим высоким и прекрасным». Стремле­ние Чацкого «служить», а не «прислуживаться», служить «делу» а не «лицам», его «связь с министра­ми» и дальнейший полный разрыв - это намек на же­лание прогрессивно настроенной молодежи преобра­зовать общество мирным, просветительским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.

Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что многого можно добиться словом, и ограничивались устными выступ­лениями.


А судьи кто?
А.С.Грибоедов


I Чацкий – центральный герой в комедии "Горе от ума"
II За что и против чего борется Чацкий
  1. "Служить бы рад, прислуживаться тошно"

  2. Сравнение Чацкого и Молчалина

  3. Чацкий – герой нашего времени
III "Горе от ума" – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная А.С.Грибоедовым, думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:

Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха...

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…
Он чувствует себя здесь маленьким царьком...
Как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.

Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

Убеждения и идеалы главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкого заслуживают самой высокой оценки не только потому, что они являются высоконравственными во всех отношениях, но и потому, что они были озвучены героем во враждебном ему обществе.
«Горе от ума», пожалуй, одно из самых злободневных произведений русской драматургии, а образ Чацкого занимает достойное место в ряду образов прогрессивных людей в отечественной литературе. Чацкий, так же как и пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин, противопоставлен обществу.
Но на этом сходство характеров (за исключением некоторых деталей) и заканчивается. Чацкий открыто вступает в борьбу с ненавистным ему «светом», при этом ратует не только за личные интересы, но, главным образом, за интересы всего общества.
Чацкий - истинный патриот своей страны, и служить для него означает быть полезным всему обществу, а не чинам. В свое время главный герой был близок к министрам в Петербурге, но оборвал все связи, так как понял, что карьеризм, лицемерие и подлость составляют основы взаимоотношений в этой среде. И продвижение по службе путем собственных заслуг здесь просто невозможно - необходимо где-то «прогнуться». Герой говорит, что рад бы служить, но «прислуживаться тошно». Чацкий не приемлет такого положения дел и открыто выступает против рабской морали.
Раболепство вызывает ненависть у такой свободолюбивой натуры как Чацкий. Он произносит гневную речь против тех, чье низкопоклонство доходит до абсурда. Чацкий говорит о том, что нет ничего отвратительнее «отважно жертвовать» своим затылком ради «высочайшей улыбки».
...Тот и славится, чья чаще гнулась шея.
Он подчеркивает, что так ведут себя те люди, на которых должна равняться подрастающая молодежь. Этих людей ставят в пример, и они являются столпами общества. Чацкий гневно вопрошает:
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Чацкий обличает право одних людей владеть другими. Он не просто указывает на то, что подневольные люди приравниваются в глазах господ к животным (Хлестова, например, уравняла собачонку и девку-арапку), но и то, что крепостное право развивает у рабовладельцев бездуховность и самые низкие душевные
качества.
Чацкий поднимает злободневную тему воспитания и образования в России.
Иронично, а то того и наиболее метко, он замечает:
Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле"? Так как в России воспитание очень часто возлагалось на иностранцев, Чацкий осмеивает тех, кто каждого из таких «учителей» «признать велят историком и географом»:
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! Преклонение перед всем иностранным Чацкий не приемлет. Он говорит о том, что представители «века минувшего» верхом культуры считают общение на странном языке - смеси «французского с нижегородским». Свой родной язык был не в почете у высшего общества, и знали его плохо. Переняв иностранные обычаи, язык, моду, дворянское общество просто пренебрегло отечественной культурой, а стало быть, утратило собственное лицо. Об этом и говорит Чацкий:
Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад: И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую -По шутовскому образцу... Чацкий глубоко верит в силу разума и отстаивает его права. Именно в разуме он видит главный способ переделки общества. Чацкий рассчитывает на то, что в обществе произойдет обновление, моральные ценности будут переориентированы, нравственные устои в «веке нынешнем» подвергнутся переосмыслению: «Нет, нынче свет уж не таков»; «Вольнее всякой дышит / И не торопится вписаться в полк
шутов».
И. А. Гончаров писал: «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Он знает, за что воюет и что должна принести ему эта жизнь».

Сочинение

За что и против чего борется Чацкий?

А судьи кто?

План

I Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.

II За что и против чего борется Чацкий?

1 "Служить бы рад, прислуживаться тошно."

2 Сравнение Чацкого и Молчалина

3 Чацкий – герой нашего времени

III “Горе от ума” – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная, думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!

Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:

Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!

Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.

За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Как отдал все в обмен на новый лад -

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.

Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.