Сергей безруков мертвые души. Похождение ловца мертвых душ. Похождение, составленное по поэме н. в. гоголя «мертвые души»

(ул. Чаплыгина, 1а)

(2ч)
700 - 4000 руб.

Спектакль ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

По поэме "Мертвые души" Н. Гоголя.

Режиссер М. Карбаускис.

В ролях: С. Безруков, О. Табаков, Б. Плотников, О. Блок-Миримская, Д. Куличков, А. Усольцев.

Безрукова достали помещики
В “Табакерке” “преставили” мертвых душ

Эпический размах премьерного спектакля не вписался в скромный формат подвального театра на Чаплыгина, поэтому “Души” вынесли на сцену МХТ, не представлявшую, какой радикализм ее ждет.

Кадр №1 - деревня Гадюкино и такая грязища, что ноги мальчика в картузе и взрослого мужчины увязают по-настоящему. Это папа провожает маленького Павлушу Чичикова, очевидно, не в школу, а в жизнь. И тут же кадр №2 - Павлуша превращается в Павла Ивановича, который, несмотря на смену царей и промышленную революцию, продолжает месить грязь, подкупая российских чиновников и скупая мертвые души.

Кинематографичность приема очевидна и усугублена замечательной и лаконичной декорацией Сергея Бархина - раздвижные стены из светлого дерева как бы отбивают встречу героя с помещиками. Манилов, Ноздрев, Собакевич… далее везде, и со всеми одна и та же деловая операция по купле душ. Сергей Безруков, играющий Чичикова, получил шанс реабилитироваться после Есенина, полностью этот шанс использовал. Его Чичиков - очень верткий, ловкий, но нетерпеливо-усталый, которого достали помещики. Основа роли - какая-то особенная, изобретательная пластика.

В назначении на роль помещиков режиссер Карбаускис решил пойти поперек романа. Собакевич у него - тонкий плотью и душевной организацией, а скряга Плюшкин - толстый. Собакевича играет Валерий Плотников, изящно вышивающий гладью свою роль. Плюшкина - Олег Табаков, который все больше крестом рисунок по ткани роли ловко делает - смешно, сочно и ярко. Ноздрев (Дмитрий Куличков), Коробочка (Ольга Блок-Миримская), Манилов (Алексей Усольцев) - каждый несет свою краску, однако которой режиссер не позволяет играть всеми оттенками - все настолько жестко и аскетично, что не разгуляешься в актерских импровизациях.

Так же беспощадно Карбаускис вырезает ударный авторский текст про Русь-тройку. Ни Чичиков, ни кто другой не транслируют этот вопрос в зал. На сцене лишь тройка живых лошадей, индифферентно жующих сено. Лошади фыркают, сено пахнет, зритель аплодирует такому животному моменту, а пара мужиков у стойла и Чичиков поодаль от них так же индифферентно закусывают чем бог послал. Никто уже не спрашивает: мол, куда несешься, Русь? Знают - все равно не даст ответа.

Зато Карбаускис дает очень конкретный ответ своим финалом - все чиновничьи, помещичьи и дворовые души откинулись на сцене в неподвижных позах: кто на стуле, кто прямо на полу. То ли уже мертвые, то ли, как всегда, дрыхнут.

Московский Комсомолец
от 10.04.2006
Марина РАЙКИНА.
Автор фото: МИХАИЛ ГУТЕРМАН

Действующие лица и исполнители:
Павел Иванович Чичиков
Народный артист РФ

Собакевич,
помещик
Народный артист РФ

Плюшкин,
помещик
Народный артист СССР
Олег Табаков

Ноздрев,
помещик
Дмитрий Куличков

Коробочка,
помещица
Народная артистка РФ
Ольга Блок-Миримская

Дама
Народная артистка РФ
Ольга Барнет

Губернатор
Заслуженный артист РФ
Александр Воробьев

Прокурор
Заслуженный артист РФ
Алексей Золотницкий

Полицмейстер
Алексей Комашко

Секретарь опекунского совета
Евгений Миллер,
Александр Скотников

Селифан
Владимир Панков

Петрушка
Андрей Фомин

А также:
Яна Сексте,
Ярослав Леонов

Александр Соколянский («Время новостей»):
«В спектакле Карбаускиса, сыгранном на сцене МХТ, мы не обнаружим ни глубинного трагизма „Мертвых душ“, ни гоголевского мистицизма, просвечивающего сквозь словесную ткань поэмы, ни знаменитых „лирических отступлений“, но что-то, не позволяющее забыть об их наличии, все-таки имеется. Например, пластика Сергея Безрукова (Чичиков), который умеет как-то вдруг замечательно скорчиться, съежиться и просеменить к собеседнику на цыпочках, высоко вскидывая согнутые в коленях ноги. Не то перед нами одна из крыс, приснившихся Городничему, не то „трясущийся, хилый бесенок с жабьей кровью“, исконный враг и мучитель Гоголя, о котором писал в своем эссе (1944) Владимир Набоков, - а ведь секунду назад персонаж Безрукова лучился поддельным (но сколь похожим на натуральное!) обаянием».

Ксения Ларина («Театральные Новые известия»):
«Миндаугас Карбаускис поставил спектакль о «традиционных российских ценностях». О том, как мы холим и лелеем то, что в ином обществе называется преступлением. О нашем врожденном умении обращать грех в добродетель и засыпать умиротворенным сном, не слыша и не замечая, как горит земля под нашими ногами. «Русь-тройка» мирно пасется за воротами и, судя по всему, мчаться ей некуда. Да и не нужно«.

Григорий Заславский («Независимая газета»):
«…Грязь чавкает под ногами, задавая звук и ритм спектакля. За первой „драной“ стеной открывается другая, за нею - третья. Своей неизбежностью и неизменностью они открывают безрадостную перспективу российской жизни, в которой единственное светлое пятно - конечно, Чичиков с его детскими фантазиями».

Ольга Фукс («Вечерняя Москва»):
«Чичиков у Безрукова вышел натурой чрезвычайно впечатлительной, возбудимой, как самый чувствительный локатор. В который раз за последнее время Чичиков предстает не «мелким коммивояжером дьявола» (Набоков), а лицом, так сказать, сострадательного наклонения, с талантом и даже душой, которого угораздило родиться в России».

Постановка Миндаугас Карбаускис
Сценография Сергей Бархин
Костюмы Светлана Калинина
Художник по свету Дамир Исмагилов
Композитор Гиедрюс Пускунигис
Помощник режиссера Наталия Рыковская
Действующие лица и исполнители:
Павел Иванович Чичиков Сергей Безруков
Манилов Алексей Усольцев
Собакевич Борис Плотников
Плюшкин Олег Табаков
Ноздрев Евгений Миллер
Коробочка Ольга Блок-Миримская
Дама Ольга Барнет
Губернатор Александр Воробьев
Прокурор Павел Ильин
Полицмейстер Алексей Комашко
Секретарь опекунского совета Борис Комков
Селифан Бесо Гатаев
Петрушка Андрей Фомин
а также: Яна Сексте,
Андрей Лукьянов

ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

спектакль Театра Табакова

Пресса о спектакле:

Признания красавчика-людоеда. Десять лет спустя
«Час» (Рига), 12.02.2007

Театр Табакова выпустил спектакль, предназначенный для большой сцены. Малая сцена замыслу режиссера Миндаугаса Карбаускиса и сценографа Сергея Бархина была бы, пожалуй, слишком тесна. Вот картина. Край подмостков залит грязной жижей. По ней из одной кулисы шлепает ребенок в картузе и с портфелем - это отправившийся в долгое плавание Павлуша Чичиков. Минуту спустя в том же картузе и с тем же портфелем по жиже чавкает Чичиков Пал Иваныч - Сергей Безруков. Другого пути, кроме лужи, у Чичикова нет: вплотную к разбитой дороге стоит облупившаяся до дранки стена - столичный департамент, где Чичикову объяснили, что мертвые души могут приносить доход. Постепенно плоская картинка приобретает объем: стены, будь то дом Манилова, Собакевича или Плюшкина, разъезжаются одна за другой, как диафрагма фотообъектива, покуда не разверзнется в самой глубине пустой черный проем. Персонажи, сбыв на руки Чичикову мертвяков и угомонившись, засыпают в своих креслах. Маленький Чичиков, забравшись на колени к чете Маниловых, засыпает тоже. А в проеме, пуская пар ноздрями, жуют солому натуральные, дивно красивые кони. По всему видать - это и есть тройка-Русь.

Круг интерпретаций нарисованной Карбаускисом картины - шире некуда, и режиссер ни на одной не настаивает (возможность разночтений - свойство хороших пьес, спектакли такого свойства - раритет). Что это было? Сон Павлика про то, как он выбрался из грязи в князи? Хождение по кругам нелепого русского ада? Всему тут можно придумать свою трактовку: к примеру, усмотреть в конструкции Карбаускиса, начисто лишенной зловещего дыма и загробных теней, сходство с рациональными построениями абсурдистов. А можно расслабиться и рассматривать вереницу дуэтов, благо и тут есть на что посмотреть. Олег Табаков играет Плюшкина витальным, жадным в первую очередь до самой жизни. Собакевич Бориса Плотникова - генеральской выправки и принципов старик; Ноздрев Дмитрия Куличкова - плут, поднабравшийся удали и манер у заезжих гусар; Коробочка Ольги Блок-Миримской - плотоядная фифа; уездная дама Ольги Барнет - пожилая Рената Литвинова… Сам Безруков - феномен, на каждом шагу опровергающий расхожее представление о том, что таланту должны сопутствовать вкус и чувство меры, - играет то, что переполняет все его существо: живость, неспособность стоять на одном месте долее одной минуты и беспримерное себялюбие. Но работает он куда сдержанней, чем можно было от него ожидать, и все его качества здесь к месту. Он подвижен и точен в каждом движении, как Фред Астер; его Чичиков не плут, не злодей, не порождение чудовищной системы. Он (и тут Безруков еще плотнее приближает Чичикова к нашим временам, чем режиссер, зарифмовавший Гоголя с Беккетом) имморалист и стопроцентно наш человек. Из нынешних.

(2ч, без антр.) 12+
Режиссер-постановщик: Миндаугас Карбаускис
Павел Иванович Чичиков: Сергей Безруков
Манилов: Алексей Усольцев
Собакевич: Борис Плотников
Ноздрев: Евгений Миллер
Коробочка: Ольга Блок-Миримская
Дама: Ольга Барнет
Губернатор: Александр Воробьев
Прокурор: Павел Ильин, Александр Кузьмин
и другие С 23.05.2016 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши":
Видео:

Олег Табаков назвал этот спектакль «историей о зарождении капитализма в феодальной России». Россия же показана тут безнадежно дремучей страной, с чавкающей грязью русских дорог (по которым перемещаются персонажи, натягивая специальные боты), и одинаковой разрухой обшарпанных помещичьих усадеб с их дремучими хозяевами, пребывающими в маразме. В финале же все они окончательно впадают в дружную спячку – олицетворяя собой всю убогую, дремлющую Россию. Лишь живые кони позади них не спят и жуют свое сено, напоминая нам о легендарной «птице-тройке». Но именно на само чичиковское «похождение» стекаются в «Табакерку» зрительские потоки, поскольку Сергей Безруков в его роли становится основным событием этого зрелища. Он изображает нелепого российского человечка, хоть и родившего идею о «бизнесе на мертвых душах», однако плохо понимающего, что же с этой идеей делать, и с великим страхом ее осуществляющего. Начиная свой странный бизнес, он сам не верует в его успех и шалеет от каждой новой победы. А прося помещиков продать ему усопших, он теряет сознание от неуверенности в своем предприятии. Он бесконечно слабый и уморительно смешной. Маленький и вертлявый, непрерывно потеющий, с испуганно прилипшими к черепу волосиками, он крутится перед нами, как заведенный волчок, сам плохо отдавая себе отчет в том, куда и зачем он несется и какова же истинная цель его предпринимательства. В его суетливых и нервных движеньицах что-то чаплиновское и одновременно глубоко наше, российское.


Знаменитые же гоголевские помещики явлены нам в неожиданно свежих тонах, удивляющих новой палитрой своего сообщества. Коробочка в исполнении Ольги Блок-Миримской выплывает игривой бестией, охмуряющей Чичикова зычными украинскими песнями. В роли Собакевича элегантный Борис Плотников, сбивающий нас с толку манерами «комильфо». Плюшкина же играет сам Олег Табаков, как всегда, купаясь в гротесковых тонах и ощущая себя на сцене истинным королем. Всех их Чичиков обводит вокруг пальца, но куда в итоге лежит его путь – неведомо никому.


Режиссер М. Карбаускис. Художник С. Бар-хин . Художник по костюмам С. Калинина. Композитор Г. Пускунигис.


Ольга Игнатюк

В спектакле участвуют:

Родился 18 октября 1973г. в Москве в актерской семье. С 1990 по 1994 год учился в Школе-студии МХАТ на курсе О.П. Табакова. Еще во время учебы начал играть в «подвальном» театре, участвуя в спектаклях «Страсти по Бумбарашу» и «Билокси-блюз». С 1994 года стал актером Театра Олега Табакова. Первой значимой ролью стал Иван Кулаченко в спектакле Евгения Каменьковича «Затоваренная бочкотара». Впоследствии в этом же спектакле играл главную роль Володи Телескопова. Сыграл Квартального в спектакле Сергея Газарова «Ревизор», Давида Шварца в спектакле Олега Табакова «Матросская тишина», Петра в спектакле «Последние» режиссера Адольфа Шапиро. В 1995 г. сыграл главную роль Александра в спектакле Андрея Житинкина «Псих». Спектакль получил невероятное признание и быстро стал одним из «хитов» театральной Москвы. Сергея Безрукова пресса назвала «самым перспективным открытием сезона» и «новой театральной звездой». В дальнейшем репертуаре артиста - Клиничев и Ступак (спектакль Валерия Фокина «Анекдоты»), Саратов в спектакле Владимира Машкова «Звездный час по местному времени», Писатель в спектакле «Старый квартал» (режиссер Андрей Житинкин). В 1997 году вышел спектакль Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты», где актер сыграл роль Глумова, ставшей большой удачей актера. На сцену в этой роли актер выходил больше десяти лет, исполнив ее почти 200 раз. Одной из самых заметных ролей стал и сыгранный Безруковым Феликс Круль в спектакле «Признания авантюриста Феликса Круля» режиссера Андрея Житинкина. Затем играл Алешку в «На дне» (режиссер Адольф Шапиро) и Фигаро в спектакле Константина Богомолова «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Сергей Безруков и сегодня выходит на сцену «Табакерки», исполняя роль Павла Ивановича Чичикова в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Сергей Безруков - один из самых востребованных киноактеров. В его фильмографии - Василий Сталин в «Московской саге», Сергей Есенин в фильме «Есенин», Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», Пушкин в одноименном фильме, Владимир Каппель в «Адмирале», Владимир Высоцкий в фильме «Спасибо, что живой». Многие спектакли, в том числе спектакли «подвального театра» с участием Сергея Безрукова были смонтированы и выпущены на DVD. Среди них - «Псих», «Последние», «Признания авантюриста Феликса Круля», «ПОХОЖДЕНИЕ». В 2008 году Сергей Безруков вошел в десятку лучших киноактеров рейтинга зрительских спектаклей по версии сайта kino-teatr.ru и с тех пор ни разу его не покидал.

Более десяти лет был партнером Олега Табакова в легендарном спектакле Художественного театра «Амадей», играя роль Моцарта. Участвовал в спектаклях Московского театра им. М.Н. Ермоловой и ряде антрепризных проектов.

В 2013г. покинул труппу театра в связи с назначением на должность художественного руководителя Областного дома искусств «Кузьминки», который по инициативе актера был преобразован в Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова.