Русские художники перов василий григорьевич. Живописец Перов: история его самых известных картин Перов работы

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок.

Фамилия художника "Перов" произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано.

Золотой век Василия Перова

"Золотой век" Перова начался в 1860 г. В конце 1850-х публика устала от мифологической и "библейской" живописи, и петербургская Академия художеств была вынуждена начать присуждать медали за "лапти да сермяги". В 1860 г. Василий Перов получил малую золотую медаль за "Первый чин". Павел Третьяков написал ему: "Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей". Позже он получил большую золотую медаль за "Проповедь в сельской церкви". Третьяков купил много картин Перова этого периода.

В начале 1870-х художник переживал творческий кризис. Картины Перова уже не привлекали всеобщего внимания. Восторг от первых работ художника сменился недоумением. Павел Третьяков писал о Перове после осмотра выставки 1875 г.: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное превращение таланта в положительную бездарность". Ему вторил Крамской : "Четыре года тому назад Перов был впереди всех,.. а после Репина "Бурлаков " он невозможен".

Отчасти кризис объяснялся смертью жены в 1869 г., отчасти ему способствовали товарищи-передвижники.

Биография Перова

Василий Перов.
Автопортрет 1851 г.

В.Г. Перов.
Автопортрет 1870 г.

  • 1833. 21 декабря – у губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А.И. Ивановой родился внебрачный сын Василий. Вскоре родители обвенчались, однако Василий не получил прав на фамилию и титул отца.
  • 1842. Получение отцом Перова должности управляющего имением Языкова в Саблукове Нижегородской губернии. Здесь Василий переболел оспой, после которой на всю жизнь осталось плохое зрение.
  • 1843. Учёба Перова в Арзамасском уездном училище.
  • 1846. Учёба в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина. Школу Перов не закончил из-за конфликта с одним из учеников.
  • 1852. Приезд Василия Перова в Москву.
  • 1853. Поступление МУЖВЗ . Выжить в Москве помог преподаватель училища Е.Я. Васильев, который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Оканчивал училище Василий Перов под руководством С.К. Зарянко.
  • 1856. Малая серебряная медаль Академии художеств за "Портрет Николая Григорьевича Криденера", брата Перова.
  • 1857. Большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие".
  • 1860. Малая золотая медаль за картину "Первый чин".
  • 1861. Переезд в Петербург. Большая золотая медаль и право поездки в качестве пансионера за границу за картину "Проповедь в селе". Скандал по поводу картины "Сельский крестный ход на Пасхе ". Художник Худяков писал Третьякову : "А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки".
  • 1862. Картина Перова "Чаепитие в Мытищах ". Осень – бракосочетание с Еленой Эдмондовной Шейнс. Декабрь – в качестве пансионера Академии художеств Перов уехал с женой за границу. Посетив Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, приехал в Париж.
  • 1863-1864. Два года Перов жил и работал в Париже. Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву и поселился в доме дяди жены – Ф.Ф. Резанова.
  • 1865. В.В. Стасов : "Перов создал одну из лучших своих картин: "Похороны крестьянина". Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию... Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе".
  • 1867. За написанные годом ранее картины "Тройка " и "Приезд гувернантки в купеческий дом" В.Г. Перову было присуждено звание академика. Картину "Тройка " приобрёл П.М. Третьяков .
  • 1868. Академия художеств продлила на два года пансионерское содержание Перова. Рождение сына Владимира.
  • 1869. Совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет был членом правления. Смерть жены.
  • 1870. За картины "Странник" и "Птицелов " Перов удостоен Академией художеств звания профессора.
  • 1871. На 1-й выставке ТПХВ Перов показал картину "Охотники на привале ". Назначение В.Г. Перова преподавателем МУЖВЗ на место умершего С.К. Зарянко. Написание портретов по заказам Третьякова .
  • 1872. Женитьба на Елизавете Егоровне Другановой.
  • 1873. Поездка в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию. Сильная простуда на охоте, начало процесса в лёгких.
  • 1874. Перов на сюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" написал картину "Старики-родители на могиле сына". Творческий кризис.
  • 1877. Выход из членов ТПХВ. Сотрудничество в журнале "Природа и Охота". Публикация в "Художественном журнале" рассказов.
  • 1881. Конец года – ухудшение здоровья из-за тифа и воспаления лёгких.
  • 1882. Умер Василий Перов.

Неудавшееся товарищество

В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера.

В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: "...я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге". Реакция Крамского была жёсткой: "Бог судья Перову – обойдёмся и без него".

В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества . По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова "в Московской школе живописи... всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний".

Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым . Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи . Оба покинули училище в 1882 г.

Картины и портреты Перова

Картины Перова, написанные в жанре бытовой живописи, – рассказ о ежедневной жизни людей, окружавших художника. Иногда это иллюстрация к празднику, иногда – к отдыху, но чаще – к каждодневным трудностям и мытарствам. С годами ирония и юмор Перова сменились сатирой, направленной против духовенства и купечества. О сюжетах картин Перова критик В.В. Стасов писал: "Целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России".

Многие картины Перова П.М. Третьяков купил сразу после их создания. Другие – попали в Третьяковку после 1925 г. при национализации частных коллекций.

Картина "Сельский крестный ход" написана Перовым в 1861 г. Тогда же её выставили в Академии художеств, но уже на следующий день сняли с экспозиции по требованию властей. В прессе сообщили, что картина "исчезла с выставки по причинам, от художника не зависящим". Работу перевезли на выставку Общества поощрения художеств в Петербург. Здесь тоже разразился скандал. Критик В.В. Стасов заметил: "Такая сатира больно кусается". Картину убрали, а на выставке на её месте появилась карточка с надписью "Приобретено П.М. Третьяковым ". Меценат купил полотно, невзирая на предупреждение, что автор вместо заграничной поездки может попасть в Соловецкий острог за богохульство.

Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" написана В.Г. Перовым в 1862 г. по заказу администрации города. И хотя картина была заказная, написана она была как обличительная и остросоциальная и произвела огромное впечатление на московскую публику. Картину "Чаепитие в Мытищах" приобрёл для частной коллекции К.Т. Солдатёнков . Позже, после 1925 г., при национализации она попала в Третьяковскую галерею.

Картина "Монастырская трапеза" , написанная Перовым в 1865 г., дорабатывалась одиннадцать лет. Она так и осталась сатирой на духовенство. Хотя это гротеск, но, по мысли автора, типичные персонажи и точно выписанные детали картины должны были убедить зрителя в достоверности изображённого.

Картина "Тройка" ("Ученики мастеровые везут воду") написана Перовым в 1866 г. Это одно из самых пронзительных по эмоциональному воздействию произведений о жутком существовании бедноты в России конца XIX в. "Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах" – писал критик Стасов о картине Перова "Тройка". У современников она сразу получила всеобщее признание. Картина была одной из двух работ, за которые Перову присудили звание академика. Но высшей похвалой для художника стала покупка картины П.М. Третьяковым сразу после выставки.

Картина "Охотники на привале" написана Перовым в 1871 г. для выставки в Европе. С выставки её сразу купил П.М. Третьяков . В 1877 г. второй авторский вариант был написан для Александра II. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском Музее в Петербурге. Говорят, что есть ещё третий авторский вариант, который долго хранился в Николаевском областном музее как копия. Перов был страстным охотником, поэтому тема охоты ему хорошо знакома. Трое мужчин на картине в московской жизни были врачами. Рассказчика в "Охотниках на привале" художник написал с доктора Мясницкой полицейской части Д.П. Кувшинникова. Позже, в 1892 г., он и его жена, хозяйка популярного в Москве в 1880-1890-е гг. литературного салона, стали прототипами рассказа Чехова "Попрыгунья".

Картину "Птицелов" Перов написал в 1870 г. и получил за неё звание профессора. Из сценки, случайно увиденной художником в лесу, получилась очень поэтичная работа. Пейзаж для картины "Птицелов" написал друг и соратник Алексей Саврасов

  • Мясницкая, 21 . В 1853-1861 гг. Василий Перов учился, а с 1871 г. – преподавал и жил в МУЖВЗ .
  • Тверская, 30 . С 1864 г. В.Г. Перов жил в квартире, занимавшей угловую мансарду. Здесь он написал "Похороны крестьянина".
  • отца .

    БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПЕРОВА

    Тетка Марья шла с богомолья. Умерли у нее муж и дети, остался только сын Васенька. Вместе с ним и молилась она святым угодникам: просила рая умершим, а себе с Васенькой - здоровья. А на обратном пути, уже в Москве, привязался к тет­ке Марье богатый господин. Деньги ей давал, объяснял, что больно, мол, хорош Васенька, и хочет он, господин, его на кар­тину списать. Долго не соглаша­лась тетка Марья - боялась, твердила, что грех это - людей списывать, что чахнут от этого люди и помирают. Да переубе­дил ее городской господин - сказал, что цари и архиереи с себя разрешают портреты спи­сывать, что же Васеньке поде­лается?

    И сел Васенька на стул - уста­лый от богомолья, ротик приот­крыл, и стал виден тетке Марье его передний, сломанный во вре­мя драки с мальчишками зуб. Тетка Марья все вскакивала и охорашивала сына: рубашку его обдергивала, волосы со лба от­кидывала. Художник попросил ее сидеть смирно. Посидела, по­сидела тетка Марья, зевнула, рот перекрестила да заснула...

    А Василий Григорьевич Перов все вглядывался в усталое лицо своего маленького деревенского тезки, все писал, и собственная жизнь проходила перед ним че­редой.

    Крепостным, по всей вероятно­сти, родился маленький Васень­ка. А он, Василий Перов, родил­ся «незаконным» - побочным сыном чиновника Криденера. Даже фамилии у него не было. Писался он сначала по крестно­му отцу Васильевым. Потом Пе­ровым стал. «Перовым» его про­звал дьячок, учивший грамоте, за четкий почерк и ловкое перо.

    Но больше пера полюбил Ва силий карандаш и кисть : худож­ником решил стать.

    Прекрасным и страшным вре­менем запомнились ему годы учебы. Прекрасным - потому что стремительно раскрывался перед ним мир искусства . Стре­мительно знания росли. Когда в восемнадцать лет писал авто­портрет , казалось ему: вот и он уже настоящий художник! Ярко выделяется на темном фоне энер­гично вылепленное, освещенное сильным светом лицо. Левая ру­ка, как у завзятого маэстро, не­брежно свесилась со спинки сту­ла, белая рубашка и черный гал­стук подчеркивают нежный овал лица... Не знал тогда юноша, что впереди у него десятилетие на­пряженной учебы, когда будет казаться: знаний все мало!.. Ма­ло!..

    А страшными годы учебы бы­ли потому, что пришлись они на последние десять лет крепостни­чества в России. Тринадцатилет­ним мальчиком Перов пришел в школу Ступина в Арзамасе. Ря­дом с ним рисовали крепостные: те, кого завтра помещик может как вещь продать! И о цене за них торговаться... Император­ская Академия художеств кре­постных учить отказывалась:

    «Когда чувства изящного в них развивались и когда они видели, что зависимое их состояние пре­пятствует им пользоваться пре­имуществами, предоставляемы­ми художникам, эти несчастные предавались отчаянию, пьянству и даже самоубийству».

    Но Московское училище жи­вописи и ваяния, где Перов про­шел серьезную школу, разреши­ло этот вопрос по-своему: с по­мещика брали обязательство от­пустить крепостного на волю, если он получит звание худож­ника или серебряную медаль. И Вася видел, как его крепостные товарищи боролись за рисунок, как за свободу!..



    Гнев и боль кипели в сердце Перова. В своих картинах он хо­тел говорить правду и только правду. Неудобным студентом оказался Василий Перов: бле­стяще окончив Московское учи­лище живописи и ваяния и став пенсионером Академии худо­жеств, он первым же эскизом привел в ужас академический совет. Изобразил «Сельский крестный ход на пасхе»: упив­шееся до положения риз духо­венство и непристойно пьяных прихожан. Эскиз отвергли. Пе­ров написал более благополуч­ную картину - «Проповедь на селе». Здесь поп, к удовольствию академического совета, был трезв, но художник жестоко ос­меял помещика и с сочувствием написал крестьян. Картина име­ла огромный успех. Перов полу­чил право на заграничное путе­шествие. Однако упрямый живо­писец успел закончить картину и по отвергнутому эскизу «Сель­ский крестный ход на пасхе». Едва увидев свет, картина была запрещена. «Перову вместо Ита­лии как бы не попасть в Соловец­кий!» - опасались друзья.

    А он все оттягивал свою поезд­ку за границу. Русские темы тес­нились в его сердце. С разреше­нием на отъезд в кармане он ус­пел написать еще одну гневную картину - «Чаепитие в Мыти­щах». Разжиревший иеромонах блаженно пьет из блюдечка чай, в то время как хозяйка настой чиво отталкивает рукою прося­щего милостыню солдата с Геор­гиевским крестом на груди. Вче­рашний севастопольский герой, искалеченный, оборванный, идет с протянутой рукою по дорогам, и его горькую долю делит исху­давший ребенок - может быть, сын...



    Как привлекала заграничная поездка молодых художников: шесть беззаботных лет занятия искусством, солнце, свобода!.. Но уже через полтора года Перов просится домой:

    «Осмеливаюсь покорнейше просить совет импе­раторской Академии художеств о позволении возвратиться мне в... Россию. Имея в виду,- объ­ясняет он,- несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувст­вием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа, мне мало знакомого».

    И снова Россия... Порефор­менная Россия, где крестьянство было освобождено, но ограблено, унижено, обмануто. И в соответ­ствии с этими горькими вывода­ми пишет Василий Перов кар­тину «Похороны крестьянина».

    Зима. Тяжело нависло над до­рогой небо. Убогий гроб в убогих санях... Низко склонившая голо­ву вдова, уставшая плакать де­вочка и маленький мальчик - единственный мужчина в доме, «хозяин», утонувший в батькином большом полушубке. И ни­кому нет дела до этого безысход­ного горя.

    «Словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге, и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны - вот содержание этой картины»,- писал критик В. Стасов.

    Перова всегда особенно огор­чала участь обездоленных детей. Он повествовал о ней не только в картинах, но и в рассказах. В одном из них есть образ «криво­го Петьки»:

    «Многие дивятся, как это не оторвется его голова: так тонка и худа его искусанная блохами шея. По ремеслу он - сапожник, по званию - меща­нин. Все бьют и ругают Петьку, и только ленивый его не тро­гает».

    Даже в солнечной Франции разглядел художник маленького савояра. Посреди тысяч жилищ заснул на улице бездомный мальчик, и к плечу его тесно прильнуло единственное родное существо - всклокоченная обе­зьянка, помогающая ему выпра­шивать деньги.

    Вернувшись в Россию, в числе самых горьких своих картин за­думал художник «Тройку». В сумрачный зимний день трое детей везут сани с огромной об­леденелой бочкой. Метет позем­ка. Бесконечно тянется глухая монастырская стена, словно от­гораживая от детей все радости мира. И в тени этой холодной стены дети тянут за собою тяже­лые сани устало и покорно, как измученные деревенские савра­ски... Какой-то прохожий сжа­лился над ними и подтолкнул на ухабе бочку с водой. Но прохо­жий сейчас уйдет, и дети оста­нутся одни. Как и судьба умер­шего крестьянина, жизнь этих детей никому не интересна. По­руганное, искалеченное дет­ство...



    Картина закончена. Давление общественного мнения было так велико, что Перов, поэт скорби народной, получил за нее звание академика. Чтобы написать коренника - центральный образ «тройки», и привел Василий Григорьевич Перов в свою мастерскую двена­дцатилетнего Васеньку.

    А через четыре года пришла к художнику тетка Марья. «Я вы­шел и увидел перед собой ма­ленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повяз­кой, из-под которой выглядыва­ло маленькое личико, изрезан­ное мельчайшими морщинка­ми...» Умер Вася - заболел чер­ной оспой и умер. Одна на белом свете осталась тетка Марья. И вспомнила она портрет, который списал с ее сына художник. Про­дала Марья весь свой нищенский скарб, посмотрела - денег ма­ловато. Пошла в люди тетка Ма­рья и, не жалея себя, работала всю зиму, деньги копила - для Васи. А потом, пряча за пазухой платочек с деньгами, отправи­лась к художнику - купить картину с Васенькиным порт­ретом.

    Картина была уже в собрании Третьякова. «Хоть бы взглянуть на нее!» - заплакала тетка Ма­рья. Привел ее художник в богатый дом, где на стенах висело множество картин, и предоста­вил самой оглядеться. Вмиг сре­ди десятков картин нашла тетка Марья картину с Васенькой. «Ба­тюшка ты мой! - воскликнула она.- Родный ты мой, вот и зу­бик-то твой выбитый!» - И с этими словами, как трава, под­резанная взмахом косца, повали­лась на пол...»

    Через год послал Василий Гри­горьевич Перов специально на­писанный для нее портрет сына. Отписала тетка Марья живопис­цу, что повесила портрет Васень­ки к образам. И это последнее, что знаем мы о тетке Марье и написанном великим художни­ком с любовью и сочувствием портрете ребенка.

    Но как памятник народному горю, как память о короткой и тяжелой жизни крестьянских де­тей висит в Третьяковской гале­рее знаменитая картина «Трой­ка».

    И бьется в ней сердце великого русского живописца.

    Скончался Василий Перов от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре .

    Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре ; точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника был установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.

    Его сын - Владимир Перов - тоже был художником.



    НЕСТЕРОВ О ПЕРОВЕ

    Когда-то, очень давно, имя Пе­рова гремело так, как позднее гремели имена Верещагина, Ре­пина , Сурикова, Васнецова.

    О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы «критики», и было то, что бывает, когда родил­ся, живет и действует среди лю­дей самобытный, большой талант.

    В Московской школе живописи все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, востор­женными его учениками.

    Я, когда перешел в натурный класс, любил бывать у Перова один, и такие посещения памятны были надолго. Мне в Перове нра­вилась не столько показная сторо­на, его желчное остроумие, сколь­ко его «думы». Он был истинным поэтом скорби. Я любил, когда Василий Григорьевич, облокотив­шись на широкий подоконник мастерской, задумчиво смотрел на улицу с ее суетой у почтамта, зорким глазом подмечая все яр­кое, характерное, освещая виден­ное то насмешливым, то злове­щим светом, и мы, тогда еще сле­пые, прозревали...

    Перов, начав с увлечения Фе­дотовым и Гоголем, скоро вырос в большую, самобытную личность. Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других.

    Жил и работал Перов в такое время, когда «тема», переданная ярко, выразительно, как тогда го­ворили, «экспрессивно», была са­модовлеющей. Краски же, ком­позиция картины, рисунок сами по себе значения не имели, они были желательным придатком к удачно выбранной теме. И Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неот­разимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исто­рических драмах...

    В год моего поступления в шко­лу живописи Перовым была ор­ганизована в залах училища пер­вая ученическая выставка картин. До нас, только что поступивших, доходил слух о том, кто и что пи­шет, что поставит на выставку.

    Это было в 1878 году, мне было шестнадцать лет. Я написал две небольшие картинки, одна была этюд: девочка строит домики из карт, вторая - «В снежки». Двое ребятишек бьются в снежки, бой идет азартный...

    Накануне открытия выставки, когда все картины были установ­лены, мы пригласили для осмотра Перова, инициатора и строгого нашего судью. У каждого было на мысли, что-то скажет Василий Григорьевич.

    Появился и он... Мы тотчас окружили его, и просмотр начал­ся. Моя картина стояла в натур­ном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось-билось, я переживал но­вое, еще неведомое чувство: страх, смешанный с сладостной надеждой.

    Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Вни­мательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спро­сил: «Чья?» - Ему ответили: «Не­стерова».- Я замер. Перов бы­стро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» - пошел даль­ше. Что я перечувствовал, пере­жил в эту минуту! Надо было иметь мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиден­циальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив и Перова и выставку, бросился вон из училища и долго пробродил одиноким по стогнам и весям московским, переживая свое счастье. Однородное по силе чувство пережил я в жизни еще два-три раза, едва ли больше. Че­рез девять лет оно посетило меня вторично, в тот день, когда П. М. Третьяков приобрел у меня для галереи моего «Пустынника», и этот день был днем великой ра­дости: тогда впервые мои близкие признали во мне художника, и это была самая большая награда для меня, больше медалей, званий, коими награждали позднее. В. Г. Перов и П. М. Третьяков меня утвердили в моем призва­нии. Они были и остались для многих примером, как надо по­нимать, любить и служить искус­ству.

    Перову не было и пятидесяти, а казался он стариком. Он все чаще и чаще стал прихварывать. Появи­лась ранняя седина, усталость... В те дни я и кое-кто из моих прия­телей стали подумывать об Акаде­мии. Собирались туда без особой надобности, без плана, «за компа­нию»... Я пошел к Перову, все рассказал ему, но сочувствия, одобрения не получил. По его словам, ехать в Петербург было мне рано, да и незачем. Недо­вольный ушел я тогда от Василия Григорьевича - он не убедил ме­ня: тяга в Академию все росла...

    В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не про­тянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и те­перь умирает в злой чахотке? Да как - очень просто: ненормаль­ное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и по­лучил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздер­жанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, не­померная трата энергии, безгра­ничный расход душевных сил. Дальше - с боя взятая извест­ность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять - появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова,- и довольно было случайной простуды, чтобы под­точенный организм сломился...

    И вот Перов умирал, не дописав «Пугачевцев», не докончив «Пу­стосвята», коими, быть может, собирался дать последний бой "обедоносным молодым нова­торам...

    Смерть Перова было первое мое большое горе, поразившее меня со страшной, неожиданной силой.

    Наступил день похорон. С утра начали приносить в церковь венки. Их было множество. Ожидались депутаты от Академии художеств, от Общества поощрения худо­жеств, от Товарищества пере­движных выставок, основателем которых был Перов, от музеев и пр.

    Мы, молодежь, в этот памятный день были на особом положении: мы хоронили не только знамени­того художника Перова, мы хоро­нили горячо любимого учителя.

    Провожатых было множество. Народ стоял вдоль панелей. Впе­реди процессии растянулись уче­ники с венками. Венок нашего на­турного класса несли самые млад­шие из учеников Перова - Рябушкин и я.

    Видя такие многолюдные похо­роны, подходили обыватели спра­шивать: «кого хоронят?» - и, уз­нав, что хоронят не генерала, а всего-навсего художника, отходи­ли разочарованные. Медленно двигалась процессия к Данилову монастырю, куда за много лет по той же Серпуховке, мимо Павлов­ской больницы, провожали Гоголя (а позднее Перов нарисовал ри­сунок: «Похороны Гоголя героями его произведений»).

    Вот и последнее расставание. Как тяжело оно нам! Гроб опуска­ют, земля глухо стучит где-то внизу. Все кончено. Скоро вырос намогильный холм... Все медлен­но расходятся, мы, ученики по­койного, уходим последними...

    Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце.

    Вечная память учителю!



    СТАСОВ О ПЕРОВЕ

    Перов явился, в 1858 году, прямым на­следником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд ста­нового на следствие». Десять лет отделяли эту картину от «Свежего кавалера» и «Сва­товства майора», но молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том месте, где он ее уронил...

    Перов начал своими картинами пропо­ведь нового искусства. Настроение Перова было глубоко серьезное. Он мало был на­клонен расплываться в красивых и сладких ощущениях; он был полон негодования на то, что видел; его волновали до корней души целые толпы русских типов и лично­стей, постоянно везде стоявшие около не­го; его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не за­мечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия. Он столько же мало был способен, как Гоголь, рисовать условную смазливость людей и жизни, спокойно прославлять красоту и благопо­лучие. У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете. Ни нравоучительности, ни фельетонного легкого смеха... у него уже не было. Все у него было, особливо в первые годы, строго, важно, серьезно и больно кусалось. За это последнее качест­во его многие прозвали живописцем «тен­денциозным», но эта-то именно сторона его таланта и составляла венец его юного , порывистого творчества .


    ...«Сельский крестный ход», «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапеза» (1866) вдруг нарисовали целый новый мир, тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. До тех пор было принято изображать наше духовенство с одной только точки зрения: точки зрения благодушных, елейных па­стырей, представителей неба на земле. После Пушкина и его гениальной «Сцены в корчме», после Гоголя и его столько же гениальных сцен с дьячками, попами и монахами мудрено было новым художни­кам купаться все только в прежней лжи и притворстве. Надо было показать эти лич­ности в самом деле людьми, и притом та­кими, какими всякий их знавал и видел в действительной жизни, особенно в глухих углах России.

    Перов идет все по-прежнему в гору по свободе и силе представления и даже по силе колорита. У него является теперь це­лый ряд портретов в величину натуры... «Странник» и «Фомушка-сыч» - это были тоже портреты, да только еще более - этюды с характернейших русских типов.



    Период времени между 1870 и 1875 го­дами - это период наивысшего расцвета Перова. «Птицелов», «Рыболов», «Охотни­ки на привале», «Ботаник», «Голубятн ик» - во всех этих задачах нет ничего ни великого , ни значительного , ничего драма­ тического , ни захватывающего воображе­ние . Но тут предстала целая галерея рус­ ских людей , мирно живущих по разным углам России , ничего не знающих , ни о чем не заботящихся , хоть трава не расти , и только всей душой ушедших в любезное и ничтожнейшее занятие : кому - дороже всего на свете птицу на дудочку поймать , кому - рыбу из воды вытащить , кому - зайца догнать , кому - увидать , как дерев­ цо или цветочек растет , кому - уследить за кувырканиями турманов в воздухе ... Тут в коллекции есть и дворовые люди , поседелые в холопском хомуте , и помещи­ ки , закаленные в праздности , и крестьяне , совращенные от своего дела , и барчата , и дворяне , и мещане , и мальчишки , и стари­ ки ... На первый взгляд тут все только юмор , добродушный , милый , наивный , не­ злобивый , ни о чем особенно не задумы­ вающийся юмор , простые картины русских нравов , да , но только от этого «наивного» юмора и от этих «простых» картин мураш­ ки по телу бегают . Гоголь с Островским , должно быть , тоже наивные юмористы и изобразители простых сцен были . Нет , кто не слеп и не глух , почувствует в этих картинах едкое жало . Проживи еще Пе­ ров ... по всей вероятности , он начертил бы много еще таких же глубоких картин , сня­ тых живьем с нашей родины .

    Мало кто знает, что Перов - действительно «чрезвычайно цен­ный для нас русский художник» - был также и прекрасным белле­тристом, автором интересных рас­сказов, публиковавшихся в журна­лах сто лет назад. Мы знакомим наших читателей с маленькой но­веллой В. Г. Перова «Нечто о портретном сходстве».

    НЕЧТО О ПОРТРЕТНОМ СХОДСТВЕ

    Молодой художник, только что получивший серебряную медаль за живопись, приехал в деревню к своему отцу, который был управ­ляющим при большом имении. Личность отца художника была очень типична и характерна: он походил на цыгана; был высокого роста и очень тучный, с черной, густой, окладистой бородой и с такими же черными, кудрявыми и лохматыми волосами. Немедлен­но по приезде своем сын принялся писать с него портрет, который вскоре был готов. Раз в передней комнате их дома собралось дере­венское начальство, как-то: бур­мистр, староста, сотский, десят­ский и прочие власти. Они явились получить приказания на завтраш­ние работы, так как на другой день начинался покос.

    Молодой художник, желая по­хвастаться перед ними своей удач­ной работой, вынес им показать изображение своего родителя. Поставив его к стене, на пол, он спросил их: «Ну что, братцы, по­хож ли портрет?» Все пришли в восторг, даже в изумление, гово­ря: «Вот так портрет! Ну, словно живой. Только что слова не вы­молвит. Ах, ребята, вот-то похо­же»,- и они близко рассматривали портрет со всех сторон, даже щупали его.

    «Ну, а скажите-ка мне, с кого он написан?» - спросил худож­ник, вполне уверенный в рази­тельном сходстве портрета. «Как с кого написан?..- заговорили присутствующие хором.- Эва! что вздумал спрашивать: с кого написан. Уж, вестимо, с кого: с твоей болезной маменьки, Татья­ны Дмитриевны» (которая, ска­зать кстати, была худа, как щепка, и постоянна больна).

    Сконфуженно взял портретист свое произведение и, не говоря ни слова, торопливо унес его.


    Живописец; родился 21 го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29 го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске, не мог передать П. даже своего имени, так как… … Большая биографическая энциклопедия

    Василий Григорьевич Перов автопортрет Василия Перова Дата рождения: 21 декабря 1833 (2 января 1834)(18340102) Место рождения … Википедия

    - (1833/1834 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846 49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853 61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862 69, до 1864 в Париже). Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846‒49; с перерывами) и в Московском училище живописи,… … Большая советская энциклопедия

    Перов (Василий Григорьевич) один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме … Биографический словарь

    - (1833/34 1882) российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России (Сельский крестный ход на Пасхе, 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу (Проводы… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1833/1834 1882), российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины «обличительного» направления («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861) часто проникнуты горячим сочувствием к народу («Проводы покойника»,… … Энциклопедический словарь

    В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. Перов Василий Григорьевич (1833 или 1834, Тобольск — 1882, село Кузьминки, ныне территория Москвы), живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846—49, с перерывами) и в… … Москва (энциклопедия)

    Один из лучших русских живописцев новейшего времени, род. в Тобольске 23 декабря 1833 г. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


    «Автопортрет»
    1870
    Холст, масло 59,7 x 46 (овал в прямоугольнике)

    Москва

    Василий Григорьевич Перов - не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
    Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году.
    Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе.Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры.
    В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
    В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году - большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году - малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году - большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства майора”.


    «Приезд станового на следствие»
    1857
    Холст, масло 38 x 43
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    «На могиле»


    Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860 Литография.


    «Проповедь в селе»
    1861
    Холст, масло
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
    Холст, масло
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Главой становится тема священства, забывшего свой долг. Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь – одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль – нищий, несущий икону вверх ногами. Но Всевидящее око на хоругви – будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда. Пасмурный пейзаж, диссонирующие движения участников процессии, тоскливый рассвет подчеркивают убогость всей сцены. Картину удалили как "безнравственное" произведение с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать посетителям.


    «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
    1862
    Холст, масло 43,5 x 47,3
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва
    Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую – нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины.

    Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”, “Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники” и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.


    Савояр. 1863-64
    Холст, масло


    «Шарманщик»
    1863г
    Холст, масло 30,5 x 25
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    «Парижские тряпичники»
    1864г


    «Парижская шарманщица»
    1864
    Холст, масло
    Государственная Третьяковская галерея


    Дилетант. 1862
    Холст, масло
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    Главной целью заграничной поездки, по его собственным словам, оказалось совершенствование “технической стороны”, так как, взявшись поначалу за различные сюжеты, сложные многофигурные композиции, он почувствовал, что “несмотря на все его желание” не может “исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна”. Это поездка стала замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с мастерами, знакомыми по Эрмитажу, и от современных выставок, материал которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести собственный уровень с “европейски признанным”. Но его постигает полная неудача. Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим “разнообразные сценки”, разнообразный типаж чужой страны.

    Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе.
    Первая картина, созданная им сразу же после возвращения, - “Проводы покойника” - сразу же определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма. В этой картине закладываются основные принципы передвижничества, открывается новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение, ведущая прямо к народу. Появление этой картины было подготовлено собственным предыдущим творчеством Перова и носившимися в воздухе художественными идеями. После этой картины критика нарекла Перова “отцом русского жанра”.


    «Проводы покойника»
    1865
    Холст, масло 45,3 x 57
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    «Трапеза»
    1865-1876
    Холст, масло. 84 x 126 см


    ««Тройка». Ученики-мастеровые везут воду»
    1866г.
    Холст, масло 123,5 x 167,5
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва
    Во второй половине 1860-х Перов создает лучшие жанровые произведения, в которых все сильнее звучит критика социального общества. В картине «Тройка» художник обращается к теме детского труда. Это наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и одновременно наиболее эмоциональное. Лица детей обращены к зрителю, в них соединились детское обаяние, кротость и страдание. Мрачно нависающие стены монастыря создают настроение безысходной тоски. Название картины заставляет вспомнить Ветхозаветную Троицу, возникает символически обобщенный образ ненормального «вывихнутого» мира, который художник отвергает во всех его проявлениях.


    «Чистый понедельник»
    1866
    Государственная Третьяковская галерея


    «Приезд гувернантки в купеческий дом»
    1865г.
    Холст, масло 44 x 53,5
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва
    Эту картину Перова справедливо называют «федотовской». От П.А. Федотова идет яркая типажная характеристика героев, внимание к интерьеру, «говорящие» детали, уточняющие смысл происходящего. Однако она не становится цитатой из прошлого, и автор не утрачивает своей индивидуальности. Свойственная федотовским картинам романтическая гармония уступает место воплощению жизненного конфликта. Драгоценное сияние красок сменяет сдержанная цветовая гамма, а диагональ ковровой дорожки, по которой с поникшей головой идет навстречу купеческому семейству юная гувернантка, предполагает открытый контакт со зрителем.


    Учитель рисования. 1867 Д. , м



    «Последний кабак у заставы»
    1868
    Холст, масло 51,1 х 65,8
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    Конец 1860-х годов отмечен в творчестве В.Г.Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождается от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложняется, а раскрытие фабулы развивается по пути более широкого обобщения и драматизма. В сумрачном свете холодного зимнего вечера зловещим символом предстали на фоне лимонно-желтого закатного неба царские орлы заставы. Тускло светятся окна кабака, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают вырученные за день гроши. Под резкими порывами ветра зябко съежилась в санях жалкая фигурка, закутанная в платок. Это крестьянка ожидает загулявшего кормильца. Пространство картины играет активную трагическую роль, печальными аккордами звучат темные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте. В зрелом творчестве художника Перова становится очевидным мотив глубокого сострадания человеку как жертве жестокой социальной несправедливости


    «Птицелов»
    1870
    Холст, масло. 82.5 x 126 см
    Государственная Третьяковская галерея



    «Охотники на привале»
    1871г.
    Холст, масло 119 х 183
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину "Птицелов" (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится "вскрывать язвы общества", а выбирает сюжеты о "малых" радостях "малых" людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна "Охотничьим рассказам" И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста.


    «На железной дороге»
    1868
    Холст, масло 52 x 66
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
    1879
    Холст, масло 104х179
    Нижний Новгород


    Старики - родители на могиле сына.
    1874
    Холст, масло,42х37,5
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870
    Холст, масло 48х72,
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург


    Дворник - самоучка. 1868
    Холст, масло
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871 - 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. В первые последовавшие за тем годы продолжал писать портреты и жанровые картины в прежней манере исполнения, которые надо признать во многом уступающими его предшествовавшим работам. В семидесятые годы основные усилия он направляет на историческую и мифологическую проблематику. Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: “Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался, и он поднимался все выше и выше. Он перешел в религию, она его в той форме, в которой он искал своих идеалов, не вполне удовлетворила.

    Никита Пустосвят. Спор о вере 1881
    Холст, масло.
    В конце творческого пути Перов обращается к русской истории. Он выбирает тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя – Добрынин Никита Константинович; прозвище "Пустосвят" было дано сторонниками официальной церкви; год рождения неизвестен – умер в 1682), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к "старой вере". В Кремле состоялись "прения о вере", где Никита Пустосвят выступал главным оратором. В центре – сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу – Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита "запечатлел крест". В глубине – предводитель стрельцов князь И.А.Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа. Картину очень высоко ценил В.И.Суриков.

    Он перешел к истории и сделал только две вещи (“Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят. Спор о вере”), которые не кончил, но которые имели громадное значение”. Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.


    Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г


    Суд Пугачева. 1875
    Холст,масло 150х238

    Москва


    Суд Пугачева. 1979
    Холст,масло


    Прием странника. 1874
    Холст, масло. 93x78


    Странница в поле. 1879
    Холст, масло 63х94
    Н. Новгород


    Отпетый.
    1873 Х. , м. 87, 5х113
    Государственный исторический музей


    Дворник, отдающий квартиру барыне.
    1878 Ярославль


    Голубятник. 1874
    Холст, масло 107х80
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х39, 1 ГТГ


    Возвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х
    К. , м. 36х56, 7
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    отаник. 1874
    Холст, масло 65. 5х79
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    Блаженный. 1879
    Холст, масло 153х103
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и “неверные звуки”. И дело здесь не в недостатке таланта, а в своеобразии роли, предназначенной ему в отечественной живописи. Переход к реализму в середине XIX века был самым радикальным моментом в истории мирового искусства. Все предшествующие представляли собой переход от одного канона к другому, от одного стиля к другому. Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Отсюда неровность русской живописи, принципиально отличающая ее от многих эстетических схем XX века и у нас, и на западе. Русский реализм - в главном своем направлении никогда не опускался до “производства” хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова. Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень.

    Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, лучшие среди них - портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, все портреты - 1872 года, достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.


    «Портрет драматурга А.Н.Островского»
    1871
    Холст, масло 103,5 x 80,7
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), великий писатель, наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879–1880). В 1873–1881 издавал «Дневник писателя». Портрет создавался во время работы Достоевского над романом «Бесы».Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом («головы с ее ледяным страданием» – слова И.Н.Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.В.Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А.Г.Достоевская говорила, что «Перов уловил… «минуту творчества» Достоевского… он как бы «в себя смотрит». Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского «Христос в пустыне», это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, «…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека».

    «Портрет писателя Ф.М.Достоевского»
    1872г.
    Холст, масло 94 x 80,5
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    «Портрет писателя Владимира Ивановича Даля»
    1872
    Холст, масло 94 x 80,5
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва


    «Портрет историка Михаила Петровича Погодина»
    1872
    Холст, масло 115 x 88,8
    Государственная Третьяковская галерея
    Москва

    Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы - под Москвой) 29 мая 1882.

    Перов Василий Григорьевич

    Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.

    Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.


    Чаепитие в Мытищах (1862)



    Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи. И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки. За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии "святого отца". "Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина "Чаепитие в Мытищах".

    Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат - тянет руку за подаянием. Мы видим приколотую к его шинели медальку, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз. Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки - голодного и босого - рядом с равнодушным обжорством!

    Гитарист - бобыль 1865.



    Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?

    Охотники на привале (1870)



    На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое. Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом - он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле - ружье, охотничья сетка, битая дичь.

    Старики-родители на могиле сына. (1874)


    Печальная поэтическая картина, навеянная романом Тургенева "Отцы и дети".

    Тройка (1866)



    Еще не закончив писать картину "Проводы покойника", Перов задумал другую - показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.

    Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.

    Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти "коренника", мальчика в центре "Тройки". Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов - старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.

    "Тройку" впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться - все плакала. Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где "был списан ее сынок". Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол. Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. "Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,"

    Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.

    Портрет А. Н. Островского, писателя. (1871)



    Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.

    Портрет Ф. М. Достоевского (1872)


    Крамской так сказал об этом портрете Перова:" Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще..." На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий. Во всем его облике чувствуется и значительность, и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. Темный, сумеречный фон, на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества.

    Последний кабак у заставы. (1868)



    Несколько лет спустя после картины "Проводы покойника" Перов написал "Последний кабак у заставы". Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак "Расставание" понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

    "...Доля ты! -русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать!
    Немудрено, что ты вянешь до времени,
    Всевыносящего русского племени
    Многострадальная мать!"

    Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)



    В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов - бесправное тяжелое положение женщины. На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает "товар". Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

    Проводы покойника (1865)



    Самое, вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова "Мороз, Красный нос".

    В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей. Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы. Умер кормилец, муж - как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:

    "...Савраска увяз в половине сугроба -
    Две пары промерзших лаптей
    Да угол рогожей прикрытого гроба
    Торчат из убогих дровней.
    ...Ребята с покойником оба
    Сидели, не смея рыдать..."

    Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.

    Птицеловы (1870)



    Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. ...Старик лежит на траве на опушке леса и тихонько насвистывает на дудочке - приманивает птиц; рядом мальчик держит клетку. Лица у обоих серьезные, напряженные - вот-вот попадет в силок первая птица...

    Рыболов (1870)



    В этой картине художник запечатлел редкие минуты отдыха простого человека, радость от общения с природой...