Рассмотри картину свежий кавалер можно ли. Павел федотов. Сюжет картины «Свежий кавалер»

Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году.

И так, сие чиновнику накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором…

Вероятно в мечтах, новоявленный ковалер, ночью долго ворочаясь в пастели так и не смог заснуть, все время вспоминая свой «триумф» в момент вручения этой дорогой награды, став на зависть его окружению кавалером ордена. Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.

Федотов изображает своего героя несколько карикатурно и поэтому, рассматривая картину, мы не можем удержаться от легкой усмешки. Мелкий чиновник, получив награду, уже размечтался, что теперь у него наступит другая жизнь, а не такая, которая была до сих пор в этой небогато обставленной захламленной комнатушке.

Комичность образа возникает из-за резкого контраста между мечтами и реальностью. Служащий в заношенном до дыр халате стоит босиком и в папильотках на голове, но с орденом. Он хвастает им перед служанкой, которая принесла ему начищенные, но старые сапоги. Ему уже пора собираться на службу, однако ему очень хочется продлить удовольствие от созерцания себя и бесплодных фантазий. Служанка смотрит на него снисходительно и насмешливо, даже не пытаясь это скрыть.

В комнате царит страшный беспорядок, все вещи разбросаны. На столе, покрытом светлой скатертью с ярко красным рисунком, можно увидеть нарезанную колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете. Рядом бумажные папильотки и щипцы для завивки волос, что указывает на то, что герой старается выглядеть по моде своего времени.

Под стол упали кости от селедки, которую мужчина, вероятно, ел на ужин. Здесь же валяются черепки от разбитой посуды. Мундир вечером был брошен на стулья. На одном из них худой взлохмаченный рыжий кот дорывает до конца протертую обивку.

По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская.

Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины.

Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство».

Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки.

Сегодня эта миниатюрная картина Павла Федотова «Свежий кавалер» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер составляет 48,2 на 42,5 см. масло, Холст


Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Свежий кавалер (или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки»). 1846 Холст, масло. 48,2 × 42,5 см Третьяковская галерея, Москва

На картине «Свежий кавалер» –– промотавшийся дворянин, который получил третьестепенный орден. Но какая пропасть важности! С утра, с завитыми на газету волосами, толком не проспавшись после попойки, он надевает орден на засаленный халат и, хвастая перед служанкой, надувается, как индюк! Служанка не склонна им любоваться. Она насмешливо подает «благородию» брошенные им за дверью сапоги, а под столом –– с муками пробуждается вчерашний собутыльник хозяина.

Картину «Свежий кавалер» Федотов отправил на суд своему кумиру Карлу Павловичу Брюллову. Через несколько дней был приглашен к нему.

Больной, бледный, мрачный сидел Брюллов в вольтеровском кресле.

– Что вас давно не видно? –– был первый его вопрос.

– Я не смел беспокоить…

– Напротив, ваша картина доставила мне большое удовольствие, а, стало быть, и облегчение. И поздравляю вас, вы меня обогнали! Отчего вы никогда ничего не показывали?

– Я еще мало учился, я еще никого не копировал…

– Это-то, что не копировали, и счастье ваше! Вы открыли новое направление в живописи –– социальную сатиру; подобных работ русское искусство до вас не знало.

Обращение к совершенно новым темам, критическое отношение к действительности, новый творческий метод, –– Федотов поднял жанровую живопись до уровня социальной значимости! Совет Академии художеств единогласно признал Федотова академиком.

Нина Павловна Бойко. Истории знаменитых полотенполотен: очерки о русской живописи. Пермь, 2012

*****

Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.


Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Свежий кавалер, 1846 Фрагмент

На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к приезжим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.

Э. Кузнецов

(Утро чиновника, получившего первый крестик)

Павел Федотов. Свежий кавалер

Героя своего Павел Федотов подсмотрел в постыдную минуту и сделал все, чтобы постыдность оказалась на виду: маленький человек нашел себе кого-то еще меньшего, над кем можно и вознестись, раб отыскал себе раба, попираемый возжаждал попрать.

Что ж, Федотов сам был маленький человек, сам терпеливо поднимался и медленно возвышался, и каждая веха пройденного пути запечатлевалась прочно в его сердце: вот принят в кадетский корпус, вот «первая роль» на выпускном акте (отрада детская, но он ее так крепко запомнил, что поведал о ней в автобиографии, пусть и слегка иронически), вот первый чин, вот следующий, вот бриллиантовый перстень от великого князя Михаила Павловича...

В картине «Свежий кавалер» он открещивался не только от своего героя, но и немного от себя самого — насмешкой, брезгливым отчуждением. Никогда еще он не был и никогда больше не будет так беспощадно язвителен, как здесь.

Беспорядок, царящий в комнате, фантастичен — самый разнузданный разгул не смог бы произвести его: все разбросано, переломано, перевернуто. Мало того что курительная трубка разбита — так и у гитары оборваны струны, и стул изувечен,

и хвосты селедочные валяются на полу рядом с бутылками, с черепками от раздавленной тарелки,

Кухарке Федотов отдал известную долю своей симпатии. Недурная собою, опрятная женщина, с приятно округлым простонародным лицом, всем своим видом являющая противоположность расхристанному хозяину и его поведению, смотрит на него с позиции стороннего и незапятнанного наблюдателя.

Хозяин же решительно утратил то, что позволяет отнестись к нему сколько-нибудь приязненно.

«Разврат в России вообще не глубок, он больше дик, сален, шумен и груб, растрепан и бесстыден, чем глубок...» — кажется, что эти слова Герцена писаны прямо про него. Он налился чванством и гневом, ощетинился. Амбициозность хама, желающего поставить кухарку на место, так и прет из него, обезображивая, право же, совсем недурные черты его лица.

Федотов же совершенно чужд духу обличительства — он, не то чтобы нечаянно, но скорее всего неосознанно коснулся сокровенногo — больного места, и коснулся так неожиданно, что даже не был правильно понят.

Кто в самом деле изображенный им разнузданный хам? Это вовсе не тот бездушный чиновник-карьерист, которого захотели увидеть зрители, в том числе и такой искушенный зритель, как В. Стасов, написавший по прошествии значительного времени, то есть вполне утвердившись в первоначальном восприятии:
«...перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой (то есть носорожьей.— Э. К.) шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь».

Написано, как всегда у Стасова, сильно, но о совсем другом человеке. Герой Федотова — мелкая сошка. На это настойчиво упирал сам художник, называвший его «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». Это слишком откровенно явствует из самой картины — из разномастной мебелишки, преимущественно «белого дерева», из дощатого пола, драного халата и беспощадно протертых сапог.

Понятно, что комната у него всего одна — и спальня, и кабинет, и столовая; понятно, что кухарка не его собственная, а хозяйская.

Ну он не из последних, не Башмачкин или Поприщин, не ветошка какая-нибудь — вот и орденок отхватил, и разорился на пирушку, но все-таки он беден и жалок.

Это маленький человек, всей амбиции которого хватает лишь на то, чтобы покуражиться перед кухаркой.

Ошибка Стасова в оценке федотовского горе-героя была не его личная и в своем роде поучительная. Бедность, ничтожность чиновника, конечно, видели, но не воспринимали, пропускали: она не укладывалась в привычный стереотип.

С легкой руки Гоголя чиновник стал центральной фигурой русской литературы 1830-1850-х годов, почти единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и проч. Чиновнику сострадали. Да, подчас над ним и потешались, но нота сочувствия маленькому человеку, терзаемому сильными мира сего, оставалась неизменной.

Жалкий чиновник стоит в позе античного героя, жестом оратора поднося правую руку к груди (к тому месту, где висит злополучный орден), а левой, упертой в бок, ловко подхватывая складки просторного халата, так, словно это не халат, а тога.

Нечто классическое, греко-римское есть в самой его позе с опорой тела на одну ногу, в положении головы, медленно повернутой к нам в профиль и гордо откинутой назад, в его голых ступнях, высовывающихся из-под халата, и даже клочья папильоток торчат из его волос наподобие лаврового венка.

Надо думать, что именно таким победительным, величественным и гордым до надменности ощущал себя чиновник.

Но античный герой, вознесшийся среди ломаных стульев, пустых бутылок и черепков, мог быть только смешон, и смешон унизительно — все убожество его амбиций вылезало наружу.

Конечно, кисть живописца сплошь и рядом оказывается мудрее его мысли или, по крайней мере, обгоняет ее, но так ли уж непроизвольно возникла у Федотова пародия на академическую картину? Ведь склонность вышучивать почтенный арсенал классического искусства обнаруживал он и раньше. Тот комический эффект, который сам собой возникал в некоторых его сепиях, Федотов употребил на сей раз достаточно обдуманно, в целях иронического осмеяния. Развенчивая своего героя, Федотов одновременно развенчивал и академическое искусство с его закостенелыми ужимками и ухватками. В его первой картине русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом.

По материалам книги Э. Кузнецова

Павел Андреевич Федо́тов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

Первой работой Федотова на сюжет о бедном чиновнике, хвастающемся перед кухаркой своим первым орденом, был рисунок сепией , созданный в начале 1840-х гг. в серии критических бытовых сцен. Рисунки увидел И. А. Крылов , который в письме к Федотову посоветовал ему развиваться дальше в этом направлении . Тогда начинающий художник решил превратить зарисовку об утре чиновника в свою первую полноценную сюжетную картину со сложной композицией. Работа шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», - записал Федотов в дневнике . Готовую картину вместе со второй работой («Разборчивой невестой») он представил на суд Академии , где они получили высокую оценку Карла Брюллова . Вскоре, в 1847 г., обе картины были представлены публике и произвели настоящую сенсацию как в академической среде, так и среди столичной публики . Следующая выставка вместе со славой принесла внимание цензуры: было запрещено снятие литографий со «Свежего кавалера» из-за непочтительного изображения ордена, а убрать орден с картины без разрушения её сюжета было невозможно . В письме цензору М. Н. Мусину-Пушкину Федотов писал:

…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь. […] звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими

Однако в просьбе разрешить распространение картины «в настоящем виде» было отказано. Это стало одной из причин попадания Федотова в нужду .

Описание

Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.

На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.

Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь .

Бедный чиновник, получив младшую из наград Российской империи - орден св. Станислава 3-й степени - вечером устроил у себя в комнате пирушку. Его сожительство с кухаркой и её беременность ограничивает доступное ему общество низшими слоями населения: его уснувший под столом гость - «тоже кавалер», отставной солдат с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Приняв позу античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и выпятив нижнюю губу, чиновник указывает кухарке на свой орден.

Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции » лежит кусок колбасы. Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Под столиком спит собака, а на стуле напротив потягивается, царапая обивку, беспородная кошка; к потолку подвешена птичья клетка. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Под стулом лежит раскрытая книга - это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать .

Восприятие и критика

С самой середины XIX века сложилась традиция воспринимать картину как социально-критическую, обличающую пороки общества, воплощённые в главном герое. Так, известный русский критик Владимир Стасов в 1882 году писал об изображённом чиновнике: «Перед нами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите - и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет».

Эраст Кузнецов , указывая, что автор не только изобразил бедную обстановку, но и сам характеризовал своего героя как честного труженика, всё же считает его стремящимся самоутвердиться за счёт прислуги


Кто этот забавный чиновник, с трудом приходящего в себя наутро послевеселой пирушки, устроенной по случаю получения им первого ордена? Что за убогая обстановка? Как несуразно смотрится орден на старом халате и как насмешливо смотрит кухарка на своего хозяина, держа рваные сапоги.

Картина «Свежий кавалер» - точное воспроизведение действительности. Помимо отличного владения техникой письма, Федотов удивительно передает психологический портрет. Художник явно симпатизирует своему "кавалеру".

Laquo;Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник - грязь». Так Федотов сам описал картину. Не менее интересно, как описывали эту картину его современники, в частности, Майков, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился - тут ведь есть банка с помазком - а потом вскочил внезапно. Это значит, что раздался стук падающей мебели. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Следовательно, картина наполнена звуками. Но она еще наполнена и запахами. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. Но нет, на самом деле их нет, это просто богатое воображение критика добавило насекомых в этот сюжет. Хотя, действительно, картина очень густо населена. Тут не только сам кавалер с кухаркой, тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле; везде объедки, валяется селедочная головка, которой полакомилась кошка. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». Что еще мы видим? Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. То есть праздник был очень шумным. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор - тогу. Голова кавалера в папильотках: это бумажки, в которые заворачивали волосы, а потом прижигали их щипцами через ту бумажку, чтобы прическу можно было уложить. Похоже, что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, талия которой, действительно, подозрительно округлилась, так что нравы этой квартиры не самого лучшего свойства. То, что кухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она - девица, хотя девичий платочек ей тоже не полагается носить. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Потому что хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. Возможно, кухарка - единственная, кто знает правду про этот орден: что им уже не награждают и что кавалер этот упустил свой единственный шанс устроить жизнь как-то иначе. Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, какая именно это газета - "Полицейские ведомости" московские или петербургские.

В сюжете и композиции картины отчетливо прослеживается влияние английских художников - мастеров бытового жанра.