Пять доказательств, что «Звездные войны» - это религиозное и мистическое послание человечеству. Стыдные вопросы о "Звездных войнах": все, что нужно знать о вселенной Лукаса в канун премьеры Звездные войны нестыковки

«Звездные войны» известны одним из самых эпичных сюжетных трюков всех времен. Речь, разумеется, о сцене из эпизода «Империя наносит ответный удар», в которой Дарт Вейдер сообщает Люку, что он его отец. Чтобы представить, какой эффект это произвело на зрителей-современников, можно посмотреть на . Этот сценарий был в «Симпсонах» и застолбил свое место в поп-культуре. За полтора месяца до премьеры седьмого эпизода на появилась фанатская теория, которая способна взорвать мозг не меньше: убедительнейшим образом она доказывает, что никчемный персонаж Джа-Джа Бинкс на самом деле является важнейшим в первой трилогии. Возможно, Джордж Лукас - не великий мастер диалогов вроде Квентина Тарантино (и его героиня в решающий момент без особой выдумки произнесет: «Энакин, я беременна»), но тщательное связывание всех узелков не подвергается сомнению даже критиками. Многие, в том числе писатель Сергей Лукьяненко, над изъянами в сюжетах Лукаса, но если брать во внимание тот факт, что вселенная Лукаса конструируется тщательнейшим образом, обладает огромным бюджетом и в ней ничего не происходит случайно, то многие вещи следует рассмотреть с особенно тщательно. Вот 10 наиболее убедительных фанатских теорий.

Джа-Джа Бинкс - верховный ситх

©LucasArts Entertainment

Джа-Джа Бинкс - это, наверное, самый ненавистный фанатам «Звездных войн» персонаж. Ему посвящено множество мемов и шуток, и все они подчеркивают его ничтожность. Любой истинный фанат «Звездных войн» обязан ненавидеть клоуна, который, как им кажется, был введен в сценарий «Звездных войн» в качестве неудачной шутки и приманки для зрителей младшего школьного возраста. Слишком глупый, слишком бессмысленный, слишком диснееобразный. Неловкий идиот, которому все время комически везет в любой битве и заварушке. Удивительно, с какой готовностью фанаты записали этого гунгана в категорию сюжетных нелепиц, которые следует просто стерпеть.

Прежде всего, давайте рассмотрим его способности, первую из которых он после появления на экране. Как насчет ? Если бы такое исполнил кто угодно другой, то мы сразу бы записали его в джедаи - но не Джа-Джа Бинкса, ведь к нему нельзя относиться серьезно. Теперь , в которой Джа-Джа вместе с Оби-Ваном и Квай-Гон Джинном нападает на дроидов, пленивших принцессу Амидалу. Гунган опять показывает себя дурачком, в решающий момент атаки зацепившимся за балкон. Любопытно, что, когда он приземляется совсем в другом месте, дроид все еще стреляет туда, где он должен был висеть. Люк применил в шестом эпизоде, когда Джабба решил казнить его. Но то ловкий джедай, а здесь дурацкий Джа-Джа - и зритель опять не обращает внимания. Окей, тогда вот вам . Джа-Джа убивает двух дроидов бластером, который держит в руке прицепившийся к его ноге третий дроид. Да, вы верно прочитали эту строчку. Но ведь он вроде как балбес, а значит, это случайность, так ведь? Кстати, зачем такого неумеху в принципе сделали генералом (!) перед битвой? Будете смеяться, но хватило всего в сторону генерала Бомбада. Точно таким же Джа-Джа убедил Галактический сенат покончить с демократией и передать всю власть императору. Подобные манипуляции сознанием способны проводить только джедаи - или ситхи.

В третьем эпизоде, когда джедаи уже безвозвратно поссорились с Империей, Джа-Джа все еще , но ведь это настолько никчемный персонаж, что никто не удивляется тому, что он является правой рукой главного злодея (или главный злодей - его правая рука). Джа-Джа всячески обслуживает интересы Палпатина, но до этого никому нет дела. Пересмотрите три первых эпизода, обратите внимание на поведение Джа-Джа, который всячески унижает джедаев исключительно за их спиной, и на моменты вроде того, когда он , - и вам придется взглянуть на его фигуру по-новому. Судя по всему, Джа-Джа обладает Силой и прекрасно умеет ею пользоваться, а его появление в сценарии никак нельзя списать на просчет Лукаса. Впервые такое подозрение появилось у Сета Грина, который шутливо обыграл теорию . Такое невозможно предположить на первый взгляд, но все факты убеждают: Джа-Джа - это Верховный ситх, аналог Йоды на темной стороне, доказательства чему мы увидим если не в седьмом, то в одном из последующих эпизодов.

Квай-Гон Джинн на самом деле ситх


©LucasArts Entertainment

Изначально Квай-Гон Джинн (в исполнении Лиама Нисона) предстает эдакой версией Оби-Вана Кеноби для трех первых эпизодов: мудрый, добрый, взрослый наставник, который в определенный момент мужественно погибает в схватке с крутым злодеем, чтобы дальше молодежь уже выкручивалась самостоятельно. Он настолько безупречен, что поклонники «Звездных войн» просто обязаны были нащупать его темную сторону, что они и сделали, оперируя вполне убедительными аргументами из сценария. Для начала известно, что Квай-Гон Джинн - ученик графа Дуку (но большинство зрителей даже не задается вопросом, как так вышло и что это означает). Именно он в обход Совета джедаев и Республики вносит решающий вклад в создание армии клонов, которая впоследствии - сюрприз! - наносит джедаям поражение и становится силовой основой Галактической Империи. Но главный его промах (или достижение?) - это Энакин Скайуокер: Квай-Гон Джинн знал лучше, чем кто-либо другой, как много страха и ненависти в душе будущего Дарта Вейдера, но все равно добился, чтобы того сделали джедаем (который совершенно ожидаемо уходит на темную сторону). Есть и другие примеры того, что даже если Квай-Гон Джинн был джедаем, то уж каким-то слишком недальновидным. Странным кажется и его путь Живой Силы, которым не следовал ранее ни один джедай (но которому с его подачи Йода, Оби-Ван и Энакин). Так что либо он никудышный стратег, либо ситх, во что верится легче. Как минимум это так называемый серый джедай, то есть джедай, который официально не перешел на темную сторону, но мечется между двумя силами в своих интересах (точно так же, как граф Дуку был серым ситхом) и уж точно действует не в интересах джедайского Совета.

Хан Соло обладает Силой


©LucasArts Entertainment

Хан Соло по умолчанию представлен обычным человеком, хитрым авантюристом, который скептически относится ко всяким джедайским штучкам. У него нет светового меча, и он не влезает в разборки джедаев и ситхов, но в других конфликтах демонстрирует нечеловеческую ловкость и . В искусстве пилотирования звездного корабля Хан силен настолько, что мог бы смело отправиться в вентиляционную шахту «Звезды смерти» вместо Люка Скайуокера: робот-переводчик C-3P0 предупреждает, что математический шанс пролететь сквозь поле астероидов равняется 3720 к 1, но Хан Соло лишь отмахивается от него и спокойно проводит «Тысячелетний сокол» сквозь смертельно опасную зону (бонусные трюки вроде прилагаются).

Можно было бы предположить, что герой Харрисона Форда - просто чертовски везучий сукин сын, но у Оби-Вана Кеноби на этот счет заготовлена программная фраза: «Мой опыт говорит, что ». При этом известно, что Хан Соло не верит ни в какую «Силу» и выглядит эдаким атеистом на фоне верующих (а на самом деле - знающих) джедаев. Свое мнение по этому поводу он в эпизоде «Новая надежда», в ответ на что удостаивается снисходительно-ироничного взгляда Оби-Вана Кеноби, который явно знает больше, чем мы. Скорее всего, Хан, один из самых разыскиваемых персонажей во Вселенной, всю жизнь пользовался Силой, даже не задумываясь об этом. В нем есть мидихлорианы, но он не тренирован. Поклонники «Звездных войн» сходятся на том, чтобы считать его «чувствительным к силе» (force-sensitive), что не равно джедаю, но хоть как-то объясняет потрясающее везение.

Татуин - идеальное убежище для Люка Скайуокера


©LucasArts Entertainment

У любого зрителя должен возникнуть логичный вопрос: какой смысл прятать сына Энакина Скайуокера под той же фамилией на той же песчаной планете, где родился отец? Это кажется бредовой идеей, которую можно смело списать на неувязку в сценарии, но в самом начале четвертого эпизода эта нелогичность проявляется еще раз: самые важные дроиды в Галактике, в одном из которых заложены секретные планы повстанцев, катапультированы принцессой Леей на Татуин. Но, вместо того чтобы преследовать их и перерыть близлежащую планету, Вейдер отправляет туда своих штурмовиков и предпочитает спокойно выпытывать данные из своей дочери (о последнем он, впрочем, еще не знает).

Очевидно, что он всячески избегает планету Татуин, и ключ к фобии кроется в диалоге из второго эпизода, в котором Энакин между делом Падме в том, что ненавидит песок. На Татуине он вырос в рабстве, там же от рук песчаных людей погибла его мать, а сам Энакин сделал первый шаг к темной стороне, в отместку азартно вырезав все племя вместе с детьми. С Татуином связаны самые травматичные детские переживания Дарта Вейдера, а переход на темную сторону означает путь наименьшего сопротивления. Неудивительно, что он не хочет бороться со своими страхами и возвращаться на эту планету. Оби-Ван знает об этом, так что сначала отправляет туда новую семью новорожденного Люка, а потом и сам селится там же как отшельник.

Действие на самом деле происходит в нашей Галактике

В начале каждого эпизода мы видим дисклеймер: «Давным-давно в далекой Галактике». Кажется, эту строчку мало кто воспринимает всерьез, да и с чего бы? Предлагаемые визуальные образы (особенно в современной трилогии) носят совершенно футуристический характер, а половина героев выглядят и ведут себя как самые обычные homo sapiens - вид, зародившийся на Земле. Но первое субъективно, а вот расположение вселенной «Звездных войн» в Млечном Пути также подтверждается ссылками из других научно-фантастических произведений. Например, действие «Звездного пути» происходит в нашей Галактике, и в двух эпизодах там упоминается родная для принцессы Леи планета Альдераан, в фильме «Звездный путь: Первый контакт» мимо невзначай пролетает «Тысячелетний сокол» Хана Соло, а в «Стартреке: Возмездие» можно заметить R2-D2. «Галактическая энциклопедия», содержащая основы знаний о нашей Галактике, связывает воедино цикл придумавшего ее Айзека Азимова «Основание», «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса и вселенную «Звездных войн» (пусть и на уровне официальных спин-оффов).

Намеки на родственность галактики есть также в видеоиграх и комиксах, но самым убедительным доказательством является спилберговский инопланетянин E.T. В фильме 1982 года тот видит на улице пригорода Лос-Анджелеса человека в костюме Йоды, : «Дом! Дом!» Спустя 17 лет в эпизоде «Скрытая угроза» Лукас шлет ответный привет: в Галактическом сенате. Во вселенной «Звездных войн» этот вид называется греблипсы (grebleips), и достаточно прочитать английское слово задом наперед, чтобы понять почему. Либо греблипсы стали единственным видом, который научился путешествовать между разными галактиками, либо дело во всех случаях происходит в нашей.

Приемных родителей Люка убили не штурмовики из армии клонов

Мы все помним эту : Люк возвращается домой и обнаруживает, что враги сожгли родную хижину и испепелили тела приемных родителей… Стоп. Во вселенной «Звездных войн» творится немало жестоких вещей, но вообще-то штурмовики армии клонов (которые как бы и сделали это в процессе поиска нужных им дроидов) не являются изощренными садистами. Это всего лишь простые солдаты, которые убивают выстрелами бластера. Версию о причастности песчаных людей отвергает сам Оби-Ван. Здесь налицо профессиональная работа безжалостного убийцы с мощным оружием, и далеко за примером ходить не надо: в ремастере четвертого эпизода 1997 года , что наемник Боба Фетт в это время тоже находится на Татуине. Окончательно все точки над i расставляет сцена, в которой Дарт Вейдер пристально смотрит на Фетта и формулирует следующий заказ: брать только живыми, . Ситуация настолько очевидна, что никаких сомнений по поводу личности убийцы родителей Люка быть не может. Вопрос лишь в том, почему мы не должны знать о том, что наемники становятся важным инструментом Империи.

Эвоки - племя злобных людоедов


©LucasArts Entertainment

Невозможно не любить милых мишек с лесистого спутника Эндора. Даже когда они, не разобравшись, пытаются поджарить Хана, Люка и Чубакку, мы списываем это на инфантильную глупость мохнатых существ, почитавших C-3PO за божество. А уж когда один из них начинает во время битвы оплакивать погибшего собрата, сердце зрителя окончательно растаивает. Эвоки отважно сражаются бок о бок с повстанцами и вместе празднуют победу. Во время пира один из них презабавнейшим образом отстукивает барабанную дробь на шлемах штурмовиков. В эйфории от хеппи-энда мы даже не задумываемся – а что, собственно, случилось с предыдущими владельцами этих шлемов и что именно празднуют эвоки? Уровень их развития едва ли позволяет предположить, что их целью было сотрудничество с повстанцами ради уничтожения «Звезды смерти» (как они вообще могут понять, что это за объект, если робота принимают за бога?). Зато победа принесла мишкам невиданное количество человеческого мяса. Остается только надеяться, что Люк и компания на этом банкете ели что-то другое.

R2-D2 обладает Силой


©LucasArts Entertainment

По умолчанию принято считать, что Сила происходит из мидихлорианов в биологическом организме, а значит, обладать ей могут только живые существа. Однако достаточно примера Живой Силы, чтобы понять: Сила вовсе не привязана к биологии. Теперь посмотрим на R2-D2. Определенно, королевским инженерам Набу удалось сделать самого мощного дроида во Вселенной. Он единственный участвует во всех битвах всех шести эпизодов и, надо сказать, весьма недурно сохранился.

Зачастую именно его действия становятся ключевым вкладом в победу. Свою первую гонку юный Энакин выигрывает на каре, построенном при участии R2-D2. Починить корабль в открытом космосе на огромной скорости? Взломать любую систему? Взлететь и поджечь противников, в конце концов? Сложно сказать, что не умеет R2-D2. Он всегда оказывается в самом пекле, в выполняющем ключевую миссию истребителе, рядом с самыми могущественными джедаями. Он участвует в джедайских тренировках Люка. В нем хранится самая важная информация, которую больше никому нельзя доверить. Мысленно уберите его из фильма, и вы обнаружите, что без R2-D2 не склеивается вообще ничего. Тот факт, что он прошел через все шесть эпизодов целым и невредимым, - еще один пример неправдоподобного везения. Но везения не существует, и поэтому самые горячие головы поклонников «Звездных войн» считают, что в нем хранится Сила отца Люка. Это, однако, слишком запутанная теория, поэтому мы просто будем считать, что главный дроид саги тоже является чувствительным к Силе (Force sensitive).

Чубакка - агент повстанцев


©LucasArts Entertainment

Представителя расы вуки, который двух слов связать не может, мы впервые встречаем в эпизоде «Новая надежда» в качестве эдакого мастеровитого домашнего животного Хана Соло. Вместе с хозяином он начинает играть на стороне повстанцев и, несмотря на свою подчеркнутую нелепость, вносит огромный вклад в их победу. Но если сам Хан Соло возник в сюжете IV эпизода ниоткуда, то у Чубакки есть бэкграунд: в приквелах он активно дружит с магистром Йодой и помогает тому ускользнуть от клонов. В компании Хана, Люка и Леи он, вообще-то, является самым осведомленным существом и единственным участником прошлых битв, но ведет себя так, как будто вчера родился. Вероятно, что на самом же деле в паре Хан Соло – Чубакка ведомым является первый, а Чубакка приводит его к цели, выполняя волю Йоды. Нам кажется, что Чубакка присоединился к повстанцам в четвертом эпизоде, но он всегда был одним из них. Это самый настоящий агент, который подтолкнул Хана к дружбе с Люком Скайуокером и спасению принцессы Леи, а значит, и к уничтожению «Звезды смерти».

Джедаи - вовсе не главные враги Империи

Существует немало теорий, объясняющих, что истинным злом в «Звездных войнах» являются вовсе не ситхи, а джедаи, но очевидно, что это уже извращение идей Джорджа Лукаса. Мы должны исходить из оригинальной посылки: темная сторона - это зло. Однако это не обязательно главное зло. Наивно думать, что мегаломанское супероружие типа «Звезды смерти» Палпатин строил ради уничтожения джедаев - он почти справился с этой задачей и без пушки размером с планету. Критики и любители «сильной руки» справедливо указывают, что джедаи как минимум не улучшили положение дел в Республике; их бездействие привело к коррупции, бюрократии, социальному неравенству и полному упадку обороны. Палпатин захватил власть не ради удовольствия расхаживания в одиночку перед окном с видом на космос. Никаких бонусов, о которых можно фантазировать в такой ситуации, он не получил, хотя, казалось бы, он может позволить себе все что угодно. Но он исповедует полную аскезу. Российские чиновники точно бы его не поняли. У императора была высшая цель: защитить Империю от внешнего нападения, осуществить которое при джедаях было невероятно легко. Главный претендент на роль внешнего врага - могущественное племя юужань-вонг, появляющееся в спин-оффах и позиционирующее себя как избранную расу из другой галактики.

5. Прошлое героев «Изгой-Один»

Хитрый план с «белыми пятнами» в прошлом главных героев только издали выглядит «хитрым», на деле это ловушка, в которую извечно попадал сначала сам Лукас, а теперь и его последователи. Вспомните, сколько таинственности было в личности Дарта Вейдера. Кто он? Откуда? Что с его лицом и голосом? Тысячи вопросов, оставленных без ответа классической трилогией. Удовлетворили вас ответы приквелов? В какой-то мере, но и здоровую долю особенной «звездновойновой» магии эти ответы убили - именно потому, что ответы на эти вопросы подгонялись под известные условия. Но и этими ответами тема до конца не раскрыта - кто является отцом самого «отца Люка», так и осталось неизвестным. Потомки разберутся! Вот потомки и разбираются, но ровно так же, как Лукас. Эдвардс вместе с большой компанией сценаристов вводит сразу несколько персонажей, которые так же, как их предшественники, возникают из ниоткуда с пустыми «личными делами». А ведь для понимания их характеров и мотивов действовать прошлое очень важно. Что послужило причиной раздора между Галеном Эрсо и директором Кренником, да такого, что последний запросто расправляется с семьей своего старого знакомца? В каком бою столь жуткие раны получил Со Геррера и после каких событий его пути с Альянсом разошлись? Какие скелеты скрываются в шкафах Касиана Андора и при каких обстоятельствах в его руки попал К-2S0? Проще всего отмахнуться от всех этих вопросов, сославшись на то, что все погибли же, с мертвых какой спрос. Но тогда смысл всего фильма растворяется в той самой строчке, которая была известна поклонникам саги еще в 1977 году: «Группа повстанцев похитила чертежи “Звезды Смерти” и передала их Альянсу». Или авторы саги в дальнейшем хотят вернуться к персонажам «Изгоя» и снять приквел приквела? Не сложновато ли нагромождение? Не могу не указать и на еще одну важную загадку, которую «Изгой-Один» порождает, но сам же и хоронит, - кристалл Джин. Эдвардс как минимум трижды делает на подарке Лиры Эрсо явный акцент, зрители понимают, что это сосредоточение Силы, это тот камень, который должен стать «сердцем» джедайского меча, но… Но фильм ничего не говорит ни о происхождении драгоценного артефакта, ни о его подлинном значении в жизни Джин, ни о том, каким образом в будущем он мог бы стать частью саги - а есть намеки на то, что кристалл достанется Рэй. Как бы то ни было, в сюжет общей хронологии снова вкралось множество дыр.

4. Звезда Смерти

Сегодня можно совершенно точно сказать, что по большому счету «Изгой-Один» снят для того, чтобы прикрыть одну громадную логическую дыру, на которую не могли не обратить внимания зрители еще самых первых фильмов саги - какого лешего в самой грандиозной галактической постройке, в безжалостной «Звезде Смерти» скрыт такой простой способ ее уничтожения. Творение лучших имперских сил разрушается буквально одним выстрелом - ну куда такое годно. ОК, ответ устроил большинство поклонников вселенной. «Звезда Смерти» проектировалась человеком, который работал против своей воли, не разделял взглядов Империи и намеренно оставлял «черный ход» для того, чтобы его великое оружие можно было нейтрализовать простейшим образом. В какой-то мере это все то же упрощение, которое нацелено лишь на то, чтобы заполнить пустоту, но допустим, что оно логично и всех устраивает. Но ведь это не единственная проблема существования «Звезды Смерти» в саге, больше того, «Изгой» лишь добавил неразрешенных вопросов, связанных с этой конструкцией. Например, как получилось такое, что Альянс ничего ее знал о «Звезде» до самого конце ее постройки? Как грандиозное строительство, требующее не только привлечения глобальных масс в качестве рабочей силы, но и сбора огромных запасов материалов, осталось за пределами интересов Повстанцев? И это при всей разветвленности сети недовольных, при активном сотрудничестве с пиратами, торговцами, мошенниками всех мастей. «Звезда Смерти» строилась двадцать лет, но заметили ее только в момент испытаний - непростительная безалаберность. Дальше больше - оказывается, «Звезда Смерти» была испытана впервые не на Альдераана, как мы раньше думали, она сделала два выстрела намного раньше. Вам не кажется странным, что уничтожение двух более чем значимых точек на карте Галактики ранее оставалось за скобками? А ответ опять же прост: одна разгадка тянет за собой десяток вопросов без ответа, которые разъедают Ссагу изнутри.

3. Империя

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


О том, что мы узнали и что по-прежнему осталось скрытым во внутренней жизни империи, кстати, стоит поговорить отдельно. Я уже отмечал, что «Изгой-Один» скрывает от нас важный аспект отношений между Орсоном Кренником и Галеном Эрсо, но это лишь вершина айсберга - Кренник и без этого выглядит фигурой крайне противоречивой, но любопытной. Герой Бена Мендельсона не является выдающимся полководцем, как руководитель строительного объекта он тоже, мягко говоря, не блещет. Однако Кренник метит в ближайшее окружение Лорда Вейдера и надеется на снисхождение самого Императора! Что это означает? Нам снова показывают, что Империя прогнила изнутри? Что построенная Палпатином конструкция не способна генерировать идеи и выдвигать из своих рядов лучших? К чему эта нарочитая демонстрация глупости всей вертикали Империи от Гранд-моффа Таркина до самого затрапезного штурмовика и дроида? Разве с таким врагом должен биться Альянс? Создается впечатление, что Гарету Эдвардсу просто не позволили показать Империю такой, какой она должна быть - страшной, угрожающей, неотвратимо несущей смерть. Об этом, между прочим, говорят и обильные пересъемки и досъемки «Изгоя». Сравните трейлеры с итоговым результатом - мы лишились как минимум сцен с патрулирующими затуманенный берег штурмовиками, с дуэлью Джин и имперского истребителя на вершине башни-передатчика. Обидно, но, отказывая Повстанцам в достойном противнике, авторы саги неизбежно умаляют достоинства и самого Сопротивления - побеждать дурачков много отваги не нужно. Но Империя - далеко не дураки, так зачем же ваньку валять?

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


2. Повстанцы

Если вы думаете, что к Альянсу меньше вопросов, чем к Империи, то спешу вас огорчить - тут все еще грустнее. Нет, есть, разумеется, светлые стороны. «Изгой» показал нам несколько иное Сопротивление: вероломное, не гнушающееся предательствами и подлостью, откровенно трусящее перед смертельной угрозой и неспособное договориться в ответственный момент. Наконец, в полной мере продемонстрированы разброд и шатания среди пилотов и воинов Альянса, их наплевательское отношение к приказам и жизням соратников. Удивительно, но эти вкрапления черного и серого делают повстанцев ярче и живее. Но несколько новых штрихов, как и положено, влекут дополнительные вопросы и проблемы. Одна из самых главных - присутствие на флагманском корабле Альянса в самом эпицентре битвы над Скарифом Леи Органы. Это только в мультиках и мифах бесстрашные предводители армий, короли и принцессы идут в атаку во главе своей армии. На деле глава войска всегда находится в безопасном месте. Лея - не глава Альянса, но персона как минимум важная, объединяющая и значимая для продолжения сопротивления, и вдруг она оказывается там, где исход битвы в пользу повстанцев совсем не определен. В чем смысл ее нахождения на флагмане Альянса? Она лучше всех разбирается в вопросе преодоления силовых полей? Ей доступны средства приема-передачи чертежей, неизвестные остальным? Она незаменимый пилот икс-винга? Нет, нет и нет. Роль Леи в бою над Скарифом сугубо декоративная, ее «притянули за уши», чтобы показать в финальном кадре и пробросить мостик в «Новую надежду». Вот так очередная «заплата» оказалась еще более дыроватой, чем бывшая до этого прореха. Причем заплата эта была необязательной, но влекущей множество вопросов. Так же, как вопрос о том, откуда C3PO и R2 взялись на Тантиве IV с Леей, ведь Эдвардс явно показывает, что на Скариф их не взяли. Реверанс в сторону классики выполнил, но тут же попался на ее незнании. Вот на таких мелочах обычно ловят преступников - маленькая ложь порождает большую, и со временем все это просто вываливается наружу.

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


1. Дарт Вейдер

Однако самую большую волну вопросов и проблем вызвало наиболее ожидаемое фанатами появление Лорда Вейдера. Казалось бы, ничего особенно значимого Лорд ситхов в «Изгое» не делает, ну, за исключением энергичного «развешивания люлей» персоналу флагмана повстанцев в самом финале. Но даже несколько кадров с его участием оставляют столько вопросов, что впору задуматься, а стоило ли вообще его привлекать - он только всех запутал. Вернемся к финалу: Вейдер отлично видит, как перед самым его носом планы «Звезды Смерти» из рук в руки сначала уходят на флагманский корабль Альянса, затем оказываются у Леи и в итоге ускользают на Тантиве IV. А чем начинается «Новая надежда», помните? Захватом Тантива и милой беседой, из которой вовсе не очевидно, что ситх в курсе, что находится на корабле. Крайне неловкая стыковка «Изгоя-Один» и классической трилогии, очень плохая, корявая. Но заглянем чуть глубже, в середину нового фильма - там вопросов еще больше. Куда летит Кренник на встречу с Лордом Вейдером? На Мустафар, скромный планетоид, место смерти Энакина Скайуокера и появления Дарта Вейдера. Почему Темный Лорд предпочитает жить в том месте, где погибла часть его души, где он был оставлен умирать человеком, которого считал своим лучшим другом, где была задушена Падме? Что за странный выбор - жизнь на собственном кладбище? Впрочем, оставим эти вопросы на откуп желанию очернить и без того мрачного Вейдера, но зачем ситх принимает целебные ванны в бакта-камере? Он лечит свои ожоги, полученные в дуэли с Оби-Ваном? Но тогда почему мы никогда больше не видели и намеков на процедуры в 4-6-й частях саги? Или Вейдер приходит в себя после какой-то не показанной нам битвы, случившейся накануне визита Кренника? Но тогда что это была за схватка, с кем, кто мог нанести самому могущественному воину Галактики ранения? Снова вопросы, вопросы, вопросы… Причем необязательные, вытекающие только из невнимательности авторов, их желания потворствовать фанбазе, демонстрировать свое знание канонов, впрочем, весьма слабое, как мы видим.

«Изгой-Один», безусловно, важный кирпичик в строении саги. Он отличается от всего сделанного ранее, у него своя атмосфера и особое настроение, связанное с тем прежде всего, что его герои не выжили в решающей схватке. Но и закрывать глаза на море сюжетных дыр, неудачных обращений к канонам и легендам, нелепое использование известных ситуаций и персонажей нельзя. «Изгой» оставляет больше вопросов, чем было до него. Такими ли должны быть вспомогательные фильмы саги? Такими ли хотят их видеть зрители? Нет, но Сила, похоже, не на нашей стороне…

Всем привет!

Предлагаю гиковский разговор на тему Звездных Войн(ЗВ). Для начала, небольшой q&a, о чем я.

Что это?
Немного фанатских теорий на тему Звездных Войн (кроме очевидного)… Под определённым углом можно избавиться от некоторых сюжетных нестыковок, потерь, при переходе от эпизода к эпизоду, нелепых совпадений и.т.д.
Зачем мне это читать?
Если не любите ЗВ - незачем. В противном случае может быть увидите новые сюжетные линии в знакомой истории. Возможно, вам, как и мне, от этого станет интереснее смотреть фильм, а может вы все это и так заметили, но вам не с кем было об этом поговорить.
Это что фанфик?
Нет, я не выдумываю историю, просто интерпретирую и предполагаю. Такие теории можно найти на Reddit . Я пользовался некоторыми из них, чтоб заполнить пробелы, там, где сам не додумал.
Спойлеры?
Да, без них - никак, но только из оригинальной и новой трилогии, игры Force Unleashed и немного из мультсериалов «Войны Клонов» и «Повстанцы». Седьмой эпизод, как бы мне этого не хотелось, включать не буду, ещё не все посмотрели.
Расширенная вселенная?
К сожалению, после выхода седьмой части расширенная вселенная больше не считается каноном. Теперь это просто набор легенд, возможно, правдивых, скорее - нет. Но, поскольку некоторая информация пока не опровергнута новой расширенной вселенной, можно принимать это за хоть какой-то источник информации.
Немного занудства
Мне кажется, в корне неверным отнесение ЗВ к научной фантастике. Мы ничего не знаем о законах физики в «далекой-далекой галактике», а все, что мы видели, показывает, что они очень сильно отличаются от наших. Потому фильмы вроде «Наука Звездных Войн» интересны с точки зрения популяризации науки, но не опровержения физики во вселенной ЗВ. По большому счету, мы не можем быть уверены даже в том, что космическое пространство ЗВ имеет схожую плотность с нашим, и что звук в нем не распространяется.

пасхалка

Однажды, во время спора на эту тему, мне указали, что в ЗВ имеется в виду, как минимум, наша вселенная, поскольку в «скрытой угрозе» мы видим делегацию E.T., а в самом E.T. завидев Йоду, инопланетянин завопил «дом, дом!» Плохой аргумент, но хорошая пасхалка.


Помимо прочего основой всего в мире ЗВ, является Сила: разумное божество (или по-крайней мере, очень близко к тому), преследующее цель, сохранить баланс во Вселенной любой ценой. В сюжете фильма множество нелепых совпадений (особенно в новой трилогии), благодаря которым движется сюжет. И, хотя, в сценарном искусстве «рояль в кустах» - это низкопробный прием, говорящий о лени сценаристов, в случае ЗВ - на этом рояле основана вся идея. Тут уж либо принимать, либо нет. Сила способна привести героев куда угодно и уберечь их от гибели, если это соответствует ее целям.

Собственно, сами теории.

Теория: империя сделала из дроидов козлов отпущения
Что вы помните из новой трилогии? Красивые города, политические дрязги, Магистр Йода со световым мечом, куча голограмм и… дроиды, много дроидов.

В «Новой Надежде» и, в целом, в оригинальной трилогии, дроиды также присутствуют, но их значительно меньше. При этом, в основном, это дроиды, которые были произведены еще в Республике. Не говоря уже о том, что выглядят они, как металлолом (не считая имперских, конечно)

Вопрос в том, почему цивилизация, в которой решен вопрос искусственного интеллекта и где дроиды занимают центральное место в жизни, вдруг перестала ими пользоваться.

Из мультсериала «повстанцы» и игр «Force Unleashed» мы можем понять, что превращение республики в империю проходило не так уж гладко. И все же, в начале эпизода 4 мы узнаем, что Дарт Сидиус распустил парламент (на это у него ушло 19 лет), это последнее напоминание о Республике.

Изначально Палпатин стал верховным канцлером из-за угрозы Ситхов и конфедерации независимых систем. Придя к власти, он разрешил эти вопросы, с одной стороны, взяв под контроль Торговую Федерацию (основной спонсор сепаратистов), с другой - объявив все слухи о Ситхах заговором против Республики, а джедаев - предателями. Но, не смотря на то, что кризис (формально) разрешился, власть Палпатина усиливалась на протяжении следующих 19 лет настолько, что он смог без последствий распустить Сенат. Можно предположить, что он использовал известный прием «внешнего врага» для запугивания галактики и укрепления позиций. Моя версия: он использовал дроидов. На тот момент повстанцы еще не существовали и на протяжении следующих лет они оказывали вялое сопротивление. Их позиции усилились уже ближе к событиям Новой Надежды, когда дроиды в галактике остались только как вынужденная мера.

Почему не джедаи?

Большая их часть была уничтожена приказом 66; тех же, кто остался, можно было выбрать в террористов, но можно предположить, что император пошел другим путем. В начале «Новой надежды» адмирал Мотти нагло заявляет, что учение силы - это устаревшая религия. Также Хан Соло заявляет Оби Вану, что облетев галактику не встретил доказательств существования силы, хотя по возрасту он должен был застать события Войны Клонов. Также Чуи помогал Йоде сбежать с Кашика и мог бы сказать об этом Хану.

Как мне кажется, империя отрицала существование джедаев и силы, объявив их фокусниками и шарлатанами. Девятнадцать лет - маловато для того, чтоб люди забыли события, которым были свидетелями, но при массивной пропаганде (а также учитывая большую редкость джедаев) можно было убедить большую часть, что они видели не то, о чем думали, а джедаи - это как колдуны у нас: умные, умелые фокусники (которые похищают детей и учат их баловаться со световым мечем).

оффтоп о Хане, который стрелял первым

Не самая популярная тема для холивара у нас. Всю информацию можно найти по запросу «Han shot first», а здесь просто коротко опишу. В Кантине на Татуине есть культовая сцена, где Хан убивает Гридо за вымогательство. Изначально первым стрелял Хан, но многие фанаты искали в дымке признаки того, что Хан защищался. Позже Лукас распорядился добавить в сцену выстрел Гридо, что вызвало негодование тех фанатов, которым нравилась идея хладнокровного Хана Соло. В конце концов, в последнем переиздании сцена была перемонтирована так, что кажется, что оба стреляют одновременно.

Какая из версий правильная - спор не утихает (хотя, Хан стрелял первым).


Предположим, что Палпатин выбрал новую «внешнюю угрозу» для правительственной пропаганды. Например - дроидов. Вполне понятно, что люди легко на это повелись. Дроиды были причиной множества бед во время войны клонов. Они разоряли планету за планетой, часто использовались для шпионажа и убийств. В «Новой Надежде» в кантине владелец отказывается обслуживать дроидов. Его реакция кажется немного преувеличенной. Каким образом непьющие мирные дроиды могли помешать работе бара, где собирались убийцы и контрабандисты? Возможно, люди боялись дроидов и считали их угрозой в любом виде.

Для культивирования ненависти к дроидам была еще одна причина. Империя, как и любая милитаризированная диктатура, должна была большими темпами наращивать производство для сохранения стабильности. Широкая занятость населения и ориентация на военную промышленность помогала бы держать людей под контролем. В то же время широкое распространение дроидов в промышленности не оставляла места для ручного труда. С одной стороны падала покупательная способность населения, что грозило крахом экономики, с другой стороны низкая занятость и пользование благами «бесплатного труда машин» привело бы к тому, что у большей части населения было бы слишком много свободного времени. Как результат - росло бы недовольство режимом и была бы возможность для создания организованного сопротивления.

Если вам все еще не жалко дроидов

В «Возращении Джедая» есть сцена, где в убежище Хатта пытают дроида.

Возникает вопрос, зачем кому-то программировать дроида на наличие болевых ощущений. И даже так, зачем заставлять его кричать. Объяснение: повсеместная ненависть к дроидам могла сделать такой «апгрейд» довольно популярным, ведь, мучая врага, нужно понимать, что ему больно.

Теория: империя - не лучшая экономическая модель
Не совсем полноценная теория, скорее наблюдение.

Помимо отсутствия дроидов, после перехода от «Мести Ситхов» к «Новой Надежде», в глаза бросается очевидное технологическое отставание Империи. Практически ничего из того, что использовала армия клонов не сохранилось в империи. Эта техника, возможно, была уничтожена повстанцами в последние годы перед «Новой Надеждой», но почему тогда все новое производство Империи настолько отстает.

С одной стороны, причина может быть в исключении дроидов из производства. Без трудящихся 24/7 рабов, для быстрого наращивания военной мощи, требовались более простые конструкции. Также можно предположить, что технология в Республике производилась на базе конкурентного рынка, в то время, как Империя не могла позволить себе ослаблять хватку. Скорее всего, все основное производство было «национализированно», что не могло не сказаться на качестве продукции.

Мы же знаем примеры

Не хочется проводить параллели, но можно сравнить это с СССР доНЭП-овских времен, когда основной идеологией был «военный коммунизм». Тогда же были национализированны многие предприятия, в том числе первая энергетическая компания, до этого принадлежащая братьям Сименс . Я не даю никакой оценки, просто подмечаю, что НЭП был необходимостью из-за схожих проблем.


Очевидно, что в галактической империи - понятие частной собственности не в цене. В «Империя наносит ответный удар» Лэндо Калрисиан говорит, что их колония не попадает под юрисдикцию Империи, поскольку слишком мала. Но все равно они жили в постоянном страхе, пока не заключили сделку с Империей (условия которой Вейдер легко нарушил).

Итого, весь частный сектор пашет на Империю, сама же Империя, в основном, занимается военпромом. Для примера, на постройку Звезды смерти ушло около 20-и лет, что довольно неплохо, учитывая масштабы производства и уровень секретности. Более того, трудно поверить, что вторая звезда смерти была построена в течении такого короткого срока после уничтожения первой. Можно предположить, что строительство шло параллельно.

Для сравнения, можно взглянуть на проект Плавучей Атомной Электростанции , строительство, которой заняло около 10-и лет.

О роковой уязвимости Звезды Смерти

Кстати, та самая теплоотводная шахта на Звезде Смерти - не такая уж и Уязвимость. Много было шуток на эту тему, от робоцыпа до правительство США , но давайте посмотрим на факты:

1) Звезда смерти, пожалуй, одна из самых энергонасыщенных автономных станций во вселенной. Страшно подумать, какое количество тепла она вырабатывала во время работы на полную мощность. Теплоотвод был необходим.

2) Шахта была настолько узкая, насколько это возможно, и охранялась тяжелыми Турелями.

3) Для атаки повстанцы использовали «красную Эскадрилью» . Элитное звено истребителей, которое было практически полностью уничтожено во время атаки.

4) Ни один из пилотов красной эскадрильи не смог выполнить миссию, даже прямое попадание, согласно расчетам компьютера, не смогло обеспечить необходимые условия для цепной реакции в ядре.

5) Единственный, кто смог справиться с задачей - это Люк, который по совместительству использовал Силу (читай магию), был лучшим пилотом в галактике и которому помогал его мертвый учитель в виде призрака.

В смысле, вряд ли планирование рисков при строительстве могло учесть такой поворот. В конце концов, вся остальная техника Империи уязвима для прямых попаданий крупного флота.

Теория: Дарт Вейдер не такой злодей, скорее трус
Тут придется пойти издалека. К тому же данная теория основывается на другой фанатской идее , о том, что Энакин умер в мести Ситхов.

Итак, по-порядку. В конце третьего эпизода мы видим умопомрачительную схавтку Энакина и Оби Вана, которая длится около 8-и минут экранного времени.

Это одна из самых продолжительных схваток в истории кино. Смены локаций, использование силы, удушающих приемов, различных джедайских техник, бессмысленное вращение мечом (1:40) и чудеса хореографии. Многим этот бой показался, мягко говоря, нереалистичным. Особенно с учетом того, что спустя 20 лет бой Дарта Вейдера и Бена Кеноби выглядит так:

Предположим, что у боя в третьем эпизоде есть объяснение. Энакин и Оби-Ван дрались плечом к плечу на протяжении многих лет. Наверняка спарринг был для них обычным делом, каждый знал, что будет делать другой, и потому их движения настолько синхронизированы. Но почему спустя 20 лет реванш Вейдера такой вялый?

Я стою выше тебя

В конце боя Оби-Ван стоит на возвышении, а Энакин - на платформе в реке лавы. «Все кончено, Энакин, я стою выше тебя», - говорит Оби-Ван и добавляет, что не стоит даже пытаться.

Учитывая, что сам Оби-Ван победил Дарт-Мола, именно находясь ниже, это, как-минимум, странное заявление. Можно предположить, что Энакин прекрасно знал о том, как именно его учитель победил в том бою. Возможно, Оби-Ван говорит ему, как раз о том, что он сам эксперт в таком приеме и Энакину не удастся застать его врасплох, на что Энакин отвечает: «Ты недооцениваешь мою силу». Как оказалось - это не так.


Согласно одной из фанатских теорий, Энакин умер в конце третьего эпизода и был воскрешен Императором. Одна из версий этой теории предполагает, что для воскрешения Император выкачал жизненную силу из Падме. В подтверждение этому, показывают финальную сцену «Возвращения Джедая» после переиздания, где вместо Дарта Вейдера мы видим молодого Энакина, хотя Оби-Ван выглядит точно так же, как и перед смертью:

Помимо всего прочего это укладывается в общую отсылку на Христианство: «Энакин был зачат непорочно, путешествовал по миру, у него были ученики, он был предан другом и воскрес после смерти).

Моя версия - Император не просто воскресил Дарта Вейдера, но и поддерживал в нем жизнь. Именно поэтому Вейдер не решался выступить против Императора, но сделал всё, что бы кто-нибудь сделал это за него.

В Force Unleashed мы видели, как Вейдер с помощью тайного ученика, практически с нуля поднял восcтание против Палпатина. При этом Вейдер не воспользовался возможностью предать императора, но и Глена Марека он не убил. Если предположить, что все это было в планах Дарта Вейдера, то все сопротивление появилось только благодаря ему.

Далее в „Новой Надежде“ мы видим схватку Оби-Вана и Дарта Вейдера. Оби-Ван постарел, он десятилетиями не практиковался в фехтовании, но Дарт Вейдер имел больше практики, и все же, по их бою видно, что Вейдер не очень-то стремится убить бывшего учителя. Возможно, он специально тянул время, либо пытался схватить Оби-Вана живым.

Если просмотреть их бой внимательно, можно увидеть, что они будто ради формальности скрещивают мечи в начале. Ближе к концу это больше напоминает схватку, но только с подачи Оби-Вана, Вейдер скорее защищается. Примечательно, что позже он показывает себя более активным фехтовальщиком.

И еще о бое

У меня нет никаких подтверждений, но я всегда рассматриваю этот бой в таком ключе: Оби-Обучал Дарта Вейдера основам владения световым мечом. Возможно, стиль, в котором ведется бой (по сути, это Кендо, конечно) - это базовый стиль для всех учеников. Оби-Ван, навязывая Вейдеру именно этот стиль боя, как бы пытается вызвать у него необходимые чувства. Вейдер подыгрывает бывшему учителю. Таким образом, он не попадает под подозрения Сидиуса, но в то же время ведет беззвучный разговор с Оби-Ваном.


Когда Люк подбегает к месту боя, Оби-Ван смотрит на него, а затем, улыбаясь, на Вейдера. Вейдер понимает, что Люк - это его шанс, он также понимает, в чем состоит план Оби-Вана и, когда последний готовится соединиться с силой, Вейдер - убивает его, хотя в тот момент не было необходимости (он же убрал меч).

В общем, в течении фильма Вейдер не так уж и стремится убивать. Вот, например, подборка всех его убийств, по большей части - пилоты красной эскадрильи:

о капсуле без признаков жизни

В начале „Новой Надежды“ имперцы не уничтожают спасательную капсулу, фактически давая ход сюжету. Это отлично ложится в историю о притеснении дроидов. К тому времени большая часть „разумных“ дроидов была уничтожена, потому уверенные в своем превосходстве имперцы не могли представить, что какие-то дроиды могут доставить им неприятности.


В „Империя наносит ответный удар“, в момент, когда Хана Соло готовятся подвергнуть заморозке, Чубакка вырывается и начинает раскидывать штурмовиков. Боба Фетт целится в Чубакку, но Вейдер не дает ему выстрелить. Довольно странный поступок, понятно, зачем ему Лея, но оставлять в живых Чубакку - не было никакого смысла.

Фактически, Вейдер любыми способами ведет Люка к Императору, попутно готовя его к этой встрече. В финале „Возвращения Джедая“ Вейдер колеблется не потому, что в нем борется светлая и темная сторона, а потому, что он знает, со смертью Императора он и сам умрет. Возможно, потому он не дал Люку убить Сидиуса, остановив его световой меч, а Сидиус, уже сомневающийся в Вейдере, был спокоен и знал, что Вейдер его защитит. Также в Force Unleashed мы видели, что броня Вейдера может вынести побольше, чем просто удар молнией силы, но все же, после смерти Императора он говорит, что спасти его уже нельзя.

Еще одно притянутое подтверждение „светлости“ Вейдера. В „Новой Надежде“ - штурмовики „мажут“. Они настолько очевидно стреляют мимо цели, что фраза stormtroopers aim стала нарицательной. Возможно, им были даны указания „не убивать“, ведь ранее Оби-Ван, осматривая трупы джав, говорит, что штурмовики - отличные стрелки. Также, позже на „Хоте“, они легко подавляют оборону сопротивления.

Хотя, наверное нет

На самом деле, мне не кажется, что штурмовики промахивались специально. По-моему, есть другое объяснение. Возможно, бластеры - далеко не лучшее оружие в плане меткости, но его использование обусловлено универсальностью. Армии во вселенной ЗВ оперируют на различных планетах, с разной гравитацией и атмосферой. Использование пуль часто могло быть невозможным. Если добавить к этому то, что Империя справлялась с производством хуже Республики, можно понять, почему штурмовики стреляют значительно хуже клонов. Однако в определенных условиях, когда они имеют дело со знакомыми условиями (Татуин, Хот), они могут стрелять значительно лучше. В конце концов, Звезда Смерти была введена в ОПЭ совсем недавно и штурмовики пока не приноровились.


Если понравилась запись, я могу и дальше делать подобные „околокиношные разборы“. Если нет… Ну, значит нет. В любом случае, спасибо, что дочитали до конца.

Серия фильмов «Звездные войны» легендарна. Многие люди вдохновляются этой историей, видя в ней призыв к борьбе со Злом и несправедливостью, хотят подражать мудрым и сильным джедаям. Считается, что этот фильм подает хороший пример и учит различать, что есть хорошо, а что плохо. Но так ли это на самом деле? Видя эпичные сражения и лихие приключения героев, мы не думаем, для чего все это и к чему в итоге ведёт. Давайте абстрагируемся от зрелищных спецэффектов и захватывающих сюжетов и заглянем глубже, в область смыслов. Для этого проанализируем один из последних (на данный момент) фильмов серии - «Звёздные войны. Последние джедаи» .

Образ семьи

Начнем, собственно, с семейных ценностей и образа семьи . Что мы видим? Ни одной семьи в фильме нет. Да, есть отдельные персонажи, связанные кровными узами, но целостных семей нет. Почти все герои без роду и племени: мы не знаем, кто их родители, есть ли у них семьи, дети - по сюжету это вроде как не важно. Все, кого мы видим, - гордые одиночки, связанные «одной цепью и скованные одной целью». Было бы понятнее, если бы эти люди сражались, защищая свои семьи и близких, все то, что им дорого. Но этого нет. Борьба ради борьбы и абстрактных ценностей. Война дает смысл их пустой одинокой жизни: если борьба закончится, им некуда возвращаться, их никто не ждет. Семья, показанная в фильме, крайне неблагополучная. Лея Органа - лидер Сопротивления повстанцев, ведет борьбу против Первого Ордена, где ее сын Бен Соло занимает одну из ключевых должностей. Бен отрекся от своего рода и сменил имя на Кайло Рен, а также убил отца в предыдущем фильме. И теперь Лея вдова. У нее есть легендарный брат Люк, который ведет уединенную жизнь на далекой планете, отклоняя все просьбы о помощи. Теме семьи уделяется внимание еще в таком аспекте: Рей очень хочет узнать, кем были ее родители, и в итоге приходит к выводу, что это были рабы, которые продали ее ради денег.

Посыл: Друзья и соратники лучше семьи: они более надежные и верные, не предадут и всегда готовы прийти на помощь (в отличие от сомнительных родственников). Если же решаете связать свою жизнь с мужчиной, то детей лучше не рожать: непонятно, кем они вырастут и сколько зла могут принести. Детям же внушается, что им не нужны родители, ведь Рей прекрасно справлялась и без них, а Кайло Рен отрекся от своего рода (эти персонажи наделены Силой и очень привлекательны для подростков, хоть и представляют две разные противоборствующие стороны).

Формирование искаженных женских образов

Во Вселенной звездных войн не осталось женщин. Нет жен, матерей, хранительниц очага, прекрасных муз, зато есть воины, полководцы, механики. По сути, они не отличаются от мужчин. Только тела женские. Кто знает, может, если бы Лея справилась со своими женскими задачами, то ее сын не попал бы под влияние космического злодея Сноука. Тут, конечно, и отец должен был показывать пример, формировать правильные ценности. Но в фильме мы видим сильных воинственных женщин: возглавляет Сопротивление уже пожилая женщина Лея Органа, которой бы внуков нянчить; командир отряда штурмовиков - это женщина Фазма; новый молодой джедай, наделенный Силой - молодая яростная девушка Рей; при травме Леи капитаном становится женщина Эмилин Холдо; развернута сюжетная линия девушки-механика Роуз. Им всем некогда заниматься детьми, у многих женщин их еще нет, и, вероятно, никогда не будет. Им некогда строить отношения с мужчинами (если только это не заклятый враг).

Посыл: самое подходящее и достойное занятие для женщины - это борьба и война. Не стоит тратить свои силы на рождение и воспитание детей, ведь они все равно вырастают неблагодарными. Лучше быть напарником, боевой подругой, чем женой (а то останешься вдовой). Типично женские качества и умения уже устарели.

Отношение к старшим

Отсутствие уважения к старшим не только по возрасту, но и по статусу: учителям, командирам. И это выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев. Это напоминает реальные исторические моменты с расхищением и поджогами великих библиотек. По Дэмерон постоянно нарушает приказы генерала Леи Органы, действует самовольно, отказывается подчиняться вице-адмиралу Эмилин Холдо, обвиняя ее в измене (хотя измены с ее стороны не было), разворачивает за ее спиной свою кампанию, в результате подставив остатки Сопротивления под удар. Так ведет себя «хороший» герой, которому мы сопереживаем.

В Первом Ордене мы видим воинскую иерархию и подчинение старшим, но об уважении речь не идет: просто подчинение более сильному и дальновидному. А при возможности Кайло Рен убивает лидера Сноука и занимает его место. Но Кайло - неоднозначный персонаж, и зрители тоже ему сопереживают. Таким образом, дисциплина и следование традициям в фильме показаны как что-то отжившее и негативное, ведь эти качества представляют неприятные персонажи Первого Ордена: генерал Хакс и армия штурмовиков. Рей, находясь в храме джедаев, все время так или иначе разрушает постройки. Не специально, но все-таки она это делает.

Посыл: опыт и знания предков уже устарели. Важно уметь действовать самостоятельно, импульсивно, даже если в результате таких решений могут пострадать другие. Две крайности: либо бездумно выполняешь приказы, как безликий штурмовик, либо яркая индивидуальность, которая никому не подчиняется. Говорится об ошибках предыдущего поколения джедаев, их недальновидности, к чему это привело.

Усиление противоречий между мужчинами и женщинами

Все основные противостояния в фильме - между мужчинами и женщинами. 1) Первый Орден, представленный в лице Сноука, Кайло Рена и генерала Хакса - Отряд Повстанцев под предводительством Леи Органы. 2) Те, кто наделен Силой: Кайло Рен и Рей, их взаимодействие, где находится место и борьбе, и сотрудничеству. Люк Скайуокер так и не покинул своего острова: сражаться с Реном он прибыл в астральном теле. 3) Финн, когда он пытается покинуть корабль, - Роуз, желающая предотвратить дезертирство. 4) Финн - Фазма. 5) Эмилин Холдо - По Дэмерон, отказывающийся подчиняться. Женщины в фильме показаны более смелыми, сильными, честными. Повстанцев возглавляет женщина и новый джедай тоже девушка. А на стороне Первого Ордена непонятное существо мужского пола и Кайло Рен, перешедший ко тьме.

Женские персонажи отдают жизни, чтобы спасти союзников (мужчины тоже, но акцент именно на женщинах: сестра Роуз и Эмилин Холдо), механик-женщина более надежная и верная. Мужские персонажи, даже положительные, в фильме выглядят менее надежными: По Дэмерон нарушает приказы, Финн не отличается верностью (испытывает чувства и симпатии к Рей, но в ее отсутствие увлекается Роуз). Предателем в фильме оказывается мужчина (мастер-взломщик). Когда Рей доверяется Кайло Рену, чтобы ему помочь, она в итоге попадает в ловушку.

Посыл: нельзя доверять мужчинам, женщине стоит быть сильной и самодостаточной, уметь самой за себя постоять.

Усиление противоречий между нациями и классами

Ярко показана ненависть обычных солдат к тем, кто разбогател на поставках оружия и живет в роскоши, богатстве. Хорошо известный прием: натравить народные массы на правящую элиту. И решение предлагается простое - все разрушить. «Как бы я хотела камня на камне не оставить от этого гадкого шикарного города», - говорит Роуз (по фильму это как бы благородный персонаж). Нас заставляют сопереживать повстанцам, бедным, рабам. Но все они вдохновлены очень примитивной идеей - разрушить то, что создано не ими. Как они собираются жить после этого, умалчивается. Прослеживается и заметное деление по нациям. Почти все положительные герои явной европейской внешности. Также есть афроамериканец Финн и китаянка Роуз, приключениям которых отведено значительное место в фильме (при просмотре эпизода с поцелуем этих двух персонажей возникает стойкое ощущение, что с политкорректностью в Голливуде явный перебор). Среди «злодеев»: инопланетный Сноук, генерал Хакс, напоминающий немецкого фюрера, а в отталкивающем персонаже предателя-взломщика зрители легко могут разглядеть представителя русской нации. В английской версии фильма он даже бросает слово «каторга» на «чистом» русском языке.

Посыл: существующий порядок плохой и его надо разрушить, нужно дать свободу угнетенным; дискредитация образа представителя русской цивилизации.

Стирание границ между тем, что хорошо, а что плохо

Не всегда в жизни можно однозначно отделить одно от другого, но все же есть ценности и нравственные ориентиры, к которым следует стремиться. Да, в фильме есть вдохновляющие примеры доброты, взаимопомощи, стремления к положительным идеалам. Но есть много моментов, когда положительные герои пользуются нечестными приемами. A la guerre comme a la guerre (на войне как на войне). В сражении Кайло Рена и Рей видно, что они могут свободно пользоваться световыми мечами друг друга. Оба персонажа привлекательны для молодой аудитории, таким образом, показывается, что нет большой разницы между «Светом» и «Тьмой». Да и зовут их очень похоже (девушка-джедай Рей и новый лидер Первого Ордена Рен), что вряд ли является простым совпадением. Эту же мысль подтверждает мастер-взломщик, указывая, что торговцы оружием вооружают не только Первый Орден, но и Повстанцев. Получается, все относительно. И в фильме нет выбора как такового между созиданием и разрушением. Выбор уже сделан за вас и сделан в пользу борьбы. Можно лишь решить, какую сторону принять в этой борьбе. Но в результате такого противостояния конфликт не только не решается, но и усиливается.

Посыл: выбор сводится к тому, на какой стороне сражаться и ради чего умирать. Нужно разрушить существующий несправедливый порядок (каким будет новый порядок, думать не нужно). Вместо созидания нового предлагается путь борьбы и разрушения. Один выход - революция. Либо полностью подчиниться существующему несправедливому порядку. Еще зрителям предлагают сопереживать злодею, показывая, что обстоятельства толкнули его на этот путь. И если в прежних частях злые ситхи и Дарт Вейдер были весьма страшными, то сейчас злодеи очень даже ничего выглядят: весьма привлекательно (кроме погибшего Сноука: он был отталкивающим).

Итого:

Под соусом возвышенных и благородных идей продвигаются и разрушительные ценности. Да, есть в фильме прекрасные идеи, которые вдохновляют. Но они служат привлекательным фоном и вкусным блюдом, в котором есть яд, и он перекрывает положительные моменты. Как ложка дегтя.

  • разрушение идеи семьи, женственности и материнства, искажение семейных ценностей;
  • смешение мужских и женских ролей, стирание различий между полами, идеи феминизма;
  • привлекательное изображение отрицательных персонажей, оправдание их поступков;
  • смешение представлений о том, что хорошо, а что плохо, сомнительные примеры для подражания;
  • направление положительных качеств людей на ложный путь: вместо созидания, распространения положительных ценностей людей призывают к безальтернативной борьбе, сопротивлению существующему порядку. А мы знаем, что в итоге это приводит лишь к усилению самой борьбы. Неважно, будут ваши симпатии на стороне Первого Ордена или же на стороне Повстанцев - это две стороны одной медали. Война, которая не заканчивается. Все новые и новые люди идут в топку этой борьбы. Будут новые джедаи, будет новый «Дарт Вейдер». Но в итоге все то же самое. Так, может, выход где-то в другой стороне?

Была республика, которая все по хорошему делала более-менее, для народа, но гайки закручивала в некоторых местах для поддержания порядка. Эти гайки не нравились торговой федерации, и постепенно это коммерческое объединение наращивало свое влияние, потому что несогласных, как и везде было много. Интересы республики представляли доблестные джедаи, а интересами федерации руководили исподтишка злые ситхи, которых джедаи думали, что давным давно победили (у джедаев с ситхами давние идеологические и магические терки). В процессе усиления влияния федерация все больше наглеет и заявляет свои интересы нетривиальными для республики способами (блокада планеты и т.д.), а республика пытается мирно решить все, но не выходит. Масла в огонь подливает то, что в политической верхушке республики, засел самый злой ситх, который плетет козни всякие, и пользуясь обстановкой хочет возвеличить идеи ситхов. Постепенно торговая федерация превращается в сепаратистское движение - независимую конфедерацию планет, мирно решать конфликт республика не может и прибегает к помощи армии клонов. Тот самый ситх перехватывает власть и в разгар баталий делает ход конем - обвиняет во всех бедах джедаев и дает приказ, в результате которого их методично выпиливают, переделывает республику в империю, а подающего надежды джедая делает из доброго злым - своим учеником. Чтобы никто не выпендривался больше, и для закрепления успеха строит звезду смерти + клоны присягнули ситхам без лишних вопросов. Спустя время остатки джедаев, которых такой расклад не устроил, начинают контр операцию, чтобы вернуть республиканские порядки. Находят для этого нового подающего надежды джедая и в полупартизанской войне всех побеждают.

Короче говоря 3 конфликта можно выделить - политический (между республикой и автократией), идеологический (между свободой и порядком) и нарушения баланса фентезийного элемента - силы (свет/тьма).

Она принцесса планеты Альдераан, потому что ее удочерили влиятельные люди, помогли в этом связи Кеноби и происхождение - она дочь Королевы Амидалы (позже представитель Набу в сенате) и Анакина Скайуокера (Дарта Вейдера). Аналоги монархий были на планетах, а органом в республике был сенат. Представители королевских семей в этот сенат входили, как при империи, так и при республике, в том числе и Лея, пока император не распустил его.

1/2/3 эпизоды - республика (добрые) борется с сепаратистами (злые), далее - власть захватывают ситхи и республика становится империей и уже империя (злые) борются с повстанцами(добрые).

Ответить

Была принцессой планеты Альдераан, так как её удочерили сенатор Бейл Органа и королева Альдераана Бреха Органа. Политический строй на планетах и межрасовый общегалактический строй могли различаться. Просто короли или их представители участвовали в сенате республики.