Проблема человеческого достоинства в драме гроза - сочинение. Cочинение «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза "Темное царство" и его жертвы

Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н. Островский определил жанр своего произве-дения как драму, подчеркивая этим широкую распро-страненность конфликта пьесы, повседневность собы-тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди-кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули-гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече-ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду-рам, и основана эта власть на моральной и материаль-ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря-ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос-нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од-ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»... А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об-ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы-вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто-рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от-ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».

Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «...Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи-лась, когда нужно стало».

Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс-лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету-ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не-много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни-чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере-улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал-ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово-рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це-ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро-га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись...».

Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме-тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до-чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет... Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».

Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро-ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли-ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре-деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои-ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра-вильной является полный чувства собственного дос-тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до-казываю».

Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на-казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж-ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.

По поводу самоубийства Катерины тоже можно по-размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро-евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру-жающего мира.

Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате-рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот-ря на измену, остается чистой в душе.

Коллекция сочинений: Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

На протяжений своего творческого пути создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской про­винции. Одно из них - пьеса «Гроза». В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важ­ных проблем, поднятых в произведении, - проблема челове­ческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX ве­ка, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих уса­деб представители старшего поколения ругают и поучают до­мочадцев, а за оградой изображают любезность и благожела­тельность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве» применяет деле­ние героев этого мира на самодуров и «забитых личностей». Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жесто­кие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого до­стоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.

Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающи­ми, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная «забитая личность», человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недо­сягаемо.

Менее «забитые» личности - Варвара и Борис, они обла­дают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Вар­варе гулять («Гуляй, пока твое время не пришло, - еще на­сидишься»), но даже если начинаются упреки, у Варвары хва­тает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выно­сящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недо­стоин уважения.

Но сам Дикой и население города Калинова придержива­ются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - зна­чит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.

Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, раз­вращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, на­полненная бесконечными поучениями и выговорами домаш­ним. У них нет человеческого достоинства, потому что обла­дающий им человек знает цену себе и другим и всегда стре­мится к миру, душевному покою; самодуры же все время пы­таются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Каба­нихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбле­ния, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издева­тельство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. «Здесь все как-то из-под неволи», - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

Никому из представителей калиновского общества неведо­мо чувство человеческого достоинства, и никто не может по­нять и оценить его в другом человеке, особенно если это жен­щина, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слу­шающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Ка­терина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы «Гроза» - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного досто­инства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. «Гроза» - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драма­тург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Достоинство - это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе "Гроза" А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман - главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

`

Драма гроза открывает перед нами мир провинциального города Калинов. Его обитатели негласно делятся на два лагеря: первый – это Дикой и Кабанова. Они представители властвующих, под чьим гнетом прогибаются остальные персонажи. И второй – Катерина, Тихон, Борис, Кулигин, Варвара и Кудряш. Они являются рабами тирании.

Своим характером и незаурядным умом Катерина сильно выделяется на фоне всех остальных героев. И в этом главная причина драмы, которую она переживает, будучи заложницей судьбы.

Эта молодая женщина по своей натуре мечтательница.

И в этом нет ничего удивительного, так как воспитали ее в ласке любви и понимании. Она эмоциональна, впечатлительна, еще грезит волшебными снами и ждет от жизни только хорошего и доброго. Даже ее речи свойственна образность и эмоциональность. И такой светлый и чуткий человечек попадает в это осиное гнездо, где царит атмосфера ханжества, назойливости и бездушности.

Светлая душа Катерины натыкается на колья такой нездоровой обстановки и происходит трагедия. Вся ситуация усложняется и замужеством главной героини, которая по воле злого рока оказалась женой незнакомого и нелюбимого человека. При этом она

Всеми силами старается хранить верность супругу Тихону. Все ее чаяния добиться отголосок в сердце мужа разбиваются о камни его рабской униженности, грубости и глупости. Его полное и безропотное повиновение жестокой и властной матери

Взрастило в Тихоне только одно заветное желание – ненадолго вырваться из-под материнского неусыпного контроля и нагуляться всласть. Он и сам жертва такого отношения. Эмоциональный инвалид, который не только не может помочь жене, но и элементарно понять ее душевные порывы. Ее внутренний мир для него непонятен, недоступен и высок. И его недалекость, естественно, не могла подсказать ему, что вскоре случится неповторимое.

Племянник Дикого, Борис, такая же жертва этого нездорового общества. Он, конечно, значительно выше их в культурном развитии, но его характер также не позволяет ему восстать против такой власти. И душой он понимает все терзания Катерины, только помочь молодой женщине ему не дано. Страх перед своими благодетелями не дает ему бороться за любимую. Он знает, что конец Катерины близок, но все же уговаривает склонить голову перед темной силой власти. Бесхребетность Бориса и Тихона обрекает их на вечную маету и мучения. Только одна слабая женщина Катерина бросает вызов в лицо деспотизму.

Самоубийство Катерины – это не только дерзкий вызов ее мучителям, это брошенная перчатка в лицо деспотизму и тирании, которые были основами общества России в 19 веке.

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них - пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.
Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.
Менее “забитые” личности - Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, - еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.
Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.
Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.
Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.
Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы “Гроза” - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -