Про Илью Муромца: Три поездки Ильи Муромца. «Ильины три поездочки Ильины три поездочки поэтический вариант читать полностью




В. Васнецов. Богатыри, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3


О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4







БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.






Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»


Ученые классифицируют богатырей -на старших и - младших. К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.






ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца это чувство справедливости и сознание своего долга стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».








Словарная работа Облатынивать- Заподваливать- Не простофильтесь- Башлыки- Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19


Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!




В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто- тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»


В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри" 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23
Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25




Домашнее задание: с выр. чт., раздел. на части, найти послов., поговор., загадки о богатырях (ж.) 27

Разделы: Начальная школа

Цели урока:
- Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
- Формирование нравственной ценности «здоровье».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

Ход урока.

1. Организационный момент.

На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
- Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
- Приведите пример загадки.
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь )

Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач , воин , защитник , витязь
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
- Что такое былина? (Слайд 6)

С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
- Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы . Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать (обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение)
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы)

План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.

Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
- Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
- Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
- Для чего это сделано?
- Как описан Илья в схватке с разбойниками?
- Найдите гиперболы – преувеличения.
- Для чего нужен этот прием?
- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

Какова главная идея былины?

Что такое былина?

Каких былинных героев знаете?

Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
- Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
- Написать сочинение по картине Васнецова.
- Составить письменную характеристику былинного героя.

(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Список используемой литературы.

1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем...», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».