«Преступление и наказание. Сочинение Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.

Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.

Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.

Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.

Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.

Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.

Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».

Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.

Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
  • обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  • вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
  • развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
  • воспринимать явления интегрировано;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.

воспитывающие:

  • воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
  • содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
  • воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
  • воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Используемые приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.

Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.

Ход урока

«Жить не по лжи» Солженицын А.И.

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

СЛАЙД №1.

III. Подготовительный этап.

Учитель . Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.

Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.

Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»

IV. Операционно-исполнительский этап.

Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)

Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.

СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»

Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».

Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.

Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.

В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.

Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.

Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.

Записи в тетрадях.

Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)

СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»

Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).

– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.

– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)

– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой

Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.

Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.

Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?

Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.

Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?

Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.

Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?

Ученики. Она смиряется.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?

Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.

Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)

Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).

– Как называет себя Соня?

Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.

Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?

Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.

Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?

Ученики . Не прелюбодействуй.

Учитель . Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?

Ученики . Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.

Учитель . А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)

Ученики . Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.

Учитель . Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?

Ученики . Вера в Бога.

Учитель . Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?

Ученики . Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.

Учитель . Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).

На доске:

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

Учитель . Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?

Ученики . «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».

Учитель . Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?

Ученики . Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.

Учитель . Что же делать Раскольникову?

Ученики . Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.

Учитель . Что у православных означало поменяться крестами?

Ученики . Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №5. «Две правды»

Учитель . Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.

Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.

– В чем правда Сони? (комментирование слайда)

Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.

Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).

А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)

Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»

Учитель . Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?

Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.

Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.

СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»

Учитель . Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.

Ученики пересказывают содержание эпизода.

Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.

Учитель . Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?

Ученики . Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.

Учитель . Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.

Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)

Учитель . Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.

– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?

Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.

Учитель . Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.

Ученики . «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью ис­купит он теперь все ее страдания».

Учитель . Каким мы видим героя в эпилоге?

Ученики . «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Именно Соня возродила его к новой жизни.

Учитель . Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.

Соня - идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).

Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

Ученики .Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.

Учитель . Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»

Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.

А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.

– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»

Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.

Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Запись на доске:

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»

Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)

Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.

Записи в тетрадях.

Слайд №11 Матренин дом

Учитель . Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?

Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.

Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?

Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №12 «Матренин мир»

Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?

Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”

Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?

Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.

Записи в тетрадях.

Слайд № 13 «Матренино сердце»

Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.

– Чем для Матрены была ее горница?

Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).

Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.

Учитель . Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №14 «Матренина душа»

Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?

«Преступление и наказание»

Творчество Ф.М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся и страдающей душе. Всякий поступок человека, всякое его общественное движение, всякое желание или мысль, по мнению писателя, есть проявление колебаний и движений его духа. Но эта внутренняя истина, - не просветлённая человеческая сущность: «В мире Дьявол с Богом борется. А поле их битвы- сердца людей».

Человек - мятущееся, противоречивое, страдающее существо. Его логика- это логика бесконечной внутренней войны. Отсюда происходит парадоксальное и загадочное поведение героев романа. Однажды Достоевский признался, что его всю жизнь «мучил Бог». Бог мучит и его героев.

Достоевский с непревзойдённой силой раскрыл «тёмную» сторону в человеке, силы разрушения и эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души, зло в человеке и зло в истории. И всё же человек, пусть самый ничтожный и незначительный, - абсолютная ценность для писателя.

Роман «Преступление и наказание» считается «идеологическим» романом. Достоевский отмечал, что его произведение- это «психологический отчёт одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху- процентщицу. Однако речь идёт о необычном преступлении, это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его - преступник-мыслитель, убийца-философ. Оно явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе «униженных» и «оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живёт человек. Раскольникову показалось, что этот бесчеловечный мир вечен и неизменен, что природу человеческую ничем нельзя исправить. И он пришёл к выводу, что люди делятся на два разряда: необыкновенные, которым дозволено всё, и обыкновенные, вынужденные подчиняться законам. Идея Раскольникова о «праве на кровь» оказалась несостоятельной, путь, избранный героем, ложный. Где же выход? Как выжить в этом и жестоком мире и не погубить свою душу? Соня Мармеладова, о которой Раскольников думает: «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», сохраняет чистоту духа, помогает Родиону выбраться из пропасти, ощутить предчувствие новой жизни. Что дало ей силы? На комоде у Сони лежала какая-то книга (именно для Раскольникова какая-то, т.к. он каждый раз, проходя мимо, только замечал её). Это был Новый Завет в русском переводе. Характерно, что Достоевской подчёркивает: книга была старая, подержанная (значит её много читали). Интуитивно, загнав себя в тупик собственной теорией, Раскольников берёт книгу и просит Соню найти место, где рассказывается о воскресении Лазаря. Так впервые в поле нашего зрения попадает слово «воскресение» в применении к Раскольникову. Лазарь умер физически, а Родион погубил в себе христианскую душу.

Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские концепции.

Писатель бесконечно верит в человека. Его вера покоится не на сентиментальном воспевании, она, наоборот, торжествует при погружении в самые тёмные движения человеческой души.

Раскольников, разложив в работе разума все предписания традиционной морали, вплотную встал перед «всё дозволено» и пошёл на преступление. Свобода оборачивается аморализмом. Он и на каторге долго не раскаивался. Поворот приходит позже, когда в нём расцветает любовь к Соне. По мнению Достоевского, преступление совсем не означает природной аморальности, а, наоборот, свидетельствует о том, что, отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя.

В «Преступлении и наказании» этическая тема встаёт в такой глубине, которая была нова только для одной русской литературы. Бунт человека против Бога, связанные с этим мучения его героев - это диалектика добра и зла. Она в прозе Достоевского составляет главную пружину его сюжетов. Как между полюсами магнита, судьбы героев находятся под постоянным напряжением, в постоянной борьбе тёмного и светлого начал, которая совершается в их душах.

Достоевский с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.

Родион Раскольников - кандидат в Наполеоны - наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в его пользу. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности. На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис. Родион не в состоянии спокойно пережить своё преступление. Муки совести, возникшие ещё до его совершения, оказываются, слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки.

Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик. Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей. Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести. Эта внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.

Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, мель и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не решается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только оттенки серого. Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!». Всё у него - внешность, мысли, поступки - предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в нём пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчётливости. Ради одного только: «Свобода и власть». Власть над «дрожащею тварью, над всем муравейником». Неподвижная идея, владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.

Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь прошёл сам писатель. Результатом его стали нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова.

Наказание Родиона состоит во внутреннем разочаровании. Он разгадывает себя. Сущность Раскольникова в том, что у него моральные проблемы исследуются.

Но в то же время он - герой. Им владеет неподвижная идея. Его мечты- мечты о счастье человечества. Он выбирает путь борьбы.

На протяжении всего романа Достоевский изображает теневой, перевёрнутый мир. Его время - это время зазеркалья. Его герой - антигерой. Его поступки - антипоступки. Раскольников гений, потому что умеет умереть для этого мира. Через болезнь и каторгу он проходит нравственное перерождение, изменяющее его христианские морали.

Раскольников видит, что достойные люди живут в нищете и бедствиях, а глупые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Его это совсем не устраивает. И, холодно оценив ситуацию, Родион приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Раскольников не учёл главного- склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Автор показывает нам состояние души героя в разные моменты времени. Мы видим, что вместе с изменением настроения героя, изменяются и его отношения к окружающим, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаём его о чувствах через сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Такое, казалось бы, обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Он настолько сгущает и обостряет эмоции, что происшествие не может остаться незамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский, помимо проблемы нравственного и безнравственного, освещает в нём проблему христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действий в романе было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение). И поэтому людям в их бурно изменяющимся мире нужны были чёткие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни. Именно в этих кругах начинают распространяться идеи атеизма, нигилизма и т.д. Новые идеи входят в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека; как раз этот конфликт описан Достоевским.

Весь роман пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как «страшный грех», «креста на тебе нет» и т.д. очень часто используются героями и автором. Раскольников, человек далёкий от поклонения Богу, в обиходной речи упоминает имя Бога, говоря «Боже мой», «Бог его знает», «Бог подаст». Всё это говорит об очень сильном влиянии христианской культуры. Автор сопоставляет её со всеми героями, пытаясь раскрыть читателю нормы морали каждого.

П.П. Лужин считал себя приверженцем идей новых поколений. Главной его целью было достижение успеха и славы любой ценой. Поэтому он «возлюбил» одного себя, нарушая христианскую заповедь. Он был настолько эгоистичен, что мог переступать через людей без малейшего угрызения совести. Своими поступками он нарушает все христианские постулаты. Лужин становится самым отвратительным героем. Из этого можно сделать вывод, что и для Достоевского взгляд Лужина на жизнь и на христианство неприемлем.

Мармеладов - один из самых интересных персонажей в романе. Это был человек, у которого совершенно не было силы воли. Он не мог бросить пить, когда ему по великой случайности нашли работу, хотя именно работа, оплачиваемая служба могли бы вернуть ему уважение людей, а главное - изменить к лучшему положение его бедствующей семьи. Однако Мармеладов не винил себя за своё безволие, а, напротив, всячески старался оправдать своё пьянство, говоря, что пьёт ради страдания и слёз. Мармеладов не менялся и не пытался что-нибудь изменить, поскольку был уверен во всепрощении Бога. Жизнь Мармеладова была бесцельной и его смерть не случайна, а закономерна. Описав судьбу этого героя, Достоевский ещё раз доказал русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не оплошай».

Христианство для большинства людей того времени составляло правила, по которым жили все. Раскольников был воспитан именно в такой среде, о чём мы узнаём из письма матери и из сна Раскольникова, но когда он приезжает в Петербург, на него обрушивается целый поток новых идей. В Петербурге христианство уже не отвечает духовным потребностям Раскольникова, поскольку оно уравнивает всех перед Богом, а Раскольников был слишком самолюбив и не мог себя поставить на одну ступень со старухой-процентщицей. В это время в душе главного героя происходит раскол (не зря фамилия главного персонажа Раскольников), и он заболевает идеей Наполеона, вынашивает в себе убеждение, что он выше других, имеет право распоряжаться судьбами других людей.

После убийства Раскольников не раскаивается; ему нужен доктор, который мог бы вылечить его от этой навязчивой идеи, возвратить его к христианству. Этим доктором и становится Соня Мармеладова. Человек, обладающий необычайно цельным внутренним миром, она жила в гармонии с собой, потому что верила в Бога. Её вера была не пассивной, она каждый раз доказывала её своими поступками (согласилась пойти по «жёлтому билету», чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Вера Сони позволила ей пережить все превратности жизни, все унижения и обиды.

Достоевский не доводит Раскольникова до полного раскаяния, а точнее сказать, мы, читатели, не становимся свидетелями такого раскаяния. Раскольников влюбляется в Соню, и великое чувство любви заставляет его попытаться принять взгляды Сони. И роман кончается на том месте, когда Раскольников начинает читать Евангелие.

В произведении намечена тема противостояния духа Петербурга остальной стране. В «пошлом» Петербурге Раскольников с его новыми идеями чувствует себя своим человеком, а в Сибири чуть-чуть не был убит как безбожник. Соня в Петербурге проститутка, а в Сибири очень почитаемая девушка. Из этого можно сделать вывод, что Петербург- это не только плот пошлости и греха, а Сибирь- место очищения; из этого следует, что вся страна продолжает хранить глубоко восприятие идеала христианства, стремится жить по его законам.

Достоевский не даёт однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую даёт человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.

Душа Раскольникова не чёрства, как у «право имеющих», она способна на человеческие порывы. Именно за это Бог награждает Раскольникова путём наказания, помогая ему вырваться из паутины искушений власти, куда героя уже почти затянуло.

Автор любит своего героя, он переживает вместе с ним, пытается поставить его на правильный путь, сочувствует ему, но отправляет на наказание, иначе без наказания он просто не выживет от этих терзаний. Раскольников переживает сильную душевную драму. К тому же он понимает, что его теория очень соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречивость: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных людей от таких, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается всё сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне не может объяснить, почему и зачем убил, понимает, что человек - не вошь. Раскольников понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. Он страдает и оттого, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознаёт, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза. Герой находит родственную душу в Соне. Он понимает, что она тоже «переступила», и Раскольников хочет её понимания, её сострадания, потому что видит в ней чистоту души, хоть она и грешница. Он понимает, что она очень любит людей и готова бесконечно жертвовать для них. И после всего, что она знает о Раскольникове, она его не отвергает.

Автор специально вводит героя в разные положения, сводит с различными людьми, что даёт возможность глубже раскрыть его внутренние противоречия, борьбу, страдания, которые он не может преодолеть. Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принуждён сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.

Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нём мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он горд, необщителен, очень одинок, потому что был уверен в своей исключительности. Это одарённый и пытливый юноша, наделённый острым умом. И он вызывает больше сочувствие, чем отвращение.

Задумывая преступление, он не учёл, не знал, что будет так мучиться, что в нём всё- таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. В этом его главная ошибка. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за его замысел и решение осуществить задуманное, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на это преступление, нарушив христианскую мораль.

Главное в наказании - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию человека, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности- души и сердца человека.

И до и после романа Достоевский знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: «Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром». Он всегда противился смертельно опасному переименованию вещей.

У Раскольникова, как ни парадоксально, - искреннейшее лицемерие. Он «врёт», но, прежде всего он «врёт» самому себе. Сначала он от самого себя скрывает неправоту своих целей в преступлении. В Раскольникове работает хитрейший механизм самообмана: как ему ту «мысль разрешить», что «задуманное им - «не преступление»»? Этому и служит «арифметика». Свидригайлов и здесь находит «общую точку» с Раскольниковым: «Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть». Раскольников убеждает себя даже в том, что страдание и боль преступника - непременный признак его правоты и величия.

Отбросив мечты о переделке мира по законам «всеобщего счастья», Раскольников признаёт «правоту» другого, противоположного закона: «…Я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я ещё узнал, что никогда этого не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон». Сначала - надежда на близость «всеобщего счастья». Потом - «долго ждать». Затем - «никогда этого не будет, и труда не стоит тратить». И, наконец, - именно по «их закону» он хочет (и не может) теперь жить. Таковы этапы отступничества.

В одном из разговоров с Соней, Раскольников приравнивает её преступление к своему, пытаясь оправдать себя. Но чувствует он, что это не «всё равно». Она «переступила» для других, он - для себя. Соня, в сущности, свой подвиг считает «преступлением». Раскольников своё преступление хотел бы выдать как «подвиг», но не может.

Родион молод. Ему бы любить да готовиться к вступлению в жизнь. Ему бы учиться, а не учить. Но всё в этом мире извращено, и вот почти вся его энергия переключается на волю к власти, к власти любой ценой, почти вся она сублимируется в «проклятую мечту». «Одного существования всегда было мало ему, - читаем в эпилоге, - он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счёл себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому». Но сила этих, чистых самих по себе желаний сталкивается с чуждым миром и - загрязняется.

Раскольников выговаривает самое главное условие, при котором преступник может не считать себя преступником: никого не любить, ни от кого - ни в чём и никогда - не зависеть, обрезать все родственные, личные, интимные связи. Обрезать так, чтобы ни одно человеческое чувство не подавало бы никакой вести о себе изнутри. Так, чтобы человек был абсолютно слеп и глух ко всякой человеческой вести извне. Чтобы заколочены были все входы и выходы ко всему человеческому. Чтоб уничтожилась совесть. Тогда и «не было бы всего этого». Слепо-глухо-немой без всяких «романтических бредней», «морали», «Шиллеров»- вот сильная личность, вот «гений», которому «всё позволено». Всё - так уже всё…Эти рассуждения Раскольникова противоречат самой природе человека. Герой нарушил христианскую мораль не только физически, но и морально. А Соня «продала» лишь своё тело, но осталась чиста душой.

Мудрёная жизнь Раскольникова - это мёртвая жизнь, это- беспрерывное самоубийство и убийство. Но путь от усложнённешней лжи к «самому простому», от мёртвой жизни к жизни живой оказывается слишком долгим и оплачивается слишком дорого. И опять - таки: Достоевский не был бы Достоевским, Раскольников - Раскольниковым, а жизнь- жизнью, если бы вся история эта завершилась лишь минутой воскрешения. Раскаяние наступило. Но искупление, «великий будущий подвиг», - далеко впереди.

Финал романа стоил Достоевскому не меньших трудов, чем художественное решение проблемы христианских мотивов. В сущности, это был, конечно, один и тот же труд, поскольку «исход» Раскольникова и зависел, прежде всего, от этих мотивов.

Несчётное число раз Достоевский убеждал себя:

«Бог есть идея человечества, собирательной массы, всех».

«Единый суд - моя совесть, то есть судящий во мне Бог».

«Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только форма нравственности».

«Религия не одна только форма, она всё».

«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

В «видении Христа» выразилась вся идея православия в романе. После этого видения он и раскаялся в своих поступках. Раскольников отпал от Бога - поэтому совершил преступление; а через «видение Христа» он вернулся к Богу - поэтому и раскаялся.

Согласно общей художественно- философской, художественно- психологической концепции Достоевского, из человека цельного, непосредственного, то есть общинного, родового, человек становится разорванным и частичным. Однако внутренняя, врождённая потребность в цельности живёт в нём неистребимо, как живёт и естественно-социальная потребность его в «слитии» с родом. Разорванность есть болезнь, социальная болезнь, - общая причина преступлений. А преступление - не что иное как покушение не жизнь, на судьбу рода, - потому что оно и противоестественно. Если высший идеал для Достоевского- это «слитие» каждого человека с другими людьми, с родом, то совесть и есть не отсроченный идеал, земная реализация его. Убить совесть и значит убить идеал, и наоборот. Потому-то не может быть преступления «по совести», преступления «во имя идеала», а есть преступление только против совести, против идеала.

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже , которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как , предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Достоевского - какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Но, читая «Войну и мир», кто-то пропускает главы с описанием войн, кто-то пропускает философские главы. Роман Достоевского так читать нельзя. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» или целиком захватывают, или отбрасываются, как «сверление здорового зуба» (Чехов), как мучительство «жестокого таланта» (Михайловский), как «пошлый детектив» (Набоков). Целое здесь не сконцентрировано из частей и не делится на отшлифованные части, оно господствует над частями, как смерч - над поднятыми песчинками. Вынутая из смерча - песчинка ничтожна. В смерче она сбивает с ног.

Весь роман представляет собой то ценнейшее, что может дать читателю художник слова. Это жизнь, которую можно прожить достойно или потерять так быстро, что становится страшно, жизнь, которая может дать столько наслаждений или обречь на жестокие муки...

Ища ответ на ее вопросы, погиб Базаров; «Евгений Онегин» до сих пор читается с болью потому, что главный герой терзается муками, на которые был ею обречен. Раскольников терпел «испытание крестом»...

Роман - прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще"не придя на суд божий... Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал - сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний... Это путь - путь против себя, правды, веры, Христа, человечества. Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.

«Не убий!» ...Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение.

Христианские образы и мотивы сопровождают героя весь его путь к очищению, помогая преступнику вознестись над собой. Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников, Библия, которая лежит у него под подушкой, притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку, люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, - неоценимая помощь на тернистом пути познания. И благодаря символам, посланным небом в поддержку Родиону Раскольникову, возрождается к жизни еще одна душа, которая имеет силы принести свою долю добра на землю. Эта душа - душа некогда убийцы, возрождающаяся к совершенству... Крест православный помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно символ, талисман, приносящий, излучающий добро, изливающий его-в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом... Соня Мармеладова, девушка, живущая по «желтому билету», грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования. «Кто без греха - пусть первый бросит в нее камень», - гласит притча о блуднице. Все - грешники, имеющие право на сочувствие и понимание, - вот смысл притчи. И Раскольников находит понимание и сочувствие. Он находится в плену дьявола, когда рассудок заставляет идти на страшный грех. «Черт», так часто употребляемое в романе слово, «охраняющее» муки, стирается с последующих строк успокоения, покаяния и примирения героя с самим собой. Христианские символы ни на минуту не оставляют убийцу, лишая власти дьявола... Они незримо «присутствуют» в жизни героев «Преступления и наказания», давая знать о присутствии Христа...

Числа «три», «тридцать», «семь», то есть имеющие в своем составе считающееся магическим число, можно встретить в романе довольно часто. Сама природа, ее силы незримо играют роль в человеческой жизни. Да, Раскольникову угрожает то, что на христианском языке называется вечной гибелью. К убийству старухи процентщицы, а потом к покаянию его несет помимо воли. И вместе с тем он осознает это. Сознательность и автоматизм несовместимы. Но Достоевский убеждает нас, что параллельные сошлись, что невменяемость и ответственность слились. Главное - принять идею, которая способна убить человека. Каким образом помысел насилует душу? Раскольников иногда ссылается на черта. Какой-то голос ему начинает подсказывать разрушительные и саморазрушительные поступки... Возможно, это данный человеку знак сердечной пустоты. Когда разум не принимает нашептывания голоса, он почти бессилен. Но когда сердце пусто, когда разум сбит с толку помыслом, этот голос, объединившись с помыслом, может завладеть сознанием... Другой союзник помысла - блуд интеллектуального эксперимента. Раскольниковым овладела похоть теоретика, услышавшего, что завтра вечером можно будет провести решающий эксперимент. Роман Достоевского не просто балансирует на грани между добром и злом, Богом и чертом, жизнью и духовной смертью. Несомненно, человек не может жить без благословения свыше, но не это главное. Черт может подстерегать в обличье искушения, под маской лжи. Достоевский пытался представить своего героя в плену дьявола - себя самого. Решившись на убийство, герой переступает не через Бога, а через себя. Сам того не подозревая, он уничтожает себя. А есть ли что более страшное, чем пре-"ступление против себя? Христос же олицетворяет собой ту гармонию души и тела, которую может узнать человек, не поддавшийся «эксперименту» страшного греха над собою - эксперименту, где стираются грани между добром и злом, святым и адским, и, балансируя на краю, он может выбрать то или другое...

Вот почему «Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Достоевский, давший рождение великому Человеку!..

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой... едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа - лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны - яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

Православие, возникшее на Руси в конце первого тысячелетия, сильно повлияло на склад ума русского народа, изменило душу русских людей. Кроме того, оно способствовало развитию грамотности и образованности народа, а также дало начало развитию литературы. Христианское влияние оказало влияние на творчество любого писателя. Убеждение в заповедях и истинах можно найти в творчестве Достоевского, в частности, в романе «Преступление и наказание»

Глубина религиозного сознания в романе поражает.

Достоевский заостряет внимание на представлении добра и зла, греха и добродетели. Причём грех – не только поступки, но и мысли. Дав начало развитию теории о «Великих мира сего» и «дрожащих тварях», Раскольников убивает старушку-процентщицу. Однако этим поступком он в, первую очередь, убил себя. Через саморазрушение герой с помощью Сони находит путь к спасению через раскаяние и страдание. Данные принципы – основные в христианской философии. Лишённые любви и покаяния не достойны познания света, а попадают в тёмный мир после смерти. Например, Свидригайлов ещё будучи при жизни имеет понимание загробного мира. Он обречён. Его слишком запоздалое добро не имеет значения (сон о пятилетней девочке). Раскольников сопровождается чёртом: «Чёрт меня вёл на преступление». Но всё-такие он очищается, в отличие от Свидригайлова, совершившего смертный грех – самоубийство.

Молитва, важная часть христианства, как и любой религии, имеет важное место в романе. Без конца молится Соня, дети Катерины Ивановны. Также имеют место крест и Евангелие. Эти вещи Соня дала Раскольникову, который, кстати, отрицал любую религию.

Ясно видны черты Евангелия в именах героев - Капернаумов, Мария-блудница. «Лизавета» - почитающая Бога, божий человек. Имя Ильи Петровича подобно Илье-пророку. Катерина – «чистая, светлая». Три, семь, одиннадцать, тридцать – числа, являющиеся условными в христианстве, присутствуют в романе. Соня даёт Мармеладову тридцать копеек, Марфа отдаёт за Свидригайлова такую же сумму, а он, слова Иуда, предал её. Раскольников три раза звонил в колокольчик перед преступлением, которое совершает в седьмом часу. Это число символизирует связь человека с Богом, а главный герой, совершая преступление, нарушает эту связь, за что и платится страданиями и семью годами каторги.

Помимо всего вышеперечисленного, присутствует добровольное мучение и раскаяние ради искупления грехов. Так, Миколка пытается взять на себя вину Раскольникова, который благодаря Соне и христианской вере, приходит к раскаянию перед народом, ибо только так, по мнению Сони, можно покаяться в своих грехах. Достоевский считает, что человек должен уметь прощать, что может быть только путём обретения веры.