Полный анализ произведения капитанская дочка. «История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал А. С. Пушкин в 1836 году: опишем его краткое содержание и проведем анализ. "Капитанская дочка" по жанру - историческая повесть. Напомним краткое содержание произведения.

В нем повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, 50-летнего человека. Он вспоминает время, когда он повстречал предводителя восстания крестьян.

Происхождение и детство Петра Гринева

Петр родился и вырос в семье одного небогатого дворянина. Мальчик практически не получил образования - он лишь к 12 годам с помощью Савельича выучился грамоте. Петр вел до 16 лет жизнь типичного недоросля. Он играл с мальчишками из деревни и мечтал о веселой жизни в Петербурге, поскольку был записан в сержантом, еще когда находился в чреве матери.

Однако отец его решил иначе - он отправил Петрушу, 17-летнего юношу, в армию, а не в Петербург, чтобы тот "понюхал пороху". Прощаясь, он дал наставление Петру, которое вынесено в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду". Так Гринев оказался в Оренбургской крепости. Вместе с Петром отправился сюда и Савельич, его воспитатель.

Путь в крепость

Савельич с Петром на подъезде к городу заблудились, попав в буран. Их спасла лишь помощь незнакомца, который вывел героев на дорогу к жилью. Петруша в благодарность за свое спасение подарил этому незнакомцу заячий тулуп, а также угостил его вином.

Знакомство с Белогорской крепостью

Вот Петр приезжает в Белгородскую крепость на службу. Она не была похожа на укрепленное сооружение. Лишь несколько "инвалидов" составляет войско, единственное ее орудие - пушка. Миронов Иван Кузьмич управляет крепостью. Это честный и хотя и не отличающийся образованностью. Все дела ведет в крепости Василиса Егоровна, его жена. Гринев сходится довольно близко с семейством коменданта. Он проводит много времени с ним.

Взаимоотношения Гринева со Швабриным

Его другом поначалу становится также офицер Швабрин, который служит в этой крепости. Однако вскоре они ссорятся из-за того, что Швабрин нелестно отозвался о Маше, дочери Миронова, которая нравится Гриневу (образ капитанской дочки будет рассмотрен ниже). Петр вызывает на дуэль Швабрина и получает ранение. Маша, ухаживая за ним, рассказывает Гриневу, что Швабрин когда-то просил ее руки, но она ему отказала. Гринев решает жениться на этой девушке и пишет отцу письмо, прося благословения. Но тот не согласен на такой брак, поскольку бесприданницей является капитанская дочка. Главные герои произведения, таким образом, не могут пожениться. Маша не хочет заключать брак без отцовского благословения.

Пугачевцы в Белогорской крепости

В 1773 году, в октябре, Миронов получает письмо. В нем сообщается о Пугачеве, который выдает себя за погибшего Петра III. Он уже собрал большое войско, состоящее из крестьян, смог захватить несколько крепостей. Готовится встретить Пугачева и Комендант собирается свою дочь отправить в Оренбург, но сделать это не успевает - пугачевцы уже здесь. Жители деревни хлебом-солью встречают захватчиков. Все те, кто служит в крепости, взяты в плен. Они должны присягнуть на верность Пугачеву. Однако комендант принести присягу отказывается, его вешают. Жена его также погибает. А вот Гринев оказывается неожиданно на свободе. Савельич говорит ему, что Пугачев и есть тот незнакомец, которому когда-то подарил Гринев заячий тулуп.

Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

Несмотря на то что главный герой открыто оказывается присягнуть Емельяну, тот его отпускает. Гринев уезжает из крепости, но в ней остается капитанская дочка. Главные герои, любящие друг друга, не могут воссоединиться. Девушка больна и скрывается под видом племянницы местной попадьи. Швабрин назначен комендантом крепости. Он присягнул Пугачеву. Это беспокоит Гринева. В Оренбурге главный герой просит помощи, но не находит ее. Он получает вскоре от Маши письмо. Девушка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. В случае отказа он обещает рассказать людям Пугачева, что она - капитанская дочка. Описание всех этих событий в произведении дается подробно - мы выделили лишь основные моменты.

Пугачев освобождает Машу

В Белогорскую крепость едут Гринев с Савельичем. Но они попадают по дороге в плен к пугачевцам и встречаются вновь с их предводителем.

Петр честно рассказывает Емельяну, куда он едет и зачем; и неожиданно для Гринева Пугачев решает ему помочь "наказать обидчика сироты". Пугачев в крепости освобождает Машу. Его не останавливает даже рассказ Швабрина о том, кто она такая на самом деле.

Помилование Гринева императрицей

Историческая повесть "Капитанская дочка" заканчивается следующими событиями. Гринев отвозит девушку к своим родителям. Сам же он возвращается в армию. Проваливается выступление Пугачева, но Гринева арестовывают, так как Швабрин на суде говорит, что Петр - шпион Пугачева. Главного героя приговаривают к ссылке в Сибирь, и лишь визит к императрице, который совершает Маша, помогает добиться помилования Гринева. А вот Швабрина отправляют на каторгу.

Тематика произведения "Капитанская дочка"

Проблемы, рассмотренные в произведении, весьма многочисленны. Наиболее важной из них, конечно, является проблема чести. Вообще по широте охвата действительности, значительности темы, поставленной автором, художественному совершенству произведения повесть "Капитанская дочка" - вершинное достижение, шедевр, созданный Пушкиным-реалистом. Она была закончена за 3 месяца до смерти автора. Таким образом, стала последним крупным его произведением "Капитанская дочка".

Проблемы, поставленные автором, во многом касаются очень важной темы для того времени - темы крестьянской войны, крестьянского восстания. Пушкину изучение истории пугачевского восстания дало возможность правдиво и точно рассказать об изображенных в повести событиях. Смысл "Капитанской дочки" заключался, в частности, в том, чтобы показать психологию его участников.

Отец Петра, Гринев Андрей Петрович

Гринев Андрей Петрович отрицательно относился к бесчестным и легким способам делать при дворе карьеру. Поэтому он не захотел отправить в Петербург на службу в гвардию своего сына Петра. Он желал, чтобы тот "понюхал пороху" и стал солдатом, а не бездельником. Именно он произносит слова, которые вынесены в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду".

Гринев-отец не лишен присущих представителю того времени отрицательных черт. Вспомним, например, его суровое обращение с безропотной и любящей женой, матерью Петра, учиненную им расправу над учителем-французом, возмутительно грубый тон письма к Савельичу, в котором тот называет его "старым псом". Перед нами в этих эпизодах предстает типичный дворянин-крепостник. Однако есть и у Гринева-отца. Это сила характера, прямолинейность, черты и вызывают естественную и невольную симпатию к нему читателя - к этому строгому к другим и к самому себе суровому человеку.

Характер Петра Гринева

Характер Петра Гринева, 16-летнего юноши, показан автором в движении, развитии, которое произошло под влиянием жизненных условий, в которых он оказался. Петруша поначалу - легкомысленный и беспечный помещичий сынок, недоросль-бездельник, практически фонвизинский Митрофанушка. Он мечтает об исполненной удовольствий легкой жизни гвардейского офицера в столице.

В Петре Гриневе соединились любящее, доброе сердце его матери со смелостью, прямотой, честностью, присущими его отцу. Эти качества Гринев-отец укрепил в нем в твердом напутствии верно служить, слушаться начальников и, самое главное, беречь честь смолоду.

Доброта главного героя проявилась в щедром подарке "мужичку", указавшему ему дорогу во время бурана и сыгравшему в дальнейшей судьбе героя решающую роль. И после, рискуя всем, Гринев бросился на выручку Савельичу, захваченному в плен. Глубина его натуры сказалась в чистом и большом чувстве, которое возникло в нем к Маше Мироновой.

Честь в "Капитанской дочке" - очень важная характеристика личности. И Петр Гринев своим поведением доказал верность отцовским заветам, не изменил тому, что считал своей честью и своим долгом. Хорошие задатки и черты, свойственные ему, закалились, окрепли и восторжествовали окончательно под воздействием суровой школы жизни, в которую отец отдал его, послав в глухую степную окраину вместо Петербурга. Крупные события истории, участником которых стал Гринев, не позволили ему после личного огорчения (отец не дал согласие на брак с Машей) опуститься и пасть духом, сообщили душе юноши "сильное и благое потрясение".

Швабрин Алексей Иванович

"Капитанская дочка" - книга, в которой среди главных героев мы найдем и Швабрина Алексея Ивановича, соперника Гринева - полную противоположность прямому и честному Петру. Автор и этого персонажа не лишает положительных черт. Он наблюдателен, умен, образован, интересный собеседник, остер на язык. Однако ради личных целей Алексей готов совершить бесчестный поступок. Он оклеветал Машу Миронову, бросает тень также и на ее мать. Швабрин наносит вероломный удар Гриневу на дуэли и пишет вдобавок лживый донос на Петра его отцу. Алексей Иванович не по идейным убеждениям переходит на сторону Пугачева: он рассчитывает тем самым сохранить себе жизнь, а в случае успеха надеется сделать при Емельяне карьеру. Но главное, он жаждет расправиться с Гриневым и жениться насильно на Маше, которая не любит его.

Семья Мироновых и Иван Игнатьевич

Познакомимся вкратце и с характерами других персонажей, которые создал Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Герои, о которых пойдет речь, принадлежат к рядовому офицерству, как и Швабрин. Они тесно связаны с солдатской массой. Речь идет об Иване Игнатьевиче, кривом гарнизонном поручике, и самом капитане Миронове, который по происхождению не был даже дворянином - он вышел из солдатских детей в офицеры. И Василиса Егоровна, его жена, и сам капитан, и кривой поручик из призведения "Капитанская дочка" - герои эти были необразованными людьми, с ограниченным кругозором, не дававшим им возможности разобраться в целях и причинах народного восстания.

Они были не лишены недостатков, типичных для того времени. Вспомним хотя бы "правосудие" капитанши. Она говорит, что не разберешь, кто прав, кто виноват - Прохор или Устинья. Следует наказать обоих. Однако Мироновы были добрыми и простыми людьми, преданными долгу, готовыми бесстрашно умереть за "святыню своей совести".

Образ Маши Мироновой

Продолжим анализ. Капитанская дочка (в честь которой и было названо интересующее нас произведение) - очень яркая героиня. Пушкин с особой теплотой и симпатией создает образ Маши Мироновой. В ней таятся под нежностью внешнего облика сила и стойкость, раскрывающиеся в любви к Гриневу, сопротивлении Швабрину, ее поездке в Петербург к императрице ради спасения своего жениха. Такова в произведении, которое создал Пушкин, капитанская дочка. Анализируя поступки этой героини, Александр Сергеевич ей явно симпатизирует.

Савельич, дядька Гринева

Автор очень правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, Его преданность господам далека от простой рабской принадлежности, как показывает проведенный нами анализ. "Капитанская дочка" - повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя "верный ваш слуга", "раб", как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему питомцу.

Образ Емельяна Пугачева в произведении

Пушкин ("Капитанская дочка") анализировал образ Емельяна Пугачева. В 1830 годы он усиленно изучал историю его восстания. Образ Емельяна, созданный в интересующем нас произведении, резко отличается от предшествующих изображений Пугачева. Без всяких прикрас показал Пушкин этого вождя народного бунта. Его образ дан во всей суровой реальности, иногда жестокой.

В изображении автора Емельян отличается "сметливостью" - мятежным и вольным духом, ясностью ума, героической удалью и хладнокровием, широтой натуры. Он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ее смысл состоит в том, что миг яркой и вольной жизни лучше долгих лет прозябания. Пугачев говорит о себе, что его обычай - "казнить так казнить, миловать так миловать".

Композиционный параллелизм

Александр Сергеевич назвал повестью "Капитанскую дочку". Мы в последней главе произведения вновь переносимся в дворянское имение Гриневых, в ту же обстановку. Такой параллелизм начала и конца композиции повести придает законченность и стройность. Однако Пушкин добавляет новые штрихи в описание обстановки. Так, Гринев-отец свой календарь перелистывает рассеянно, мать не варит на этот раз медового варенья, а вяжет фуфайку для Петруши, которого должны сослать на вечное поселение в Сибирь. Тяжелой семейной драмой сменилась семейная идиллия.

Языковые особенности

Язык, которым написано произведение, является замечательной стороной повести. Каждое действующее лицо Пушкин наделяет особой языковой манерой, которая соответствует уровню его развития, умственному кругозору, характеру, общественному положению. Поэтому из реплик персонажей, их высказываний перед читателями возникают необыкновенно живые и выпуклые человеческие образы. В них обобщены характерные стороны жизни русского общества того времени.

На этом завершаем анализ. "Капитанская дочка" - произведение, писать о котором можно очень долго. Его, как выразился Н. В. Гоголь, характеризует "чистота и безыскусственность", возведенные в такую степень, что действительность кажется карикатурной и искусственной перед ним. Гоголь отметил, что все русские повести и романы кажутся всего лишь "приторной размазнею" перед произведением "Капитанская дочка", описание которого было представлено в этой статье.

Пушкин – родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражаются окружающие тела на выпуклой поверхности оптического стекла».

Многообразие разработанных жанров и стилей, легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень.

В романе в стихах «Евгений Онегин» воссоздал образ жизни и духовно-нравственные идеалы современника, выходца из столичного дворянства. В этом романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблеме индивидуализма, границ свободы, поставленных еще в «Цыганах».

Пушкиным впервые были определены многие ведущие проблемы русской литературы XIX века. В « Маленьких трагедиях» подняты проблемы любви, дружбы, творческого призвания, смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия. В «Андрее Шенье», «Пророке» подняты проблемы единства поэзии и свободы, поэзии и политики, поэзии и современности. Отсутствие твердого общественного статуса определило такие мотивы в творчестве Пушкина, как мотив одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом природы, судьбы, деспотизма («Анчар», «Дорожные жалобы», «Дар напрасный, дар случайный»). Отсюда же мотивы надежды и спасительной любви («Воспоминание», «Я вас любил. », «Предчувствие»).

Но все же, важнейшим вопросом в творчестве Пушкина становится вопрос о сложных, чреватых катастрофой, отношениях между властью, дворянством и народом, государством и личностью, ролью личности в истории (трагедия «Борис Годунов», поэмы «Полтава», «Медный всадник»).

Самым важным, определяющим положение Пушкина в прозе, стал исторический роман «Капитанская дочка», написанный в форме мемуаров.

Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Оказалось, что нечего выдумывать небывалые сюжеты, наделять бумажных героев роковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывал события шестидесятилетней давности, как Колумб открывал Америку. Перед ним представали события и люди, о которых не прочитаешь и которых из головы не выдумаешь.

Интерес Пушкина к XVIII веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. Все, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту в России, корнями уходило в «дедовский» век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. В западноевропейской литературе этот жанр уже усердно разрабатывался, и Пушкин высоко ценил романы Вальтера Скотта. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы слепо следовал образцам, пусть даже лучшим. Он взял представление о романе как о жанре, в котором частная судьба показывается через историю, а история через частную судьбу: «В наше время под словом «роман» разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Но Пушкин избежал «романтических затей»: излишней занимательности в ущерб правде истории и правде характеров, трескучей эффективности, сюжетных вывертов с целью заинтриговать читателя. «Капитанская дочка» строга, безыскусна и внешне скорей напоминает документ, чем художественное произведение.

В 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел будущего романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок для дворянина был совершенно нетипичным. Дубровских в пугачевском войске не было. Пугачевский бунт как раз и обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, Пушкин написал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».

Но «Капитанская дочка» - роман, а не историческое исследование. История в «Капитанской дочке» - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей народа, страны.

Заглавие для своего романа Пушкин выбрал лишь осенью 1836 года. Во всяком случае, название «Капитанская дочка» появилось впервые, насколько позволяют судить сохранившиеся бумаги, в октябре 1836 года, когда роман был отправлен писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом.

В «Капитанской дочке» Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. Именно поэтому, в отличие от других персонажей, характеры которых представлены в повести без каких-либо изменений, как некая данность (будь это Пугачев, Гринев-отец, Савельич, капитан Миронов и некоторые другие), Гринев-сын и капитанская дочка показаны в развитии характеров, в процессе становления их личности.

Произведение было опубликовано в 1836 году. Его появление означало рождение русского романа. Русский роман – это целая глава в книге мировой литературы. И начал эту главу Пушкин. Не сразу пришло к роману всеобщее признание; но чем дальше шло время, тем неоспоримее становилось мнение о художественном совершенстве исторического романа Пушкина. Но сколь различные идейные и художественные совершенства находили в нем! За протекшие столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры не только сама по себе, но и по той роли, которую ей суждено было сыграть в напряженной литературно-общественной борьбе последующих эпох. «Капитанская дочка» стала для русской прозы тем же, чем были для греков поэмы Гомера. «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести, - писал Н. В. Гоголь, - кажутся приторной размазней. В первый раз выступили истиннорусские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Белинский же сопоставил оба пушкинских романа и дал оценку их персонажам: «Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины, определившие нерушимые нравственные идеалы, которые принимает и утверждает Пушкин.

Можно пережить многие беды и невзгоды, но нельзя смириться с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Береги честь смолоду. Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя романа.

Эпиграф к роману «Капитанская дочка» представляет собою сокращенный вариант пословицы: «Береги платье снову». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию: «Береги платье снову, а честь смолоду», по желанию автора не случайно.

Потому что проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в осознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Верность просветительским идеалам и высоким нравственным образцам осознается им как единственное спасение от официозной правительственной морали, которая усиленно насаждалась в годы последекабрьской реакции. Представителями «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы. А выявить, насколько тот или иной герой из «Капитанской дочки» воплощает идеалы чести и высокие нравственные образцы, позволяет эпиграф.

Различные грани идеала чести Пушкин раскрывает устами разных героев:

Иван Кузьмич был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый (автор-рассказчик);

Лучшие и прочнейшие изменения происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений (автор-рассказчик);

Иван Кузмич был человек самый прямодушный и правдивый (автор-рассказчик);

Да разве муж и жена не един дух и едина плоть (Василиса Егоровна);

Они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием (Маша Миронова с осуждением);

Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. Об этом и говорить нечего (Петр Гринев);

Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах. (Петр Гринев);

Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные! (Иван Кузмич);

Баба-то (Василиса Егоровна) не робко десятка (Иван Кузьмич);

Василиса Егоровна прехрабрая дама (Швабрин);

Добро пожаловать; честь и место, милости просим (Пугачев);

Он (Гринев) пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй (императрица).

Впервые Пушкин обращается к эпиграфу во вступлении к «Капитанской дочке», которое не вошло в окончательный текст (письмо Петра Гринева своему внуку):

«Любезный внук мой Петруша!

Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. – Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. – Но ты уродился не в него, а в дедушку, и, по-моему, это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Главный герой романа Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи отцу. По мнению Пушкина, дворянство разделялось на два различных слоя – на старинное независимое дворянство с незыблемыми нравственными устоями и новое дворянство, возвысившееся в XVIII веке, в эпоху бурных дворцовых переворотов и фаворитизма. Все симпатии Пушкина были на стороне старинных дворянских родов, не затронутых, как полагал писатель, растлевающим влиянием придворной жизни и сохранявших верность старинным обычаям и традициям. Именно в этой среде Пушкин нашел своего героя – Гринева-отца; моральный облик этого человека, бескорыстного и принципиального, отказавшегося служить императрице, и определил шкалу нравственных оценок в «Капитанской дочке». Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Петр Гринев знает, что отец несет за него ответственность и поэтому, полагаясь на него, беспрекословно подчиняется указаниям отца, даже в тот момент, когда Андрей Петрович отказал в благословлении брака Петра и Маши Мироновой: «. не только ни моего благословления, ни моего согласия дать я тебе не намерен. ». Но после смерти Машиных родителей, чета Гриневых с радостью приняла Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Петра Гринева и Маши «уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке».

Вывод: благодаря эпиграфу, в лице Андрея Петровича Гринева выявлены особенности характера русского дворянина: верность родительскому долгу, верность религиозно-христианским идеалам, великодушие, доброта и благородство.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг – крепостной Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности: «Подымается вверх лестница совершенств, вереница титанических образов, - а внизу притаился гнусный, но, несомненно, подлинный Савельич. Усердный холоп, «не льстец», верный своим господам, гордый ими, но способный сказать им в глаза, с холопской грубостью, которую господа простят, и слова правды, направленные всегда к барскому, а не к своему интересу. Ведь потому-то господа и прощают грубость старого холопа Савельича, что она вся для господской выгоды». Верность Савельича семье Гриневых глубоко человечна, она носит характер долголетней семейной привязанности старого дядьки, для которого Андрей Петрович и Авдотья Васильевна – «отец» и «мать», и власть их, данная богом, нерушима: «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».

В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! - говорил бедный дядька - Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». В этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа, выявлены особенности характера крепостного Савельича: преданность хозяевам, верность религиозно-христианским идеалам, ответственность за поступки свои и воспитанника.

Другие грани чести и достоинства дворянина открывает Пушкин в лице четы Мироновых, с которыми Гринёв познакомился в Белогорской крепости, где он служил. «Незаметные герои и героини, капитан Миронов и его жена, служат оправданием веры в благой смысл жизни, к которой прилагается мерило не внешней красоты, а добра и чести, или, лучше сказать, доброе и честное имеют один общий корень. Благоговея богомольно перед святыней красоты, видится и добро. » . Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы: честь и долг в их понимании превыше всего.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия - примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы: «Капитан Миронов, родственный не только чином, но и духом штабс-капитану Максиму Максимычу и капитану Тушину, в законченности и цельности своего миросозерцания лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты. Не говоря уже о его собственном трагическом конце, на какую высоту возносит он себя, когда при нападении Пугачева на Белогорскую крепость говорит оробевшему гарнизону эти незатейливые, эти великие слова: «Что же вы, детушки, стоите? Умирать так, умирать, дело служивое!» (Айхенвальд Ю. Пушкин. Изд. 2-е, значительно дополненное, М. , 1916, с. 152). Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Образ капитана Миронова открывает в русской литературе галерею простых военных людей, получивших офицерское звание за боевые заслуги, среди которых мы встречаем штабс-капитана Максима Максимыча («Герой нашего времени») и капитана Тушина («Война и мир»).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера коменданта Белогорской крепости капитана Миронова: верность воинскому и родительскому долгу, благородство, доброта, великодушие и верность религиозно-христианским идеалам, порядочность и чистота души.

Василиса Егоровна – представительница мелкопоместного обнищавшего дворянства: «Среди чистой комнатки, убранной по-старинному, сидела старушка в телогрейке с платком на голове, объявившая себя хозяйкой капитана Миронова». Не случайно особенности характера капитанши открываются благодаря Гриневу, воспитанному на принципах верности чести и долгу.

Василиса Егоровна всех принимала «запросто и радушно, не забывая возражать капитану крепости: «Сидел бы дома да Богу молился». О своем гражданском подвиге упоминает между делом: «Тому лет 20 назад нас из полка перевели сюда». Каждый ее поступок соответствует воле Божьей: «Господи, Боже мой», «Господи Владыко, до чего дожили!» Василиса Егоровна, являясь женой военного человека («мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись»), готова выполнять и воинский долг вслед за Иваном Кузмичом. Проявляя настоящее мужество, Василиса Егоровна остается в крепости во время осады Пугачева: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Эти слова как гимн ее преданности и мужу, и воинскому долгу, и государыне.

Чем страшнее сцена казни, тем беспомощнее оказывается Василиса Егоровна перед лицом разбойников: «В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага». Перед лицом смерти она причитает не о себе, а о своем несчастном муже: «Злодеи! Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Погибая, как истинный защитник Отечества, от сабли молодого казака, «она упала мертвая на ступени крыльца». Василиса Егоровна до последнего осталась верна своим идеалам: чести и долгу.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Василисы Егоровны: верность чести и долгу жены и матери, героизм, простота, набожность, доброта, ответственность за родных и близких.

В лице юной Маши Мироновой, дочери капитана Миронова, Пушкин показывает проявление чести и достоинства женской натуры.

«. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Внешний портрет Маши Мироновой ничем не примечателен. Пушкин словно нарочно подчеркивает ее обыденность, лишает каких-либо индивидуальных примет; она не отличается особой красотой, не блещет умом. Героиня – покорная дочь своих родителей, приученная с детства к незыблемым нормам патриархальной морали. По мере же развертывания повествования все с большей отчетливостью проступают лучшие стороны ее незаурядной натуры – прямота, верность, честь и долг, способность с достоинством переносить внезапные утраты и житейские невзгоды. Стойкость характера капитанской дочки проявляется с особой силой в конце романа, в ее решении прийти на помощь любимому человеку, попавшему в беду.

В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых предположить в начале повести никто не мог в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится: «Маша Миронова – прекрасный в своей непритязательности образ простой русской девушки, «честной дочери честного отца», сумевшей в тяжелых жизненных испытаниях проявить настоящую стойкость, мужество и героическую готовность бороться до конца, апеллируя к высшей власти и справедливости» (Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М. -Л. , «Художественная литература», 1965, с. 39).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Маши Мироновой: скромность, благородство, душевная чистота, верность религиозно-христианским идеалам, самоотверженность.

Ключевой фигурой романа является Петр Гринев. Ему автор предоставляет рассказать об испытаниях, выпавших не только на его долю, но и на долю других героев. Автор прослеживает его жизненный путь – путь духовно-нравственного становления дворянина, который достигает степени духовной нравственности в соответствии с формулой эпиграфа. В Петре сочетаются грани характера других героев: верность воинскому долгу и благородство отца, Машина простота и легкость в общении, смелость и храбрость Мироновых, жажда справедливости и искренность Пугачева.

Гринев не может допустить несправедливой лжи в адрес Маши и вызывает Швабрина на дуэль: «Ты лжешь, мерзавец! Ты лжешь самым бесстыдным образом». Петр не заботится о собственной жизни и отказывается присягнуть Пугачеву. Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку самозванца - значило предать все жизненные идеалы - предать честь. Лучше было умереть, но умереть героем.

На ужине между Пугачевым и Гринёвым возникает словесная дуэль. Но неожиданно для самого Петра в Гринёве-ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».

Петр любит Машу Миронову, и его любовь настолько сильна, что он просит самого Пугачева освободить ее из крепости, командиром которой теперь является Швабрин. После освобождения Маши, Пугачев хочет их обвенчать, однако Гринев отказывает ему, так как этого поступок противоречит его жизненным понятиям: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

После поимки Пугачева во время казни Петр с глубокой горечью и досадой сожалеет о столь негероической смерти человека, который пощадил его и избавил Машу из рук гнусного Швабрина: «Емеля, Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной, иначе Машу бы привлекли к суду: «Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала.

Маша обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести и справедливости, всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. В его характере отражены различные грани проявления чести и достоинства, прежде открытые в других героях.

Петр достойно проявил себя с самого начала романа во всех выпавших на его долю испытаниях. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, следовал законам офицерской чести и хранил верность воинской присяге: «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Гринев в столь раннем возрасте (17 лет) является примером служения идеалам чести и долга.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера молодого русского офицера Петра Гринева: верность воинскому долгу, чести и своим жизненным идеалам, великодушие, храбрость, бесстрашие, чувство справедливости, порядочность и благородство.

Швабрин - полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Швабрин, как позднее выяснилось, сватался к Маше, но получил отказ. Даже во время поединка Швабрин не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин, когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву-отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно, это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам: он примкнёт к Пугачёву, и его осудят, как предателя.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному, мелко служилому люду, к капитану Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила.

Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для русского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были чужды. В экстремальных ситуациях он, прежде всего, хотел выжить, пусть даже через унижение и предательство: «Швабрин упал на колени. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек. А это еще раз доказывает, что Гринев получил воспитание в духе лучших дворянских традиций.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни - умрёшь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед этим камнем стояли обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев романа и низость чувств других.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера Швабрина: грубость, жестокость, цинизм, предательство, трусость, способность к насилию и малодушие.

Не менее значимой, но проблемной является фигура Пугачева. Пушкин неоднозначно относится к Пугачеву и поэтому показывает его с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.

Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера Гринева не только из чувства благодарности за старую услугу. Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели: освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость. Поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

Во время разговора между Гриневым и Пугачевым возникает разногласие. И неожиданно в Пугачёве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!» Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва вызвала уважение и доверительность у Пугачёва. Атаман рассказал офицеру притчу, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили, решая чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. Желая показать масштабность личности Пугачева, Пушкин словами: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» - как бы дает понять читателю, что вождь восстания умел прислушиваться к суждениям, которые шли вразрез с его собственными представлениями, что его поразила человечность нравственных устоев Гринева.

У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт - смысл жизни, для Гринёва же: «. жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и, тем не менее, доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: «Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент. Пугачев своими поступками стал своеобразным «проявителем» подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших – Гринева.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности противоречивого характера предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева: с одной стороны, это великодушие, верность своим идеалам, широта души, благородство и справедливость; с другой же стороны, зверство, жестокость и беспощадность.

При помощи эпиграфа выявлены проявления нравственности и безнравственности героев романа «Капитанская дочка», что нашло отражение в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевой фигурой романа является Гринев. На примере его характера при помощи эпиграфа автор показал проявление самых разных граней чести и достоинства. Антиподом Гриневу является Швабрин, лишенный принципов чести и достоинства. Не менее значимой, но проблемной, является фигура Пугачева, в поступках которого нашли отражение как нравственные, так и безнравственные проявления характера, что явилось поводом для неоднозначного отношения Пушкина к Пугачеву. Чета Гриневых и Мироновых, Маша и Савельич составляют группу любимых героев автора. Благодаря эпиграфу к роману Пушкин утверждает свое собственное представление о чести и достоинстве.

В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

История создания. Одним из мотивов для написания «Капитанской дочки» стало увлечение Пушкина и его современников романами Вальтера Скотта. Этот шотландский писатель явился основоположником классического исторического романа, в котором главными действующими лицами являются вымышленные персонажи, а их жизнь разворачивается на фоне определённой исторической эпохи.

В данном случае такой эпохой были годы Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. Пушкин основательно изучал историю пугачёвского восстания, что и отразил в своей «Истории Пугачёва»; это историческое сочинение основывалось не только на изучении немногих оставшихся документов, но и на рассказах современников событий.

По словам критиков, «Капитанская дочка» была как бы закономерным продолжением этого исторического сочинения, в котором имелось то, чего не хватало внешне сухому академическому повествованию книги.

Сюжет . Героем повести выступает Пётр Гринёв - старый офицер, который пишет мемуары о своей бурной молодости. От его имени и ведётся рассказ. Герой рассказывает о своём детстве, родителях, о том, как его в 16 лет строгий отец-офицер отдал в армию. Его отправили служить в Белогорскую крепость - место бедное и унылое, населённое старыми солдатами павловской эпохи.

По дороге к месту службы Гринёв встретился с неизвестным казаком, которым, как позже выяснилось, оказался сам Пугачёв; тогда он ещё не был предводителем восставших крестьян. Пугачёв проводил его до постоялого двора, а в благодарность Гринёв подарил ему свой тулуп.

В крепости Гринёв влюбился в дочку капитана Машу. В неё же влюбился его сослуживец - Швабрин. Они вызывают друг друга на дуэль, и Швабрин наносит Гринёву ранение. Об этих событиях узнал отец Гринёва, который наотрез отказался давать разрешение на брак, если Гринёв решит жениться. Впоследствии разгорается крестьянская война.

Вчерашний простой казак Пугачёв - предводитель восставших. Его ополчение успешно захватывает крепости, в том числе осаждает Белогорскую. Дворян Пугачёв казнит, а простых людей переманивает в своё войско. Казни подлежал и Гринёв, но неожиданно Пугачёв узнал в нём того, который помог ему по пути в крепость. Он дарит Гринёву жизнь и предлагает перейти к нему, но тот отказывается. Швабрин же переходит на сторону восставших.

Тем временем Гринёв отправляется в Оренбург, осаждённый пугачёвцами, и сражается там против них. Он получает письмо от Маши, оставшейся в крепости из-за болезни, и узнаёт из него, что Швабрин насильно заставляет её выйти за него. Не спросив разрешения начальства, Гринёв отправляется в крепость и с помощью Пугачёва вызволяет Машу. Швабрин, однако, впоследствии доносит на Гринёва, и того арестовывают. Его приговаривают к смертной казни, которую заменяют на вечную ссылку. Через несколько лет Маша едет к Екатерине II, чтобы вымолить у неё помилование для Гринёва.

Герои . Петр Гринев, Алексей Швабрин, Мария Миронова , Емельян Пугачев, Архип Савельич .

Тема . Патриотизм, честь, преданность и любовь.

Проблематика. Роман «Капитанская дочка» посвящён грандиозному событию в русской истории - пугачёвскому восстанию. Сам Пушкин характеризовал его не иначе как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Однако Пугачёв в романе фигурирует скорее как положительный персонаж. Он дружит с главным героем и помогает ему спасти свою возлюбленную, избавив её от насильственного замужества за государственным изменником.

У Пугачёва в этой войне своя правда: он сражается за справедливость; нападая на крепости, он убивает лишь офицеров-аристократов, а простых людей не трогает, лишь предлагает им перейти на его сторону. Исследуя историю пугачёвского бунта, Пушкин наверняка обратил внимание на то, что восстание было порождено в первую очередь коррупцией и несправедливостью со стороны царской власти, а после разгрома восставших всю информацию о пугачёвцах по приказу Екатерины тщательно уничтожали: сжигали документы, переименовывали географические объекты, запрещали что-либо упоминать об этом событии, в том числе в прессе.

На фоне исторической крестьянской войны разворачивается любовная история главных героев. Ради любви Гринёв готов на всё: стреляется на дуэли. Без разрешения покидает место службы, да ещё и в разгар боевых действий. И любовь становится единственным источником справедливости: аристократическая царская армия жестоко расправляется с казаками и крестьянами, а вдобавок арестовывает Гринёва, прислушавшись к доносу изменника Швабрина; и только одной Маше удаётся добиться справедливости и «достучаться» до самой императрицы.

Жанр - повесть с описанием исторических событий.

«Капитанская дочка» вправе именоваться одной из драгоценных жемчужин в ожерелье из шедевров прозы, вышедших из — под пера Пушкина. Перед нами словно разворачивается античная трагедия на фоне извергающегося Везувия и это вовсе не напыщенное преувеличение. Фон, на котором происходит действие повести, трагичен и грозен: кровавая вакханалия крестьянско-казацкого восстания 1773-1775 годов, под началом Емельяна Пугачёва, взаимное ожесточение сторон, совершающих каждодневные злодеяния и нежная, трепетная нота любви, верности и преданности, упрямо пробивающаяся сквозь все жестокости этого времени. Читающаяся легко и на одном дыхании повесть гения русской словесности, никогда не утратит своей актуальности и притягательной силы великой книги.

В ряду произведений Александра Пушкина эта повесть о драматических событиях российской истории занимает, безусловно, достойное место. И причина этого в том, что сюжетная линия развивается на фоне исторических событий, потрясших сами основы общества. А век XVIII (в котором и происходит действие) такими процессами просто перенасыщенный, являлся для Пушкина совсем недавним прошлым. Речь идёт о крестьянской войне 1773-1775 годов, возглавленной и руководимой казаком Емельяном Пугачёвым.

Написанное в форме мемуаров произведение жанрово можно, тем не менее, отнести к исторической повести. Она насчитывает четырнадцать глав (каждая со своим названием), открываясь эпиграфом «Береги честь смолоду», который является нравственным стержнем пушкинского замысла в этом произведении.

В завязке повести лежит рассказ о происхождении, истории семьи и ранних годах жизни Петра Гринёва. Пушкин критичен в описании семейства Гринёвых: например отец, Андрей Петрович Гринёв. является типичным образчиком русского помещика 18-19 веков — отсутствие хорошего образования и самодурство. Соответственно и Пётр не получил достойного образования, будучи предназначен для службы в армии, что не предполагало академической широты знаний.

И тем не менее, Пушкину симпатичен этот простой, но порядочный и чуткий дворянский отпрыск. В ходе развития сюжета мы неоднократно убедимся в его врождённом благородстве, верности данному слову и долгу. С той же мерой симпатии и теплоты нарисованы Пушкиным образы членов семьи капитана Миронова, коменданта крепости. Человек простой и душевный, капитан Миронов (и, увы, его жена), тем не менее, перед лицом смерти проявляет качества, делающие его фигурой трагической и героической.

А дочь супругов Мироновых, Маша, проявляет силу характера, храбрость и благородство высшей пробы, доказывая, что она достойна своих родителей.

Не обходится Пушкинское повествование и без негодяя — поручик Швабрин, обычный типаж гвардейского офицера — картёжник, распутник, дуэлянт. Оказавшись в оренбургской глухомани он, скорее всего, озлобился ещё больше. Это подтверждается его отношениями с Гринёвым, который симпатизировал Швабрину и, тем не менее, получил грязные сплетни о Маше и ранение на дуэли. А последующий переход на сторону Пугачёва и вовсе вызывает у Пушкина отвращение к этому своему персонажу.

В то же время образ Пугачёва в повести нельзя свести к какому — то одному знаменателю. Конечно, это вызвано в первую очередь цензурными и сословными ограничениями: с точки зрения властей и дворянства Пугачёв — злодей. Но мощь личности Атамана, его великодушие и умудрённость не могут не очаровать Пушкина, раскрывающего пусть вскользь и частично причины восстания. Чем и привлекает пушкинская повесть, даже по прошествии двух с лишним столетий, так это пониманием того, что это не восстание быдла, которое нужно вешать и топить, а реакция на бесчеловечные условия существования. Реакция, объединившая таких разных и, казалось бы, чуждых друг другу представителей социальных групп, как задавленные поборами крестьяне и вольные казаки, Афанасий Соколов, более известный как легендарный Хлопуша, верный соратник Пугачёва, а по происхождению — новгородский крестьянин, прошедший к 1774 году все круги ада, обезображенный выжжеными на лице клеймами и вырванными ноздрями и изуродованный башкир из уральских дебрей и многих-многих других, пришедших к Пугачёву.

После эпиграфа и завязки сюжета у Пушкина явственно видна двойная кульминация: первая -взятие крепости и казнь коменданта с женой и вторая — поездка Маши к императрице Петербург.

За этими событиями следует развязка: помилование Гринёва и его присутствие на казни Емельяна. После чего повесть увенчивается эпилогом.

Для полноты анализа приведём краткое содержание повести:

Глава 1. Сержант гвардии

Начинается повесть историей семьи Петра Гринева: отец, Андрей Петрович, в чине приват-майора вышел в отставку; в семье было девять детей, но кроме Петра не выжил никто. Мальчика ещё до рождения записали сержантом в Семеновский гвардейский полк. Воспитывает мальчика» дядька»- Савельич, их крепостной стременной, под руководством которого мальчик осваивает основы грамоты и учится «судить о достоинствах борзого кобеля». С целью обучения «языкам и всем наукам» отец нанимает француза Бопре-французского пьяницу. Спустя некоторое время француза выгоняют, после чего решено отправить сына служить, как насто­ящего дворянина. Но вместо Петербурга, к разочарованию Пети, служить он будет в одной из уральских крепостей. По пути в Оренбург Петя ночует в гостинице в Симбирске, где знакомится с гусарским ротмистром Иваном Зуриным. Гусар убалтывает его сыграть в бильярд, подпаивает и легко выигрывает у него 100 рублей. Не обращая внимания на истерику Савельича, молодой Гринёв отдаёт Зурину деньги, из упрямства и самоутверждаясь.

Глава 2. Проводник

В пути, в степи, Петр попадает в бурю. Путники впадают в панику, но вынырнувший из стены снежного ветра незнакомец, балагуря и подначивая путешественников, указывает им путь и выводит их к постоялому двору, где на фене разговаривает с хозяином, что выдаёт в нём лихого человека. Поутру Гринев уезжает, отблаго­дарив проводника заячьим тулупом, а в Оренбурге встречается с генералом Андреем Карловичем, сослуживцем отца, и отправляется по его приказу в пограничную Белогорскую крепость, километрах в сорока Оренбурга.

Глава 3. Крепость

Крепостью, оказавшейся маленьким посёлком посреди казахских степей, командует комендант Миронов с семьёй которого и знакомится Пётр. Гринева покоряет своей лихостью поручик Швабрин, высланный из гвардейского полка в Петербурге за дуэль.

Глава 4. Поединок

Очень скоро, за неимением других девушек, Гринев влюбляется в дочь комен­данта Миронова, Машу. Швабрин, злобно ревнуя, оговаривает Машу, из-за чего взбешённый Гринёв вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение.

Глава 5. Любовь

Молодой организм Гринёва легко справляется с ранением и он поправляется. Понимая мотивы Швабрина Гринёв не держит на него зла в душе. Петя предлагает Маше замужество и получает согласие девушки. После чего он, в эйфории пишет отцу, прося благословения. Отец же, узнав о дуэли, о житье-бытье сына, его, как он считает, чрезмерной самостоятельности, злится и отказывает в благословении, лишний раз подтверждая своё примитивное самодурство.

Глава 6. Пугачевщина

Попутно в повествовании начинает нарастать напряжение: комендант получает информацию из Оренбурга о «бунте» Емельяна Пугачева и приказывает всем офицерам в крепости готовиться к осаде. Вокруг крепости активны разведчики повстанцев. Одного из них, немого башкира, хватают, но допросить не могут. Напуганный за судьбу своего ребёнка, комендант Миронов пытается отправить Машу из крепости к родне.

Глава 7. Приступ

Однако план спасения дочери срывается, так как крепость окружают повстанцы. Комендант, предчувствуя печальный исход боя, прощается с семьёй, приказав хотя бы переодеть Машу крестьян­кой, чтобы спасти ей жизнь. После захвата крепости пугачевцы казнят коменданта с женой и намерены повесить Гринева, но преданный Савельич, развеселив Пугачёва, спас жизнь молодого хозяина.

Глава 8. Незваный гость

Пугачёв, благодаря напоминанию Савельича узнаёт в Гринёве дарителя «заячьего тулупчика». Пётр же не узнаёт в вожде повстанцев проводника, пока ему не напомнил дядька. Пугачев пробует уговорить Гринёва служить ему, но тот решительно отказывается. На Пугачева это производит сильное впечатление и он даёт обещание отпустить Гринёва.

Глава 9. Разлука

Наутро Гринев от­правляется в путь с устным посланием от Пугачёва генералам в Оренбурге. Попытка Саве­льича получить с Пугачева возмещение ущерба, закончилась угрозами от «царя». Гринев уезжает в мрачном настроении, ведь комендантом крепости от Пугачёва стал Швабрин.

Глава 10. Осада города

Прибыв в Оренбург Гринев передаёт генералу все, что знает о Пугачеве и затем приходит на военный со­вет. Гринев призывает решительней расправляться с повстанцами, но генералов эта горячность раздражает. Преобладает так называемая «подкупательная тактика». Сходятся во мнении ждать, сидя в обороне. Вскоре Оренбург оказывается в осаде. В одной из разведок боем в предместьях Оренбурга, Гринев по­лучает письмо от Маши. Оно пронизано отчаянием. Швабрин силой принуждает её к замужеству. Гринёв умоляет генерала дать ему казаков с солдатами, чтобы отбить Машу у Швабрина, но получает отказ и начинает искать выход из ситуации.

Глава 11. Мятежная слобода

Не придумав ничего лучшего Гринев тайно покидает Оренбург и едет в Белогорскую крепость. В окрестностях крепости Петр и Са­вельич захвачены мятежниками, их ведут к Пугаче­ву. Узнав суть дела, что Гринёв приехал спасать невесту от Швабрина, Пугачёв принимает участие в судьбе молодых. Петя наивно пытается уговорить Пу­гачева сдаться. На что Пугачёв вспоминает притчу об орле, питающемся свежим мясом и вороне, что ест мертвечину, намекая, что он и есть орёл.

Глава 12. Сирота

Прибыв в Белогорскую крепость Пугачёв приказывает Швабрину показать ему Машу. Швабрин подчиняется и тогда Пугачёв узнаёт, что он держал Машу фактически как пленницу. Атаман отпускает девушку с Петром, закрыв глаза на враньё Гринева относительно происхождения Маши.

Глава 13. Арест

На обратном пути из крепости, молодых останавливают солдаты с караульной заставы. К счастью Пети, начальником оказался ротмистр Зурин. Иван Зурин отговаривает Гринёва возвращаться в Оренбург и оставляет при себе, отправив неве­сту в родовое имение Гриневых. Оставшись один, Петр с гусарами выступил против пугачевцев. Во время погони гусар за повстанцами Гринёв видит опустошение и разорение причинённых крестьянской войной. Внезапно, в один из дней, Зурин получает приказ арестовать Гринева и отослать в Казань.

Глава 14. Суд

Чиновники Следственной комиссии, сидевшей в Казани встретили объяснения Гринёва с презрительным недоверием. Су­дьи признали Петра виновным в дружбе с «самозванцем-Емелькой». Тем более, что главным свидетелем обвинения был арестованный также Швабрин, оговоривший Петра ложными вымыслами. Гринева приговаривают к каторге. В отчаянии, Капитанская дочь Маша Миронова решает ехать в Петербург и вымаливать справедливости у импе­ратрицы Екатерины II. В Царском Селе, в одном из парков Маша встречает незнакомую даму, которой и рассказывает свою историю. Дама утешает Машу и обещает передать императрице. Позже Маша понимает, что это была сама Екате­рина II, когда прибыв во дворец видит императрицу. Гринев помилован. Заканчивается повествование, ведшееся от имени Гринева, пушкинским по­слесловием, где он описывает вначале — освобождение по личному распоряжению Екатерины, а затем — присут­ствие Гринёва в январе 1775 года на казни Пугачева, кивнувшего Петру, перед тем как положить голову под топор палача…

Пропущенная глава

В ней рассказывается о посещении Гриневым (aka Була­нин) отеческого дома, находясь неподалеку от деревни, где жили его родители и невеста. С разрешения командира он переплыл Волгу и прокрался в деревню. Здесь Гринёв узна­ет, что его родители заперты в амбаре. Гринев освобождает их, но в это время Савельич приносит известие о входе в деревню группы пугачёв­цев под командованием Швабрина. Гринев запирается в амбаре. Швабрин приказывает его поджечь, что выгоняет отца и сына Гриневых из укрытия. Гриневы взяты в плен, однако в это время в деревню врываются гусары, приведённые Савельичем, прошмыгнувшим мимо осаждающих. Пётр получает благословение на брак, возвращается в полк. Затем он узнаёт о поимке Пугачева и возвращается к себе в деревню. Гринев почти счаст­лив, но неясная угроза почти физически отравляет это чувство.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .