Почему Бог не слышит нашу молитву? Почему бог не отвечает на наши молитвы

Суббота, 28 Марта 2009 г. 07:56 + в цитатник

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему так много несправедливости вокруг? Почему не прекращаются войны? Почему так много разбитых семей? Почему так много людей живут под постоянным стрессом и страдают от депрессии? Почему так много людей сегодня болеют раком. Болезнями, которыми раньше болели только старые люди, в наше время стали страдать даже дети. Почему так много молодёжи кончает жизнь самоубийством? Почему погибают невинные люди? Почему происходит всё это?

Некоторые спрашивают, куда смотрит Бог? Может Он уже давно отвернулся от людей. Другие заявляют, что, если такая несправедливость существует, то и Бога, наверно, нет вовсе. И по ТВ непрестанно говорят, что всё на свете возникло само собой, и человек появился от обезьяны, обезьяна от рыбы, а рыба от камня. И говорят об этом вполне солидные люди с учёными степенями. Может они правы? И все мы - просто каким-то образом развившиеся, но всё же никчемные камни, которые из страха перед природой взяли и придумали своего Бога? Тогда с этой жизнью всё понятно. Мы просто живём и умираем, рассыпаемся в пыль и превращаемся в камни. Тогда Бога нет. Тогда мы можем делать всё, что угодно: можем убивать неродившихся детей, можем бросать родившихся детей или продавать их на органы, можем иметь сексуальные связи везде и всегда, с кем и с чем попало, можем оставлять своих старых родителей на произвол судьбы, можем лгать, убивать, можем вообще делать всё, что захотим. Правда? Всё равно конец один для всех - камень.

Но, если человек -это просто развившаяся рыба или обезьяна, почему тогда только человек имеет способность создавать прекрасное: музыку, живопись, поэзию, балет- всё, это требует воображения! Почему только человек имеет воображение, может строить планы, может мечтать, и претворять свои мечты в жизнь? Почему только человек имеет такое странное свойство, как совесть? И сделав что-то нехорошее, может быть мучим этой совестью до такой степени, что может покончить собой. Почему только человек способен к осмысленному самоубийству? Ведь все эти качества никак не помогают в выживании нашего вида. Это значит, что эти качества не могли быть получены в результате эволюции.

И, если камень никак не мог развить в себе творчество, воображение и совесть, то это было нам дано нашим Создателем. Тогда почему наш Создатель оставил нас одних в этом ужасном мире. Ведь в Его воле взять и изменить всё: очистить реки, воздух, дать нам достаточно пищи, дать нам всем здоровья и вечную жизнь. Вот тогда бы мы и славили бы Его за это. А сейчас за что славить? Он нас создал и бросил на произвол. Думали ли вы так когда-нибудь? Кто-нибудь, наверняка, думал. Но верно ли это?

Когда Бог создал Землю, она была так удивительно прекрасна, что даже Бог, оглядев вокруг, сказал: «Хо-ро-шо!». Много любви было вложено Им во всё Своё творение. Но любовь не была взаимной. Бог хотел любви от существа разумного, близкого Ему по духу. Поэтому Он создал первых людей - Адама и Еву- с духом, душой, по образу Своему: способными понимать прекрасное, любить и славить. Власть над всей землёй Он передал человеку. Человек не нуждался ни в чём. Он практически стал богом Земли. Жизнь в любви, радости и счастье была уготована всем потомкам первых людей. Всем нам. Почему же мир сегодня полон ненависти, боли и горя? Что изменилось?

Произошло то, что должно было когда-то произойти, а именно: грех. Дело в том, что только Бог и Рождённый от Него Сын - совершенны и грешить не могут. Все сотворённое действует согласно заложенным Богом законам и инстинктам, поэтому не грешит. Только ангелы и люди способны ко греху, поскольку руководствуются не инстинктами, но осознанным выбором. Они могут выбирать: подчиняться Богу, или следовать своим собственным правилам. Однако, неподчинение Богу - это грех. Почему?

Всё мироздание Бога, как огромный корабль, где капитаном является Бог. И, если кто-либо перстанет выполнять свои функции, предписанные капитаном, пострадает вся команда. Мироздание же гораздо сложнее корабля, и механизм его налажен в совершенной точности: земля делает оборот в точно отведённый для этого период времени, расстояние земли от солнца точно определенно, человек имеет 24 хромосомы и пр.. Малейшее отклонение может привести к смерти. Поэтому грех в мироздании не допустим. Он, как раковая опухоль, которая, если ей дать волю, может разрастись и привести к смерти всё тело. Грех- это смерть, и он должен быть уничтожен.

Бог знал, что мы согрешим, но что Он мог предпринять, чтобы предупредить последствия греха?
1) Не создавать нас вообще? Но Бог Любви не может жить без взаимной любви.
2) Создать нас, как животных: только с инстинктами, не способных понять Его? Какой смысл? Животные уже созданы, какая разница, если они будут иметь человеческие лица?
3) Или создать нас как Своих полноправных друзей, с независимым сознанием, с правом выбора и обеспечить для нас способ побороть наш грех.

Он выбрал последнее. И ещё до, как люди были созданы, жертва за все их грехи была уже подготовлена. Иисус поклялся, что примет смерть вместо всех нас за все наши грехи. И только после этого Он с Отцом создали нас. Если бы Иисус отказался бы принять смерть за нас, люди бы не были созданы.

Но так было велико желание взаимной любви, что Иисус захотел претерпеть за нас муки, но только, чтобы мы жили. И Отец, зная, как Он будет страдать, видя муки Сына, всё же захотел создать нас, потому что так велико Его желание любить и быть любимым.

К тому времени, когда первые люди были созданы, грех уже появился среди ангелов: прекрасный и самый талантливый херувим Люцифер возгордился. Он стал считать себя красивее и умнее всех остальных ангелов. Бог сказал, что ангелы должны будут опекать людей, Люцифер воспротивился этому. Его гордость росла с каждым днём. И однажды он посчитал себя умнее и талантливее...своего Создателя. Это был грех, но Бог не отнял жизнь у Люцифера. Почему?
Потому что для всех нас: ангелов и людей Он определил время, чтобы мы поняли, как опасен грех и к чему он приведёт.

Люцифер хотел доказать всем ангелам, что люди не стоят того, чтобы ангелы служили им, и что планы Бога сделать людей Своими друзьями - просто глупы.
Бог Всезнающ, и Он знал о планах Люцифера соблазнить людей, но ангелы того не знали. Он не мог изгнать Люцифера из рая до совершения греха, иначе ангелы могли бы подумать, что Бог несправедлив к Люциферу. Поэтому Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не подходили к Люциферу (древу познания добра и зла) и тем ангелам, которые стали поддерживать его. Бог хотел уберечь людей от соблазна. Но Евой завладело любопытство и она подошла послушать речи Люцифера. Что произошло потом?

Сначала Ева, а потом и Адам, обманутые Люцифером, засомневались в том, что Бог говорит им правду. Они поверили Люциферу! Они захотели стать, как боги. Богами в то время себя считали Люцифер и его ангелы-сообщники. Адам и Ева приняли сторону Люцифера, они захотели стать богами как он и его ангелы. Другими словами, когда ВПЕРВЫЕ люди оказались перед выбором, кого предпочесть, они осознанно выбрали Люцифера. Это был их добровольный выбор! Что это значит? Это значит, что в тот злополучный день наши прародители передали все права на свою жизнь и жизнь всех их потомков, включая всех нас, в руки Люциферу. Вы знаете, кто такой Люцифер? Это - сатана, чьё имя было изменено с Люцифер, что значит: свет приносящий, на сатана - предатель. И все мы с самого рождения - во власти сатаны.

Вы понимаете, что это значит? Это значит, что он вправе делать с нами всё, что хочет. А, поскольку, людей он ненавидит, он старается делать людям как можно больше пакостей.

Но, как мы знаем, жертва Иисуса была обговорена до создания мира, и в назначенное время Иисус снял с Себя все полномочия, всю славу, оставил всё божественное, превратившись в семя человеческое во чреве Марии. Родившись человеком, Он испытал все радости и горести человеческой жизни, Он прошёл через все соблазны, не соблазнившись ни разу. И, наконец, претерпев ненависть и предательство, побои и унижения, исполнил Слово Своё и отдал жизнь Свою за нас, чтобы Его кровию были очищены все наши грехи. Включая первый грех, совершённый Адамом и Евой.

Теперь грехи каждого человека, который принимает Его жертву, смываются кровью Агнца Бога - Иисуса. Тот, кто принимает Иисуса в своё сердце, уже не под грехом наших прародителей. Он уже не принадлежит сатане. Он принадлежит Богу. А значит, как Его дитя, может рассчитывать на помощь Его, Его заботу и Его любовь. Ведь именно этого Бог и хочет! Он хочет взаимной любви! Он хочет помогать тебе. Он хочет излечить тебя от депрессии, от несчастий, от плохих отношений с окружающими, от проблем семейных, от акоголизма, наркомании, от плохих разрушающих привычек. Он не хочет, чтобы ты страдал. Не для этого Он создавал нас. Он создал нас с любовью и для любви.

И теперь, как и раньше, выбор для тебя остаётся тот же: служить себе, что не избавляет тебя от первого греха. И служа себе, ты всё же остаёшься под властию своего законного хозяина - сатаны. Или служить Богу! Позволить Ему помогать тебе, любить и опекать тебя. Разве не этого хочет твоё сердце?

Итак, почему люди страдают? Потому что Бог отказался от нас? Нет. Бог верен Своему слову, Бог не меняется, Он вовеки тот же. Он - Бог любви, правды и милости. Люди страдают потому, что они до сих пор по закону принадлежат сатане. Как может Бог помогать им, если Он не имеет на них прав? Прежде, чем просить и ожидать помощи от Него, дайте Ему сначала право помочь вам.

А для этого сначала просите у Него прощения за все свои грехи. Нет таких грехов, какие Он не мог бы простить. Ведь даже истинные мужи Бога совершали страшные грехи. Моисей, например, убил человека, Давид соблазнил жену другого и послал того человека на смерть, Магдалена была проституткой, Матфей вором, Павел участвовал в убийствах христиан. И всех их Бог благославил. Потому что они чистосердечно раскаялись в содеяных грехах и просили Бога простить их. Но только покаяться - мало. Мы должны простить всех обидевших нас. Иначе мы не можем ожидать прощения Бога, если сами не простим других.

А для прощения нас Богу не нужно, чтобы мы истязали себя, стоя сутками на коленях, или самобичуя себя. Ему нужно только наше чистосердечное раскаяние в грехах наших и принятие жертвы Его Сына. Прощение Бога - это Его подарок. Мы не заслужили Его прощения, и не заслужили даже права на жизнь. И только благодаря Сыну, только благодаря Его проколотым на кресте рукам и ногам, благодаря Его крови, мы получаем прощение Бога и спасение. А также вечную жизнь на новой прекрасной земле после воскрешения.

Некоторые думают, что раскаиваться им не в чем, они не совершили никаких грехов. Это - неправда. Потому что Библия говорит, что безгрешных людей нет. Даже, если грех не был совершён физически, он был совершён в мыслях. Да вы не изменили своей жене, но в мыслях вы уже прелюбодействовали с женой соседа. Вы не убили никого, но в мыслях вы пожелали смерти своему начальнику. Вы не украли ничего, но в мыслях вы позавидовали машине своего сослуживца. Сатана знает это. И, если человек не раскаивается, это для него знак: грехи всё ещё на человеке, потому что Библия говорит, что без покаяния нет спасения. И это значит, что без раскаяния человек всё ещё остаётся под властью сатаны.

Итак, если вы хотите, чтобы ваша жизнь наполнилась смыслом и благодатью Божией, если вы хотите, чтобы Бог освятил все уголки вашей души и сотворил из вас нового человека, повторите за мной слова этой простой молитвы:

Господи, я прощаю всех обидевших меня когда-либо, ни на кого я не имею ни злобы, ни обиды. Потому что и я сам грешен. Я совершил много грехов. И я действительно раскаиваюсь в этом. Я не хочу иметь ничего общего с моими прошлыми грехами. Пожалуйста, прости меня и помоги мне стать новым человеком, таким каким Ты хочешь, чтобы я стал.
Иисус, благодарю Тебя за Твою жертву и Любовь. Благодарю за то, что кровию Своею Ты избавил меня от власти сатаны. Я не имею ничего общего с его царством тьмы. Ты - Мой спаситель, хозяин и властитель. Тебе - моё поклонение и благодарность. Я хочу жить так, как угодно это Тебе. Распоряжайся моей жизнью. Я доверяю Тебе.
Спасибо, Тебе Иисус.
Аминь.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) ВЕЛИКОГО ПОСТА. (Молитва перед чтением " ЧАСОВ ") Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Чту, Господи, Тебя, Творца моего, воздыхаю о Тебе, призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу. Да узрю мои прегрешения, да не прельщусь гордостью, помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни, которую Ты даровал мне. Аминь. Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего. ОБЩИЕ ПРАВИЛА 1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи. 2. За время поста нужно прочесть все четыре Евангелия. 3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т.д.). 4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно медитативно, т.е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя бы на короткое мгновение). 5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить ни одного дня в течение Великого поста. Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало», не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие; понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста, литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день весь пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече. Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное в наш шумный век. 6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше. 7. Все воскресные дни во время Великого поста обязательно посещать литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время «часов» хорошо прочесть молитву: Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Чту, Господи, Тебя, Творца моего, воздыхаю о Тебе, призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу. Да узрю мои прегрешения, да не прельщусь гордостью, помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни, которую Ты даровал мне. Аминь. Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее нужно готовиться к общему причащению в Великий четверг, день Тайной Вечери. 8. В дни поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и времени. 9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение поста чаще обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи, молиться перед их иконами. 10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает уберечься и от провалов. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) ВЕЛИКОГО ПОСТА. Проводим следующий цикл молитвенных размышлений: 1-й день. День Екклесиаста Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого добился, а умрет, как все, порой - тяжелее. К чему все это было? Одни шли по трупам, другие убивали свою душу, а в итоге - ничто. Прочтем: «Кая житейская сладость…» (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье - как все это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы цепляемся - дым и пыль. Все - бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая (Камю, Кафка). 2-й день. «Из глубины воззвах»: Пс. 130 (129) Как много я послужил разным идолам, как много иллюзий и суетности в моей жизни. Как страстно я прилагаю сердце к вещам, которые не могу удержать. Я не отдавал себе отчета в своем честолюбии, тщеславии, суетности, а теперь вижу, какие низкие мотивы двигали мной, как глубоко я погрузился в яму. Я бессилен что-либо с собой сделать. Я обречен уже при жизни быть в аду - в аду несбывшихся желаний, в рабстве стихии плоти и греха гордыни. Я - полное ничтожество. И это не «уничижение паче гордости», а честный взгляд на себя. Вспомним наши сны, говорящие нередко о таящихся в нас диких желаниях, на которые мы закрываем глаза. Признаем, что мы не можем управлять собственной стихией. 3-й день. Благая Весть Но выход есть и спасение есть, оно открыто для меня, если я еще раз совершу обращение ко Христу… Христос есть наша Благая Весть, Он родился для меня, чтобы я мог ожить и исцелиться. Он учил меня, Он открыл в Себе Бога для меня, Бога Спасителя. Только с Его помощью я могу подняться на ноги. 4-й день. Исцеление Христос дает мне исцеление Своей смертью. Его Крест и Кровь были для меня, для всех нас, кто не в силах выйти на верный путь, хотя видит его. Он указал нам Путь (Нагорная проповедь), Истину (Бог идет навстречу нам) и Жизнь (жизнь с Ним). 5-й день. Благодарение Я постепенно оживаю. Я бесконечно благодарю Его за то, что Он протягивает мне руку. И теперь нет конца моему благодарению за все: за жизнь, за спасение, за радость, за испытания, за людей, за мир, за каждую мелочь - все от Бога. Я открываю двери дома, ожидая, что Он войдет под кров моей души… 6-й день. Проверка совести Но я должен подготовить свой дом, осмотреть его, ожидая приходя Гостя. Я беру в руки светильник Его заповедей и освещаю темные углы. Всюду пыль, грязь, хлам - чем больше освещаю, тем мрачнее картина. Но не буду отчаиваться, начну терпеливую уборку. Проверю совесть по Десяти Заповедям, по Нагорной проповеди, последовательно и не торопясь. Это моя подготовка к исповеди. В воскресенье много народу в храме, поэтому исповедь будет общей. Надо, следовательно, обдумать все заранее, чтобы в Церкви принести лишь общее покаяние. 7-й день. Причащение День сугубого благодарения. Приносим Богу обет исполнить нечто во имя Его, в знак нашей благодарности. Из материалов православного журнала ФОМА.

Что это там за дым?
- Сжигаем ненужное, Геронда.
- Вы что же, развели костер при таком ветре?
- Геронда, утром дождь прошел…

Да хоть бы прошел и дождь, и наводнение: если после поднимется ветер, то все станет сухим, как порох! Тоже мне нашлась: “Дождь прошел”! А как раньше по вашей глупости начался пожар там, внизу, уже забыли? Если кто-то однажды сел в лужу, то впоследствии ему следует быть очень внимательным. Бог помогает там, где нужна Его помощь, там, где люди не могут ничего сделать по-человечески. Но нашей глупости Он помогать не будет. Так мы выставляем на посмешище миру даже святых.

Геронда, а всегда ли понятно, до какого предела нужно действовать по-человечески?

Начнем с того, что это видно. Но даже если человек имел расположение сделать то, что он мог, и не сделал это, потому что ему что-то помешало, то в трудную минуту Бог поможет ему. Однако, если у него были силы, но не было расположения, Бог не станет ему помогать. Например, тебе велят закрывать на ночь дверь на засов, а ты ленишься, не запираешься и говоришь, что Бог тебя сохранит. Ты не закрываешься не потому, что полагаешься на Бога, а потому что ленишься. Но как же тогда поможет тебе Бог? Разве Он станет помогать лентяю? Да если кому-то сказано запереться на засов, а он этого не делает, то его за одно только преслушание нужно наказать.

Надо сделать то, что можно сделать по-человечески, и оставить Богу то, что по-человечески сделать нельзя. А если сделать чуть больше того, что ты можешь, но не от эгоизма, а от любочестия, считая, что ты не исчерпал еще всех своих человеческих сил, то Бог увидит и это. Такое любочестие будет Ему благоугодно, и Он поспешит на помощь. Бог для того, чтобы нам помочь, хочет и нашего собственного старания. Вот как Ной: сто лет мучился, строя ковчег. Дерево пилили деревянными пилами: находили деревья жестче других и делали из них пилы. Что же, разве Бог не мог сделать что-нибудь и ускорить постройку ковчега? [Мог - но], сказав Ною и тем, кто был с ним, как строить ковчег, Он потом давал им на это силы. Поэтому будем делать то, что мы можем, чтобы то, что не можем мы, сделал Бог.

Как-то раз один человек пришел ко мне в каливу и задал вопрос: “Почему монахи сидят здесь, а не идут в мир, чтобы помочь народу?” - “Если бы они шли в мир и помогали народу, - ответил я ему, - тогда бы ты спрашивал, почему монахи шатаются по миру. Сейчас они не идут в мир, и ты спрашиваешь, почему не идут”. Потом он говорит мне: “Почему монахи обращаются к врачам? Почему их не исцеляют их Христос и их Богородица?” - “Такой же вопрос, - ответил я, - задал мне один врач-еврей.” - “Он не еврей,” - заступился за моего собеседника один из пришедших с ним. “Неважно, что он не еврей, - ответил я, - сам вопрос чисто еврейский. И я повторю вам ответ, который дал тому еврею, поскольку ситуации похожи”. “Ты, - сказал я ему тогда, - будучи евреем, должен знать Ветхий Завет наизусть. У пророка Исаии говорится о том, как царю Езекии, который был очень хорошим, Бог даровал еще пятнадцать лет жизни. Бог послал к царю пророка Исаию, который сказал ему: “Бог дарует тебе еще пятнадцать лет жизни за то, что ты истребил идоложертвенные рощи. А о твоей язве (у царя была язва) Бог говорит, чтобы ты приложил к ней связку сухих смокв, и будешь здрав!” Раз Бог даровал ему пятнадцать лет жизни, то разве Он не мог исцелить и эту язву? [Конечно, мог], но эта язва могла быть исцелена и связкой смокв”. Не будем же просить у Бога того, что может быть сделано через людей. Будем смиряться перед людьми и просить их помощи.

Человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. Стараться помочь в том, что не может быть сделано по-человечески, это эгоистично. Часто вижу, что такое упрямство происходит по действию диавола для того, чтобы вывести этого человека из строя. Я худо-бедно понимаю, до какого предела можно помогать по-человечески и с какого момента надо возлагать все на Бога. Поэтому, видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается. Бог знает, что я делаю это не от того, что мне лень действовать по-человечески.

Поэтому, когда просят нашей помощи, мы должны поступать рассудительно и помогать, насколько мы можем. А в том, что мы не можем, будем помогать хотя бы одной молитовкой или же возложением всего только на Бога, что тоже является некой таинственной молитвой.

Бог печется обо всем для нашего блага.

Бог по природе благ, и Он печется обо всем для нашего блага. Если мы чего-то попросим у Него, то Он даст нам это, если оно служит нашему благу. Бог щедро дарует нам необходимое для спасения нашей души и поддержания телесного здравия, и Его благословение пребудет на нас. А если Он чего-то нам не дает - или для того, чтобы испытать нас, или же для того, чтобы нас уберечь, - то будем не только принимать это с радостью, но и размышлять об этом, чтобы получить от этого пользу. Он знает, когда и как помочь Своему созданию, Он помогает ведомым Ему способом в нужный для этого час. Однако часто Его немощному созданию не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов. Наше дело просить и терпеть, а добрая наша Мать, Пресвятая Богородица, даст нам просимое, когда оно будет готово.

Геронда, а в каких случаях помогают святые?

Они помогают, когда в этом есть действительная нужда, а не когда мы лишь полагаем, что она есть. То есть они помогают, когда нам это на пользу. Понятно? К примеру, ребенок просит у отца мопед, но отец не покупает. “Мне нужен мопед, - ноет ребенок, - я устаю ходить пешком, мучаюсь.” Однако отец не покупает ему мопед, потому что боится, что сын разобьется. “Я тебе потом машину куплю,” - говорит он сыну, кладет деньги в банк, а когда их накопится достаточно, покупает машину. Так и святые; они знают, когда нам надо помочь.

Геронда, как мы ощущаем милость Божию?

Милость Божия - это божественное утешение, которое мы ощущаем внутри себя. Бог устраивает так для того, чтобы мы не находили упокоения в человеческом утешении и прибегали к утешению божественному. Так, например, австралийские греки, оказавшись совершенно одни, приблизились к Богу больше, чем те, кто уехал в другие страны, скажем, в Германию, где греки и ближе к Родине, и в окружении соотечественников. Уехавшим в Австралию трудности очень помогли ухватиться за Бога. Все они уехали с одним чемоданом, оказались вдали от Родины, вдали от родных, а надо было найти работу, учителя для детей и много чего еще. Помощи ждать было неоткуда. Поэтому они обратились к Богу и удержали веру. А в Европе греки не переживали таких трудностей и потому не держатся так сильно и за Бога.

“Просите и дастся вам.”

Геронда, почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды?

Потому что есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то должен Его об этом попросить. Потому что если Бог поможет кому-то при том, что никто не будет просить Его об этом, то диавол выразит несогласие и скажет: “Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и, значит, принадлежит мне.” Из этого видно и великое духовное благородство Бога, Который даже диаволу не дает права выражать несогласие. Поэтому для того, чтобы вмешиваться, Он хочет, чтобы мы просили Его об этом. Он и хочет прийти на помощь сразу же, если это идет нам во благо. Он хочет помогать Своим созданиям в соответствии с их нуждами. По отношению к каждому человеку Он действует отдельно - так, как больше на пользу каждому.

Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. “Хощеши ли здрав быти?” - спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя.

“Просите и дастся,” - говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не понимает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа, его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.

Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи.

Что бы мы ни сделали доброго - оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они - наша собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все - мы уже ничего не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас Божественную Благодать, как все - мы пропали. Как-то раз во время молитвы я ощутил радость. Я стоял на ногах несколько часов и ничуть не испытывал усталости. Все время, пока молился, я чувствовал некое сладкое отдохновение, нечто непередаваемое словами. Но вот через какое-то время у меня появился помысел человеческий: “У меня не хватает двух ребер, и я быстро простужаюсь. Чтобы не терять этого состояния и переживать его, сколько оно будет длиться, надо пойти, взять теплый платок и закутаться, иначе я могу простыть.” Только лишь я принял этот помысел, как свалился на пол. Я пролежал на полу около получаса, потом смог подняться, пойти в келью и лечь. Перед этим, углубляясь в молитву, я ощущал как бы некую воздушность, легкость, радование, невыразимые словами. Но только лишь я принял этот помысл, как упал на пол. Если бы я принял помысл гордый и, к примеру, подумал бы: “Вот вопрос: есть ли еще хоть два-три человека в таком состоянии, как я?” - то я бы сильно повредился. Мой помысл не был бесовским. Я подумал как человек, как хромой думает о том, чтобы взять свои костыли. Этот помысл был естественным, но, видишь, что со мною случилось даже и от него!

Единственное, что есть у человека - это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются - это Божии дары. Наши дела - ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку.

Благодать Божия привлекается смирением.

Геронда, подвизаясь, я испытываю трудности.

А просишь ли ты помощи у Христа, или же борешься сама? Сказала ли ты о своей слабости Христу? Ты не смиряешься, не просишь у Христа помощи, а потом говоришь: “Подвизаясь, я испытываю трудности”. Если смиряться и просить у Христа немного помощи, то Он помогает. Часто старание, которое прилагает человек, эгоистично, поэтому не помогает и Христос. Выброси свое “я”, не принимай его в расчет, и в тебя вселится Благодать Божия. Мы хотим достигнуть святости магическим способом [без труда], однако Бог не помогает человеку, находящемуся в [духовно] неправильном состоянии. Если хоть немного примешивается своекорыстие, то это препятствует божественной помощи.

Но, если я расположена исправиться, разве Бог не поможет мне осознать мою слабость, которую я не видела сама?

Для того, чтобы Бог помог, в тебе должна быть расположенность к подвигу. Говоря “расположенность к подвигу”, мы имеем в виду то, чтобы человек приложил малое старание преодолеть свою слабость. Увидев немного чистого расположения, Бог щедро помогает человеку щедро посылает ему Свою Благодать. Человек входит в Божие русло.

Геронда, до какого предела помогает нам Бог в духовной борьбе?

До того, пока мы сами помогаем Ему нам помочь.

Когда вы о чем-то просите у Бога в течение долгого времени и Он не дает вам помощи, знайте, что причина этому - ваша гордость. Если у нас есть страсти, к примеру, чревоугодие, невоздержание языка, гнев, зависть и т.п. и одновременно с этим у нас есть и гордость, то Бог не помогает нам избавиться от них, потому что мы мешаем Божественной Благодати. И даже если в нас есть только предрасположенность к гордости, то мы все равно мешаем Богу нам помочь, даже если подвизаемся и молимся больше, чем нужно. Невозможно, чтобы Бог не помог, если нет опасения, что человек припишет это себе. Только лишь исчезнет предрасположенность к гордости и человек станет духовно здрав, как Бог сразу же избавит этого человека от мучащей его страсти и вознаградит за тот подвиг “сверх нормы,” который он подъял. Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным мудрованием. Скажем так: “Боже мой, я такой никчемный человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне.” Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.

Надо верить, что Христос и Пресвятая Богородица всегда покровительствуют и помогают нам, лишь бы только мы имели смиренное мудрование. Наш Бог не глух, чтобы не услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть, Он не такой, как ваал

Помощь в начале духовной борьбы.

Геронда, многие тревожатся: “Чем закончатся те или иные [трудности, искушения], происходящие в мире?”

Слушай-ка, что я тебе скажу: сейчас Бог, если бы даже и хотел нас оставить, не может этого сделать.

Что вы имеете в виду, Геронда?

А вот что: родители, дав жизнь ребенку, чем больше бьются над тем, чтобы его вырастить, тем сильнее любят его и болеют за него. Так и Бог - Он дал нам жизнь, Он некоторым образом выстрадал, вырастил нас, Он, если можно так сказать, утомился, делая с нами все, что Он сделал. И сейчас Он не может нас оставить, даже если бы и захотел, потому что Ему больно за нас, лишь бы сами мы имели хоть чуточку любочестия. Если у нас есть немножко любочестия, то мы не останемся вне рая.

Вы сказали, Геронда, что добрый Бог не оставит нас.

Да. Бог никогда нас не оставляет, Его оставляем мы. Если человек не живет духовно, то он не имеет права на Божественную помощь. Он имеет на нее право, живя духовно и находясь близ Бога. И тогда, случись что-то и умри такой человек, он готов к иной жизни, так что он остается с прибылью и в этой, и в иной жизни.

Помощи Божией не могут помешать ни люди, ни бесы. Ни для Бога, ни для святого человека нет ничего трудного. Препятствием является лишь наше человеческое маловерие. Своим маловерием мы мешаем великим божественным силам приблизиться к нам. Возле нас есть столь великая сила, но в нас присутствует в высокой степени человеческое начало, и мы не можем постичь начало божественное, которое превосходит человеческие силы всего мира, поскольку силы божественные всемогущи.

Мы часто без пользы просиживаем целыми часами, стараясь сами найти выход из какой-то ситуации и прилагая к этому всю свою неопытность. У нас трещит голова и режет глаза, мы не можем уснуть, потому что на нас насел тангалашка с навязчивыми мыслями. И в конце концов мы находим выход, но после Бог находит для нас выход иной, лучший, тот, о котором мы даже и не подумали, нам же остаются только головная боль и бессонные ночи. Если перед нами нет Бога, то устает и болит голова, какой бы правильной ни была наша мысль. Молитва же с доверием к Богу восстанавливает силы человека. Поэтому давайте с доверием возложим на Бога то, что трудно осуществить по-человечески. Не будем опираться на собственные человеческие старания, а Он сделает то, что полезнее всего.

Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите “если Богу угодно,” чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: “Завтра рано утром я пойду в виноградник.” - “Если Богу угодно, пойдешь,” - сказала ему она. “Угодно Богу или не угодно, - ответил он, - а я пойду.” Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. “Кто там?” - спросила жена. “Если Богу угодно, - отвечает он, - то это я, твой муж!”

Благое расположение.

Геронда, что будет с теми, у кого есть доброта, но нет веры?

Ты думаешь, у них нет веры? Хорошо, допустим, что это так. Но разве, когда они были маленькими, мать не причащала их? И, даже если не причащала, разве они не были крещены, не были помазаны миром? Разве родились они не от православных и крещеных матерей? Вот увидишь, как поможет Бог этим имеющим доброту людям: испытаниями или болезнью, бедствиями или землетрясением, молнией, громом, наводнением, одним только словом или чем угодно еще. И, в конце концов, Он приведет их в рай. Часто такому человеку может явиться даже святой или ангел, несмотря на то, что столь великого благословения он не заслуживает. Христос, использовав перед тем все прочие средства, может сделать и это. Но часто с этими людьми случается следующее: встревает диавол, обманывает их, и многие из этих несчастных прельщаются, потому что диавол начинает говорить им: “А вот видишь, Бог показал тебе столь великое чудо, потому что ты можешь спасти мир!” И несчастный вместо того, чтобы сокрушаться, вместо того, чтобы говорить: “Боже мой, как мне Тебя благодарить? Я не был достоин столь великой Благодати,” принимает помыслы, которые приносит ему диавол, и гордится. Потом диавол приходит к нему снова и начинает “телепередачу”: показывает ангелов, святых и говорит ему: “Ты спасешь вселенную.” Если же такой человек придет в себя, то Бог снова поможет ему.

В любом случае не будем забывать того, что все мы имеем наследие, дарование от Бога. Поэтому у всех людей в глубине есть доброта. Однако все заражает диавол. И некоторые сейчас, даже отойдя от Церкви, сохранили это наследство, эту доброту. Что же, Бог поможет им Поэтому, встречая человека, которого затянуло в греховную жизнь, но сострадательного - видящего, к примеру, больного и страдающего сердцем, видящего бедняка и помогающего ему - знайте, что Бог не оставит этого человека, поможет ему. Но если вы видите, что тот, кто отошел от Бога, жесток, немилосерд, имеет и другие страсти, то вы должны денно и нощно молиться за него, чтобы Бог высадил в его сердце “десант” и человек этот обратился.

Суды Божии - бездна. Я знаю одно: люди, живущие жизнью мирской, те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, те, кто был увлечен злом, те, кого подтолкнули к нему - все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, приводят Бога в умиление, и Он поможет им. Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.

Я хотел тебя спросить: когда ты говоришь с Богом, Он тебя слышит? Когда просишь чего-нибудь, Он дает тебе? Мне не всегда, Бог не всегда меня слышит. Иногда я думаю, что Он и вовсе не отзывается на мой зов, на мой голос, на мою молитву. И вы мне о том же говорите иногда, и сейчас ты говоришь себе: «Бог не всегда нас слышит. Мы Его молим, стоим в церкви, однако что-то не чувствуется, чтобы мы получали то, чего просим в молитве».

Давайте же посмотрим, в чем причина этого и почему Бог не слышит, когда мы что-то говорим Ему. Почему, когда мы направляем Ему свое прошение, свою мольбу, Христос не дает нам желаемого? Что сделать, как встать пред Ним, как к Нему приступить, какова та предпосылка, которая сделает исполнимой нашу молитву, наше прошение, наше сильное желание?

Сегодня мы поговорим о молитвах за других людей - когда мать молится о своем ребенке, супруге или отец о детях, жене, о других. Как сделать, чтобы наша молитва о ближних была услышана?

Эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн

Припоминаю один рассказ из Евангелия от Матфея - случай с хананеянкой, он точно описывает ситуацию нынешнего родителя, молящегося о своем ребенке. Если спросить у большинства родителей, чего они хотят, то у всех одна мольба - мольба о ребенке: чтобы он выздоровел, нормально развивался, хорошо себя вел, был умным, чтобы он исправился, вернулся домой, ушел из плохой компании… Родители, несущие в сердце эту боль, хотят, чтобы их молитва - и больше всего молитва о ребенке - была услышана и чтобы Бог отозвался.

Полагаю, эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн. Напомню вам этот случай:

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 22-28).

У этой женщины была проблема с ребенком - в нем был бес. Однако не является ли бесом любая человеческая страсть? Может, твой ребенок и не такой, как у нее, но он может пить. А разве это не бес пьянства? Или играть в азартные игры, постоянно делать ставки - всё это нездоровые, бесовские дела. Другими словами, эта его зависимость, эта страсть является бесовской, не так ли?

И пока эта женщина взывала, Господь ничего ей не отвечал. Ничего. Молчание! Небо заперто. Терзающийся от боли человек говорит Богу, а Он - ничего, не отвечает! Ученики Господа идут и говорят Ему: «Отпусти ее, потому что кричит за нами! Сделай, что она хочет, и пусть уйдет отсюда, ведь она кричит, идет за нами и поднимает крик».

Однако не будем останавливаться на этом случае, а возьмем отсюда только повод.

Господь говорит: «Я не пришел, чтобы заниматься всеми людьми, Я послан только к погибшим овцам, к дому Израилеву, к тем, кто являются израильтянами».

Думаю, первое очень важное условие того, чтобы была услышана твоя молитва о ребенке, муже или жене, - это безнадежность. Когда ты перестанешь надеяться на свои деньги, ум, красоту, возможности, на свои права, когда «отчаешься» во всем этом, думаю, тогда твоя молитва к Богу начнет совершаться должным образом, и, думаю, потерявшие эту надежду люди обладают наилучшей молитвой. Потому что они взывают отчаянно, они потеряли всё, у них нет никакой надежды, их разочаровали врачи, психиатры, философы, адвокаты мира его, «мудрецы» века сего, политики, артисты, певцы. Потерявший эту надежду начинает надеяться на нечто иное.

Однако мы еще не отчаялись в самих себе, в своих возможностях, банковских сбережениях, в своем хорошем доме, имуществе и уповаем на нечто другое, а не на Бога. Чтобы произошло чудо, возлюбленный друг, коротко говоря, очень важно не уповать на вещи мира сего, потому что они не могут тебе дать ничего из того, что ты ищешь.

И когда ты скажешь: “У меня нет надежды!” - тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога

Поэтому нужно, чтобы ты отсек всякую надежду на этой земле и говорил себе: «Всё, конец! Один только Бог может помочь мне, я дошел до самого предела, до края пропасти, я в полном отчаянии!» И когда ты скажешь: «У меня нет надежды!» - тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога.

Это мне сказал один друг, Павел, он был парализованным и в 45 лет отошел на тот свет. Когда он доходил до безысходности - душевной, эмоциональной, духовной, впадал в искушения и т.д., то говорил мне: «Больше не могу, я в полном отчаянии. Это час Бога!» Так он говорил мне:

Рано или поздно в моей жизни произойдет чудо!

Откуда ты знаешь?

Я понял это из того, что лишился надежды. Я отчаялся во всем человеческом.

Когда люди перестают быть твоей надеждой, Бог становится твоей надеждой, ты начинаешь разворачиваться в другую сторону, смотреть на небо, возводить глаза вверх, взывать изо всех сил или молча плакать, однако этот тихий плач задевает Бога и сотрясает небеса.

У нас, у большинства из нас, еще есть некоторое утешение. Вспоминаю пожары в Греции, когда люди приходили в отчаяние. Помню, в разных странах мира тогда бушевали ураганы, торнадо, наводнения, и люди писали на крышах крупными буквами: «Боже, помоги нам!» Боже, помоги нам, мы перестали надеяться на людей, никто не может спасти нас, только Ты!

Отнесись правильно к своему отчаянию: преврати его в разворот к Богу

Если ты правильно отнесешься к этому отчаянию, к этой безнадежности, если увидишь ее добрым оком и не утонешь в своем эго, своей депрессии, унынии, отчаянии, а превратишь это в разворот к Богу, в точку приземления ко Христу, в знак богоявления, чтобы ощутить Христово прикосновение именно сейчас, когда ты на краю пропасти, не положить на себе крест, а почувствовать, что ты окрылен и начинаешь приземляться, вместо того чтобы болтаться над пропастью, - это самый хороший момент в молитве. Лучше всего молится человек, который преисполнен боли и потерял надежду. Ему легче говорить с Богом и быть услышанным.

«Знаешь, у меня есть деньги, но я не могу на них надеяться. Что можно сделать за деньги? Разве деньги могут вернуть мне радость, здоровье, разве они могут сделать моего ребенка, ближнего здоровым так, как я молюсь о том Богу?»

Деньги не могут, люди не могут, ну а тогда кто же?

И ты, у которого есть и деньги, и хороший дом, красота и всё прочее, ты говоришь в себе: «Да знаю я всё это. Я могу за деньги поменять небо и землю местами, но то, чего я сейчас прошу, никто мне дать не может».

Да твое положение очень хорошее!

Как так, я же в полном отчаянии!

Это-то и хорошо в твоем положении. в помощи мира станет твоей огромной надеждой. Наступит момент, когда ты скажешь: «Оставьте меня, выйдите отсюда все, я хочу говорить. Я буду сейчас говорить с Тем, Кто над вами, Кто вне вас, с Единственным, Кто может совершить чудо».

Следовательно, чтобы была услышана наша молитва, первое, что нужно, - это не возлагать свою надежду на что бы то ни было в мире сем. Поэтому никогда не идите проповедовать такому человеку, который находит утешение в своем богатстве, кто воображает о себе, будто он велик, высоко думает о себе. Этот человек самоуверен, он склонен оправдывать себя, он хорошо чувствует себя сам по себе и поэтому ниоткуда больше не может начать искать помощи. Или может, но во всём хочет быть сам. «Во всем сам, - говорит он, - случись что, положу его в больницу, у меня же есть деньги».

Вот старается он, но когда померкнут надежды, которые он возлагал на людей, тогда он начинает задумываться, обезумевает и говорит:

У меня есть еще миллионы, может, дать их, если надо?

А врачи ему говорят:

Да дело не в миллионах. Мы тут уже бессильны помочь.

Но почему, у меня же много денег?

Твои деньги не могут поднять больного. Твои деньги не могут спасти другого, твоего человека.

Тогда ты сходишь с ума.

И эта женщина тоже обезумела. Она была отчаявшейся, трясущейся, и написано, что она кричала. Она издавала вопли. От отчаяния человек кричит, вопит. Поэтому я и говорю, что первая предпосылка - отчаяться в вещах мира сего.

Однако второй шаг, вторая ступень к тому, чтобы Бог услышал твою молитву о ближнем, - это чтобы твое обескураживание не превратилось в депрессию, не парализовало твоего «я» и ты не оцепенел бы и ничего не делал, а чтобы оно стало толчком ко Христу, к Богу, Иисусу.

Много людей теряют надежду и хотят куда-нибудь обратиться, но не обращаются к должной Личности. Надо понять это и воззвать: «Господи, помилуй». Ты не просто зовешь, не просто кричишь, а взываешь ко Христу. Ты понимаешь это? Ко Христу. Никуда больше.

Ты , я и об этом слышал от настрадавшихся матерей, они мне говорили это. В минуты доверия и откровения сердца многие говорят мне это: «Куда я только не ходил», - к божествам и бесам, и это в буквальном смысле. Когда ты ходишь к медиумам, магам, гадалкам, и туда, и сюда, лишь бы обрести хоть какую-то надежду, поверить во что-то, попросить помощи…

А ты говорил это: “Иисусе, только Ты!”?

Смотри, первое ты уже сделал - потерял надежду, однако второе делаешь не так. Ты не ищешь помощи там, где она есть, ты ищешь ее в засоренных источниках, в таком месте, где тебе помочь не могут. Ты не идешь ко Христу. А подумай, ведь в тот час перед женой-хананеянкой были и апостолы, может, были и другие законники, и другие люди, важные, хорошие, умные, способные, благодатные, обладающие разными дарованиями мира сего. Но куда устремила свой взор эта женщина? Куда? Говорила ли она с кем-нибудь из апостолов? Обратилась ли к людям? Нет, она обошла всех: «Пропустите меня!» Вот святой апостол Фома, вот святой апостол Андрей, святой апостол… «Пропустите, прошу вас, пропустите меня!» - «Куда ты?» - «Я иду к Господу. Только Он мне нужен, только Он даст мне то, чего я хочу! Я прибегу, поклонюсь Иисусу и скажу: “Господи, только Ты! Один только Ты!”»

А ты говорил это? «Иисусе, только Ты! Если Ты только скажешь, чтобы произошло чудо в моей жизни, если коснешься души моего ребенка (супруга, друга, брата, соседа, отца). Если только Ты, Ты… я не надеюсь на людей…»

Люди это люди, и они хорошо делают, что не отчаиваются, хорошо делают, что не предают нас, но - не поймите это неправильно - люди не дадут тебе того, чего ты хочешь, потому что то, чего ты хочешь, дорогой мой человек, это очень велико, очень важно, это огромно и бескрайне. Ты хочешь совершенного, но человек этим не обладает. Только обладает этим. Не какая-то высшая сила, не какое-то всеобщее или всемирное благо и прочие такие неопределенные вещи, а Иисус Христос.

Этот зов должен пойти от тебя, чтобы ты воззвал: «Иисусе мой!»

«Зачем мне Бог если Он не помогает? Мне лично - зачем?» — слова из сообщения нашего слушателя. Мы не раз получали сообщения с подобными вопросами от самых разных людей. Нередко бывает так, что мы не успеваем ответить на все сообщения за время, отведенное на передачу. В таких случаях я копирую и сохраняю у себя в компьютере те сообщения, которые ставят серьезные вопросы и нуждаются в ответе. Вот лишь несколько сообщений на эту тему:

«Во всех самых тяжелых ситуациях Бог не помогал. Какой смысл теперь верить? Как искать спасения, если после всего, что было, не хочу находиться рядом с Ним? Зачем мне эти страдания?»

«… не всегда моя жизнь была результатом моего выбора. А страданий - через край. И если Он не помогает, зачем Он? Зачем мне Бог если Он не помогает? Мне лично - зачем?»

«Если Он не присутствует с нами в малом, то смысл нашего присутствия с Ним там?»

«Как передать ту боль, которую пришлось испытать? Знаете, как тяжело не слышать и не чувствовать, что Он рядом? Зачем стремиться к Нему, если Он доказал сам факт отсутствия любви ко мне? Умру я, насколько мне приятно будет там, с Ним, зная, что Он ничего не делал для меня? Если я отвержен здесь, что мне светит там? И зачем тогда к Нему?»

Обычно мы с пастором Сергеем предлагаем хотя бы в нескольких словах рассказать, что случилось в жизни человека, что вызвало такие чувства, мысли, такую реакцию и обиду на Бога. Иногда мы получаем ответы, но чаще люди продолжают присылать сообщения со словами, которые, возможно, и выражают их чувства, но не помогают понять, чем эти чувства вызваны. Мы, насколько это возможно в подобных ситуациях, стараемся дать общий ответ вообще на ситуацию, когда человек обижен, разочарован, не видит действия Бога в своей жизни… Ничего другого сделать просто невозможно.

Как человек приходит к выводу, что Бог ему не помогал? Скорее всего он, попав в тяжелую ситуацию, молился. Видимо его молитва «осталась без ответа», во всяком случае он этого ответа не увидел, не понял, не почувствовал. Отсюда и соответствующие выводы…

По какой причине наши молитвы могут остаться без ответа? Если это не означает, что Бог таким образом говорит нам «Нет!». Что еще может быть? Нам нужно найти причину, в чем может быть наша ошибка, может быть мы что-то делаем не так? А ведь мы делаем, правда? Я не думаю, что я здесь напишу обо всех причинах того, что мы не получаем ответа на свои просьбы. Слишком о многом надо было бы писать. Но хотя бы надо начать думать об этом, уже будет полезно.

Первое, о чем сразу хочу сказать, это то, что мы можем не понимать, что Бог нам ответил. Не замечать Его ответы. Как такое возможно? Очень просто. Мы ведь молимся о чем-то конкретном и обычно представляем себе результат, что мы хотим получить. Как это будет выглядеть, в чем выражаться… Если ответ Бога выглядит по-другому, выражается в чем-то другом, мы не воспринимаем это как ответ на нашу молитву и продолжаем ждать исполнения наших желаний. Так происходит очень часто.

Второе, о чем считаю важным поговорить, поясню на примере из жизни. Все родители так или иначе сталкивались с ситуацией, когда они что-то говорят ребенку, а он не слушается, не делает того, о чем ему говорят. Его ругают, наказывают, требуют от него выполнения порой элементарных правил - переодеваться, не разбрасывать вещи, мыть руки, поддерживать порядок в своихъ вещах, делать во-время уроки, не грубить… Перечислять можно долго. И вот, при этом он приходит к родителям и говорит, что он хочет чего-то. И ожидает, что они тут же купят ему желаемое, дадут ему денег на это, сделают то о чем он просит… А они говорит ему -«… мы много раз просили тебя сделать то-то и то-то, а ты нас игнорировал. Давай ты сначала сделаешь то, о чем мы тебя просили, а потом мы поговорим о твоей просьбе…» . Думаю практически все мы согласимся с тем, что позиция родителей вполне понятна и справедлива. Вы наверное уже догадались, о чем я буду говорить дальше? Это нетрудно и вполне очевидно. Мы, взрослые люди, но все еще ведем себя как малые дети. Мы порой никак не хотим «обратиться от худых путей своих», если они нам нравятся, доставляют удовольствие, приятны, интересны… Мы находим тысячи объяснений и оправданий, чтобы только продолжать следовать этим путям, но чтобы «нам за это ничего не было». И при этом мы обращаемся к нашему Небесному Отцу с просьбами и обижаемся, если Он на них не отвечает так, как мы хотим. Ну не странно ли это?

Хочу напомнить слова Бога из книги пророка Иеремии — «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения… ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16) . Но Бог дает и надежду, Он говорит, что будет готов услышать народ при условии, что «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих…» . И дальше Бог говорит, что не только услышит, но и много больше — «… услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2. Пар. 1, 14) .
И третье, что тесно связано с предыдущим. Порой мы просим того, что прямо или косвенно будет способствовать тому, чтобы мы оставались на своих «худых путях». Невозможно представить, что Бог будет помогать нам продвигаться по этому пути, ведущему в ад. А это значит, Он не будет отвечать на такие молитвы. Об этом писал апостол Иаков — «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3) . Но это означает, что Бог отвечает нам — «Нет!».

Закончить сегодня я хочу на том, что Бог хочет, чтобы мы следовали по стопам Христа, учились у Него, старались подражать Ему… Обстоятельства нашей жизни бывают очень трудными, мы испытываем сильнейшие боли, проходим через страдания, нам так хочется прекратить это, чтобы нам стало легко, хорошо, чтобы боль прошла и не возвращалась вновь никогда… Это понятно и знакомо так или иначе каждому. Господу тоже это знакомо, и ещё как! Вспомним Его молитву в Гефсиманском саду, как Он молит Отца пронести мимо чашу мук и страданий, но потом говорит — «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42) . Мы нередко забываем, что Бог обещает нам исполнять наши просьбы, когда мы просим того, что соответствует Его воле. Дух Святой помогает нам в том, что угодно Богу. Господь учит нас молиться во имя Его и обещает, что мы получим просимое. Понимаем ли мы, что значит молиться по имя Его? О чем можно и нельзя молиться во имя Господа? Или мы думаем, что можно молиться о чем угодно и Бог обязан исполнить любую нашу просьбу, если мы добавим слова, что просим об этом во имя Иисуса Христа? Если так, то мы сильно ошибаемся. В таком случае нам надо вернуться к Священному Писанию и еще и еще раз перечитать те места, где говорится об этом. Читать, молитвенно размышляя над прочитанным. Вникая в каждое слово.