Первая встреча с порфирием петровичем. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Несколько интересных сочинений

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем - тенью, совестью студента, который по факту, даже и не старался поймать его с поличным.

И тут можно привести самый очевидный пример, дабы убедиться в правоте вышесказанного утверждения. За весь роман, Достоевский ни разу не показывает нам, как именно и что именно делает следователь. Он существует как сакральная фигура, которая должна докопаться до истины. При этом, не делающая ни один шаг в эту сторону.

Все встречи имели больше психологический смысл, чем и правда помогали Порфирию понять и убедиться в вине Раскольникова. Первая произошла в квартире следователя после убийства старухи. Студент сам пришел убедиться, узнать, что у властей на него ничего и нету. Своими действиями он конечно посеял сомнение в сердце опытного сыщика, только сомнения не есть доказательство вины. Встреча, как и разговор между героями заканчивается ничем. Раскольников ходит вокруг да около, юлит, и никак не может спросить напрямую интересующий его вопрос. Порфирий же искренне недоумевает, что забыл в его думе этот молодой человек.

Вторая встреча происходит уже непосредственно в конторе. К этому моменту герои успели поменять, как и свои взгляды, так и некоторые механизмы, и пружинки их характеров. Порфирий осознает, что поймать преступника почти нереально. Зацепок нет, улик тоже. Конечно есть подозреваемые в его голове, но дабы заключить их под стражу и вести к суду потребуется нечто большее, чем голословные обвинения.

Раскольников уже начинает сомневаться в своей гипотезе сверхчеловека. Он не уверен в собственных действиях, а вина голодным зверем рвет его изнутри. Конечно он еще хорохорится, и уверяет сам себя в том, что все великие люди сначала не верили в то, что они и правда великие. Но даже интонация его голоса выдает личные переживания и мотивы.

Во время разговора Раскольников откровенничает со следователем. Идея человека-бога слетает у него с языка, и услышав ее он не смеет остановится. Порфирий удивляется подобно повороту, но умело поддерживает разговор, задавая правильные, наводящие вопросы. В конце встречи он уже осознает, что именно студент убил всех этих людей, и что послужило мотивом для его действий.

Третья встреча происходит на квартире у Раскольникова. Порфирий предлагает ему сдаться с повинной, обещая похлопотать за него у вышестоящих чинов. К этому моменту от некогда великой теории не осталось и следа. Раскольников слаб, немощен духом. У него бывают настоящие срывы, которые он даже не хочет скрывать. Поддаваясь на уговоры следователя, он признается в содеянном.

Дальше просто. Раскольников отправляет на каторгу, но так как он больше не собирается ставить на себе никакие эксперименты, он счастлив. Он оказался слаб, но именно эта слабость и спасла его от скорого безумия. Еще немного, и он помутнел бы рассудком. Это следует из финального диалога студента со следователем.

Можно ли назвать эти встречи поединками? Да нет, вряд ли. Скорее это испытание веры, которую студент благополучно проваливает. Есть и другое мнение, мол даже в это ситуации, когда он якобы верит ложным богам, русский человек способен узреть истину, и отказаться от чуждых ему идей.

Но это уже тема для совершенно другой истории.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Городничего в комедии Ревизор сочинение

    Великолепное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» рассказало людям о многих небезразличных образах, важных и в наше время. Одним из ведущих образов произведения является городовой Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник сочинение

    1944 год. Вторая мировая как никогда раньше, оказывает пагубное влияние на семьи, любовь и чувства в целом. Бунин, находясь на территории современной России, прекрасно понимает чувства всех солдат

  • Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

    М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.

  • Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.

Прежде чем начать анализ самого эпизода последней встречи Родиона Раскольникова с Порфирием Петровичем, сцены "раскрытия карт" , мне кажется нужным дать некоторые черты Родиона, как человека способного или неспособного на убийство, бессердечного или с живой душой, с пустой или занятой мыслями головой.

Достоевский создал образ Раскольникова, ничем не отличающимся от среднестатистического юноши-студента. Это, как правило, сильные личности в расцвете своих сил, которым кажется что все им по плечу. Но Федор Михайлович создавал произведение не о счастье человеческом, не о любви… Он создавал произведение о страдании человеческом, о поступках человеческих. Не правда ли важная тема? Ничто не постоянно в нашей жизни: тело стареет, вещи исчезают, окружающий мир меняется… Но есть одна константа в нашей жизни. На мой взгляд, это поступки, которые мы совершаем. Поступки остаются и после нашего пребывания на земле. Как долго память о поступке будет существовать - зависит лишь от его величины, глобальности. Хороший поступок может сделать нас и кого-то ещё счастливым, остаться в нашей памяти, оставить отпечаток на нашей личности… Плохой поступок может навредить окружающим, вызвать в них и в нас самих отрицательные чувства, он может изменить нас. Так вот, Родион был как раз таки тем самым среднестатистическим студентом, а точнее бывшим студентом. "Студент умен, талантлив, по-своему добр и великодушен…" Но Раскольников был доведен "до отчаяния нищетой, бедственным положением матери и сестры… " ему не повезло оказаться одним из многих нищих. Родион не может выбраться из этой грязной ямы. И, в следствии, этого отчаяния на ум ему приходят ужасные теории, идеи… Он становится озлобленным на окружающий мир. Все его положительные чувства "засыпают", и он открывает свою темную сторону личности. Это открыло возможность совершить плохой Поступок. Дало возможность развития мысли об убийстве в его голове.

Но Родион не убийца. Он не может приспособить свое сердце и разум для убийства людей. (как например могли приспосабливаться другие персонажи произведения Достоевского, дальнейшие возможные развития его темной стороны личности). Он не может избавиться от чувства вины. Это чувство терзает его начиная с самого происшествия и, наверное до конца дней будет терзать его. Его душа вдруг просыпается после увиденных им последствий своего преступления.

Порфирий Петрович - опытный следователь, который,наверное, всего в нескольких жестах, привычках может увидеть в человеке преступника, сразу распознает в Раскольникове преступника, но не настоящего. Он видит что этот преступник мучается, преступник жалеет, преступник хочет все вернуть назад… Следователь начинает "колоть" Раскольникова. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого.

Порфирий Петрович встречается с Родионом три раза и сбрасывает маску только в последний. Когда он приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Следователь откровенно обвиняет его и предлагает явиться с повинной, хотя арестовать его нельзя из-за отсутствия доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему "давно уже воздух переменить надо", что ему просто необходимо пострадать -- это его излечит. Прощаясь, Порфирий Петрович советует Раскольникову, ежели он надумает покончить самоубийством, оставить "краткую, но обстоятельную записочку" в две строчки, поскольку так "благороднее будет-с". Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней, и с омерзением чувствует вдруг, как он ослабел, физически ослабел. "Я это должен был знать, -- думал он с горькою усмешкой, -- и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться?.. Я обязан был заранее, знать... Э! Да ведь я же заранее и знал!.. -- прошептал он в отчаянии". Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого писателя? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре его творчества стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за "униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя-гуманиста, человека, который думал, страдал и мучился.

Раскольников в третий раз не выдерживает и сознаётся Порфирию Петровичу в преступлении. Тому становится жалко Раскольникова, он ему предлагает во всём публично признаться, чтобы очистить себе душу и упразднить себе наказание. Отчасти у него это получилось: наказание было упразднено всего до восьми лет каторги, да и к тому же вся душа его была очищена: после отправки на каторгу совесть его больше не мучила, он уехал из "грязного Петербурга" и полюбил Соню.

родион раскольников достоевский убийство

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевский - гениальный русский писатель XIX века, его творчество является совершенно уникальным вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. Одним из самых ярких произведений писателя является роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году и принадлежащий к числу тех шедевров, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого поколения. Несомненно, роман остается одним из самых сложных в русской литературе. Эта сложность определяется глубиной философских и психологических проблем, поднятых автором. Одна из проблем - проблема противоречия между целью, намеченной человеком, и средством ее достижения. Другая же заключается в постановке вопроса: что должно стать движущей силой поступков - сформулированная человеком теория, идея или голос его сердца, совесть? Ф. М. Достоевский, для которого нравственным идеалом и образцом является Христос, дает вполне определенный ответ на этот вопрос, ярко раскрывая образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несущая в своем сердце любовь Соня противопоставлена Раскольникову, который категорически делит людей на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих» распоряжаться жизнями других людей. Но что же действительно способно изменить мир в лучшую сторону: всепрощающая благодатная любовь или убийство, насилие, символом которых в романе является топор Раскольникова?

процентщицы Алены Ивановны. Эпизод «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» является ключевым в романе, так как на его страницах главный герой формулирует суть своей теории, объясняющей смысл некоторых исторических событий и смысл отдельной человеческой жизни. В этом эпизоде ярко раскрывается мастерство Достоевского-психолога, способного заглянуть в глубины человеческой психики и разума. Несомненно, что здесь еще в полной мере проявилась такая характерная примета писательского стиля, как полифонизм, так как голос каждого героя несет свою правду, истину, звучит равноправно и полновесно среди голосов других персонажей. Поскольку разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем занимает практически всю пятую главу, то логично было бы выделить в ней три композиционные части. В первой части герои знакомятся друг с другом и Родион Раскольников говорит о цели своего визита, во второй - Федор Михайлович Достоевский излагает свою теорию, а третья - дает возможность проследить и понять реакцию героев, действующих в эпизоде, на сказанное Раскольниковым.

следователем. Он поставил перед собой цель - не выдать себя перед Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников, как выясняется, - великолепный актер, определивший для себя задачу смотреть за собой со стороны глазами Порфирия Петровича. И эта психологическая игра осуществляется в двух планах повествования: внешнем (описание действий героев, их диалоги) и внутреннем («внутренний», «мысленный» голос главного героя, звучащий в репликах и монологах). Что же представляет собой человек, которого так боится Раскольников? Автор психологически точно рисует портрет Порфирия Петровича. В этом портретном описании ведущим является прием контраста. Действительно, совсем не гармонируют домашняя, «в халате», «в стоптанных туфлях», полная фигура следователя, в которой было «даже что-то бабье», «пухлое», «круглое», «курносое» лицо с выражением глаз, которые были «с каким-то жидким водянистым блеском» и как бы говорили о том, что от этого человека можно ожидать нечто «более серьезно», чем могло показаться с первого взгляда. Раскольников очень ясно излагает просьбу о возвращении ему заложенных у Алены Ивановны вещей.

Его внутреннее напряжение, страх быть разоблаченным выражается в двух планах повествования: с одной стороны, наблюдается сложное единство внутренних реплик героя, оценивающих поведение Разумихина («Дурак!»), Порфирия Петровича («Знает!») и свое собственное («Хорошо ли? Натурально ли?»), с другой - дается описание внешних событий, происходящих в комнате. Во второй части эпизода происходит философский поединок между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Герои заводят разговор о сущности преступлений и их причинах. Разумихин высказывает свою точку зрения на преступления социалистов. Он критически излагает суть их взглядов: «... все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше!» Что касается Порфирия Петровича, то он не совсем соглашается с Разумихиным, не отрицая, однако, того, что «среда» в преступлении «много значит». Затем Раскольников по просьбе следователя комментирует свою статью, которая неожиданно для него была опубликована в «Периодической речи».

«умышленно» и «усиленно» искажает ее смысл? Возможно, чтобы услышать личное мнение Раскольникова о его статье? Объясняя смысл статьи, герой излагает суть своей теории. Получается, что теория, которая завела Раскольникова в жизненный тупик, заключается в делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». В то время когда огромное большинство «обыкновенных» людей молчаливо и покорно подчиняется установленному порядку вещей, не имея силы и не смея восстать против него, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди, которые становятся ее творцами. Они смело восстают против существующего порядка и при этом, присвоив себе право нарушать все нормы морали, не останавливаются перед насилием и преступлением, чтобы навязать человечеству свою волю.

«Ведь это разрешение крови по совести, это... страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» Слабый момент в теории главного героя - «практический случай»: вдруг кто-нибудь из людей «обыкновенных» возомнит себя «право имеющим» и пойдет на преступление. Последняя часть диалога посвящена таким понятиям, как наказание и совесть. По мысли Раскольникова, общество слишком обеспечено «ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами», чтобы не оставлять преступника безнаказанным. Если же у совершившего преступление есть совесть, то он может страдать. «Это и наказание ему, - опричь каторги», - утверждает герой. Еще одна фраза - «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» - показывает, насколько же в Раскольникове сильно противоречие между его разумом, создавшем теорию, и глубоким, способным на сострадание сердцем.

причастность к преступлению. Завершающей репликой философского спора является вопрос следователя о том, к какому разряду автор статьи причисляет себя: к людям «необыкновенным»? «Очень может быть», - отвечает Раскольников. Таким образом, философская основа преступления полностью подтверждена им самим. А юридическую ловушку Порфирию Петровичу захлопнуть не удалось - главный герой доказал следователю, что в день убийства он не был в квартире Алены Ивановны.

выявляет слабые места этой теории, а это позволяет предположить, что «наказание... опричь каторги» для героя уже началось, так как его отношение к Мармеладовым, девочке на бульваре, своим близким обнаруживает в нем «глубокое сердце», для которого «боль и страдания... обязательны». Далее уже по законам детективного жанра Порфирию Петровичу остается только юридически доказать вину Раскольникова.

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации


Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

Цитаты

«Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»