Печорин портрет составленный из пороков своего поколения. Доклад: Печорин - портрет своего поколения по роману Герой нашего времени. «Герой нашего времени»)

Тема урока: « Печорин как представитель «портрета поколения»

Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

РК Кавказ на страницах романа

и литературы МБОУ СОШ № 7

с. Марьины Колодцы

Минераловодского района

Цели урока:

1.Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом

2.Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

3.Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

Оргмомент

Мотивационное начало урока:

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени».

А что мы вообще знаем о слове г – е - р – о – й? Как трактует это слово словарь? Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Учитель: вы кого назвали бы героем нашего времени?

Какие черты характера должны быть у героя нашего времени в обязательном порядке, по - вашему?

деятельный

образованный

порядочный……

В схеме вы отразили ваши представления о герое нашего времени.

Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе? -----

Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность во все времена, легких времен не бывает.)

– Приходилось ли вам в литературе встречаться с героями своих времен? (Да, - Чацкий, Онегин)


Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Странный Чацкий? Странный Онегин? Странный это какой?

На доске оформляется схема:

странный

– непонятный

– необычный

– отличный от других.

–Что же является основной отличительной чертой героя нашего времени? (Непохожесть – странность)

– Кто странен у Лермонтова?

– Чем он объясняет необычность героя своего времени? (Состоит из пороков)

Так, кто является героем нашего времени у?

Печорин

Обратимся к двум первым главам романа: «Бэле» и «Максиму Максимычу» и попытаемся рассмотреть, кто же мог быть героем своего времени.

Что представляет собой данный роман? (Роман состоит из 5 повестей, каждая из них – самостоятельное художественное произведение, все они объединены образом Печорина, он занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи романа. События романа происходят на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. (Сообщение ученика на данную тему)

В чем особенности изображения природы Кавказа и быта горцев?

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни.

– Кто такой Казбич?

Кто такой Азамат?

Кто такая Бэла? На какую деталь портрета Бэлы Лермонтов обращает особое внимание? (Глаза)

Я вам прочитаю стихотворение местного поэта Л. Грибкова «Печорин»

Княжна Мери - я твой!

Бархат глаз твой ночной

Темно – томной водой –

Княжна Мери.

Но я лгать не хотел:

Полюбить не сумел

Тихой жизни предел.

Я, твой Мери!

А любовных сетей Маши – Мери моей

Избежал я глупей

всех на свете.

И я, Бэла, был твой –

Сердце пенной волной

На утес золотой

Налетело. Ведь тебя я так ждал,

И тебя я искал –

Но был счастлив

лишь миг:

Мой разбойничий бриг

Показался на миг

Издалека.

И опять не сумел

Я солгать (хоть хотел) –

О, какой была перл –

моя Бэла!

И опять я – один,

Бесконечно - один,

Нет для жизни причины –

Что ищу и зачем?

Взят я в адовый плен

Возводить все в предел

Абсолюта.

Сам не нужен себе,

Помогаю в беде,

Как кому – то - себе….

Почему – то…

Может быть, потому,

Как любил – Не смогу

Белоснежно.

Мери…Бэла была,

Еще Вера – но я

Уж душой навсегда

Надорвался.

В любовных перепитиях, в столкновениях с горцами раскрываются «странности» характера главного героя

Горцы Печорин

решительные

храбрые - Раздвоенность и противоречивость Печорина еще отчетливее выступает в сопоставлении с Максимом Максимычем. Простой человек всегда волновал творческое воображение Лермонтова.

Кто же такой Максим Максимыч?

Как относится к служебному долгу Максим Максимыч? Какие художественные средства находятся в арсенале у писателя, с помощью которых он показывает образ героя своего времени? (Портрет, речь, поступки…) Вывод: Печорин живет для себя, Максим Максимыч – для людей.

Внешнее проявление его (Печорина) характера, а под ним кроется горькая обреченность на одиночество. Тяготится внешней несвободой, так как не имеет внутренней свободы. Печорин – тонкий психолог, чувствует душу.

Учитель: мы только попытались наметить проблему. разрешать которую мы будем на последующих уроках, где познакомимся с другими героями лермонтовского романа, будем иметь возможность вплотную подойти к вопросу: кто же является героем нашего времени и почему, что же является в романе предметом художественного изучения Лермонтова: личность или эпоха.

В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, - говорит Печорин, - я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, - вспоминает он, - еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин - “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.

Печорин - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»

«Герой нашего времени»)

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

И царствует в душе какой-то холод тайный

(М. Ю. Лермонтов)

Тридцатые годы 19 века - тяжелые времена, наступившие после разгрома восстания декабристов. Царское правительство жестоко подавляло всё прогрессивное. Свобода слова, мысли, творчества беспощадно преследовались. Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени», он продолжает развивать идеи декабристов.

«Герой нашего времени» - портрет человека того времени, «портрет, составленный из пророков всего нашего поколения». Герой романа - Печорин - молодой офицер, взгляды и смысл жизни у которого не такие, как у «водяного общества».

отстранить Печорина от себя. Печорину становится скучно жить среди общества мелких завистников, думавших только о себе, лишенных благородных стремлений и порядочности. Но он не знает, что и как делать, чтобы изменить круговоротное течение жизни. Печорин ищет пути борьбы, но не находит их. Он начинает с отвращением относиться к этим пустым, ничтожным людям, которые не могут простить ему его превосходства над ними. «Я начал шутя и кончил искренней злостью...»

Тоска обвила сердце молодого человека, больно и грустно стало ему, он готов жертвовать счастьем и жизнью, чтоб только найти пути борьбы. Хотя «царствует в душе какой-то холод тайный», всё ж «огонь кипит в крови».

Чтобы развеять свою назойливую скуку Печорин похищает Бэлу, думая, что любовь черкешенки ему поможет, но вскоре ему становится скучно: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни. Я ещё её люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, только мне с ней скучно...»

По вине Печорина исчезает Азамат, Казбич убивает отца Бэлы. Печорин нарушает вольную, мирную жизнь «честных контрабандистов», хотя он знает, что это опасная игра, но у него появляется надежда отогнать скуку. Но когда тайна была раскрыта, он снова погрузился в безразличие.

«я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок...». Бедной княжне трудно слышать слова признания Печорнина, но ему скучно.

«Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов». Из-за его характера, из-за его превосходства над ничтожными, пустыми людишками, у него появляется много врагов, но он говорит: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански, они меня забавляют, волнуют мне кровь.» Печорин становится «лишним человеком», потому что с его взглядами на жизнь нельзя не быть «лишним человеком». Печорин - эгоист поневоле. Если он заставляет страдать кого-то по неволе, он и сам страдает не меньше. Но чаще Печорин думает только о себе, его не всегда тревожат судьбы других людей, к страданиям он относится безразлично и живёт только из-за любопытства, что будет дальше. Перед дуэлью Печорин перевернул страницы своей жизни, и на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели?» - Печорин ответил, что у него, наверное, должна была быть цель и была, но он её правильно не определил, поэтому приносил людям только зло. Так Печорин стал умной ненужностью в светском обществе - «лишним человеком».

М. Ю. Лермонтов глубоко и весторонне раскрыл внутренний мир своего героя. Он показал все положительные и отрицательные черты героя. Писатель создал типический образ молодого человека того времени. Если бы Печорин жил раньше, он наверняка стал бы декабристом, передовым человеком общества. Печорин - «портрет не одного человека», который составлен «из пророков всего нашего поколения».

«Толпой угрюмою и скоро позабытой

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Тема: Печорин как представитель портрета поколения.

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман М. Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы « Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально - психологическим и философским романом.

« Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое - то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.


  1. Работа с сюжетным порядком романа - хронологический (фабульный порядок).
Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

« Бэла» Путешествие по Военно - Грузинской дороге офицера - повествователя с Максимом Максимычем.

Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Переезд через Крестовый перевал.

Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Концовка « Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя.

« Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

С включением сообщения о том, что Печорин умер.

«Предисловие к « Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

« Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

« Княжна Мери» Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

« Фаталист» История с Вуличем а казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

Максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы для выявления восприятия:

« Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

« Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему « Печорин герой своего времени».

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6. Итог урока: учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

7. Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери».

Тема:"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера героя


Литературная новизна “дневника Печорина” давно привлекает литературоведов – именно здесь новаторски был показан предельно исчерпывающими языковыми средствами конкретный человек, (личность , по словам Б.М. Эйхенбаума: “Герой нашего времени” – первый в русской прозе “аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (“жизнь и приключения”), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс”), отражавший новое явление русской действительности.

Глава "Тамань ".

Вопросы, которые вам помогут подготовиться к контрольному тестированию:


  • Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

  • Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

  • Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

  • Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

  • Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Приведённые ниже ресурсы помогут вам правильно заполнить таблицу "Отношение Печорина к персонажам повести":

Глава "Княжна Мери".

Устно проанализируйте главу по вопросам:


  • Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

  • Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

  • Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

  • Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

  • Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

  • Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

  • Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  • Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Выполните письменное задание:

Глава "Фаталист".

Устно ответьте на вопросы:


  • Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

  • Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

  • Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

  • К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

ВЫВОД: Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

1) быль, народное сказание

2) придуманный рассказ, выросший из поговорки

3) обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

1) "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"

2) "Цеховая легенда..."

3) ""Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"

1) донской казак Платов

2) император Александр Павлович

3) государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":

1) Платову

2) Николаю Павловичу

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

1) в Киев поклониться святым

2) помолиться в Москву

3) к Мценску в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

1) выковывал подковы для блохи

2) гравировал имя мастера

3) выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

1) за волосья отодрал

2) обнял его и поцеловал

3) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

1) за большую образованность

2) за искусные руки

3) за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

1) жизнь в гостинице

2) английская вера

3) старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

1) соскучился по родине

2) торопится привезти разгаданный секрет

3) спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным Левшой?

1) привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

2) положили на перину, позвали лекаря

3) отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

2) английский полшкипер

3) император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?

1) «…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

2) «Где наша Россия?»

3) «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

1) специально, для комического эффекта

2) потому что хочет показаться умнее

3) говорит, как понимает, т.к. неграмотный

15. Укажите детали портрета Левши:

1) на щеке пятно родимое

2) на висках волосы при ученье выдраны

3) на левую ногу прихрамывает

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

1) гордость за талантливость и патриотизм русского народа

2) обличение жестокости и равнодушия русских царей

Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

2. «У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Какая душа скрывается за неприглядной внешностью Левши?

3. Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

4. Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

5. О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!» ?