Урок литературного чтения 4 класс
Литературные
Горячева Надежда Владимировна учитель начальных классов МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района» Алтайского края с. ЧернавкаЛитературная сказка -повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральное, социальные проблемы всех времён и народов.
Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.
Отгадай К.Чуковский "Федорино горе" В этой сказке нет порядка. По дороге без глядки утварь из дому бежит: и бренчит, и дребезжит. Ах, собрались в путь куда стол, горшок, сковорода? Кто кричит им:- "Ой-ой! Воротитеся домой"!? Кто за ними вдоль забора скачет? ... Бабушка Федора! Обещает их любить да от грязи всей отмыть. Плачет грязная посуда: -"Ох, без чистки нам так худо!" Но решают, так и быть, Бабку старую простить. Просят чистить их песочком, мыть бока им кипяточком. Станут чашечки опять словно солнышко... сиять! В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" В этой сказке ради шутки Замечательные утки Понесли с собой на юг Позабывшую испуг. Как зовётся их подружка? Да, конечно же,... А попала ли она на далёкие юга? Нет иль да? Отчего же упала лягушка? Оттого, что была та...
Хвастунишкой!
П.П.Ершов Сказка "Конёк-горбунок" П.П.Ершов Сказка "Конёк-горбунок" Клад искал на дне морском, И на небе был послом. На земле поймал Жар-птицу. В жёны выбрал Царь-девицу. Звать его, скажите, как? Наш ответ: Всё пустяк для Дурака, не продаст он лишь конька: хоть ушастый ростом мал, расторопен и удал! Всем известен тот конёк. Как зовётся? А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Он в землянке жил тридцать три года, И рыбачить ходил в любую погоду. Да бранила его жена-старуха открыто За разбитое, негодное корыто. Он с владычецею морской вёл беседу, И исполнила она три желания деда. А когда рассердилась, взбунтовалась - Море синее почернело, взволновалось. Назови мне скорей с улыбкой! - Это сказка о....
Иван -Дурак!
Горбунок!
Рыбаке и рыбке!
Владимир Федорович Одоевский
«Городок в табакерке»
Владимир Федорович Одоевский (1803 -1869) Князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед. Работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке». Словарная работа Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. Бюро Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой Горка Горка – это мебель для посуды
Деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Ставни Флюгер Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Тисненая бумага Объясни выражения Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво –
с этими словами
очень вежливо
Рефлексия
- Понравилась ли Вам сказка?
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Действительно ли Миша побывал в табакерке?
- Чем закончилась история?
- Что хотел сказать автор читателем своей сказкой?
- Перечитать сказку.
- Подобрать пословицы к сказке.
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка
http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница
http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
открытая книга с пером
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
Свитки
slovari.yandex.ru
http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530
http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/
http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist
da-zdra-per-m.livejournal.com
PlanetaSkazok.ru
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Цель : познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.
Задачи урока:
а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке». Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного.
б) развивающие:Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный запас учащихся.
в) воспитывающие:Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”. презентация»
Гусли-самогуды:
Сами заводятся,
Сами играют,
Сами пляшут.
Сами песни поют.
Табакерка с часами
Табакерка 3.2x2.9x12.2 cм Россия. 17 век.
Особую популярность в середине XVIII столетия получили
фигурные табакерки.
Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3.3х7.1х5.5 см Адор, Жан Пьер. Россия. Санкт-Петербург. 1774
Материалы: гелиотроп, золото, алмазы, рубины, изумруды, стакан, фольга
Табакерка с памятником Екатерине II Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры; литье, чеканка, роспись, пунцирование, гильошировка. Выс. 1.9; диам. 6.9 см Шарф, Иоганн Готлиб. Россия. Санкт-Петербург. 1776г
Музыкальная табакерка Золото, эмаль и алмазы. (Женева) c. 1820
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Горка – это мебель для посуды
Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Шатёр –
покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
Где вы видели шатёр , и что это такое?
Объясните значение слова бахрома .
Бахрома –
украшение к занавесям,
тесьма с висящими с одной стороны нитями.
Проверь себя!
6 – колокольчики, валик, молоточки, царевна Пружинка
Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости. Извольте, с величайшею радостью!
Динь-динь-динь! отвечал мальчик. Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик- колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.
Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. Весело вы живете, сказал им Миша, век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. Динь-динь-динь! закричали колокольчики. Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.
Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! Это я, храбро отвечал Миша, я Миша... А что тебе надобно? спросил надзиратель. Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...
Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? Зиц-зиц-зиц, отвечала царевна. Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...
С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru 4/ list da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru
Cлайд 1
«Городок в табакерке» Выполнила: Учитель начальных классов ГБОУ г.Москвы СОШ №899 Гусейнова М.Э.Cлайд 2
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.Cлайд 3
Cлайд 4
В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкойCлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.Cлайд 16
Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, - подумал Миша, - папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. - Извольте, с величайшею радостью!Cлайд 17
- Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.Cлайд 18
Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. - Весело вы живете, - сказал им Миша, - век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. - Динь-динь-динь! - закричали колокольчики. - Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы - ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.Cлайд 19
Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: - Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! - Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша... - А что тебе надобно? - спросил надзиратель. - Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... - А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...Cлайд 20
Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: - Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? - Зиц-зиц-зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!«Урок чтения в 1 классе» - «Фотографирование слов». Лоб сугроб голубь прорубь. Гневная интонация – удивление шутливая ироничная возмущённая. Отдохнём. «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Мыш миш мош кеп реп щеп кош. Чем отличается театр от радиотеатра? Шаш шап шуб пуш пеш каш кас. Лицо – Снег – Птица – Вода –. Рефлексия. Работа со скороговорками.
«Летнее чтение» - Список литературы 11 класс. Список литературы 1 класс. Список литературы 9 класс. Список литературы 10 класс. Список литературы 5 класс. Повести и рассказы. Список литературы 8 класс. Список литературы 7 класс. Список литературы 4 класс. Что читать. Список литературы 2 класс. Список литературы 6 класс.
«Майнашевские чтения» - Кожуховской С.В., директора МОУ Чарковская РШИС(П)ОО. Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности.
«КВН по литературному чтению» - Урок-КВН. Команда исполняет песню. Что получилось. Итоги конкурса. Проверяются итоги конкурса. Инсценировка. Отправимся в прошлое. Литературная викторина. Книга мала, а ума придала. Мы объехали весь свет. Узнайте пословицу по ее началу. Творческие способности. Правильные ответы к конкурсу. Команда-победитель.
«Урок литературного чтения» - Уроки по литературному чтению. И что?бы друзе?й не меня?ть, услы?шав мыча?ние. Дает возможность обучающимся работать с различными видами информации. Всего в Федеральном перечне учебников названо 14 УМК по данному предмету. И что?бы коро?ва меня? не съе?ла неча?янно. Задание 1. Читай стихотворение вслух: медленно, спокойно, радостно…
«Чтение с ребёнком» - Навык чтения. Читающая семья. Детские журналы. Виды чтения. Читать с ребенком каждый день. Выразительность. Открытие читательского дневника. Настроение стихотворения. Техника чтения. Содержание ранее прочитанного. Рекомендации Всеволода Николаевича Зайцева. Читайте. Этнографические тропинки. Рекомендации для родителей.