Образ животных в народном искусстве. Анималистический жанр в изобразительном искусстве Животный мир в искусстве

Министерство культуры Омской области

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

11 октября в 17.00 во Врубелевском корпусе музея состоится открытие выставки «Звери. Птицы. Рыбы. Образ животного в изобразительном искусстве».

Проект проходит в рамках года экологии в России. В век техногенных открытий и господства эстетики мультимедиа выставка привлекает внимание к красоте живой природы и значении животных для человека.

В экспозиции представлены произведения из собрания музея - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Некоторые работы будут показаны зрителям впервые.

Выставка рассказывает о том, как менялось отношение человека к животному миру в разные периоды истории, и какое отражение это нашло в произведениях искусства. От защитного тотема до милых домашних любимцев - так кратко можно охарактеризовать этот путь. Данная тема раскрывается на примерах первобытного творчества и народных промыслов, в произведениях европейских и русских художников XVII-XXI веков.

Выставка включает четыре тематических блока - «Звериный след», «Сказка и быль», «Звериного художества мастера», «Заметки о животных».

Раздел «Звериный след» посвящен первобытному творчеству и представляет произведения, как древних художников, так и современных мастеров, пытающихся приблизиться к трактовке образа зверя нашими предками. Здесь показаны археологические памятники Омского Прииртышья из глины, кости, металла, прорисовка на микаленте петроглифов, обнаруженных на территории Хакасии, а также произведения современных омских живописцев, обратившихся к эстетике древнего мира.

Отголоски легенд и верований, удивительная фантазия мастеров народных промыслов отражены в разделе «Сказка и быль». Посетители смогут увидеть дымковскую, филимоновскую, абашевскую игрушку, вышитые полотенца, а также резных зверей омского самобытного мастера XX века Дмитрия Герцена.

Раздел «Звериного художества мастера» рассказывает о рождении анималистического жанра в XVII веке и особенностях изображения зверей и птиц русскими и европейскими художниками XVIII-XIX веков. В экспозиции можно увидеть картину одного из первых голландских анималистов Мельхиора Хондекутера «Птичий двор», великолепные натуралистичные гравюры европейских мастеров, редкий «сухопутный» пейзаж Ивана Айвазовского «Овцы». Особо выделены произведения иппического жанра, воспевающие красоту, силу и грацию лошадей. Образы этих удивительных животных на выставке отображены в гравюрах и живописных произведениях, а также в скульптуре «Кобыла с жеребенком» Петра Клодта, юность которого прошла в Омске.

Самый большой раздел - «Заметки о животных» - знакомит с графическим и скульптурным наследием мастеров XX-XXI веков. Здесь представлены звери и птицы «на любой вкус» - стремительные, хищные, свободные, очеловеченные, сказочные, грациозные, дикие, домашние, смешные, трогательные. Среди авторов известные имена - Валентин Серов, Василий Ватагин, Никита Чарушин, Юрий Васнецов, Евгений Рачев, Андрей Марц - и омские художники Николай Третьяков, Иван Желиостов, Игорь Левченко. Не оставит равнодушными зрителей малая пластика - фарфоровые фигурки животных, созданных советскими и современными мастерами.

В пространстве выставки для детей и их родителей будут созданы интерактивные объекты. Для того, чтобы ребята поняли, что такое рельеф, в разделе «Звериный след» появится «оленный камень», имитирующий алтайские петроглифы с изображениями зверей. Его можно будет изучать и даже трогать руками.

Каждый желающий, взрослый или ребенок, сможет забраться в огромное уютное птичье гнездо, сделанное из мягких материалов и ткани. Здесь можно будет отдохнуть и почитать книжку о животных.

Для деятельных натур будет работать творческая зона - столы с раскрасками фигур животных.

Куратор - Ольга Сергеевна Гайдук

Выставка работает по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус

Новая выставка в Школе акварели Сергея Андрияки представляет живопись, графику (в том числе и книжную), скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы

Школа акварели Сергея Андрияки, 30 ноября 2012 - 2 февраля 2013
Москва, Гороховский пер., 17

Сегодня в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается выставка «Животные в изобразительном искусстве». В составе экспозиции - живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы; книжная иллюстрация, где главные герои произведений - звери, птицы, насекомые и подводные обитатели, созданные художниками XVIII - XXI веков.

Животный мир нашей планеты столь велик и многообразен, что рассказать обо всех мастерах этого жанра от его истоков до сегодняшнего дня в рамках одной выставки просто невозможно. А поскольку она развернута в стенах учебного заведения - Школы акварели Сергея Андрияки, то авторы проекта раскрывают эту тему в виде ответов на вопросы: «Зачем сегодня, в век цифровой техники и Интернета, уметь рисовать животных? Где черпали вдохновение мастера прошлого, кто были их учителя? В какой сфере творческой деятельности современные художники, рисующие зверей и птиц, могут применить свои знания и навыки?»

Благодаря такому учебно-методическому подходу посетителям представляется уникальная возможность увидеть животных глазами анималистов разных эпох и «специальностей»: живописцев - мэтров жанра, ведущих педагогическую деятельность; графиков - оформителей детских книг и мастеров научной иллюстрации, мультипликационного кино; скульпторов, работы которых находятся фондах Музея керамики; художников, рисующих диких зверей и птиц в естественной для них обстановке. Осматривая выставку, внимательный посетитель выделит в экспозиции несколько тем: «портреты животных», «мастер и ученик», «мать и дитя», «детки не в клетке», «экскурс в историю анималистики» и др. Единственное, от чего сознательно отказались авторы, так это от сцен охоты, насилия и смерти.

Вы увидите осторожного тигра, затаившегося в камышах; юного жеребенка, трогательно прильнувшего к маминой шее; смотрящего вам прямо в душу огромными глазами длинноухого пса… Одной из «жемчужин» выставки стало полотно «Попугаи», написанное в 1766 году немецким живописцем И. Ф. Гроотом , которого искусствоведы считают одним из основоположников анималистики в России. Произведение поступило на выставку из фондов Государственной Третьяковской галереи. А еще вы увидите листы из альбома «Образ животного в искусстве» известного скульптора-анималиста В. А. Ватагина , старинные атласы с портретами загадочных существ, созданных фантазией средневековых художников; полюбуетесь шахматными фигурами, где один из королей выполнен в виде льва, царя зверей, другой - белого медведя, хозяина Арктики; узнаете, как и чем рисовать под водой; увидите великолепный орнамент, где причудливо переплетены изображения рыб, крабов, раковин и водяных растений. А иллюстрации к детским книжкам про животных и рабочие материалы к мультфильмам поднимут вам настроение и помогут объяснить ребенку, чем отличается художник-анималист от художника-аниматора.

Значительная часть экспонатов, поступивших на выставку из фондов как художественных, так и естественнонаучных музеев Москвы, представлена широкому зрителю впервые. Во время работы выставки планируется проведение пробных уроков акварельной живописи, круглые столы, экскурсии и встречи с художниками.

Источник : пресс-релиз Школы акварели Сергея Андрияки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Факультет изобразительного искусства

Кафедра художественного образования и музейной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

«Образ животных в народном искусстве»

Выполнила студентка

III курса ОЗО группы № 4

Иванова Л.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Животные как символ в народном искусстве.

1 Народное искусство: специфика и символизм.

2 Зооморфные подвески.

Глава II. Образ птицы в народном искусстве.

1 Символ птицы.

2 Птицы-свистульки.

3 Изображение птицы в русской народной вышивке.

4 Птичье яйцо в народном искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

народный искусство фольклор птица

Курсовая работа посвящена образу животных в народном искусстве.

Мы живем среди символов, даже не отдавая себе в этом отчета.

В быту, произведениях искусства человек часто заменяет различные явления и понятия знаком, символизирующим стихии, богов, животных. Эти знаки могут быть различны. От геометрически простых (крест, треугольник, диск) до изображения человека и других живых существ, их сочетаний.

Символ - это знак, который имеет системно-функциональное значение. Он создается и используется в общественной жизни с определенной целью - хранение и передача информации, иногда предназначенной для определенных кругов или групп. Символ определяет условность, информативность, многозначность.

Символика представляет собой систему знаков или образных конструкций, насыщенных разнообразными смысловыми оттенками. А сами символы тесным образом связаны с идеологией, бытом, и считаются, своего рода, "инструкцией" для поведения человека в обществе.

В то же время аллегория - это простая зашифрованная мысль с единственно возможным содержанием.

И третье понятие, широко используемое в искусстве, - атрибут - предмет, животное, знак - которое изображается с определенным персонажем и по которому его можно идентифицировать.

В первобытные времена, когда складывалась система символов, люди пытались определить окружающую их природу и явления при помощи знаков, тотемов, богов, а так же воздействовать на них в желаемом направлении.

Культовая символика, претерпевшая незначительные изменения, сохраняла свое значение в течение веков и даже тысячелетий. Четкая система символов Древнего Египта, конечно, не была открытием того времени. Она создавалась веками и не одним человеком, а обществом в целом.

Античная символика многое заимствовала из Древнего Египта, получила широкое распространение в Западной Европе после крестового похода в Константинополь в XIII веке.

Символы многозначны. Каждый знак может иметь большое количество смыслов и, что особенно важно, они могут не только дополнять, но и противоречить друг другу.

Имеется два пути создания символических систем. Одна развивается, наполняется новыми значениями в определенном регионе, другая наследуется или мигрирует из других регионов. Вероятно, этим объясняется то, что в различных эпосах мира и народных представлениях прослеживается значительная близость использования символов и их значений. Особенно это заметно в произведениях древнеегипетских и античных авторов, в ирландских сагах, немецком эпосе, славянских былинах и вообще у народов индоевропейской культуры.

В то же время некоторые символы принадлежат определенному региону, сложились и используются в жизни данного общества.

Многое сейчас предано забвению. Однако сохранение старой символики - по словам Д.С.Лихачева - является одной из задач современного общества и рассматривается им как понятие " экологии культуры".

Одним из воплощений символизма в мировой культуре является народное искусство.

Русское народное искусство - это своего рода Троя, скрытая от нас слоями культурных эпох. Прежде всего, это сплав обычаев, стилей, обрядов многих народов, населяющих нашу землю, где география всегда доминировала над религией и кровью.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма многообразны.

Ещё до возникновения письменности народ начал писать свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своих верах, обычаях, своем представлении о мире, - словом, обо всем, что окружало человека, что он нес в себе, и что Георгий Гачев называет национальным космосом.

И много веков спустя после изобретения письма, да и до сегодняшних дней народ, продолжает эту работу, воспроизводя черты и резы, и знаки народной памяти, возможно, даже забыв их смысл.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть образ животных в народном искусстве.

Задачи работы:

выявить специфику народного искусства;

рассмотреть образ птицы в народном искусстве.

Глава I. Животные как символ в народном искусстве

1 Народное искусство: специфика и символизм

В свой докняжеский период, будучи свободной, русская земля дала приют многим племенам и народам, бегущим от завоевателей, голода, конфликтов - с юга, запада и востока. И только к концу первого тысячелетия они попытались объединиться в некий суперэтнос, в пределах как единого надродового русского языка, так и единого надродового Бога, не забывая принесенных с собой богов вер, и обычаев своих племен. Вот почему, говоря об основных сюжетах русского народного искусства, приходится обращаться к опыту культур как нашего севера, так и запада, юга и востока, и видеть в народном искусстве некий супертекст общей книги народной памяти.

Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов - мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы. Но сегодня мы можем сделать попытку понять, прочитать то, что было записано в народной книге. Материалы, на которых она писалась, были разными. Жанры тоже разные - игрушка, вышивка, домашняя утварь, жилище и одежда.

Народная игрушка - в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии, - одновременно представляла собой и явление народного искусства, в котором эстетическое и сакральное начала были слиты воедино.

В образах игрушек сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. По мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны, она часто по форме оказывалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц - богинь со змеями - из Кносского дворца на Крите, открытыми известным археологом Эвансом); с другой стороны, игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах. Глиняный и деревянный конек-свистулька всегда предельно обобщены по форме, выразительны; мастер не передает никаких деталей, но сосредотачивает наше внимание на голове конька, на его морде и гибкой шее; туловище дается предельно обобщенно, просто, и мы в дальнейшей форме словно «угадываем» облик конька. Его образ перекликается, например, с изображениями бронзовых коньков-подвесок у древних славянских племен вятичей, радимичей, кривичей и других XI-XIII вв. Сходство поразительное. Такие же изображения, но в дереве и глине мы видим на игрушках Русского Севера, в ряде игрушек Городца, в многочисленных и необычайно разнообразных игрушках, выполненных из глины, Абашева, Филимонова, Вятки (Дымкова) и многих других. И везде в них выражен древний, полный большой содержательности и подчас достаточно сложный мифологический образ. Он, конечно, уже давно позабыт, утерян, но усилиями ученых приподымается завеса над тайной, и мы начинаем видеть то, что с первого взгляда уже не видно. Также часто и древен их орнамент: это примитивный геометрический узор, такой же, как и многих археологических изделий, не только на древней скульптуре, но и вообще на изделиях самого разного типа и назначения. Эта древность орнамента игрушек отмечалась многими, и он, как правило, сопровождает наиболее древние по форме и образу игрушки. Так просты и предельно лаконичны в своей сильной и крепкой окраске северные деревянные и глиняные коньки; в Горьковском крае наиболее примитивные деревянные коньки делались в Лыскове и Яковлеве; их роспись носит простой геометрический характер; много древних образов сохранила Филимоновская и Абашевская глиняная игрушка. Сейчас открыты и непосредственно исследуются и многие другие центры простейшей глиняной игрушки. Она очень характерна для северных и особенно центральных районов нашей страны, где глиняные игрушки распространены очень значительно, где мастера лепят фигурки коней и всадников, животных и птиц, некоторые из них служат свистульками (это, как правило, наиболее древний вид издели

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.