Нравственный выбор в произведении мастер и маргарита. Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита. История создания романа

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мы вас испытывали,— ска-зал

Воланд,— никогда и ничего не

просите! Никогда и ничего, и в

особенности у тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами все

М. Булгаков

В недавнем советском прошлом все у молодых лю-дей было заранее предрешено: школа, получение спе-циальности, работа до пенсии... Казалось бы, ни о ка-ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа-лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще-ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде-лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы-вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан-жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму-щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы-ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом-ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар-ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена-долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви-лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг-равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты-сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро-сил свою комнату.... и нанял у застройщика, в переул-ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи-нять роман о Понтии Пилате...» Встретив свою лю-бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте-ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы-тал на себе все гонения общественности, он стал вра-гом и будущее для него было определено. В него все-лился страх, он возненавидел свой роман — он забо-лел.

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска-ла... Она сразу поняла, что встретила своего единст-венного, и мир перестал существовать без него. Те-перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто-рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си-туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж-да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас-тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи-ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони-мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро-ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж-ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са-мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб-сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер-шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот-кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка-ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не-стерпимую тоску...» Понтии Пилат старается испра-вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре-чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со-ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про-мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва-ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще-ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка-ждому человеку рано или поздно приходится опреде-литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Что такое нравственный выбор? Как часто мы стоим перед ним? Над этими вопросами мне хотелось бы порассуждать в своем сочинении.

Нравственный выбор, я считаю, это поведение человека, его поступки, то, что зависит от моральных ценностей индивида. Мы каждый день, так или иначе, сталкиваемся с проблемой выбора. Например: разбив вазу, мы можем переложить вину на младшего брата или сестру, а можем признаться в содеянном сами. Обратимся к ситуации с тонущим человеком. Мы вновь оказываемся на перепутье: помочь или пройти мимо? В любом случае выбор зависит от личных качеств каждого из нас.

Проблема нравственного выбора неоднократно затрагивалась в художественной литературе. Примером этому может являться роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения неоднократно ставит своих героев перед выбором. В такой ситуации оказалась и Маргарита. Героиня - молодая, красивая, светлая женщина.

Выйдя замуж за обеспеченного человека, она понимает, что жизнь ее бессмысленна и пуста. Несмотря на искреннюю и чистую любовь мужа, в браке она счастья не обрела. Ей не нужны драгоценности, особняки, прислуги. На мой взгляд, она хотела лишь любить и быть любимой. Поэтому, встреча с Мастером перевернула жизнь Маргариты. Она понимает, что уйти от мужа без объяснений будет неправильно и решается на разговор с ним. Таким образом, героиня делает выбор в пользу любви, несмотря на то, что причиняет боль, любящему ее человеку.

Так же, Маргарита, разгромив квартиру критика Латунского, вновь оказывается перед выбором: улететь или успокоить, проснувшегося в соседней квартире, малыша. Став «ведьмой», героиня не утрачивает таких важных качеств, как жалость, милосердие, доброта, нежность. Этот эпизод, в очередной раз доказывает тот факт, что совершая поступки, не стоит забывать о тех чувствах, которые могут возникнуть.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в какой ситуации не оказался бы человек, он сумел бы сделать правильный нравственный выбор. Также следует задумываться над тем, к каким последствиям он может привести.

Обновлено: 2017-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема нравственного выбора в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - это своеобразная ода женщине. Женщине сильной и храброй, честной и самоотверженной. Ее имя - Маргарита, и она верна не только своему слову, но и чувству. Глубокому чувству любви к Мастеру, который исчез из жизни Маргариты, и которого ей во что бы то ни стало нужно было найти и вернуть.

Судьба играет злую шутку над Маргаритой. В тот самый момент, когда она хочет объясниться с мужем и подать на развод, ее любимый Мастер бесследно исчезает. И героиня проводит без него долгие месяцы, мучаясь вопросами: "А жив ли он?", "Здоров ли?", "Все ли с ним в порядке?". На самом деле Мастер лишился своего имущества и попал в психлечебницу, а потому не хотел волновать любимую такими скверными новостями.

Во времена всеобщего советского атеизма молиться Маргарите было некому, веровать в неожиданное счастливое спасение - тоже. Поэтому, когда слуга дьявола Азазелло предлагает ей сослужить службу хозяину Воланду, Маргарита не колеблется ни минуты. Да, это грех, но что значит спокойная безгрешная жизнь без Мастера? Тем более, что вера в Бога и выбор между Богом и дьяволом во многих душах объясняется не чистотой помыслов, а людским страхом возможной небесной кары или продолжительных адских мучений. А Маргарите эти страхи были чужды.

Итак, Маргарита в отчаяньи соглашается на предложение дьявола и вкушает все прелести жизни ведьмы: летает на метле, мстит обидчику, пользуясь невидимостью, принимает участие в бале Сатаны в качестве Королевы бала, для чего она, собственно, и была призвана. Когда бал кончается и Маргарите выпадает шанс просить Воланда осуществить, наконец, свою заветную мечту, - найти Мастера - она самоотверженно просит покоя для души некой Фриды - матери, задушившей платком собственного ребенка. Какое благородство проявляет Маргарита! Она остается милосердной даже в ущерб своим интересам!

Воланд оценивает по достоинству поступок Маргариты и позволяет ей озвучить и свое личное, самое сокровенное желание. Героиня встречается с возлюбленным и их души получают долгожданную свободу. Они улетают на небеса, в "тихую гавань", которая становится местом их последующего счастливого сосуществования.

Дважды перед Маргаритой стоял выбор, и дважды она принимала достойное и верное решение. В ее действиях не видно ни эгоизма, ни трусости, ни двуличия. Она честна, прежде всего, с самой собой. Ее помыслами были не женитьба с Мастером и приобретение социального статуса и не поиск поклонника, который обеспечил бы ей безбедную жизнь, а желание вызволить Мастера из беды, в которой, как оказалось, он и находился. У Маргариты доброе, любящее сердце, достойное восхищения как добрых, так и злых.

Таким поворотом сюжета М. Булгаков предлагает читателю решить такую проблему: а на что вы готовы ради своих близких? Сумеете ли пожертвовать привычным укладом жизни, принять все то, от чего когда-то отреклись? Вот почему роман "Мастер и Маргарита" бесценен для мировой культуры - потому, что заставляет читателей переосмысливать их жизнь, их принципы и отношение к самым дорогим людям, которые у них есть.

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.