Новогоднюю комедию «Ирония судьбы» запретили в Украине. Даже «Ирония судьбы» ушла с «Первого»: почему зрителей расстроило отсутствие фильма, а актеров – нет Ирония судьбы почему запретили

В 1989 году главная новогодняя картина нашей страны попала в настоящую опалу при Горбачеве. Удивительно, что самые крамольные времена застоя были позади, а на дворе стояла перестройка и гласность .

Несмотря на это фильм "Ирония судьбы" был не рекомендован к показу на телевидении целых два года (с 1989 по 1990), и только после распада СССР любимый фильм снова стали показывать на ТВ. С чем же было связано столь жесткое решение?

В 1989 году руководитель страны Михаил Горбачев объявляет в стране антиалкогольную компанию . В СССР уничтожаются виноградники, сокращают вино-водочное производство, и самое главное ограничивают продажу спиртного. Кроме этого, с пьянством борются даже на экранах и запрещают фильмы или вырезают сцены, где главные герои пьют много спиртного.

Вот так под запрет и попала любимая картина советского зрителя "Ирония судьбы" , где главный герой после похода в баню напивается до того, что летит в Ленинград вместо своего друга. Чем закончился фильм, каждый знает прекрасно. Как и антиалкогольная компания Горбачева, которая с треском провалилась.

По воспоминаниям работников телевидения, от возмущенных зрителей приходили сотни писем с требованием показать любимую комедию. И государство пошло навстречу, решив показать фильм в новогодние каникулы, но вырезав самые "пьяные" сцены из фильма.

Запрет фильма на Украине

Интересно, что и в наше время "Ирония судьбы..." снова попала под запрет, но на этот раз уже на Украине . Формальным поводом стал факт посещения одной из актрис этого фильма, Валентины Талызиной, Крыма без соответствующего разрешения украинских властей. А также лояльность Андрея Мягкова к присоединению Крыма в состав России.

Но как бы не кипели страсти вокруг этого фильма среди политиков, для простых зрителей он был и остается любимой новогодней картиной и символом Нового Года.

Андрей Васильевич, увы, не частый гость на театральных подмостках. В МХТ им. Чехова идет спектакль «Мещане» с его участием. Несколько лет назад он сам в качестве режиссера поставил «Ретро» по пьесе Александра Галина. А совсем недавно в МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля «Белый кролик» с Андреем Мягковым в главной роли. Примерно в это же время вышел детективный роман «Сивый мерин», который написал актер. Юбилейный год начался для него очень удачно.

Сегодня мы печатаем монолог актера о том, что его волнует в жизни, который нам любезно предоставили коллеги с информационного канала «Вести».

О театре

Театр сейчас переживает не лучшие времена. Он себя ищет. Эклектика невероятная. Но он не умер, слава тебе, Господи, и никогда не умрет. Он развивается. Иногда бывают отклонения в сторону, иногда остановки. Но все равно театр есть, был и будет.

О «Современнике»

- «Современник» - это театральная альма -матер. Но с тех пор как я оттуда ушел (это случилось почти что 30 лет назад. - Ред.), я был там один раз. Почему? Не могу ответить. Не знаю. Возможно, боль из-за того, чего там не случилось, хотя могло бы случиться. Берегу себя от этой боли.

О кино

Мне 70 лет. В этих «стрелялках», которые сегодня показывают на экране, принимать участия не хочется. Я написал книжку «Сивый мерин». Это не автобиография, это роман с детективным уклоном, о любви, как мне кажется. Сейчас им заинтересовался кинематограф. Нашелся известный драматург, который взялся написать сценарий по этой книжке. И режиссер, который вот-вот должен приступить к работе. Мне это очень интересно. Хотя я не знаю, буду в этом фильме играть или нет.

О фильме «Ирония судьбы...»

Это больной для меня вопрос. Я не видел новой картины - продолжения «Иронии судьбы...». Не видел и не буду смотреть: меня не очень устроил сценарий. Честно говоря, это была моя идея снять «Иронию судьбы. Продолжение». Я в свое время написал синопсис к этому фильму. Предложил его Эльдару Рязанову . Рязанову идея не понравилось. Он сказал: «Нет, Андрей, я два раза в одну и ту же реку входить не буду». Тогда я показал его Константину Эрнсту. Эрнст очень заинтересовался. Сразу же. И началась работа над сценарием, над моим сценарием. Но в результате этой работы сценарий стал другим. Осталась только идея: сделать историю о детях тех персонажей, которые были в рязановском фильме. Так что никакого отношения к окончательному сценарию я не имею. Он претерпел 24 изменения, и вот наконец 25-й вариант, по-моему, получил у руководства Первого канала одобрение. Но лично я бы назвал фильм Тимура Бекмамбетова не продолжением «Иронии судьбы...», а «Ирония судьбы. Другой фильм».

Вообще все эти разговоры про мое участие в «Иронии судьбы...» (речь идет о фильме Эльдара Рязанова. - Ред.), честно говоря, надоели до чертиков. Я просто слышать уже этого не могу, ну сколько можно. Я бы на какое-то время, лет на 40, вообще прекратил показывать «Иронию судьбы...».

О Москве и Питере

С 61-го года я живу в Москве . То есть прожил в Москве намного больше, чем в Питере . Первое время с Питером расставаться было сложно. Я там не только школу окончил, я там окончил химико-технологический институт, получил диплом инженера-химика-технолога, был распределен в хороший институт. А потом учился в школе-студии МХАТ в Москве, а вечером в субботу садился в поезд и ехал в Питер. Весь день гулял по городу и в воскресенье возвращался в Москву, чтобы успеть на занятия. Тогда это было доступно. Ну а сейчас, конечно, к Москве привык. Да я даже не то что привык, Москва - это мой родной город.

ДРУЖЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Режиссер спектакля «Белый кролик» Евгений КАМЕНЬКОВИЧ: «Мягков - капитан команды»

Неужели Андрею Васильевичу 70 лет? Не верю! Он легок в ногах и мудр в мыслях. Он полон творческих сил и много про свою профессию знает. На репетициях спектакля он словно капитан команды поддерживал своих партнеров, при этом оставаясь очень требовательным человеком. Помню, мы не могли придумать одну сцену, и я попросил Мягкова изобразить, как будто бы его герой немного подшофе. Андрей Васильевич поначалу сопротивлялся, вроде как после фильма «Ирония судьбы...» не имеет права эксплуатировать этот прием, чтобы избежать самоповтора. Но все-таки мы его упросили. Короче, на репетиции он сыграл пьяного. Это была такая грандиозная импровизация, что все остальные актеры перестали играть и как зрители не могли оторвать глаз от Мягкова. От смеха трудно было стоять на ногах. По-моему, он находится в блестящей форме. Но, к сожалению, мало играет в театре, но это уже не его вина, а проблема режиссеров.

Все ближе Новый Год - и мысли людей все больше заняты подготовкой к одному из самых любимых праздников. Не отстают от общего тренда и украинские политики. Не успели на Иванофранковщине запретить Деда Мороза со Снегурочкой - снова решили поздравить сограждан более чем оригинальным образом, запретив к показу и на праздники, и вообще множество популярных российских фильмов. Самым знаковым, пожалуй, стала лирическая комедия “Ирония судьбы - или с легким паром! ”.

Чем же не угодила незалежным чиновникам лента, доселе собирающая в конце декабря-начале января даже не миллионы - а десятки миллионов зрителей и ставшая практически таким же атрибутом Нового Года, как салат “Оливье” и бокал шампанского под куранты?

Оказывается, в одной из эпизодических ролей там снялась актриса Валентина Талызина, поддержавшая в 2014 году российскую политику в отношении украинского кризиса. Ну а согласно принятому еще несколько месяцев назад Верховной Радой закону, фильмы, в которых играют актеры, “представляющие угрозу национальной безопасности Украины” являются нежелательными в телеэфире “великой европейской державы”, о чем Национальный совет по телерадиовещанию и предупредил все телеканалы еще 22 декабря.

Произошедшее уже получило остроумную оценку, в частности, Главы думского комитета по международным делам Алексея Пушкова.

Кстати, еще одной “иронией судьбы” стало то обстоятельство, что объявленный “неблагонадежным” фильм был создан недавно умершим режиссером Эльдаром Рязановым, а в том же самом эпизоде, где играет Талызина, участвует и Лия Ахеджакова, которая, как и создатель ленты, мягко говоря, российскую позицию в украинских событиях не поддержали. Но, похоже, даже такое участие “друзей Украины” в контексте “Иронии судьбы” ничуть не повлияло на решение бандеровских чиновников.

Последние не устают вещать, что “Украина идет в Европу”, “является демократическим государством”. Но, как видно, в вопросе телецензуры “незалежная” решила переплюнуть даже СССР, который там ныне принято называть “тоталитарным” и от наследия которого идеологи Майдана пытаются избавиться государственным принуждением с принятием соответствующих законов.

В конце концов, цензура была и в советское время. Но никому из идеологического отдела ЦК КПСС даже в голову не приходило запретить к показу яркий приключенческий фильм “Всадник без головы” на основании того, что главную роль там исполнял уехавший на Запад Олег Видов. А уж снимать с телеэфира искрометную комедию Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию” на том основании, что одну из второстепенных ролей (кстати, куда масштабнее, чем у Талызиной в “Иронии судьбы”) там играл еще один “невозвращенец”, Савелий Крамаров, в профильном ведомстве и помыслить не могли.

Но “украинские демократы - они такие демократы”. С логикой и элементарными демократическими понятиями они точно не дружат. В “черный список” уже внесены почти сотня российских деятелей культуры, в том числе, скажем, Наталья Варлей . Надо ли объяснять, что сия установка автоматически исключается показ на Украине еще и “Кавказской пленницы” с “Операцией Ы”? Хотя первоначально укро-депутаты уверяли, что собираются запретить только те российские ленты, в которых “положительно показывают российские силовые структуры”. А, выходит, дело дошло уже и до комедий.

С другой стороны, своя логика у бандеровских властителей “незалежной” есть, просто они говорят о ней вполголоса. Так, министр культуры Украины Вячеслав Кириленко выразил свое отношение к ситуации следующим образом .

То есть, главной задачей нацистко-проамериканского режима является не какая-то “борьба с российскими актерами, угрожающими украинской нацбезопасности”, а просто российская культура, кино, менталитет как таковые. Потому что пока они сильны в пока еще не полностью свихнувшемся на почве нацизма народе когда-то братской Украины - американская задумка превратить его в “пушечное мясо” для “тотальной войны” против России не может зиждиться на сколько-нибудь серьезной основе.

А потому и обстоятельство, что “Иронию судьбы” создавал ба-альшой друг русофобского режима Киева, а играла в нем не менее фанатичная сторонница “демократических перемен” на Украине а-ля Майдан, в расчет киевскими цензорами не берется. Для них “хороший русский - запрещенный русский”. Это пока, а в будущем - и вполне согласно оригиналу пословицы американских генералов времен колонизации Дикого Запада: “Хороший индеец - мертвый индеец”. Только вместо индейцев Вашингтон и его марионеточный режим в Киеве хотят видеть граждан РФ.

Только ведь в планы “майдаун-министра” Кириленко все равно вкралась досадная ошибочка. “Свое кино конкурентоспособное и популярное”, на Украине не способны снимать - от слова совсем. И дело даже не только в зашкаливающей жадности местных олигархов - в отличие от своих российских коллег, финансирующих съемки весьма посредственных лент сотнями в год, не спешащих развязывать свою мошну для поддержки “украинского кинематографа”.

Просто, для того, чтобы создать хотя бы что-то сносное, нужны не только деньги, актеры и режиссеры. Нужна глубинная духовная основа, “стержень” народа, которого нет и не может быть в системе навязанной теми же олигархами жлобско-потребительской идеологии “станем членами ЕС - и потребуем от Брюсселя зарплат по 4 тысячи евро и пенсий - по 2”. Предательство своих корней, “восточно-европейской” (она же - православная, по Хантингтону) цивилизации вместо свершений приводит только в духовный (да и материальный тоже) тупик, бездонную пропасть вместо взлета ввысь.

А раз так - какой смысл хоронить в бесталанной укроактерской тусовке хоть какие-то спонсорские деньги на съемку “незалежного кино”? Даже днепропетровский олигарх Коломойский, генспонсор большинства нацистских батальонов на Донбассе, профинансировав первую часть пропагандисткой агитки “Гвардия ” (о “хероизме” карателей против своего народа) - отказался от съемки продолжения. Надо думать, решил, что немалым деньгам найдется лучшее применение.

Так что после того, как американские марионетки на Украине выполнят свою заветную мечту по “искоренению советской ностальгии” - в активе у них останется, кроме голливудских лент из “не нашей жизни”, только засасывающая пустота. И в этом, пожалуй, и заключается главная “ирония судьбы” мазохистского стремления украинских националистов “подальше от СССР и России”.

Юрий Сергеев

Фильм "Ирония судьбы или с лёгким паром" стала чуть ли не эталоном Российского Нового года. Так почему же он популярен по сей день? Поделюсь с Вами в этой новости

Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром» с момента появления на свет стал, буквально, культовым для советского, а позже и для российского зрителя. Без него в России теперь не обходится ни один Новый год. Хозяйки нарезают оливье под песни Нади (актриса Барбара Брыльска), а сам сценарий давно разобрали на цитаты. Так в чём же особенность этого фильма? Чем он запал в душу русскому человеку?

Подготовка к Новому году

В фильме хорошо показано, как типичный советский человек готовится к этому великолепному празднику. На примере главного героя Жене (Андрей Мягков) можно проследить, что у многих в семье сложились традиции. Для кого-то важно ходить каждый год 31 декабря с друзьями в баню. Здесь скорее обыграна Рязановым такая русская традиция, как мытьё в бане в целом, не только по праздникам.

Типичные жилые районы

Серые будни обычных граждан режиссёр запечатлел в образах панельных многоэтажек. А ведь, действительно, зайдите в любой спальный район любого крупного города России, и Вы увидите, как они одинаковы. Да и в обычном быту мало чего поменялось. Жильё, по-прежнему, сложно достать. Вот и приходится ютиться в малогабаритных квартирах, обставленных самой простой мебелью.

Нелепые ситуации под Новый год

Многие смеются до слёз со сцены, когда Надежда обнаруживает у себя в квартире Евгения и недоумевает, как он мог попасть в её квартиру. Это, пожалуй, самая безобидная и милая ситуация, которая могла произойти в Новый год. А сколько различных курьёзов происходит по всей стране? Рязанов просто пофантазировал, что такое вполне могло произойти в нашей стране с каждым.

Шумные и весёлые друзья

Что друзья Жени Лукашина, что подруги Нади Шевелёвой задают атмосферу праздника. Рязанов показал, что у любого человека всегда должны быть такие верные друзья, которые поддержат тебя в любой ситуации, что бы в твоей жизни не случилось.

Трогательная развязка или ирония судьбы

Все мы, так или иначе, повязаны незримой ниточкой судьбы. Иногда она поступает с нами сурово, иногда вот так подшучивает. Только благодаря такой иронии судьбы Женя и Надя нашли друг друга. Разве это не Новогоднее чудо? Самое главное, что хотел показать нам режиссёр - это, что чудеса случаются, надо лишь поверить. И он отлично донёс эту мысль до зрителя в этом фильме. В «Иронии судьбы» каждый найдёт себя: кто-то в нежной Надежде, кто-то в чудаковатом Евгение, кто-то в ревнивом Ипполите, а кто-то будет одной из тех весёлых подружек-хохотушек или одним из верных друзей. Именно поэтому этот фильм остаётся культовым в России на все времена.

опубликовано: 18.12.2019 в 17:10

В этот Новый год россияне впервые за десятилетие не смогут посмотреть по Первому каналу «Иронию судьбы, или С легким паром!». Любимая народная традиция сорвана не будет - фильм покажет «Россия‐1», но соотечественники все‐таки волнуются. «360» рассказывает, почему «Ирония судьбы» сменила кнопку и что об этом говорят актеры фильма и зрители.

У некоторых отечественных фильмов исключительно новогодний флер: это «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница» и «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Права на них принадлежат Мосфильму. В этом году киностудия поделила права так: «Ирония судьбы», «Операция „Ы“», «Бриллиантовая рука» и «Джентльмены удачи» ушли на «Россию-1» , а «Иван Васильевич» и «Пленница» - к «Первому». Канал покажет и сиквел фильм Эльдара Рязанова.

Давно пора

«360» пообщался с актерами, исполнившими главные роли в «Иронии судьбы». Они равнодушно отнеслись к перестановке в новогодней телепрограмме. Андрей Мягков, сыгравший Евгения Лукашина, и вовсе обрадовался: фильм, считает он, зрителям чересчур навязывают.

То, что «Иронию судьбы» не будут показывать, я только приветствую. Потому что надо иметь чувство меры. Это фильм, который действительно, может быть, и неплохой. Но его превратили в посмешище. Мое мнение: не надо так часто навязывать зрителю зрелище

Андрей Мягков.

Сам артист в Новый год телевизор не смотрит. «Я люблю на Новый год не смотреть фильм, а выпить рюмочку и лечь спать», - сказал он.

На вопрос, не пора ли российскому кинематографу предложить зрителям новый новогодний кинохит, Мягков ответил - пора. Только предлагать некому. «Это не от поры зависит. Это зависит от таланта режиссера, которого, к несчастью, уже нет. Пора не придет скоро <…> Это связано с оскудением талантов. Сам переживаю, сам в отчаянии от этого, но ответить почему - не могу», - сказал он.

Барбара Брыльска, исполнившая роль Нади, рассказала, что в Польше «Ирония судьбы» с Новым годом не связана. «У нас тоже не всегда показывают», - отметила актриса.

Фото: кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Валентина Талызина (роль Вали, подруги главной героини) отнеслась к новости по-философски.

Ну не покажут - значит, не покажут. Надо было когда-то сделать конец. На других покажут. Сорок лет показывали - а сейчас нет, у них свои пригорки-ручейки

Валентина Талызина.

Ушла эпоха, конец близок, забирайте оливье

А вот зрители на новость отреагировали бурно - и сразу начали представлять, каких еще непременных атрибутов могут лишиться. Оливье, речь президента, мандарины, «Голубой огонек» - что дальше?