Николай лысенко. Николай лысенко краткая биография. Произведения на слова Т. Шевченко

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

I. Музыкально-драматические произведения Н. В. Лысенко

1866 - Опера-сатира «Андриашиада». Либретто М. Старицкого и М. Драгоманова.

1871- Оперетта «Черноморцы» в 3 действ. Текст М. Старицкого.

1877 - «Рождественская ночь», комико-лирическая опера в 4 актах. Либретто М. Старицкого.

1883 - «Утопленница» («Майская ночь»). Лирико-фантастическая опера в 3 действ. Текст по Гоголю М. Старицкого.

1888 - «Коза-дереза», детская комическая опера в 1 действ. Либретто Днипровой Чайки.

1889 - «Наталка-Полтавка», первая украинская народная опера в 3 действ. Либретто И. Котляревского.

1890 - «Тарас Бульба». Историческая опера в 5 действ., 7 карт.

1891 - «Пан Коцький» (Котофей). Детская комическая опера в 4 актах. Либретто Днипровой Чайки.

1892 - «Последняя ночь». Музыка к драме М. Старицкого «Зима и Весна» («Снеговая королева»). Детская фантастическая опера в 2 актах, либретто Днипровой Чайки.

1892–1902 - «Сафо». Неоконченная опера в 2 карт., либретто М. Старицкого.

1894 - «Волшебный сон» («Волшебная ночь»). Музыкальная феерия, либретто М. Старицкого.

1903 - «Ведьма». Музыкальная феерия, либретто Л. Яновской.

1910 - «Энеида». Комическая опера-сатира в 3 действ. Либретто Н. Садовского.

1912 - «Ноктюрн» («Ночная песнь»). Опера-миниатюра в 1 действ. Либретто М. Старицкого. «Летней ночью». Лирико-фантастическая опера в 2 действ., либретто Л. О’Кониор-Вилинской.

II. Вокальные произведения

1868 - «Заповіт» Шевченко для соло тенора и мужского хора. Первый выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1869 - Второй выпуск украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1870 - Первая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (песни, романсы, ансамбли).

1874 - «Молодощи» - сборник детских и девичьих игр и веснянок.

1876 - Третий выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно.

1878 - «Вьют пороги», кантата (слова Т. Шевченко). Вторая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1882 - «Радуйся, ниво», кантата (слова Т. Шевченко).

1886 - «Первый десяток» украинских народных песен для хора.

1887 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для голоса и фортепьяно (40 песен). «Второй десяток» украинских народных песен для хора.

1889-«Третий десяток» сборника украинских народных песен для хора.

1891 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для хора.

1892 - Пятый выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно. «Пятый десяток» украинских народных песен для хора. Третья серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и ансамбли).

1893 - Четвертая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1895 - «На вечную память И. Котляревскому», кантата (слова Т. Шевченко). Шестой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

1897 - Четыре выпуска украинских обрядовых песен. «Шестой десяток» украинских народных песен для хора.

1898 - «Седьмой и восьмой десятки» украинских народных песен для хора. Пятая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и хоры).

1900 - «Девятый и десятый десятки» украинских народных песен для хора.

1902 - «Песни и романсы на тексты разных авторов. Седьмая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (смешанные хоры).

1903 - «Одиннадцатый и двенадцатый десятки» украинских народных песен для хора. Пятый выпуск украинских обрядовых песен (свадебные). Шестая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1905 - Гимн-хор «Вечный революционер», слова И. Франко.

1908 - Сборник украинских народных песен в хоровой обработке для учащихся младшего и старшего возраста.

1911 - Кантата «К 50-летию смерти Т. Шевченко». Текст В. Самийленко. Седьмой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

III. Фортепьянные произведения

1869 - Сюита соль мажор в 6 частях на темы украинских народных песен.

1869 - Каденция к фортепьянному концерту Бетховена соль мажор.

1875 - Первый и второй концертные полонезы: ля бемоль мажор и соль мажор. Первая рапсодия на украинские народные темы. Концертный вальс ре минор.

1876 - Соната ля минор.

1877 - Вторая рапсодия «Думка-шумка».

1880 - Героическое скерцо.

1888 - Гавот фа мажор.

1891 - Украинский козак-шумка (в 4-ручном изложении).

1897 - Пьеса - украинская народная песня «Без тебя, Олеся».

1900 - Экспромт соль диез минор.

1902 - «Три украинские народные песни» - соль минор, си минор, соль минор.

1908 - Кубанский войсковой марш ре бемоль мажор.

1909 - Траурный марш

IV. Камерно-инструментальные ансамбли

1869 - Струнный квартет. Струнное трио.

1872 - Фантазия на украинские темы.

1894 - Элегическое каприччио.

1897 - Украинская рапсодия.

1912 - Элегия памяти Шевченко.

V. Симфонические произведения

1869 - Симфония.

1872–1873 - Фантазия для оркестра «Украинский козак-шумка».

VI. Научно-теоретические работы

Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем.

Дума о Б. Хмельницком и Барабаше.

О торбане и музыке песен Видорта.

Народные музыкальные инструменты на Украине.

VII. Основная литература о Н. В. Лысенко

М. Старицкий, К биографии Н. В. Лысенко (Воспоминания). Журнал «Киевская старина», Киев, 1904.

С. Людкевич, Н. В. Лысенко как творец украинской национальной музыки (на украинском языке). Журнал «Литературно-науковий вістник», Киев, 1913.

Д. Ревуцкий, Автобиография Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие».

Д. Ревуцкий, Музыкальное образование Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие». Изд-во «Мистецтво», Киев, 1940.

Л. Архимович, М. Гордийчук, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. «Н. В. Лысенко. Жизнь и творчество» (на украинском языке). Изд-во «Мистецтво», Киев, 1952.

М. Михайлов, Композитор-демократ Микола Лысенко. Об-во распространения политических и научных знаний УССР. Киев, 1952.

А. Гозенпуд, Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. Музгиз, М, 1954.

О. Н. Лысенко, Народно-освободительные идеи в творчестве Н. В. Лысенко в предреволюционный период и в революцию 1905–1907 гг. Научно-методические записки Киевской консерватории. Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1957.

О. Лысенко, Н. В. Лысенко (воспоминания сына). Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1959.

Из книги Виктор Васнецов автора Бахревский Владислав Анатольевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.Головин Н. Виктор Васнецов. Его жизнь и деятельность. Спб. – М., 1905.Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.«Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». М.,

Из книги «Золотое» столетие династии Романовых. Между империей и семьей автора Сукина Людмила Борисовна

Краткая библиография 1. Александр Первый: Сборник / Сост. Н. И. Суворова. М., 1998.2. Валлотон А. Александр I. М., 1991.3. Великие государственные деятели России / Под ред. А. Ф. Киселева. М., 1996.4. Великие самодержцы (1801-1917) / Отв. ред. А. П. Корелин. М., 1994.5. Витте С. Ю. Избранные воспоминания.

Из книги Юлиан Семенов автора Семенова Ольга Юлиановна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Абрамов С. Лицом к лицу// Правда. 1984. 26 мая.Аннинский Л. А. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 октября.Он же. О политическом романе//Дружба народов. 1984. Декабрь.Он же. Ядро ореха. М., 1965.Аронова Т. И. Альтернатива Юлиана Семенова как цикл

Из книги Гегель автора Гулыга Арсений Владимирович

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Полного собрания сочинений Гегеля нет ни по-русски, ни на языке оригинала. В распоряжении советского читателя имеется четырнадцатитомное собрание сочинений (1929-1959) в следующем составе: тт. 1-3 - «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия

Из книги Лобачевский автора Колесников Михаил Сергеевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Н. И. Лобачевский, Полное собрание сочинений в пяти томах. М.-Л., 1946–1961. Избранные труды по геометрии. М., изд-во Академии наук СССР, 1956.П. С. Александров, Н. И. Лобачевский - великий русский математик. М., изд-во «Знание», 1956.A. В. Васильев, Николай Иванович

Из книги Чехов автора Бердников Георгий Петрович

Краткая библиография Основные издания сочинений А. П. ЧеховаПолное собрание сочинений, тт. 1-23. Пб., А. Ф. Маркс, 1903–1916.Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-20. М., Гослитиздат, 1944–1951.Собрание сочинений, тт. 1-12. Вступ. статья В. В. Ермилова. М., Гослитиздат, 1960–1964.Переписка,

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Аловерт Н. Балерина-ассолюта Александра Данилова // Русский базар. 2004. № 7 (407). 5-11 февраля.Бакл Р. Вацлав Нижинский: Новатор и любовник. М., 2001.Балет: Энциклопедия. М., 1981.Белый А. Начало века. М., 1990.Бенуа А. Н. Дневник 1906 года // Наше наследие. 2006.

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Краткая библиография И. Курчатов, Сегнетоэлектрики. Л.-М., ГТТИ, 1933.И. В. Курчатов, Д. Н. Наследов, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон, Электронные явления. Л., ОНТИ, 1935.И. Курчатов, Расщепление атомного ядра. М.-Л., 1935.И. В. Курчатов, Деление тяжелых ядер. «Успехи физических наук», 1941, т. 25,

Из книги Розанов автора Розанов Василий Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ I. СОЧИНЕНИЯ В. В. РОЗАНОВА (посмертные издания)Собрание сочинений / Общая ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1994–1999. (Без нумерации томов.)1. Среди художников. - Итальянские впечатления.2. Мимолетное. 1915 год. - Черный огонь. - Апокалипсис нашего

Из книги Лунин автора Эйдельман Натан Яковлевич

Краткая библиография Сочинения М. С. ЛунинаМ. С. Лунин, Сочинения и письма. Ред. и прим. С. Я. Штрайха. Пг., 1923.М. С. Лунин, Общественное движение в России. Письма из Сибири. Ред. и прим. С: Я. Штрайха М., 1926.Литература о ЛунинеН. В. Басаргин, Записки. Пг., 1917.А. Д. Боровков,

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Краткая библиография Бергсон Анри. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914.Бона Доминик. Гала, муза художников и поэтов. Смоленск, 1996.Выготский Л. Психология искусства. М., 1965.Гибсон Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М., 1998.Дали Ана

Из книги Арманд и Крупская: женщины вождя автора Соколов Борис Вадимович

Краткая библиография Алданов М. А. Самоубийство. Армагеддон. Исторические портреты и очерки. М.: ТЕРРА, 1995.Альф Н. С. Семья Крупских в Петербурге. Л.: Знание, 1965.Арманд И. Ф. Неизвестное письмо Ленину. Из дневников //Свободная мысль, М., 1992, № 3.Арманд И. Ф. (Блонина Е.) Почему я

Из книги Главный соперник Наполеона. Великий генерал Моро автора Зотов Алексей Владимирович

Из книги Щорс автора Карпенко Владимир Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ «Директивы главного командования Красной Армии (1917–1920)». Сб. док. М., Воениздат, 1969.«Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922». Тт. 1–2. М., 1971.«Сорок четвертая Киевская дивизия». (История походов и боевых действий 44-й Киевской стрелковой

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Грабарь И. Э. Андрей Рублев. - В кн.: Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1943.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960.Прибытков В. Рублев. М., 1960.Демина Н. А. Фрески Андрея Рублева во

Из книги Алехин автора Шабуров Юрий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ КНИГИ А. А. АЛЕХИНАМеждународный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1924. М., 1925; 2-е изд. М., 1929.Мои лучшие партии. Книга первая (1903–1923). М.; Л., 1927; 2-е изд. М.;Л., 1928.Международный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1927. М.; Л., 1930; 2-е изд. М., 1989.На пути к высшим шахматным

Родился 10 марта 1842 года в деревне Грильках Кременчугского уезда, в семье помещика. Детство и раннюю юность провел в родной деревне. Здесь он приобщился к украинской народной песне и на всю жизнь полюбил ее.

После окончания в 1864 году физико-математического факультета Киевского университета Лысенко решает посвятить себя музыкальной деятельности и уезжает за границу. В Лейпциге он продолжает музыкальное образование, начатое еще в Харькове, во время обучения в гимназии.

Одно из первых произведений - «Заповит», на слова Т. Шевченко - принесло автору широкую популярность. Эта песня стала народной.

На протяжении всей жизни композитор собирал, изучал и разрабатывал в своих произведениях подлинные мелодии украинской народной музыки. Наследие его в этой области (до 500 собранных, записанных и обработанных народных песен, опубликованных во многих сборниках) представляет большую ценность. Многие из народнопесенных обработок Лысенко и в настоящее время продолжают украшать репертуар концертной эстрады.

В 1874-1876 годах Лысенко жил в Петербурге и учился у Н. А. Римского-Корсакова.

В 1890 году Лысенко заканчивает героико-патриотическую оперу «Тарас Бульба».

Наиболее ярко выдающееся дарование композитора проявилось в оперном творчестве. Кроме названной оперы «Тарас Бульба», им на сюжет произведений Н. В. Гоголя созданы оперы «Ночь перед рождеством» и «Утоплена» (по «Майской ночи»). Громадной популярностью пользуется опера Лысенко «Наталка-Полтавка ». На протяжении многих десятилетий она не сходит со сцены и завоевала горячую любовь массового слушателя.

Лысенко - автор многочисленных произведений самых различных жанров. Его перу принадлежат оперы, романсы, баллады, кантаты, думы, фортепианные рапсодии, сюиты, пьесы для скрипки, виолончели, флейты и других инструментов.

Во всех произведениях композитора преобладает украинская народная музыкальная тематика, с ее характерными чертами - обаятельной напевностью, простотой, выразительностью.

Умер Николай Витальевич Лысенко в 1912 году в Киеве.

Истинная народность, ярко выраженный национальный колорит, высокое мастерство присущи лучшим операм Лысенко - «Тарасу Бульбе» и «Наталке-Полтавке». В первой слушателя захватывают монументальные музыкальные картины, ярко очерченные художественные образы, эпическая широта. В «Наталке-Полтавке» пленяют глубокая сердечная теплота, мягкая лирическая задушевность мелодий. Недаром арии из этой оперы стали подлинно всенародным достоянием.

Лучшие русские и украинские музыканты при жизни Лысенко высоко ценили его замечательный талант и выдающиеся заслуги в развитии украинской музыкальной культуры. Широчайшее признание творчество классика украинской музыки получило после Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время замечательные оперные произведения Лысенко обрели достойное сценическое воплощение. Они не сходят со сцен оперных театров.

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н. В. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года Н. Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н. Лысенко имел пятеро детей. Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, Н. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

Лучшие дня

Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года - имени Н. В. Лысенко), организованная Николаем Витальевичем. Это было первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

С 1908 по 1912 годы Н. Лысенко был председателем правления общества «Украинский Клуб». Это общество проводило большую общественно-просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей. В 1911 году Лысенко возглавил комитеты по содействию сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта, созданные этим обществом.

Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Н. В. Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Творчество

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Вагнера и Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Заповит» («Завещание») на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко, П. Демуцкий, Л. Ревуцкий, О. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет . Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта , Шопена , играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н. В. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель , по композиции - Э. Ф. Рихтер , по теории - Паперитц . Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года Н. Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове . От этого брака Н. Лысенко имел пятеро детей (Екатерина, Марьяна, Галина, Тарас, Остап). Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Рихарда Вагнера и Роберта Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и обработку малорусских народных песен, так, например, записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок сорока украинских народных песен, которые, помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Завет» на слова стихотворения Т. Г. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80 вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева . Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал участие в его концертах, проводимых по всей Малороссии; руководил хором из 50 певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; работал в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на малороссийском наречии. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана его первая музыковедческая работа об украинском музыкальном фольклоре - «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Санкт-Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

В 1880 году начал работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноименной повести Н. В. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершил лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения, как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствовал и оркестровал музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году написал музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году - оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - национальной детской оперы. С 1888 по 1893 годы он написал три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные турне по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году вышло искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко», в 1905 году написал произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году им был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», созданы лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой-Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич написал ряд произведений духовной музыки, продолживших основанный им ещё в конце XIX века «Херувимский» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

В 1880 году, будучи уже зрелым композитором, Николай Лысенко выступил в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) с большим концертом, который прошёл с ошеломляющим успехом, о чём сообщала тогдашняя пресса. Во время концерта звучали увертюра к «Рождественской ночи», украинская рапсодия «Думка-Шумка», романсы.