Лондон во время войны. "битва за англию"

В 1940 году люфтваффе, военно-воздушные силы вермахта начали бомбить военные и промышленные объекты на территории Королевства. В ответ Британия начала свою воздушную кампанию. Королевские ВВС нанесли удар по Германии, сбросив немало бомб и на мирные города. Германские пилоты не остались в долгу. На территории Британии началось уничтожение не только заводов и фабрик, но и велась бомбежка населенных пунктов. С июля по декабрь 1940 года в результате бомбежек немецкой авиации погибло 23 тыс. мирных британцев. Одновременно с этим, гитлеровские войска, стремясь добиться превосходства в воздухе, готовились к вторжению в Британию. Операция получила название «Морской лев».

В это же время в небе над Британией не прекращались бои. Они получили название «Битва за Британию». С 9 июля по 30 октября 1940 года Британия потеряла сбитыми 1547 самолетов, а Германия 1887. В результате ожесточенных боев британской авиации удалось отразить атаки люфтваффе и фактически остановить готовящуюся высадку немецких войск на Британские острова. Премьер-министр Уинстон Черчилль 20 августа 1940 г., выступая в палате общин, скажет: «Впервые за всю историю военных конфликтов столь много людей обязано столь небольшой группе героев столь многим».

29 декабря, 1940. Лондон после бомбардировки немецкой авиации. Над горящими зданиями возвышается купол Собора Св. Павла.
(AP Photo/U.S. Office of War Information)

1940. «Стая» самолетов Heinkel He 111 или как их называли — «крылья люфтваффе» над Английским каналом. Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан был одним из основных бомбардировщиков люфтваффе.
(Deutsches Bundesarchiv/German Federal Archive)

20 сентября, 1940. Лондон. Британские солдаты бьют из зенитных орудий по немецкой авиации.
(AP Photo)

20 июля, 1940. Лондон. Школьники не успели укрыться в бомбоубежище во время очередного авианалета немецкой авиации.
(AP Photo)

Август, 1940. Messerschmitt Bf. 110, двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель-бомбардировщик, прозванный «Fliegender Haifisch» (Летающая акула»), над Английским каналом.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Инверсионные следы британских и немецких самолетов, участвовавших в воздушном бое над территорией графства Кент.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Плимут, юго-западная Англия, после бомбардировки.
(AP Photo)

21 сентября, 1940. Лондон. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета Дорнье Do X, уничтоженного во время воздушного боя.
(AP Photo)

30 июля, 1940. Британские рабочие на одном из заводов собирают радиолокационное устройство, необходимое для противостояния вражеской авиации.
(AP Photo)

4 октября, 1940. Бомбардировка Тилбери, порта на Темзе. Так как Тилбери был стратегическим объектом для Британии, он стал объектом пристального внимания для немецкой авиации.
(AP Photo)

19 августа, 1940 года. Юнкерсы Ю-87 (нем. название «штука») перед воздушным боем над южным побережьем Британии.
(AP Photo)

24 октября, 1940. Подготовка британского самолета перед бомбардировкой Берлина.
(AP Photo)

2 сентября, 1940. Лучи лондонских прожекторов выхватили из темноты самолет противника.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Услышав рев сирен, британцы спрятались на станции метро Олдвич.
(AP Photo)

Вестминстерское аббатство на фоне горящих зданий.
(Library of Congress)

23 октября, 1940. Лондон. Девушка, спасенная из под обломков, не верит, что осталась жива.
(AP Photo)

9 сентября, 1940. Пожарные тушат здание, расположенное неподалеку от Лондонского моста.
(AP Photo)

12 декабря, 1940. Люди, потерявшие в результате бомбардировок крышу над головой, временно обосновались в пещерах Гастингса (город на юго-востоке Британии)
(AP Photo)

После ночной бомбардировки лондонский лавочник выводит мелом надпись у входа в свой магазин: «Действует как обычно».
(AP Photo)

13 июля, 1940. Все, что осталось от немецкого бомбардировщика, сбитого над юго-восточным побережье Англии.
(AP Photo)

26 августа, 1940. Британские рабочие разбирают остатки сбитого немецкого самолета.
(AP Photo)

27 августа, 1940. Остатки сбитых над Британией немецких самолетов, собранных для переработки как металлический лом.
(AP Photo)

Осень 1940. Самолет Heinkel He 111 над Темзой.
(AP Photo/British Official Photo)

18 октября, 1940. 24-летняя Мэри Каучмен, староста небольшой деревни Кентиш, укрывает своим телом трех маленьких детей. Несколькими секундами ранее раздался вой сирен, предвещающих атаку немецкой авиации. На вопрос о том, откуда у нее столько храбрости, Мэри просто сказала фотографу: «Я ничего особенного не сделала. Кто-то же должен заботиться о детях».
(AP Photo)

1940. Осиротевший лондонский мальчик.
(Toni Frissell/LOC)

7 сентября, 1940. Пожар в доках Суррея (Лондон), вспыхнувший после ночной бомбардировки.
(AP Photo/Staff/Worth)

1 сентября, 1940. Бушующие в Лондоне пожары. Пожары вспыхнули после того, как на город сбросили зажигательные снаряды.
(AP Photo)

25 декабря, 1940. Лондонские дети отмечают Рождественский вечер в бомбоубежище.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Горящие доки и промышленные районы Лондона после авианалета.
(AP Photo)

1940. Здание Государственного архива в Лондоне в свете горящих зданий.
(LOC)

22 октября, 1940. Лондон. Первое выступление Принцессы Елизаветы на радио.
11-летняя наследница британского престола в трехминутном выступлении обращается к британским девочкам и мальчикам, эвакуированным за рубеж. Рядом с ней стоит ее младшая сестра — принцесса Маргарет Роз.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Британские солдаты уносят хвост сбитого в Эссексе немецкого Мессершмитта 110.
(AP Photo)

24 сентября, 1940. Во время бомбежек Лондона театр «Виндмилл» не закрывался, а давал представления. На фотографии: актеры, устроившие ночлег в гардеробной.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Дорога на Элефан энд Касл (Elephant & Castle) после бомбежки. Элефант энд Касл – один из микрорайонов Лондона.
(AP Photo/Staff/Worth)

Девочки у заграждения из колючей проволоки, установленного на побережье Британии на случай немецкого вторжения.
(LOC)

28 ноября, 1940. Художница Этель Габэн на фоне руин домов в лондонском Ист-Энде. Дома были уничтожены в результате бомбежек.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Устремившийся в сторону Британии немецкий самолет Heinkel He 111.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Уничтоженное здание книжного магазина. Интересный момент: мальчик читает книгу, которая называется «История Лондона» практически на руинах города.
(AP Photo)

Битва за Британию 1940.

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания.

На обширных пространствах, признавал позднее Черчилль, уже нечего было жечь и разрушать. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на «передовых позициях».

По существу они были в окопах «битвы за Англию». Лондон, с горечью вспоминал Черчилль, походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться.

Ночью 03 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления.

Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны. В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут.

Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14.XI.1940 года 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 тонн бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ.

Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тысяч очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку 1 .

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут «ковентрированы», то есть беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой.

На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины «скобяных королей» из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 году на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тысяч бомб и более 21 тысячи бомб в 1941 году 2 .

Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 года ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 09.XI.1940 года), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы.

С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей.

Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 года по июль 1941 года, когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста 3 .

1 Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с.81, 82.

2 Вторая мировая война 1939-1945. М., 1958, с.95.

3 Strength and Casualties of th"e Armed Forces and Auxiliary Services

of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p.9.

В течение июня и в начале июля немецко-фашистские воздушные армии готовились к нанесению решающего удара по Британским островам. После предварительной разведки и пробных полетов 10 июля был проведен первый большой налет немецкой авиации. Началась ожесточенная "битва за Англию".

Можно выделить три основных этапа немецкого воздушного наступления. Первый этап - с 10 июля по 18 августа, когда основные удары немецкой авиации наносились по английским военным и торговым судам в Ла-Манше и по южным портам Англии от Дувра до Плимута. Немецкое командование ставило задачей вовлечь в бой английскую авиацию и измотать ее, а также нанести удар по тем морским портам Южной Англии, которые должны были стать объектами вторжения по плану "Морской лев".

На втором этапе - с 24 августа по 27 сентября - немецкое командование стремилось проложить путь к Лондону, ликвидировать английскую авиацию и ее базы, радиолокационные станции, а также военно-промышленные объекты. Третий и последний этап наступил тогда, когда операция "Морской лев" была отложена (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 983. ).

Особенно ожесточенной бомбардировке подвергся Лондон - "самая большая в мире цель". На долю жителей столицы выпали тяжкие испытания. С 7 сентября по 3 ноября, в течение 57 ночей подряд, германская авиация бомбила английскую столицу и ее окрестности. В среднем на Лондон налетало по 200 бомбардировщиков. Фашисты надеялись ожесточенной бомбежкой парализовать британскую столицу с 7-миллионным населением, запугать английский народ и заставить правительство заключить мир. Однако немцы лишь посеяли бурю гнева английского народа. В ночь на 6 сентября 68 немецких самолетов бомбили Лондон. Но это была только разведка. 7 сентября 300 тяжелых бомбардировщиков в дневное время ожесточенно бомбили Лондон. По приказу Гитлера главный удар был нанесен по железнодорожным узлам и лондонским докам, в районе которых находились крупнейшие продовольственные склады с запасами для всей страны. В доках от зажигательных и фугасных бомб бушевало пламя грандиозного пожара: горело зерно; огненной лавой вытекал расплавленный сахар; горел каучук, окутывая пепелище черным едким дымом; взрывались бочки с красками, виски и вином.

С 20 часов до 7 утра при свете бушующих пожаров над Лондоном появились еще 250 бомбардировщиков. Тысячи лондонцев - стариков, женщин и детей были погребены под развалинами домов, погибли в пламени. Немецкие бомбы попали в здание английского парламента, превратили в развалины многие правительственные здания вокруг Уайтхолла. Восемь лондонских церквей работы бессмертного архитектора Кристофера Рена были превращены в развалины. Только героическими усилиями лондонцев удалось спасти собор св. Павла и гробницы Веллингтона и Нельсона.

Особенно ожесточенным, "классическим", так его называл Черчилль, был налет немецко-фашистской авиации на цитадель финансовых заправил Англии - лондонское Сити. Пожары были "благодарностью" Гитлера за те миллионы фунтов стерлингов, которые ссудили немецким фашистам банкиры лондонского Сити. Бомбы, сброшенные на Букингемский дворец, разрушили дворцовую церковь, с корнем вырвали деревья дворцового сада. Много раз во время жестоких бомбежек монарху Англии Георгу вместе с премьером приходилось в спешке спускаться в недостроенное убежище Букингемского дворца.

В воскресенье, 15 сентября 1940 г., произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода "битва при Ватерлоо".

В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов (См.: История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, с. 134 ). Разыгралось крупнейшее воздушное сражение.

В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.

Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело "40 с лишком" самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: "60 с лишком" и далее "80 с лишком". Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.

Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил:

Какими еще резервами мы располагаем?

Резервов больше нет, (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 296. ) - тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.

Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.

Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. "Тем не менее, - сказал Мартин, заканчивая свой доклад, - все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40". Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской - 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в "битве за Англию" ( Ibid., p. 297. ). Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС. Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии. Но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История "битвы за Англию" была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок. Немецкий морской штаб признавал неэффективность "воздушной войны" Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции "Морской лев". В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она "не могла, - по признанию морского штаба Германии, - помочь подготовке к операции "Морской лев"" (Ibid., p. 289-290. ). По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале.

Лишь в конце сентября 1940 г. Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания. "На обширных пространствах, - признавал позднее Черчилль, - уже нечего было жечь и разрушать" (Ibid., p. 328. ). Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на "передовых позициях". По существу они были в окопах "битвы за Англию". "Лондон, - с горечью вспоминал Черчилль, - походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться" (Ibidem. ).

Ночью 3 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления. Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны.

В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут. Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14 ноября 1940 г. 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 т бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ. Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тыс. очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку (См.: Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с. 81, 82. ).

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут "ковентрированы", т. е. беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой. На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины "скобяных королей" из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 г. на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тыс. бомб и более 21 тыс. бомб в 1941 г. (См.: Вторая мировая война 1939-1945 гг. М., 1958, с. 95. ) Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 г. ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 9 ноября 1940 г.), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы. С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей. Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 по июль 1941 г., когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста (Strength and Casualties of the Armed Forces and Auxiliary Services of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p. 9. ).

В течение августа в различных пунктах английского побережья между островом Уайт и Корнуэллом бурное море выбросило на берег 40 трупов немецких солдат.

Говорят, у страха глаза велики. По прибрежным английским городам поползли тревожные слухи, что немцы уже предприняли попытку вторжения на Британские острова, но были разгромлены.

В действительности фашистские штабы лишь проводили учения по высадке десанта, почти каждую ночь занимаясь погрузкой и разгрузкой барж и других судов в портах французского побережья. Часть этих барж, спасаясь от ударов английской авиации, вышла в море и погибла то ли от бури, то ли от бомбовых ударов. Однако, по указанию Черчилля, слухи о разгроме десанта не опровергались. Они усиливались, принимая фантастические размеры, распространялись в оккупированных странах, подбадривая народ.

Инженерная служба английской армии поддерживала легенду о создании таких средств обороны, которые позволяли превратить побережье Англии, и особенно прибрежную полосу воды, в сплошное море пламени и тем самым сжечь все десантные суда и боевые корабли гитлеровцев.

Однако тревога нарастала. 7 сентября британское командование получило сведения о продвижении немецких барж и мелких судов к портам между Остенде и Гавром. Имперский генеральный штаб считал это передвижение попыткой высадки десанта. Тревога усилилась в связи с тем, что на передовых аэродромах в районе Па-де-Кале английские разведчики заметили новые части пикирующих бомбардировщиков ближнего действия, переброшенных из Норвегии. В начале сентября немецкие шпионы высаживались на южном и восточном побережье Англии, имея указание быть готовыми в течение двух ближайших недель в любой момент доносить о передвижении английских резервных войск в районе Исович - Лондон - Оксфорд. Между 8-10 сентября фаза Луны, условия прилива особенно благоприятствовали высадке немецкого десанта на юго-восточном побережье Англии. Поэтому начальники английских военных штабов заявили Черчиллю, что создалась непосредственная угроза вторжения (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 276. ). Силы обороны были приведены в состояние боевой готовности.

Кодовое слово "Кромвель", означавшее "вторжение близко", было передано командованием войск метрополии в 20 часов вечера 7 сентября Восточному и Южному военным округам; передовые дивизии готовы были открыть огонь по врагу. Приказ "Кромвель" был передан всем соединениям в районе Лондона, а также 7-му и 4-му корпусам резерва главного командования и сообщен всем остальным военным округам в Великобритании. В ряде районов страны командиры отрядов местной обороны по собственной инициативе созывали добровольцев колокольным звоном. Над городами и местечками Англии гудел тревожный, протяжный набат, и сотни тысяч добровольцев, вооруженных охотничьими ружьями, пиками, вилами и ножами, сбегались на свои сборные пункты, полные решимости вступить в неравный бой с вооруженным до зубов беспощадным врагом. Дороги были заминированы, в некоторых местах взорваны мосты. Появились слухи о высадке неприятельских парашютных десантов, о приближении к побережью разнокалиберной "армады" фашистских десантных судов (Ibidem. ).

"Не следует закрывать глаза на тот факт, что с присущей немцам основательностью и методичностью ведется подготовка к решительному всестороннему вторжению на наш остров и что оно может быть предпринято сейчас в Англии, Шотландии, Ирландии или сразу во всех трех местах" (Ibid., p. 291. ). Особенно опасной британское правительство и командование считали неделю с 11 по 18 сентября, когда погода весьма благоприятствовала высадке крупного десанта.

Признаки надвигающегося германского вторжения множились. Новые английские аэрофотосъемки показали, что в голландских, бельгийских и французских портах и устьях рек было сосредоточено более 3 тыс. самоходных барж, и это, не считая резервов более крупных кораблей в устье Рейна или на Балтике, о которых английская разведка не знала.

Бомбардировки самолетами люфтваффе городов Великобритании, получившие название «Лондонский блиц», продлились восемь месяцев, одну неделю и два дня — с 7 сентября 1940 по 21 мая 1941 года.

Стратегические бомбардировки стали характерной особенностью тактики ВВС во время Второй мировой войны. Они велись обеими сторонами, причем ковровые бомбардировки авиации союзников в 1944-1945 годах не шли ни в какое сравнение с бомбардировками люфтваффе. Стратегические бомбардировки унесли значительно больше жизней, чем ядерное оружие. Адольф Гитлер изначально считал, что главной задачей таких бомбардировок является воздействие на население противника, подрыв его морали и воли к сопротивлению. Экономический аспект он считал вторичным, поскольку не верил в то, что авианалеты смогут нанести реальный урон военной промышленности.

БОМБАРДИРОВКИ ЛОНДОНА

Первый массированный налет бомбардировочной авиации люфтваффе на Лондон начался около четырех часов 7 сентября 1940 года. Шедшие двумя волнами 348 бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз на столицу Великобритании. Ночью прокатилась вторая волна примерно из 250 бомбардировщиков; как сообщило командование люфтваффе, всего было сброшено более тысячи тонн бомб. К утру 8 сентября стало известно о 430 погибших жителях Лондона.

Переход к стратегическим бомбардировкам стал следствием отказа люфтваффе от стратегии, направленной на уничтожение британских ВВС, аэродромов и радиолокационных станций. Фактически, хотя и неофициально, это также стало и отказом от реализации плана вторжения на Британские острова «Морской лев».

Теперь Гитлер и Геринг решили сделать ставку на новую тактику, которая, по их мнению, должна была «сломить дух лондонцев» и вынудить Англию пойти на соглашение с Германией. Как выяснилось позже, по иронии судьбы люфтваффе были буквально в двух шагах от победы. Уинстон Черчилль писал:

«В тот же период (с 24 августа по 6 сентября) наша истребительная авиация в целом была серьезно ослаблена. За две недели она потеряла 103 летчика убитыми и 128 тяжело ранеными, а 466 самолетов «Спитфайр» и «Харрикейн» были уничтожены или серьезно повреждены. Из общего числа летчиков, составлявшего около 1000 человек, мы потеряли почти четвертую часть».

Целью для бомбардировщиков люфтваффе был не только Лондон, но и другие промышленные центры Англии. Бомбы в ходе «Блица» падали на города Белфаст, Бирмингем, Брайтон, Бристоль, Гринок, Истборн, Кардифф, Кингстон-апон-Халл, Клайдбэнк, Ковентри, Ливерпуль, Манчестер, Ноттингем, Плимут, Портсмут, Сандерленд, Саутгемптон, Суонси, Шеффилд и Эксетер.

НАНЕСЕННЫЙ УЩЕРБ

За 267 дней «Блица» немецкие самолеты бомбили Лондон 71 раз, Бирмингем, Ливерпуль и Плимут — 8, Бристоль — 6, Глазго — 5, Саутгемптон — 4, Портсмут и Кингстон — 3 раза. Начиная с 7 сентября 1940 года, писал Черчилль, «в течение 57 ночей бомбардировки Лондона не прекращались. Крупнейшему городу мира пришлось перенести тяжелое испытание, результаты которого никто не мог определить заранее». В Лондоне из-за немецких бомбардировок были разрушены и повреждены более миллиона домов, в которых погибло около 20 тыс. лондонцев (еще столько же англичан погибло под бомбами в других городах). Наиболее серьезно пострадал порт на Северном море Кингстон-апон-Халл, где погибло 1200 жителей и пострадало 95 % жилого фонда.

В ночь на 15 ноября 1940 года 437 немецких бомбардировщиков сбросили на Ковентри за 11 часов 56 т зажигательных бомб, 394 т фугасных бомб и 127 парашютных мин. Центр города был почти полностью разрушен, было уничтожено 4330 домов и три четверти всех заводов, в огне погибло 554 человека, 865 было ранено.

СВЕРТЫВАНИЕ БОМБАРДИРОВОК

Поставленных целей стратегические бомбардировки не достигли. Как в общем-то и предполагалось, значительного урона военная экономика Великобритании не понесла. Однако и планы на подрыв морального духа населения Англии также не оправдались, население лишь сплотилось перед лицом новой опасности.

С началом бомбардировок Лондона основной удар пришелся на восток столицы, Ист-Энд, где были расположены основные заводы и лондонские доки. Кроме того, в Берлине расчитывали, что бомбардировками Ист-Энда, традиционно небогатых и пролетарских районов, удастся внести раскол в английское общество. Недаром королева-мать Елизавета на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца со смехом сказала: «Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных».

Британские власти рассматривали возможность массированных бомбардировок городов. Еще в 1938 году появился секретный расчет специалистов, сделанный по заказу правительства. В нем прогнозировалось, что в случае начала войны с Германией от бомб погибнет до полумиллиона мирных жителей. Для раненых были заготовлены 750 000 коек в больницах. Эта оценка оказалась сильно преувеличенной, но с началом войны правительство приняло меры.

У городских властей оказалось достаточно времени, чтобы научить лондонцев, что нужно делать при налетах. Десятки тысяч были мобилизованы в различные гражданские службы – наблюдателей, помощников пожарных и т.д. К тому же даже во время налетов осенью 1940 года, многие опасались, что худшее еще впереди.

Перспектива вторжения Вермахта рассматривалась со всей серьезностью. Население обучали навыкам партизанской войны и саботажа. Усиленная в несколько раз пожарная бригада Лондона целый год приобретала оказавшиеся столь необходимыми специальные навыки тушения пожаров. Со всех дорог были убраны указатели направлений, в городах снимались таблички с названиями улиц.

Первая сирена прозвучала над Лондоном спустя несколько минут после произнесения премьер-министром лордом Чемберленом 3 сентября 1939 года речи, в которой он объявлял войну Германии. Первая тревога была ложной, и до начала осени 1940 года Лондон спал спокойно. Главной проблемой, помимо печальных новостей из Франции, было затемнение и вызванные им автомобильные аварии.

К началу лета 1940 года власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, потенциальных целей Люфтваффе, в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Маленьких лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Основным источником информации было радио. Опасаясь, что бомбардировщики смогут использовать радиосигналы в качестве маяков, Би-би-си сократило свои программы фактически до одного национального радиоканала. Выпуски новостей открывались, как говорили тогда англичане, «счетом матча» - сводкой сбитых самолетов Люфтваффе и Королевских ВВС.

По всей стране был введен суровый режим экономии.Кразличным работам – на военных заводах, в частях гражданской обороны, в системе оповещения и т.д.- были привлечены женщины (чего, кстати, так и не произошло в Германии). Активисты гражданских свобод считают, что именно Битва за Англию позволила после войны изменить статус женщин в Великобритании и во всем Западном мире.

Переведенная еще в 1939 году на военные рельсы промышленность, даже в худший для Королевских ВВС месяц – с середины августа по середину сентября 1940 года смогла выпустить самолетов больше, чем было сбито немцами.

Бомбоубежищами для лондонцев были станции метро, подвалы церквей, небольшое количество специальных помещений. Правительство и военное командование располагало своим бомбоубежищем –«Военным кабинетом», который и поныне сохраняется как музей. Черчилль прерывал любые разговоры о возможной эвакуации руководства страны. Один из его секретарей рассказывал, что когда летом 1940 года в подземном кабинете премьера установили стол, Черчилль спустился в убежище, огляделся и произнес: «Отсюда я буду руководить обороной и либо сохраню страну, либо погибну».

Ни один город мира до Лондона не был целью столь яростных бомбардировок. Разрушено было множество памятников архитектуры, жилищный фонд пострадал на столько, что проблеме срочного строительства многоквартирных домов было посвящено одно из заседаний кабинета министров сразу после войны.

Несмотря на все старания сократить количество жертв, за время бомбардировок погибло более 43 000 человек, более 51 000 получили тяжелые ранения.