Литература опережает время. Готовые сочинения по направлениям «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Данное сообщение подготовлено на основе материалов И.А. Суязовой , учителя муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко» Каменского муниципального района Воронежской области. Огромная благодарность коллеге за титанический труд!


«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление ВРЕМЕНИ как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Схема №1 "Художественное время"


КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ № 1

"Художественное время"

ВРЕМЯ БИОГРАФИЧЕСКОЕ – детство, юность, зрелость, старость.

ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ - характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.

ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОЕ – представление о вечности и вселенской истории.

ВРЕМЯ КАЛЕНДАРНОЕ – смена времени года, будней и праздников.

ВРЕМЯ СУТОЧНОЕ – день и ночь, утро и вечер.


Сочинение

«Время - ткань, из которой состоит жизнь. (Б.Франклин)»

Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё биографическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во многих художественных произведениях.

Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборгская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы её, как Обломов, или проживём ярко и правильно...


КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ № 2


"Переплетение исторического и личного времени"


Время личное и время историческое настолько тесно взаимосвязаны, что представляются единым целым.


Если в мире беда (война, революция, репрессии, безжалостный режим), то человек в полной мере испытывает на себе все ужасы этой вселенской трагедии.


Если время летит вперёд, происходят открытия, например, полёт в космос, то и человек гордо и уверенно смотрит в будущее.


Воспоминания личные обязательно соприкасаются с исторической памятью.


Человек быстрее взрослеет, если вокруг происходят события, требующие приложения и физических, и интеллектуальных, и духовных сил каждого из нас.

Все мы в течение жизни преодолеваем себя, и результаты этих преодолений зависят от характера человека, его целеустремленности, от окружения, от времени, в котором тот живёт.

Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не придёт к тому, кто забыл прошлое».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

в форме вопроса в форме цитаты в форме назывного предложения в форме повествовательного предложения
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) Герой своего времени Шагнувшие в бессмертие
Что значит жить, опережая время? «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) Взгляд через века Память неподвластна времени
Что значит родиться не в своё время? «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) О скоротечности времени Время – лучший лекарь душевных ран
Историческое время – стрела или вихрь? «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик) Потерянное время Победившие время
Какое оно, время? «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) Человек и эпоха Время может отнять у нас все, кроме любви
Что неподвластно времени? «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев) Старая фотография Писатель - летописец истории страны
Надо ли торопиться жить? «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Время поиска Истинные нравственные ценности – на века
Можно ли победить время? «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир) Ценности времени Воспоминания помогают жить

Варианты вступлений к теме "Победившие время..."


Вариант вступления Пример Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа Советы к аргументации
1) эмоциональный ввод в тему

День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время!

Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.)
2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору

Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.

Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)
3) обоснование причин обращения к этой теме Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
4) использование оригинальной цитаты «- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.
- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!».
Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!
Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова... За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)
5) оформление вступления в виде вопросов

Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени

НАБРОСКИ БУДУЩИХ СОЧИНЕНИЙ


Сочинение

«Потерянное время»

ВСТУПЛЕНИЕ

Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя. Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

АРГУМЕНТ 1

«Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)

АРГУМЕНТ 2

И.А.Гончаров «Обломов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно взять в заключение слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день».


Сочинение

"Потерянное время"


ВСТУПЛЕНИЕ


У прошлого есть запах, вкус и цвет,


Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям — «гарикам».

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

АРГУМЕНТ 1

Рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

АРГУМЕНТ 2

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»


Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам...


ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ

  • Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
  • Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)
  • Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)
  • Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
  • Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л.Бланки)
  • Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).
  • Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)
  • Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Ч.Дарвин)
  • «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Дж.Стэтэм)
  • «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
  • Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль)
  • Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)
  • Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и политический деятель)
  • Выбирать время – значит экономить его. (Ф.Бэкон, английский философ-материалист)
  • Время лечит все раны. (Русская пословица)
  • Будущее приобретается в настоящем. (С.Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
  • Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Дж.Ф. Купер, американский писатель)

ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ...


1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.


2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.

3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)

6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают. Музей забытых старых вещей


(очерк)


Однажды в мастерской у художника Владимира Сергеевича Васильковского я увидел альбом, куда он рисовал людей 30-х годов. По памяти. Взрослые тёти и дяди из его детства. Я листал страницы и узнавал. Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться люди, одетые в костюмы тех лет, знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. Наши улицы, наш двор, извозчиков… Это был город, в котором прошло детство нас обоих. А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся.

Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить, — например, треск берёзовых поленьев в печке…

Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.

Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. В детстве вещи разговаривают, живут. Лю6ые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. 3еркала беспамятны. Из их глубины не извлечь былых отражений. 3еркала не стареют, стареют их рамы. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет.

Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов…Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

КРУГ ВОПРОСОВ

  • Что такое время?
  • Какое Время и как изображает автор?
  • Каков человек во Времени:
  • что чувствует?

    о чем думает?

    как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)?

  • Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил?
  • Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор?
  • Как в образе человека соотносятся конкретно-историческое и вечное, личное и общечеловеческое? (МОЖНО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
  • Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.


    Список литературы на тему «Время»
    • "Отцы и дети", И.С. Тургенев;
    • "Вишнёвый сад", А.П. Чехов;
    • "Старуха Изергиль", А.М. Горький;
    • "Один день Ивана Денисовича", А.И. Солженицын;

    Цитаты и фразы к направлению "Время", речевые клише

    Цитаты для начала и окончания сочинения

    1. Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
    2. Становится новое старым, потом промчатся года - И старое сменится новью: так было, так будет всегда. (Рудаки)
    3. Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)
    4. Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)
    5. Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
    6. Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)
    7. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).
    8. Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)
    9. Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
    10. «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждѐшь» (Джейсон Стэтэм)
    11. «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
    12. Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).
    13. Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)
    14. Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и политический деятель)
    15. Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)
    16. Время лечит все раны. (Русская пословица)
    17. Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
    18. Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

    Фразы для построения сочинения

    1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.

    2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.

    3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

    4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

    5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)

    6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

    7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

    Клише для вступления или для оформления тезиса

    Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

    Могу предположить, что …(тезис)

    Позволю себе высказать свою точку зрения

    Переход к основной части

    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

    Обратимся к произведениям художественной литературы

    За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

    Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

    Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

    Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

    Можно привести и другой пример.

    В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

    Эта же тема рассматривается и в произведении…

    Заключение

    К какому же выводу я пришѐл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

    И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

    Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

    Темы сочинений по данному направлению

    в форме вопроса

    в форме цитаты

    в форме назывного предложения

    В форме повествовательного предложения

    "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский)

    Герой своего времени

    Шагнувшие в бессмертие

    Что значит жить, опережая время?

    «Деньги пропали -наживёшь, время пропало - не вернёшь». (русская пословица)

    Взгляд через века

    Память неподвластна времени

    Что значит родиться не в своё время?

    «Времена не выбирают...» (А.Кушнер)

    О скоротечности времени

    Время – лучший лекарь душевных ран

    Историческое время – стрела или вихрь?

    «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик)

    Потерянное время

    Победившие время

    Какое оно, время?

    «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец)

    Человек и эпоха

    Время может отнять у нас все, кроме любви

    Что неподвластно времени?

    «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев)

    Старая фотография

    Писатель – летописец истории страны

    Надо ли торопиться жить?

    «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак)

    Время поиска

    Истинные нравственные ценности – на века

    Можно ли победить время?

    «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир)

    Ценности времени

    Воспоминания помогают жить.

    1. Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства?

    2. Согласны ли вы с тем, что время определяет судьбу и характер человека?

    4. Может ли человек стыдиться своего поколения?

    5. Имеет ли право писатель говорить о "болезни" своего времени, своего поколения?

    6. Может ли человек противостоять силе времени, эпохе?

    7. Волнуют ли современное поколение проблемы, о которых говорили писатели других времен?

    8. Должно ли человечество помнить свое прошлое?

    9. Возможно ли будущее без прошлого?

    12. Как вы понимаете выражение "жить в гармонии со временем"?

    13. Время и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

    14. Можно ли утверждать, что жизнь в переломную эпоху отрицает личную ответственность человека?

    15. Что, с вашей точки зрения, имел в виду Б.Пастернак, сказав о художнике: "Ты вечности заложник / У времени в плену"?

    16. События прошлого, которые важны для настоящего и будущего.

    17. Что, по-вашему, значит быть "героем своего времени"?

    18. Почему, с вашей точки зрения, фраза из Гамлета "Распалась дней связующая нить,/ Как мне обрывки их соединить?" (в другом переводе - "Распалась связь времён") стала крылатой?

    19. Время - линия, круг или спираль?

    20. Если бы у меня была машина времени:


    Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Время"

    Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

    Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своѐ биографическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни2. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)

    Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растѐт подвижным ребѐнком. А вот Обломов уже на службе. Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаѐт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живѐт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».(271 слова)

    К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы еѐ, как Обломов, или проживѐм ярко и правильно...(59 слов)

    Всего: 391 слово

    Мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Да, время существует, хотя его нельзя потрогать руками:Его нельзя растянуть, сжать или ускорить по собственному желанию. Несмотря на это, мы можем управлять временем, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть сделать все, что нужно. Можно провести время полезно: в учебе, в спорте или за чтением. А можно потратить его впустую: Зато все люди чувствуют ценность минут и секунд, когда, например, ждут скорую помощь или пожарную машину. Человек начинает ценить время, когда опаздывает на поезд, не успевает что-то сделать или время сказать важные слова: Иногда не хватает всего одной лишь минуты! Вот если бы забрать эту минуту у того, кто тратит время впустую и передать его тому, кому оно очень нужно! Но, к сожалению, так не бывает. Поэтому все мы должны понимать ценность времени. Ведь каждая минута дана нам лишь раз. Зря потерянное время уже не вернется, его не проживешь заново. Поэтому время надо беречь и тратить только на то, что имеет смысл, только на то, что развивает нас и наши способности.

    Так, например, главный герой романа -эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрей Болконский всю свою жизнь старался максимально разнообразить свою жизнь. Он молод, красив, получил достойное образование и воспитание для своего времени. Несмотря на суровый нрав и жесткие методы воспитания своего отца, Андрей Болконский благодарен ему за полученное воспитание. Когда начинается война, Андрей, одним из первых отправляется воевать. Он едет на войну не только ради славы и своего "Тулона", но и для того, чтобы найти истинный смысл жизни. Андрей не просится на службу в штабе, он предпочитает настоящее поле боя, а не должность штабной крысы. Получив ранение, он приходит к выводу, что истинный смысл не в славе, а в самой жизни! После смерти своей жены, Андрей теряет смысл жизни, но решает заняться общественными делами. Затем он опять воюет. Перед Бородинским боем он переполнен чувствами, ведь он принимает участие в общем патриотическом деле. Разочаровавшись в очередной раз, Андрей во время своей поездки в Отрадное, встречает старый, могучий дуб. Идет самый разгар весны, природа обновляется, все кругом цветет и пахнет и только этот дуб стоит, как будто сопротивляясь всему живому и новому. Невольно Андрей сравнивает себя с этим дубом и едет с мыслями, что жизнь его кончена и ему придется не жить, а доживать свой век. В Отрадном он повстречается с Наташей Ростовой - милой, молодой и энергичной девушкой. Ее жизнелюбие и искренность заставляют задуматься Андрея о своей жизни, о своем возрасте. Он проникается к ней настоящим чувством и незаметно для себя влюбляется в нее. Так Наташа своей любовью смогла пробудить Андрея, заставить его жить заново и строить мечты на будущее. На обратном пути Андрей опять встречает тот самый дуб, и теперь он с трудом узнает его - дуб буйно зазеленел и расцвел. Андрей счастлив, он приходить к выводу, что "жизнь не кончена в тридцать лет", что надо продолжать жить и самосовершенствоваться.

    Каждый раз на Новый год, когда часы бьют 12.00, на мои глаза наворачиваются слезы: Я в этот миг осознаю, что время идет, оно бежит безвозвратно, и жизнь неумолимо движется вперед. В этот момент я понимаю, что жизнь нам дана один раз, и нужно жить так, чтобы оставить после себя какой-то след.

    М.Горький в легенде о Марко Поло писал:
    "А вы на земле проживете, как черви слепые живут: Ни сказок о вас не напишут, ни песни о вас не споют!" Поэтому нужно прожить так, чтобы о нас и песни слагали, и сказки. Жизнь будет наполнена смыслом, если мы всю жизнь будем учиться и самосовершенствоваться. Не зря сказал в свое время советский писатель Николай Островский: "Жизнь дается человеку один раз. И нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесценно прожитое время!"

    Примерные темы и произведения итогового сочинения направление "Время"

    " Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" ( И. Гёте)

    В. Крупин «Сбрось мешок!»

    Стихотворения С.Есенина

    Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». (Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.)

    Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (В книге известный русский публицист рассуждает о необходимости ощущения счастья для человека. Лихачев считает, что необходимо сохранять радостное отношение к жизни при любых обстоятельствах. )

    " Счастливые часов не наблюдают"

    А.С.Грибоедов "Горе от ума"

    И.А.Бунин:

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

    А счастье всюду. Может быть, оно

    Вот этот сад осенний за сараем

    И чистый воздух, льющийся в окно.

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    А. Куприн «Суламифь»(Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую

    Девушку из виноградника, в царицу...)

    «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». ( Уильям Шекспир)

    « Единственной мерой времени является память » (Владислав Гжегорчик)

    Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом.

    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И того, и другого человечество помнит, только по разным причинам

    Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали.(М. Монтень)

    А.П. Чехов «Крыжовник». Чимша-Гималайски

    й, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает,отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

    История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.(И. Ганди)

    М. Цветаева пишет:

    Братья, вот она Ставка крайняя!

    Третий год уже Авель с Каином бьется…

    Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими.

    М.М.Шолохов «Донские рассказы». Шолохов - один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова -катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Но, видимо, у истории, действительно, плохие ученики, и снова гражданская война...

    " Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной?"(

    П. Вяземский)

    Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”

    А.А. Ахматова «Реквием»

    Шолохов «Донские рассказы» В "Донских рассказах" Шолохов выразил все своё отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа.Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война - большая трагедия, поскольку никакого положительного прогрессивного результата, как например, национальные освободительные войны, она не приносит. Такая война приносит лишь невосполнимые потери,калечит души, разъединяет родных людей на "своих" и "врагов", которым может стать член собственной семьи - отец, сын, брат, приносит бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых жестоких, темных и мрачных эмоций.

    " История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины." Марк Туллий Цицерон

    А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма.

    А.А. Ахматова «Реквием».Эта поэма - свидетельство реальных событий, «свет истины»

    А. Твардовский знал о войне не понаслышке, но всю жизнь чувствовал свою вину перед теми, кто

    Не вернулся:

    Я знаю, никакой моей вины

    В том, что другие не пришли с войны,

    В том, что они -

    Кто старше, кто моложе -

    Остались там,

    И не о том же речь,

    Что я их мог,

    Но не сумел сберечь, -

    Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …

    Это стихотворение о погибших на фронтах Великой Отечественной. Но разве это имеет

    Значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой,

    Гибнут люди. Это ли не предостережение для человечества?

    О.Ермаков «Последний рассказ о войне». Побывав на войне, герой рассказа Мещеряков, не научился убивать, но война все же отравила его жизнь. Она прочно заняла место в его памяти,воспомина

    ния о ней не покидали ни на минуту

    В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни,которая ассоциируется с«ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с«кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

    " История — свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего".(Мигель де Сервантес Сааведра)

    И.С. Тургенев «Муму» При чтении рассказа перед нами встают яркие страницы прошлого нашей страны

    Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой». Древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

    Этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от

    Гипертрофированн

    ой власти машин и власти государства - все равно какого.

    Е.3амятин Роман "Мы".

    Счастье в Едином Государстве видится как насаждаемое сверху тем аппаратом управления,которым руководит Благодетель и его помощники Хранители, которые ревностно стерегут людей от истинных чувств. Тотальная слежка, пытки, казни - необходимые атрибуты Единого Государства. В финале романа все подвергаются Великой Операции - удаляется Фантазия,последн

    ий реликт души, атавизм.

    " Согласны ли вы с утверждением, что личность может быть бессмертна, благодаря своим творениям и деяниям?"

    А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике"

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно...

    Эти строки были написаны про Петра Первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный

    Уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю

    А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:

    Его стихов пленительная сладость

    Пройдёт веков завистливую даль…

    А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Мерцалов,измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Н.И.Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь несостоявшегося самоубийцы и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом.Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

    В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов - вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят.«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон -все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельност

    ь теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что,проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.

    " Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". И.С.Тургенев.

    Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей».

    Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников

    . Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»

    Проблема времени неразрывно связана с жизнью и смертью, молодостью и старостью. Эти мотивы объединяют«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

    Л.Н.Толстой «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости

    , самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.

    Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».

    Время — самое большая ценность в жизни человека. Только оно позволяет нам осознать ценность всей жизни и того, что происходит вокруг. Время не ждет никого, оставляя на страницах бытия дни, недели и годы, наполненные самыми разнообразными событиями и эмоциями. В данном блоке мы решили выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с проблемой времени. Так мы сумеем показать, как его ценность преподносили писатели в своих творениях.

    1. Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову. На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина. Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон. И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.
    2. Толстой — Воскресение . Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком. Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека. Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно. Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.

    Быстротечность времени

    1. Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени. С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом. На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию. Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму. Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.
    2. Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль. Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события. Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание. На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.
    3. Невозможность повернуть время вспять

      1. Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
      2. Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.