Компететностно-ориентированные задания по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Анализ «Евгений Онегин» Пушкин Разбор 5 главы евгения онегина

В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы - столкновение экипажей - происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших

Овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные».

В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй - эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика - лица, как уже было сказано, эпизодические, но

Они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй - реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора.

Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, - вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи - это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины - старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность - в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры.

Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, - предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы — столкновение экипажей — происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные». В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй — эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика — лица, как уже было сказано, эпизодические, но они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй — реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора. Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, — вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи — это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины — старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность — в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры. Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, — предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

В ком и в чём Онегин разочаровался?

Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

О чём говорят слова Онегина:

Во имя чего бежит от любви Онегин?

Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

Чем завершается встреча в саду?

Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

Обла ́ тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти ́ ны – цветочные клумбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы « Объяснение Татьяны и Онегина »

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII - XVI )

Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей б и необузданных страстей» (IX)

В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; o ткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X )

И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI ) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV . Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»

    Выполнить тестовые задания

Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Приложение №2

Тест по 4 главе

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

14. Почему Ленский весел был?

Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).


Учимся понимать текст

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?


Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?



Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?


Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?


Выводы

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/15/s_5a33db85951db/img_s774080_0_11.jpg" alt="Тест по 4 главе: 8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?" width="640">

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?


  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Петербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, "он сердце Тани оживил", а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: "друзья и дружба надоели". Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны..." Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одной из причин того, что Онегину надоела дружба - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего друзьями". Это так и есть - им обо им действительно было нечего делать: Онегину - из-за его скуки и хандры, а Ленскому - из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин - старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору "надоел... безмерно". Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт..."

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую "другую", и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена -не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что "не создан для блаженства", но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Следовательно, именины Татьяны - это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча любви.