Китайский пианист Ланг Ланг открыл ливанский фестиваль музыкой Рахманинова (новости). Китайский пианист Ланг Ланг: биография, личная жизнь Конкурсы и выступления

Ланг Ланг известная личность в Китае и за его пределами, он играет на фортепиано и исполняет произведения известных композиторов классической музыки.

Ланг Ланг родился 14 июня 1982 года в городе Шэньян, который является одним из крупнейших городов восточного Китая с населением около 8 миллионов человек. Lang считается одним из популярных пианистов Китайской Народной Республики.

Лан Кожень отец Ланга, он тоже музыкант и играет на эрху. Вообще кто не знает эрху - это старинный смычковый струнный китайский инструмент, своеобразная скрипка с двумя струнами.

Когда мальчику было около 2-х лет, по телевизору шел мультфильм Том и Джери, наверное все видели этот мультик, так вот там играла музыка Ференца Листа - Венгерская Рапсодия №2. Позже Lang рассказывал, после прослушивания этой западной мелодии, у него появилось желание заниматься музыкой, а именно играть на фортепиано. Интересно какие еще желания могут возникнуть у двухлетнего ребенка.

Lang Lang - 74 виртуозные секунды (live)

В три года, родители отдали своего мальчика на обучение музыке известному человеку в этом направлении, профессору Zhu Ya-Fen. Через два года, на конкурсе Shenyang Piano Competition по фортепиано в Шэньяне, Лангу удалось обойти всех конкурентов и занять почетное первое место. Именно на этом мероприятии и прошел первый сольный концерт нашего юного музыканта.

В возрасте 9 лет, Lang решил попробовать свои силы и поступить в Пекинскую Консерваторию. Экзамены там были довольно серьезные и у молодого парня ничего не получилось. Желание заниматься музыкой было настолько большим, что родители Ланга взяли в учителя и наставника своему сыну профессора музыки Zhao Ping-Guo. Усердно занимаясь несколько лет, мальчик все таки поступил в эту консерваторию и продолжил свое обучение. Родители Lang наверное были состоятельные люди, раз брали в учителя своему ребенку известных людей и профессоров музыки.

Конкурсы и выступления

В 1993 году Ланг выигрывает конкурс Xing Hai Cup Piano Competition. Годом позднее в Германии на четвертом международном конкурсе молодых пианистов, хорошо выступил и был отмечен как талантливый музыкант, тем самым наверное открыл дверь к своему международному признанию.


В четырнадцать лет молодой пианист уже выступал перед своим президентом. После этого решает отправиться в Филадельфию и поступить в институт Кертиса.

В 1999 году на концерте "Gala of the Century" Lang уже играет Чайковского, зал был просто в восторге и выразил свои эмоции бурными аплодисментами. Ценители музыки и различные критики назвали Ланг Ланга ярким и выдающимся представителем игры на фортепиано среди молодых музыкантов.

Вклад в музыку и искусство

Lang основал свой международный музыкальный фонд с одноименным названием. Он считает своей миссией сделать популярной классическую музыку во всем мире, тем самым делая упор на обучение маленьких детей и юных музыкантов. В Нью-Йорке, в 2008 году начал свою работу международный музыкальный фонд Ланг Ланга, в открытии которого приняли участие ЮНИСЕФ и Grammy.

Lang Lang - La сampanella (Live)

Данный фонд был специально создан для развития жизни детей, в котором основной задачей является удовольствие и глубокое понимание от прослушивания классической музыки, тем самым вдохновляя нынешнюю молодежь заниматься музыкой, вкладывать туда свои силы и финансовые возможности для последующих поколений музыкантов.

Неплохая идея - согласитесь со мной. Пусть лучше молодежь занимается музыкой, а не слоняются по подъездам и подворотням с алкоголем, сигаретами, наркотиками и подобными разлагательными вредными вещами.

Весной 2009 года Ланг и три ученика из его международного фонда - Анна Ларсен, Чарли Ли и Дерек Ван, которым от восьми до десяти лет, все вместе приняли участие в шоу Опры Уинфри.

Премии и награды

В 2004 году Langa выбрали международным послом ЮНЕСИФ. В 2008 году Национальная академия искусства и звукозаписи США сделали Ланга одним из своих культурных послов в Китае.


В 2009 году, знаменитый журнал Time включил нашего молодого пианиста в TOP 100 - это список ста самых влиятельных людей того года.

liveinternet.ru

© ИТАР-ТАСС

Визит Ланг Ланга на мариинский фестиваль «Звезды белых ночей» - очень грустная история. В начале нулевых этот молодой китаец слыл одной из главных надежд фортепианного искусства. По-хорошему борзый, с затертым до дыр репертуаром - Первым концертом Чайковского, Третьим Рахманинова, Концертом Грига - он расправлялся с такой первозданной естественностью, что казалось, будто невыносимые шлягеры всякий раз пересочиняются им заново здесь и сейчас. Ланг Ланг особенно выгодно выделялся на фоне безликих пианистов-киборгов, до сих пор исправно поставляемых КНР на мировой музыкальный рынок.

А потом, в 2003-м, маститый Deutsche Grammophon перекупил Ланг Ланга у независимого лейбла Telarc - и началась Карьера. С большой буквы: диски штамповались один за другим, аншлаг следовал за аншлагом. Ланг Ланг опубликовал автобиографию, украсил собой церемонию Grammy , выступил на открытии Олимпийских игр. Стал, наконец, ролевой моделью и национальным героем - наглядевшись на успехи компатриота, тридцать пять миллионов китайских семей бросаются учить своих чад игре на фортепиано. Такое не снилось ни легендарному Лю Шикуню, ни Фу Тсонгу, ни его младшему современнику Ли Юнди - Ланг Ланг первым из китайских пианистов вышел в национальный и мировой топ.

И всё бы было хорошо, когда бы ни было так грустно: пока Ланг Ланг-карьерист двигался вверх, Ланг Ланг-музыкант катился по наклонной. Об этом кричал каждый из семи его дисков, выпущенных Deutsche Grammophon за последние шесть лет - один хуже другого. Петербургское выступление пианиста окончательно раскрыло данную тему.

Этому очень способствовал правильный контекст. На «Звездах белых ночей» Ланг Ланг выступал на вечере ювелирного концерна Montblanc , больше напоминавшем светский раут. Назавтра Валерий Гергиев устраивал в Царском селе бал, и в Мариинку-3 ломанулись все питерские модники - у обитателей партера голова кружилась от аромата дорогих духов и хорошего алкоголя.

Сама того не подозревая, Ланг Ланга собралась послушать его целевая аудитория: знающая, что тянуться к высокому искусству престижно, но не готовая к усилиям для его восприятия. Воплощенное easy listening , Ланг Ланг - их спасение. Он работает на пересечении E - и U -музык, о которых писал в своей колонке Борис Филановский.

Ланг Ланг - самый коммерческий музыкант из всех сегодняшних пианистов. И дело тут, понятно, не в том, что он играет для Rolex , Panasonic и Sony . Пианизм Ланг Ланга коммерческий по своей сути. Главное в нем, как и во всей коммерческой музыке, - саунд, красочный звуковой дизайн. Первое, на что обращали внимание после концерта, - изумительной красоты звук. Бицепсы, которыми Ланг Ланг наводил шороху в начале нулевых, остались в прошлом. Сегодня он берет на вооружение бархатные пальчики, которыми куда сподручнее шармировать восхищенную публику.

Звучание рояля у Ланг Ланга напоминает синтетическое яблоко из американского супермаркета: очень красивое на вид и при этом совершенно безвкусное. Клавирный концерт Йозефа Гайдна (самый известный, ре-мажорный) был сыгран китайцем как бы по-импрессионистски. Как бы - потому что в исполнении Ланг Ланга не ощущалось ни букета, ни послевкусия, к которым приучили стилевые игры с классиками Михаила Плетнева (превращающего К. Ф. Э. Баха в Веберна) или Григория Соколова (играющего Куперена и Рамо как Равеля и Дебюсси).

В том же духе прозвучал и Концерт самого Мориса Равеля: звуковая упаковка без содержимого, ровное глянцевое музицирование, целлулоидный пианизм, игра в пинг-понг за роялем.

Ланг Ланг умело пользуется своей шоуменской харизмой. Первым столкновением Ланга с западной цивилизацией и одновременно первым прикосновением к миру классической музыки стал просмотр им в двухлетнем возрасте той серии «Тома и Джерри», в которой хищное млекопитающее семейства кошачьих исполняло Вторую венгерскую рапсодию Ференца Листа . После петербургского выступления показалось, что это впечатление оказало решающее, прямо-таки стилеобразующее влияние на творчество пианиста.

Его хлопотание лицом явно переходит грань, отделяющую мимику тонко чувствующего музыканта от работающего на публику позера. Слишком подробно и основательно Ланг Ланг имитирует «контакт с прекрасным», «прозрение» и «вдохновение» - все эти расхожие представления о творческом акте классического музыканта доходчиво отражаются у него на лице.

Сегодняшнее поверхностное виртуозничанье на живую нитку прозвучало у Ланг Ланга бледной тенью его технического перфекционизма девяти-восьмилетней давности. Еще недавно он смотрелся реинкарнацией Горовица, сегодня куда больше напоминает его незадачливых последователей. Копия копии, псевдовиртуоз. Пианист-симулякр, идеальный герой нашего времени.

Жизнь этого китайского пианиста напоминает волшебную сказочную историю о Золушке и вполне способна до слёз растрогать чувствительные сердца.

Мальчик-вундеркинд из китайской провинции, который впервые увидел пианино в двухлетнем возрасте в детском мультфильме «Том и Джерри», стал сегодня одним из самых одаренных пианистов-виртуозов современности.

Журнал Time включил его в число ста влиятельнейших людей в мире.

Влияние свое пианист Ланг-Ланг использует для вовлечения как можно большего количества людей в мир классической музыки.

Ланг Ланг родился в Китае 14 июня 1982 года. Пианино, увиденное в раннем детстве, заинтересовало его. Немного позже он увидел по телевидению трансляцию из Москвы концерта пианиста в Большом зале консерватории.

«Горовиц стал моим кумиром. Этот зал – первый, в котором я по-настоящему вижу, насколько эмоциональной публику делает музыка. И вот еще забавно: одно из лучших произведений в исполнении Горовица – как раз «Венгерская рапсодия» Листа, которая звучала в мультфильме «Том и Джерри», - рассказывает Ланг Ланг.

Пианист явно предлагает своей аудитории воспринять это совпадение как чудо или указующий перст судьбы. Ну что ж, нам ничего не остается, как принять его слова на веру.

Только представьте себе: еще в трехлетнем возрасте он серьезно начал учиться музыке у одного из известнейших преподавателей профессора Zhu Ya-Fen! Этот феноменальный чудо-ребенок в пять лет уже выиграл свой первый музыкальный конкурс Shenyang Piano Competition. Появление на публике юного вундеркинда произвело неизгладимое впечатление на любителей фортепианной музыки.

В возрасте девяти лет Ланг Ланг заслужил прослушивание в Пекинской консерватории, поступил в нее и совершенствовал свое мастерство удивительными темпами. В 1993 году Ланг Ланг блестяще выступил на пекинском конкурсе Xing Hai Cup Piano Competition, став его победителем, а уже на следующий год блистал талантом на четвертом Международным конкурсе юных пианистов (Fourth International Young Pianists Competition) в Германии.


В возрасте четырнадцати лет Ланг Ланг выступал лично перед президентом, а вскоре после этого уехал в Филадельфию, где его ждало обучение в Институте Кертиса.

В семнадцать лет, в 1999 году, Ланг вдохновенно и талантливо исполнил произведения Чайковского на концерте Gala of the Century, поражая поклонников виртуозным исполнением.

Феномен или клоун? Музыкант или карьерист?

Споры вокруг Ланг Ланга, его личности и его творчества не затихают ни на минуту. Начнём с того, что так и не определено, как правильно произносится его имя. Возможно, правильно нужно произносить и писать Лан-Лан или даже Лань Лань.

Личность Ланг Ланга очень оригинальная, экстравагантная, вызывающая множество споров, восторженные рукоплескания с одной стороны и недовольство и критику с другой. Пианист с популярностью рок-звезды или кинозвезды не характерен для современного музыкального мира.

Его гримерку осаждают фанаты, публика подолгу не отпускает со сцены, требуя исполнений на бис. Фанаты перенимают его прическу и копируют стиль в одежде. Исполнение его по-юношески страстное, пылкое, несколько вычурное.

Если в чём и можно упрекнуть музыканта, так это в том, что Ланг Ланг часто переходит грань между мимикой музыканта, тонко ощущающего красоты музыки, и игрой лицом, явной работой на публику, когда мимика превращается в кривляние, имитацию вдохновения и контакта с прекрасным.

В начале двухтысячных Ланг Ланг пытался поразить воображение аудитории своими бицепсами, но позже немного образумился и понял, что пианисту пристало скорее очаровывать публику игрой пальчиков, чем мускулов.

Мнения критиков и экспертов

Музыкальные эксперты признают Ланг Ланга «самым чувственным пианистом нашего времени». Главенствующей чертой его игры является неординарный, экстравагантный стиль исполнения. В то же время он истинный художник, создающий зачаровывающие картины изысканными и тонкими мазками.

Одаренный пианист привлекает внимание и любителей музыки и музыкальных критиков, которые именуют его одним из наиболее выдающихся молодых пианистов.

Сравнительно недавно Ланг Ланг дебютировал с сольным концертом в Берлинской филармонии. Аудитория и критики восприняли его выступление неоднозначно. Некоторые посчитали его игру «сыроватой», некоторые – тяжелой, другие утвердились во мнении, что удаются Лангу только произведения классического репертуара, а при исполнении произведений композиторов-романтиков удача не на его стороне.

Его первый диск, на котором записаны концерты Мендельсона и Чайковского, вызвал положительные отклики международной прессы. Выход еще нескольких альбомов музыканта запланирован на самое ближайшее время.

Одни музыкальные эксперты утверждают, что секрет успеха Ланг Ланга кроется не в его выдающейся технике исполнения, а в поэтичности. Другие говорят, что в его выверенной игре присутствует свойственная китайскому исполнению европейской классической музыки техническая точность машины.

Третьи доказывают, что в самом начале восхождения Ланг Ланг подавал надежды считать его мастерство чуть ли не реинкарнацией великого Горовица, но впоследствии его исполнение стало слишком коммерческим и лишилось истинности содержания.

Много критики в свой адрес Ланг Ланг получил за «ритм и тяжелую фразировку», вплоть до того, что отдельные профессиональные эксперты упрекнули его в вульгарности, отсутствии чувств, дав ему прозвище «Bang Bang».

Ланг чрезмерно старается подчеркивать отдельные нюансы и особенности музыки, и часто это отражается даже на его мимике во время исполнения. За это значительной критике подверглось, в частности, его исполнение второй рапсодии Листа. С другой стороны, это же исполнение у многих вызвало искреннее восхищение. Что и говорить, Ланг Ланг – личность неординарная.

Впрочем, большинство критиков отмечает, что Ланг успешно доносит до слушателей как новые идеи, так и совершенную красоту музыкальных произведений, извиняющую его самолюбование.

Невзирая на такой разброс во мнениях, молодой пианист все-таки удостоился высших музыкальных наград и заслужил любовь аудитории. Тысячи юных музыкантов стремятся играть так же виртуозно, как он сам.

Ланг Ланг старается поощрять подобные стремления и даже основал собственный музыкальный фонд, а год назад открыл музыкальную школу, в которой уже обучается 150 юных дарований. Большинство учеников – из бедных семей китайских провинций.

Ланг Ланг

Если одним словом охарактеризовать Ланг Ланга как музыканта и человека, его взгляды на мир, его окружение, то этим словом будет «вдохновение».

Это слово звучит как сквозной музыкальный мотив его жизни и карьеры. Он вдохновляет миллионы слушателей игрой «с открытым сердцем» - искренней, эмоциональной, будь то скромные сольные концерты или выступления на величайших сценах и крупнейших событиях - таких, как концерт во время чемпионата мира по футболу 2014 года в Рио-де-Жанейро с Пласидо Доминго в честь финального матча; на вручении 56-й премии Grammy, где он играл с группой Metallica; выступление на церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине, которое видели более 4 миллиардов телезрителей по всему миру; «Последняя ночь» на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле или же концерт в честь 200-летия Ференца Листа, который транслировался более чем в 500 кинотеатрах США и Европы.

Ланг Ланга связывают прочные творческие узы с величайшими музыкантами мира: от таких дирижеров, как Даниэль Баренбойм, Густаво Дудамель и сэр Саймон Рэттл, до артистов, далеких от мира классической музыки: среди них - исполнитель дабстепа Маркиз (Маркес) «нонстоп» Скотт или легендарный титан джаза Херби Хэнкок.

Являясь с 2010 года эксклюзивным артистом и «посланником» Sony, он записал 7-ю фортепианную сонату Прокофьева в качестве саундтрека компьютерной игры Gran Turismo 5 and 6, ставшей мировым бестселлером и распроданной многомиллионным тиражом. Пианист наводит культурные мосты между Востоком и Западом, регулярно представляя китайскую музыку западной аудитории, а западную музыку - в Китае.

И все же он никогда не забывает ту музыку, которая его когда-то вдохновила и продолжает вдохновлять до сих пор. Великих музыкантов и, прежде всего, великих композиторов: Листа, Шопена и других - чью музыку он теперь с наслаждением отдает другим. Благодаря знаменитому мультфильму «Кошачий концерт» из сериала «Том и Джерри» он в раннем детстве познакомился с музыкой Листа. И это чувство восхищения ребенка, открывающего для себя великую музыку, несомненно, остается с ним и сейчас и вдохновляет его на то, что он называет своей «второй карьерой»: с помощью классической музыки обогащать жизнь детей по всему миру. Он это делает как Посол доброй воли ЮНИСЕФ, а также через собственный Международный музыкальный фонд Ланг Ланга. Возможно, это побудило американский еженедельник The New Yorker назвать Ланг Ланга «мировым послом фортепиано».

В 2009 году журнал Time включил Ланг Ланга в число100 самых влиятельных людей года, назвав пианиста символом молодежи Китая, его будущего. Именно ему Китай в огромной степени обязан своей страстью к фортепианному искусству - феномен, названный газетой The Today Show «эффектом Ланг Ланга». Фирма Steinway впервые в своей истории назвала именем артиста одну из новых моделей, специально предназначенную для обучения - “The Lang Lang Piano”, и представила ее в Китае.

В Ланг Ланге живет и, возможно, всегда будет жить маленький ребенок. Этот малыш наверняка бы одобрил то, как пианист щедро отдает себя молодежи. Он прекрасный наставник. Он приглашает на каждый свой концерт 100 студентов-пианистов. Главные направления деятельности его Фонда - взращивание будущих звезд фортепианного искусства, использование новейших технологий и методов в музыкальном образовании, формирование молодежной аудитории классической музыки.

Пианист постоянно представлен на главных телевизионных каналах, в ведущих музыкальных изданиях по всему миру. Он выступал для самых знаменитых политиков мира: генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, четырех президентов США, принца Чарльза, бывшего президента Германии Келера, президента Франции Олланда и его предшественника Саркози. Недавно он был удостоен чести играть перед президентом Обамой и бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао на обеде в Белом Доме, а также на концерте, посвященном празднованию Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II в Букингемском дворце.

Ланг Ланг был участником Всемирного экономического форума с участием 250 молодых мировых лидеров, является почетным доктором Королевского колледжа музыки и Манхэттенской школы музыки, обладателем высшей награды Министерства культуры Китая, Ордена «За заслуги» Федеративной республики Германии и медали Ордена искусств и литературы Франции.

www.langlang.com
www.langlangfoundation.org
www.facebook.com/langlangpiano
www.twitter.com/lang_lang

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах - автор одного из первых клавирных концертов - Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И.Н.Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф.Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения:

Для солистов, хора и оркестра - Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра - 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром - для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли - 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа - 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира - 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 - 1722, том 2 - 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки - 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава - Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.