Какая вера у цыган? Мир цыган — параллельный мир Из истории театра «Ромэн»

Поскольку в продаже уже ГЕО ноябрьский, то я наконец публикую здесь авторскую версию статьи працыган:)

Благодарю за помощь со статьёй Лёшу Царева (без него чудовской части вообще бы не было!), Чяргэн Воротниковскири, Кошастого и Владимира Есипова!

Цыган принято считать чем-то монолитным, народом, который можно описать парой слов. Однако же, существует более семидесяти цыганских этнических групп, и у каждой из них - свои обычаи, свой диалект, свой образ жизни. Иногда они отличаются столь сильно, что можно с трудом поверить, что две цыганские народности находятся в родстве друг с другом.

Новгородская область, Чудово. Котляры.

Котляры. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

До Чудова от Москвы - шесть-семь часов на поезде, чуть-чуть не доезжая Великого Новгорода. Местные жители в цыганскую часть посёлка не заходят, боятся. Если спросить, почему, жмут плечами, с недоумением оглядываются так, словно ответ написан на одном из заборов, и, наконец, произносят:
- Ну, цыгане же…
Однако русские гости в чудовском таборе вовсе не диковинка. Ведь там живут котляры - любимцы журналистов и фотографов всех мастей. Если вы увидите статью или передачу о цыганах, то почти наверняка – именно о котлярах. Их значительно меньше, чем других цыган, зато они очень консервативные и живут таборами. От них веет пушкинской Бессарабией - и не просто так: котляры пришли в Россию из Молдавии и Румынии чуть больше ста лет назад. Их женщин в толпе опознать не трудно - непременные косы на висках, широкий фартук, цветастый платок с узлом на затылке. Многие котлярки до сих пор гадают на улицах, и всё так же в их семьях много детей.

Табор - не раскинутые шатры, а посёлок из разномастных домов, домиков и домишек, в которых живёт около тысячи цыган. Улицы не асфальтированы. Большой кирпичный дом, на входе в табор - начальная школа (впрочем, уже не совсем начальная, там сейчас есть пятый класс, хотят сделать шестой). Возле жилого дома - продуктовый ларёк. Навстречу гостям, точнее, гостьям сразу выходит несколько молодых женщин в длинных юбках и ярких блузках: выяснять, кто, зачем. Играющие дети смотрят с любопытством. Среди них есть русоголовые. Количество детей у котляров вещь статусная, поэтому усыновляют они охотно. Цыганёнка в детдоме встретить трудно, но котляры детей по сортам не делят, усыновляют и русских и в быту от родных ничем не отличают, так же воспитывают, кормят, одевают и, что греха таить, так же страшно балуют. Усыновлённые вырастают самыми настоящими цыганами, женятся на цыганках и рожают следующее поколение русоголовых котлярчиков.

На другом конце улицы немолодой цыган возится с легковым автомобилем. К нему подходить нельзя, у цыган гостьи приходят к женщинам, гости - к мужчинам, иначе «неприлично». Но котлярки словоохотливы, и узнать от них о мужьях и братьях, пожалуй, можно даже больше, чем при непосредственном контакте.

Пойдёмте чай пить! - зовут молоденькая хохотушка Марина и её невестка Роза. Марине лет 17-18 с виду, Розе - лет 30, по местным меркам - солидная женщина, почти пожилая. Чай принято предлагать гостям, но не всем: в первый раз пить не позовут. Надо, чтоб привыкли и «записали» в друзья. Тогда уже от чая отказаться - страшно обидеть, по цыганскому этикету это жест разрыва дружеских отношений.

Дом у Розиной семьи двухэтажный. Первый этаж почти весь занят просторной, застеленной коврами «залой». Она нужна для праздников: на Пасху, Рождество, свадьбу принято звать как можно больше родственников и друзей. Мебель стандартная для постсоветского пространства: сервант с «хрусталём», диван…

Раньше, когда кочевали, таборы встречались и общались, связь была. Сейчас живём, как раскиданы. На одном месте живём десять лет, двадцать, тридцать… Если не приглашать на праздники, то и родни не увидишь, и друзей забудешь, и детям невесту не найдёшь, переженятся друг на друге, уроды пойдут, - в совсем другом посёлке рассказывала старенькая котлярская бабушка Рада. - Я раза четыре за год в другие города езжу, со всеми общаюсь, всех внуков-правнуков вижу.

Лестницы на второй этаж нигде не заметно.

Там никто не живёт, не спит, - поясняет Роза. - Это для красоты. Цыганкам туда нельзя, а мужики сами убираться не будут, и в беспорядке жить не захотят.

Вместо «беспорядка» она употребляет куда более выразительное и смачное русское слово.

Женщинам у котляров на второй этаж правда нельзя. Все цыгане думают, что у женщин с низа идёт «скверна», «нечистота», но, например, русска рома считают, что перекрытия или даже бельё могут её задерживать. А котляры не согласны. У них, если цыганка зашла на второй этаж, то весь первый осквернила, в дом зайти уже нельзя - «опоганишься».

Некоторые котляры, впрочем, вторыми этажами пользуются. Убираются там у них девочки.

Детки, они же чистые, как ангелы, - объясняла Рада.

Вместе с нами, Мариной и Розой заходят пить чай остальные женщины. С любопытством выслушивают новости культурной цыганской жизни, жалуются, что по телевизору таких новостей не показывают.

Только и слышишь: тут цыгана арестовали, там арестовали, плохие цыгане, такие-сякие. Ты у милиционеров тут спроси, есть у них к нам претензии? Украли мы что-нибудь, или наркоту мы толкаем? А по телевизору всех сравняли. Только о преступлениях. Никаких таких фестивалей не показывают, только ругают! - переживают женщины. - А у нас тут только если парни подерутся с кем-нибудь, весь криминал!

Это всё русские цыгане преступления делают, это они нас, цыган, позорят! - гневно припечатывает пожилая цыганка.

О русских цыганах котляры говорят такое часто. Вспоминается чернобровый Саша из Москвы - интеллигент, даже обруселый. Родился в Туле. Уже ребёнком работал в танцевальном ансамбле, гастролировал, зарабатывал деньги. Потом успел побывать музыкальным журналистом, спортивным обозревателем, работником телевидения, музыкантом, продюсером, сейчас ему двадцать девять, он редактор в финансовом журнале, несколько лет живёт в Москве. В разговоре активно жестикулирует, много курит - больше в нём, кажется, ничего цыгана не выдаёт. При упоминании русских цыган реагирует так же, как самый что ни на есть таборный соплеменник:

Если бы твои русска рома нос показали в табор в нашем Плеханово, им бы там дети машины камнями закидали!

Закурив очередную сигарету, смеётся:

Да если бы я к дедушке с бабушкой сейчас в гости поехал, и меня бы закидали сначала!

Цыгане вообще очень много курят. В старину объясняли это тем, что злые духи боятся огня и дыма. Сейчас уже просто по привычке.

От пришлых новостей разговор у Розы переходит к местным.

Вот ещё две свадьбы было на выходных, - говорит она. - Одна такая бедненькая была, без гостей. Так жениху пришлось потом по всему табору пройти, всем сказать, что невеста честная. Ведь «розочку» только родители видели, а надо, чтобы все знали. И вот он ходит и стучит, маленький сам такой…

Цыганки звонко смеются.


Подростковая свадьба у котляров. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

«Розочка» - это свидетельство девственности на первой брачной простыне. Её выносят на свадьбе: иногда утром, на второй день праздника, чаще - в разгар торжества. Это обычное явление, а вот «бедненькая» свадьба - не очень. Свадьбам, как правило, уделяется огромное внимание, к ним тщательно готовятся, и если у семьи с деньгами не очень, то им помогают родня и друзья. Иногда даже для устройства свадьбы семья закладывает часть фамильных украшений в ломбард (потом золото обязательно выкупают). Мне случалось наблюдать свадьбу в небогатом котлярском посёлке. Грязные улицы и серые деревянные домики были тщательно украшены красными флагами и, почему-то, надувными шариками. По улице шли к одному из домов нарядные жених и невеста (не под руку и даже не очень рядом), а также многочисленная родня и гости. Жених был заметно младше невесты и выглядел растерянно. Смуглая маленькая девочка в пышном розовом платье бегала вдоль процессии и разбрасывала разноцветные головки полевых цветов. Она выглядела куда радостней и жениха, и невесты.

Сколько лет-то молодому?

Четырнадцать, кажется. Таков уж наш цыганский обычай, - повернувшись к моей спутнице, поясняет Роза.

Возражаю, что в Москве цыгане так рано не женятся.

Ну, так у вас в Москве цыгане русские, а у нас цыганские! - Марина звонко смеётся, довольная удачным каламбуром, и другие цыганки присоединяются к ней.

Котляры действительно очень рано женятся, практически по наступлении половой зрелости, и считают это, как любой свой обычай, самым цыганским подходом к делу. В советское время средний возраст вступления в брак был выше, но после распада СССР снова вернулся к «дореволюционному» уровню. Правда, теперь девушек стараются брать чуть старше жениха, чтобы не умерла и не покалечилась в родах. Сватают детей очень рано, почти в пелёнках. Мнения будущих супругов, само собой, никто не спрашивает.

Первая свадьба, «цыганская», считается самой важной и официально не регистрируется: супруги ещё слишком молоды. Потом, по наступлении совершеннолетия, могут зарегистрировать официально - «штамп» в цыганской жизни значения никакого не имеет, но зато так проще в отношении разных документов.

А где мужья сейчас?

Товар принимают, - отвечает Роза и, опережая вопрос, добавляет: - Железо…

Мужчины посёлка стараются делать бизнес. Берутся за грузоперевозки (в отличие от многих котляров, за руль садятся не сами, а нанимают водителей), скупают какое-то таинственное «списанное железо» с предприятий - потом либо продают на лом, либо чинят и продают как б/у. Гадать поэтому ходят не все цыганки: если муж делает хорошие деньги, то жена сидит дома.

Выходим на улицу. Женщины провожают нас. На голове у Розы нет платка, да и выглядит она довольно современно. Ещё лет десять, и котляры, похоже, станут журналистам неинтересны. Тогда «настоящими цыганами» в репортажах станут люли или, может, мигранты из Закарпатья.

Роза показывает на школу:

Смотри, вон там я теперь прописана.

Так. «Рая» прописку отняли. Пришлось в школе. Она записана на сестру, как жилой дом. И младший тоже со мной в школе прописан.

«Рая» буквально переводится «господа», «баре». Сейчас так цыгане называют чиновников и милиционеров.

Они у нас сейчас прописку отбирают, потом отберут дома, землю, - говорит хмуро другая женщина. - Я слышала, им коттеджи негде строить.

Поговори лучше с Царевым. Он всё знает. Он адвокат, - перебивает её Роза.

Алексей Царев ( altsarev )

Алексей Царев - адвокат из Питера. Это приветливый седеющий брюнет сорока четырёх лет. С цыганами познакомился в декабре 2006, защищая Розиного мужа по поводу какой-то драки. Успел сдружиться с Розиной семьёй.

Это правда, - говорит он. - Цыганские дома хотят снести. Котлярам предлагают переселиться на участки рядом с вымершими деревнями. Там нет ни воды, ни электричества, ни магазинов, ни средней школы. Раньше цыгане проживали в Гомельской области, но после взрыва АЭС переехали сюда. Им выделили заболоченный пустырь на окраине Чудово. Они много сил потратили, чтобы построиться, организовать начальную школу… Некоторое время их никто не трогал, а три года назад с ними был подписан договор о том, что районная администрация берётся содействовать легализации посёлка, а цыгане не будут возводить самовольных построек за пределами уже существующей территории посёлка. Несколько домов всё же построили, но их потом снесли. Теперь хотят снести весь посёлок. Беда в том, что в районе, в общем-то, больше нет участков, пригодных для проживания…

Котляры, или кэлдэрары, живут в России около ста лет. Она начали распространяться по миру из Румынии, после отмены там крепостного права. В их языке до сих пор много румынских слов. Традиционным занятием было лужение и изготовление медной посуды, тазов, котлов, баков и подносов. Сейчас занимаются также металлоломом, мелким бизнесом, работают водителями. В быту котляры очень консервативны, считают себя ревнителями древних цыганских традиций, с опаской относятся к изменениям в жизни: долго обдумывают каждое - не станет ли оно причиной ассимиляции, утери «цыганства»?

Москва. Русские цыгане.

Международный день цыган в Москве. Фото Юлии Вишневецкой ( kunstkamera )

Хотя они составляют основную массу российских цыган, о «русска рома» журналисты вспоминают только 8 апреля (в Международный День Цыган), когда представители московской диаспоры спускают в Москву-реку венки в память об умерших от Кали Траш - геноцида цыган, и о погибших на фронте в Великую Отечественную Войну. Иногда ещё берут интервью у артистов.

Кристина не артистка, работает, как шутит сама, «офисным планктоном». Это высокая жизнерадостная молодая, лет двадцати семи, женщина. Она живёт в городской квартире, одевается эффектно и вместе с тем со вкусом - как большинство русских цыган. Ещё в девятнадцатом веке они любили пощеголять. Женщины украшали свой костюм кокетливыми кармашками на фартуке, оборочками, пуговками, с большой фантазией повязывали шали. Мужчины заказывали портным непомерно широкие рубахи: ясно же, что чем больше рубаха, тем больше на неё ушло дорогого шёлку. Ведь кроме нарядности, цыгане ценят умение заработать денег, финансовую удачливость.

Мысль о том, что о ней напишут в журнале, вызывает у Кристины приступ звонкого смеха. Мы начинаем с вопроса о «любимчиках» журналистов.

Котляры, - говорит она, - ребята суровые. У нас тут одна девчонка вышла замуж за тульского котляра. А мы её потом от этих «тульских пряников» отбивали, домой увозили. Суровые ребята. И убираться не очень любят. А есть ещё котлярская интеллигенция. Семья Деметер!

Она смеётся. Эта шутка не её авторства, просто анекдот. Но в нём много правды. Большую часть котлярской интеллигенции в России составляют представители семьи Деметер. Например, покойный редактор иллюстрированного журнала «Шунэн, ромалэ!» Владислав Петрович.

Так же, как у котляров, у русских цыган очень важное место в жизни занимает свадьба. Свадьбы - постоянная тема светских разговоров, на свадьбах знакомятся и влюбляются, и родители приглядываются к танцующим юношам и девушкам, пытаясь угадать по манере исполнения характер, воспитание, состояние здоровья потенциальных зятьёв и невесток. Свадебное видео активно выкладывают на YouTube и в социальные сети. В брак русские цыгане вступают в среднем позже котляров, обычно уже совершеннолетними. Официально юношу и девушку женят родители, но при этом, как правило, спрашивают мнения детей. Жених и невеста обычно хорошо друг друга знают: виделись на свадьбах, праздниках, концертах или дискотеках, общались в чатах.

Это не единственное отличие от котляров. Русские цыгане живут рассеянно, образовательный уровень в среднем выше (в одной из популярных социальных сетей есть группа, почти полностью состоящая из учащихся колледжей и ВУЗов), профессии разнообразней (от водителя или железнодорожника до научного сотрудника или лётчика-испытателя). И проблемы у них не такие, как у котляров: заботятся они, в первую очередь, о том, чтобы не потерять родную культуру.

Ну не так быстро мы её теряем, не всё так плохо, - уверяет Кристина. Она открывает видео с закрытой цыганской дискотеки. Первые минуть пять танцует юноша под Майкла Джексона (во всех смыслах). Потом музыка сменяется современной обработкой народной песни, и вот уже в кругу танцует юная парочка. Самым что ни есть цыганским манером. Современные костюмы им не мешают.

Ещё есть два цыганских радио, музыкальный журнал, новостной портал, - перечисляет Кристина. - Это всё в интернете.

Русска рома в Москве активно используют интернет. Они вообще очень ценят технический прогресс. Любимый «гаджет» - мобильный телефон. На него частенько ставят заставкой изображение цыганского флага, с него слушают песни, скачанные с известного цыганского сайта gipsymusic.ru . Это его Кристина назвала «музыкальным журналом», но проект «ДжипсиМьюзик» гораздо шире, и его деятельность происходит во многом вне Интернета. Электронный журнал «Краски нации» - лишь один из аспектов деятельности. В нём пишут о цыганских исполнителях, размещают современную и традиционную музыку с их согласия. Аудитория журнала очень широка, музыку скачивают даже европейские и американские цыгане. Правда, недавно с сайтом были небольшие технические проблемы, и не все страницы восстановлены.

Михаил Бузылёв

Один из создателей и лицо проекта, тридцатидвухлетний актёр и продюсер Михаил Бузылёв объясняет идею своего сайта:

Культура должна быть доступна. На ней можно и нужно зарабатывать деньги: устраивать концерты, продавать диски, но какая-то часть культуры обязательно должна быть доступна бесплатно. Чтобы цыгане не отрывались от родной культуры, чтобы могли следить за её развитием, прогрессом. Я сделал музыкальный сайт, потому что цыганская культура основана, в первую очередь, на музыке. К тому же, мне это близко: у меня в семье много исполнителей. Мой отец, Дмитрий Бузылёв, моя тётя, Алёна Бузылёва, мои дяди, мой дед…

Он тоже живёт в квартире, с женой и двумя дочерьми. Выступать начал, с танцем «венгерка», в три года. Снимается с четырёх лет (первой была роль немого цыганёнка Стёпки в фильме «Мужики»). Сейчас занят продюсерской деятельностью: открывает новые таланты, организует концерты уже профессиональным музыкантам и певцам. Ценит традиционную цыганскую музыку, но также хорошо воспринимает современные музыкальные жанры.

Мы в музыке были всегда, в любой стране, в любое время, - говорит котляр Саша. - Вот откройте книги про джаз и рок в Советском Союзе. И там упоминаются цыганские имена. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный… И сейчас цыган слушают не только на цыганских дискотеках. Не важно, как я к ним отношусь, но они же правда есть, и их слушают. Александр Марцинкевич, Евгений Гудзь, «Штар»…

- …Бердников из «Корней», - первое, что приходит в голову Кристине. Она добавляет: - Недавно женился. В ресторане праздновали, двести человек гостей. «Розочку» выносили.

А он из каких цыган?

Наш, - не задумываясь, отвечает Кристина. Это может быть правдой, а может и нет. Русские цыгане настолько привыкли чувствовать себя интеллектуальной и творческой элитой, культурным «пупом» цыганского сообщества, что автоматически относят к «своим» почти любого известного или хорошо образованного цыгана в России.

Михаил Бузылёв знаком с гитаристом-виртуозом Вадимом Колпаковым много лет, но понятия не имел, что тот - сэрво. Читая написанную совместно Колпаковым и мной биографию Вадима, Миша удивился:

Разве он не русский цыган?..

Сэрвы культурой и правда похожи на русска рома, среди них немало интеллигентов. Их обычно можно узнать по украинским фамилиям: Эрденко, Сличенко, Иваненко…

Вадим Колпаков, племянник и ученик великолепного Александра Колпакова

Второй по популярности цыганский электронный журнал - новостной, «Цыганская культура и жизнь». Помимо новостей и анонсов культурных мероприятий, на сайт также заходят в поисках биографий знаменитых цыган. Раздел фоторепортажей посещают не только российские, но и иностранные цыгане: чтобы смотреть картинки, язык знать не надо, а короткие подписи дублируются на английском. Аудитория журнала, в среднем, более «взрослая» - подростки читают редко. Они больше любят радио: GypsyVoice и Радио Гаценко.

- …Котляры цыган позорят, - рассуждает пятнадцатилетняя Маша. - Гадают на улице, к людям пристают… Если хотят гадать, пусть откроют салон!

На ней обтягивающие джинсы, широкий пояс, розовая майка, солнцезащитные очки. Всё это обильно украшено стразами. По уверениям Маши, так сейчас выглядит большинство цыганских подростков Москвы.

– Цыганская музыка - это круто, - говорит она, - но я люблю r’n’b. Это сейчас модно. Ещё рэп… Знаешь SD-family?

SD-family - цыганский рэп-клан.

Они пели с покойным Ратмиром Шишковым, - рассказывает Маша. - Я все их mp3 скачиваю и слушаю.

Да, они правда сейчас помешались на рэпе, - говорит Кристина. - Одеваются, как рэпперы и их подружки. О будущем не думают. Ведут себя… девочки при мальчиках курить не стесняются, материться не стесняются. Есть такие детки, что уже всё попробовали: водку, наркотики. Смотреть на таких противно. Ещё, конечно, проблема - уровень образования. Он же у цыган низкий! Три класса - считай «вышка»!

А сколько ты закончила?

У меня два высших. А то как бы я на своей должности оказалась!

На работе сначала не знали, что Кристина - цыганка. Узнали, когда попривыкли. Был случай, когда её назвали армянкой. В голову людям редко приходит мысль, что смуглый человек может быть цыганом, если он причёсан, умыт, хорошо одет и работает. К тому же, у цыган редок акцент. Поэтому особенно часто их путают с евреями.

Русские все разные, и это их не удивляет. Почему же цыганам не жить по-разному? То, что я одеваюсь современно, что работаю в офисе, каждый день с русскими верчусь, никак не отменяет того, что я цыганка, - уверяет Кристина. - Я прихожу домой и разговариваю на цыганском. Я соблюдаю цыганские правила, этикет. Чтобы быть цыганом, не обязательно кочевать или жить табором. Не в этом цыганский дух.

Цыганский дух, по мнению Кристины, в цыганской сплочённости, готовности помогать друг другу, в уважении к старшим, в любви к детям, склонности к творчеству, в энергичности и напористости.

Тему преступности у Кристины развивать нет охоты. На её лице проступает брезгливость.

Котляры всё на русских цыган валят. А что русска рома… я о ловарях или кишинёвцах много чего похлеще рассказать могу! Но не буду. У каждой «нации» своя червоточина, в каждой семье - свой урод. Что теперь - носом тыкать? Главное, чтоб у каждого народа были ещё и достоинства. У цыган они есть.

У русских цыган, наверное, главное достоинство - богатая и старинная музыкальная культура. Все цыгане России признают её основной. Музыку, песни, танцы русска рома исполняют сэрвы, крымы, ловари и даже русские. Первая цыганская театральная труппа - появившаяся в Москве в конце XIX века - состояла именно из русских цыган. Её руководителем был Николай Шишкин, представитель знаменитой хоровой династии. Большая часть цыган на фронте в ВОВ были русска рома, и многие шли добровольцами. Служили пехотинцами, артиллеристами, лётчиками, танкистами… Появилась эта этногруппа уже в России, сформировавшись из польских цыган, пришедших сюда около трёхсот лет назад. Очень быстро интегрировалась. Уже к концу XIX века русские цыгане были практически во всех социальных слоях, и даже кочевые русска рома были грамотны - отдавали детей в школу зимой, когда табор становился на постой в деревне.

Россия. Цыгане

Надо сказать, кроме русских цыган и котляров в России живёт много других цыганских народностей. Просто первые - самые многочисленные и живут в этой стране дольше всех, а вторые - самые заметные и немало «раскручены» СМИ. Кроме них, в России живут сэрвы (замечательные музыканты), крымы (отличные танцоры), влахи (бывшие кузнецы) и другие цыгане. Все иногда ворчат друг на друга. Но в общем и целом друг против друга не имеют ничего против.

Танцуют котлярские женщины. Фото Тани Котовой

А что русские цыгане… все ведь под их музыку танцуем, их песни поём, - говорит Роза. - В одного бога верим. Пусть себе живут. Зачем нам быть врагами?

Каждый живёт, кто как хочет. Лишь бы другим людям зла не делали. Хотят котляры жить посёлками, так что ж теперь. Под одним небом ходим, одни праздники празднуем. И они цыгане, и мы цыгане, только разные, - говорит Кристина.

Надо сказать, и котляры, и русска рома - православные, притом очень набожные. В гостиной у русских цыган, в серванте или на стене, обязательно образа. И котляры, и русска рома вешают образки в автомобиль. Самый главный праздник в году и у тех, и у других вовсе не восьмое апреля, а Пасха. Крёстные отец и мать занимают важное место в жизни ребёнка и при несчастном случае готовы заменить родных родителей. Религиозность вообще для цыган характерна. Даже на месте, где умер в автокатастрофе популярный в девяностые певец Шандор цыгане поставили не памятник, а маленькую часовню. Зайти в неё нельзя. Желающие помянуть Шандора останавливаются возле неё и молятся в машине. Может, это и неканонично, но от чистого сердца.

И ещё от чистого сердца цыгане уверены, что Бог их любит. Даже есть такая байка: когда-то Бог привязывал народы к землям. Но, когда увидел, какие цыгане получились талантливые и весёлые, решил их не привязывать, а подарил им всю землю…

У всех цыган России есть общие вопросы, которые надо решать, - считает Саша. - Политическая пассивность, которая приводит к тому, что цыган во все времена норовят зажать. Правовая безграмотность. Низкий уровень образования. Агрессия националистов, погромы. Информационная разобщённость. Невозможность без труда ознакомиться с цыганской культурой во всей полноте, с родной историей, из-за чего мир сужается до одного города. Это обязательно приведёт к регрессу.

У всех нас цыганская душа, - говорит Кристина. - Всех нас Бог любит. Мы должны держаться вместе.

А маленькая девочка в Чудово рисовала что-то палочкой по земле и напевала «Джелем, джелем». Знала ли она, что это цыганский гимн, или нет, но пела от всей души:

«Я ехал, я ехал
Долгими дорогами,
Я встречал
Счастливых цыган».

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.




ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.





Метки:

Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.

РУССКА РОМА

Русские цыгане. Их предки пришли в Россию в начале XVIII века со стороны Польши. Исконными профессиями были конная торговля, гадание и музыка. Проживают по всей территории Российской Федерации, а также в других постсоветских государствах. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но также артистами, купцами и крестьянами. Ныне русские цыгане в большинстве имеют хорошее образование, занимаются бизнесом, работают в сферах сельского хозяйства, культуры и промышленности. Русско-цыганский диалект стал языком межгрупового общения. Русские цыгане - самая большая по численности этногруппа. Они очень гостеприимны и традиционно открыты для самого широкого круга знакомств.

СЭРВЫ

Украинские цыгане. Их отдалённые предки пришли с румынских земель. Проживают на Украине с начала XVII века, хотя значительное число живёт и в России (Ростов, Воронеж, Самара и т.д). Традиционные занятия: мена лошадей, кузнечество, гадание. Ныне сэрвы - одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий, включая наукоёмкие отрасли. Велики их достижения в музыкальной области (хотя при выступлениях используется фольклор русских цыган). У сэрвов далеко зашли процессы ассимиляции и значительная их часть утратила родной диалект. Обрядность заимствована у славянского населения.

ВЛАХИ

Украинские цыгане. Их предки проживали в княжестве Валахия уже в XVII веке. Женщины этой этногруппы до сих пор сохранили ярко выраженный национальный костюм. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Кузнецы, изготавливающие тяпки, подковы, цепи и тому подобное, существуют и сейчас. Уровень образования у влахов низкий. Проживают они на Украине и в южных областях России. Сейчас большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. Прекрасно сохраняют свой диалект цыганского языка. Влахи - очень крупная этногруппа.

КРЫМЫ

Отдалёнными предками этногруппы были молдавские урсары. После перекочёвки на Крымский полуостров эти цыгане приняли ислам. В их диалекте появилось много заимствований от крымских татар. Традиционные занятия этногруппы: кузнечество, торговля и гадание. Голод 1930-х годов выдавил часть крымов в Закавказье, на Украину и в Россию. Мужчины этой цыганской "нации" принимали участие в строительстве московского метро. Многие стали артистами. Крымские цыгане считаются сейчас лучшими танцорами цыганской эстрады. Ныне основное занятие крымов - бизнес. Даже проживая в столице, они в подавляющем большинстве остаются мусульманами, платят за невесту выкуп, крепко держатся за свои обычаи. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

КЭЛДЭРАРЫ

Цыгане румынского происхождения, православные христиане. В нашей стране они предпочитают называть себя котлярами. Создатели комплекса одежды, который во всём мире считается эталоном "цыганского". Время их переселения в Российскую империю растянулось от 1870-х до 1920-х годов. Традиционное занятие мужчин - лужение посуды и изготовление котлов. Женщины славились как гадалки. Именно кэлдэрарки (и влашские цыганки) по сию пору продолжают гадание на улицах наших городов. Котляры прекрасно сохраняют свой диалект, имеют богатейший фольклор (который, впрочем, практически неизвестен окружающим). Живут большими замкнутыми общинами в компактных поселениях. Котляры строго соблюдают обычаи, согласно которым человек или предмет может оказаться "осквернённым" (пэкэлимос). За невест платят выкуп. Уровень образования низкий. После исчезновения спроса на лужение, зарабатывают бартерной торговлей или перепродажей металла.

ЛОВАРИ

Родственная кэлдэрарам этногруппа. Некоторое время проживали в Венгрии, откуда перебрались в Россию. Первые ловарьские таборы пересекли наши границы в 70-х годах XIX века, последние переселенцы появились уже перед Великой отечественной войной. В прошлом главным занятием ловарей была торговля лошадьми, но у нас они не выдержали конкуренции с русскими цыганами (которые гораздо лучше знали рынок). Долгое время ловари жили за счёт женщин-гадалок, позже освоили эстрадную сцену и успешно занялись бизнесом. Первые десятилетия ловари оставались католиками, но сейчас завершается переход к православию. У них очень сильны традиции, связанные с ритуальным "осквернением" (на их диалекте - магэрипэ). В отличие от котляров одеваются очень современно. В национальной среде ловари имеют репутацию богатых, хотя и несколько заносчивых людей.

ПЛАЩУНЫ

Малочисленная и очень замкнутая этногруппа, изначально происходящая из карпатского (словацко-венгерского) региона. Плащуны долгое время кочевали в Южных областях Российской империи. Их женщины были карманницами. Ныне многие плащуны обрели современные профессии, хотя их уровень образования остаётся низким. По религии они - православные христиане. Проживают на Украине, в России и Азербайджане. Крепко держатся за старинные обычаи.

КИШИНЁВЦЫ

Предки этой этногруппы жили в Молдавии. После отмены крепостного права перекочевали на Украину и в Россию. Процесс формирования их купечества был прерван октябрьской революцией. Основное занятие женщин - гадание. Вплоть до указа 1956 года мужчины-кишинёвцы имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость кардинально сменили образ жизни и занялись легальным бизнесом. Кишинёвцы прекрасно сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Коммерция и гадание сделали их обеспеченными людьми. Их просторные дома могут считаться образцами "цыганского вкуса". Уровень их образования по национальным меркам высок. Численность этногруппы невелика.

ЛОТВЫ

Латышские цыгане, лютеране по вероисповеданию. По происхождению родственны русским цыганам, и имеют с ними много общего в языке. Живут не только в Латвии. Отдельные семьи переехали в Россию и другие государства. Традиционные занятия этногруппы: торговля лошадьми и гадание. Лотвов хорошо знают по всей территории славянских республик, поскольку при "развитом социализме" они освоили торговлю одеждой. У этих цыган хорошее образование и очень широкий спектр профессий.

ЧОКЭНАРИ

Молдавские цыгане, православные христиане. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Имеют свой диалект цыганского языка. По сию пору в быту сохранился красочный женский костюм. Проживают чокэнари в Молдавии и на Закарпатской Украине, однако некоторые выезжают на заработки в Россию. Многие семьи чокэнарей и в наши дни занимаются работами по металлу. В частности, они делают чаны и желоба для водостоков. Что касается образования, то мало кто учится далее средней школы.

ЛИНГУРАРЫ

Молдавские цыгане, православные христиане. Как видно уже из названия, основной профессией этой этногруппы испокон веков было изготовление из дерева ложек и посуды. Цыганский язык лингурарами утрачен - между собой они говорят по-молдавски. В их среде сильны процессы ассимиляции. Тем не менее, и сейчас женщин, продающих ложки, можно встретить даже за пределами Молдавии.

УРСАРЫ

Молдавские цыгане. В далёком прошлом выступали с дрессированными медведями, но уже в XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечество. Женщины нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы. Урсары и сейчас продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за её пределы.

МАДЬЯРЫ

Венгерские цыгане. В границах СССР появились после присоединения Закарпатья, отторгнутого от Венгрии в 1946 году. Мадьяры несколько столетий жили оседло и подверглись сильной ассимиляции. Говорят они по-венгерски. По вероисповеданию: католики и протестанты. Основными профессиями венгерских цыган были музыка и различные ремёсла. Мадьярки не владеют искусством гадания. В советские годы практически вся этногруппа была занята в сферах производства и сельского хозяйства, однако после крушения социализма очень многие лишились работы. Некоторые семьи венгерских цыган оказались на грани голодного вымирания и стали выезжать в Россию. Когда жители Москвы и Петербурга видели на улицах босых женщин с детьми, привязанными за спиной, это были именно мадьярки. Российские цыгане не желают считать выходцев из Закарпатья своими собратьями.

МУГАТ

Цыгане Средней Азии, более известные у нас как "люли". Они, занимались ремёслами, меной лошадей и ишаков, а также музыкой. Женщины гадали. Родными языками мугат стали таджикский и узбекский. Естественно, они многое заимствовали от коренного населения в обычаях и даже в одежде (хотя даже в XIX веке цыганки Средней Азии не носили паранджу). За годы советской власти уровень образования у мугат стал достаточно высоким. Они обрели множество современных профессий. Однако, экономический кризис, разразившийся после крушения СССР, дал те же результаты, что и у мадьяров. Начиная с 1992 года мугат стали выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сезонные сельхозработы или на стройки, но часто единственным источником доходов становился для таборов мугат сбор подаяния. Российские этногруппы вообще не считают мугат за цыган.

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

  Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

  ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

  ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.

  ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

  «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны ».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами » (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

  НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане ».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.