Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
Самый большой лайнер.
Самой интересно.
Самые тупые грабители
Празднование дня святого Патрика
Чудеса от Дамьена Уолтерса
Необычные рисунки на снегу.
Фонтан печатающий водой.
Реактивный человек покоряет небо.
Монетка с вашим лицом!
1000 летний Замок Бутрон - Интересные Места.
Разделы: Начальная школа
Технологическая карта урока
Предмет: Обучение грамоте.
Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.
Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.
Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).
Формы организации учебной деятельности:
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. | Приветствую учителя и гостей | Фронтальная. |
2. | Актуализация знаний | 1. Предлагает отгадать загадки о
животных. 2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы. |
Отгадывают загадки. 2. Предлагают свои варианты и называют признак |
Фронтальная. |
3. | Постановка учебной задачи | 1. Просит детей оценить знания на
оценочной линейке. 2. Помогает сформулировать учебную задачу. |
1. На оценочной линейке определяют
уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как
лесном звере. 2. Формулируют учебную задачу урока. |
Фронтальная |
4. | Решение учебной задачи | Организует работу с использованием
пословиц, энциклопедического материала и по
акцентному вычитыванию текстов сказок с
моделированием на каждом этапе урока. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ, выразительное чтение. |
1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. | Фронтальная, парная работа, групповая |
5. | Рефлексия. | Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. | Подводят итоги. |
6. | Домашнее задание. | Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. | Высказывают свои мнения и предложения |
Цели урока:
1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;
2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.
Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….
Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.
Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?
А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?
Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.
Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.
А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)
- Лиса и заяц.
- Лиса и журавль.
- Лиса и тетерев.
- Лиса и дрозд.
- Лиса и рак.
- Лиса и козёл.
- Кот, петух и лиса.
- Лисичка со скалочкой.
- Девочка и лиса.
- Лисичка-сестричка и волк.
- Петушок – золотой гребешок.
Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.
Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.
3. Этап решения учебной задачи.
На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.
Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
Как удалось лисе заманить козла в колодец?
Как говорит она с ним в начале? А потом?
На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Учёный -
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.
Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
Давайте послушаем мнение учёного …
Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.
Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…
Роль лисьего хвоста.
Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).
А он ей чаще помогает или мешает?
У русского народа есть пословица:
Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)
А для чего?
- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).
Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.
А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.
Где лиса живёт?
Что говорится в сказках о жилище лисы?
Какое оно?
Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.
А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
Работа в группе.
На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.
Карточки с предложениями:
- Зайчик встретился с медведем.
- Петушок выгнал лису.
- У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
- Зайчик встретился с собакой.
- Лиса выгнала зайца.
- Зайчик живёт с петушком.
- Зайчик встретил петушка.
Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.
Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)
А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
Учёные …
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)
Чем лиса питается?
В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.
(Пословица появляется на доске)
Интересно, что же такое ест лиса?
Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)
Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
1) Лиса – хищное животное.
Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!
2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.
3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.
Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведём итог нашего исследования.
Узнали ли вы новые сказки о лисе?
Вам они понравились?
Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
Отметим на оценочной линейке.
Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
Вам это было интересно? А полезно?
Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
Что бы вы еще хотели узнать про лису?
4. Творческое задание.
Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу
- выполнить дома:
- прочитать сказки,
- прочитать в энциклопедии,
- нарисовать рисунок,
- составить ребус,
- найти загадки, стихи о лисе.
Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.
Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».
В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.
Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.
В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.
Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.
Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.
Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.
татьяна фридрих
НОД «Образ лисы в русских сказках»
НОД «Образ лисы в русских сказках » .
Для детей старшей группы.
Цель :обобщение образа лисы в русских сказках ,противопоставление положительных и отрицательных черт характера;учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках ;продолжать учить узнавать сказки по иллюстрациям ,предметам и т. д. ;
развивать мышление,память,воображение ;воспитывать эмоциональное восприятие,любовь к русским народным сказкам ,желание прийти на помощь,дружеские взаимоотношения.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Входит под музыку лиса.
Лиса : – Здравствуйте,ребята,узнали меня? А как вы поняли,что я лисичка?
Дети : – Рыжая,хвост пушистый,хитрая.
Лиса : – А где я живу?
Дети : – В лесу.
Лиса : – А еще я живу в русских народных сказках . А кто писал народные сказки ?
Дети : – Народ.
Лиса : – Ребята,а как меня называют в сказках ?
Дети : – Лисонька,рыжая плутовка,лиса-кумушка,лисичка-сестричка,Лиса Патрикеевна.
Лиса : – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках ?
Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить : Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря :она действительно поразительно хитрый,сообразительный и ловкий зверь . Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.
Лиса : – А среди вас есть «лисы » ?
– Ну а сейчас я хочу с вами поиграть,посмотреть все ли вы знаете о сказках . Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие,узнаете,когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок» ,дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).(6+6) .
– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает,другая – внимательно слушает и может дополнять,не выкрикивайте.
– А вот и первое задание. Назовите сказки ,в которых живу я,лисичка-сестричка.
Дети : – «Колобок» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот,петух и лиса» .
Лиса : – Молодцы,каждой команде по жетону.
Второе задание называется «Лисичкины слова» .Я буду начинать фразу лисы из сказки ,а вы – продолжать,надо назвать еще из какой сказки эти слова .
1). Петушок-петушок,золотой гребешок. выгляни в окошко,дам тебе горошка. (Из сказки «Кот,петух и лиса» ).
2). Сядь ко мне на носок. и спой еще разок. (Из сказки «Колобок» ).
3). Ловись рыбка. мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк» ).
4). Как выскочу,как выпрыгну. пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка» ).
5). Да я вас не потесню :сама лягу на лавочку. хвостик под лавочку,скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).
6). Приходи, куманек,приходи, дорогой. уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль» ).
Лиса : – Все команды справились с этим заданием,получают по жетону.
Следующее задание игра «Портрет лисы » .Каждой команде предстоит собрать пазл ,на котором мой портрет и назвать сказку . (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» ).
Лиса : – Молодцы и с этим заданием ребята справились,получите жетон.
Лиса : – Следующий конкурс называется «Бюро находок» .Я предлагаю стать вам на время сыщиками. Дело в том,что в мешке лежат вещи,которые потеряли лисички из разных сказок .
Попробуйте угадать,какой лисе принадлежит потерявшийся предмет и из какой сказки .
– скалочка – («Лисичка со скалочкой» )
– горошек – («Кот,петух и лиса» )
– рыба – («Лиса и волк» )
– колобок – («Колобок» ).
Лиса : – Хорошие вы сыщики,все предметы нашлись,лисички будут рады.
Ну,а чтобы быть ловкими и быстрыми,как лиса,сделаем лисичкину зарядку :
Физминутка. Раз прыжок,два присядка –
Вот лисичкина зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну, и хвостиком вильнуть.
Аккуратно спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала.
Лиса : – Вот мы размялись,продолжаем играть.
– Ребята,а этот конкурс покажет,кто внимательный.
– На столе лежат картинки,художник немного перепутал,когда рисовал,найдите ошибки. («Лиса и волк» – лиса в проруби(«Колобок» – заяц съел колобка).
– А сейчас послушайте и скажите,какие сказки перепутались .
– Идет заяц по лесу и плачет : «Была у меня избушка лубяная,а у лисы ледяная .» .А навстречу ему Коза с козлятами.
Дети : – Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» .
– Катится,катится Колобок по дорожке,а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет.
Дети : – Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь» .
Лиса : – Какие молодцы,ребята,все отгадали.
– Ну,а сейчас музыкальный конкурс. Узнайте,из какой сказки песенка . (проектор)
1). Ловись рыбка мала и велика. Кто пел? Дети : Волк. («Лиса и волк» ).
2). Кукареку!Иду на пятах,несу косу на плечах. Дети : Петушок. («Заюшкина избушка» ).
3). Петушок-петушок,золотой гребешок. Дети : Лиса. («Кот, петух и лиса» ).
4). Я колобок-колобок. Дети : Колобок. («Колобок» ).
Лиса : – Молодцы,все справились с заданием,получайте команды по жетону.
А этот конкурс называется «Что за чем следует?» . Нужно разложить картинки по порядку и назвать сказку . (сказки «Колобок» и «Теремок» ).
Обе команды справились,получают по жетону.
Лиса : – Ребята,я в сказках много делала всяких пакостей,обижала героев. Обещаю,больше не буду. В следующей игре,которая называется «Помогите!» ,нужно узнать героя,которого я обидела и назвать сказку .
1). Помогите,несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь? Дети : Петушку. («Кот,петух и лиса» ).
2). Помогите,у меня оторвался хвост. Дети : Волку. («Лиса и волк» ).
3). Помогите,меня выгнала лиса из моей избушки. Дети : Зайчику. («Заюшкина избушка» ).
4). Помогите,меня съела лиса. Дети : Колобку. («Колобок» ).
Лиса : Молодцы,ребята,всем помогли,всех узнали. Получайте по жетону.
Обещаю,больше никого не обижу.
Лиса : – Только без колобка я жить не могу,уж очень я его люблю. Хочу,чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.
Этот последний конкурс называется «Юные художники» .Каждый игрок рисует только по одной части. (один – голову,другой – глазки и т. д.) (на мольбертах листы бумаги и фломастеры) .
Лиса : – Ой! Какие хорошенькие колобки получились,такие аппетитные.
– Давайте узнаем,какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают) .У всех поровну.
– А мне пора возвращаться в сказку . До свидания!
Задачи:
узнать из дополнительной литературы о лисе,
узнать повадки лисы из разных источниках,
провести опрос по теме работы среди учащихся,
прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса,
проанализировать образ лисы и сделать выводы
узнать из дополнительной литературы о лисе,
узнать повадки лисы из разных источниках,
провести опрос по теме работы среди учащихся,
прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса,
проанализировать образ лисы и сделать выводы
План работы
1. Вступление
2. Основная часть:
Лиса. Повадки лисы.
Образ лисы в русских народных сказках.
Анкетирование и анализ ответов.
Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.
3. Заключение.
Лиса. Повадки лисы
Лиса в русских народных сказках
Вопросы анкеты
1. Какая лиса в русских народных сказках? 2. Где живет лиса? 3. Как в сказках называют лису? 4. Во что одевается сказочная лиса? 5. Кого в сказках обманывает лиса?
Ответы учеников моей школы
Лиса. Повадки лисы.
Образ лисы в русских народных сказках.
Анкетирование и анализ ответов.
Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.
3. Заключение.
Лиса. Повадки лисы
Лиса в русских народных сказках
Вопросы анкеты
1. Какая лиса в русских народных сказках? 2. Где живет лиса? 3. Как в сказках называют лису? 4. Во что одевается сказочная лиса? 5. Кого в сказках обманывает лиса?
Ответы учеников моей школы
2. Где живет лиса? 3. Как в сказках называют лису? 4. Во что одевается сказочная лиса? 5. Кого в сказках обманывает лиса?
Ответы учеников моей школы
4. Во что одевается сказочная лиса? 5. Кого в сказках обманывает лиса?
Ответы учеников моей школы
Ответы учеников моей школы
1. Какая лиса в русских народных сказках?
Хитрая – 11 отв.
Умная – 7 отв.
2. Где живет лиса?
В норе – 4 отв.
В доме -7 отв.
3. Как в сказках называют лису?
Кума, кумушка – 6 отв.
Лисичка-сестричка - 6 отв.
Лиса – 12 отв.
4. Во что одевается сказочная лиса?
Сарафан и кокошник – 5 отв.
Платье – 4 отв.
Ничего – 7 отв.
5. Кого в сказках обманывает лиса?
Волка – 13 отв.
Мужика – 11 отв.
Цаплю – 7 отв.
Сравнительная таблица