♥ღ♥История любви: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович♥ღ♥. История любви: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович Галина вишневская и мстислав ростропович история

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына, а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Ростропович покорил Галину Павловну солеными огурцами

На минувшей неделе не стало Галины ВИШНЕВСКОЙ. Оперная дива ушла во сне на 87-м году жизни, находясь в собственном доме в подмосковной Жуковке. Прощались с Галиной Павловной в Центре оперного пения, носящего ее имя, а отпевали в храме Христа Спасителя. Для профессора Петербургской консерватории Ирины ТАЙМАНОВОЙ уход Вишневской стал личной трагедией. Ведь с примой мировой оперной сцены и ее мужем, виолончелистом Мстиславом РОСТРОПОВИЧЕМ, женщину связывали долгие годы дружбы. Тайманова поделилась с «Экспресс газетой» весьма интимными воспоминаниями о выдающейся семье.

Наша дружба началась в 1966-м, когда я, будучи пианисткой и женой композитора Владислава Успенского, приехала на фестиваль Шостаковича в Горький. В концерте также принимали участие виолончелист Мстислав Ростропович и скрипач Михаил Вайман. После приветственного банкета поехали в гостиницу. В машине была я, Ростропович и мой муж. Мстислав в полусонном состоянии прилег на мое хрупкое девичье плечо, а на другое мне положили бронированный футляр от его виолончели. Таким образом я поддерживала двумя плечами мэтра и его инструмент, а муж сидел рядом с водителем. Чуть-чуть поспав, от света фонарей Ростропович проснулся, посмотрел на меня внимательно и хлопнул моего мужа по плечу: «Стагик, а она очень хогошенькая!» На что Успенский ответил с достоинством: «Я настолько вас уважаю, что не стану с вами спорить».
На концерте я вышла первая и стала играть прелюдию Шостаковича, Мстислав и Владислав стояли за кулисами и слушали. «Стагик, а она и по черным, и по белым бацает! Да еще как бацает!» - прокомментировал мою игру Ростропович. Он не раз потом просил меня садиться за рояль, хотя и сам был блистательным пианистом.

С Ростроповичем мы встречались потом часто. Он мог мне позвонить из какой-нибудь страны и сказать: «Игочка, через тги дня мы пойдем в цигк, я очень люблю цигк!» Или он мог пригласить нас с мужем погостить в Дилижане в Доме творчества композиторов, где в то время отдыхал, например, знаменитый английский композитор Бенджамин Бриттон. Ради нас в горах резали барашка, а в озере вылавливали серебристую форель.
С Мстиславом у нас не было никаких сексуальных отношений! Галину Павловну я свято чту и перед ней я чиста. Просто музыканту необходимо состояние влюбленности!
Как-то в 90-е я приехала в их дом в Париже. Мстислав Леопольдович меня встретил в халате и повел показывать коллекционные экземпляры виолончели. Посмотрел на меня и сказал, в шутку, конечно же: «35 лет назад ты мне отказала, а сейчас тоже откажешь?» А я ответила: «Если я отказала тогда, то теперь я уж откажу тем более».

Я любовалась их семьей и их отношениями. Но было время, когда уВишневской возник трепетный роман с тенором Большого театра Зурабом Анджапаридзе. Ростроповича это очень огорчало, и он как-то сказал моему мужу: «Стагик, давай махаться женами! У моей очень плохой характер! Моя - ужасная стерва!» Однажды он приехал к нам в гости и протянул газету «Вечерняя Москва», где сам объявил о разводе с Вишневской. Но потом их отношения наладились.
Ростропович любил придумывать праздники, всех удивлять. Баловал жену сумасшедшими подарками. Однажды преподнес ей целое поместье в пригороде Лондона и дал ему имя «Галя». А знаете, с чего началась их любовь? Оба работали в Большом театре, но ничего не знали друг о друге, пока не встретились на гастролях в Праге.

Слава завтракал в кафе, сидя за столиком под винтовой лестницей. И вдруг видит: спускаются красивые ноги. Дальше появились роскошные бедра в умопомрачительном платье, потом - тончайшая талия, а затем и вся Вишневская с ее прекрасным лицом. И Ростропович влюбился в это совершенство с первой секунды! Он узнал, что Галя любит соленые огурцы, и тем же вечером оперная дива обнаружила в своей квартире в хрустальной вазе это лакомство - ухажер преподнес его как цветы. Слава смешил возлюбленную целых три дня так, что она уже не могла больше смеяться. А когда вернулись в Москву, то уже были мужем и женой - оставалось только зарегистрироваться в загсе, что они и сделали через четыре дня. Хотя до этой поездки Ростропович жил с певицей Зарой Долухановой, к которой, как казалось, пылал невообразимой страстью.

Мстислав Ростропович – российский дирижер и композитор, общественный деятель и ключевая фигура в музыкальном искусстве ХХ века. Лауреат разнообразных премий, народный артист СССР и супруг Галины Вишневской.

Детство и юность

Мстислав Ростропович – уроженец Баку. Музыкант родился 27 марта 1927 года. Его родители имели отношение к искусству: отец Леопольд Ростропович был виолончелистом, а мать Софья Ростропович – пианисткой. К 4 годам мальчик играл на рояле, самостоятельно сочиняя мелодии и подбирая композиции. В 8 он научился играть на виолончели. Первым педагогом юного дарования стал отец.

В 1932 году семья переехала из Баку в Москву. К 7 годам Мстислав стал учеником музыкальной школы им. Гнесиных, в которой преподавал его папа. В детстве мальчик следовал за отцом, сменяя образовательные учреждения, поэтому в 1937-м оба музыканта перешли в музыкальную школу Свердловского района. Дебютный концерт состоялся в тот же период. Мстислав выступал на сцене в сопровождении симфонического оркестра, исполняя главную партию из произведения .

Получив среднее образование, Ростропович поступил в училище при консерватории им. . Мечтой юноши было создание музыки. Но преградой на пути к реализации оказалась война. Семью эвакуировали в Оренбург, носивший тогда название Чкалов. В 14 лет юноша стал учеником железнодорожной школы и музыкального училища, где преподавал отец. Здесь Ростропович разрабатывал первые концерты.


Позднее молодой человек устроился в оперный театр, где начал сочинять композиции для фортепиано и виолончели при поддержке и наставничестве Михаила Чулаки. В 1942-м юный музыкант стал участником отчетного концерта, где был представлен как композитор и исполнитель. Выступление произвело фурор. Дарование оценили публика, критики и журналисты, отметившие чувство гармонии, музыкальный вкус и талант Ростроповича.

В 1943 году семья музыкантов вернулась в Москву, и Мстислав возобновил обучение в училище при консерватории. Трудолюбие и старания отметили педагоги, которые перевели талантливого юношу со 2-го курса на 5-й.


В 1946-м Ростропович получил диплом с отличием по двум специальностям: композитор и виолончелист. Мстислав поступил в аспирантуру, а завершив обучение, стал преподавателем консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге. В течение 26 лет он вел педагогическую деятельность, воспитав Ивана Монигетти, Наталью Шаховскую, Наталью Гутман, Давида Герингаса и других музыкантов.

Музыка

Вторая половина 1940-х годов ознаменовалась для Ростроповича концертами в Киеве, Минске и Москве. Победы на международных конкурсах принесли успех и известность. Их закрепили гастрольные туры по европейским городам и разным странам мира. Международное признание к молодому музыканту пришло быстро.


Ростропович постоянно стремился к самосовершенствованию. В интервью музыкант часто характеризовал этот период в карьере временем, когда «страстно хотелось играть хорошо». Как композитор и исполнитель Мстислав Леопольдович изучал партитуры, трактовки виолончельных партий композиторами и их исполнение музыкантами.

Фестиваль «Пражская весна» 1955 года принес Ростроповичу знакомство с оперной певицей . Пара часто выступала вместе: Галина пела под аккомпанемент Мстислава. Музыкант также выступал в составе камерного ансамбля с Давидом Ойстрахом и . В 1957 году Ростропович дебютировал в роли дирижера, проведя премьеру «Евгения Онегина» в Большом театре. Спектакль прошел с аншлагом и принес оглушительный успех.


Мстислав Леопольдович был крайне востребован. Избыток энергии и желание воплотить в жизнь все задуманное заставляли совмещать педагогическую деятельность с гастролями, концертами и сочинением новых композиций. Маэстро имел свою точку зрения на все, что происходило в музыкальной сфере, и располагал собственным мнением относительно общественно-политической ситуации в стране. Он не оставлял возможности высказаться относительно моментов, которые волновали его.

В 1989 году Мстислав Леопольдович выступил с сюитой , исполнив ее на собственном инструменте у Берлинской стены. Композитор боролся против гонения , . Последнему он даже предоставил укрытие на своей даче. Действия Ростроповича вызывали недовольство и давление со стороны правительства.


Подписание обращения в Верховный совет СССР относительно амнистии заключенных и отмены смертной казни в 1972 году лишило музыканта работы в Большом театре. Ему запретили зарубежные поездки. Ростроповича и Вишневскую больше не приглашали к выступлениям столичные оркестры.

Мстислав Леопольдович добился получения выездной визы и вместе с семьей покинул СССР, уехав в США. Через 4 года его и супругу лишили гражданства СССР за антипатриотизм. Этот период оказался для композитора сложным. Выступлений поначалу не было. Постепенно он стал давать концерты и получил должность художественного руководителя в Вашингтонском симфоническом оркестре.


Спустя 16 лет жизни за рубежом Ростропович был признанным во всем мире композитором, дирижером и виолончелистом. Правительство СССР запоздало предложило ему и Вишневской возвращение гражданства, но артисты к тому моменту были «гражданами мира», и этот знак для них стал символическим.

Для Ростроповича и Вишневской были открыты двери в любых странах. Они выступали в Москве наравне с другими городами. Путч 1991 года заставил мужчину поучаствовать в судьбе страны. Он всячески поддерживал предлагаемые изменения. В 1993-м музыкант с семьей переехал в Петербург.


Репертуар Мстислава Ростроповича был огромен. Он выступал сольно и в ансамбле, работал с симфоническим оркестром и был оперным дирижером. На него ориентировался весь музыкальный мир. Более 60 композиторов писали произведения для него, надеясь, что маэстро исполнит их композиции. Ростропович был первым, кто исполнил более 100 виолончельных произведений и провел 70 премьер с оркестром. Инструмент музыканта звучал на лучших мировых сценах.

В качестве дирижера Ростропович выступал с постановками «Пиковая дама» в США, «Царская невеста» в Монако, «Леди Макбет» в Германии, «Хованщина» в Москве. Артист также записывал концерты для радио. За заслуги маэстро вручили Сталинскую и Ленинскую премии. В 1966-м Ростропович стал народным артистом СССР. Мстислав Леопольдович – обладатель 5 наград «Грэмми». В 2003-м премию присудили «За экстраординарную карьеру».

Личная жизнь

Судьбоносное знакомство с Галиной Вишневской изменило жизнь Мстислава Ростроповича. Они встретились на одном из приемов, где артисту по обыкновению было скучно в кругу гостей и разодетых дам. Увидев Галину, Мстислав не отходил от нее весь вечер, ухаживая. Затем сопровождал на гастролях в Праге, усердно пытаясь покорить красавицу сменой костюмов. Мужчине было 28 лет, но нескладность фигуры, крупные очки и появляющаяся в молодости лысина заставляли комплексовать.


Вишневская в то время блистала повсюду и была на пике славы. Ростропович покорил ее сердце аристократичным поведением, вниманием и интеллектом. Композитор попросил артистку стать его женой спустя 4 дня после знакомства. Вишневская рассталась с супругом Марком Рубиным, чтобы быть с ним.

Поженившись, пара некоторое время жила с семьей Мстислава, но вскоре приобрела собственную квартиру. Личная жизнь Ростроповича делала его счастливым: в 1956-м супруга родила дочь Ольгу. Музыкант был готов положить к ногам Галины весь мир, одаривая мехами, духами и другими сюрпризами.


Подарки композитор привез с гастролей в Англии, где экономил деньги, чтобы порадовать любимую, ведь часть гонораров приходилось отдавать в советское посольство. Душой композитор противостоял законам, которые чинило правительство. Однажды на весь гонорар он купил антикварную китайскую вазу и разбил ее в посольстве, предложив поделить осколки на «мое» и «ваше».

В 1958-м на свет появилась вторая дочь Елена. Отец боготворил своих женщин. Он занимался с детьми музыкой и все свободное время уделял любимицам. Семейную идиллию нарушила миграция в США. Семья столкнулась с отсутствием финансов, творческой и политической опалой.


Однако новая жизнь быстро сделала супругов богатыми и свободными. Ростропович стал рыцарем ордена Британской империи, получил орден Почетного легиона от Франции и Офицерский крест за заслуги от Германии. Японская ассоциация искусств презентовала дирижеру Императорскую премию, США – президентскую медаль, а Швеция – орден «Полярная звезда».

Вернувшись в Россию, Ростропович, уже меценат, правозащитник и общественный деятель, не демонстрировал напыщенности и снобизма. Пафосным приемам предпочитал прослушивания детей в обычных школах, всегда соглашался на фото с поклонниками, не отказывал в любых просьбах. Для музыканта не существовало разницы в национальностях, очерняющих фактов биографии – он ко всему относился с пониманием и уважением.

Смерть

В 2007 году здоровье маэстро сильно ухудшилось. Он несколько раз был госпитализирован. Врачи обнаружили злокачественную опухоль в печени. Была проведена операция, которая сулила улучшения, но ослабший организм композитора не спешил восстанавливаться.


27 апреля 2007 года гениального музыканта не стало. Причиной смерти оказались перенесенное заболевание и последствия реабилитации. До последней минуты с ним рядом находились родные и близкие люди.

Память

Смерть Мстислава Ростроповича не остановила развитие проектов, которые он задумал. Высокопоставленные друзья и знакомые поддерживают дела, начатые им при жизни. Так, открытая в 2004 году школа в Валенсии работает и сейчас. В память о композиторе проводится ежегодный фестиваль молодых дарований, названный в его честь.


Дирижер основал фонд, поддерживающий одаренных учеников грантами и стипендиями. Сегодня его руководителем является дочь Ольга. «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича» - это вклад музыкантов в развитие отечественной медицины, который поддерживает дочь Елена.

В Москве, в Брюсовом переулке, установлен памятник композитору. В честь знаменитого музыканта названы несколько образовательных учреждений России.

Награды и звания

  • 1951 – Сталинская премия II степени
  • 1955 – Заслуженный артист РСФСР
  • 1964 – Ленинская премия
  • 1964 – Народный артист РСФСР
  • 1966 – Народный артист СССР
  • 1991 – Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки
  • 1995 – Государственная премия Российской Федерации

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Дорогой читатель, спасибо, что решили прочесть статью «Галина Вишневская и Мстислав Ростропович: история жизни». Было бы несправедливо не написать об этой потрясающей паре.

О ней:

Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова), годы жизни 1926 – 2012, оперная певица, актриса, театральный режиссер, педагог; солистка Большого театра Союза ССР в 1952-1974 гг. Народная артистка СССР, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Трудное детство

Она родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, (знак зодиака - Скорпион). Родители: отец был рабочим, мать – домохозяйка. Когда девочке было пять лет, родители расстались. Внучку на воспитание взяла бабушка (мать отца), которая проживала в Кронштадте. Галина жила в коммуналке, но удивительно, по внутреннему ощущению она была королевой.

Юность

Бабушка умерла в блокаду в феврале 1942, Галя осталась одна. Вскоре ее взяли в отряд местной противовоздушной обороны.

В 1943 она устроилась на работу в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. Затем начала заниматься вокалом в музыкальной школе имени Римского-Корсакова.

Сцена

Свою сценическую деятельность Галина Павловна начала в 1944-м в Ленинградском областном театре оперетты, затем стала солисткой Ленинградской филармонии, выступала как эстрадная певица.

С 1952 по 1974 годы была солисткой Большого театра, на сцене которого она спела около 30 партий. Она пела на крупнейших сценах мира («Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», «Ла Скала», «Мюнхенская Опера» и др.)

В свои 56 лет Вишневская оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. В 2002 году создала и возглавила в Москве Центр оперного пения.

Личная жизнь

Галина Павловна трижды была замужем. Первый раз он вышла замуж в 17 лет за морского офицера Георгия Вишневского, с которым через два месяца развелась. Фамилию с тех пор не меняла.

Вторым ее мужем был скрипач, в то время - директор Ленинградского театра оперетты, Марк Рубин. Он был старше на двадцать два года. В 1945-м их двухмесячный сын умер. Вскоре Галина заболела туберкулезом. Муж настоял, чтобы она поехала в санаторий. Со временем болезнь удалось победить.

Третьим и мужем стал знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович.

О нем:

Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижер, общественный деятель, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии второй степени и двух Государственных премий России. Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Родители

27 марта 1927 года в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой родился сын. Его назвали Мстиславом.

Слава начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932-1937 учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семена Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Известность

Ростропович получил известность как виолончелист в 1945 -м, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В 1947 выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам, Ростропович стал известен на Западе. На формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

Это был талантливый, добрейший, позитивный и интеллигентный человек.

О них:

Гениальный виолончелист завоевал сердце примадонны Большого театра. Незабываемая пражская весна 1955-го стала весной их жизни! Галина Вишневская и Мстислав Ростропович стали мужем и женой через четыре дня после знакомства на фестивале в Праге и прожили долгую счастливую жизнь. От этой красивой любви родились две дочери Ольга и Елена.

Мстислав Леопольдович был трепетным, заботливым мужем и отцом. Жизнь приготовила им суровые испытания. В конце шестидесятых годов Александр Солженицын был исключен из Союза писателей.

Вишневская и Ростропович поддержали Солженицына, предложив ему проживать на своей даче, что стало одной из причин постоянного внимания и давления со стороны спецслужб

Вскоре гастроли Вишневской оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу и записывать пластинки. Травля продолжалась пять лет и это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу.

В 1974 Мстислав Ростропович уехал на зарубежные гастроли, позже супруга отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом деле, возвращаться они не собирались.

Галина Вишневская и ее дочери Елена и Ольга

Семья жила во Франции, в США и в Великобритании. Когда в Союзе стало известно, что супруги купили квартиру в Париже - в 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены гражданства, почетных званий и наград.

Вскоре Ростропович был приглашен в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижера. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна все время выступала на сценах лучших театров и написала книгу «Галина».

Книга «Галина»

Книга была издана в Вашингтоне в 1984-м и стала бестселлером, она обошла весь мир и только потом попала в Россию.

Вишневская о книге: «Эту книгу я писала не для советского читателя. Мне и в голову не приходило, что при моей жизни она может быть опубликована в России. Переделывать ее я не собираюсь, пусть все останется как было…

Вы думаете, я обо всем написала? Нет, далеко не обо всем. Если бы я написала обо всем, мне бы уже никто не поверил. У меня возникла потребность написать о наболевшем, о своей судьбе. Я должна была это сделать. И это помогло мне жить дальше».

Возвращение

В девяностых годах супруги вернулись на Родину, где вскоре им вернули все ордена и регалии, а так же советское гражданство. Но они отказались от гражданства.

На юбилее Галины Вишневской в Большом театре. Москва 2001

Летом 2006 Мстислав Леопольдович тяжело заболел, затем он перенес две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в Москве 27 апреля 2007 года.

Галина Павловна пережила мужа на пять лет, она скончалась 11 декабря 2012, на 87-м году жизни в Москве.

Похоронены Галина Вишневская и Мстислав Ростропович рядом на Новодевичьем кладбище в Москве. На мраморном кресте строка из Евангелия: «Блаженны изгнанные правды ради». Слова, как нельзя лучше, подходят к биографии и Ростроповича, и Вишневской. Уникальный союз – творческий и семейный. Они снова вместе…

дамы-господа