Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев. Работа над гаммами, гаммы на фортепиано. Как играть мелодии

6440 0 5.0

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА БЛОК-ФЛЕЙТЕ

музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.

Пояснительная записка

Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение специфики владения инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, а также знакомство с историей музыки. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и приобретает навыки игры на блокфлейте.
Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских приемов дыхания развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа над произведениями тренирует память ребенка. Знакомство с различными жанрами музыки, композиторами, с историческими стилями, эпохами и странами во время изучения какого-либо характерного произведения расширяет художественный кругозор ребенка, прививает ему интерес и любовь к музыке, развивает его творческие способности.
При обучении на блокфлейте немаловажную роль играет ансамблевое исполнительство. Оно способствует развитию слуха ребенка, его исполнительской техники, позволяет расширить круг изучаемых произведений.
Программа обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.
Программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является модифицированной, так как написана с опорой на уже имеющиеся методики и традиции исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности - на блокфлейте). В первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских музыкальных школах, а также традиции преподавания таких профессоров-педагогов как Ю.Должиков, В.Кудря, Н.Волков, Н.Платонов и т.д.
Отличительные особенности программы в том, что каждый ребенок, независимо от природных способностей и уровня музыкальной подготовки, может овладеть навыками игры на блокфлейте.
Программа рассчитана на полноценное развитие ребенка при игре на инструменте. Для обучения принимаются дети с любыми способностями. На первом занятии у ребенка проверяется слух, музыкальная память и чувство ритма. Таким образом, педагог составляет индивидуальный план на каждого ребенка, определяя для себя развитию каких способностей нужно уделить первоочередное внимание.
Используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данной программе:
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте.
Индивидуальный подход педагога к выбору изучаемых произведений помогает ребенку повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.

Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте.

Цель программы - овладение основными навыками игры на блокфлейте, творческое развитие личности ребенка.
Задачи:
. Обучающие:
Обучение детей основным навыкам игры на блокфлейте. Освоение музыкально-теоретических знаний. Развитие навыков игры в ансамбле.
. Воспитательные:
При игре в ансамбле привить детям культуру общения, уважение друг к другу. Сформировать правила поведения в социуме, развить традиции домашнего музицирования.
. Развивающие:
Развитие личностных свойств, таких как: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность. А также музыкальных способностей, музыкальной памяти, мышления. Формирование потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей ребенка.

При планировании обучения на блокфлейте учитываются следующие моменты:
- методическая направленность обучения, при которой дети сознательно выполняют указания педагога, понимают, запоминают способы, приемы, последовательность в работе; расширение рамок занятия путем включения сольфеджио, ритмических движений, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; стимулирование активности, самостоятельности и творчества детей во всех видах их деятельности на занятиях;
- эмоциональная насыщенность уроков;
- использование игр и игровых приемов в проведении занятий;
- проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей.
Все эти положения остаются неизменными на всех этапах обучения на блокфлейте. Меняется лишь конкретное содержание, формы и методы работы.

Тематический план первого года обучения


1. Вводное занятие 2 занятия
2. Постановка дыхания 6 занятий
3. Изучение аппликатуры 6 занятий
4. Освоение исполнения основных штрихов 3 занятия


7. Основы музыкальной грамоты 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 3 занятия
9. Итого: 70 занятий

Тематический план второго года обучения

№ Наименование разделов Количество занятий
1. Вводное занятие 1 занятие
2. Развитие навыков исполнительского дыхания 7 занятий
3. Изучение аппликатуры 4 занятий
4. Развитие артикуляции 4 занятия
5. Работа над произведениями 23 занятия
6. Работа над учебно-тренировочным материалом(упражнениями, гаммами, этюдами) 23 занятия
7. Изучение новых метроритмических структур 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 4 занятия
9. Итого: 70 занятий

Структура проведения занятия

Занятие состоит из следующих частей:

1. Гаммы, упражнения на развитие техники 5-10 мин
2. Нотная грамота, подбор 5 мин
3. Творческие игры, транспонирование 5 мин
4. Работа над этюдами 5 мин
5. Чтение с листа 5 мин
6. Работа над репертуаром, обсуждение, беседа о композиторе, характере, стиле 10 мин
7. Работа над ансамблем 5 мин
8. Домашнее задание, цель которого - закрепление соответствующего знания или навыка 5 мин

Эта примерная схема занятия воспринимается как модель, которую можно по-разному изменять, уделяя какому-то виду деятельности на занятии больше или меньше времени в зависимости от уровня музыкального развития и года обучения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед о музыке; репетиция; посещение концертов и
спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие в конкурсах и фестивалях.
Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей; индивидуальные беседы педагога с родителями; родительские собрания.
Схема построения занятия всегда варьируется. Ребенок активно участвует в учебном процессе, развивает свое
творческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
Блокфлейта - это одна из наиболее распространенных разновидностей продольной флейты. Многовековая история ее развития началась во времена крестовых походов, когда блокфлейта попала с Востока в Западную Европу и стала считаться одним из совершеннейших духовых инструментов.
Сейчас же блокфлейта в основном используется лишь в образовательном процессе. Освоение навыков игры на блокфлейте подготавливает ребенка к игре на любом другом духовом инструменте.
Все дети, независимо от возраста, начинают свое обучение на блокфлейте. После нескольких занятий, на которых ребенок получает первоочередные знания и умения, к сольной игре добавляется игра в ансамбле. Это может быть ансамбль: блокфлейта с фортепиано или же ансамбль из нескольких инструментов. Навыки игры в ансамбле изучаются во время индивидуальных занятий. Но со второго года обучения на блокфлейте игре в ансамбле уделяется больше времени.
Расширяются и усложняются как составы ансамблей, так и исполняемые произведения.
В процессе занятий по программе обучения игре на блокфлейте ребенок научится правильно брать дыхание, исполнять все ноты в диапазоне полторы октавы, исполнять гаммы различными штрихами (легато, стаккато, деташе), знатьвсе тональности и играть их в подвижном темпе. Научиться самостоятельно разбирать нотный текст. Ребенок будет уметь играть в ансамбле с фортепиано или с другими инструментами. Знать основные метроритмические структуры.
Уметь настраивать инструмент и следить за интонацией во время игры.
В процессе занятий по программе обучения игре на флейте ребенок овладеет приемами исполнительского дыхания, видами и способами атаки, ровностью и продолжительностью звуковедения, приемами исполнения нот в разных регистрах, правильной постановкой инструмента и исполнительской техникой пальцев. Научиться интонировать, настраивать инструмент и следить за его техническим состоянием. Ребенок должен применять все изученные навыки игры в ансамбле с фортепиано или другими инструментами.

Первый год обучения:

Минорные и мажорные гаммы с одним знаком, штрихи легато и стаккато, самостоятельный разбор нотного текста, основные метроритмические структуры (длительности нот, знаки и обозначения динамики), разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения:

Минорные и мажорные гаммы до 3 знаков в подвижном темпе различными штрихами, пунктирный ритм, самостоятельная настройка инструмента, точность интонирования во время исполнения.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый для исполнения на блокфлейте в течении учебного года на зачетах и экзаменах

Первый год обучения
1 полугодие
Русская народная песня «В зеленом саду»;
В. А. Моцарт «Азбука»;
Д. Б. Кабалевский «Маленькая полька».

2 полугодие
A. Красев «Топ-топ»;
швейцарская народная песня «Кукушечка»;
Й. Гайдн «Песенка».
Ансамбль: русская народная песня «Виноград в саду цветет»;
B. А. Моцарт «Аллегретто»;
А. Гретри «Спор».

Второй год обучения
1 полугодие
Л. В. Бетховен «Экосез»;
Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»;
C. Монюшко «Зимняя сказка».

2 полугодие
Л. В.Бетховен «Сурок»;
Ж. Б. Рамо «Ригодон»;
А. Лядов «Танец комара».
Ансамбль: В. А. Моцарт «Менуэт»;
Р. Шуман «Мотылек»;
Ф. Мендельсон «Песня».

Первый год обучения

1 .Вводное занятие.

2. Постановка дыхания.
Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика: специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
3. Изучение аппликатуры на блокфлейте.
Освоение рациональной постановки рук, головы.
4. Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.
Теория: методы артикуляции.
Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами.

Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений.
Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.

Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами исполнительской техники.
7. Основы музыкальной грамоты играют важную роль в обучении игре на блокфлейте.
Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших метроритмических размеров, пауз, нюансов;
изучение флейтового диапазона.
Практика: знакомство с различными жанрами произведений; строение основных аккордов и интервалов; изучение мажорных и минорных гамм.
8. Ансамбль (для программы 1-го года обучения).
Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле с другими инструментами.
9. Репетиции, участие в концертах и конкурсах.
Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах в ДОУ.

Второй год обучения

1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами ухода за ним.
2. Развитие навыков исполнительского дыхания.
Теория: принципы протяженного, ровного выдоха и понятие опоры.
Практика: игра выдержанных звуков различной динамикой, игра упражнений.
3. Изучение аппликатуры.
Теория: аппликатура в пределах трех октав.
Практика: игра развивающих упражнений, тренировка пальцев.
4. Развитие артикуляции.
Теория: освоение различных методов артикуляции и видов атаки.
Практика: игра упражнений для атаки, игра упражнений, развивающих подвижность языка.
5. Работа над произведениями.
Теория: пьесы с различными штрихами и более сложными метроритмическими структурами.
Практика: самостоятельный разбор и игра пьес как сольно, так и в ансамбле.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Теория: изучение метроритмических структур.
Практика: исполнение гамм до трех знаков, этюдов и разнохарактерных пьес.
7. Основы музыкальной грамоты.
Теория: освоение более сложных метроритмических структур, переменных размеров.
Практика: игра упражнений, пьес.
8. Репетиции. Участие в концертах, конкурсах.
Выступления на сцене, участие в концертах ДОУ

Методическое обеспечение программы

Каждое занятие содержит в себе различные виды работ. В каждом занятии соотношение отдельных разделов точно не регламентировано. В зависимости от условий оно бывает различным, но во всех случаях всегда соблюдается определенная пропорциональность и последовательность отдельных разделов.
В целях достижения хорошего качества исполнения, у каждого ребенка воспитывается большая требовательность к себе. Сознательное усвоение знаний, умений и навыков предполагает активность обучающегося. На протяжении всего этапа обучения ведется работа над интонацией, применяются методы индивидуальной и ансамблевой работы, используются различные упражнения, тюнер и т. д.
Одним из необходимых условий полноценного развития ребенка, воспитания развитой творческой личности является систематическое обучение музыкальной грамоте и т. д. Обучение игре на блокфлейте определяется педагогическими и
методическими установками, которыми педагог руководствуется в своей работе.
Форма занятий - индивидуальный урок. Форма работы на уроке - практическая и теоретическая. Ансамбль - групповое занятие. Форма работы - практическая и теоретическая.

Игра на блокфлейте - серьезный процесс, требующий концентрации умственных и физических возможностей ребенка. Обучающийся получает новые умения и навыки. Но самое главное - это творчество. Поэтому, во время занятия используются приемы, помогающие ребенку быстрее освоить изучаемый материал. Для работы над ритмом, во время освоения различных длительностей применяются: маршировка, хлопки в ладоши, сольфеджирование, ансамблирование (игра с другими инструментами). Дети приходят на занятия учиться и получать эстетическое удовольствие от всего творческого процесса: то знакомства с новыми произведениями, общения с педагогом, со своими сверстниками, от ощущения своего профессионального роста как музыканта-исполнителя.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программ необходимо следующее:
1.Наличие кабинета, фортепиано.
2.Наличие подставки для нот и нотного материала.
3. Наличие технических средств (метронома, тюнера).
У каждого ребенка имеется индивидуальный инструмент и нотный материал.

Курс рассчитан на тех, кто музыкой занимается только как хобби, ноты и блокфлейту впервые видит.
Вы изучите:
— нотную грамоту;
— основы ритма;
— ноты и постановку пальцев на блокфлейте;
— извлечение качественного звука, специфику низких и высоких нот;
— сыграете более 25 известных мелодий: Одинокий Пастух, Yesterday, Love me tender, Полёт кондора, Хава Нагила, мелодии из к/ф «Крестный отец», «Титаник» и другие.
Все мелодии разбираются подробнейше: как читать ноты, как посчитать ритм и сыграть ровно, какие пальцы на флейте. Всё это вы медленно-медленно разучите вместе с видео, потом сыграете с аккомпанементом.
Результат: после изучения курса вы сможете самостоятельно играть мелодии по нотам, найденным в интернете или песенниках.

Приобрести саму блокфлейту тоже можно у нас, в офисе в Москве: .

Оценить качество картинки можно на примерах:
.

Если вы уже решили заниматься, скачайте урок про выбор флейты целиком. И покупайте хорошую флейту, на плохих трудно брать верхние ноты.

Полная программа курса:

Часть I
Урок 1. Из чего состоит флейта. Осанка, посадка, положение пальцев, дыхание. Последовательность звуков: до ре ми фа соль ля си до. Первые звуки: до си ля соль.
Урок 2. Особенности извлечения низких звуков. Ноты фа ми ре до.
Урок 3. Координация. Тренируемся быстро искать ноты на блокфлейте. Гамма целиком.
Урок 4. Способы звукоизвлечения. Легато, нон легато. Как сделать звук красивым и перестать «подвывать».
Урок 5. Учим песню «Маленькая ёлочка», думаем нотами на флейте. Играем под фортепиано.

Часть II
Урок 1. Нотный стан, скрипичный ключ, как пишутся ноты. Октавы.
Урок 2. Ноты до ре ми фа на нотном стане. Как их запомнить. Небольшие примеры с листа.
Урок 3. Ноты соль ля си до на нотном стане. Запоминание, примеры.
Урок 4. Играем по нотам, не глядя на пальцы. Гамма вверх и вниз, упражнения.
Урок 5. «Маленькая ёлочка» по нотам.
Урок 6. «Два веселых гуся» по нотам, упражнения.
Урок 7. «Во поле берёза стояла» по нотам.

Часть III
Урок 1. Как в нотах пишется ритм. Длительности и их счёт: целые, половинные, восьмые, шестнадцатые. Хлопаем ритмы. «Ёлочка» по нотам с ритмом.
Урок 2. Размер, такт, тактовая черта, для чего они нужны.
Урок 3. «Ах вы сени мои, сени» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 4. «Эй, ухнем» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 5. «Бумер». Ритмический рисунок — нота с точкой.
Урок 6. «Jingle Bells». Снова нота с точкой.
Урок 7. «Калинка-малинка». Пунктирный ритм.

Часть IV

Урок 1. Диез, бемоль, их смысл, расположение на клавиатуре и запись.
Урок 2. До-диез и ре-диез: положение пальцев, запись в нотах. Небольшая пьеска с диезами.
Урок 3. Фа-диез: аппликатура, запись в нотах. Диезы и бемоли при ключе. «Во саду ли в огороде».
Урок 4. «Love me tender»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 5. Соль-диез: положение пальцев, запись в нотах, типичные сочетания с соль-диез.
Урок 6. «Хава Нагила»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Кузнечик». Повторяем все пройденные ноты с диезами и бемолями, разучиваем «Кузнечика» по нотам,хлопаем ритм.
Урок 8. Си-бемоль, он же ля-диез. Играем «Чижика-пыжика».
Урок 9. «Happy birthday». Пунктирный ритм, затакт.

Часть V
Урок 1. Ноты второй октавы: до ре ми фа. Особенности «добывания» высоких звуков, или как достать соседа.
Урок 2. Продолжаем учить высокие ноты, песня «Светит месяц».
Урок 3. Гимн Российской Федерации — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 4. Ноты второй октавы: соль ля си до. Самое сложное.
Урок 5. Мелодия из к/ф «Титаник» — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 6. «Вечерний звон» — ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Мой милый Августин» — ноты, ритм, играем по нотам и с аккомпанементом.
Урок 8. «Полет кондора» — подробно разбираем и разучиваем.

Часть VI
Урок 1. До-диез второй октавы и мелодия из к/ф «Крестный отец».
Урок 2. «Yesterday» — подробный разбор.
Урок 3. Ре-диез второй октавы. «Песенка крокодила Гены» (пусть бегут неуклюже...).
Урок 4. «Город золотой» — подробный разбор.
Урок 5. Фа-диез второй октавы. «Зелёные рукава» (Green Sleeves).
Урок 6. «Одинокий пастух» — подробный разбор.
Урок 7. Соль-диез и ля-диез второй октавы.

БОНУС:
Как сыграть мелодию в другой тональности — выше или ниже исходных нот.
Эти знания пригодятся, если ноты вашей мелодии окажутся выше или ниже диапазона блокфлейты.

БОНУСЫ!

Пример мелодии с аккомпанементом, быстрый темп:
Smoke on the water, темп 110 bpm

То же самое, медленный темп:
Smoke on the water, темп 70 bpm

Только аккомпанемент гитары, медленный темп. Мелодию сыграете вы;)

Полный список мелодий сборника:

1. Во поле береза стояла
2. Маленькая ёлочка
3. Два веселых гуся
4. Чижик-Пыжик
5. Love Me Tender
6. Ах вы сени мои, сени
7. Широка страна моя родная (начало)
8. Подмосковные вечера (начало)
9. Тема любви из к/ф «Титаник»
10. Калинка-Малинка
11. Одинокий Пастух
12. Jingle Bells
13. Happy Birthday
14. Во саду ли в огороде
15. Кузнечик
16. Эй ухнем
17. Бумер
18. Smoke on the Water
19. Вечерний звон
20. Светит месяц

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств Надежда» Принята на заседании педагогического совета Утверждаю директор Кислухина Т. В Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл) Автор программы: Ячменцев В. Ю. преподаватель ДШИ «Надежда» Рассчитана на детей с 5 6 лет. Срок обучения 2 года. г. Москва, 2009

2 Введение. История инструмента (блок-флейта). Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, блок-флейта принадлежит, несомненно, к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно, и этим понятием они обычно определяли все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинными предками современной флейты не являются такие инструменты, как флейта простая, фригийская и двойная. Все они только именовались «флейтами», но прямого отношения к ним не имели. Долгое время единственным подлинным предком современной блок-флейты считалась флейта с наконечником или flute a bec. Наиболее же убогим предшественником этой первой разновидности блокфлейты(бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII),был флаксолет- это простенькая дудочка с «пищиком» и несколькими дырочками. Эта флейточка была популярна в народе, и даже сейчас, одна из её разновидностей (galoubet) пользуется большим успехом и вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная как «косая» или поперечная, является несомненным, хотя и весьма отдалённым, потомком античной флейты Пана или сиринкса. Возникла она,вероятно, в одно время с «прямой» флейтой, но в отличии от неё уже не имела «пищика», а располагала боковым отверстием(амбушюром). Блок-флейта - разновидность продольной флейты. Это духовой музыкальный инструмент из семейства свистковых, таких, как свирель, окарина. Отличается от них наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной так называемого октавного клапана. Звук в блок-флейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха. Блок-флейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, т.к. предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая широким диапазоном и громким звуком. В наше время блок-флейты изготавливают не только из дерева, но и из пластика. Плюсом таких инструментов является их дешевизна и прочность. Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат деревянные флейты. Для их изготовления традиционно используют самшит или фруктовые деревья (груша, слива). Звукоряд блок-флейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до полного хроматического. Блок-флейта инструмент не транспонирующий, поэтому ноты для инструментов в строе «до» и «фа» записываются в реальном звучании. Диапазон блок-флейты чуть более двух октав: для сопрано он составляет от «до» второй октавы до «ре» четвёртой октавы. Для извлечения более низких нот (альтовая блок-флейта) используется частичное закрытие раструба инструмента. В XVI-XVIII веках блок-флейта широко применялась не только как сольный инструмент, но и как ансамблевый и оркестровый. Она была очень популярна в домашнем музицировании; игрой на блок-флейте увлекались герцоги, князья, курфюристы. Появились выдающиеся флейтисты-виртуозы. Самым известный среди них Иоганн Кванц, автор около 300 флейтовых концертов, а также капитального методического труда, связанного не только с игрой на блок-флейте, но и со всей исполнительской практикой и музыкальной эстетикой середины XVII века. Для блокфлейты было написано огромное количество произведений. В числе композиторов, много писавших для этого инструмента, И.Бах, Ф.Гендель, А.Вивальди, Г.Телеман. С появлением поперечной флейты, блок-флейта со своим слабым звуком постепенно сходит со сцены. Но в наши дни интерес к этому инструменту резко возрос(в связи с исполнением старинной музыки). 2

3 Разновидности блок-флейт. Существуют блок-флейты различных размеров (до 250 см) и строев. Основные виды блок-флейт: 1. Сопрано (в строе F) диапазон: от f 2 до g Сопрано (в строе С) диапазон: от с 2 до d Альт (в строе F) диапазон: от f 1 до g Тенор (в строе С) диапазон: от с 1 до d Бас (в строе F) диапазон: от f малой до g 2. Менее распространённые виды: GARKLEIN, VOICE-FLUTE, бас, контрабас, субконтрабас, октоконтрабас. Блок-флейты классифицируются ещё и по аппликатурным системам. Существуют два вида аппликатурных систем: немецкая(«ренессанская») и английская(«барочная»). Немецкая аппликатура чуть проще, но большинство, действительно хороших профессиональных инструментов, делается с «барочной» аппликатурой. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Первый этап обучения требует от преподавателя большого внимания. Необходимо контролировать положение инструмента, следить за дыханием и за точностью интонации. Начинающему обучаться игре на блок-флейте необходимо заниматься не менее 2-х, 3-х раз в день, т.к. продолжительность каждого занятия не должна превышать 20 минут. На начальном этапе обучения главное внимание необходимо уделить качеству звука. С самых первых уроков развивать требовательность к красоте звучания и к чистоте интонации. В начале, занятия следует вести по «Школе», в которой даны упражнения, дающие возможность усвоить элементарные исполнительские навыки. Это извлечение лёгких звуков: «соль-1»,»ля-1»,»си-1». После того, как ученик овладел этими звуками, расширение диапазона должно быть постепенным. Главное, в этом периоде обучения, добиваться улучшения качества звучания, правильного положения губ на мундштуке и вертикального положения инструмента. Стремление поскорее освоить весь диапазон блок-флейты является педагогической ошибкой, влекущей за собой ускорение звуковых недостатков, неточностей координации пальцев, а самое главное-отвлечение внимания от работы над улучшением качества звука. Хорошие успехи могут быть достигнуты только в том случае, если в первоначальном периоде обучения была прочно усвоена правильная постановка и верные приёмы звукоизвлечения. Таким образом, на первом этапе обучения игре на блок-флейте следует решить определённые задачи: 1.Научиться правильно держать инструмент. 2.Играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом. 3.Научиться правильно делать вдох и выдох при исполнении. 4.Добиваться чистого и приятного звука. 5.Играть с удовлетворительной интонацией. В достижении этих целей преподаватель должен быть очень требовательным и настойчивым. Ученик должен усвоить, чтобы научиться играть на блок-флейте необходимы: время и упорная работа. Методические сведения: Дыхание. Правильная постановка дыхания будет способствовать развитию лёгких, грудной клетки и дыхательных мышц. Неправильная постановка не только мешает развитию этих мышц, но и отрицательно влияет на формирование всего организма. 3

4 Развивать дыхание нужно осторожно, естественным путём. Грудобрюшной тип дыхания наиболее рациональный при игре на блок-флейте. Вдох следует производить ртом, через углы губ, не вынимая мундштук; частично носом, быстро, насколько возможно полнее и не прерывая звук. Выдох делается плавно, без толчков, не до конца. Артикуляция. Артикуляцией называется совокупность двигательных приёмов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. Блок-флейта является тем инструментом, на котором звук можно извлечь путём вдувания струй воздуха без помощи языка, хотя это недопустимо. Необходимо добиться извлечения звука только с помощью языка; как бы при произнесении шёпотом слогов «тю» и «ти». Звукоизвлечение. Для того, чтобы произвести звук на блок-флейте, следует поместить её верхнюю часть (мундштук) между губами, чуть подтянув их внутрь. После этого набрать воздух, кончиком языка прикоснуться к внутренней стороне зубов верхней челюсти и со слогом «тю» или «ти» быстро оттолкнуть от них язык, открыв таким образом путь для проникновения струй воздуха в инструмент. Совокупность этих двух моментов (отталкивание языка от передних зубов верхней челюсти и проникновение струй воздуха во внутрь ствола блок-флейты) образуют хороший звук. Качество звука определяется чистой интонацией, динамическим разнообразием, тембровой окраской, необходимой продолжительностью. Развитие пальцевой техники. Под техникой пальцевого аппарата подразумевается организованное владение деятельностью пальцев, которое даёт возможность исполнителю выражать музыкальные образы. Расположение пальцев левой руки при игре на блок-флейте. Указательный, средний и безымянный пальцы находятся в чуть согнутом положении над тремя отверстиями на верхней части блок-флейты. Звуки выше «ми» 2-й октавы извлекаются при открытии большим пальцем октавного отверстия с тыльной стороны инструмента. Отверстие должно открываться, примерно, на половину. Расположение пальцев правой руки при игре на блок-флейте. Четыре пальца правой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец) располагаются на нижней части блок-флейты, в чуть согнутом положении. Большой палец находится с тыльной стороны флейты, между указательным и средним пальцами. При правильной, естественной, постановке рук, кистей и пальцев напряжение снимается. Пальцы следует располагать так, чтобы они свободно опускались на звуковые отверстия. Мизинцы обеих рук, в слегка закруглённом положении, располагаются над лицевой частью блок-флейты. Нельзя опускать мизинцы подгибая их под ствол инструмента. Общая постановка блок-флейтиста. Учащийся должен заниматься стоя. Следует следить, чтобы не создавалось напряжения. Голову нужно держать ровно. Локти обеих рук приподняты на некотором расстоянии от грудной клетки, в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя. Техника игры на блок-флейте. Блок-флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение, и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки, и без ощутимой «атаки», звук у блок-флейты возникает как бы сам собой. Фразы и пассажи небольшого дыхания на блок-флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования. Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на блокфлейте довольно бегло и непринуждённо. Лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники. 4

5 В стоккатной технике у блок-флейты нет равных соперников. Кроме обыкновенного быстрого стоккато, на блок-флейте возможен поразительной стремительности приём двойного языка и, почти столь же стремительный тройной язык. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый и второй год обучения I II III IV Тема Количество часов Обучение исполнительскому дыханию 4 Тренировка мышц губ и рта. 4 Извлечение звука на инструменте. 4 Изучения написания нот. 4 Обучение исполнительскому дыханию. 2 Извлечение звука на инструменте. Работа над постановкой. 2 Изучение написания нот. 2 Изучение мажорных гамм с одним знаком в одну октаву, в 2 медленном движении. Упражнения для усвоения аппликатуры и развития 4 первоначальных исполнительских навыков, а также изучение и исполнение лёгких пьес. Работа над постановкой при игре на инструменте (способ 4 держания инструмента, положение корпуса) Обучение исполнительскому дыханию. 2 Работа над штрихами (стаккато и легато). 2 Обучение навыкам быстроты зрительного восприятия нотного 2 письма. Изучение этюдов (5-7 этюдов) не сложных. 4 Изучение гамм (мажор с одним знаком в две октавы в 2 медленном темпе). Работа с пьесами. 4 Работа над постановкой. 4 Развитие исполнительского дыхания. 2 Изучение гамм в две октавы стаккато и легато. 2 Работа над этюдами. 4 Освоение пьес. 4 Всего: 72 5

6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Первый год обучения В течение учебного года работа над постановкой, постановкой дыхания. Мажорные гаммы до одного знака включительно (в медленном движении), арпеджио, трезвучия, лёгкие этюды и упражнения. 1. Выдержанные звуки 2. С 1 по 10 упражнение из шк. Н.Платонова; 1-2 ансамбля (легкой сложности) пьес из школы И. Пушечникова Примерная экзаменационная программа: 1 полугодие: Гаммы: До мажор, Соль - мажор Этюды: 23,24 И. Пушечникова Украинская народная песня «Лисичка» Б. Майзель. «Кораблик» 2 полугодие: Гаммы: До мажор, Фа - мажор Этюды: 48, 51,52 И. Пушечникова Л. Моцарт. «Дуэт» Второй год обучения В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно (в умеренном движении); упражнения на легато; пьесы, этюды. Примерная экзаменационная программа: / полугодие: Гаммы: Ре мажор, си минор Этюды: 21, 57 И. Пушечникова И. Дюссек «Старинный танец» М. Иорданский «Песенка про чибиса» 2 полугодие: Гаммы: Си бемоль мажор, соль минор Этюды: 46, 53 И. Пушечникова М. Мильман «Барашек» В. Моцарт «Вальс» И. С. Бах «Песня» Рекомендованная литература. 1.Учебные пособия. 2.Методическая литература. 3.Методика обучения игре на духовых инструментах(очерки).под. ред.е.назайкинского М1964, Ю. Усова М 1966,1971, Б.Диков. Методика обучения игре на духовых инструментах М А.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах М Д.Рогань-Левицкий «Беседы об оркестре». 7.Ю Булучевский, В.Фомин «Старинная музыка». 8.И.Пушечников. Школа игры на блок-флейте. 9.Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах. 10.М.Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». 6


И. Пушечников ШКОЛА ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ I. Pushechnikov THE SCHOOL OF RECORDER-PLAYING Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») ОТ АВТОРА

Б Л О К Ф Л Е Й Т А I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа по предмету «блокфлейта», имеющая художественно-эстетическую направленность, предназначена для дополнительного образования

Введение в программу. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение

Пояснительная записка Последние годы существенно изменился жизненный уровень людей. Жизнь стала более динамичной, насыщенной. Большой поток информации обрушивается на людей с экранов телевизоров, компьютеров,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Малый медный оркестр Корнет in B Этот инструмент является главным ведущим инструментом малого медного оркестра. Инструмент транспонирующий, записывается в скрипичном ключе и звучит тоном ниже нотируемой

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «БЛОКФЛЕЙТА» для учащихся 1 3

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять их в дальнейшем

Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская музыкальная школа 18» Ул. Смольная, д. 37 тел. 458-05-63 Рекомендовано «Утверждено» Педагогическим советом Директор ГОУ ДМШ 18 ГОУ ДМШ

МБОУ ДО «Детская школа искусств 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств «Инструментальное исполнительство» Программа по учебному предмету «Музыкальный

Образовательная программа по классу блокфлейты. Блокфлейта в хоровой школе предмет факультативный. Занимаются блокфлейтой учащиеся только по желанию, наряду со специальными занятиями хором и двумя разами

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФЛЕЙТА» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 104

РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу «Общее фортепиано» для хореографического, ИЗО, струнного, народных инструментов и вокального отделений Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Министерство культуры Ростовской области ГОУ СПО РО «Таганрогский музыкальный колледж» Аппликатурные комбинации при игре на кларнете Бёма (французской системы) в верхнем и высшем диапазоне. Автор Преподаватель

Пояснительная записка Занятия в классе флейты в ДМШ имени Н.П.Будашкина проводятся в соответствии с действующими учебными планами. Специфика флейты определяет оптимальные сроки обучения игры на этом инструменте

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание тем учебного курса 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Литература и материально-технические средства обучения

Пояснительная записка. Программа по обучению дошкольников музицированию на блокфлейте разработана на основе современных технологий отечественных педагогов музыкантов Виноградова Л. В. Программа «Элементарное

Дорогие друзья! Еще раз поздравляю вас со вступлением в Веб-Школу Yamaha на курс Питера Баартманса «Исполнительское мастерство»! Цифровые клавишные инструменты Yamaha позволяют воссоздавать звучание музыкальных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 6 «Перово» (ГБОУ Школа 6 «Перово») 54,город Москва, улица Плющева, д.а Телефон:(495)3090,факс:(495)3090

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Ю ЗАО ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 11»

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности «В мире музыки». Программа курса «В мире музыки» рассчитана на индивидуальные

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Рассмотрена на педагогическом совете МАУДОД «Детская школа искусств» (протокол 4 от 28.12.2011 г.) УТВЕРЖДАЮ

2 I. Пояснительная записка Программа «Инструмент (флейта)» имеет художественно эстетическую направленность и разработана с целью музыкально эстетического развития детей от 6 до 12 лет, а также создания

1 Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию

Пояснительная записка. Нормативно-правовая база для составления программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО КЛАССУ ТЕНОРА, БАРИТОНА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе музыкального образования Детская музыкальная школа занимает базисное место. Именно в детской музыкальной школе формируются

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (5,7 ЛЕТ) Автор составитель: преподаватель

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ I полугодие 2-3 кл.: Диезные гаммы до 2-х знаков в 2 октавы мажорная и минорная, Этюд, чтение с листа, муз. термины. 4 кл.: Диезные гаммы до 3-х знаков в 4 октавы мажорная и минорная,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Скрипка» Дополнительной общеразвивающей образовательной

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств им. С.Т.Рихтера» Директор Образовательная программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДМШ 1 им. А.С.Данини МО г. Новороссийск» 353900 г. Новороссийск, ул. Новороссийской Республики, 14 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская Школа Искусств муниципального образования город Горячий Ключ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа имени М. JI. Таривердиева» Утверждено: Приказ 30 от 19 января 2012 г. Директор

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Программные требования фортепианного отделения ДМШ 2 по предпрофессиональной программе на 2015-2016 г.г. Данные требования опираются на предпрофессиональную программу и учебные планы, предусматривающие

ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В течение первого года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен

ГЛАВА 1 ПРОСТЫЕ АККОРДЫ Аккорды и гармония Разучив основные аккорды, вы сможете аккомпанировать на гитаре. Это значит поддерживать вокальные партии игрой на инструменте. В большинстве случаев аккомпанемент

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени Ю.С.Саульского» УТВЕРЖДЕНО приказом ГБУДО г. Москвы "ДШИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Творческий конкурс, который проводит колледж Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, призваны выяснить уровень общего развитие абитуриентов,

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа учебного предмета «Скрипка» составлена на основе примерной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, разработанной Институтом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика предмета На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Государсвтенное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Якутский колледж культуры и искусств» ЛОГИКО-ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Изменения социально-экономической системы в стране, информационная перегруженность детей, ухудшение их здоровья потребовали

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять переборы в дальнейшем

Новая редакция Программы одобрена на заседании педагогического совета 19 июня 2015 года УТВЕРЖДЕНА приказом 86_ от 29 июля 2015 г. по Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования

ПРОГРАММА по специальности «ТРУБА» (срок обучения: 7 лет, 5 лет) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В

Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Специальность (баян, аккордеон)» (далее программа) имеет художественную направленность.

1 Пояснительная записка Моя работа ориентирована на учащихся младших классов, обучающихся в музыкальной школе по пятилетней программе, имеющих средние данные. Для детей, имеющих данные выше средних, требуются

Глава 11 Êëþ åâûå çíàêè В этой главе... Обзор ключевых знаков Выбор правильной тональности Минорные тональности Последний танец К лючевые знаки это своего рода ключики, позволяющие открыть ларчик нотной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Общий инструмент» дополнительной образовательной

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН, ТУБА»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.С. Козловского» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУДО г. Москвы ГГ «ДШИ имени -ИХ. Козловского» / / М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена для обучения игре на синтезаторе разно уровневого контингента детей в возрасте от 7 до 8 лет. 3 год обучения учащиеся уже имеют основные теоретические

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ГОБОЙ» для учащихся 1 5 (6) классов

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Н.Александрова» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального

1. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное

ПРИНЯТО педагогическим Советом МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» от 01.10.2014 г УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» Т.В Фомина 01.10.2014 Требования и примерные программы для сдачи переводных экзаменов,

1 возрастная группа: 6,5-9 лет. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общекультурный (ознакомительный) уровень I. Формирование вокальных навыков 1. Певческая установка и дыхание. Правильное положение корпуса, головы, плеч,

СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» протокол от "13" марта 2017 г. 2 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» М.А.Федорова приказ от "14" марта

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Вороновская детская школа искусств» «Принято» Педагогическим советом

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить .

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я — использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно — дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%. Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта — полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна – музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.