Интервью с группой ария. Интервью. Какой-то новый материал уже пишется

Выход нового альбома группы Ария - это всегда событие в российской тяжелой музыке, даже для той части публики, которая этот альбом принимает в штыки. Не избежал участи быть разруганным и их 13-й полноформатник «Проклятье морей», что, впрочем, совершенно не помешало ему занять первое место в чартах российского iTunes, а самой группе - анонсировать масштабный тур в поддержку альбома, кульминацией которого станет концерт в масштабном столичном дворце спорта «Мегаспорт». Релиз, конечно, не из простых, масштабный и необычный, так что для того, чтобы более-менее разобраться в 11 новых песнях, потребуется немало прослушиваний. Чтобы помочь слушателям и журналистам сориентироваться, музыканты представили «Проклятие морей» на пресс-конференции в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, где вместе с пятерыми музыкантами приняла участие Маргарита Пушкина, сочинившая для альбома половину текстов. Представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты из почти часового общения группы с прессой.

Расскажите, пожалуйста, каким получился новый альбом? Какие композиции в него вошли? Тяжело ли было над ним работать?

Михаил Житняков: Альбом «Проклятье морей», 13-й по счету, включает в себя 11 треков общим звучанием более 75 минут. В этом его особенность - он является рекордным по продолжительности звучания.

Как долго вы работали над альбомом?

Михаил Житняков: Вообще работа над новым альбомом начинается, как только выходит предыдущий. Сразу же какие-то мысли начинают реализовываться. А активная фаза происходила в течение этого года.

Группа Ария, с одной стороны, по-хорошему консервативна, работает с проверенными людьми, и это оправдывает себя в плане текстов и не только, но с другой стороны, вводит и новых людей. Вопрос Владимиру Холстинину - что за человек Владислав Тарасов, с которым вы написали композицию «Дым без огня»? Не тот ли это человек, который в соавторстве с Кириллом Немоляевым написал книгу «Истерия СССР»? Как родилось сотрудничество с ним? Что нового он привнес в идеологию Арии?

Владимир Холстинин: С Владом я познакомился совсем недавно, где-то полгода назад, как раз во время работы над альбомом. Дело в том, что у моего обычного соавтора Игоря Лобанова было много работы со своей группой, и он не успевал, было тяжело, поэтому неожиданно появился Владислав Тарасов. Работать с ним было очень здорово, очень интересно. Он терпеливый человек, сносил все мои придирки и поправки, а потом неожиданно оказалось, что он работает корректором, то есть это человек с абсолютной грамотностью. Представляете себе, как приятно было с ним переписываться - он никогда не допускает никаких ошибок, что сейчас большая редкость! Сказать, что он привнес что-то новое, наверное, нельзя, потому что у нас уже настолько сложившаяся история, что отступать от нее очень проблематично и, может, даже опасно. Но он, мне кажется, не уронил планку, и я надеюсь, что это его не последняя работа с нами. И да, это тот самый человек, который написал «Истерию СССР».

Следующий вопрос к Маргарите Анатольевне, непосредственно вытекающий из предыдущего: как вы восприняли этот текст с профессиональной точки зрения и с точки зрения человека, причастного к Арии не один год? Нет ли у вас какой-то ревности, соперничества с другими текстовиками? У вас были какие-то пикировки с Александром Елиным, если не ошибаюсь…

Маргарита Пушкина: Я человек очень спокойный, и к появлению новых людей я отношусь очень спокойно. Я знаю свой уровень, и, думаю, ниже своего уровня я на этом альбоме не опустилась. Если судить по реакции людей и по реакции музыкантов, то, что я сделала, им понравилось. Конечно, я бы хотела сделать больше, но, как говорится, мы свою жизнь не выбираем. На этот раз не получилось. Владислава Тарасова я знаю очень давно, еще до того, как он написал «Истерию…» Он написал очень большую статью для моего рок-альманаха «Забриски Rider», статья была посвящена творчеству Стивена Кинга, иллюстрации делала его жена. Прекрасная статья! Потом, поскольку я знаю Кирилла Немоляева, мы и с Владиславом общались. Ну, появился человек, написал. Честно говоря, у меня было одно опасение после «Истерии» и рок-оперы «Мавзолей», где он, кажется, весь текст написал - что появятся такие шуточки в духе Немоляева, а это несколько идет вразрез с идеологией Арии. (Смеется ). Но все обошлось, под жестким контролем Владимира Петровича все удалось. Никакой ревности к другим авторам я не испытываю, потому что я понимаю ситуацию, я понимаю, что в силу различных жизненных обстоятельств я не смогу написать столько текстов, сколько было написано раньше. Поэтому Владимир Петрович работает с Лобановым, с Лобановым я в прекрасных отношениях, обмениваемся мнениями, обмениваемся письмами. Саша Елин - большой молодец, выручил на этот раз. Я не согласна с его концепцией, выраженной в нескольких песнях - «Эра Люцифера», «От заката до рассвета», но это мое личное дело. Я бы написала по-другому, но, наверное, когда Саша смотрит мои тексты, он тоже думает: «Я бы написал по-другому», это чисто субъективно. Так что никакой вражды, ревности или желания кого-то топором по башке стукнуть у нас совершенно нет. Мы, авторы - нормальные люди, адекватные.

(*) Сведением вашего прошлого альбома «Через все времена» занимался финн Хиили Хиилесмаа, а новый диск сводил американец Рой Зет. Чем обусловлен выбор именно Роя? Довольны ли вы тем, что он сделал со звуком?

Виталий Дубинин: Это была моя идея. В прошлом году мы с Максимом сотрудничали с норвежской группой Tomorrow’s Outlook, записали с ними две песни, и продюсером этого альбома как раз и был Рой Зет. И сами норвеги предложили: «А вы не хотите, чтобы он вам свел альбом?» Я донес эту идею до остальных, и мы сошлись, что неплохо бы попробовать. Рой Зет - фигура в металле мирового уровня, мы, конечно, знали его работы как продюсера и как гитариста с Брюсом Дикинсоном и Halford - этим и был обусловлен выбор. Что получилось? Наверное, у каждого из нас есть свои замечания или, наоборот, моменты, которые кажутся нам наиболее яркими, по поводу сведения этого альбома. Я считаю, что получилось интересно и очень для нас необычно.

Заглавный трек альбома «Проклятие морей» стал самым длинным в истории группы - более 12 минут. Нет ли у вас планов записать еще более длинную балладу?

Виталий Дубинин: Так получилось случайно. Думаю, никто из нас не ставит себе целью написать песню длиннее, чем были до этого. Просто так случилось, что такой хронометраж у песни. Планов записать что-то еще длиннее у нас нет, но и сложностей больших сделать длинную песню нет. Гораздо сложнее сделать короткую песню.

Виталий, в своем блоге ваш сын написал, что принял небольшое участие в песне «Проклятье морей», и что некоторые его идеи отразились на альбоме. Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничать с Александром? Или, может, он сыграет вместе с группой?

Виталий Дубинин (смеется ): Его участие было таким - обычно я сам пишу «рыбу» на псевдо-английском языке, а он подрос и достаточно хорошо знает язык. Я ему изложил, что должно быть в каком куплете и какой его части, и дал прочесть историю Летучего Голландца. Он все это воплотил в той или иной степени готовности - мне кажется, получилось достаточно складно, и я это спел для «рыбы». Потом я его попросил сыграть небольшое соло - опять же, для демо. Я дома делал в компьютере демо, а сам я не большой мастер, точнее, совсем не умею играть соло, а он что-то там такое напиликал, и я это вставил. Вот таким было его участие. Планирую ли я в дальнейшем привлекать его? Вполне возможно.

Чем руководствуются музыканты, когда выбирают, какие песни войдут в грядущий релиз? Доходит ли до споров, голосований, жребия? Участвуют ли в выборе люди, близкие к группе?

Виталий Дубинин: У нас не так много песен, чтобы что-то отбрасывали или спорить из-за того, войдет ли та или иная песня в альбом. Конечно, есть внутренняя цензура, но мне помнится, что все песни, которые тот или иной участник принес на этот альбом, мы записали. Мы может спорить насчет порядка песен, а насчет самих песен - если песня всем нравится, то мы ее берем. Потому что если кому-то что-то неинтересно, и он делает что-то из-под палки, то ничего хорошего из этого не получится.

(*) А как в группе происходит выбор художника, который оформляет альбом? В этот раз он у вас тоже новый - Эд Юницкий.

Виталий Дубинин: В этот раз нам посоветовала художника Маргарита Анатольевна Пушкина, с которой он сотрудничал на ее предыдущем релизе. По-моему, очень хорошо у него получилось в плане артворка, лично я очень доволен, остальные, думаю, тоже. А дальше Маргарита расскажет, где она его нашла.
Маргарита Пушкина: Нашла я его в Facebook, когда искала серьезного человека для оформления рок-оперы «Окситания». Копалась-копалась, и вдруг - портфолио Эдуарда Юницкого, город Могилев, Белоруссия. В основном, он оформляет прог-рок, очень много работает с фирменными командами. Как раз в это время готовился альбом Валерия Александровича Кипелова «Звезды и кресты», и я попыталась привлечь Юницкого к его оформлению, но менеджмент группы Кипелов мне заявил, что у него чересчур веселые картинки, и они не отвечают концепции альбома. На мои возражения, что художники прислушиваются к заказчикам, кому-то нужны веселые картинки, кому-то - грустные, люди не отреагировали. Потом вышла «Окситания», прекрасная совершенно, и ее Миша Житняков вспомнил, когда зашел разговор о том, кому поручить оформление альбома. Хотя были определенные опасения, сможет он или нет, потому что человек никогда не работал с такими тяжелыми командами - во всяком случае, тяжелыми для Юницкого. Дальнейшие контакты с ними поддерживал Виталий, и я не знаю, рубились они или не рубились, но сам Эдуард очень доволен. Он прислал мне эту замечательную обложку, я вставлю ее в рамочку, потому что, на мой взгляд, оформление прекрасное. Юницкий победил сам себя н наметил какой-то новый стиль в оформлении альбомов Арии.

Верите ли вы в магию чисел? 13-й студийный альбом все-таки…

Маргарита Пушкина: Самое расхожее мнение, что число 13 - это ай-ай-ай, какое-то нехорошее число и так далее. Это уже традиция так думать. На самом деле, открою ли я вам тайну или нет, число 13 - это замечательное число, число нелогичных людей. Это значит, что это число любит тех, кто занимается творчеством, кто способен на самые непредсказуемые поступки, кто не вписывается в общепринятые нормы и стандарты. То есть, число 13 относится к творческим людям, коими мы все и являемся, и здесь нумерология очень угадала: 13-й альбом несколько отличается по музыкальной концепции, там очень много интересных находок, небольших экспериментов, каждый выложился по-своему. И номер этого альбома очень даже этому соответствует - это число нелогичных творческих людей, которые «идут к своей цели, руководствуясь всеобъемлющей любовью», как это пишут исследователи различных чисел. Ну, насчет всеобъемлющей любви я бы сомневалась, но то, что 13 - это число нелогичных творческих людей, мне кажется, полностью соответствует.
Сергей Попов: Может быть, для кого-то это несчастливое число, но для нас оно счастливое, потому что мы считаем, что альбом удался. Во всяком случае, нам он нравится.

Все мы помним такие альбомы Арии, как «Герой асфальта» (1987) или «Кровь за кровь» (1991), и сейчас можно с уверенностью сказать, что эти альбомы и их тексты прошли проверку временем. Сегодня на слуху тексты других исполнителей - рэп-исполнителей, панк-исполнителей. Не выходит ли так, что тяжелый рок сегодня утратил свойство пророка?

Маргарита Пушкина: Если я начну, то это будет на час или два. Я хочу сказать, что никто никогда себя не ставил в позу пророка. Мы писали то, что мы чувствовали, и сейчас мы пишем - по крайней мере, я так думаю - то, что нам хотелось бы сказать. Я не могу согласиться с тем, что на последнем альбоме мы какие-то беззубые или няшные и занимаемся сказками. Там есть несколько текстов, которые нормально вписываются в сегодняшнюю ситуацию. Мне часто задают вопрос, например, недавно спрашивал замечательный китаист-профессор из Новосибирска, который, несмотря на свой статус и возраст, очень любит Арию и все время ее слушает: вы не побоялись на этом альбоме разместить такую песню, как «Убить дракона»? В обществе существует вот этот страх. То нам говорят: «Ой, социальщина, вот этот «Черный квадрат», зачем он нужен? Рассказывайте нам сказки!». А потом поклонники говорят: «Не надо нам сказок! Давайте нам…» А потом: «А вы не боитесь?» Не знаю, как музыканты, а лично я внимательно слежу за рэпом, но я их не слушаю, я их читаю, потому что слушать это невозможно. Если слушать - то американцев, потому что у них это гораздо органичнее выходит; допустим, Body Count мне нравится - старенький, но очень мощный товарищ, чернокожий. Много дабстеповых групп с интересными текстами - но это у них. У нас мне лично нравится по посылу 25/17, прекрасная группа, последнее время нравятся тексты - именно тексты - Оксимирона. Сначала он мне, как сейчас говорят, не зашел, а сейчас я его с удовольствием читаю. По поводу Фэйса и Фараона не знаю, хотя они тоже шумят.
Виталий Дубинин: А Гнойный нравится?
Маргарита Пушкина: Гнойный - нет, КПСС мне не нравится. Мне кажется, что мы если говорим, то говорим, а если молчим, то молчим, мы рассказываем сказки, но вот совсем обвинять группу Ария в том, что мы не затрагиваем никаких социальных тем и все передали в руки рэпперов - это неправомочно. Я сейчас хочу провести такой эксперимент, готовлю кое-что со своим проектом Margenta. Это будет тяжелая альтернатива, тяжелые гитары и речитативы на социальные темы. Мне интересно бросить этот проект нашей публике, которая привыкла к «тан-тага-дан» и прочее - как они на это отреагируют? Там только социальные, только злобные рэперские тексты с хорошей подачей. Вот и проверим, что говорят один и что думают другие, а потом говорят.

Сергей, а «Эра Люцифера» - это не о нынешней ситуации в стране песня?

Сергей Попов: Изначально я хотел просто прямую песню, которая бы, что называется, качала. Для меня главное в ней - драйв. Потом Саша Елин уже внес свое видение. Хотите - называйте ее социальной. В принципе, это продолжение темы нашей с Сашей Елиным песни «Будь самим собой» с прошлого альбома. Пусть каждый для себя этого Люцифера обозначит. Хотите - воспринимайте это как песню про нашу страну, хотите - более широко, ведь эра потребления, эра двойных стандартов - это тоже эра Люцифера.

Виталий, приятно удивило ваше участие в проекте группы БИ-2 Куртки Кобейна. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом проекте в целом и конкретно о песне и клипе.

Виталий Дубинин: Клип я не видел. И вообще мое участие получилось довольно спонтанным. Мы были в городе Новосибирске, играли концерт с симфоническим оркестром, и БИ-2 пришли к нам на концерт. Шура подошел ко мне и сказал: «У тебя есть Rickenbacker?» «Да, есть у меня такая бас-гитара.» « Ты не мог бы нам помочь, сыграть песню - не в группе БИ-2, а для стороннего проекта?» Я говорю: «Я не знаю, смогу ли я, я не в курсе, что вы собираетесь делать». Он говорит: «Там достаточно все просто, именно вот прямой рисунок…» Отказывать я не умею, так что я сказал: «Хорошо, сыграю». Пришел на студию, сыграл буквально за час, и на этом мое участие закончилось. Потом они мне вдруг сказали: «Мы будем снимать клип». Я говорю: «И я должен тоже сниматься?» «Ну, ты же там играл…» Я же не мог сказать, что я на это не подписывался! Ну, сыграл и сыграл. А что получилось…. Я видел какое-то lyric-видео, себя я там не обнаружил и ничего не понял в плане видеоряда. Что же касается самой песни, то я не понял, зачем они делали сторонний проект; по-моему, это типичное БИ-2.

В 2019 году будет 30-летие альбома «Игра с огнем». Планируется ли по этому поводу что-нибудь масштабное, как это было с «Героем асфальта»? Альбом ведь тоже знаковый.

Владимир Холстинин: В 2019-м - нет, потому что этот год посвящен у нас туру «Проклятье морей», мы одновременно и то, и другое не сможем сделать, к сожалению.

(*) Песни Арии несколько раз звучали в телеконкурсе «Голос. Дети». Как вы к этому относитесь? На ваш взгляд, имеет ли право на существование «Штиль» в детском исполнении?

Виталий Дубинин: Я знаю, что многие мои коллеги относятся к этому отрицательно. Но я не вижу ничего плохого в том, что дети исполняют эти песни. Не настолько страшный там текст, и не настолько он недоступен для детского понимания. Поэтому я считаю, что это все вполне имеет право на существование.
Маргарита Пушкина: Я категорически против, чтобы дети пели про людоедство. Это совершенно не соответствует детскому восприятию. Вообще мне кажется, что это спекуляция определенная. Они хорошо пели, у Пелагеи, по-моему, были ребята, но это совершенно не песня для детских умов, даже для акселератов.
Виталий Дубинин: Они поют музыку, и оценивают их голос. Может быть, они не вникают до конца в текст, но ничего плохого, повторюсь, я в этом не вижу.

Сейчас многие фанаты смотрят YouTube, и там есть такой блогер Грибановский. Виталий, я знаю, что вы смотрели его блоги, которые он делает по вашим альбомам. Скажите, есть ли правда в его историях? Он по пять-шесть часов уделяет каждому вашему альбому. Есть даже мнение, что он имеет какое-то отношение к вашей группе.

Виталий Дубинин: Я, честно говоря, не знаю такую фамилию. Все, что о нас говорят блогеры или поклонники, тролли или хейтеры - все это мне докладывают мои сыновья. Я уже стараюсь на это никак не реагировать, поэтому фамилии тех, кто что-то пишет про группу Ария, я не запоминаю. Так что толком не могу сказать, что это за человек, извините.

(*) В апреле следующего года вы заявлены в числе участников немецкого фестиваля “Keep It True”. Это не очень большой фестиваль, но достаточно престижный. Как вы там оказались? И если ли у вас какие-то дальнейшие планы по завоеванию Европы?

Виталий Дубинин: Все фестивали, в которых мы принимали участие за рубежом, мы рассматриваем не как наши этапы покорения Европы, а скорее как туризм. Мы отдаем себе отчет, что никаких серьезных туров мы там провести не сможем, пока не сделаем релиз на Западе, то есть, не выпустим пластинку на английском языке для западных слушателей. Поскольку у нас этого нет, мы все это рассматриваем, повторюсь, больше как туризм. Как мы туда попали? Очень просто, сейчас развит Facebook, они пишут нам на официальную страницу. Организаторы этого фестиваля нам написали, возможно ли пригласить группу, наш менеджмент связался с ними, обменялись райдерами, как это сейчас называется. Как только всех все устроило, сложилось предложение. Возможно, у нас будут еще какие-то фестивали в Европе в будущем году. Во всяком случае, переговоры такие мы ведем, а уж что там получился, не знаю.

(*) В России у вас был свой фестиваль - «Ария-Фест». К сожалению, ни в этом году, ни в прошлом он не состоялся, а планируются ли в будущем подобные мероприятия?

Виталий Дубинин: Да, конечно, планируются. Почему его не было ни в прошлом, ни в нынешнем году? Это связано с работой над альбомом. Миша сказал, что мы начали плотно работать в этом году - нет, мы начали работать над альбомом достаточно плотно прошлым летом. Уже тогда мы подготовили шесть песен и записали барабаны и бас к ним, поэтому заниматься всем одновременно было тяжело, а доверить кому-то, дать на откуп у нас не получалось - все равно приходилось контролировать какие-то административные, организационные моменты. Просто мы решили, что надо заняться чем-то одним, а в дальнейшем мы планируем, что как минимум на 35-летие группы будет «Ария-Фест». В 2019 году мы планируем провести тур, посвященный альбому «Проклятие морей», а осенью очень даже возможно, что мы вас еще чем-то удивим… или не удивим.

Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой (пресс-атташе группы Ария) за аккредитацию на пресс-конференцию

Вопросы, помеченные (*), заданы представителем сайт

Обработка материала - Роман Патрашов
Фото - Наталья “Snakeheart” Патрашова
30 ноября 2018 г.

– Здравствуйте! Я хочу начать с традиционного вопроса, были ли вы в Израиле когда-нибудь и какие впечатления остались, если были? А если не были, то какие ожидания?

Виталий Дубинин: – Группа «Ария» была здесь раз восемь точно, начиная с 1999-го года. Приезжаем достаточно регулярно. Впечатления самые приятные. Как нам кажется, мы побывали во многих местах. То есть, в столице, в Хайфе, конечно, в Иерусалиме, были много раз на Мертвом море. Все замечательно.

Максим Удалов: – Впечатления только самые хорошие. Очень люблю Израиль. Просто нравится эта страна.

Михаил Житняков : – Присоединяюсь! Мне еще, к сожалению, во многих местах не довелось побывать. Именно с туристической стороны. Но это мой уже второй визит в составе группы «Ария» и мне все нравится.

– Есть ли у кого-то из вас еврейские корни?

Сергей Попов: – По-моему, у Максима есть.

– Это правда?

Максим Удалов: – На самом деле это он так шутит, потому что я Максим Львович, а папа Лев Борисович. Но замечен не был. Я имею в виду, по матери, как правильно считается.

– Читала, что именно для этого концерта вы собирали общественное мнение – народ сам выбирал, какие песни послушать на концерте. Как будущему зрителю, мне очень интересно сколько песен удалось собрать?

Виталий Дубинин: – Мы провели такой опрос, и получился своеобразный рейтинг. Взяли из него первую двадцатку и попытались уместить все это в формат концерта, который длится два часа. Соответственно, получилось 17-18 песен, именно их и будем играть по желанию слушателей.

– Это у вас впервые такая практика или уже бывало? Или исключительно эта программа?

Виталий Дубинин: – Нам просто часто говорят в России, что мы немножко достали тем, что играем одно и тоже. Это те поклонники, которые ходят достаточно часто или регулярно на наши концерты. Поэтому мы решили: хорошо, раз вам надоели песни, которые нам кажутся самыми хитовыми, то выбирайте сами те песни, которые хотели бы услышать. Может быть, мы давно их не исполняли, а, может, вообще никогда. И вот, соответственно, получился такой список, и мы следуем ему.

– Это интересно. Ну, вот говорят же, что музыкантам надоедает играть хиты. Какую из этих песен, которые выбрали зрители, каждый из вас исполняет вот прямо с удовольствием, по кайфу?

Михаил Житняков : – Лично для меня открылась песня «Отшельник». Она мне и так, в принципе, всегда нравилась. Но так как это была моя первая попытка именно спеть, я, соответственно, получил массу удовольствия и исполнять ее нравится особенно, скажем так, наряду с другими песнями. Но если что-то выделять, то да, для меня это – песня «Отшельник».

Виталий Дубинин: – Хочется добавить, что в принципе, проводя такой опрос, мы надеялись, что будут все-таки песни, которые окажутся сюрпризом для нас.

– Не “приторные”?

Виталий Дубинин: – Да, но поскольку людей очень много, то когда проголосовало достаточное количество людей, все это полностью нивелируется и опять получается одна и та же программа. Может быть немножко в другом порядке (у какой-то песни больше рейтинг, у какой-то меньше), но, в результате, получается именно вот так. Плюс-минус все песни знакомые все равно.

– А вам какая песня нравится?

Владимир Холстинин: – Мне трудно сказать. Наверное, больше всех нравится «Дай жару».

Сергей Попов: Потому что последняя и можно идти в буфет (все смеются).

– Сегодня День святого Валентина. Какую бы песню из вашего репертуара вы бы назначили самой романтичной песней дня?

Виталий Дубинин: – Надо подумать. (Обращается к Михаилу) Ты сегодня распространял валентинки?

Михаил Житняков: – Нет, не довелось.

Виталий Дубинин: – У нас немного песен про любовь, но, наверное, «Улица роз».

Михаил Житняков: – Так или иначе, тема любви там затрагивается и фраза из припева «Я люблю и ненавижу тебя», – конечно, все равно, там больше любви там, чем ненависти. Поэтому, вот эта песня пусть и будет ближе всего к тематике.

– У вас, в принципе, есть песни про ожидание любви или, наоборот, про расставание, разрывы. Вы еще до сих пор верите в счастливую любовь?

Владимир Холстинин: – Конечно. А какой смысл тогда жить?

Сергей Попов: – А почему нет? От такой красивой девушки подобный вопрос очень странно слышать. Конечно, да!

– Это отлично. А скажите еще, пожалуйста, современный поклонник группы «Ария», нынешних лет, какой он?

Сергей Попов: – Он – собирательный образ, состоящий из трех поколений. То есть, вот от и до: и дедушки приходят, и родители, и их дети.

Михаил Житняков: – Из разных социальных социальных групп, я бы даже так сказал.

Сергей Попов: – На удивление, приходят 12-15 летние подростки, и они поют практически все песни на концерте, и для нас это очень приятно.

– Даже самые советские?

Михаил Житняков: – В том числе.

– А есть ли какая-то российская группа, которую можно было бы назвать продолжателями вашего творческого направления?

Виталий Дубинин: – «Кипелов», наверное (смеются).

– Может, есть кто-то помоложе?

Сергей Попов: – Обычно этим журналисты занимаются, а мы просто играем на гитарах и песни поем.

– У вас в группе «Санта-Барбара» такая среди участников. Скажите, вы в жизни общаетесь или только по работе сталкиваетесь?

Виталий Дубинин: – С бывшми участниками? Бывает, да. Вот сейчас – Сергей Маврин, не будем далеко ходить.

– Это бизнес или все-таки дружеская встреча?

Виталий Дубинин: – Ну, это, наверное, и то и другое. Мы были очень приятно удивлены, что сможем повидаться с Сергеем здесь и сыграть с ним на сцене. Так вот с бывшими участниками мы пересекаемся в основном, конечно, на концертах, поскольку сами находимся большую часть времени на гастролях. И чтобы совпало так, что: «Привет, сегодня приеду в гости», такого, конечно, не бывает. Но случается.


– И несколько вопросов, которые я собрала у ребят в своем блоге: что бы они спросили у группы «Ария». Один из них звучит так: “Скажите, кто такая Жанна из «Улицы роз»?”

Виталий Дубинин: – Может же и стюардессой наша Жанна быть. Собирательный образ. Я не знаю, что сказать.

– То есть, вы сами не знаете, что это за женщина в вашей песне?

Михаил Житняков: – Не знаю, может быть, это какие-то подспудные желания. Почему она (песня) популярна? Не просто же так, правильно?

– Неспроста. Еще вопрос: “Вам нравится тот период творчества Маргариты Пушкиной, когда она писала песни в стиле немножко мистическом?”

Виталий Дубинин: – Да, конечно. Нравится. Тогда был “романтизьм, закуска” (смеется). То есть, у нее было больше свободного времени, был энтузиазм. И дело спорилось, так сказать, само собой все происходило. Сейчас все немножко по-другому. Уже и лет всем побольше, и подустали немного, и заняты своими делами. В частности, Пушкина занята в собственном проекте, у нее их даже несколько. Тем не менее, мы продолжаем работать и это наш сегодня уже один из авторов, но по-прежнему любимый.

– С кем бы из исполнителей, может быть, уже совсем древние группы или, наоборот, молодые, вы бы хотели выступить? Есть такое желание? Deep Purple, например?

Сергей Попов: – У нас есть уже заготовленный ответ. Нет, никакого желания нет.

Виталий Дубинин: – Мы, в принципе, с Deep Purple уже пересекались на одном концерте. Стояли за кулисами и наблюдали за выступлением, даже фотографировались с ними. То есть это несколько разные вещи: выступить в одном концерте или пообщаться. В общем, нам удалось и то, и другое. Ну а так, чтобы рваться – типа у меня мечта выступить на одной сцене с Metallica – нет такого.

Михаил Житняков: – Я вот, в свое время, мечтал-мечтал и моя мечта наконец сбылась. Я выступаю на одной сцене с «Арией»!

– То есть вы уже выросли из того, чтобы «создавать себе кумира» и хотите играть сами с собой?

Сергей Попов: – Да не в этом дело. Мы просто отдаем себе отчет, что это только со стороны кажется, что вот мы вместе отыграли один концерт и ходим друзьями, чуть ли не обнимаемся. А на самом деле, мы можем вообще не пересекаться с группой, с которой выступаем в одном концерте. У них свой саундчек – у нас свой. Они приехали, отыграли и уехали. Мы приехали, отыграли и уехали.

– Ни поговорить, ни поздороваться?

Сергей Попов: – Да.

Виталий Дубинин: – Самое крутое – это встретиться после концерта в гостинице в баре.

Сергей Попов: – Да, в неформальной обстановке.

– Окей, тогда с кем бы вы встретились «в баре»?

Виталий Дубинин: – Ну, как минимум, с Nazareth мы встречались и очень хорошо проводили время.

Михаил Житняков: – Группа U.D.O. – неоднократно даже случалось.

Виталий Дубинин: – С группой Rage у нас были гастроли – прожили в одном автобусе несколько недель.

Сергей Попов: – С гитаристом Rammstein ходили на концерт в Германии. Так что бывало иногда.


– Ну и последний вопрос, мой традиционный для блога. Все-таки Израиль такая страна, куда люди приезжают и начинают новую жизнь, – что вы бы посоветовали человеку, который находится на перепутье, на перекрестке дорог, может, даже в депрессии, и начинает жизнь с нуля?

Максим Удалов: – То есть, он уже решил для себя?

– Да, он уже попал в эту ситуацию. Как ему быть? Не опускать руки или “соберись, тряпка!”…

Сергей Попов: : – Как минимум, его надо похвалить, что он уже сделал большое дело.

Михаил Удалов: – Убедиться в том, что он хорошо подумал, прежде, чем это сделал.

– Или надо было сначала подумать?

Максим Удалов: – Да, если говорить о намерениях, то пожелание будет такое: хорошенько подумать, обдумать это все, собрать максимум информации.

Михаил Житняков: – Цель должна быть ясной, четкой и дорога к ней должна быть абсолютно предсказуемой. Вот это, наверное, значительно может облегчить ситуацию.

Сергей Попов: – То, чего в жизни не бывает (смеется). Надо в себя верить, в свои силы и идти вперед.

Виталий Дубинин: – Не унывать, несмотря ни на что, особенно, в первые моменты, что бывает всегда не очень просто. Раз уж сделал шаг, то делай и второй.

Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

Мы сидим с Виталием Дубининым и Михаилом Житняковым в холле гостиницы «Москва» в городе Симферополе, которая находится поблизости от руин древнего Неаполя Скифского – столицы позднескифского государства, что весьма символично, учитывая тематику заглавного трека нового альбома Арии. После аншлагового концерта накануне, парни выглядят на удивление свежо и бодро, охотно отвечая на вопросы интервью. За час нашего общения мы успели столько всего обсудить, что я рискую что-то упустить из внимания, начав здесь перечислять все затронутые темы. Так что, устраивайтесь удобнее и читайте сами. Беседа будет долгой.

Давайте сразу начнем с нового альбома «Через все времена». Опишите процесс работы над альбомом, ту творческую атмосферу, в которой он рождался. Вообще, сам процесс сочинения и записи был привычным для вас, или были какие-то характерные особенности в подходе к написанию и записи?

Виталий Дубинин: Мы работали в обычном режиме – в таком, как мы записываем все альбомы, и, может быть, атмосфера была даже чуть теплее, потому что Михаил уже был полноправным членом коллектива, и мы все песни делали вместе на репетициях. Михаил пел даже «рыбы», поэтому все было очень мило, все не напряженно, и как-то получилось практически само собой, без всякого аврала или чего-то подобного…

Михаил Житняков: Для меня это был первый опыт участия в сочинении альбома, поэтому, скажем так, были какие-то ощущения происходящего впервые. Тоже хочу отметить именно теплую атмосферу. Что мне понравилось, мы не садились специально в студию для того, чтобы придумать песни, все песни сочинялись в процессе. То есть мы были на гастролях, переезжали из одного города в другой, и, так или иначе, у кого-то из нас были наработки, и эти наработки мы показывали друг другу. Мне очень нравилось то, что мы вместе принимали решение заниматься песней, или не заниматься, и потом уже приезжали и предметно занимались той разработкой, которая утверждалась. Эта схема была впервые мной постигнута, и мне это очень понравилось.

У каждого альбома, как правило, есть своя предыстория, какие-то факты, которые остались за кадром. Есть ли нечто подобное, связанное с последним альбомом – какие-то особенности, которые будут интересны вашим фэнам, а может и будущим биографам?

Виталий Дубинин: Сложно сказать…

Или все проходило в штатном режиме?

Виталий Дубинин: Да, как-то все было… Я понимаю, о чем ты говоришь, но здесь все было достаточно ровно, можно даже сказать обыденно, никаких там не было историй или конфликтов среди нас. Как-то все прошло хорошо…

Ну, может хоть совпадения какие-то примечательные…

Виталий Дубинин: Я даже не знаю, Мише, наверное, виднее. (смеется)

Михаил Житняков: Ну, как я уже сказал, для меня, скажем так, достаточно новым был сам стиль работы именно над этим альбомом, поэтому очень яркое впечатление само по себе и, наверное, мало сравнимое с чем-либо. Я в любом случае буду, наверное, вспоминать этот альбом, как первый полноправный альбом именно для меня, который я прошел от самого начала – со стадии сочинения и вплоть до его завершения. И также именно на этом альбоме состоялся мой композиторский дебют.

Виталий Дубинин: Знаешь, мы все время хотели сыграть вместе. То есть обычно мы по очереди записываем вначале барабаны, потом бас, потом гитары и все остальное, а здесь мы, наконец, впервые с Максимом играли вместе – сразу записывали бас и барабаны без всякого клика. Да, у нас есть на альбоме пара песен с кликом, потому что там присутствуют клавиши. А поскольку клавишника у нас нет, приходилось прописывать с кликом. А так, в основном, мы просто играли. Смотрели друг на друга вдвоем и играли. И даже гитаристы нам не помогали, потому что песни уже были все выучены и отрепетированы. И, мне кажется, на альбоме такой драйв получился именно благодаря живому исполнению, не притянутому ни к клику, ни к чему-либо еще.

В заглавной песне «Через все времена» есть такие слова:

«Нас называли и тьмой, и проклятьем.
Страх убыстрял поступь пришлых солдат.
Знали они - мы сильны и бесстрашны.
Здесь и сейчас, и всегда».

«Крепким щитом мы стоим, как и прежде.
Запад бьет в грудь, в спину ранит Восток.
Лишь имена время нам изменило.
Мы - тот же дикий поток.»

Вы всегда старались дистанцироваться от политики, но в контексте нынешней напряженной ситуации данные слова звучат как нельзя более актуально и подобны иносказательному описанию происходящего. Вами изначально вкладывался в текст подобный смысл, или он случайно оказался созвучен текущим событиям?

алий Дубинин: Я думаю, что да – он созвучен текущим событиям, но делалось это не специально. Вообще-то была идея написать песню про скифов по одноименному стихотворению Александра Блока «Скифы»: Как там говорится: - «Да, скифы – мы!...» То есть это практически пересказ того, что есть у Блока – мы всегда были щитом между Западом и Востоком…

Михаил Житняков: Здесь больше истории, чем политики, скажем так…

Виталий Дубинин: Да, но поскольку песня писалась, когда все эти события уже происходили, подспудно получилось так, что это стало созвучно сегодняшнему дню. Но, в общем, не было такой сверхзадачи, именно взять и написать на злобу дня песню. Мне кажется, это удачное совпадение.

Учитывая возникшие у Владимира Холстинина проблемы со здоровьем на момент подготовки «Через все времена», на альбоме присутствует лишь одна песня его авторства. В целом, как Владимир отнесся к готовому материалу, созданному преимущественно без его участия? Не было такого с его стороны, что: «эх, вот тут и тут надо было по-другому сделать, ну да хрен с ним – времени уже нет что-то переделывать»?

Виталий Дубинин: Ну, надо было бы у него спросить это (улыбается). Но я не могу сказать, что он дистанцировался и не принимал участия в записи и в аранжировке песен. Просто получилось так, что ему не удалось уделить время композиции, то есть придумать какие-то песни. А то, что приносили мы и делали вместе аранжировки – он там присутствовал в полной мере, и мы учитывали пожелания всех. Потому что если кому-то песня не нравится, то хорошего ничего не получится, поэтому старались делать так, чтобы нравилось всем. В этом смысле, я думаю, если бы Владимир тут сидел, он повторил бы мои слова. Я не думаю, что у него осталось такое ощущение, что что-то не нравится, и он сделал бы по-другому.

Скажем так, новый альбом уверенно держит марку группы. Надо сказать, вы весьма последовательны и постоянны в плане звучания, которое остается узнаваемым на протяжении всей вашей карьеры. С одной стороны, данную особенность можно расценивать положительно – у группы есть свой почерк, фирменный стиль, и она по-хорошему предсказуема для своих поклонников. С другой стороны, возникало ли у вас когда-нибудь желание эксперимента ради него самого как такового? Желание кардинальным образом изменить звучание, как это было у тех же Iron Maiden, Megadeth, Helloween, Slay

er, да и у ваших же коллег по российской сцене в лице Черный Обелиск и Мастер?

Виталий Дубинин: Если говорить о смене стиля…

Нет, не стиля, а звучания…

Виталий Дубинин: Нам кажется, что мы меняем звучание… По крайней мере, на каждом альбоме мы пытаемся это сделать, а после сведения выясняется, что мы звучим точно так же. Я думаю, это происходит потому, что у каждого есть какие-то свои не то, чтобы принципы даже, а свои стереотипы того, как должен звучать его инструмент. Вот могу, опять же, про Холстинина сказать, что он у нас неуемный такой экспериментатор, то есть постоянно экспериментирует со звуком, использует какие-то новые примочки. Но когда мы начинаем записываться, он ставит все тот же Shure 57 – микрофон, которому уже 40 лет, и, соответственно, сигнал снимается все время этим микрофоном. Другие микрофоны ему категорически не нравятся! В этом как будто и традиция получается, но в то же время какая-то, может, даже не то, что косность, но... Ну нравится именно так, как звучит! Опять же, барабанщик наш… Я про себя не буду говорить, поскольку гитара у меня одна и та же. (смеется) Так вот, барабаны тоже человек настраивает так, как он это слышит.

Чтобы поменяться радикально, наверное, нужен какой-то продюсер со стороны, который бы начинал запись, вернее даже начинал работу с того момента, как мы аранжируем песню. Чтобы он просто сидел хотя бы и слушал. И когда мы идем в студию, уже там с ним отстраиваться. Тогда бы, наверное, можно было что-то изменить так, чтобы это было действительно узнаваемо. Но есть то, что есть…
У нас, кстати, на «Генераторе Зла» звук немного отличается от всех остальных альбомов «арийских» как раз потому, что там, по крайней мере, пригласили продюсера. Был такой человек – Женя Трушин, ныне покойный, к сожалению… Он работал звукорежиссером на SNC. Вот он нам барабаны сам настраивал. Буквально. Не то, что крутил ручки, а он сам натягивал пластик и делал все остальное – сидел два дня и настраивал барабаны. Так же пробовали аппараты на бас-гитару – один, другой, третий... В результате звук на том альбоме поменялся. Хотя в сведении Женя не особо участие принимал. Но именно потому, что он работу с процесса записи начал, там звук и поменялся. А сейчас мы в основном делаем и записываем все сами, поэтому все достаточно традиционно.

Совсем недавно вышел новый клип на песню «Точ

ка невозврата». Должен сказать, что получился он не совсем «металлическим», и местами даже отдает эстрадностью. Сами вы довольны конечным результатом?

Виталий Дубинин: Насчет довольны, не довольны – я не знаю. У каждого, наверное, по-разному. Мне кажется, что можно было что-то поправить, изменить, но поскольку это от нас не зависит, мы понимали, что все эти бесконечные изменения могут затянуть процесс выхода клипа на неопределенное количество времени. И какой в результате получится вариант – лучше или хуже – непонятно, поэтому есть то, что есть.

Михаил Житняков: Самое главное, что можно сказать, нам всем не стыдно за то, что в итоге получилось. То есть, можно действительно сколько угодно ковыряться в нюансах, и так далее. Многие замечают некий минимализм, может быть, в реализации каких-то задумок, что клип получился, возможно, не таким сюжетным, как многим хотелось бы. Но именно по качеству, по уровню и, в некоторой степени, по содержанию то, что получилось… Есть ощущение того, что за результат реально не стыдно. И это, наверное, можно отметить в первую очередь.

А почему именно эту песню выбрали?

Виталий Дубинин: Во-первых, из-за формата звучания – пять минут, как раз то, что нужно. Если снимать видео на какую-нибудь длинную вещь, то чересчур затянуто получится. А во-вторых, наверное, потому, что она самая демократичная, и в Арии это достаточно традиционно, что на медленные песни всегда снимаются клипы. Я не знаю, почему так. Мы начали с «Все, что было», и если посчитать, у нас клипов на медленные песни гораздо больше, чем на быстрые. Не знаю… (смеется) Что тут скрывать, такими песнями можно привлечь дополнительных слушателей, не просто металлистов. И есть хоть какая-то вероятность того, что клип на такую песню могут не то что ротировать, а хотя бы где-то показать.

Несомненно, ко второму альбому, выпущенному с его участием, Михаил Житняков уже окончательно влился в группу. Тем более, именно на этом альбоме состоялся его авторский дебют с композицией «Точка невозврата». Но вот вопрос. Есть такая проблема, которую условно можно назвать «проблемой следующего вокалиста», когда в группу приходит новый фронтмен и публика начинает его всячески хаять. Но когда после пары-тройки альбомов он все же покидает состав, и в группу приходит следующий фронтмен, этого нового вокалиста тут же предают обструкции и гневн

о начинают требовать вернуть его предшественника те же люди, которые сами же несколько лет назад кидались в него грязью. Насколько данная ситуация применима к Арии?

Виталий Дубинин: Когда ушел Кипелов, именно такая ситуация была применима к нам на 200%! То есть Беркута не принимали ни в каком виде, да. А потом, когда он ушел, вдруг начали не то, что даже… Кстати, я был удивлен, как приняли Михаила, учитывая наш опыт замены Кипелов-Беркут. А замена Беркут-Житняков прошла настолько гладко… Я думаю, Миша подтвердит, что никаких со стороны поклонников нареканий не было.

Да это «столичным» вашим все что-то не нравится постоянно)

Виталий Дубинин: Да не-е-е-т…

У нас вообще многие «фэны» снобизмом страдают ярко выраженным.

Виталий Дубинин: Нет-нет-нет, на концертах этого ничего не было. Мишу приняли отлично, шикарно просто! Я даже не ожидал. А, конечно, в комментариях, если почитать сейчас, уже начинают говорить, что «во-о-от, все-таки тот пел лучше эту песню…» Есть такая не проблема даже, а «правило первого исполнения». Тот, кто первым исполнил песню, навсегда останется эталоном. Все будут ориентироваться на это исполнение. Пускай кто-то споет даже лучше, чем в оригинале, но все равно будут говорить: «как же, вот это оригинал, вот это лучше», и поэтому будут всегда сравнивать.

В прошлом году вы отмечали юбилей выхода альбома «Игра с Огнем»…

Виталий Дубинин: А мы все время какие-то юбилеи отмечаем!

Уж да! До этого в честь выхода «Героя Асфальта» вы также предприняли тематическое турне. Можем ли мы ожидать в следующем году юбилейную программу, посвященную альбому «Кровь за Кровь»?

Виталий Дубинин: Можно.

Михаил Житняков: Ожидать можно (смеется).

Виталий Дубинин: По идее, да. Обычно мы делаем круг по России, по всем городам, за год. Альбомы мы выпускаем реже, а программу надо менять. Песен у нас много и история у группы большая. То есть, «давайте просто от фонаря наберем песни» – мы посчитали, что такой подход будет неправильным, и поскольку у нас сейчас можно каждый год какие-то юбилеи отмечать, то почему бы, мы подумали, не назвать программу, допустим, «Игра с Огнем» в честь 25-летия альбома? И не просто играть программу, посвященную этому альбому, а собрать все песни,

в которых в той или иной степени упоминается тема огня. А таких песен у нас много… То же самое и по поводу «Кровь за Кровь» - про кровь песен у нас тоже много. (улыбается)

Михаил Житняков: Крови не меньше! (смеется)

Виталий Дубинин: Так что, вполне вероятно – да, мы назовем так программу в будущем году и будем делать упор на песни этого альбома. А может и нет, черт его знает... Здесь проблема-то еще в том, что каждый год альбомы выпускать новые не то, что сложно, а может и не правильно. По крайней мере, в настоящее время.

Михаил Житняков: Туры, проводимые под знаменем того или иного альбома это, опять же, еще возможность как-то попасть в фокус интереса нашей публики с точки зрения любителей конкретных альбомов. Потому что, как уже Виталий сказал, дискография у нас достаточно большая, история у группы долгая, и максимум, что удается, это сыграть две песни с одного альбома. А люди зачастую отмечают для себя какие-то альбомы полностью, от начала и до конца. То есть это их любимый альбом. И это как раз та самая, наверное, история, когда можно взять и под таким, скажем так, соусом подать весь альбом и украсить его другими не менее хорошими песнями. Поэтому «Кровь за Кровь», в частности и у меня тоже, является одним из самых любимых альбомов. Я думаю, что таких, как я среди поклонников группы наберется немало.

Несмотря на то, что сами вы себя позиционируете, как российскую группу, за рубежом на творчество Арии тоже есть стабильный спрос. Вот, например, совсем недавно в Чили был выпущен ваш альбом «Игра с Огнем». Неожиданно, должен признать! Расскажите подробнее об этом издании.

Виталий Дубинин: Для нас это тоже неожиданно. Я понимаю, что это не какой-то большой лейбл, а что-то, наверное, вроде рок-клуба. Может, просто люди, которые знакомы каким-то образом с нашим творчеством. Они решили выпустить на CD, ну скажем, 1 000 копий этого альбома. Попросили нас сделать переводы текстов на английский язык. То есть даже не в рифму, не поэтически, а то, о чем там поется. Что, в принципе, можно было и в Google Translate сделать. Ну, сделали мы такую штуку, отправили им, и вот они выпустили. Во что это дальше выльется – не знаю…

Михаил Житняков: Сам интерес, конечно, очень приятен. То, что группу за океаном не просто знают, но еще и переиздают – в этом есть, конечно, определенный момент признания.

2013 год оказался для группы богатым на зарубежные выступления – тогда вы отыграли в США, Канаде, Швеции, Финляндии, Польше, Болгарии. Каковы ваши впечатления от этих концертов? Насколько подход к организации и сама атмосфера выступлений принципиально отличаются от того, к чему вы привыкли дома?

Виталий Дубинин: Организация не сильно отличается. Мы играли в таких же приблизительно залах, клубах, как и в России, если мы играем в клубе. Хотя в России, в большей степени, мы играем в основном в концертных залах. Там были традиционные клубы, наверное, мест в среднем на 1 000 человек. Публика там приходит на концерт получать удовольствие, по-моему, вне зависимости от того, что звучит со сцены. Поэтому принимали нас очень хорошо, и я лично такого не ожидал. Особенно хорошо было в Швеции. Это был какой-то локальный фестиваль металлический на открытом воздухе (это был фестиваль «MUSCELROCK 2013» - авт). Перед выступлением была небольшая автограф-сессия. Принесли столько раритетных наших вещей…

Михаил Житняков: Такого количества нашего винила я ни в одном российском городе не видел!

Виталий Дубинин: Да, и причем это были не русские. Если до этого на концерте в Финляндии были и наши соотечественники – и бывшие, и просто приезжие, и финны, то здесь были одни шведы. И когда они все это приносили и говорили, что знают о нас долго и давно... Там выступала какая-то группа, не знаю ее названия, так они говорят: «Вы здесь большие звезды!». Для меня это было вообще! Смешно просто. Но они говорят: «вас знают». То ли эти люди настолько врубаются в металл, все знают об этом, то ли действительно мы себя недооцениваем. А что касается остального, в плане подхода… В Болгарии мы играли на большом фестивале. По большому счету, ничем не отличается от того же «Нашествия». Единственное, может быть, более пунктуально все, то есть больше порядка и за кулисами, и на сцене.

Ну, насколько я могу судить из собственного опыта, европейские метал-фесты это, в первую очередь МЕТАЛ-фесты и пронизаны кондовой металлической атмосферой, они более целостны. То есть организаторы не разбавляют выступающий состав какими-то мутными псевдо-роковыми коллективами. Там акцент делается именно на металл.

Виталий Дубинин: Что касается Швеции и Финляндии – да, конечно, вот именно так. А, допустим, в Болгарии мы играли, там больше как-то…

ил Житняков: Там и хард-рок был…

Виталий Дубинин: Да, там были какие-то группы непонятные. Но ты прав. Мы сторонники, конечно, того, чтобы выступать на настоящих, тру-метал фестивалях. Если говорить о нашем Ария-Фесте, то все предлагают - «возьмите вот эту группу, вот ту группу…», ну, предположим, даже Алису. Но с какой стати? Мы ведь хотим именно метал-фестиваль сделать.

Да ну! Такие группы, как Алиса по отношению к Арии – это просто чуждая материя!

Виталий Дубинин: Абсолютно верно, да.

Меня вообще напрягает, когда Арию к русскому року относят, это ведь вообще другая тема

Виталий Дубинин: Мы тоже об этом говорим. Мы не напрягаемся, но говорим, что да, мы не имеем отношения к русскому року.

Думаю, сейчас вы о себе узнаете кое-что новое. На самом деле ваше творчество ценят даже в таком суровом жанре, как блэк. Такие люди, как Фенриз из Darkthrone, покойный Йон Нодвейдт из Dissection весьма положительно отзывались о вашем творчестве. Ну и, к примеру, вокалист американской трэшевой группы Hirax Катон де Пена то и дело щеголяет на фотках в вашей символике. ...

Виталий Дубинин: Ну, очень приятно, очень неожиданно! Насчет де Пены – да, я сначала в майке его увидел нашей, потом уже в жилетке с нашим логотипом, и он сейчас на Фейсбуке в друзьях. Очень приятно, конечно, что так. Но думаю, все-таки обольщаться особо не стоит, поскольку такие люди, наверное, настоящие меломаны, которые специально выискивают что-то такое. Можно же найти и в Таиланде, наверняка, какие-нибудь группы, играющие рок.

Ну приехали!

Виталий Дубинин: Не знаю… Во всяком случае, мне кажется, что это именно настоящие меломаны, которые ищут что-то необычное. А может и нет…

Я все эти вопросы к чему задаю – не кажется ли вам, что вы, в какой-то степени, недооценили востребованность своей музыки за рубежом? Ведь и 20 лет назад ваши выступления в той же Германии воспринимались «на ура». Возможно, в свое время вам все же следовало бы более часто делать вылазки за пределы своей страны, включив зарубежные выступления в стратегию группы?

Виталий Дубинин: Наверное…, наверное. Но почему мы недооценили? Мы как раз трезво смотрим на то, что без настоящего продвижения, без выпуска альбома на западе,

без менеджмента западного сделать там ты ничего не сможешь. Будешь туда ездить просто как в туристические поездки. Ну, там посмотрят, скажут: «из России группа, ни фига себе! Ну да!» Вроде как на обезьян на тебя будут смотреть. Экзотика. Для того чтобы там не то, что завоевать рынок, а хотя бы заявить о себе…

Да хотя бы какое-то дистрибьютерское соглашение заключить…

Виталий Дубинин: Мы пытались это сделать. Весь интерес на словах только. Был интерес, когда за границу поехал Круиз, SHAH в конце 80-х. Тогда это еще было на волне перестройки. Рок из России! Парк Горького те же… Потом в 90-х это стало никому не нужным, поэтому, конечно, мы упустили такую возможность. Как-то не сложилось. Во всяком случае, специально мы ни от каких предложений не отказывались. Как есть...

Постепенно Ария-Фест набирает обороты и можно говорить о том, что из сугубо местного явления фестиваль становится международной акцией. Вообще, если вспомнить, кому изначально пришла в голову подобная идея, и каков был путь к ее реализации?

Виталий Дубинин: Это нам самим пришла в голову такая идея. Мы давно ездим по разным фестивалям, и, правильно ты сказал, надоела эта мешанина. То есть там может быть Ария, а потом какой-то фолк-рок, русский рок и вообще неизвестно какая попса. У нас огромная страна, и нет ни одного настоящего метал-фестиваля тематического. В Москве, или еще где-то – ничего нет. И поэтому мы решили, что никто кроме нас, как говорится, и начали эту идею развивать.

Михаил Житняков: Виталий немного поскромничал насчет того, кому пришла идея. Идея, и вообще генератором идей в этом отношении в группе является, зачастую, именно он. Просто мы коллегиально все это всегда обсуждаем и решение принимаем действительно уже вместе. Но зачастую таким человеком креативным, и не только в музыкальном плане, но и в организаторском, у нас является Виталий вместе с Юлей. (Юлия Беликова – менеджер группы – авт.)

Виталий Дубинин: Ну ладно, ладно… В общем все равно я считаю, это наше детище. Мы, конечно, нашли себе партнера. С этой идеей мы носились достаточно давно и предлагали ее некоторым организаторам в Москве. Все говорили: «Ария-Фест? Ну, раз это Ария-Фест, значит фестиваль бывших «арийских» групп». Мы говорим - «ну давайте назовем по-другому, давайте объединим как-то». Ария-Фест, вообще, хорошее название, потому что Ария –

это одна из старейших групп в России. А они: «нет-нет, мы вот видим только вас и если пригласить бывших участников». И наконец-то мы нашли организатора, так сказать, компаньона – Стас Зализняк, который является со-организатором этого фестиваля. Мы сейчас полностью удовлетворены тем, как у нас продвигаются дела и надеемся, что все-таки у нас получится как-то это расширить.

Вообще вопрос очень актуальный. Как вы думаете, почему за все годы в России ни одного нормального феста так и не появилось? Страна ведь большая. Отдельно взятые группы приезжают с концертами каждую неделю. В Москву, по крайней мере. Почему никому в голову не приходила такая идея, не возникало желания организовать полноценный металлический фестиваль?

Виталий Дубинин: Я не знаю почему. Вообще-то это, конечно, парадокс. Когда с концертами приезжают настоящие звезды, это доказывает, что интерес к музыке у нас есть. Но среди организаторов настоящих почему-то нет таких энтузиастов. Или, может быть, люди видят только то, как заработать. Те, кто организовывает эти фестивали, у нас по крайней мере, у них именно такое отношение – заработать, а не продвигать.

Несмотря на всю заслуженность группы в рамках российской сцены, порой все же создается ощущение, что вы в какой-то мере до сих пор находитесь в андеграунде, чувствуется ваша обособленность от основных околомузыкальных медийных источников России. Все с придыханием рукоплещут разным БИ-2, Земфире, Ночным Снайперам и прочему шлаку, называя это «роком», но всякий раз по молчаливому сговору как-то обходят вниманием Арию. Не кажется ли это вам крайне несправедливым? Ваши комментарии…

Виталий Дубинин: Ай, я не знаю насчет несправедливого… Да, такое отношение к нам есть, в частности возьмем такую замечательную радиостанцию, как «Наше радио». Они продвигают там русский рок, скажем так. А что касается Арии, они готовы видеть нас на фестивале, потому что знают, что на Арию придет много народу, но совершенно не готовы к тому, чтобы ставить нас в ротацию. То есть они говорят:
– Давайте сотрудничать.
– Давайте.
– Вы у нас выступите на фестивале?
– Выступим. А вы нашу песню в ротацию поставите?
– Нет, не поставим.
– Почему?
Тут начинается – и не формат, в общем, много отмазок. А просто люди не любят эту музыку, я считаю.

Как-то так получается, что в группе на протяжении всей истории возникают конфликтные ситуации, и порой музыканты расстаются не на самой дружеской ноте. Но, тем не менее, раз в несколько лет вам удается собраться вновь по какому-то поводу и дать совместный концерт с теми или иными бывшими участниками, словно и не было взаимных упреков. Как это вам удается? Я сомневаюсь, что все вы поддерживаете тесный контакт и вместе ходите пить пиво. Вот, к примеру, у вас запланирован концерт в ноябре в честь 30-тилетия группы. Там уже и Кипелов заявлен, и Грановский, и Терентьев с Манякиным...

Виталий Дубинин: Да, какие-то люди покидают коллектив, существуют обиды, но обиды потом проходят и остается то, что мы сделали вместе. И есть люди, которые слышали наши пластинки, но, может быть, никогда не видели нас вместе. В общем, все эти воссоединения мы делаем ради людей, ради того, чтобы нас смогли услышать. Моему сыну сейчас 16. Когда «Герою Асфальта» было 20 лет, мы выступали с Кипеловым. Соответственно, 8 лет назад. И он говорит: «я никогда не был на концерте Арии с Кипеловым». Вот для такого подрастающего поколения, и вообще для людей – для новых и для старых поклонников, мы и собираемся. Как это делать? Нам сейчас делить абсолютно нечего, поэтому вспомнить, так сказать, былое и опять поиграть вместе ничего, кроме положительных эмоций не вызывает.

В последние годы стал широко распространен подход к записи музыки, когда музыканты даже не встречаются в студии, а просто обмениваются файлами по интернету.

Виталий Дубинин: То есть не про нас.

Не про вас. Как по мне, подобный подход отдает «механистичностью» и ему не хватает энергии живых репетиций и джем-сейшенов, о которых мы говорили, когда новые идеи приходят непосредственно в процессе игры ВСЕЙ группы, благодаря определенной химии между музыкантами. Тогда музыка звучит более естественно и непосредственно. Что вы на это скажете?

Виталий Дубинин: Абсолютно согласен с этим. Сейчас каждый может записать все что угодно на компьютере – открыть программу и записать хорошо звучащие барабаны, наложить бас и все остальное. Но группа хороша в первую очередь тем, что в группе играют индивидуальности. И когда человек пропускает это сквозь себя, пусть может быть даже партию, придуманную не им, вносит какие-то изменения, тогда и получается звучание группы. Почему, как

ты сказал, Ария звучит на протяжении всех лет достаточно одинаково? Потому что мы всегда хотели, чтобы не просто один человек принес песню, а каждый привносил что-то свое. Ведь каждый пропускает музыку через себя, у каждого свой стиль. Допустим то, как играет Холстинин, все говорят, можно легко определить с закрытыми глазами. Поэтому мы как раз за такой подход. Может быть это старый подход, но по-другому мы не хотим и не видим себя иначе.

Ну а что вы думаете о состоянии современной метал-сцены? Вам не кажется, что с одной стороны сцена стала более открыта, но с другой стороны она стала менее «разборчива»? Количество уже давно преобладает над качеством, да и многие музыканты напоминают умелых «ремесленников».

Виталий Дубинин: Вот это как раз продолжение предыдущего вопроса. Сейчас можно благодаря современным технологиям, благодаря плагинам и всем этим цифровым примочкам сделать супер-звук, но ты не сделаешь супер-аранжировки, что-то свежее. Если у тебя песни плохие, то этого ничем не заменишь – ни звучанием, ни чем-то другим. Поэтому сейчас, конечно, достаточно много проходного шлака, и почему-то нет ярких звезд, которые были раньше. Наверное, все нивелируется благодаря вот этому потоку.

Михаил Житняков: Плюс интернет дает как положительные, так и отрицательные моменты. Как ты правильно сказал, в этой массе найти какое-то здравое зерно или какие-то привлекательные музыкальные моменты все сложнее и сложнее, потому что сейчас каждый может качественно записаться и выложить это, а в интернете в общем потоке оно теряется.

Виталий Дубинин: Может, действительно, сейчас такая масса музыки, гораздо больше, чем было раньше. Может, еще на фоне этого что-то теряется.

Да и раньше музыки было много. Просто не было таких возможностей, и в итоге на поверхности оказывались самые талантливые. Ну да ладно, эту тему можно развивать очень долго. У меня к вам последний вопрос. Каковы ваши ощущения спустя 30 лет после начала творческой карьеры? Вы просто продолжаете играть музыку в силу творческой привычки – просто потому, что делаете это на протяжении трех десятилетий, или до сих пор стремитесь к покорению новых вершин и рассчитываете на воплощение еще более амбициозных замыслов?

Виталий Дубинин: Что ж, во-первых, нам это нравится. То есть можно сказать, что это и привычка, но с другой стороны то, ч

то мы делаем, давно уже стало образом жизни. Можно сказать, всю жизнь мы прожили так и по-другому уже просто не сумели бы, наверное. Это никакая не работа, это просто… так вот мы живем. А если бы мы не хотели, если бы это просто было для нас ремеслом, благодаря которому мы просто зарабатываем деньги и все, то, наверное, мы не выпускали бы новые альбомы. Но поскольку мы это делаем, может быть не так часто, как этого хочется поклонникам, мы хотим делать что-то новое все время. И, по-моему, это присуще всем творческим людям.

Михаил Житняков: Не знаю, насколько корректно будет, если я сейчас вспомню слова Володи (Холстинина – авт.), который вернулся после достаточно сложной операции. Когда он зашел на репетиционную базу, мы его все поприветствовали, стали расспрашивать, и он сказал очень замечательную вещь. Он сказал, что когда ложился на больничную койку, то в какой-то момент, когда пролетела, как говорят, вся жизнь перед глазами, больше всего он жалел о том, что если что-то не срастется, он не сможет подойти к своему гитарному кабинету и услышать этот волшебный звук гитары. И это говорит само за себя.

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой и Юлии Беликовой за организацию интервью.

Группа «Ария» в лице Виталия Дубинина и Михаила Житнякова рассказали в интервью «Частнику » о новом альбоме «Проклятье морей», своём отнешении к цензуре и каково это было выступать на одной сцене с DeepPurple и Nazareth.

— Ваш новый альбом называется «Проклятье морей» - это третий альбом, записанный с вокалистом Михаилом Житняковым. Наверняка, после выхода предыдущих, у вас были размышления над тем, что получилось, а что можно исправить… А что вы скажете про новый диск – полностью ли вы реализовали то, что задумано?

Виталий: У нас обычно не возникает таких проблем, чтобы сидеть и анализировать уже готовый альбом. Ведь к своему делу мы подходим серьезно. Когда запись сделана, то она сделана — назад дороги нет. Все «нереализованные» идеи — идут в следующую пластинку.

Михаил: За качество, уровень и содержание того, что получилось, нам абсолютно не стыдно. А в нюансах пускай критики разбираются.

— Много ли идей, песен осталось за рамками альбома?

Виталий: Часто в интервью западных музыкантов приходится читать, дескать, мы написали для альбома восемьдесят песен, а отобрали из них десять… Мне это не совсем понятно. Мы, к примеру, готовили одиннадцать песен и все их реализовали. У каждого из участников «Арии» есть свои идеи, оставшиеся нереализованными, но это уже совсем другая история.

— Каким образом, в каких условиях приходят к вам идеи песен? Чаще это озарения или же результат кропотливой работы?

Виталий: По-разному. Бывает, что да, надо сочинять. К примеру – собрались мы записывать пластинку, хорошо, а из чего ее делать? Не будешь же сидеть и тупо ждать – ах, меня осенило! Садишься и начинаешь сочинять… Час играешь на гитаре, второй – и внезапно рождается какой-то интересный риф – и я его в телефон записываю сразу, чтобы не забыть. И вот так. Ступень за ступенью и рождается песня…

— Музыку можно сравнить с морской стихией, и, если да, то ваша музыка это шторм, ураган, буря?

Михаил: Все вместе. И даже больше…

Виталий: Я бы сравнил с бурной рекой.

— Ваш новый альбом получился достаточно экспериментальным, — часть материала достаточно несвойственна «Арии» — с чем связано такое обновление?

Михаил: Мы с вами не согласимся. В новом альбоме все достаточно ортодоксально, свойственно и типично «Арии». Дальше, я полагаю, будем двигаться в таком же направлении. Жизнь покажет.

— Заглавная песня пластинки называется «Гонка за славой» — в Вашей жизни и биографии было место и время для подобного?

Виталий: Смотря что под этим подразумевать. Да, в какой-то степени любой артист жаждет успеха, популярности, финансового благополучия… Но я не думаю, что это можно критически оценивать, как «гонку за славой». У нас в группе все участники люди достаточно вменяемые. Поэтому это не про нас песня. За славой мы не гоняемся.

— В свое время в ваших песнях была достаточно сильна социальная тематика. В наше время, как вы полагаете, музыканту нужно высказывать в песнях свое отношение к происходящему вокруг, либо вам интереснее погружение в «чистое искусство»?

Виталий: Рок-музыка всегда была достаточно личной платформой для раскрытия своего внутреннего мира. Наверное, именно это раскрытие внутреннего мира и своих ощущений всегда было нашим приоритетом. Что до социальных протестов — мы можем констатировать какой-то факт, высказывать свое отношение – например в интервью, а вот руководство к действию в песнях давать… Не уверен, что это будет правильно. По-моему, это неблагодарное занятие – поучать.

— Ну вот к примеру – как вы оцениваете проекты государственной думы, касающиеся цензуры? Есть ли уверенность, что ваши песни пройдут эту самую цензуру?

Михаил: Мы полагаем, что цензурировать для начала надо бы государственную думу, а потом уже браться за всех остальных.

Виталий: Если честно, мне глубоко плевать на цензуру. И в советские годы было плевать, и, уж тем более, сейчас. Разве мы не слушали в те времена песни, которые нам запрещали официальные власти в СССР? Ну да, может быть, они не были изданы на пластинках, запрещаемым исполнителям не давали заработать деньги своим творчеством, но и «Воскресение» и «ДДТ» были по-настоящему народными артистами, которых все слушали. Рукописи, как говорил Булгаковский герой, не горят. Так же и песни — запретить невозможно. А сейчас все это вообще комично – потому что вся цензура в сегодняшней ситуации, увы, сведется, к тому, что не дай бог кто-нибудь что-нибудь скажет против государства. Я полагаю, что лингвистическая цензура может быть отчасти оправдана, но уж никак не идеологическая.

— Если бы у вас была машина времени, в какую эпоху вы бы предпочли отправиться?

Михаил: Вы не знаете эпохи, где пиво бесплатное было? Я бы сгонял в такую эпоху (смеется).

Виталий: Было бы интересно, зная итоги матчей отъехать немного назад на этой самой машине времени и поставить деньги на победителей. Этакая ассоциация с фильмом «Назад в будущее».

— Творчество «Арии» — вихрь, вырывающийся со стадионных концертных площадок, но, в то же время комфортно уживающийся в малых залах. Что для вас важнее — зрелищное шоу от выступления или донести до слушателя смыслы?

Виталий: Это несколько разные вещи. Большой зал — это большая энергетика, и мы его воспринимаем как праздник, который должен быть каждый день. В маленьких залах есть особое очарование: когда ты видишь зрителей, чувствуешь реакцию на то, что ты делаешь непосредственно, пусть их здесь немного, но они точно так же любят нашу музыку и доставляют нам такое же удовольствие.

Михаил: Я бы не стал противопоставлять зрелищное шоу и смысл, в идеале — это должно быть совмещено. Что касается зала — нам все равно в каком работать, главное делать свою музыку, получать от этого удовольствие.

— Сведением вашей новой пластинки занимался известный американский продюсер RoyZ — как вам работалось с ним?

Виталий: — Нам нравится, как этот человек подходит к делу. Мы конечно мечтали посотрудничать с ним и работалось очень легко и непринужденно. Взаимопонимание, как мне кажется, было полным. Мы не разочарованы

— Я где-то читал, что вам доводилось выступать на одной сцене с DeepPurple и Nazareth? Правда ли это и какое впечатление они произвели на Вас? Скажем так — в чем, как Вам кажется, их принципиальное отличие от российских музыкантов?

Виталий: Это абсолютная правда. Они очень приятные, дружелюбные и простые в общении люди. Главное их отличие от большинства российских музыкантов в том, что, будучи звездами мирового уровня они не выпендриваются. Это располагает к ним. Хочется быть такими же.