В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств 2 сентября в 11 часов состоится открытие персональной выставки известной московской художницы Нателлы Тоидзе. В последние несколько лет её ретроспективные выставки с успехом прошли в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде.
Нателла Георгиевна Тоидзе обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». В числе первых женщин – профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.
Н.Тоидзе родилась и выросла в Москве, где окончила факультет театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища «Памяти 1905 года». В её профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Выбрав станковую живопись, Тоидзе на протяжении многих лет успешно работает в разных её жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции.
С 1973 года Нателла Тоидзе стала регулярно участвовать в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской Академии художеств, она была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 года Нателла Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011 – действительный член РАХ. Участвовала в выставках Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и др. Работы Нателлы Тоидзе хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.
В экспозиции калужской выставки представлено более 20 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. На выставке экспонируются как ранние, так и недавно созданные работы Тоидзе: пейзажи, написанные в пастозной манере, близкой живописи «Бубнового валета», сложные по композиции и колориту изысканные натюрморты, сдержанные по цветовой гамме ландшафты средней полосы России («Московский дворик», «Северные мальвы»), подчеркнуто декоративные метафорические композиции (диптих «Флора и Фауна»).
В Москве в среду открывается выставка работ известного московского живописца, члена-корреспондента Российской Академии художеств Нателлы Тоидзе. Картины художницы можно увидеть до 31 октября в выставочных залах Российской Академии художеств по адресу: Пречистенка, дом 21.
Выставка включает как ранние работы художницы, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" (цикл "Сванетия", "Бабушкин двор", "Нарикала"), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Слеги", "Московский дворик", полиптих "Северные мальвы", "Оттепель").
Характерная черта творчества Тоидзе – непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Зима в Снегирях", "Дикий виноград", "В начале лета"), отмечается в пресс-релизе выставки.
Творческий метод художницы – работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор ("Заросли", "Август", "Перед снегом").
Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе – метафорических композиций ("Флора и Фауна", диптих "Антракт", "Охота").
"Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира", - пишет искусствовед Владимир Прохоров.
"Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы", - отмечает Прохоров.
Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.
Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического Художественного училища "Памяти 1905 года". В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.
Октябрь 2015
Нателла Тоидзе - представитель знаменитой грузинской династии живописцев, оставившей глубокий след в русском искусстве. Художница подготовила новую выставку под названием «Скульптура цвета».
Картины действительного члена Российской академии художеств выставлялись в Пекине, Нью-Йорке, Лиссабоне... Часть работ находится в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии и США.
Несмотря на всемирное признание, Нателла не торопится назвать себя состоявшейся в профессии. «Путь художника долог, - считает она. - Мне кажется, если найти себя и работать в какой-то одной удобной манере, творческий рост прекращается. А это неинтересно как для самого художника, так и для тех, кто оценивает его работы. Мои картины абсолютно разные, они не повторяются ни композиционно, ни тематически. Каждый раз я ставлю новые задачи, только так можно двигаться вперед. Отсюда и «пластичность» в названии моей выставки. Само выражение «скульптура цвета» принадлежит искусствоведу Паоле Волковой, таким образом высказавшейся о моих работах».
Нателла Георгиевна обладает узнаваемым авторским почерком и бесспорным художественным даром, заложенным в семье, которая на протяжении нескольких поколений связана с искусством. Дед художницы Мосе Тоидзе - ученик самого Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР. Отец Георгий Тоидзе - известный скульптор и график, а дядя плакатист Ираклий Тоидзе является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!».
Экспозиция включает в себя и ранние работы Нателлы Тоидзе, и недавно созданные. Всего более 40 произведений: пейзажи средней полосы России, написанные в «темпераментной» манере, сложные по композиции натюрморты. В любое время года художница пишет только с натуры, предпочитая пленэр работе в мастерской. «Зимой в валенках, тепло одетая, - говорит она. - Если замерзла, где-то погреюсь и выйду опять. А в закрытом пространстве при постановочном свете невозможно написать живое - небо, солнечные зайчики на траве, тени. Птицы поют, добавляя настроение. Оно потом возвращается тем, кто смотрит на картину».
В последнее время Нателла Георгиевна предпочитает крупноформатные холсты и кисти соответствующих размеров. У двухметровых мольбертов и других технических конструкций есть автор - муж Нателлы Тоидзе, известный кинорежиссер, Народный артист России Вадим Абдрашитов. «Я работаю в качестве грузчика, - шутит Вадим Юсупович. - Мольбертов для такого размера холстов не существует, приходится делать их самим. Возникает проблема, как установить, чтобы не снесло ветром, потому что парусность очень высокая. Приходится повесить еще пару сумок с кирпичами, чтобы уж точно знать, что все это не перевернется».
— Нателла Георгиевна, это правда, что вы всегда пишете пейзажи только на природе? На выставке много фотографий, где вы работаете на натуре: в лесу, в деревне, в поле.
— Да, работаю на натуре в любое время года.
Мне важно видеть, слышать, ощущать всё вокруг холста: шорох листвы, игру света и теней, щебетанье птиц, движение воздуха. Надеюсь, это тоже входит в содержание картины и определяет её атмосферу. А это главное для меня.
— Да, сюжетика у вас практически отсутствует…
— Сюжет придумать несложно, но не думаю, что это относится к живописным решениям. Настоящая музыка волнует и без слов, не так как в песне. Часто слышим песню, где музыки практически нет, а слова должны слушателя взволновать. Мне интересно передать состояние окружающего меня мира чисто живописными средствами — сочетанием цветовых пятен, их расположением, ритмом, композицией… А натура как раз и даёт богатство состояний.
— В экспозиции много зимних пейзажей.
— Пишу часто зимой, пока не замёрзнут краски. Люблю писать снег, он всегда разный, и каждый раз для меня ставит новую живописную задачу.
— Искусствоведы пишут о внутреннем драматизме ваших картин.
— Я думаю, это связано с противоречивостью задачи — передать движение жизни, динамику материи в статике изображения. И мне это очень интересно, я пытаюсь передать опять-таки чисто живописными средствами некий процесс, какое-то движение в природе, изменение её состояния. Наверное, и работы поэтому так называются: «Перед снегом», «Оттепель», «После дождя», «Лето кончилось».
— А в мастерской не завершаете работу?
— Нет, никогда. Вся работа должна быть закончена на натуре. В мастерской другой свет, другое окружение, значит, другое состояние. И, как в музыке, одна фальшивая нота может испортить всё музыкальное произведение, в живописи один неверный мазок разрушит всё живописное состояние картины. Поэтому, наоборот, если я обнаруживаю какую-то неточность — возвращаю холст на натуру. Иногда из-за одного мазка, одного цветового штриха.
— С этим внутренним камертоном художник рождается или этому учатся?
— У всех, наверное, по-разному. Я с детства жила среди книг по искусству. Еще читать не умела, но бесконечно их листала, рассматривала. Мой отец, Георгий Тоидзе, был замечательным скульптором и графиком, он поставил много памятников, в том числе и в Москве. Мы жили на Поварской, 30, в особняке графа Шувалова, в той части, где раньше была домовая церковь. Там была папина мастерская, которую от жилой части отделяла большая стеклянная дверь. Я каталась на трёхколёсном велосипеде вокруг огромных скульптур, среди глины, пластилина, мешков с гипсом, среди натурщиков и натурщиц. А потом и сама стала лепить что-то своё. Отец сделал мне небольшой станок, и я всё время стала проводить в мастерской около отца.
— Вас поощряли в этих занятиях?
— Я из семьи потомственных художников, мой дед — Мосе Тоидзе, известный грузинский художник, ученик Репина, окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, там же познакомился с бабушкой, Александрой Сутиной, послушницей монастыря, учившейся на курсах иконописи. Дядя — Ираклий Тоидзе, знаменитый плакатист, автор замечательного плаката «Родина-мать зовёт!». Но никто не заставлял своих детей быть художниками. Понимали, знали, что те, кто отдаёт себя искусству, — должны сами этого очень хотеть. У моего деда было шестеро внуков и внучек, и я — единственный художник.
Отец, конечно, объяснял мне, что такое объём, глубина, пластика, и мне это было интересно. А в какой-то момент я почувствовала, что мне нужен цвет.
— Вот откуда скульптура цвета!
— Да, наверное. Поразительно, что именно так Паола Волкова писала о моей живописи как о скульптурной. Появились краски — акварель, потом масло. Но форматы уже тогда были большими.
— Сколько вам было лет?
— 8-9. Отец никогда не говорил мне: «Работай», хотя сами они были великими тружениками — и папа, и дед, и дядя. Всю свою жизнь они проводили в мастерской. Я хорошо это помню.
— Вам удаётся так работать?
— Не всегда. Всё-таки текущая жизнь вокруг требует от женщины большей отдачи — семья, родители, дети, внуки. Но работаю много и с удовольствием.
Кстати, единственное, что осталось у меня от Репина, — я узнала об этом намного позже, — это репинская палитра, как это ни забавно звучит. Когда я попросила масляные краски, папа купил их и показал, как надо и в какой цветовой последовательности выдавливать тюбики на палитру. Я так и стала работать. Но потом в художественной школе педагоги сказали, что краски лежат неверно, не в том порядке. Но я уже привыкла и палитру менять не стала. А как-то позже спросила у папы, почему именно так он открыл мне палитру. И он ответил, что так научил его отец, а того — учитель, Репин.
— А каким-то приёмам живописным вас не учили? При всей ясности и яркости вашего почерка, выставка показывает отсутствие как раз того, что можно назвать приёмом.
— Я как раз считаю, что найденный приём, который потом тиражируется художником, означает тупик. И, к сожалению, такие примеры всегда видны. Повторять найденное, цитировать себя, копировать раннее — конец творчеству. Иногда видно, как художник подчас акцентирует свой приём, агрессирует его, если так можно сказать, потому что другой дороги уже нет.
Я никогда не работала «приёмом», ставя каждый раз новую для себя задачу. Но это-то как раз самое интересное!
— Когда пишут о вашем новаторстве, как вы это понимаете?
— Наверное, имеется в виду, что занята исключительно живописью как таковой, то есть без помощи сюжетики, символов и знаков, возможностью только цветом передать состояние мира вокруг. Сейчас мало кто так работает. Хотя никогда не думала и не думаю о новаторстве, о традициях, о современности или нет.
— Скажите, Нателла Георгиевна, а как вы находите объект для работы, как выбираете его из множества подобных?
— Работаю я достаточно быстро, по-другому на натуре нельзя: уходит солнце, меняется свет, наплывают облака, собирается дождь или снег. Но выбираю объект долго и тщательно. И главное в этом — мне самой это должно быть интересно. Живописная задача меня должна волновать.
— Что вам даёт большой формат? Ведь это очень трудоёмко!..
— Очень, особенно зимой, но мне интересно — необходимо большое пространство. Я с трудом вмещаюсь в небольшие размеры.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— А как вы вообще задаётесь размером? Это ведь решается заранее, нужно подготовить подрамник, холст?
— В момент созревания задачи. Когда я нахожу объект, чувствую его состояние, начинаю видеть и формат, и размер будущей картины. То есть тоже там же — на натуре.
— А как рождаются ваши декоративные, символические вещи, которые делаются в мастерской?
— Да, в общем, так же. И в декоративных вещах я для себя решаю прежде всего задачи живописные. И меня это тоже должно волновать и увлекать. И главное здесь — волновать. Потому что, надеюсь, когда это волнение есть в художнике, его картина взволнует и зрителя.
Выставка известной московской художницы, члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета» открылась в воронежском музее им. Крамского в пятницу, 6 марта. Нателла Тоидзе - одна из самых известных и востребованных сегодня российских художниц. В последние несколько лет ее крупные, ретроспективные выставки с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных галереях в разных городах мира. Работы Нателлы Тоидзе находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.
Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, созданные еще в 1970-е годы, так и написанные совсем недавно. Всего в экспозицию вошло около шести десятков полотен - в основном, крупномасштабных. Это работы из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник - пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Вернисаж собрал огромное количество зрителей, открытие посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, воронежские культурные деятели, бизнесмены, городские чиновники.
Определение «Скульптура цвета» принадлежит известнейшему искусствоведу Паоле Волковой, - рассказал о названии экспозиции директор музея Владимир Добромиров, - и на первый взгляд оно кажется парадоксальным, но ведь на самом деле, если форму скульптуры мы воспринимаем через цвет, то почему бы живописи не создать эту скульптурную форму посредством цвета?
Фото: 1 из 17
Фото - Софья Успенская
Нателла Тоидзе происходит из семьи, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе - живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет». В числе первых женщин - профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.
Это история, и то, что она имеет продолжение, то, что Нателла Георгиевна так высоко и красиво несет знамя искусства этой потрясающей семьи, - это вдохновляет, - сказал искусствовед Бронислав Табачников, открывая выставку. Саму экспозицию он назвал «праздником живописи».
Когда смотришь картины, меня поражают несколько качеств: это высочайшая культура холста, во-вторых, это праздник цвета - он на полотнах Нателлы Тоидзе ощущается как живой, в него хочется погрузиться - и, наконец, это удивительная драматургия.
Нателла Тоидзе, приехавшая в Воронеж на открытие выставки, отметила, что действительно, стремление уловить «драматургию природы» для нее одна из главных творческих задач.
Все работы сделаны на пленэре - для меня это очень важно, потому что я пытаюсь передать это драматургическое состояние природы, - рассказала Нателла Тоидзе. - Многие мои работы так и называются: «Перед снегом», «После дождя», этот переход из одного состояния в другое. Поэтому всегда, вне зависимости от погоды, если только на улице не ниже -7, я работаю на природе. У меня специальный огромный мольберт, сделанный на заказ, не всегда с ним удобно, но мне это очень интересно, потому что из мастерской писать природу невозможно.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter