Франц Шуберт. Романтик из Вены. Общая характеристика творчества шуберта Романтические произведения шуберта

У композиторов две жизни: одна обрывается с их смертью; другая продолжа­ется после смерти автора в его созданиях и, быть может, не угаснет никогда, хранимая последующими поколениями, благодарными творцу за ту радость, которую приносят людям плоды его труда. Подчас жизнь этих созданий и начинается лишь после смерти создателя, как это ни горько. Именно так складывалась судьба Шуберта и его про­изведений. Большинство его лучших сочинений, особенно крупных жанров, не было услышано автором. Многое из его музыки могло бы исчезнуть бесследно, если бы не энергичные поиски и огромный труд некоторых горячих ценителей Шуберта. И вот, когда перестало биться горячее сердце большо­го музыканта, его лучшие произведения начали «рождать­ся заново», сами заговорили о композиторе, покоряя слу­шателей своей красотой, глубоким содержанием и мастер­ством. Его музыка начала постепенно звучать везде, где только ценят подлинное искусство.

Шуберт создал огромное количество произведений всех без исключения существовавших в его время жанров – от вокальных и фортепианных миниатюр до симфоний. В каждой области, кроме театральной музыки, он сказал неповторимое и новое слово, оставил живущие поныне за­мечательные произведения. При их изобилии поражает необычайное разнообразие мелодики, ритма, гармо­нии.



Особенно велико песенное богатство Шуберта. Песни его ценны и дороги нам не только как самостоятельные художественные произведения. Они помогли композитору найти свой музыкальный язык в других жанрах. Связь с песнями заключалась не только в общих интонациях и ритмах, но и в особенностях изложения, развития тем, выразительности и красочности гармонических средств. Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам – экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт – в традици­онных или созданных им, – везде он выступает как ком­позитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творче­ство прочно опирается на классическое музыкальное ис­кусство. Многие черты нового романтического стиля нашли за­ тем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, рус­ских композиторов второй половины X IX века. Музыка Шуберта дорога нам не только как велико­лепный художественный памятник. Она глубоко волнует слушателей. Брызжет ли она весельем, погружает ли в глубокие размышления, или вызывает страдание - она близка, понятна каждому, так ярко и правдиво раскрыва­ет она человеческие чувства и мысли, высказанные вели­ким в своей безграничной простоте Шубертом .

Австрийский композитор Франц Шуберт прожил всего только тридцать лет, но успел написать свыше тысячи музыкальных произведений. Его талант был поистине изумителен, мелодический дар неистощим, но лишь немногие из современников Шуберта смогли оценить его творения.
Чудесная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, когда композитора уже не было на свете, когда прошла его короткая жизнь, полная нужды и лишений.

Творения Шуберта прославили его имя в истории мирового музыкального искусства. Он написал более 600 песен, многочисленные произведения для фортепьяно (в том числе двадцать одну сонату), квартеты и трио, симфонии и увертюры, оперы и зингшпили (комические оперы в народном духе), музыку к драме «Розамунда» и т. д.

Еще при жизни Шуберта заслуженной славой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре его великими предшественниками были Моцарт и Бетховен, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но именно Шуберт наполнил песню удивительным поэтическим чувством и мелодическим обаянием. Шуберт придал песне новое значение, расширил круг образов и настроений, нашел яркий и выразительный музыкальный язык, близкий каждому слушателю.

Как драматическая повесть звучит баллада, «Лесной царь». Задушевной лирикой проникнуты «Розочка» и «Серенада» («Песнь моя летит с мольбою»), глубокое раздумье ощущается «Скитальце».

Шуберт написал два знаменитых песенных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», где отдельные песни – это звенья большого повествования. История странствий любви молодого мельника раскрывается в таких известных песнях цикла, как «В путь» («В движеньи мельник жизнь ведет»), «Куда», «Колыбельная ручья» и других.

Песенный цикл «Зимний путь» принадлежит к последним произведениям Шуберта; в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Заключительная песня «Шарманщик» написана просто и искренне. Ее грустная мелодия рассказывает о переживаниях бедного и одинокого человека.

Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепьянной миниатюры. Его грациозные лендлеры – старинные немецкие вальсы, – мелодичные и жизнерадостные, иногда подернуты легкой дымкой лирической грез. Широко известны чудесные фортепьянные экспромты и музыкальные мгновения Шуберта.

Песня была очень дорога сердцу композитора, и он часто вводил ее образы и мелодии в личные камерные и симфонические произведения. Красота певучей песенной мелодии наполняет его фортепьянные сонаты. В фантазии «Скиталец» (для фортепьяно) вторая часть – это вариация на тему одноименной песни.

Жизнерадостностью дышит музыка знаменитого «Фореллен-квинтета», в одной из частей которого композитор варьирует мелодию «Форель». А драматически-напряженная «Смерть и девушка» разрабатывается в струнном квартете ре минор. Замечательны по красоте и богатству мелодии два фортепьянных трио Шуберта. Везде и всюду в музыке великого австрийского композитора свободно льется песенная мелодия.

Среди симфоний Шуберта выделяются две – до мажор и си минор («Неоконченная»), найденные лишь после смерти композитора (в 1838 и 1865 гг.). Они прочно вошли в мировой концертный репертуар. Симфония до мажор полна величия и силы. Когда слушаешь ее, перед глазами возникают картины борьбы могучих сил, победное могучее шествие народных масс.

Романтически взволнованная музыка «Неоконченной» симфонии – это рассказ о пережитом, о разочарованиях и надеждах. В симфониях Шуберта богатство содержания сочетается с простотой и доступностью музыкальных образов. И не случайно «Неоконченную» симфонию можно услышать в исполнении любительских, самодеятельных оркестров. Шуберт умел говорить в музыке о большом и важном, о пережитом и прочувствованном с простотой, искренностью и задушевностью. Это сделало его искусство вечно юным, любимым и близким всем людям .

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии – лирико-драматической и эпической. Шуберт в корне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта – песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Демократизмом австрийской народной музыки, музыки Вены овеяно творчество Гайдна и Моцарта, ее влияние испытывал и Бетховен, но Шуберт - дитя этой культуры. За приверженность к ней ему приходилось даже выслушивать упреки от друзей. Шуберт говорит языком жанрово-бытовой музыки, мыслит ее образами; из них вырастают произведения высоких форм искусства самого разнохарактерного плана. В широком обобщении песенных лирических интонаций, вызревавших в музыкальном обиходе бюргерства, в демократической среде города и его предместий – народность шубертовского творчества. На песенно-танцевальной основе развертывается лирико-драматическая «Неоконченная» симфония. Претворение жанрового материала можно ощутить и в эпическом полотне «Большой» симфонии C-dur и в интимной лирической миниатюре или инструментальном ансамбле.

Стихия песенности пропитала все сферы его творчества. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений. Например, в фортепианной фантазии на тему песни «Скиталец», в фортепианном квинтете «Форель», где мелодия одноименной песни служит темой для вариаций финала, в квартете d-moll, куда введена песня «Смерть и девушка». Но и в других произведениях, не связанных с темами определенных песен, – в сонатах, в симфониях – песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития материала.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Асафьев в своем труде «О симфонической и каменой музыке» писал о произведениях Шуберта следующее:

«Плавная и задушевная, чистая как горный поток, несущийся с далеких вершин, она увлекает людей за собой в музыкально проявленном движении, растворяя в нем все темное и злобное и вызывая в нас светлое чувство жизни» . В песне – вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма. Место песни в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена. По словам Б. В. Асафьева, Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен – в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом «простых естественных помыслов и глубокой человечности». Через мир лирических чувств, отраженных в песне, он высказывает свое отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, странничества, одиночества, с темой природы. Природа в творчестве Шуберта – не просто фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит.

Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски – к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических – к светлым, созерцательным. Почти одновременно работал Шуберт над лирико-трагической «Неоконченной» симфонией и радостно-юными песнями «Прекрасной мельничихи». Еще разительнее соседство «ужасных песен» «Зимнего пути» с изящной непринужденностью последних фортепианных экспромтов .

31 января 1797 года родился Франц Шуберт

Франц Шуберт — австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма. Создатель романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.
Автор около 600 песен (на слова Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гете, Герниха Гейне), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера); 9 симфоний квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (свыше 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

820-1821 годы были для Франца Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Его друзья опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел. Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии, он оставил работу и больше к ней не возвращался).



Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова Вильгельма Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 году были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета сочинений 20 Людвига ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску.



По-видимому, летом 1825 года в Гмундене близ Вены Франц Шуберт частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени композитор уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria.

В 1827-1828 годах творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне).



Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) композитор предстал абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже его последняя симфония, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом.



Долгое время Ф. Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 веков. Он писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения.


Песни Шуберта разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Роберт Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur.
Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.

Романтизм как новое художественное направление, пришедшее на смену классицизму, формируется в литературе на рубеже 18-19 вв., а в музыке и в живописи – в начале 19 в. Для воплощения романтического мироощущения музыка оказалась наиболее органичным, «подходящим» видом искусства, в чем ее можно сравнить только с лирической поэзией. Поэтому в музыке романтизм развивается на протяжении всего 19 столетия, он представлен наибольшим (по сравнению с другими стилями) количеством гениальных композиторских имен и выдающихся музыкальных произведений, до сих пор заполняющих концертные афиши.

Романтическое видение мира рождается в результате разочарования в идеалах Просвещения (с его верой в человеческий Разум, с помощью которого можно познать себя и мир и изменить жизнь к лучшему). Кризису просветительских идей способствовали кровавые события Великой французской революции (1789-93 гг.) и наполеоновских войн и наступивший затем период политической реакции. Однако разочарование не подразумевает пассивности, ибо утрата одних идеалов влечет за собой поиски других. Поэтому романтическая эпоха является периодом интенсивных духовных поисков, которые, в частности, отражаются в искусстве.

В условиях реакции (запрет публичных выступлений, цензура в печати) жизнь людей нередко оказывалась ограниченной тесным кругом дружеского общения. Но именно в таких кружках, объединявших молодых людей, увлеченных поэзией и музыкой, рождались первые шедевры романтического искусства.

Просветительскому культу Разума романтизм противопоставил культ Чувства. Служение общественным идеалам сменилось вниманием к внутренней жизни личности . Внутренний мир человека, мир субъективных переживаний во всем их богатстве и изменчивости, «таинственно-глубокие процессы нашей душевной жизни» (выражение П. И. Чайковского) – главное открытие эпохи романтизма. Творчество романтиков не просто субъективно, часто оно автобиографично . Соответственно, ведущая сфера содержания произведений романтического искусства – лирика.



Концентрация на лирической образности повлекла за собой изменение в системе музыкальных жанров и форм . Композиторы-романтики использовали все жанры классической эпохи (оперы, симфонии, сонаты), но ведущими жанрами их творчества становятся песня и фортепианная пьеса , т. е. на смену крупным циклическим (многочастным) формам приходят миниатюры. Именно миниатюры могли фиксировать изменчивые настроения, ускользающие душевные движения сразу, мгновенно, непосредственно в момент их возникновения. (Для того, чтобы написать симфонию, нужно много времени – настроение много раз изменится). Песни и фортепианные пьесы романтики нередко объединяли в циклы, где отдельные образы и чувства представали в их развитии и взаимосвязи. Соответственно, как по самостоятельным вокальным или фортепианным миниатюрам, так и по циклам миниатюр мы можем судить об особенностях мироощущения композиторов-романтиков. Каковы же они?

Конечно, в силу субъективного, даже исповедального характера творчества, каждый из композиторов выражал в музыке свою индивидуальность. Однако не менее ярко воплощены в их произведениях общие настроения, поскольку каждый из них был не только индивидуальностью, но и «сыном своего века» (выражение фр. писателя Альфреда де Мюссе).

Родоначальником романтизма в музыке является Франц Шуберт (1787-1828). Показательно, что историю нового стиля отсчитывают с момента создания двух его песен «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» (обе на стихи Гете). Они были написаны, соответственно, в 1814 и 1815 гг. в возрасте 17 и 18 лет. Хотя это всего лишь песни, их значение в истории музыки не меньше, чем значение, например, симфоний Бетховена. Всего у Шуберта более 600 песен – почему же именно с этих двух начинается история романтизма? Благодаря поэзии Гете, Шуберт здесь впервые фиксирует музыкальными средствами одно из важнейших душевных состояний романтической личности – sehnsucht (зейнзут) – романтическое томление. Романтическое томление подразумевает неудовлетворенность настоящим и тоску, томление, страстное стремление к чему-то «иному» - прекрасному, но, как правило, недостижимому (тоска в разлуке с любимым в «Маргарите за прялкой»), Романтическое томление - чувство острое, мучительное: для романтика лучше увидеть «иное» и умереть, чем жить и не знать о нем вовсе (смерть ребенка, которому пригрезились прекрасные владения Лесного царя).

Также в творчестве Шуберта, в его вокальных циклах «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи Вильгельма Мюллера (1823 и 1827 гг.) была впервые в музыке сформулирована и выражена музыкальными средствами основная идея романтического искусства. Это так называемая романтическая антитеза – противопоставление Идеального и Реального, крушение Мечты при столкновении с Действительностью. Простыми, но сильными средствами запечатлена эта идея в центральной песне цикла «Зимний путь» - «Весенний сон». Прекрасная светлая мелодия (герою снится весна, цветочный луг, возлюбленная) прерывается резкими диссонирующими аккордами (крик петуха разрушает сон, реальность – это зима, вьюга за окном, одиночество).

Юный герой вокального цикла «Прекрасная мельничиха» вступает на жизненный путь, полный радостных надежд. Его ожидают любовь, счастье – и горькое разочарование, крушение надежд, смерть. Соответственно, песни первой половины цикла – мажорные, бодрые, в народном духе. Песни второй половины – минорные, запечатляющие нюансы скорбного чувства то в стилистике строгих баховских звучаниях, то языком лирического романса. Герой вокального цикла «Зимний путь» пережил трагедию разлуки с любимой и остался жить, но все прекрасное у него – только в воспоминаниях о прошлом. Его настоящее - скитания, в которые его гонит желание уйти от душевной боли. Его будущее – одиночество и мечта о смерти как об избавлении. (Шуберт сам называл эти песни «ужасными»).

И состояние романтического томления, и романтическая антитеза идеального и реального после Шуберта найдут музыкальное воплощение едва ли не у каждого композитора периода зрелого романтизма (30-40-е гг. 19 в.)

Мироощущение, основанное на признании неосуществимости Мечты, в целом трагично. Однако романтики создали множество светлых образов, потому что идеал, недостижимый в реальной жизни, они стремились воплотить в своей музыке. Сфера идеального включала в себя три основные составляющие – Любовь, созерцание Природы и занятия Искусством. Именно они отрывали человека от повседневности, возвышали его над реальностью.

Каждый из композиторов-романтиков наполнил характерные романтические образы своим пониманием, сообразуясь с опытом своих субъективных переживаний. Это обусловило оригинальность их творчества, неповторимость каждого произведения, что так ценилось в эпоху культа Индивидуальности.

Так, в творчестве Роберта Шумана (1810-1856) нашли выражение два автобиографических мотива: 1) Любовь к пианистке Кларе Вик, 2) борьба с ограниченностью обывательских музыкальных вкусов за Искусство свободных форм и искренних чувств. Обладавший литературной одаренностью, Шуман писал Кларе любовные письма и, параллельно, их музыкальный аналог - фортепианные пьесы «Новелетты». Свои взгляды на искусство Шуман выражал в созданной им «Новой музыкальной газете», описывая собрания наполовину вымышленного кружка музыкантов-единомышленников – «Давидсбюнд» («Братство Давида» - библейского царя, бывшего также поэтом и музыкантом). Члены этого кружка (давидсбюндлеры) стали также героями его музыкальных произведений. Их портреты, сценки с их участием (например, борьба против музыкальных обывателей - филистеров) становятся сюжетами оригинальных циклов фортепианных пьес. Шуман давал им необычные названия («Танцы давидсбюндлеров», «Карнавал», «Фантастические пьесы»), чтобы пробудить фантазию слушателей, способствовать развитию их творческого воображения.

Свои необычные образы Шуман воплощал по-новому – тонкими, точными штрихами. Прихотливые ритмы, внезапные смены гармоний, порывистые мелодии, свободные формы соответствовали образу нового романтического героя – остро чувствующего и открыто выражающего свои чувства.

В творчестве Фредерика Шопена (1810-1849) Мечты об Идеале оказались тесно связаны с трагедией его родины – Польши. После подавления Польского восстания Шопен в возрасте 20 лет оказался в эмиграции в Париже, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Шопен был утонченным лириком, что проявилось в его фортепианных ноктюрнах (ноктюрн – ночная песнь), отличающихся выразительностью и красотой мелодий. Но наряду с богатой гаммой лирических чувств он воплотил образы героического прошлого своей Родины, ее драматическое настоящее и мечты о ее прекрасном будущем в фортепианных пьесах, основанных на народных польских танцах – полонезе и мазурке.

Новаторство Шопена заключалось в привнесение в музыку национальной характерности, с соответствующим обогащением музыкального языка. Подобно тому, как романтики оценили индивидуальность Личности, они смогли оценить и своеобразие национальных культуры. Эта идея была подхвачена Листом (Венгрия), Григом (Норвегия), Сметаной и Дворжаком (Чехия). Русская музыка во всем ее своеобразии также выходит на европейскую арену в 19 веке.

Лирика – ведущая, но не единственная характерная сфера содержания романтического искусства. Еще одно открытие романтиков – фантастика. Увлечение фантастической образностью было одним из проявлений кризиса Просветительского мировоззрения. Если романтическая лирика погружала во внутренний мир, то фантастика объясняла мир внешний. В отличие от просветителей, которым казалось, что мир познаваем, и все в нем можно понять и объяснить, романтикам мир кажется непознаваемым, полным неразрешимых тайн, управляемым мистическими роковыми силами, которые в любой момент могут вторгнуться в жизнь человека.

Музыка уже в 20-е гг. открывает для себя мир и светлой, и мрачной, демонической фантастики. Соответственно, были найдены выразительные средства для их воплощения. Родоначальником светлой фантастики является Феликс Мендельсон (1809-1847). В 1826 г. он написал симфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Она открывается легкой, «эльфовой» темой с кружащимся, легким движением разделенных на 4 партии скрипок.

В 1821 г. Карл Мария Вебер (1786-1826) написал оперу «Волшебный стрелок», быстро и надолго ставшую популярной по всей Европе. В ней соединились Лирика (любовь главных героев Макса и Агаты), национальная характерность (действие происходит в немецкой охотничьей деревне, где звучат народные песни и танцы) и мрачная Фантастика. Центральный эпизод оперы – Сцена в Волчьей долине, куда в полночь отправляется Макс, чтобы получить поддержку дьявола (в облике Черного охотника) в борьбе за свою возлюбленную. В этой сцене сосредоточены все самые главные музыкальные находки, которые до сих пор используются (например, в киномузыке) для создания демонических образов. Это тремоло струнных в низком регистре, тихие удары литавр, звучание низких деревянных духовых («зловещий» тембр низкого кларнета), диссонирующие, напряженные аккорды.