Джакомо кваренги биография. Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы. Поздний период жизни и творчества

Подробности

Джакомо Кваренги.

Жизнь и творчество

Портрет Джакомо Кваренги. Акварель. 1810-е гг.

Классицизм - художественный стиль в архитектуре XVII-XVIII вв.

В России - с поел, трети XVIII - до нач. XIX в. Одним из главных требований к сооружениям этого стиля является подчинение архитектурной композиции ордерной системе, которая по форме и пропорциям близка идеальным формам и образам античного мира. Для зданий и сооружений, исполненных в стиле классицизма, характерны четкие объемы, гладкие массивы стен, ясное пространственное членение, мягкая цветовая гамма отделки, умеренность в использовании пластического декора. В своей эволюции имел три этапа: ранний, строгий и поздний.

Палладианство - направление в европейской архитектуре XVII-XVIII вв., развивавшее принципы, заложенные в творчестве А. Палладио, его взгляды на архитектуру, идеи, получившие обоснование в трактате «Четыре книги об архитектуре».

Наследие Джакомо Кваренги - это целая эпоха в зодчестве Петербурга и Москвы последней трети XVIII - начала XIX века. Имя знаменитого архитектора неразрывно связано с классицизмом и русским палладиан-ством в каменной летописи екатерининского времени.

Джакомо Кваренги родился 20 сентября 1744 года в окрестностях Бергамо, в долине Иманья на севере Италии. Он был вторым по старшинству из трех сыновей в семье члена городского судьи Бергамо. Родители прочили ему карьеру адвоката или священнослужителя, и Джакомо был отдан в училище при монастыре. В юности Кваренги с увлечением занимался изящной словесностью. Тогда же сказалась его наследственная склонность к живописи - дед и отец будущего зодчего неплохо владели кистью. Первые уроки подросток получал от лучших бергамских художников того времени - Д. Раджи и П. Бономини. Занятия продвигались настолько успешно, что по настоянию отца в начале 1762 года 17-летний Джакомо отправился в Рим для продолжения образования.

В Риме юношу определили в мастерскую А. Р. Менг-са - широко известного живописца и теоретика. После.

Барокко - художественный стиль в архитектуре в XVI-XVIII вв. Для сооружений стиля барокко характерны пластичность объемов, сложные системы пространств, причудливая игра света и тени, пышность пластического декора, богатство лепки, скульптуры резьбы.

Дж. Кваренги. Произвольная композиция на римскую тему

Архитектурный ордер - художественно осмысленная переработка каменной стоечно-бапочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, которые отличаются общим характером композиции, строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (обломами) и орнаментом. Различаются: дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный.

отъезда Менгса на службу ко двору испанского короля Карла III Бурбонского Кваренги сменил нескольких наставников-архитекторов, представителей позднего барокко: С. Поцци, П. Пози, А. Деризе, Н. Джансомини. Ряд рисунков Кваренги, выполненных в Риме, демонстрирует его увлечение композиционным и графическим мастерством Д. Б. Пиранези, с которым он был знаком и, возможно, дружил. Значимой фигурой в судьбе будущего зодчего стал В. Бренна - выдающийся итальянский художник-декоратор и архитектор. Кваренги утверждал, что «...названный г. Бренна явился первым моим учителем», и, вероятно, именно 20-летний Бренна сумел пробудить в Джакомо истинную любовь к архитектуре. В Риме параллельно с занятиями живописью и зодчеством молодой человек проявил глубокий интерес к литературе и музыке - важным источникам формирования его художественного вкуса.

Подлинным откровением для Джакомо Кваренги стал трактат итальянца А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». В сочинении, изданном в 1570 году, великий архитектор опубликовал собственные проекты. Применяя классический архитектурный ордер и заимствуя у древних традиционные ордерные композиции, Палладио создал собственную систему планировочных и фасадных решений, а также новые типы зданий. После первого прочтения трактата в 1768 году Кваренги восторженно написал: «Вы никогда не поверите, какое впечатление произвела на меня эта книга. С тех пор я думал только о том, чтобы изучать столь многочисленные великолепно построенные памятники, на которых можно научиться хорошим и совершенным приемам».

Творческий подход Палладио к Античности определил для Кваренги вектор познания богатейшего архитектурного наследия Италии и явился стимулом для тщательного изучения, зарисовок и обмеров уникальных памятников. Дорожные альбомы и письма Кваренги говорят о том, что он уделял пристальное внимание сооружениям античного Рима, а также работам знаменитых мастеров архитектуры Возрождения - Альберти, Браманте, Сангалло, Романо, Санмикеле и, самое главное, Палладио. Путешествуя по Италии, Кваренги с восторгом открывал для себя центры культуры Возрождения - Флоренцию, Виченцу, Верону, Мантую. Но поистине его пленила Венеция - город, которым он не переставал восхищаться, где нашел множество друзей и единомышленников. Одним из них надолго стал Томмазо Теманца - архитектор по образованию, но более известный как историк и теоретик. В этот же период, желая расширить профессиональный кругозор, Кваренги внимательно знакомился с английским и французским зодчеством раннего классицизма.

Дж. Кваренги. Кремлевский Теремной дворец в Москве. 1797 г.

Интерьер церкви Санта-Сколастика в Субиако.

В 1769 году Джакомо Кваренги получил на родине первый значительный заказ на реконструкцию интерьера церкви Санта-Сколастика бенедиктинского монастыря в Субиако близ Рима. Архитектор изменил прежнее пространство центральной части трехнефного храма, прорезав стены глубокими нишами и перекрыв его сводом с полуциркульными окнами. Простенки между нишами он декорировал пилястрами ионического ордера. Дневной свет, акцентируя белизну поверхностей, визуально раздвинул узкое помещение, а игра светотени облегчила массивный антаблемент. Кваренги решил интерьер в классическом стиле - просто и строго. В этой постройке наметился его архитектурный почерк и те композиционные приемы, которые он впоследствии будет использовать в культовых сооружениях России. По-видимому, церковь в Субиако - единственный осуществленный в Италии крупный проект архитектора.

К 30 годам Кваренги был уже достаточно известен. Он в совершенстве владел приемами классической архитектуры Античности и Ренессанса, ставшими для зодчего эталоном прекрасного. Несмотря на это, заказы носили случайный характер и не отличались масштабностью. В 1772-1779 годах он выполнил ряд работ, большая часть которых осталась на бумаге. Среди них: проект алтаря для новопостроенного храма в Сериата; рисунок великолепного надгробия шведскому королю Адольфу Фридриху и надгробия папе Клименту XIII; рисунок для оформления римского монастырского храма Святой Марии в Кампителли; проект загородного дворца и парковых павильонов для усадьбы английского лорда Хагерстона в графстве Нортумберленд; проект Музыкального зала Капитолийского дворца; проект театра для города Бассано (Северная Италия); проект главного алтаря для храма Александра-дела-Колонна в Бергамо и чертеж фасада в проекте реконструкции памятника «Альпийские трофеи» в Ла-Тюрби.

Композиция и декор церкви в Субиако во многом схожи с венецианским монастырским храмом Иль Реденторе, построенным по проекту Андреа Палладио в 1570-е годы. При этом Кваренги придал своему сооружению особое, авторское звучание. Он изменил палладианскую схему и декорировал помещение церкви в неоклассическом духе.

Неф - вытянутое в плане помещение, ограниченное с одной или двух сторон продольным рядом колонн или столбов; выделенная таким образом часть базилики, церкви и т. п.

Ниша - углубление в стене здания для установки статуй или для пластической обработки стены.

Пилястра - вертикальный, плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обработка которого соответствует ордерной системе колонны.

Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, опирающаяся на колонны, сложный декоративный составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.

Английский дворец в Петергофе. Литография. XIX в.

В одной из церквей Бергамо до сих пор находится алтарный образ работы деда Джакомо Кваренги. Сохранились росписи, выполненные предками архитектора.

Отсутствие перспектив реализации творческих замыслов побудило архитектора к поиску работы за пределами Италии. 1 сентября 1779 года он подписал контракт с советником Екатерины II И. Я. Рейфенштей-ном о приеме на службу при императорском дворе. С этого момента жизнь и последующие этапы творческого пути Кваренги будут связаны с Россией, где его талант максимально раскрылся. Русская архитектура той поры развивалась в русле общеевропейских тенденций. К середине XVIII века помимо сближения с античным наследием в зодчестве наблюдается всплеск палладианства. Введенный Екатериной Великой, официальный государственный стиль классицизм менялся вместе с архитектурным вкусом императрицы. Во второй половине 1770-х годов он уже ориентировался не на французскую традицию классицизма, а на отточенный итальянский вариант палладианской неоклассики. Для воплощения новых идеалов Екатерина II нуждалась в иных придворных архитекторах. Свои пожелания она высказала в письме к М. Гримму: «...я хочу двух итальянцев, поскольку у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дрянные дома...» Императрица обратилась сразу к трем источникам достоверной интерпретации античной культуры - Ш. Л. Клериссо, Ч. Камерону и Дж. Кваренги, который станет главным последователем палладианской традиции в России.

Дж. Кваренги. Проект росписи одного из плафонов Английского дворца.

О начале знакомства Кваренги с русским зодчеством повествуют выполненные им зарисовки памятников древнерусской архитектуры. Многочисленные альбомные листы отразили к тому же постройки его непосредственных предшественников, а также современные ему сооружения в Петербурге и его окрестностях. В период с 1780 по 1790 год он установил творческие контакты с архитекторами И. Е. Старовым, Н. А. Львовым, И. В. Нееловым, Ч. Камероном, Ю. М. Фельтеном. Вскоре зодчий и сам вошел в плеяду основных представителей русской архитектурной школы конца XVIII века.

Первым значительным проектом Кваренги в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Именно эта постройка стала декларацией творческого метода архитектора, основанного на переработке композиционных принципов его знаменитого «учителя» - А. Палладио.

В Английском дворце в Петергофе Кваренги запроектировал парадные лестницы открытыми. Парадный вестибюль-ротонду архитектор предполагал возвести с открытыми арочными проемами со стороны прилегающих к нему больших гостиных. Такие проекты не подходили к условиям суровой русской зимы.

Палладианский дом - здание, представляющее собой блок, прямоугольный в плане, в центре которого размещался портик.

Портик - выступающая часть здания, которая образована колоннадами, несущими перекрытие. Портик, как правило, завершается фронтоном.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове. Утрачена в 1943 г. Фотография 1910-х гг

Полуколонна - колонна, выступающая на половину диаметра от стены по всей своей высоте.

Притвор - небольшое крытое помещение перед входом в церковь или самая западная часть храма, отделенная от средней его части глухой стеной.

Апсида - выступ в восточной части храма, чаще всего полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом.

Кессоны - небольшие углубления, чаще всего в форме квадрата, на поверхности свода или потолка.

Ротонда - круглое в плане помещение, здание или сооружение, чаще всего увенчанное куполом и окруженное колоннадой.

Проектирование здания было начато в 1780 году. Завершение всех строительных и отделочных работ со многими изменениями и дополнениями к первоначальному замыслу датируется 1794 годом. Основу проекта представлял палладианский дом, что отражало эстетические предпочтения зодчего и полностью отвечало требованиям заказчика - Екатерины II. Трехэтажное здание кубической формы отличалось предельной строгостью и лаконичностью. Композиционной доминантой главного фасада являлись восьмиколонный портик коринфского ордера и широкая лестница. Пропорциональное сочетание гладкой поверхности стены, прорезанной прямоугольными оконными проемами, с портиком придавало постройке монументальность и торжественность. Но, несмотря на массивность архитектурных форм, дворцу были присущи камерность и отсутствие помпезности. Простотой и изысканностью убранства отличались и интерьеры, созданные Кваренги. Особенно выделялась отделка большой гостиной. В композиции этого зала были ясно выражены излюбленные зодчим декоративные приемы. Стены украшали полуколонны коринфского ордера, перекрытия разработаны рельефно выступающими балками, промежутки между которыми заполняли живописные орнаментальные вставки. Помимо дворца в парке предполагалось возвести два павильона: один - для наследника Павла Петровича, другой - для великих князей. К сожалению, постройки не были завершены, а Английский дворец в Петергофе так и не стал жилым императорским дворцом. Однако значимость этой работы для Кваренги велика - он надолго закрепил за собой почетный статус «архитектора двора».

В 1780 году, когда рождался замысел дворца в Петергофе, Кваренги было поручено проектирование, а позднее возведение четырех церквей вблизи другой загородной резиденции - Царского Села. Маломасштабные культовые постройки в Пулкове, Кузьмине, Московской Славянке и Федоровском были заложены практически одновременно - в 1781 году и окончены к 1785 году. Плановые решения церквей в Пулкове и Московской Славянке почти идентичны. Непосредственно за входом - небольшой притвор, за ним - почти квадратная в плане центральная часть, за которой расположена достаточно глубокая алтарная апсида, перекрытая полусферическим кессонированным сводом. В связи с церковной архитектурой Кваренги нельзя не упомянуть чрезвычайно выразительный Мавзолей А. Д. Ланского и надвратную колокольню на Казанском кладбище в Царском Селе, возведенные в том же 1785 году.

Госпиталь с церковью Св. Марии Магдалины в Павловске.

Еще одной работой Кваренги 1781 года стал госпиталь с церковью в Павловске, предназначенный для придворных великого князя Павла Петровича. Прямоугольное в плане здание госпиталя было возведено одноэтажным с расположенным в центре храмом. В целом фасад лишен архитектурного декора. Лишь со стороны апсиды церковь выступала полуротондой в шесть колонн тосканского ордера, а вход в храм был отмечен портиком с четырьмя колоннами и фронтоном.

Наступивший 1782 год положил начало многим новым творениям Джакомо Кваренги. В течение последующего десятилетия, находясь в зените славы, архитектор создал основные и лучшие свои произведения. Галерею этих построек открывает Концертный павильон (1782-1786) или, как называла его императрица, «концертная зала», стоящий в пейзажном парке Царского Села недалеко от Екатерининского дворца. Павильон с большим залом для музыки, двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере, обращен главным фасадом к водной глади пруда. Современники-очевидцы писали так: «...внутреннее устроение сей залы произведено по правилам акустики. Вход в залу сделан круглым портиком; в ней свод овальный, стены и пилястры покрыты белесоватым и разноцветным фальшивым мрамором, пол цветной мозаический; свод расписан живописно; на падугах изображены зодиакальные созвездия, а над дверьми десюдепортные картины; по сторонам входа две небольшие комнаты или ниши». В стороне от павильона - кухня-руина (1785-1786), задуманная Кваренги как неотъемлемая часть садового ансамбля.

Иконы для церкви в Павловске Кваренги заказал римскому художнику Дж. Кадесу. Стенная роспись выполнялась русским мастером Ф. Даниловым.

Фронтон - чаще всего треугольное, образованное двумя скатами и карнизом завершение фасада здания, колоннады или портика. Изящные фронтоны могут быть размещены над окнами, дверьми и нишами.

Концертный павильон в Екатерининском парке Царского Села. Фасад с портиком.

Первым крупным сооружением зодчего в Петербурге стал Эрмитажный театр, к проектированию которого он приступил в 1783 году. В этой работе Кваренги почти дословно процитировал решение внутреннего пространства театрального здания «Олимпико» А. Палладио в Виченце, возродив интерес современников к архитектуре античного театра.

Кухня-руина в Царском Селе

Одновременно с этой постройкой Кваренги возвел целый ряд сооружений, вошедших в комплекс Зимнего дворца и Эрмитажа. Вдоль набережной Зимней канавки архитектор расположил корпус Лоджий Рафаэля - галерею для размещения копий с росписи Рафаэлевых лоджий Ватиканского дворца в Риме. В связи с многочисленными сложностями при выполнении внутренних работ строительство здания, начатое в 1783 году, окончательно завершилось только в 1794 году. Корпус Лоджий Рафаэля был почти полностью уничтожен при возведении Нового Эрмитажа и известен ныне лишь по проектным чертежам Кваренги и изображениям с натуры.

Во второй половине 1780-х годов по желанию Екатерины II были значительно обновлены интерьеры

Концертный павильон в Екатерининском парке Царского Села. Фасад с ротондой.

Во время последнего пребывания Кваренги в родном Бергамо местный художник Дж. Полли написал его парадный портрет по заказу города, чтившего прославленных земляков. Портрет поместили в зале городского муниципалитета. Там он находится и по сей день.

Руины - распространенный в садово-парковом искусстве классицизма и романтизма вид сооружения, имитирующий развалины античных или готических строений.

Усадьба А. А. Безбородко в Полюстрове в Санкт-Петербурге

Екатерининский-Головинский дворец в Лефортово, Москва.

Зимнего дворца. Основная задача Кваренги заключалась в перестройке пяти антикамер Растрелли в три зала и решении их в стиле строгого классицизма. Помимо парадных апартаментов - аванзала, «Большой галереи на Неву» и Концертного зала зодчий завершил Георгиевский (Тронный) зал и выполнил отделку некоторых второстепенных жилых помещений.

В 1783 году Кваренги приступил к строительству административных зданий Академии наук (1783-1785) и Ассигнационного банка (1783-1799). Сооружения общегосударственного значения архитектурно воплощали политический имидж Екатерины Великой и потому отличались репрезентативностью. Первое - визуально утверждало положение Академии как научного центра страны. В здании Академии наук предстояло поместить большой зал заседаний, квартиры профессоров, типографию и книжный магазин. Архитектурное решение этой постройки почти аналогично примененному в Английском дворце в Петергофе. Здание Ассигнационного банка заявляло об активном развитии в России банковского дела, об общественной и охранительной функции заведения. Подковообразный в плане банк имеет оригинальную пространственную композицию, логика которой полностью подчинена назначению постройки.

Геогриевский (Тронный) зал Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Еще одно значительное сооружение Кваренги должно было украсить стрелку Васильевского острова, где предполагалось строительство Торговой биржи. Ее начали возводить по проекту зодчего в 1783 году, и к 1787-му здание уже было подведено под крышу. Однако оно осталось незавершенным и в 1805 году было полностью снесено, чтобы уступить место Бирже Тома де Томона.

В 1780-х годах Кваренги получал много частных заказов. Он строил новые и перестраивал старые дома в Петербурге, Москве, а также дальних имениях столичной знати. Среди этих работ особенно выделяются усадьба А. А. Безбородко, дом Фитингофа, дом Н. И. Салтыкова, особняк Юсуповых, дворец графа П. В. Завадовского.

Прекрасным образцом русского классицизма и пал-ладианства стала усадьба А. А. Безбородко в Полюстро-ве на правом берегу Невы. В 1783-1784 годах Кваренги принял участие в перестройке этого загородного дома. Архитектор оставил почти без изменений основной объем, дополнив фасад треугольным фронтоном и невысоким портиком со сдвоенными колоннами. Трехчастная композиционная схема усадьбы очень близка пространственному решению виллы Бадоер в Полези-не А. Палладио. Кваренги объединил стоящий в центре главный корпус (господский дом) и симметрично расположенные по бокам флигели полуциркульными галереями. Удачным дополнением к ансамблю стали небольшие постройки в пейзажном парке, где архитектор разместил павильон-ротонду и павильон-руину.

Антикамера - обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Аванзал - обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным или танцевальным залом во дворце, приемная для гостей, зал для аудиенций. Декоративное убранство аванзала чаще всего отвечало архитектурно-художественному оформлению других помещений.

Дворец Юсуповых на ул. Фонтанке в Санкт-Петербурге. Главный фасад.

Планировочная усадебная схема дворца Юсуповых на Фонтанке стала исключением из применяемых Кваренги. Протяженные двухэтажные служебные корпуса с небольшим арочным проездом полностью закрывают парадный двор и красивый главный фасад от обзора с набережной.

Дом И. Ф. Фитингофа (1786) на углу Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта и дом Ф. Гротена - Н. И. Салтыкова (1788) на Неве между Летним садом и Мраморным дворцом достаточно скромны в использовании декоративных приемов. В средствах выразительности Кваренги ограничился сочетанием гладкой и рустованной поверхностей стен, горизонтальными членениями в виде промежуточных тяг и умеренным использованием ордерных элементов.

Дворец Юсуповых на Фонтанке (1789-1792) стал результатом изменений, внесенных Кваренги в прежнюю планировку небольшого городского особняка, в решение его фасадов и интерьеров. После перестройки каменного сооружения середины XVIII века усадьба стала полностью отвечать требованиям классицизма и социальному статусу именитого заказчика.

Дворец в имении графа П. В. Завадовского в Ляли-чах Черниговской губернии (1794-1795) по праву считается одним из лучших творений Джакомо Кваренги. Здесь зодчий в полном объеме реализовал свой замысел, создав изумительный архитектурный ансамбль. В основу планировочной структуры положена палладианская система проектирования загородных вилл. Трехэтажный, прямоугольный в плане дом-дворец располагался в глубине полукруглого парадного двора. Главное здание соединялось со служебными одноэтажными корпусами дугообразными галереями. Законченность композиции придавала каменная ограда с монументальными въездными воротами. Дорога, идущая через эти ворота к парадному входу, была центральной композиционной осью всего комплекса. Вход во дворец украшал шестиколонный портик колоссального коринфского ордера с треугольным фронтоном. Он был поднят на прорезанное арками высокое цокольное основание, облицованное рустом. За портиком возвышался купол, перекрывающий круглый центральный зал дворца. Замечательная архитектура на фоне садово-паркового пейзажа производила сильное эстетическое впечатление.

Дворец Юсуповых. Центральная часть садового фасада.

В роли заказчиков проектов знаменитого зодчего выступала не только аристократия, но и купечество. Уже в 1780 году Кваренги выполнил проект Гостиного Двора для Иркутска. С 1784 по 1787 год велось строительство корпуса Гостиного Двора в Петербурге. Так называемые «Серебряные ряды» выходили фасадом на Невский.

Флигель - пристройка, небольшое здание, примыкающее к главному или недалеко от него расположенное. Галерея - крытое протяженное светлое помещение, где вместо одной из продольных стен установлены столбы или колонны. Галереи могут соединять отдельные части здания.

Ансамбль - несколько зданий и сооружений, образующих единую архитектурную композицию.

Руст, рустовка - рельефная кладка или облицовка здания, придающая ему особую массивность и оживляющая игрой света и тени. Иногда рустовку фасада имитируют штукатуркой.

Тяга - горизонтальный поясок, разделяющий стену по горизонтали или реже по вертикали. Тяги могут обрамлять потолок или панно.

Колоссальный ордер (гигантский) - один из двух типов декоративного ордера. В отличие от малого (поэтажного) имеет размер в несколько этажей.

Цоколь - лежащая на фундаменте, выступающая нижняя часть наружной стены, сооружения, памятника.

Екатерининский институт в Санкт-Петербурге

Гостиный Двор в Москве. Фотография нач. XX в.

В 1770-х гг. были составлены проекты перестройки старого Гостиного Двора на Ильинке. Трагическое событие - обвал 15 лавок - ускорило решение о полном освобождении участка между улицами Ильинкой и Варваркой от старых построек. Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала, охваченного ритмом арок и коринфских полуколонн гигантского ордера.

проспект у Думской каланчи. Позднее, в 1803-1805 годах, на углу Невского и Фонтанки по проекту Кваренги будут сооружены Торговые ряды у Аничкова моста. Общую планировочную композицию этого масштабного строения архитектор подчинил Аничкову дворцу. Ритм полуколонн ионического ордера во всю высоту здания прерывается только главным въездом со стороны набережной. Кваренги решает его как трехчастный проезд-пропилеи, разделенный сдвоенными колоннами.

К 1789 году относится начало постройки Гостиного Двора в московском Китай-городе. Здание занимало целый квартал, ограниченный четырьмя улицами. Основной корпус торговых помещений был окружен открытыми галереями. Наружный фасад представлял собой два яруса аркад, пилоны которых усиливались мощными колоннами гигантского коринфского ордера. Дворовый фасад решен по той же схеме, но пилоны декорированы пилястрами ионического ордера. Время не пощадило московский Гостиный Двор - до наших дней нетронутыми остались лишь проемы аркад с коринфскими колоннами. В процессе развития торговли магазины и лавки постоянно подвергались переделкам. Купцы нередко надстраивали и видоизменяли фасады торговых помещений с учетом коммерческих и технических нужд, а также в связи с часто возникавшими пожарами.

Гостиный Двор в Москве. Уличные фасады.

Из провинциальных торговых сооружений самым грандиозным проектом Кваренги можно назвать комплекс ярмарочных корпусов в Коренной пустыни близ Курска, датируемый серединой 1780-х годов. Под ярмарку был отведен громадный земельный участок размером более 65 гектаров, где разместились около 500 двухэтажных лавок. Композиционным ядром ансамбля являлась биржа. Примыкающие к ней торговые ряды образовывали овальную площадь, которая могла вместить до 50 ООО человек. На территории ярмарки были возведены два здания - «ставки». Первое предназначалось для остановок в нем губернатора, другое - для проживания коменданта. Благодаря своему расположению они фланкировали широкий главный въезд.

Работы зодчего для Москвы немногочисленны. Кроме Гостиного Двора на Варварке в те же годы Кваренги проектировал Оружейную палату Московского Кремля, принимал участие в достройке Екатерининского-Головинского дворца. Дворец возводился на месте деревянного Анненгофского, созданного Ф. Б. Растрелли на высоком берегу Яузы в Лефортово. Здесь еще в 1771 году заложили огромное, с четырьмя внутренними дворами здание. Центральную часть уличного фасада с протяженной лоджией Кваренги акцентировал колоннадой гигантского коринфского ордера. Здание приобрело классицистическую торжественность и респектабельность, не став при этом излишне монументальным. К концу века относится также проект московского дворца А. А. Безбородко в Немецкой слободе, ставший для архитектора важной вехой его творческой биографии. Проект отражал совокупность архитектурных приемов, выработанных мастером за время почти 20-летней строительной практики. Но, к сожалению, он не был осуществлен. Особое место среди московских работ Кваренги занимают заказы графа Н. П. Шереметева - одного из богатейших людей России того времени. Записки Шереметева дают основание полагать, что его с архитектором связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Зодчий подготовил проекты дворцов Шереметевых в Китай-городе и в подмосковной усадьбе Останкино (1792), завершил строительство крупного больничного здания - Странноприимного дома Шереметева на Сухаревой площади (1803-1807).

Странноприимный дом Шереметева. План первого этажа.

Значимым творением Кваренги 1790-х годов можно назвать Александровский дворец в Царском Селе (1792-1800). Объемно-пространственная композиция дворца имеет сложную конфигурацию. Она демонстрирует появление новых черт в искусстве зодчего: колоннада представлена как самостоятельный архитектурный объем. В архитектуре России конца XVIII века колоннада все чаще становилась доминантой в планировочных решениях зданий. Следуя этой тенденции позднего классицизма, зодчий отошел от традиций Палладио, в творчестве которого отсутствует обращение к теме свободно стоящих массивных колоннад.

Странноприимный дом Шереметева. Фрагмент фасада

В период правления Павла I, после 1797 года, Кваренги вступил в члены Мальтийского ордена, великим магистром которого был избран император. Для капитула ордена в Петербурге предоставили Воронцовский дворец на Садовой улице. Кваренги выполнял обязанности архитектора при капитуле, и ему поручили устройство двух капелл во дворце: Мальтийской и православной (1798-1800). Православная церковь разместилась в восточной части основного здания. Католическая задумывалась как самостоятельное сооружение. Благодаря крупному ордеру, примененному на фасаде, небольшая постройка кажется значительной. Зал Мальтийской капеллы принадлежит к очень интересному образцу работы зодчего в области интерьеров. Его отделка отличается разнообразием художественных средств и полихромностью. Колонны выполнены из желтого искусственного мрамора. Своды помещения сплошь покрыты росписью в виде строгих геометрических фигур. Конструктивные и декоративные приемы, использованные в Мальтийской капелле, во многом аналогичны решению корпуса Лоджий Рафаэля.

Колоннада - ряд или несколько рядов колонн, которые расположены симметрично и перекрыты антаблементом или арками, образуя своего рода галерею.

Капелла - небольшое сооружение, стоящее отдельно от храма, а также помещение в апсиде или в боковом нефе храма, в замке, дворце, представляющее собой часовню, домовую церковь.

Мариинская больница на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге. План первого этажа

Мариинская больница. Главный фасад

В начале XIX столетия Кваренги дополнил ряд собственных сооружений общественного назначения, построив Мариинскую больницу (1803-1805), Екатерининский (1804-1807) и Смольный (1806-1808) институты. В проектах остались: здание опекунского совета (1808), училище глухонемых (1815) и родильный госпиталь (1815). Мариинская больница на Литейном проспекте возводилась в связи с отмечаемым в 1803 году 100-летием основания Петербурга. В планировке больничного комплекса архитектор следовал усадебной схеме. Главный корпус отодвинут вглубь двора, образованного боковыми служебными флигелями. Их торцевые фасады расположены на уровне «красной линии» - границы основной застройки улицы. Центр двухэтажного здания выделен массивным восьмиколонным портиком во всю высоту. К подъезду ведут два симметричных пандуса. Больница выдержана в строгих формах. Планировка ее предельно проста: портику соответствует вестибюль, палаты располагаются по сторонам коридора, пронизывающего все внутреннее помещение.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге.

Из двух построенных Кваренги зданий учебных заведений Смольный институт был любимым детищем зодчего. Лаконичность трактовки архитектурных масс продиктована функцией здания. Строгие классические формы сопряжены с рациональностью плана. Смольный институт в общем архитектурном решении вторит Екатерининскому. Но в связи с иными условиями постановки строения в пространстве фасады Смольного значительно монументальнее.

В те же годы зодчий работал и для военного ведомства. В 1804-1807 годах он построил манеж, входивший в комплекс казарменных построек Конногвардейского полка. Главный фасад здания ориентирован на площадь перед Адмиралтейством и акцентирован крупномасштабным портиком римско-дорического ордера с массивным фронтоном. Портик поставлен на стилобат с широкими ступенями. Несколько позже по обеим сторонам лестницы на гранитных постаментах были установлены скульптурные изваяния Диоскуров. С противоположной стороны здания расположен пандус для въезда лошадей. Классические архитектурные формы Конногвардейского манежа поражают своей величественностью.

Петербургский манеж Кваренги любопытно сравнить с манежем в Мюнхене (1811), построенным по его же проекту. Если в первом входы устроены с торцевых фасадов, то во втором - со стороны продольных.

Стилобат - верхняя ступень стереобата (цоколя) или его верхняя поверхность, на которой сооружается колоннада.

Постамент - основание какого-либо скульптурного произведения, архитектурного сооружения (колонны, памятника).

Дж. Кваренги. Проект Триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Главный фасад (вариант с аркой). 1814 г.

Последней серьезной работой Кваренги стала постройка Триумфальных ворот (1814) по случаю возвращения победоносных русских войск из заграничного похода. Ворота были запроектированы временными, деревянными, и поставлены за старой городской чертой, проходившей у Обводного канала. Строение быстро обветшало и впоследствии было заменено каменными воротами, сооруженными по проекту В. П. Стасова за Нарвской заставой.

Памятник-бюст Кваренги на Манежной площади в Санкт-Петербурге. Архитектор В. В. Попов, скульптор В. Э. Гэрдеев

В конце 1810 года Кваренги в последний раз ненадолго выехал из Петербурга в Италию. Бергамо с особым пиететом и всевозможными почестями встретил прославленного мастера, но уже к 1811 году он поспешил вернуться на свою вторую родину. В последние годы жизни слепнувший архитектор почти не имел заказов. Джакомо Кваренги скончался в Петербурге 1 марта 1817 года и был похоронен в католической части Волкова кладбища. Зодчий провел в России 37 лет, оставив лучшую часть творческого наследия городу на Неве. Современник Кваренги Ф. Ф. Вигель написал об архитекторе: «...этот человек соединял все, и знание, и вкус, и его творениями более всего красится Петербург».

  • Вперёд >

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580). Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org . и … всё.

В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/ , программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.
Историю памяти и забвения имени Кваренги проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник» (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования:

Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг.

Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего воедино. Рукописное собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги». Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы.

Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году.

В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы.

В 1914 г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г.

Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги.

В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему.

В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году.

В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги.

Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего.

В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г. П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего вскоре погас.

Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг.

Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г. в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги.

Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.

В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net

На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни.

Давайте вместе сохраним одну из них.

Огромное спасибо Елене Абелевой за статью "Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи" и Галине Пикиной, автору книги "Ляличи" - они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно в поддержку усадьбы, которая собрала уже 32 тыс. голосов из 35 тыс.

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 г. в местечке Рота-Иманья, предместье Бергамо. С давних пор этот город считался одним из центров художественной культуры севера Италии. Кваренги принадлежал к старинному и знатному семейству, известному еще с XII века.
Джакомо был вторым из трех сыновей в семье. Родители прочили ему карьеру священнослужителя или адвоката, однако молодой Джакомо избрал иной путь.

С юношеских лет он увлекся изящной словесностью, занимаясь переводами Катулла, Вергилия и других древнеримских поэтов. Любовь к литературе Кваренги пронес через всю свою жизнь. И дед, и отец Джакомо владели кистью, хотя никто из них не считал это своим основным занятием. Склонность к живописи унаследовал и Джакомо.

Юного Кваренги все же отдали в обучение к лучшим бергамским художникам того времени - Джованни Раджи и Паоло Бономини. Занятия будущего зодчего продвигались настолько успешно, что в 1762 г. по настоянию отца Джакомо отправляется для продолжения образования в Рим, который в те времена считался центром художественной жизни Италии и стал школой многих поколений художников и архитекторов. Началась самостоятельная жизнь молодого человека. Древний город поразил и покорил юношу.

К 30 годам Кваренги был женат и имел дочь. Он стал уже известным архитектором, но заказы его носили случайный характер. Прожив еще несколько лет в Риме, он так и не смог найти применения своему таланту. В те времена многие итальянцы в поисках заработка и славы покидали родные края. Между тем Россия по-прежнему охотно нанимала на службу талантливых иноземцев. Екатерина II постоянно была в курсе всех достижений культурной жизни Европы. Так попали в Россию живописец Стефано Торелли, украсивший своими росписями дворцы Петербурга и Ораниенбаума, а также скульптор Этьен Морис Фальконе - автор «Медного всадника» - и другие мастера. В сентябре 1779 г. Кваренги подписал контракт, а к концу года вместе с семьей прибыл в Петербург.

Во второй половине XVIII века в России формировался новый архитектурный стиль, получивший название классицизма. Кваренги суждено было стать крупнейшим мастером этого стиля и создать выдающиеся произведения зодчества.
Кваренги приехал в страну, где жаждали строить много и всегда нуждались в талантах. Екатерина II увидела в Кваренги архитектора новой формации. Замыслы Кваренги напоминали о прекрасной древности, но вместе с тем отвечали духу времени - строить много и экономно. Императрица осыпала нового архитектора милостями, сделав его первым придворным архитектором.

Кваренги поразили масштабы строительства в российской столице. В отличие от средневековых европейских городов, Петербург развивался не стихийно, а по строгому плану. Построенные здания поражали великолепием и свидетельствовали о высоком мастерстве их архитекторов. Но даже в центральной части города оставалось еще много архитектурно незавершенных участков. Тем не менее, Кваренги начал работать не в самой столице, а в ее пригородных царских резиденциях. Они ошеломляли великолепием, и поле деятельности для зодчих в них было вообще неограниченно.

Первой значительной постройкой Кваренги в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Еще одной ранней работой архитектора был госпиталь в Павловске, который входил в комплекс хозяйственных построек на берегу Мариентальского пруда.

1783 г. положил начало многим новым постройкам архитектора. В течение последующего десятилетия Кваренги создал основные и лучшие свои произведения. Это были дворцы, загородные усадьбы, театры, гостиные дворы, частные дома, церкви, банк, биржа. В 1783 г. Кваренги приступил к строительству здания Академии наук. Но из-за возникших разногласий с президентом Академии княгиней Е. Р. Дашковой продолжать строительство отказался. Еще одно здание, прекрасно сохранившееся до наших дней, - это Эрмитажный театр. Архитектор создал один из лучших камерных театров мира. Он вызывал восторги современников. Кваренги отвели там постоянную ложу, а также квартиру в театральном доме, где он жил до конца своих дней.
В 1789 г. было завершено строительство Ассигнационного банка на Садовой улице. Сейчас в этом здании находится Финансово-экономический институт.
В 1780-е гг. Кваренги находился в зените своей славы. У него было много заказчиков, ему подражали другие архитекторы. Помимо общественных зданий он строил новые и перестраивал старые дома в Петербурге, Москве и дальних имениях петербургской знати.
Один из крупнейших государственных деятелей екатерининской эпохи канцлер А. А. Безбородко приобрел в 1781 г. два дома вблизи Почтамта. В результате перестройки оба дома были объединены. Интерьеры нового дворца отделывал Кваренги. Сейчас в этом доме находится Музей связи.
Дача А. А. Безбородко, которую перестроил Кваренги, и сейчас является украшением правого берега Невы, а в те времена это был целый архитектурный ансамбль с пейзажным парком и прекрасным видом на Неву. После смерти канцлера имение унаследовал его брат И. А. Безбородко, а потом внук брата А. Г. Кушелев, которому было разрешено носить двойную фамилию Кушелев-Безбородко. Под этим названием усадьба и дошла до наших дней, а символом ее является знаменитая ограда из 29 сидящих львов.

Для другого вельможи, А. Д. Ланского, предназначался один из трех домов на Дворцовой площади, которые начали возводить по проекту Ю. М. Фельтена. В оформлении некоторых его интерьеров также принимал участие Кваренги. Позднее именно эти здания послужили той основой, на которую опирался К. И. Росси, создавая свой замечательный ансамбль. Дом Ланского включен в центральную часть здания Главного штаба.
Выполнял также архитектор и работы во дворце графов Шереметевых на Фонтанке. К тому времени дворец уже перестраивался архитектором И. Е. Старовым. Кваренги построил во дворце галерею, кабинет и манеж в саду, но до сегодняшних дней они не сохранились.
На набережной Невы у Марсова поля в 1784-1789 гг. Кваренги построил дом для купца Гротена. Потом это здание было продано Н. И. Салтыкову. Сейчас в этом доме находится Институт культуры.

Кваренги построил дом для князя Гагарина на Дворцовой набережной, дом купца Сиверса на Миллионной улице, дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте. Перестроил Кваренги и дворец князя Юсупова на Фонтанке, сохранив существующее в усадьбе здание середины XVIII века. Изменился только характер декоративного решения фасадов и интерьеров.
Одной из наиболее крупных работ архитектора является Александровский дворец в Царском Селе, предназначенный для любимого внука императрицы Александра. Поначалу здание было решено возводить в Петербурге, но потом выбрали Царское Село. Здание оказалось очень удобным для жилья, и вскоре стало одним из любимейших мест пребывания царской семьи в летнее время.

С началом нового века среди построек зодчего стали преобладать общественные сооружения. Это были здания Мариинской больницы, Екатерининского института на Фонтанке (ныне филиал Российской Национальной библиотеки).

Работал Кваренги и для военного ведомства. В 1804-1807 гг. он построил манеж, который входил в комплекс казарменных построек Конногвардейского полка. И сегодня Конногвардейский манеж выделяется монументальностью своих форм и служит украшением города.
Летом 1814 г. русская гвардия возвращалась в Петербург по Нарвской дороге после победоносной войны с Наполеоном. На окраине столицы, при въезде в город, решено было построить Триумфальные ворота, проект которых создал Кваренги. Из-за спешности строительства ворота были выполнены из дерева и скоро обветшали. Они были перестроены архитектором В. П. Стасовым в 1824-1833 гг. Лучшей же постройкой своей жизни Кваренги считал Смольный институт (1806-1808). Здание предназначалось для закрытого дворянского учебного заведения - Института благородных девиц. Зодчий продумал не только каждую деталь внутри здания, но и все его окружение.

Заслуги Кваренги перед своим вторым отечеством были высоко оценены. Он получил права потомственного российского дворянства и стал кавалером ордена св. Владимира.

В последние годы жизни слепнувший Кваренги почти не имел заказов. Он часто гулял по улицам города, где многие его узнавали. Умер Джакомо Кваренги 18 февраля 1817 г. Его похоронили в католической части Волкова кладбища. После смерти архитектора его вдова недолго оставалась в России. Она уехала в Италию и вывезла туда семейный архив. Сейчас он находится в городской библиотеке Бергамо.
Вклад Кваренги в русское зодчество невозможно переоценить. Он не проектировал архитектурных ансамблей, но без зданий, им построенных, невозможно представить себе наш город. Они в значительной степени определяют «строгий, стройный вид» северной столицы. Прошло более двухсот лет, но его творения по-прежнему продолжают служить людям, а творчество архитектора настолько значительно и многогранно, что интерес к нему не иссякает и по сей день.

Рядом с усадьбой Разумовского находился обширный двор, сменивший в XVIII в. нескольких владельцев. В 1730-е гг. это был двор Степана Васильевича Лопухина - двоюродного брата первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной. Он женился на Наталье Федоровне Балк, племяннице фаворитов Петра I и Екатерины I В 1743 г. Лопухина была обвинена в заговоре против власти и отправлена в ссылку с мужем и сыном. Все имущество Лопухиных конфисковали.
Двор Лопухиных в 1750 г. императрица пожаловала купцу Штегельману, поставлявшему ко двору иностранные товары. В 1762 г. Генрих Христиан Штегельман именным указом пожалован в «гоф-факторы». Арх. Растрелли в 1750-1753 гг. построил для нового владельца двухэтажное здание с флигелями по сторонам. После смерти Штегельмана некоторое время владелицей была его вдова Анна Кристина, но в 1764 г. усадьбу приобрела казна, и Екатерина II подарила бывший «Штегельманов двор» Григорию Орлову. Вероятно, тогда неизвестный нам арх. перестроил здание в формах раннего классицизма В ноябре 1796 г. именным указом вступивший на престол имп. Павел пожаловал «бывший дом Штегельмана», как его по-прежнему называли, графу Алексею Бобринскому, сыну Екатерины II и Григория Орлова.
Как дворец Разумовского, и этот дом был куплен казной для Воспитательного дома.
Первый известный нам владелец находящегося рядом участка, имеющего ныне №52 по набережной реки Мойки, некийЛеонтий Макушев, в 1734 году продал свой двор морского фло та лейтенанту Федору Григорьевичу Волконскому. Новым владельцем через пять лет стал Яков Федорович Балк, сосед и брат Натальи Федоровны Лопухиной.

В купчей 1739 г. приводятся размеры участка: по берегу р. Мойки 16 саж. 2 1/4 арш., по нынешней Казанской ул. - 16 саж. 1/4 арш. В донесении служителей Балка в 1740 г. сообщается, что владелец желает строить по наличной линии каменное, а по задней регулярное деревянное строение. Обмер участка производи арх. Коробов. Неизвестно, успел ли Балк построить задуманное. У следующего владельца графа Гавриила Ивановича Головкина двор был уже с каменным и деревянным строением и с домом. После этого до конца XVIII в. сменилось несколы обладателей участка.

В 1850-х гг. Фердинанд Августович Битепаж - известный как крупней книготорговец в Петербурге. М. А. Битепаж с 1880-х гг. стал хозяином фабрики музыкальных инструментов - роял и пианино - бывшей фирмы Беккер (в советское время - Красный Октябрь). Фридрих Битепаж и приобрел одну из сам обширных усадеб в центре столицы, которую у него позже купила казна для Воспитательного дома.
Руководство Воспитательным домом и другими благотворительными учреждениями осуществлял Опекунский совет.

В 1804 г. для него было решено построить новое здание. Проект создавал арх. Джакомо Кваренги. Строительство велось в 1808-1810 гг. Было возведено капитальное сооружение с массивными сводами и рядом помещений для размес-тившихся здесь учреждений. Особую известность приобрел «Зал с пеликанами», в котором помещены изображения пеликанов. Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить Своим мясом птенцов, стал эмблемой Воспитательного дома, автором этой эмблемы был Джакомо Кваренги.
Помимо деловых помещений были в здании и квартиры чиновников.
Вскоре здание начали расширять и перестраивать. В 1837-1839 (?) гг. работы по перестройке вел арх. Петр Сергеевич Плавов. Плавов пристроил к зданию Кваренги с южной стороны флигель, увеличив длину фасада вдвое с 50 до 100 м, перепланировал некоторые внутренние помещения, создал новую парадную лестницу. Торжественный вид просторному вестибюлю на первом и втором этажах придают колонны.

В систему предприятий, доход от которых использовала для нужды Воспитательного дома, входил ломбард, находившийся в здании Опекунского совета, как помечено на план Шуберта 1828 г. Здесь же, очевидно, жил статский советник Павел Иванович Енден, бухгалтер при ломбарде.

Задачей Опекунского совета были не только сбор средств и финансирование подведомственных заведений, но и приумножение капиталов. В 1842 г. здесь открылось новое кредитное учреждение - Сберегательная касса. 30 октября (12 ноября) 1841 г. имп. Николай I подписал указ об учреждении сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом». В первый же день в сберегательной кассе побывали 76 вкладчиков. Самым первым стал Николай Антонович Кристофари, сын выходца из Италии. Вопросам кредитного дела он не был чужд. Кристофари начал службу в должности писаря при директоре Экспедиции санкт-петербургской ссудной кассы. В 1854 г. он уже статский советник и кавалер, директор II Отделения Сохранной казны по вкладам, через год - директор канцелярии Санкт-петербургского Опекунского совета с чином действительного статского советника. С середины 1860-х гг. Кристофари занимал должность управляющего карточной фабрикой, как мы знаем, доход от продажи карт был важен для существования Воспитательного дома и связанных с ним благотворительных учреждений. При открытии сберегательной кассы Кристофари внес самый крупный одноразовый вклад - 10 рублей серебром.
Минимальный вклад составлял полтинник. Можно было копить деньги и по мелочи у себя дома. Для этого вкладчику давалась копилка, которую он постепенно наполнял. Ключ от копилки хранился в сберкассе, куда вкладчик приносил наполненную копилку или вызывал к себе сотрудника сберкассы с ключом, копилку вскрывали, деньги пересчитывали и клали на счет клиента.
Такую копилку можно увидеть в ведомственном музее, открытом в 2001 г. к 160-летию Сберегательного банка России. Там представлены старые конторские счета, денежные знаки, сберегательные книжки, образцы старой Гишковской мебели, которую часто украшали фигурами грифонов - символом сохранения богатства.

В дальнейшем главная сберкасса переехала на Садовую ул., 21. А на Казанской, 7, сохранился зал с пеликанами, в котором заседали члены Опекунского совета.
Необходимость дополнительных помещений потребовала перестройки здания. Производились эти работы в 1856-1859 гг. по проекту арх. Таманского Петра Ивановича. Таманский в 1853-1856 гг. состоял архитектором Опекунского совета. Таманский увеличил протяженность здания до 150 м, изменив отделку фасада. При Перестройке были сохранены Зал с пеликанами, парадная Лестница и вестибюль, созданные П. Плавовым. Таманский в Пристроенной им части создал еще одну парадную лестницу.

До 1917 г. в здании размещалась Канцелярия ведомства имп. Марии, главным управляющим Канцелярии в 1910-х гг. был Дмитрий Петрович Голицын,

Перед Октябрем 1917 г. здесь находилось ведомство, которое управляло приютами для сирот, слепых и глухих, богодельнями и др. благотворительными учреждениями - Опекунский совет. После Февральской революции это учреждение стало именоваться Министерством государственоого призрения. Здесь же были сосредоточены картотеки для выплаты пенсий по старостии инвалидности. В октябре 1917 в Смольном было создано Советское правительство, народным комиссаром государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай. Но когда Коллонтай пришла на Казанскую ул., швейцар ее даже не пустил, чиновники встретили ее обструкцией. С большими трудностями, завоевав поддержку младших служащих бывшего министерства, Коллонтай наладила работу созданного Народного комиссариата государственного призрения.
В советское время здесь размещалась 221 школа. Школа работала всю блокаду.

В 1920-е гг. в доме №7 еще хранился архив учреждений ведомства императрицы Марии. Тогда же занимал помещения Губернский отдел народного образования. Здесь были кабинет заведующего, канцелярия, финансовая и снабженческая части, медпункт, секции - школьная, детских домов, экскурсионная и Комиссия по улучшению быта учащихся при Лен. Губисполкоме (КУБУЧ).
В 1930-е гг. ГубОНО сменил Институт гражданского воздушного флота.

Помимо здания Опекунского совета на месте бывших садов располагались здания, принадлежавшие до 2002 г. электромеханическому заводу "Заря".

(. С.) (. Канн П.Я. Казанская площадь (туристу о Лениграде). Лениздат. 1988. С. 142-145., Mary)

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо. Кваренги был отправлен в Рим, считавшийся в то время центром художественной жизни Италии. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера. Им стал Джакомо Кваренги. Подписав контракт, итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу 1779 года. Екатериной II он был назначен придворным архитектором.

Первой работой зодчего в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Затем он построил госпиталь в Павловске. Первой петербургской работой архитектора стала разработка проекта здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Кваренги начал строительство здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), колокольни Владимирского собора (1783-1791), Эрмитажного театра (1783-1787). В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру. Здесь он жил до конца своих дней.

В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле (1784-1788), зданием Серебрянных рядов (1784-1787), занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке (1789 - 1793), строительством Круглого рынка (1785-1790), пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова (1795-1797), дома князя Гагарина на Дворцовой набережной (1798), Малого Гостиного Двора (1790-е). В начале XIX века Джакомо Кваренги строил торговые ряды напротив Аничкова дворца (1803-1805), здания Екатерининского (1803-1807) и Смольного (1806-1808) институтов, Конногвардейский манеж (1804-1807), Новобиржевой Гостиный Двор. В 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже - в 1805-м.

  • интересные места 4 ,
  • музеи 1 ,
  • театры 1 ,
  • дворцы 1

37 км, 379 м

Здание Академии - памятник архитектуры строгого классицизма

Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.

Длина его фасада здания 100,97 метра. С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов. В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук. Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал "Пушкинский дом". При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина "Полтавская баталия", созданная Ломоносовым в 1764 году. В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.

Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года.

Один из старейших театров в Санкт-Петербурге и в России

Эрмитажный театр был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 1783-1789 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей. Зал театра сохранил первоначальный вид. Уже более 20 лет на сцене Эрмитажного театра организует и проводит представления театр «Русский балет», созданный в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра.

Зрительный зал продуман и расположен так, что при его вместительности (250 человек) и достаточной площади пространства для артистов, он не требует использования биноклей; все, что происходит на сцене, видно из любой точки. Кроме того, планировка зала позволяет звуку и свету рассеиваться грамотно, без искажений.


Старейшая больница в городе из числа лечебных учреждений общего пользования

В 1802 г вдова Павла I Мария Федоровна подала своему сыну императору Александру I мысль об устройстве больницы для бедных в ознаменование 100-летнего юбилея столицы. Разработать проект поручили придворному архитектору Джакомо Кваренги. 28 мая 1803 год — основание больницы ознаменовано закладкой камня в основании Церкви Святого апостола Павла с надписью: «Положен сей камень во основании св. храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно…».

Двухэтажное больничное здание с церковью посередине, центральным коридором боковыми палатами было закончено весной 1805 г., но открытие больницы отложили до дня Святого Александра - 3 августа,т.е. до дня тезоименитства молодого императора.

Здание больницы отмечено благородной простотой и изящной строгостью архитектурных пропорций. Внутренняя планировка больницы тоже была тщательно продумана. Палаты и комнаты отделялись друг от друга толстыми стенами, чтобы больные меньше беспокоили друг друга.В самой большой палате размещалось не более 15 кроватей. Принцип же коридорной планировки, созданный по европейскому типу, не устарел и до сих пор.

На территории больницы размещается 15 зданий, в которых находятся 18 клинических и 20 вспомогательных подразделений.

Нынешний Университет Экономики и Финансов

В XVIII веке на этом участке находился Морской рынок. В 1780-х годах он сгорел. Россия в XVIII веке практически без перерывов вела военные действия. Для обеспечения их финансовой поддержки использовали металлические деньги, серебрянные монеты. Они ценились в Европе и считались средством международных расчётов. Однако серебра русской казне со временем стало не хватать, кроме того обращение большого количества металлических денег само по себе доставляло массу неудобств. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег - ассигнаций. Для этих целей в 1769 году был основан Ассигнационный банк. В 1782 году императрица Екатерина II повелела построить специальное здание для Ассигнационного банка. Его архитектором стал Джакомо Кваренги, 5 мая 1783 года был утверждён его проект. Работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге. Здание строили с 1783 по 1790 год. Для него был выделен весь освободившийся участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками. Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы банка. Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили. Монеты в кладовые привозили на баржах по Екатерининскому каналу из Монетного двора Петропавловской крепости. Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании банка выпускали ассигнации, в 1843 году банк закрыли за ненадобностью так как в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1849 году здесь начал свою работу Государственный российский банк. 3 июня 1930 года в здании банка открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (позже Университет Экономики и Финансов, ФИНЭК, ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет, СПБГЭУ). В 1967 году во дворе со стороны Садовой улицы был установлен бюст Джакомо Кваренги работы М. Н. Мейселя и Л. Л. Лазарева.

Одна из первых городских больниц России

В настоящее время в её корпусах в Санкт-Петербурге расположены клиника военно-морской и общей терапии, а также клиника челюстно-лицевой хирургии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. В 1779 году на набережной реки Фонтанки открылась первая городская общедоступная больница, получившая название Обуховской. Первоначально больница имела 60 коек и располагалась в нескольких деревянных помещениях на территории бывшей усадьбы А. П. Волынского, казнённого при императрице Анне Иоанновне. Первое каменное здание, в котором расположился корпус мужского отделения был возведён архитекторами Дж. Кваренги и Л. Руска в 1784 году со стороны Фонтанки. Затем в 1836—1839 годах со стороны Загородного проспекта П. С. Плавовым был построен корпус женского отделения. А в 1866 году архитектор И. В. Штром возвёл вдоль Введенского канала ещё два корпуса, один из которых был назван «принцевским» в честь принца П. Г. Ольденбургского. В 1828 году психиатрическое отделение переезжает на Петергофскую дорогу и получает название Больница Всех Скорбящих Радости. 22 июля (3 августа) 1828 года состоялось освящение церкви при больнице во имя образа Божией матери всех скорбящих радости. В 1829 году при Обуховской больнице была открыта первая фельдшерская школа. В период с 1885 по 1922 год усилиями главного врача Александра Афанасьевича Нечаева больница превратилась в крупное научно-клиническое учреждение. В 1922 году, после смерти главврача, больница стала именоваться Обуховская больница имени профессора А. А. Нечаева памяти 9 января 1905 года. В 1920-30-х годах больница являлась клинической базой медицинских институтов и Института экспериментальной медицины, а в 1932 году при ней открылись Высшие медицинские курсы. В 1940 году на базе Обуховской больницы и медицинского института была сформирована Военно-морская медицинская академия. 28 декабря 1925 г. в Обуховскую больницу было доставлено тело поэта Сергея Есенина. 29 декабря там же состоялось вскрытие.