Дом семьи лидваля на каменоостровском. Биография Дома для мамы

К концу 30-х годов как число заказчиков, так и содержимое их бумажников уменьшилось, и Пауль вернулся в Швецию. Его брат Эдвард уже несколько лет как умер, и дела фирмы вели теперь его сыновья Альф и Оскар. Пауль Лидваль открыл собственное ателье на улице Регерингсгатан, и поэтому в Стокгольме одно время были две портняжные фирмы Лидвалей. Однако через некоторое время Альфу и Оскару пришлось закрыть свое дело, и остался один Пауль.

Одним из постоянных клиентов его фирмы был артист Карл Герхард. Другим знаменитым клиентом был писатель и журналист Ян Улуф Ульсон. Ко-гда тот однажды выразил сомнение по поводу какой-то детали заказанного костюма, Лидваль ответил: «Князь Юсупов хотел, чтобы было именно так». Этот комментарий сразу пресек любую дальнейшую аргументацию клиента.

Ателье Пауля Лидваля прекратило свое существование почти ровно через 100 лет после того, как отец Юн Петтер обосновался в нашем городе. Братья Лидвали вращались среди людей, принадлежащим к высшим слоям общества, и им довольно быстро удалось наладить свою деятельность в Швеции, хотя они так никогда и не достигли там такого же финансового и социального уровня, как в Петербурге. Не надо обладать особенно богатым воображением, чтобы представить себе проблемы, с которыми столкнулись на своей новообретенной Родине российские шведы, обладавшие меньшим образованием и общественны-ми связями (30, с.293).




























2.2. Швед с «петербургской» душой

Федор Лидваль родился 1 мая (20 мая по старому стилю) 1870 года и после рождения был занесен в книгу шведского прихода св.Екатерины (14, с.17) (см. приложение). Федор Лидваль окончил начальную школу при церкви св.Екатерины и поступил во второе Петербургское реальное училище, где обучался шесть лет, с 1882 года по 1888 год. В 1882 году отец возил сына в Швецию, эта поездка запомнилась ему на всю жизнь. В торговом доме «Лидваль и сыновья» Федора Лидваля можно было увидеть крайне редко, так как к тому времени он уже точно знал, что хочет стать архитектором. Но поступить на архитектурное отделение Академии Художеств он не смог, так как его оценки не были достаточно высоки. Поэтому два следующих года он занимался в училище технического рисования барона Штиглица. Получив там серьезную подготовку, Лидваль в 1890 году стал учеником Академии Художеств. Первые два года, проведенные в общих классах «старой» Академии, которые должны были пройти все ученики, независимо от их дальнейшей специальности, были посвящены общеобразовательным наукам, рисованию и копированию классических гравюр. Перейдя затем в специальный класс архитектурного отделения, Федор Лидваль занимается техническими науками, «черчением архитектурных частей и орнаментов всех стилей», составлением архитектурных проектов под руководством дежурных профессоров. Продолжаются занятия рисунком, а в летние месяцы он, как и другие ученики архитектурного отделения, проходит практику на постройках. Во время каникул Федор Лидваль, как и его братья, проходил дважды службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме, так как считали это обязательным (14, с.17-18).

Получив солидную художественную и техническую подготовку, тщательно изучив исторические архитектурные стили, Федор Лидваль продолжает свое образование с 1894 года в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа, который являлся автором проектов зданий Певческой капеллы, клиники Отта в Санкт-Петербурге и западного корпуса Русского музея, который и по сей день назван его именем. Из мастерской Л. Бенуа впоследствии вышли такие крупные и такие разные в творческом отношении мастера архитектуры, как Г.А. Косяков, М.С. Лялевич, А.И.Таманян, Н.В. Васильев, М.М. Перетяткович, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, И.А. Фомин, А.Е. Белогруд и др. Курсовые работы Федора Лидваля, выполненные в мастерской Бенуа, еще не дают представления о свое-образии будущего зодчего. О ранних работах Лидваля мы можем судить по фотографиям проектов загородной виллы (1894 год), двух общественных зданий (1895 год), помещенных в альбоме-книге «Ф.Лидваль». Все они исполнены в духе тогдашнего безличного общеевропейского ренессанса (14, с.26).

Двухлетние занятия в индивидуальной мастерской художественного училища Академии завершились разработкой выпускной программы на звание художника-архитектора. В 1896 году Федор Лидваль завершил свое образование, разработав проект выставочного зала. После окончания учебы в Академии Ф.Лидваль ездил в Европу и США. Творческая деятельность Ф.Лидваля в России продолжалась около двадцати лет. Можно с некоторой условностью выделить два периода: с 1897 по 1907 год и с 1907 по 1918 год. Самыми известными постройками считаются: Дом Лидваль, гостиница «Астория», Азовско-Донской банк, доходный дом Циммермана, особняк Нобеля, 2-е Общество Временного кредита, Шведская церковь, Товарищество «Братья Нобели». Ф.Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике, проявив при этом характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами. В эту пору его главная тема – доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Ф.Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения (14, с.24).

Много места в его деятельности занимали конкурсы. В разработке проектов Лидваль успешно сотрудничал с А.Н.Бенуа, О.Р.Мунцем, Р.И.Китнером, Г.А.Косяковым, С.В.Беляевым, с последним еще в 1899 году выполнил проект пятиэтажного здания с эркерами, рационального по структуре доходного дома с тремя внутренними дворами. Эта вполне зрелая работа молодых зодчих, была удостоена первой премии. Впоследствии Ф.Лидваль исполнил не мало конкурсных проектов (14, с.74).

В 1912 году Ф.Лидваль принял участие в заказном конкурсе, проведенном Министерством путей сообщения и Академией Художеств на проект здания Николаевского вокзала. В 1911 году Ф.И.Лидваль участвовал в конкурсе на проект здания Благородного собрания, расположенного на углу улиц Малой Садовой и Итальянской, 27 (14, с.82).

Деятельность Ф.Лидваля была многоплановой. Он преподавал в Политехническом институте, участвовал в издании журнала «Малая Посадская № 5». В 1907 году он – член жюри конкурса Мечети, затем пассажирского здания Николаевкой железной дороги, театра в Тамбове, школы народного творчества и многих других сооружений. К 1915 году относятся два конкурсных проекта-здания Волжско-Камского банка, один для Тифлиса, второй для Киева, выполненных Лидвалем совместно с талантливым зодчим Г.А.Косяковым. В том же году Лидваль совместно с Китнером выполнили проект Лысьвенского народного дома в Пермской губернии (14, с.43).

В 1910-1917 годах Ф.И.Лидваль преподавал на архитектурном факультете женского Политехнического института, вел архитектурное проектирование, поощрял, как и Л.Н.Бенуа эскизные проекты. Здесь был очень сильный состав педагогов: В.А.Покровский, В.А.Косяков, М.С.Лялевич, В.В.Старостин, П.Ф.Алешин, В.А.Щуко, И.Я.Билибин, С.В.Беляев, М.М.Перетяткович и другие крупнейшие зодчие и художники Петербурга. Вместе с Лидвалем они много сделали для образования женщин-архитекторов, многие из которых стали видными советскими зодчими. В 1914-1916 годах Ф.И.Лидваль участвовал в выпуске архитектурно-художественного еженедельника. Он был постоянным участником судейских конкурсных комиссий, привлекался к разработке программ на проектирование различных проектов (14, с.76).

Построив за относительно короткий отрезок времени не менее десяти крупных жилых зданий, Лидваль выдвинулся в ряды виднейших петербургских зодчих. Его творчество получает официальное признание общественности. В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады наградила Лидваля серебряной медалью за фасады дома № 19 на Конюшенной улице, а владелец дома № 61 на Каменноостровском проспекте также построенном Лидвалем получил почетный диплом. В 1909 году Ф.И.Лидвалю было присвоено почетное звание академика архитектуры (14, с.76).

В 1908 году Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс (30). Она родилась в 1885 году в Санкт-Петербурге (19, с.72). И жила вместе со своей семьей на Каменноостровском проспекте. Ее отец Герман Фридрих Эйлерс (родился в 1837 году в Восточной Фрисландии, ныне Голландия) был садовников в княжеской петербургской семье Юсуповых, а затем завел собственное дело и стал поставщиком цветов ко двору его Величества. Умер он в августе 1917 года в Петрограде (19, с.72).

Своим детям: Свену (31.12.1909г.р.), Андерсу (28.11.1911 г.р.), и Ингрид (01.08.1913 г.р.). Маргарет дала шведские имена, так как, выйдя замуж, она приняла шведское гражданство (19, с.72). В доме Ф.И.Лидваля разговаривали по-шведски, только оставаясь наедине с женой он говорил по-русски, считая наш язык романтичным. Лидваль был членом Российской Императорской Академии Художеств и получил приглашение стать придворным архитектором, но отказался, так как это предполагало принять русское гражданство.

С 1904 года по 1917 год Ф.И.Лидваль и его семья жили в доме на Каменноостровском проспекте в доме № 1/3, но после Февральской революции посланник Брендстрем посоветовал ему отправить семью в Швецию в надежде, что ситуация стабилизируется. Поэтому жена и дети Лидваля провели лето в стокгольмских шхерах. В августе 1917 года скончался отец госпожи Лидваль и она отправилась в Петроград, где находился в это время ее муж. Дети по-прежнему оставались в Швеции, куда она вернулась в сентябре. Этот приезд стал ее последним пребыванием в городе, в котором она родилась и выросла. По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф.И.Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года (она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь (30).

В 1919 году Шведское государство учредило «Русскую комиссию по имуществу», задачей которой являлось защитить интересы шведов в России, как частных лиц, так и предприятий. Среди тех, кто потерял больше всего, были семьи Лидвалей - архитектора и портных. Общая сумма требований Лидваля к Советскому государству достигало 1.792.520 крон, что соответствует 70-80 млн. нынешних крон. Сюда относились стоимости домов: на Зелениной улице, 20/15 (приобретен в 1910 году), на Безбородкинском проспекте,14 (приобретен в 1915 году), на Большом проспекте Васильевского острова, 99-101 (приобретен в 1916 году). Документы, подтверждающие право владения, имелись в ячейке № 700 Петроградского отделения Азовско-Донского банка. Жена Маргарет выставила требование в размере 375.000 крон. Но им ничего не вернули (30).

В 1920 году 25 февраля архитектор Юхан Фредерих Лидваль и его семья были зарегистрированы в приходе Хедвиг Элеоноры в столице Швеции (19, с.74) (см. приложение).

Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю-отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».

Первым самостоятельным зданием Ф.Лидваля стали 2 жилых дома в Английском стиле на улице Гюста Гатан 3-5, которые он выстроил в 1922 году. Среди других известных реализованных им проектов в Стокгольме- здание нефтяной фирмы «Шелл» на ул.Биргер Ярлсгатан и дом на углу улиц Турсгатан и Санкт-Эрикс Гатан. В случаях, когда Ф.И.Лидваль не был автором проекта, ему часто поручалось оформление фасадов и других частей здания. Примером этого и является дом «Шелл» с его перилами из литого чугуна, как в китайском кинотеатре. Ф.И.Лидваль спроектировал также несколько домов в конструктивистском стиле, но упрощенный архитектурный стиль 30-х годов нравился ему гораздо меньше, чем неоклассицизм 20-х годов. В «функционализме», как назывался шведский вариант конструктивизма, он уже не находил применения своему формальному мастерству (30).

Ф.Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоя-тельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами. Из воспоминаний дочери Ф.И.Лидваля: «Папа вовсе не был сентиментальным и не жил воспоминаниями о прошлых успехах, но его чувства тем не менее иногда выходили наружу. Он справился с ролью, лично для него унизительной, прежде всего потому, что его профессиональная честь и любовь к делу никогда не давали ему ни передышки, ни отдыха. Как вспоминали его русские коллеги, я не знаю. Но здесь в Швеции, папе было интеллектуально скучно, и он ощущал себя духовно одиноким. С Петербургских времен, что зодчие и художники встречаются, говорят об архитектуре и искусстве. Папа так и не смог понять, что шведские архитекторы не испытывают потребности в неформальном интелектуальном общении.» «Мой отец, - пишет Ингрид Лидваль, - никогда не был связан с шведскими архитекторами в такой же степени, как он был связан с коллегами в Петербурге… Для него было большой радостью сотрудничать с архитекторами и художниками в С. – Петербурге…В те дни он был счастливым человеком»(19).

Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф.И.Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945года. Маргарет Фредерике умерла 12 апреля 1962 года. Они похоронены в одной могиле на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма) (19, с.78).

Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля А.А.Оль, Р.И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.

3 глава. Шедевр Северного модерна

3.1. Архитектурный портрет дома.

Дом на Каменноостровском проспекте одно из ранних произведений Ф.Лидваля. Это выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка. Здание состоит из нескольких разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором курдонёром (cour dhonneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными (15, с.188). По словам Е.А.Борисовой и Г.Ю.Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые (4, с.246).

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Бо-ковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И.Е.Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В.В.Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, "горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем (14, с.31).

От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами - фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; Привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения - картуш с датой окончания главной части комплекса "1902". Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты - голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями. Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей (23, с.25). На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш.Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле (2, с.187).

Постройка дома И.Б.Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П.Т.Бадаева (ул.Восстания, 19), спроектированного архитекторами В.И. и Г.А.Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха (2, с.188).

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. А фантастические рыбы и львиные маски? Такое смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна (23, с.23).

Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.

Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара».
Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» - первой в фамилии хозяев – Lidvall.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры (10, с.186).

3.2. Устройство и быт старого петербургского дома

Сменяясь, шумели вокруг поколения,
Вставали дома, как посевы твои…
В. Брюсов (11, с.74)

Дом И.Б. Лидваль относится к типу Доходных домов, которые были рассчитаны исключительно на жильцов с большими средствами, требующих квартир со всеми удобствами. Здесь квартиры были все одинаково благоустроены, отличались лишь величиной да расположением окон – на запад, на восток, на юг – да по этажам. Задача архитектора – объединить традиции города – «строгий, стройный вид» - с требованиями новой, деловой жизни, что им вполне удалось.
В ходе исследования я с интересом узнала о быте доходного дома на рубеже XIX и ХХ веков.

Остановим свое внимание для начала на тружениках дома – дворниках. Старшие из них подбирали из родни или земляков себе подручных – младших дворников, здоровых, нестарых крестьян, которых деревня выбрасывала в город на заработки. В большинстве это были неграмотные или малограмотные люди, от них требовались большая сила, трудолюбие, чистоплотность и честность. Жили они по дворницким, обыкновенно без семей, своего рода артелью. Старшие получали по 40 рублей, младшие по 18-20 рублей. Старшие были начальством – они не работали, а распоряжались и наблюдали за работой других. Дворники с утра до вечера убирали улицы, дворы, лестницы, разносили дрова по квартирам. Особенно доставалось этим труженикам зимой при снегопадах: надо было скребками вычистить все панели, посыпать их песком, сгрести в кучи снег и на лошадях отвести в снеготаялку. Кроме своего жалования они получали чаевые за услуги жильцам: выколачивали ковры, завязывали и выносили вещи при отъезде жильцов на дачи, носили корзины с бельем на чердак. Они знали, кто когда именинник, и обходили жильцов, проживающих по отведенной каждому лестнице. За такие поздравления им не только давали на чай, но и угощали водочкой и закуской. Многие из них старались одеться по-городскому, завести хромовые сапоги, пиджак, жилетку, гарусный шарф (11, с.16).

Подъезды квартир обслуживались швейцарами. Они набирались из тех дворников, которые были пообходительней, состарились и не могли уже выполнять тяжелую работу. Также требовалась благообразная внешность и учтивость. Они убирали парадную лестницу, натирали мозаичные площадки для блеска постным маслом, чистили медные ручки дверей; в общем работа была не тяжелая, но беспокойная – ночью по звонку запоздавшего жильца надо было отпирать дверь, особенно в праздники, когда ходили гости. Хозяин выдавал им всем обмундирование – ливрею, фуражку с золотым позументом. Швейцары пользовались заслуженным доверием хозяев квартир, часто при отъездах на дачи оставляли ключи от квартир, поручали поливать цветы. Как правило, кроме жалования от хозяина они получали еще и от квартирохозяев.

Так же наблюдение за порядком несли дежурные дворники у ворот, с бляхой и свистком, зимой в тулупе, валенках и теплой шапке. Они смотрели, кто входил во двор, незнакомого спрашивали, куда идет, не пускали шарманщиков, торговцев вразнос, наблюдали, чтобы не выносили вещей без жильцов. Ночью ворота запирались, в подворотне стояла деревянная скамья, на которой они сидели или лежали, пока не потревожит их звонок запоздалого жильца, который совал им в руку монетку (11, с.61).

Так как во дворе были построены конюшни, то можно отметить, что были и кучеры, которые жили в отдельных комнатах. В то время автомобили были не у всех, и были ли они у Лидвалей нам не известно.

4 глава. Люди, прославившие дом И.Б.Лидваль

4.1. В начале ХХ века

Дом И.Б.Лидваль является не только памятником архитектуры, но и домом, в котором на протяжении века жили и работали известные личности. В начале ХХ века здесь снимали квартиры предприниматели, актеры, ученые, певцы, художники и архитекторы.

С помощью справочника «Весь Петербург», энциклопедий (3, с.21) и материалов ЦГА СПб мне удалось найти некоторых из них.

В этом доме с 1903 по 1917 год жил Б.А.Каминка (12, с.93). Он являлся представителем русской финансовой олигархии, крупный деятель кадетской партии, директор-распорядитель, председатель правления Азовско-Донского коммерческого банка. Это здание находится на Большой Морской улице, в доме 3/5, которое возвели по проекту Ф.Лидваля. Б.А.Каминка играл заметную роль в общественной жизни, занимался благотворительной деятельностью. В 1920 году он уехал в Париж (12, с.94). Б.А.Каминка проживал в этом доме с женой Анастасией, сыновьями Александром, Михаилом, Георгием, Ипполитом, дочерьми Дарьей и Виталией.

Его старший сын Александр Борисович Каминка, 1887 года рождения, петербургский банкир, окончил Петербургский университет, работал актером, затем открыл актерскую школу. После 1917 года эмигрировал из страны. Жил в Париже, занимался банковской деятельностью. Был кинопродюсером, в 1920 году основал и возглавил студию «Альбатрос», которая первоначально выпускала фильмы русских режиссеров-эмигрантов. В 1920-1959 годах организовал съемку ряда фильмов, в том числе Я.Протазанова, И.Мозжухина, В.Туржанского, А.Волкова.

Второй сын Б.А.Каминки – Георгий, 1893 года рождения, учился в Тенишевском училище, затем поступил на экономический факультет Политехнического института. Осенью 1912 года взял отпуск из института и поступил вольноопределяющимся во Владимирский уланский полк. Через год вернулся в институт, окончил его со званием кандидата экономических наук (1917г.) Был командирован в Норвегию и Швецию по делам Красного Креста. До 1919 года жил в Скандинавии, затем переехал в Париж (12, с.94).

В 1904 году в доме Лидваль жил архитектор А.Р.Гавеман1, к этому времени он был уже автором особняка К.А.Горчакова на Б.Монетной улице (дом №19, рядом с Каменноостровским) (1, с.82).

В 1905-1907 г.г. в этом доме жил архитектор Андрей Петрович Вайтенс2. В 1904 году он закончил Академию художеств. Преподавал в Ленинградском художественно-техническом институте. В 1908-1910 г.г. он построил собственную дачу в Лахте (ул.Лесная, д.21). В 1910-1914 г.г., произвел отделку вестибюля и гостиной Юсуповского дворца. В 1914 году построил производственные сооружения Газового общества для освещения улиц. Доходный дом Ф.Ф.Нидернмейера на Каменноостровском проспекте №39. В советское время строил жилые дома и путевые сооружения Октябрьской железной дороги, правительственные дачи и другие здания на Черноморском побережье Кавказа (1, с.66).

В 1907-1979 годах в квартире №33 жила Сильвия Соломоновна Кофман – театральный художник.3 Она родилась в Одессе 31 мая 1907 года в семье врача. Окончив школу и театральный техникум, в 1925 году поступила в Одесский политехникум изобразительных искусств. После окончания 1 курса в 1926 году Сильвия Кофман поступила в Высший художественный институт в Ленинграде на отделение театральной декорации факультета живописи и окончила его через 4 года. Сначала она принимала участие в оформлении майских и октябрьских праздников, работала в издательствах. Позже работала в театрах страны по оформлению спектаклей. В 1934-1936 годах она уже главный художник Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей. На протяжении всех лет творческой деятельности участвовала в выставках и писала инсценировки.

С 1908 по 1914 год в доме 1/3 снимал квартиру профессор А.И.Горбов – химик, ученик А.М.Бутлерова. Совместно с В.Ф.Миткевичем он в 1907-1910 годах в Политехническом институте впервые в России сконструировал установку для получения азотной кислоты из воздуха дуговым методом. Горбов – один из организаторов Института прикладной химии (23, с.24).

Из справочника «Весь Петербург» мне удалось узнать, что в 1909 году на Каменноостровском 1/3 жил знаменитый живописец К.С.Петров-Водкин. Следует отметить, что этот адрес не был указан в посвященной художнику книге «Петров-Водкин в Петербурге – Петрограде – Ленинграде» (24). Он обучался с 1897 по 1905 г.г. в Московском училище живописи у замечательного мастера и педагога В.А.Серова, в 1901 году в студии А.Ажбе в Мюнхене, в 1905-1908 годах в частных академиях Парижа. Петров-Водкин выступал и как писатель. Им написаны рассказы, повести, очерки, теоретические статьи (29, с.340) (см. приложение).
С 1909 по 1995 год в квартире №29 жил архитектор Яков Михайлович Лукин – мастер авангарда, неоклассики и функциональной архитектуры4. В 1955-1960 годах совместно с П.А.Ашастиным, Н.В.Барановым и инженером И.А.Рыбиным было построено новое здание Финляндского вокзала (15, с.231).

Дом связан с именем народного артиста СССР, актера Александринского театра (сейчас он называется – театр драмы имени А.С.Пушкина) Ю.М.Юрьева (5). Он поселился здесь в 1915 году и прожил до 1930 года (23, с.24).

Славу актеру принесли роли классического репертуара: Ромео, Фауст, Уриель Акоста, Дон Жуан. Им созданы великолепные образы Арбенина, Кречинского, Чацкого. Известно, что репетиции трагедий «Царь Эдип» и «Макбет» Юрьев проводил у себя на квартире. Об этих занятиях оставила воспоминания актриса О.П.Беюл: «Репетировали мы у него дома. С великим удовольствием входили в его прекрасную квартиру, всегда, разумеется, раньше назначенного времени, чтобы не опоздать. Бывало даже так, что являлись, когда Юрьева еще не было дома. Отворяла нам дверь его няня и домоуправительница маленькая старушка Прасковья Ивановна и сразу звала к себе на кухню. Юрий Михалыч наказывал: Придут мои девчонки, напоите их чаем, они, наверное, есть хотят».

Хорошо помню большую комнату, в которой мы занимались, очевидно его кабинет. Она была обставлена старинной мебелью красного дерева. (Теперь эта мебель размещена в гостиной Дома ветеранов сцены). Над диваном висела большая копия картины И.Е.Репина «Воскрешение дочери Иаира». На письменном столе - фотография М.Н.Ермоловой. Репетировали мы много и долго. С нами он занимался отдельно, сам читал за всех остальных персонажей. Характерные образы он объ-яснял и показывал превосходно. Ролька у меня крошечная, но как мне было интересно жить! С какой радостью я шагала через Троицкий мост, к дому №1 по Каменноостровскому проспекту, поднималась на IV этаж и каждый раз с неизменным волнением нажимала кнопку звонка…»6.

В 1943 году Ю.М.Юрьев становится лауреатом Сталинской премии. За педагогическую деятельность ему в 1947 году было присвоена степень доктора искусствоведческих наук (см. приложение).

Перед революцией в доме Лидваль жил К.К.Ракуса-Сущевский, директор правления ряда крупных предприятий, среди которых Русско-Балтиейское судостроительное и механического акционерное общества.

Г.А.Бунге – председатель правления Русско-Бельгийского металлургического общества.

Э.К.Грубе – председатель правления Сибирского торгового банка и Е.Е.Ферро – директор правления Брянского металлургического завода (12, с.151-154).

В этом же доме жил финансист и промышленник Генрих Генрихович Рауперт – член правления Азовско-Донского банка, директор Петербургского общества страхования (12, с.152).

Лидваль Ф.И.

Лидваль Федор Иванович

Годы жизни: 1870 - 1945

Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.

На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.

В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.

Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.

Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.

В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.

В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.

Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.

Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.

В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.

Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.

Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.

Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),

особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.

В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.

Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году.
Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882–1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером «северного» модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной.

Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.
После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1–3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения

Биография

В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица.

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения в петербургской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Л. Н. Бенуа . Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.

С 1909 года - академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

В 1918, разорённый революцией, вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию , но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом .

Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

Творчество

Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля», построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1918 году.

В здании Азовско-Донского банка (1907-1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Астрахань , Киев , Харьков).

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом на Троицкой улице (ныне ул. Рубинштейна, дом 15-17), другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки (наб. Фонтанки, дом 54).

Постройки

В Санкт-Петербурге - Петрограде

  • Каменноостровский проспект, д.№ 1-3 - Малая Посадская улица, д.№ 5 - доходный дом Иды-Амалии Балтазаровны Лидваль, матери архитектора. Строился по ее заказу с 1899 по 1904 год. Сам Лидваль жил в этом доме, а его мастерская находилась в корпусе, выходящем на Малую Посадскую.
  • Красногвардейский переулок, д.№ 15 - корпуса чугунолитейного завода К. К. Экваля. Расширение. 1899, 1906.
  • Кубанский переулок, д.№ 1 - Тучков переулок, д.№ 4 - Кадетская (Съездовская) линия, д.№ 9 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Ф. И. Клеменца (А. И. Винтера). Перестройка 1900 года.
  • Красногвардейский переулок, д.№ 15 - особняк К. К. Экваля. 1901. Совместно с С. В. Беляевым.
  • Малая Посадская улица, д.№ 17 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Шарля де-Риц-а-Порта. 1902.
  • Апраксин переулок, д.№ 6 - здание Купеческой гостиницы М. А. Александрова. 1902-1903.
  • Малая Посадская улица, д.№ 19 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом А. К. Леммериха. 1904.
  • Малая Конюшенная улица, д.№ 3 - доходный дом Шведской церкви Екатерины и Екатерининский зал. 1904-1905.
  • Большая Конюшенная улица, д.№ 19/Волынский переулок, д.№ 8 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом М. Н. и Н. А. Мельцеров. 1904-1905.
  • Большой проспект Васильевского острова, д.№ 92 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Ю. П. Коллана. 1904-1905.
  • Моховая улица, д.№ 14 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом О. И. Либих. 1905-1906.
  • Каменноостровский проспект, д.№ 61 - улица Чапыгина, д.№ 2 - доходный дом А. Ф. Циммермана. 1906-1907, 1913. При участии А. Ф. Нидермейера.
  • Садовая улица, д.№ 34 - здание Второго общества взаимного кредита. 1907-1909.
  • Михайловская улица, д.№ 1/Итальянская улица, д.№ 7 - здание гостиницы «Европейская». Внутренняя перестройка, отделка интерьеров. 1908-1910.
  • Малая Посадская улица, д.№ 15 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Шарля де-Риц-а-Порта. 1908-1910.
  • Большая Морская улица, д.№ 3-5 - здание Азовско-Донского банка. 1908-1909, 1912-1913.

северный модерн архитектура стиль

Самый знаменитый представитель северного модерна в Петербурге -- Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870--1945), рожденный в "северной столице" 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончив в 1882 начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, Лидваль поступил во Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890--1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской Л. Н. Бенуа. После окончания Академии художеств получил звание художник-архитектор, а позже -- академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В 1918 вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, разоренный революцией. Построил ряд зданий в Стокгольме. Но самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме.

В 1900-е годы работы Лидваля стали играть значительную роль в зодчестве Петербурга. Поначалу он, как и многие, был сторонником стиля "модерн", господствовавшего в то время. Как одна из самых ранних известных работ, часто в пример приводится "Дом Лидваля" на Каменноостровском проспекте, 1-3, доходный дом, выполненный в стиле северного модерна, построенный архитектором по заказу матери в 1899-1904 г. Основные черты, отличающие дом от других стилей, это "готические" окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. До своей вынужденной эмиграции Лидваль проживал в этом доме в 1918 году (рис. 4.1).

Рассмотрим отличительные особенности данной постройки.

Ритм чувствуется во всех архитектурных деталях сооружения: сочетания окно с простенками, ритмические линии балконов и эркеров, продиктованные планировкой квартир и дополнительных помещений. Изображения прячущихся волков, играющих зайцев, крадущихся ящериц, соколов, филина, переплетенных корней деревьев, папоротников и мухоморов раскрывают нам сюжеты северной лесной жизни, которые показаны в барельефе в каменных порталах подъездов. (рис.2.2). Орнаменты флоры и фауны на стенах сооружения выполнены из тальк-хлорита. Широко известен балкон с огромным пауком и орнаментом из кованых решёток, где "цветут" металлические подсолнухи. (рис.4.2, рис.4.3). Интересно то, что композиция имеет сюжет и олицетворяемые образы, например, паук - символ рукоделия, ремесла, а также в более широком понимании - судьбы.

Примечательно то, что, начиная с Лидваля, в постройке петербургских сооружений появляется двор-курдонер.

Здание с парадным двором, с фасадами, щедро украшенными мотивами северной флоры и фауны, положило начало застройке Каменноостровского проспекта. Таким образом, "Дом Лидвалей" является ярким примером синтеза искусств и архитектуры XX века, со своей асимметрией, богатым по пластике фасадом, с разнящимися по формам проёмами и сочетаниями плоскостей и форм.

Другие образцы "северного модерна" Федора Лидваля:

· Доходный дом шведской церкви на М. Конюшенной ул., д. 19 на Б. Конюшенной ул., д. 92 на Большом пр. В. О., д. 14 на Моховой ул. (все - 1904-06).

· Дом 61 на Каменноостровском пр. (1909) отличается тонким цветовым решением.

· Здание купеческой гостиницы в Апраксином пер., 6 (1902-03).

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуа начал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль создал ряд зданий многоквартирных комфортабельных доходных домов и общественных зданий в центре Санкт-Петербурга (Петроградская сторона, Васильевский о-в и др.). В том числе дома на М. Посадской ул. (15, 17 и 19), образующие законченный жилой комплекс. Один из крупнейших комплексов 1910-х - доходный дом гр. Толстого (Фонтанка, 54 - ул. Рубинштейна, 15-17, 1910-12) с целой системой дворов, образующих своеобразную "улицу зодчего Лидваля"

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Начиная с 1910-х годов, Лидваль меняет тактику постройки домов, что трактовано требованием меняющегося времени. Зодчий умело проектирует дома в соответствии с меняющимися претензиями.

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для А.Л. Лишневского Лидвалем близкий по стилю к скандинавскому зодчеству. Главный фасад здания имеет сложный изломанный контур, смотрящий во двор. Декор не повторяется. Окна так же различные по величине и конфигурации, штукатурка различна в фактурах и сочетании с тесанным и грубоколотым камнем. Обращенный к проспекту боковой фасад плоский, симметричный, с выделяющимся застеклённым эркером.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни, ведь Лидваль был связан с культурой Петербурга и России, продолжая считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге он считал самыми счастливыми в его жизни. После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Вывод: Лидваль оставил после себя множество построек не только в Санкт-Петербурге, но и в Швеции. Здания, что выполнены в стиле северного модерна, показывают умелое сочетание комбинации материалов, орнаментов и отделки. В декоре Лидваль использует иносказательные образы (как паук), раскрывая некие "сюжеты" своих зданий. Постройки Лидваля и мастеров его круга определили своеобразие и уровень петербургского зодчества 1900-1910-х годов.